Jump to content

Давид IV

(Перенаправлено с Давида Строителя )
Давид IV Строитель
Давид IV строитель
Король королей Грузии
Король Грузии
Царствование 1089–1125
Предшественник Георг II
Преемник Деметрий I
Рожденный 1073
Кутаиси
Умер 1125 (1125-00-00) (51–52 года)
Тбилиси
Похороны
Супруг Русудан из Армении
Гурандухт [ ка ]
Проблема
Среди прочего
Деметрий I Грузинский
Династия Багратиони
Отец Георг II Грузии
Мать Elene  [ ka ]
Религия Грузинская Православная Церковь
Хелртва Давид IV Строитель Подпись Давида IV Агмашенебели

Давид IV , также известный как Давид IV Строитель. [ 1 ] ( грузинский : Давид IV Агмашенебели , латинизированный : Давид IV Агмашенебели ) (1073-1125), из династии Багратиони , был пятым царем ( мепе ) Грузинского королевства с 1089 года до своей смерти в 1125 году. [ 2 ]

Широко считающийся величайшим и самым успешным грузинским правителем в истории и оригинальным архитектором Золотого века Грузии , ему удалось изгнать турок-сельджуков из страны, выиграв битву при Дидгори в 1121 году. Его реформы армии и администрации позволило ему воссоединить страну и взять большую часть земель Кавказа под контроль Грузии . Друг Церкви и известный популяризатор христианской культуры , он был канонизирован Грузинской Православной Церковью .

Прозвище и царственный порядковый номер

[ редактировать ]

Эпитет агмашенебели ( აღმაშენებელი ), который переводится как «Строитель» (в смысле «построен полностью»), «Восстановитель», [ 3 ] или «Реставратор», [ 4 ] [ 5 ] впервые появляется как прозвище Давида в грамоте, изданной от имени «Царя царей Баграта » в 1452 году, и прочно закрепляется за ним в трудах историков 17-18 веков, таких как Парсадан Горгиджанидзе , Бери Эгнаташвили и князь Вахушти . [ 6 ] Эпиграфические данные также свидетельствуют о раннем использовании Давидом другого эпитета — «Великий» (დიდი, диди ). [ 7 ]

Ретроспективно Давида Строителя по-разному называли Давидом II, III и IV, что отражает существенные различия в порядковых номерах, присвоенных грузинским Багратидам , особенно в ранний период их истории, из-за того, что нумерация последовательных правителей перемещается между многими ветвями семьи. [ 8 ] [ 9 ] Ученые в Грузии отдают предпочтение Давиду IV. [ 8 ] его предшественниками-тезками были: Давид I Куропалатес (умер в 881 г.), Давид II Магистрос (умер в 937 г.) и Давид III Куропалатес (умер в 1001 г.), все члены основной линии династии Багратиони. [ 10 ]

Семейное происхождение и молодость

[ редактировать ]
Давид IV со своим двором. « Роман Трои» , Бенуа де Сент-Мор . Давид изображен справа в мантии и с короной.

Год рождения Давида можно вычислить по дате его восшествия на престол, записанной в «Житии царя царей Давида» (Цхореба ჲ მალი-ლერილილი რარილი რარილი), написанном ок. 1123–1126, [ 11 ] [ 12 ] как короникон ( пасхальный цикл ) 309, то есть 1089 год, когда ему было 16 лет. Таким образом, он должен был родиться в корониконе 293 или 294 года, то есть ок. 1073. Согласно тому же источнику, он умер в корониконе 345 года, когда ему должно было исполниться 52 или 53 года. Профессор Кирилл Туманов называет датами Давида 1070 год и 24 января 1125 года. [ 13 ]

Согласно « Жизни царя царей Давида», написанной ок. 1123–1126 гг., Давид был единственным сыном короля Грузии Георга II (годы правления 1072–1089). [ 14 ] Современный армянский летописец Матфей Эдесский упоминает брата Давида Тоторме. [ 15 ] Последняя, ​​по мнению современного историка Роберта Томсона , была его сестрой. [ 14 ] Имя матери Давида, Елены, записано на полях Евангелия от Матфея из монастыря Цкаростави; в остальном она не засвидетельствована. [ 16 ] Давид носил имя библейского царя-пророка, 78-м потомком которого он считался. [ 14 ]

По отцу Давид имел предков среди самых видных династий Кавказа . Дедушкой Давида был царь Грузии Баграт IV , а бабушкой — аланская принцесса Борена . Кроме того, он имел сношения с Византийской империей . Тётя Давида по отцовской линии Марта-Мария была супругой последующих византийских императоров Михаила VII Дуки и Никифора III Ботаниата . [ 17 ]

Отец Давида, Георг II, столкнулся с серьезной угрозой королевству Джорджия. В страну вторглись турки-сельджуки , которые были частью той же волны, которая захлестнула Анатолию , разгромив Византийскую империю и взяв в плен императора Романа IV Диогена в битве при Манцикерте в 1071 году. [ 18 ] В ходе того, что средневековые грузинские хроники называют Диди Туркоба , « Великое турецкое вторжение », несколько провинций Грузии обезлюдели, и Георгий был вынужден просить мира, став данником султана Малик-Шаха I в 1083 году, когда Давиду было 10 лет. Великие дворянские дома Джорджии, пользуясь колеблющимся характером короля, стремились утвердить для себя большую автономию; Тбилиси , древняя столица Картли , оставался в руках мусульманских правителей , а местная династия, какое-то время подавленная энергичным отцом Георгия Багратом IV , сохраняла свою шаткую независимость в восточном регионе Кахети под сюзеренитетом Сельджуков. [ 19 ]

Вступление на престол

[ редактировать ]
Реконструкция личного знамени Давида Строителя.

Давид вырос во времена войны и запустения из-за разрушительных действий и сельджуков многочисленных поражений его отца от этих захватчиков. Столкнувшись с такой ситуацией, против короля Георга II возникла значительная оппозиция , которая привела к смене власти в пользу молодого Давида; Георгий Чкондидский был бы одним из этих противников. [ 20 ]

В «Житии царя царей Давида» не излагаются подробности передачи власти между Георгием II и его сыном. Нодар Асатиани описывает это событие как «дворцовую революцию», в которой приняли участие несколько высокопоставленных лиц в 1089 году. [ 20 ] Другие историки говорят скорее о давлении на грузинского царя с целью его отречения вместо государственного переворота . [ 21 ] Современный летописец Давида IV ограничивается упоминанием о смене власти как коронации юного принца его отцом: [ 22 ] что подталкивает некоторых историков, таких как Кирилл Туманов, предполагать совместное правление Георгия II и Давида IV, по крайней мере, до 1112 года, [ 23 ] а фрески, найденные в церкви Атени-Сиони, изображают его в монашеской одежде, что означает, что его отречение было вынужденным. [ 24 ] Историческая традиция, основанная принцем Вахушти в 18 веке и поддержанная Мари-Фелисите Броссе в 19 веке, гласит, что Давид стал преемником Георга после его смерти, ряд сохранившихся документов предполагают, что Георгий умер около 1112 года, и что, хотя он сохранил королевский титул до его смерти, [ 25 ] [ 26 ] [ 22 ] он не играл значительной политической роли, реальная власть перешла к Давиду. [ 26 ] Более того, сам Давид был соправителем своего отца незадолго до того, как в 1089 году стал королем-регентом; в документе 1085 года Давид упоминается как «царь и севастос », причем последний является византийским титулом. [ 25 ]

Приход к власти Давида IV приветствовался несколькими фракциями страны как знак освобождения Королевства Грузия , страдающего политически, экономически, культурно и даже религиозно. [ 27 ]

Возрождение Грузинского государства

[ редактировать ]

Став королем в 16 лет, [ 22 ] молодой Давид IV оказался во главе царства, потерявшего большую часть своих первоначальных территорий в 1010 году. Грузинское царство , простиравшееся в начале XI века от Ширвана до восточного побережья Черного моря , ныне является ограничивается Абхазией и Картлию . Сезонные опустошения, вызванные турецкими набегами, начиная с 1080-х годов, представляли экономическую опасность для страны, которая была вынуждена признать себя вассалом империи Сельджуков и платить дань захватчикам. [ 21 ] основы грузинского государства, основанного на православии Внутри страны подрываются и центральной царской власти, что ставит якобы единое царство на грань разрушения. Некоторые историки сравнивают задачу молодого государя с задачей Давида III Тао и Иване Марушисдзе, князей, объединивших Грузинское царство . [ 28 ]

Конец турецкого опустошения

[ редактировать ]
Карта, показывающая Великую империю Сельджуков в период ее расцвета после смерти Малик-шаха I в 1092 году.

