Кайкаус II
Кайкаус II | |
---|---|
Султан Рума | |
Царствование | 1246–1262 |
Предшественник | Кайхусрав II |
Преемник | Кылыч Арслан IV |
Сосултаны | Кайкубад II (1249–1254) Кылыч Арслан IV (1249–1254) и (1257–1262) |
Умер | 1279/80 Крым |
Дом | Дом Сельджуков |
Отец | Кайхусрав II |
Мать | Продулия |
Религия | ислам |
Кайкаус ибн Кайхусрав или Кайкаус II ( персидский : Изз . ад-Дин Кайкавус ибн Кайхусрав ) был султаном сельджуков Рума с 1246 по 1262 год [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Кайкаус был старшим из трёх сыновей Кайхусрава II . Его матерью была Продулия, византийская гречанка , возможно, крестившая Кайкауса в детстве. [ 2 ] [ 3 ] На момент смерти своего отца в 1246 году он был юношей и мало что мог сделать, чтобы предотвратить монгольское завоевание Анатолии . Большую часть своего пребывания на посту сельджукского султана Рума он делил трон с одним или обоими своими братьями, Кылыдж Арсланом IV и Кайкубадом II . Монгольский полководец Байджу угрожал ему, предупредил, что он опоздал с уплатой дани, и попросил новые пастбища в Анатолии для монгольской конницы. Монголы победили Кайкауса, который затем бежал в Римскую империю в 1256/1257 году. [ 4 ] В какой-то момент Какыкаус вернулся в султанат, но ему пришлось снова бежать в Византию после гражданской войны с Килиджи Арсланом IV примерно летом 1262 года, на этот раз в сопровождении своей семьи. [ 5 ] Римский двор задержал его, однако принял как обычно. Однако вскоре напряженность между султаном и императором возросла, и Кайкаус попытался свергнуть Михаила. [ 5 ] Тогда брат Кайкауса Кайкубад обратился к хану Берке из Золотой Орды . Ногай вторгся в Империю в 1265 году и освободил его и его людей после того, как император Михаил VIII Палеолог задержал посланника из Каира в Берке. Берке отдал Кайкаусу удел в Крыму и женил его на своей дочери Урбай-хатун. [ 6 ] Умер в ссылке в 1279 или 1280 году в Крыму.
По словам Рустама Шукурова , Кайкаус II «имел двойную христианскую и мусульманскую идентичность, которая еще больше осложнялась двойной тюркско-персидской и греческой этнической идентичностью». [ 7 ] Сообщается, что Кайкаус и его сыновья были крещены, и пока в Константинополе семья посещала церковные бани, причащалась и посещала пасхальные службы под присмотром Патриарха Арсения . [ 3 ] Даже находясь в Крыму, Кайкаус по-прежнему настаивал на своей христианской вере, защищая Арсения от обвинений в неканоническом общении с язычниками (Кайкаусом и его семьей), прося энгольпиона, который он оставил в Константинополе, и предлагая съесть свинину, чтобы доказать свою православие. [ 8 ]
Семья
[ редактировать ]У Кайкауса было несколько жен, но только одна сопровождала его в Византию. Армянин Киракос Гандзакеци сообщил, что Кайкаус был женат на дочери императора Иоанна III Дукаса Ватацеса , а более поздние османские источники называют ее именем Анна, однако оба эти утверждения ненадежны и, вероятно, указывают только на то, что его жена была христианкой и, возможно, римлянкой. Эта жена продолжала жить в Константинополе после побега Кайкауса. [ 9 ]
Дети Какьяуса, все от неизвестных матерей:
- Гият ад-Дин Масуд (род. 1262–1308), старший сын и наследник, сопровождавший Кайкауса в Византию, а затем в Золотую Орду. После смерти Кайкауса Масуд восстановил положение своего отца, став последним султаном Рума, и сохранил хорошие отношения с сыном Михаила VIII Андроником II Палеологом . [ 10 ]
- Рукн ад-Дин Каюмарт (род. 1262–1293 гг.), средний сын, который также последовал за своим отцом в Византию и Золотую Орду. Участвовал в борьбе за власть с Масудом после смерти Кайкауса, которая закончилась заключением и смертью Каюмарта. [ 11 ]