Первым шагом Давида IV по восстановлению грузинской экономики стало прекращение турецких набегов на Грузию . После 1080 года и захвата Кутаиси эмиром Ахмедом Грузинское царство было вынуждено принять сюзеренитет Сельджуков и платить ежегодную дань. [ 29 ] Однако, несмотря на эти меры, мусульмане не прекратили свои сезонные опустошения, и несколько турецких кочевых племен обосновались в Грузии за счет грузинского населения, что привело к краху местного феодального строя. [ 27 ] Современная историография сообщает, что к приходу Давида Строителя во внутренней Грузии уже не было сельского населения, все жители укрылись в местных крепостях. [ 22 ]

Чтобы изгнать турок со своих территорий, царь Давид начинает с реорганизации армии, моральный дух которой находится на самом низком уровне из-за многочисленных поражений; затем он сформировал несколько небольших военных отрядов, состоящих из низшего дворянства. [ 30 ] и крестьяне из королевских владений. Вскоре были созданы десятки таких отрядов и разработана новая стратегия, заключавшаяся во внезапных нападениях на мусульманские поселения. [ 31 ] Через некоторое время монарху удалось не только остановить набеги сельджуков, но и одновременно атаковать кочевников -туркмен . [ 20 ]

устанавливается перемирие Вскоре между грузинами и турками . [ 31 ] По условиям договора Давид IV соглашался честно платить дань, установленную при правлении его отца, в обмен на полное прекращение набегов сельджуков. Это, однако, не остановило некоторых турок, чьи войска были уничтожены грузинскими частями, а туркмены, обосновавшиеся в сельской местности, постепенно были изгнаны из страны, что позволило грузинам вернуться в свои деревни. Постепенно условия местной общественной жизни улучшаются, оживляя народное хозяйство и увеличивая численность населения. [ 20 ] К 1099 году власть Давида IV стала настолько значительной, что он смог отказаться платить дань туркам.

Отношения с Византийской империей

[ редактировать ]
и Давида IV XII века Икона Святых Георгия в монастыре Святой Екатерины .

С момента создания Грузинского царства и его зарождения как региональной державы на Кавказе во время правления Баграта III (1010-1014 гг.) Византийская империя и Грузия неоднократно конфликтовали как в дипломатическом, так и в военном отношении, особенно в отношении провинции Тао- Кларджети . В этом контексте, помимо нескольких войн между двумя странами , каждое из этих государств вмешивается во внутренние дела другого, открыто или тайно поддерживая кандидатов на престол, узурпаторов или, в случае византийской стратегии, дворян, непокорных против власть короля.

Несмотря на несколько мирных предложений на протяжении многих лет, только в битве при Манцикерте (1071 г.) между византийцами и империей сельджуков Византийская империя и Королевство Грузия объединили свои силы против сельджуков. Но политически этот союз едва ли мог ощущаться из-за значительного ослабления Византийской империи в борьбе с сельджуками, которым пришлось подчиниться Грузии. Однако освобождение от турецкого сюзеренитета над Кавказом в 1190-х годах изменило события и побудило Давида IV проводить новую политику против Византии. Это смешивает более тесное сотрудничество, одновременно ставя себя на один политический уровень с империей и противостоя византийцам по определенным вопросам.

Так возобновились двусторонние отношения с соглашением между Византийской империей и Давидом IV, согласно которому знатные бунтовщики против грузинского царя были отправлены в тюрьму в Греции . В то же время Давид окончательно отказался от политического влияния Византии в Грузии, отказавшись от византийского титула пангиперсебаста. [ 32 ] награда, учрежденная императором Алексиосом I Комнином (годы правления 1081–1118) для ближайших союзников семьи. Кроме того, грузинский монарх решил поддержать мятежника Теодора Габраса , который пытался основать независимое государство в Трапезунде в 1091 году и был женат на тете Давида IV, Мариам . [ 33 ] Наконец, во времена правления Давида Строителя Византийская империя и Грузинское царство столкнулись духовно, причем царь Давид принял титул «правителя Востока и Запада», утверждая тем самым, что имеет большее влияние, чем Византия, в православии . [ 34 ]

Несмотря на эти признаки, отношения между Византией и Грузией также достигли хорошего уровня. Так, особенно примечательна свадьба дочери Давида IV, Ката , с императорским принцем в 1116 году. [ 35 ] Некоторые грузинские историки также отмечают помощь грузинских агентов, сопровождавших свиту царевны Ката при захвате власти Иоанном II Комнином в 1118 году. [ 36 ] Именно поэтому с началом правления Иоанна II отношения между двумя странами значительно улучшились, а грузинские летописи прозвали двух монархов «братьями». И, несмотря на конкуренцию в религиозной сфере, византийцы и грузины какое-то время сотрудничали в культурном отношении, и таким образом мы можем видеть религиозные сооружения, построенные двусторонними усилиями, такие как капитальная реконструкция собора Мокви ( Абхазия ).

Давид IV и дворяне

[ редактировать ]
Медная монета [ 37 ] короля Грузии Давида IV

Положив конец турецким вторжениям и восстановив традиционную феодальную систему, Давид IV решил укрепить центральную власть, прежде чем приступить к более важным проектам. Действительно, сразу после восстановления грузинской экономики большая часть знати, в том числе князь Липарит V Клдекарский и князь Ниания Чахаберисдзе, присягнули царю. [ 38 ] Этот акт представляет собой примечательное изменение в реакции дворянского общества на предыдущих королей, но остается эфемерным.

В 1093 году Липарит V, возможно, принявший ислам , организовал заговор против Давида. [ 39 ] Ему сообщили об этом, и он в ответ заключил в тюрьму эристава, чтобы сделать его «мудрым человеком», согласно « Грузинским хроникам» . [ 40 ] Через два года он был освобожден под залог и расселен в своих имениях Триалети и Клдекари . Однако дворянин не отказывается от своих планов против своего сюзерена и снова начинает заговор против Грузинского царства . В очередной раз узнав о таком событии, Давид IV решил действовать более полезно и снова заточил его до 1098 года. [ 40 ] прежде чем навсегда сослать его в Византийскую империю . После смерти сына Липарита Рати [ 41 ] Давид упразднил герцогство Клдекари в 1103 году.

Липарит — не единственный великий дворянин, пострадавший от последствий планов короля. Несколько других, в частности Дзаган Абулетисдзе , были столь же сурово наказаны после восстаний, и их владения присоединились к царским поместьям. Таким образом, Давид предпринимает важные инициативы по укреплению своей власти. Он также уволил сановников, выбранных его предшественниками из-за их титулов, и заменил их верными советниками, как правило, из низшего дворянства. [ 20 ]

Покорение Кахети-Эрети

[ редактировать ]
Царь Давид IV Михаила Сабинина

Уменьшив власть великих правителей, царь Давид IV решил завершить национальное единство. Для этого ему пришлось воссоединить западную Грузию с остальной частью страны. [ 39 ] Действительно, Королевство Кахети-Эрети провозгласило свою независимость во время правления Георгия I (годы правления 1014-1027), лишив тем самым Грузию значительной части ее территорий. Понимая, что только война может помочь ему в его планах, царь предпринял короткую атаку на короля Квирике IV (годы правления 1084-1102) и сумел в 1101 году захватить крепость Зедазени, к северу от Мцхеты . [ 42 ]

Квирике IV умер год спустя, и на престоле наследовал его племянник Агсартан II . [ 43 ] который, как говорят, был «полной противоположностью своего дяди по отцовской линии». [ 44 ] Приняв ислам , он объявил себя вассалом империи Сельджуков, чтобы избежать нового нападения Грузии. [ 45 ] Однако он не мог предвидеть недовольства дворянства в своей стране, недовольного сменой религии своего государя. В 1104 году заговор, возглавляемый еретической знатью Аришиани , Барамом и их дядей Кавтаром Барамисдзе, свергнул Агсартана II с престола и передал его Давиду IV, которому тогда не было нужды прибегать к оружию, так как каждая кахетинская цитадель и крепость капитулировала перед приближающимся грузинским силы. Как только две новые провинции были объединены в состав королевства, король назначил Аришиани губернатором региона. [ 46 ]

Сельджуки, все еще считавшие Королевство Кахети-Эрети своим вассалом, не смирились с очередным поражением от рук грузин . [ 47 ] Смерть султана Малик-Шаха I и призыв Папы к крестовому походу против турок уже позволили Давиду IV бросить вызов мусульманскому вассалите, прекратив платить ежегодную дань, введенную в 1080 году. Таким образом, объявил войну атабек Гянджи Грузии и воевал решающая битва при Эрцухи . [ 48 ] Армия сельджуков была уничтожена грузинскими войсками под предводительством лично Давида IV, подвиги которого описаны в « Грузинских летописях» . Его летописец сравнивает храбрость Давида IV с библейским Давидом и сообщает о жестокости его ударов. Три его лошади погибли во время боя, но монарху, восседавшему на четвертом коне, удалось вытянуть мечом «загустевшую и застывшую массу крови». [ 49 ]

Внутренние реформы

[ редактировать ]

Восстановив единство Грузинского королевства , Давид IV вновь приступил к реформированию внутреннего государства. С этой целью в 1103 г. [ 50 ] (или 1105 [ 51 ] ) созвал собор Католикоса -Патриарха всея Грузии в соборах Руиси и Урбниси . Действительно, за десятилетия разрухи и войны Православная Церковь утратила свои традиционные ценности и пострадала от многочисленных недугов, таких как коррупция или наследственная передача высоких религиозных функций. [ 45 ] Вдохновленные идеями монаха XI века Георгия Агиорита , король и его советник Георгий Чкондидский присоединились к требованиям большинства своих подданных разгромить реакционную часть церковного сословия и заменить нечестных подданных добродетельными священниками. [ 52 ] Совет Руиси-Урбниси , лишь косвенно возглавляемый Давидом IV, который, как светский государь, не мог принимать участие во внутренних делах Церкви, [ 50 ] принятые резолюции, отражающие волю благочестивой партии. [ 51 ] Этот поступок считается крупным событием в истории Грузии . Действительно, собор не только лишил дворянство, борющееся против центральной власти, влиятельного союзника — Церкви, но и духовно очистил королевство и во многом способствовал национальной консолидации страны, национальная идентичность которой основана главным образом на христианстве .

Другим последствием церковной реформы стало фактическое подчинение Церкви государству. [ 50 ] Однако королю пришлось обеспечить это, предприняв дальнейшие шаги в направлении реформ. Таким образом, Давид IV решил сосредоточить этот план на функции одного человека: Мцигнобартухуцеси . Эта должность, эквивалентная сану канцлера, издавна существовала при грузинском царском дворе и всегда занималась монахами . [ 53 ] во избежание наследственной передачи власти. Реформа Давида IV, таким образом, объединила Мцигнобартухуцеси с епископством Чкондиди, главного религиозного образования в Грузии после Католикоса-Патриарха , и создала новую должность Мцигнобартухуцеси-Чкондидели, т.е. первого человека в царстве после царя и первого человек в Церкви после Католикоса-Патриарха. Таким образом, Георгий Чкондидский , политический советник монарха, был утвержден в своей должности, а его преемники на епископском престоле также были назначены визирями при царском дворе. Другие должностные лица, подчинявшиеся королю, также были назначены руководителями каждой ветви администрации. Так, со времен правления Давида IV существовали Мандатуртухуцеси , или министр внутренних дел, Амирспасалар , глава военной администрации, и Мечурчлетухуцеси , министр финансов и управляющий городами королевства. [ 54 ]

Реформы короля не остановились на административной системе страны. В то же время он учредил дарбази (Высший государственный совет), в который вошли высшие сановники Церкви, такие как Католикос-Патриарх и настоятели крупнейших монастырей. [ 53 ] и Сааджо кари (буквально «Суд петиций»), своего рода Верховный суд. [ 52 ] возглавляемый Мцигнобартухуцеси-Чкондидели для «защиты угнетенных и униженных» и к которому лично приезжал царь вершить правосудие. [ 55 ] Наконец, реформы короля завершились сменой военного ведомства.

При царях Баграте IV и Георгии II общий упадок экономики сопровождался значительным падением населения и усилением произвола крупных феодалов, что привело к ухудшению качества грузинской армии за счет подрыва дисциплина войск. Давид IV, учитывая будущие войны, которые ему придется вести против мусульман , решил поэтому использовать военную организацию турок-сельджуков как основу для реформирования своей собственной армии. Давид IV начал с того, что собрал своих самых верных воинов и сформировал личную гвардию — монаспу , целиком и полностью зависевшую от царя. Кроме того, были упразднены феодальные ополчения, что еще раз усилило центральную власть. [ 55 ] В дополнение к этим мерам король разделил армию на две другие основные части: одну, состоящую из гарнизонов, призванных защищать города и крепости, и другую, составляющую основную армию, которая «постоянно участвовала в кампаниях, как зимой, так и летом». Войсковая дисциплина обеспечивалась также унижениями за трусость и наградами за героизм. [ 56 ] Более того, по мере восстановления экономики грузинское население росло, и королевские власти смогли мобилизоваться в более широком масштабе.

Военные кампании

[ редактировать ]

Отвоевание утраченных территорий

[ редактировать ]
Расширение Грузинского царства во время правления Давида IV.

В 1110 году грузины под предводительством Георгия Чкондиди , его племянника Теодора, Абулети и Иване Орбели нанесли ответный удар сельджукскому поселению и без крупного сражения отбили город Самшвилде , который был присоединен к царским владениям. [ 57 ] После этого захвата сельджуки оставили большую часть своих оккупированных территорий, позволив грузинским войскам захватить Дзерну [ ка ] . [ 58 ]

В ответ на это двойное поражение султан Мухаммед I Тапар в 1110 году послал большую армию численностью 200 000 человек. [ 59 ] или 100 000 [ 58 ] (или всего 10 000 по армянской версии « Грузинских хроник» ) солдат с целью вторжения в Грузию . Зная о приближении турецких войск, Давид IV покинул свой дом в Начармагеви с личной охраной численностью всего 1500 человек и ночью отправился навстречу захватчикам. [ 60 ] Две явно неравные армии сошлись на следующий день в битве при Триалети в упорном бою, закончившемся решающей победой Грузии. [ 42 ] Грузинские хроники повествуют, что, не веря в столь простую победу, царь оставался там до следующего дня, ожидая нового ответа сельджуков, и только тогда осознал поражение сельджуков. [ 58 ] [ 60 ]

Битва при Триалети лишила Сельджукскую империю возможности вести крупный военный поход против Грузии на несколько лет, и в течение следующих 11 лет, пока не произошла битва при Дидгори, сельджуки не организовали поход против Грузии. В 1110-1114 годах Давид IV также не вел активных военных действий. В 1115 году, когда Давид IV находился в Мухрани , Георгий Чкондидский, командовавший грузинскими войсками, захватил Рустави . [ 58 ] [ 57 ] один из сильных оплотов сельджуков на юге Грузии. [ 61 ]

В феврале 1116 года по приказу царя войско картлийцев и месхетинцев было собрано в Кларджети , Давид внезапно напал и уничтожил турок в Тао и захватил Тао-Кларджети и многочисленные богатства, оставленные турками. [ 61 ] [ 62 ]