- Константин Мелик (род.1264-ок.1306), оставшийся в Константинополе после побега Кайкауса, вероятно, из-за своего юного возраста. Константин оставался на римской службе до конца своей жизни и сделал блестящую карьеру на посту губернатора Берройи в 1280-х годах, а затем Пегаи в 1305/1306 году. Константину в какой-то момент был присвоен титул Цезаря или Себастократора , и его потомки продолжали служить в Римской империи до ее распада в 15 веке. [ 12 ]
- Саббас Султан? (р.1265-1320?), еще один сын, оставшийся в Константинополе. Судя по всему, он стал монахом и служил под началом Константинопольского патриарха, прежде чем переехать в Крым, где и умер. [ 13 ]
- Безымянная дочь (род.1264-?), арестованная после побега отца. [ 14 ]
- Рукн ад-Дин Кылык Арслан (р.1264-?), один из сыновей Кайкауса, родившийся в Крыму после бегства из Константинополя. [ 14 ]
- Сиявус (р.1264-?), один из сыновей Кайкауса, родившийся в Крыму после бегства из Константинополя. [ 14 ]
- Фарамарз (р.1264-?), один из сыновей Кайкауса, родившийся в Крыму после бегства из Константинополя. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]
Несмотря на то, что Кайкаус был свергнут и сослан, он оставался популярным среди туркмен Анатолии и представлял собой угрозу стабильности хрупких сельджукско-монгольских отношений. Визирь Фахр ад-Дин Али в 1271 году был на время заключен в тюрьму за переписку с ним. Именно у Кайкауса Караманоглу Мехмед-бей в 1276 году искал помощи в своем восстании против монголов. Поскольку Кайкаус был не в состоянии помочь, Мехмед-бей счел, что лучше иметь на своей стороне представителя линии Кайкауса, даже если это всего лишь самозванец, и назначил Джимри главой восстания. Позже Кайкаус отправил из Крыма нескольких своих сыновей в качестве претендентов, одному из которых, Масуду II , в конечном итоге удалось завоевать трон сельджуков в 1280 году.
Некоторые современные историки считают, что византийский дворянин Афанасиос Султанос был братом или сыном Кайкауса, но это маловероятно из-за более позднего возраста, в котором жил Султанос. Однако другая ветвь христианизированной аристократической семьи Султаной действительно была основана близким родственником. Кайкауса, откуда и их название. [ 15 ]
В период Османской империи мятежник шейх Бедреддин , который пользовался поддержкой в основном туркменских мигрантов на Балканы , заявлял о своем происхождении от Кайкауса II.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «КЕЙКАВУС II - Исламская энциклопедия TDV» .
- ^ Пикок и Йылдыз 2013 , стр. 118–119, 121.
- ^ Jump up to: а б Шукуров 2016 , с. 62.
- ^ Шукуров 2016 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Шукуров 2016 , с. 99.
- ^ де Никола 2017 , с. 115.
- ^ Павлин и Йылдыз 2013 , с. 133.
- ^ Шукуров 2016 , с. 62–63.
- ^ Шукуров 2016 , с. 114–115.
- ^ Шукуров 2016 , с. 115–116.
- ^ Шукуров 2016 , с. 116.
- ^ Шукуров 2016 , с. 116–117.
- ^ Шукуров 2016 , с. 117–118.
- ^ Jump up to: а б с д Шукуров 2016 , с. 119.
- ^ Шукуров 2016 , с. 190–196.
Источники
[ редактировать ]- Каэн, Клод (1968). Доосманская Турция: общий обзор материальной и духовной культуры и истории . Перевод Дж. Джонса-Уильямса. Нью-Йорк: Таплингер. стр. 271–279.
- де Никола, Бруно (2017). Женщины в монгольском Иране: хатуны, 1206-1335 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474415484 .
- Павлин, САУ; Йылдыз, Сара Нур, ред. (2013). Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке . ИБТаурис. ISBN 978-0857733467 .
- Шукуров, Рустам (2016). Византийские турки, 1204-1461 гг . БРИЛЛ. ISBN 9789004307759 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Профессор доктор Мехмет Эти. «Анатолийские монеты > Сельджуки Рума > Первое правление Кай-Кауса II» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 г.
- Профессор доктор Мехмет Эти. «Анатолийские монеты > Сельджуки Рума > Кай-Каус II, второе правление» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 г.