В 1117 году Давид захватил Гиши . [ 63 ] Также в 1117 году Давид отправил своего сына, князя Деметрия, в Ширван сражаться, и молодой полководец поразил народ своей ловкостью в бою. Деметриус захватил замок Каладзори и вернулся домой со множеством пленников и большим богатством. [ 64 ] [ 36 ]

В 1118 году Бешкен II Джакели [ ка ] грузинский дворянин , правивший Джавахети , был убит сельджуками в Джавахети . Давид услышал от Нахидури историю о вторжении сельджуков в Джавахети и убийстве Бешкена Джакели . Давид отказался прислушаться к совету своей знати отступить и сумел отомстить за смерть Бешкена, победив сельджуков в битве при Рахси и уничтожив сельджукские гарнизоны на Араксесе в апреле 1118 года. [ 64 ] [ 35 ]

На этом успехи реформаторского государя не закончились. Ведь еще в 1118 году армянские крепости Лори и Агарак были захвачены Давидом IV, [ 65 ] [ 63 ] положив начало завоеванию Армении средневековой Грузией, а регион Агарани был восстановлен в июле того же года после одного дня битвы. [ 47 ] Баграту IV , деду Давида, в прошлом столетии потребовалось три месяца, чтобы захватить Агарани. [ 66 ] Именно после этой победы при Агарани Давид IV и Георгий Чкондидский отправились на Северный Кавказ , понимая, что, несмотря на обнадеживающие признаки полного разгрома сил сельджуков, для достижения этой цели грузинская армия должна быть значительно усилена. Царская администрация, которую после смерти Георгия возглавил Симон Чкондидский, посвятила 1119 год исключительно выработке новой стратегии против турок, одновременно установив кыпчакских наемников на территории Грузии, прежде чем начать новое наступление уже в начале 1120.

Переговоры с Северным Кавказом

[ редактировать ]

Внешние отношения, возглавляемые царем Давидом Строителем, посвящены исключительно освобождению Грузинского королевства и, таким образом, остаются сосредоточенными на грузино-сельджукских войнах . Однако вскоре Давид IV понял, что империя Сельджуков остается постоянной угрозой его королевству до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность Кавказа от мусульманских захватчиков . С этой целью монарх разработал план, направленный на объединение кавказских народов под своим скипетром. При содействии своих ближайших советников грузинский государь начал с установления прочных отношений с многочисленными племенами Северного Кавказа и за пределами Большого Кавказа .

Уже вскоре после развода в 1107/1108 году с армянской принцессой Русудан Давид IV женился на дочери кипчакского хана Отрока , вскоре крещенного под именем Гурандухт . [ 67 ] Однако этот союз длился недолго, и в течение следующего десятилетия не появилось никаких признаков двусторонних отношений. Но вскоре, когда Грузия начала новые походы против сельджуков, король, не колеблясь, обратился к тестю за военной помощью. Действительно, кипчаки тогда были известны в регионе своей храбростью, ловкостью и свирепостью в бою, но также были вовлечены в конфликт на два фронта: один - против Киевской Руси на севере, а другой - против алан на юге. Поэтому Давид предлагает хану Отроку помощь против этих двух врагов в обмен на поддержку кыпчаков против турок и решает отправиться во владения этого хана.

В сопровождении своего верного советника Георгия Чкондидского и личной гвардии Давид IV пересек Большой Кавказ через Дарьяльское ущелье в 1118 году. [ 68 ] После долгих переговоров грузинам удалось убедить Отрока пожертвовать несколько тысяч кипчакских войск для борьбы с сельджуками. Но, несмотря на это соглашение, кипчаки не смогли достичь Грузии из-за войны с аланами. Последний не дав Давиду IV вернуться в свое царство с подкреплениями, грузинский монарх лично возглавил поход на Аланию, быстро взял все крепости страны и заставил аланов присягнуть ему. [ 69 ] Взяв в заложники осетин и кипчаков, ему удалось договориться о прочном мире между двумя народами и вернуться в Грузинское царство с почти 40 000 кыпчакских семей. [ 70 ] (около 200 000 человек), возглавляемый Отроком, восстановив и обезопасив крепости Большого Кавказа, но оставив после себя Георгия Чкондидского, погибшего во время переговоров в Алании. [ 71 ]

Староаварские кресты с аварскими надписями письмом Асомтаврули .

Многочисленные семьи кипчаков поселились в колониальных поселениях во внутренней Картли , где большая часть грузинского населения была истреблена сельджуками, а также в Эрети и на севере Грузинской Армении с целью укрепления границ. [ 72 ] Их также сопровождают аланские, скупые и курдские наемники. Вскоре они приняли христианство , выучили грузинский язык , изменили свои кочевнические привычки и осели, постепенно смешавшись с грузинами . [ 73 ] Затем центральная власть попросила каждую семью предоставить в грузинскую армию хотя бы одного солдата. [ 74 ] Однако кипчаки, едва привыкшие к оседлому образу жизни и верные одному характеру, попадают в новый ландшафт, который они воспринимают как враждебный. Так до своей смерти Давид IV пережил несколько покушений и переворотов, организованных некоторыми кыпчакскими группировками. [ 75 ] Но это вряд ли меняет положение вновь прибывших, и благодаря этим переговорам реформа армии завершена, и грузинские войска теперь насчитывают почти 60 тысяч человек.

Помимо этого союза кипчаков и Грузии , Давид Строитель поддерживал более глубокие связи с другими северокавказскими народами. Он создал сферу культурного влияния на Северном Кавказе, утвердил там православие , спонсируя строительство грузинских церквей среди местных народов, и развивал экономику этих народов, участвуя в основании городских общин и внедрении феодально-грузинского строя в регион. Более того, грузинская культура стала неотъемлемой частью местных организованных обществ с внедрением грузинской и социальной терминологии грузинского происхождения. [ 34 ] В политическом плане Давид IV решил усилить влияние своего царства на Северном Кавказе, сделав региональных государей своими вассалами и контролируя пути, ведущие с Южного Кавказа на Северный Кавказ через горный хребет Большого Кавказа . Таким образом, он укрепил переправы Дарьяла и установил грузинские стойки на дороге, ведущей к Дербенту , государь которого присягнул царю Грузии. [ 76 ]

Бои по изгнанию турок

[ редактировать ]
Грузия в конце правления царя Давида IV.

В 1120 году Давид повадился ходить в Абхазию , а сельджуки зимовали у берегов Куры . Давид сначала переселился в Гегути , а оттуда в Хупати . Сельджуки узнали, насколько далеко, и разбили лагерь в Боторе. Сельджуки разбили лагеря для зимовки. 14 февраля Давид внезапно напал на сельджуков и полностью уничтожил их в битве при Боторе . Лишь немногим из них удалось сесть на лошадей и убежать. В битве грузины захватили много сельджуков и получили много добычи. [ 77 ]

Лишь через два месяца Давид IV снова повел свои войска для вторжения в Ширван : захватив город Габалу и вернувшись в Грузию с большими грузами золота, он вернулся в этот регион 7 мая 1120 года и разорил страну из Арбия-лижатата. в Хишталанти и Курдеван. В то же время Давиду IV удалось убедить своего вассала Дербента вторгнуться в Ширван, и вскоре между двумя сторонами разразилась война. В ноябре дербентяне убили в бою ширваншаха Афридуна I , дав возможность царю Грузии поместить в Ширван своего зятя и вассала Манучихра III . В то же время Давид Строитель провел короткие, но эффективные кампании на юго-востоке и, в частности, взял турецкие бастионы Аршаруник и Севгеламей. [ 78 ] [ 77 ]

широкомасштабное наступление на Грузию Воспользовавшись климатическими условиями, которые до этого работали против них, турки в свою очередь организовали зимой 1120-1121 гг. . Действительно, в то время Давид IV проживал в Абхазии в своем зимнем доме, и поэтому турецкая стратегия заключалась в быстром вторжении в центральную и восточную Грузию . Вскоре силы сельджуков оккупировали большую часть Картли , вплоть до Большого Кавказа . Однако царь Давид, узнав о положении в остальной части своего царства, рванул из Абхазии и приказал своим воинам прорыть проход через Лихский хребет , тогда непроходимый и отделявший таким образом Восточную Грузию от ее части Западной. Грузинские войска напали на Хунан и вели кровопролитные бои до весны, а в марте 1121 года все турецкие войска были изгнаны или уничтожены. [ 79 ] [ 77 ]

Но сельджуки на этом не остановились. Зная, что из-за разлива Куры переправа через реку в это время года практически невозможна, сельджуки вскоре вернулись на свои позиции к югу от реки и заняли Барду . Но вновь Давид IV в сопровождении личной охраны кипчаков переправился через реку в сторону Хунана и в июне организовал военные набеги на турок, дислоцированных в Барде и Аравии. Мусульмане, согласно грузинской историографии, тогда были «доведены до грани» [ 80 ] в результате длинной серии дорогостоящих поражений на протяжении более десяти лет. [ 77 ]

Битва при Дидгори

[ редактировать ]
Фреска царя Давида Строителя, монастырь Шио-Мгвиме .
Памятник Дидгори

Вскоре после двойного поражения Барды и Аравии турецкие поселенцы Южного Кавказа и мусульманские купцы Гянджи , Тбилиси и Дманиси направили своих представителей к сельджукскому султану Ирака Махмуду II (годы правления 1118-1131), официально запросив военную поддержку против Грузинские силы. Мусульманский монарх, уставший от побед, одержанных все более могущественным христианским королевством, в то время как крестоносцы уже оказались могущественными врагами турок на западе, объявил тогда джихад (священную войну ислама ) против Грузии и объединил большую турецкую армию с отрядами. сформированы турками-сельджуками, пришедшими со всего Ближнего Востока (от Дамаска и Алеппо до Кавказа), с участием: Тугрила, сельджукского кадета, управляющего Азербайджаном , и Аррана из Нахчывана , арабских войск мазьядидского эмира Дубайса ибн Садаки, войск под предводительством Наджмаада -Дин Ильгази ибн Артук из Алеппо и гарнизоны из Гянджи и Армении с целью вторжения в Грузинское Королевство . Махмуд II также назначил генерала Ильгази, известного своими сражениями против европейцев в Святой Земли и заключив временное перемирие с крестоносцами-латинянами, в качестве командующего этими огромными мусульманскими войсками, численность которых возросла, согласно источникам, с 200 000 до 400 000 или даже 600 000 солдат. [ 81 ]

Узнав об объявлении Махмудом II джихада, Давид IV понял, что разгром такой армии приведет к полному освобождению Кавказа и, следовательно, к завершению политической цели грузинского правителя. В свою очередь он собрал крупную армию, состоявшую из 40 000 грузин , 15 000 кипчаков и 5 000 алан (всего 60 000 войск), к которой был добавлен отряд крестоносцев из Западной Европы численностью от 200 до 1000 человек . [ 82 ] Царь решил позволить туркам проникнуть в собственно Грузию, с целью извлечь выгоду из местной географии, и, наконец, перехватил врага на дорогах, связывающих Триалети с внутренней Картли . Две армии встретились возле города Манглиси , у подножия горы Дидгори , 12 августа 1121 года.

По словам французского рыцаря и историка Вальтера Канцлера , прежде чем отправиться в бой, король Давид воодушевил свою армию такими словами: [ 83 ]

«Воины Христовы! Если мы будем храбро сражаться за нашу Веру, мы победим не только слуг дьявола, но и самого дьявола. Мы получим величайшее оружие духовной войны, когда заключим завет со Всемогущим Богом и поклянемся, что лучше умрем за Его любовь, чем убежим от врага. А если кто-нибудь из нас пожелает отступить, давайте возьмем ветки и заблокируем вход в ущелье, чтобы предотвратить это. Когда враг приблизится, давайте яростно атаковать!»

Король лично начинает атаку, бросая свои войска на нападающих со свирепостью, сравнимой со свирепостью «бродячего монстра». После первой атаки мусульмане были вынуждены отступить, несмотря на свое численное превосходство, что позволило грузинам умножить такие атаки. Вскоре эти маневры доводят противника до такой степени возбуждения и дезориентации, что заставляют его терять самообладание. [ 82 ] В этот момент Давид IV предпринял новую атаку, которая обернулась для мусульманских союзников на поле боя ударом : внезапно в середине боя энергия вражеской армии рухнула. [ 82 ] Затем гений грузинской стратегии победил силу численности, нанеся решающее поражение Империи Сельджуков и ее влиянию на Кавказе . [ 84 ] Свидетельства в различных летописях, как христианских, так и мусульманских, сообщают, что святой Георгий лично возглавил грузинские войска против захватчиков. Среди многочисленных командиров вторгшихся войск удалось спастись только генералу Ильгази и его зятю Дубайсу. Эта победа в битве при Дидгори оказала важное влияние на судьбу крестовых походов , лидеры которых тогда искали решающую помощь в борьбе с турками, а истории, иногда преувеличенные, о победе Дидгори рассказывались при королевских дворах Запада как о новом надежда против мусульманской власти.

Отношения с Ближним Востоком

[ редактировать ]

Помимо Европы , Давид IV установил отношения с Ближним Востоком . Так он поддерживал тесные отношения с силами крестоносцев, и в частности с королем Иерусалима Болдуином I (годы правления 1100-1118), с которым в знак поддержки обменивался многочисленными подарками. Кроме того, как сказано выше, батальон латинян в составе 200 [ 85 ] до 1000 человек [ 82 ] участвовал во время битвы при Дидгори . Некоторые источники говорят также об участии грузинских вспомогательных сил во время осады Иерусалима в 1099 году. [ 86 ] Историк, принц Грузии Иоанн, даже сообщает о тайном визите короля Иерусалима Балдуина II к грузинскому королевскому двору. [ 87 ] Существование могущественного Королевства Грузия ощущается и в арабском мире, где доброта грузинского монарха к своим мусульманским подданным и его знание Корана славятся . Монета с арабской надписью «Царь царей Давид, Меч Мессии» ходила тогда по всему Ближнему Востоку. [ 34 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Освобождение Тбилиси

[ редактировать ]
Давид Строитель. Фреска XVI века из монастыря Гелати .

Поражение империи Сельджуков в битве при Дидгори в августе 1121 года позволило Давиду IV освободить Кавказ от мусульманского господства, продолжавшегося несколько столетий. Враги Грузии потерпели решительное поражение, что не позволило им нанести ответный удар христианскому наступлению на севере, в то время как на западе тюркского мира бушевали крестовые походы. остался последний исламский анклав Однако в составе Грузинского царства , анклав, потерявший все отношения с другими мусульманскими государствами с начала завоеваний царя Давида. Это соответствует Тбилисскому эмирату , который был оккупирован арабами на протяжении почти пяти столетий и включает в себя регионы Тбилиси и Дманиси .

Уже в июне 1121 года Давид IV осадил город Тбилиси, но удовлетворился формальной присягой и ежегодной данью ввиду предстоящей войны с турецкими захватчиками. После того как сельджуки были разгромлены, государь с начала 1122 года сосредоточил свои усилия на взятии Тбилиси. После непродолжительной осады царю, вероятно, в сопровождении генерала Иване Орбели , удалось в феврале взять город и войти в него, чтобы избавить его от сельджуков. Мусульманская элита. Согласно арабской историографии, Давид IV в первый день завоевания совершил грабеж, разрушив мечети и другие признаки исламизации грузинского города. [ 88 ] [ 89 ] но вскоре успокоился. и, по словам арабского историка XV века Бадр ад-Дина аль-Айни , «уважал чувства мусульман больше, чем это делали мусульманские правители раньше». [ 90 ]

После взятия города [ 91 ] царь перенес столицу из Кутаиси в Тбилиси , восстановив таким образом последнему тот статус, который он имел до арабского завоевания VII века. Восстановление Тбилиси гарантирует культурное обновление города, христианские религиозные здания которого расширяются. Давид Строитель также построил несколько благородных дворцов и культурных центров, например, важный дворец, построенный специально для того, чтобы служить местом обучения и вдохновения мусульманских поэтов. [ 92 ] Однако ситуация в городе не успокоилась. В последующие годы произошло несколько кровавых столкновений между мусульманами и христианами , и даже королевской власти не удалось успокоить межрелигиозные разногласия. [ 93 ] В то же время Давид IV решил сохранить некоторые учреждения бывшего Тбилисского эмирата. Таким образом, пост эмира сохранялся, но в качестве губернатора города, до XVIII века.

сохранялся мусульманский анклав, территория которого сильно сократилась после потери административного центра Несмотря на это завоевание, в центре Грузинского царства . Давид IV наконец решает положить конец существованию этого государства, сразу после того, как «уладил дела страны». В марте 1124 года ему удалось атаковать последний мусульманский оплот в Грузии — Дманиси , который он взял после непродолжительного боя, завершив таким образом объединение Грузии . [ 94 ]

Покорение Ширвана

[ редактировать ]

Таким образом, восстановление Тбилиси Давидом Строителем сделало Грузинское царство верховным защитником христианства на Кавказе , и теперь грузины пытались утвердить свое господство, пытаясь уменьшить мусульманское присутствие в том же регионе, причем этот регион считался союзник империи Сельджуков . Так обстоит дело с Ширваном , чей государь, уже несколько раз побежденный грузинскими войсками, оставался слишком независимым от грузинской державы и в 1120 году был насильно заменен зятем Давида IV Манучихром III . Турки, встревоженные ситуацию на Кавказе, затем решил ответить военным путем.

Султан Махмуд II вскоре возобновил войну против Грузии, несмотря на свое поражение в битве при Дидгори годом ранее. В ноябре 1122 года он начал вторжение в Ширван и захватил Тебриз достиг местной столицы Шемахи . , а следующей весной [ 95 ] Затем Махмуд захватил регионального правителя Манучихра III и отправил письмо царю грузин , в котором говорилось: «Ты царь лесов, и ты никогда не спускаешься на равнины. Теперь я взял Ширваншаха и требую Хараджа [дань] от него, если хочешь, пришли мне подходящие подарки, если нет, приходи ко мне поскорее. [ 96 ] [ 97 ]

После этой провокации христианский монарх призвал все свои войска и собрал армию численностью 50 000 человек, большинство из которых были кипчаками . заперся в Шемахе Сельджукский султан , узнав о прибытии грузинских войск, , что побудило Давида IV остановить наступление, посчитав неуважительным преследование отступающей армии. Затем Махмуд II предложил королю возможность восстановить контроль над своей вассальной провинцией, если он позволит ему уйти с миром, но монарх категорически отказался и возобновил свой марш к столице Ширвана после победы над армией из 4000 сельджуков во главе с атабегом Аррана . . [ 98 ] После того как он осадил Шемаху, сельджуки в спешке покинули город через систему дренажа экскрементов коммуны. [ 99 ] [ 100 ]

В июне 1123 года, через месяц после разгрома сельджуков, Давид IV вторгся в Ширван , начав с захвата города Гулистан . Вскоре он сверг своего зятя, утвердив его в Грузии и напрямую аннексировав регион. [ 99 ] [ 101 ] Этот акт позволяет Грузии достичь наибольшего развития с начала ее истории. Действительно, впервые Грузия простиралась от Черного моря до Каспийского моря и от Большого Кавказа до Северной Армении .

Грузинская власть на Кавказе

[ редактировать ]

Возобновление Тбилиси и завоевание Ширвана не только завершили длительный процесс объединения Грузии , начавшийся в конце X века, но и отныне придали царству региональную репутацию защитника христианства объединению различных народов Южного Кавказа и привели к . попросить помощи у Давида IV против мусульманских сил. Этот факт еще больше воодушевляет грузинского монарха, одним из планов которого является обезопасить весь Кавказ , установив там грузинское господство, с целью эффективной защиты от турок. Как видно выше, Северный Кавказ уже находился под культурным и политическим влиянием Грузинского королевства в начале грузино-сельджукских войн , тогда как Дербент становится более или менее верным вассалом Грузии , а Ширван вынужден подчиниться.

Конфликт против крестоносцев на Ближнем Востоке также был одним из главных факторов, сломавших хребет турецкой мощи. Таким образом, это позволило царю Грузии продолжить движение на юг после захвата Дманиси , в частности, в направлении исторических территорий Армении . В мае 1124 года грузинские войска под предводительством Давида Строителя вошли в Южное Закавказье и за несколько дней захватили многие армянские опорные пункты, такие как крепости Гани, Теронакал, Кавазани, Норбед, Манасгонмни и Талинджакари. [ 102 ] [ 103 ] В следующем месяце царь, вернувшись в собственно Грузию, возобновил свое путешествие и пересек Джавахети , Колу, Карниполу и Басиани и уничтожил там все сельджукские сооружения, прежде чем добраться до города Спери , в Тао-Кларджети . После этого наступления он продолжил свой путь в Тао-Кларджети и сжег Олтиси после взятия Буята-Кур. [ 104 ]

План Ани

Узнав об освобождении христианских царем Грузии городов, знать древней армянской столицы Ани 20 августа 1124 года направила своих представителей к Давиду IV к истоку Божаны. Действительно, Ани находился в руках мусульман с момента его захвата в Алп-Арсланом произошла насильственная исламизация города. 1064 году, а после продажи Ани Шаддадидам , к недовольству местного христианского населения, [ 105 ] Затем указанные представители предложили монарху сдачу города. Воспользовавшись этой возможностью, Давид собрал все свои войска и вошел в Армению с 60 000 человек, чтобы захватить город. Без единого боя армянское население Ани открыло ворота грузинам . [ 100 ] который взял в плен эмира Абу'л-Асвара Шавура ибн Манучихра (годы правления 1118-1124) и сослал его и его семью в Абхазию . Затем регион был передан под управление месхетинской знати генералу Абулети и его сыну Иване. [ 106 ] Армянские семьи (в том числе многие раскулаченные дворяне [ 107 ] ) впоследствии утвердились в собственно Грузии и царская власть построила для них город Гори . [ 108 ] Таким образом, Северная Армения была аннексирована и включена в состав Королевства Грузия , что увеличило власть Давида IV в регионе.

Завоевание Грузией северо-восточной Армении окончательно завершило реализацию окончательного проекта по защите Южного Кавказа от турецкой угрозы. Впервые весь Кавказ объединен в культурном, духовном и политическом отношении под единым скипетром – Грузией . Письменная традиция связывает границы грузинского мира того времени, описывая его как путь от « Никопсии до Дербента и от Алании до Арагаца», т.е. от одного моря до другого и от Северного Кавказа до Армении. Освобождение Северо-Восточной Армении фактически гарантирует эту власть, что отражено в официальном титуле грузинского царя: «Царь царей абхазов, иберов, ранисов, кахетинцев армян , Шеки , Алании и Руси , Меч , Мессия Божий , император ( басилеус ) всего Востока, непобедимый, слуга и защитник , православный царь. [ 109 ]

Несмотря на преклонный возраст, Давид IV продолжал военные действия в последние годы своего правления. Например, в апреле 1124 года он взял город Чабран после нападения на своего вассала Дербентского эмирата . Еще находясь в этом регионе, после победы над северокавказской армией, состоящей из курдов , лезгин и антигрузинских кипчаков , он захватил цитадели Гасанни и Хозаонда во время малоизвестной кампании к северу от Каспийского моря . [ 102 ] Очередная военная кампания была организована в сентябре в Ширване при невыясненных обстоятельствах. Царю удалось вернуть Шемаху и взять цитадель Бигрит, а затем укрепить свою власть в Эрети и Кахетии , оставив там сильные гарнизоны солдат. [ 110 ] В январе 1125 года, незадолго до своей смерти, Давид вновь столкнулся с нападавшими мусульманами во главе с эмиром Ибрагимом ибн-Сулейманом . Последний в сопровождении эмира Даву ибн-Сукмана из Ханзита, однако, не смог добиться победы над Грузинским королевством , и христианскому правителю удалось уничтожить захватчиков после пяти дней битвы.

Смерть и погребение

[ редактировать ]
На «Могиле Давида IV» в Гелати написано: ႧႬႠ ႥႱႠႵႠႣႠႥႤႫႩჃႣႰႭႫႤ

Впоследствии Давид IV начал разрабатывать планы новых масштабных походов на предстоящую весну. [ 92 ] Однако слабость, вызванная его болезнью и возрастом, помешала ему продолжить этот проект, и он был вынужден позволить своему мцигнобартухуцеси Симону Чкондидскому заняться делами страны. [ 111 ] Долгое тридцатичетырехлетнее правление Давида IV Строителя внезапно закончилось 24 января 1125 года. Царь умер в своей столице Тбилиси , после того как назначил преемником своего старшего сына Деметрия , передав ему грузинские царские атрибуты, состоящие из корона из драгоценных камней, ятаган и пурпурные наколенники и рукава. [ 111 ] Царя похоронили по его просьбе в монастыре Гелати . Его могила помещена, опять же по его завещанию, у главного входа в построенное им религиозное здание, чтобы всякий, приходящий в его любимую Академию Гелати, первым наступал на его могилу.

Похороны

[ редактировать ]

Надгробие у входа в монастырь Гелати с грузинской надписью письмом асомтаврули традиционно считается надгробием Давида IV. Хотя нет четких и надежных указаний на то, что Давид действительно был похоронен в Гелати и что настоящая эпитафия принадлежит ему, это распространенное мнение уже утвердилось к середине XIX века, о чем свидетельствует французский ученый Мари-Фелисите Броссе , опубликовавший свое исследование. истории Грузии между 1848 и 1858 годами. Эпитафия, составленная по образцу Псалма 131 ( 132 ), 14, гласит: «Христос! Это мое место покоя на вечность. Мне это нравится; здесь я буду обитать». [ 112 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Фреска Гелатского монастыря царя Давида, 16 век.

Грузинские летописи являются важным источником не только о ходе правления Давида IV Строителя, но и о частной жизни христианского царя, сообщающем о его деятельности и личности. Согласно им, Давид IV — очень набожный царь, следующий христианским традициям . Давид IV проводит время, информируя себя, критикуя и изучая несколько эпизодов из Библии . научился жить по христианской По словам его биографа, Давид IV с ранних лет религии и продолжал ее на протяжении всей своей жизни. Сам Давид сочинил, ок. 1120, «Гимны покаяния» (გალობანი სინანულისანი, galobani sinanulisani ), последовательность из восьми псалмов в свободном стихе, каждый гимн имеет свою сложную и тонкую форму строфы. При всем своем христианстве, культе Богородицы и эмоциональном покаянии царя в своих грехах, Давид видит себя похожим на библейского Давида , с подобным отношением к Богу и к своему народу. Его гимны также разделяют идеалистический пыл современных европейских крестоносцев, для которых Давид был естественным союзником в борьбе против Сельджук . [ 1 ] Кроме того, в армянской версии Хроник указывается имя духовника царя (знающего армянский язык Ованнеса Имастасера ​​Ахпатского ) . [ 107 ]

Давид IV Строитель также занимался важной благотворительной деятельностью. Действительно, он построил в стране больницы для больных, о которых время от времени заботился, как описано в летописях: [ 113 ]

Была у него еще другая мысль, по примеру благого Бога, кротких и милосердых, любящих людей; речь шла о том, чтобы построить в красивом и подходящем месте приют, куда он собирал своих братьев, страдающих различными болезнями, обеспечив все их нужды, щедро расточая и назначая доходы для удовлетворения их нужд. Он сам приходил к ним, расспрашивал их, целовал их одного за другим, осыпал их нежной отцовской заботой, хвалил их, призывал к терпению, приводил в порядок их одежду, их одежду своими руками. кровати, матрацы, посуда и вся утварь; раздавал всем обильную милостыню, оживлял своих начальников и приводил их дела в прекраснейший порядок, следуя духу религии.

У короля есть несколько резиденций по всей стране. Самыми важными являются царские дворцы Кутаиси и Тбилиси , но есть у Давида и резиденции в Цагулистави. [ 38 ] и Абхазия . Большую часть зимы до февраля он проводит в этом регионе со средиземноморским климатом, особенно в прибрежном городе Бичвинта . [ 22 ] Во время этого пребывания королевством управляет верный генерал Теодор. [ 113 ] Давид IV также любит охоту и имеет обширные территории для охоты на оленей и кабанов в своих владениях Картли или Гегути .

Процессионный крест Давида IV

Царь Давид Строитель уделял пристальное внимание образованию своего народа. Король отбирал детей, которых отправляли в Византийскую империю , «чтобы они обучались языкам и привозили домой сделанные ими там переводы». Многие из них впоследствии стали известными учеными.

Летописец Давида утверждал, что «он знал дела лучше, чем любой другой царь», потому что был увлечен теологией, астрологией и историей и брал с собой в поход свои книги. [ 114 ] Кажется, он читал и персидскую поэзию, и Коран. [ 114 ]

Во времена Давида Строителя в Грузии было довольно много школ и академий, среди которых Гелати особое место занимает . Историк царя Давида называет Академию Гелати

второй Иерусалим всего Востока для изучения всего ценного, для обучения знанию – вторые Афины , далеко превосходящие первые по божественному закону, канон для всего церковного великолепия.

Помимо Гелати в то время в Грузии существовали и другие культурно-просветительские и научные центры, например академия Икалто .

Автограф Давида IV.
«Я, Давид, раб неизбранный, руками раба Христова послал сию книгу на святую гору Синайскую, молящимся мне»
«Я, Давид, слуга Иисуса, отправил эту книгу на Святую гору Синай, и кто ею пользуется, молись за меня»
Документ из монастыря Святой Екатерины , XII век.

В разных источниках упоминаются две жены Давида, одна из которых, неназванная, была армянкой ; другой, Гурандухт , половец - кипчак , единственный, кого можно точно идентифицировать. [ 115 ]

Детьми Давида IV были:

Наследие

[ редактировать ]

Грузинская историография сегодня изображает Давида IV как царя, с которым могут сравниться немногие грузинские государи. Фактически, большинство современных историков согласны квалифицировать Давида как самого престижного грузинского монарха в истории и сделать его правление началом Золотого века , Грузинского царства эпохи, которая завершилась только во время правления Русудана (год правления 1223 г.). -1245). По словам его современного биографа, после смерти его действия принесли ему титул Строителя. Это особенно отмечает поэт Иоанн Шавтели в своем восхвалении Абдулмесиани совместно с Тамар .

Давид Строитель занимает особое место среди царей Золотого века Грузии в период защиты от сельджуков . [ 117 ]

Орден Давида Строителя

« Орден Давида Строителя » вручается рядовым гражданам, военнослужащим и священнослужителям за выдающийся вклад в развитие страны, за борьбу за независимость Грузии и ее возрождение, а также за значительный вклад в социальную консолидацию и развитие демократии. [ 118 ]

Государи, пришедшие на смену Давиду IV, питали к нему большое уважение, и его действия позволили ему сохранить международную репутацию на протяжении нескольких десятилетий: например, пока царь Баграт V (годы правления 1360-1395) находился в плену у Тимура , он предложил тюрко-монгольскому эмиру кольчугу драгоценной работы, принадлежавшую Давиду Строителю, после чего Тимур, оценив этот подарок, освобождает царя и делает его своим фаворитом. [ 119 ] Совсем недавно память о Давиде IV была возрождена в 1995 году во время инаугурационной речи Эдуарда Шеварднадзе , который назвал его вместе с другими царями строителем грузинской нации. Более того, президент Михаил Саакашвили заявляет, что его образцом для подражания является король Давид IV; В ознаменование национального единства страны Саакашвили организовал церемонию инаугурации в Гелатском соборе, где в январе 2004 года он был благословлен Католикосом -Патриархом всея Грузии Илией II .

Аэропорт в Кутаиси известен как Международный аэропорт Кутаиси имени Давида Строителя . Национальная академия обороны Его именем названа .

Давиду IV из Грузии присвоено несколько памятников, зданий и улиц, названных в его честь по всей Грузии. Российско-грузинский скульптор Мераб Бердзенишвили построил важный памятник Давиду Строителю, который подарил муниципалитету Тбилиси . Кроме того, в 1991 году был открыт университет имени бывшего царя. В грузинской столице также есть важный проспект имени Давида IV Грузинского. Грузинскому царю наконец-то посвящена военная награда.

Более того, Давид IV из Грузии считается святым как в православной церкви , так и в западных конфессиях. Однако он так и не был канонизирован, и его освящение стало результатом исторического и народного процесса. Его называют защитником грузинской нации, его отмечают 24 января на Западе и 26 января на Востоке. [ 120 ] [ 121 ] [ 122 ] Многие церкви в настоящее время носят его имя, в том числе грузинская церковь, посвященная в 2009 году в Пенсильвании ( США ).

См. также

[ редактировать ]

СМИ, связанные с Давидом IV из Грузии, на Викискладе?

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Британика онлайн
  2. ^ Грузия в период развитого феодализма (XI – первая четверть XIII в.) http://www.parliament.ge/ Проверено 13 августа 2006 г.
  3. ^ Рэпп 2003 , с. 161
  4. ^ Массингберд 1980 , с. 60
  5. ^ Васильев 1936 , с. 4
  6. ^ Мариам Лорткипанидзе, Роин Метревели, Короли Грузии, Тбилиси, 2007, стр. 122–130 ISBN   99928-58-36-2
  7. ^ Отхмезури 2012 , с. 38
  8. ^ Jump up to: а б Рэпп 2007 , с. 189
  9. ^ Истмонд 1998 , с. 262
  10. ^ Метревели 1990 , стр. 10–11.
  11. ^ Туманов 1943 , с. 174
  12. ^ Рэпп 2007 , с. 210
  13. ^ Томсон 1996 , с. 315
  14. ^ Jump up to: а б с Томсон 1996 , с. 315.
  15. ^ Достурян 1993 , с. 231.
  16. ^ Антелава 2002 , стр. 388–391.
  17. ^ Гарланд и Рэпп 2006 , стр. 120–121.
  18. ^ Рэпп 2000 , с. 572
  19. ^ Туманов 1966 , с. 624
  20. ^ Jump up to: а б с д и Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 80.
  21. ^ Jump up to: а б Салия 1980 , с. 164
  22. ^ Jump up to: а б с д и Броссе 1849 , с. 351
  23. ^ Туманов 1990 , с. 135.
  24. ^ Истмонд 1998 , с. 45–47.
  25. ^ Jump up to: а б Туманов 1943 , с. 174–175, н. 63
  26. ^ Jump up to: а б Истмонд 1998 , с. 46
  27. ^ Jump up to: а б Джавахишвили 1949 , с. 54.
  28. ^ Соль 1980 , с. 165
  29. ^ Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 79.
  30. ^ Соль 1980 , с. 166
  31. ^ Jump up to: а б Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 117.
  32. ^ С тех пор, как династия Багратиони основала княжество Тао-Кларджети под византийским протекторатом в 813 году, представители династии получили различные византийские титулы, такие как куропалаты , магистры , себастосы и т. д. Давид был последним грузинским монархом, носившим византийский титул.
  33. ^ Туманов 1976 , с. 545.
  34. ^ Jump up to: а б с Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 87.
  35. ^ Jump up to: а б Броссе 1849 , с. 360
  36. ^ Jump up to: а б Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 124.
  37. ^ Майя Патаридзе: Серебряная монета Давида Строителя из музея Местии. Вестник Грузинского национального музея. Серия Общественных наук №2 (47-Б), 2010,
  38. ^ Jump up to: а б Каухчишвили 1955 , с. 324.
  39. ^ Jump up to: а б Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 118.
  40. ^ Jump up to: а б Броссе 1849 , с. 352
  41. ^ Броссе 1849 , с. 353
  42. ^ Jump up to: а б Аллен 1932 , с. 98.
  43. ^ Туманов 1976 , с. 552.
  44. ^ Броссе 1849 , с. 354
  45. ^ Jump up to: а б Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 81.
  46. ^ Джавахишвили 1949 , стр. 44–45.
  47. ^ Jump up to: а б Салия 1980 , с. 176
  48. ^ Каухчишвили 1955 , с. 328.
  49. ^ Броссе 1849 , стр. 356–357.
  50. ^ Jump up to: а б с Салия 1980 , с. 168
  51. ^ Jump up to: а б Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 119.
  52. ^ Jump up to: а б Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 82.
  53. ^ Jump up to: а б Салия 1980 , с. 169.
  54. ^ Соль 1980 , с. 170
  55. ^ Jump up to: а б Салия 1980 , с. 171
  56. ^ Соль 1980 , с. 172.
  57. ^ Jump up to: а б Самушия 2015 , с. 29.
  58. ^ Jump up to: а б с д Метревели 2011 , с. 66.
  59. ^ Броссе 1849 , с. 359
  60. ^ Jump up to: а б Каухчишвили 1955 , с. 333.
  61. ^ Jump up to: а б Метревели 2011 , с. 67.
  62. ^ Джавахишвили 1949 , с. 47.
  63. ^ Jump up to: а б Метревели 2011 , с. 68.
  64. ^ Jump up to: а б История Грузии 2012 , с. 386.
  65. ^ Бедросян 1997 , с. 251..
  66. ^ История Грузии 2012 , с. 387.
  67. ^ Броссе 1849 , с. 362.
  68. ^ Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 120.
  69. ^ Джавахишвили 1949 , с. 50.
  70. ^ Норрис 2009 , с. 36.
  71. ^ Лордкипанидзе, Мариам (1987). Хьюитт, Джордж Б. (ред.). Грузия в XI-XII веках . Ганатлеба. п. 84 – через georgianweb.com.
  72. ^ Соль 1980 , с. 173.
  73. ^ Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 183.
  74. ^ Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 121.
  75. ^ Броссе 1849 , с. 379
  76. ^ Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 126.
  77. ^ Jump up to: а б с д Метревели 2011 , с. 80.
  78. ^ Каухчишвили 1955 , с. 339.
  79. ^ Броссе 1849 , стр. 364–365.
  80. ^ Броссе 1849 , с. 365
  81. ^ Соль 1980 , с. 148
  82. ^ Jump up to: а б с д Салия 1980 , с. 178.
  83. ^ « Чудесная победа: битва при Дидгори, 1121 год | Журнал Armchair General» . www.armchairgeneral.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2017 г. Проверено 12 августа 2020 г.
  84. ^ « Чудесная победа: битва при Дидгори, 1121 год | Журнал Armchair General» . www.armchairgeneral.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2017 г. Проверено 12 августа 2020 г.
  85. ^ Уолтер Канцлер , Антиохийские войны.
  86. ^ Бар Гебреус , Сирийские хроники .
  87. В ходе борьбы с сельджуками между Грузией и крестоносцами сложились достаточно дружеские отношения. Анонимный грузинский автор XIII века (условно известный как Первый летописец царицы Тамар ), а также Абул-Фарадж приводят версию, хотя и недоказанную в противном случае, об участии грузинских вспомогательных сил в осаде Иерусалима (1099 г.) . Известно также, что около 300 крестоносцев (известных грузинам как франки ) приняли участие в знаменитой битве при Дидгори (1121 г.). король Иерусалима Болдуин II , ссылающийся на неизвестные средневековые источники, утверждает, что Историк Иоанн Багратиони посетил инкогнито двор Давида IV.
  88. ^ Якут аль-Хамави , Книга Муджама аль-Булдана.
  89. ^ Ибн Касир , аль-Бидайя ва ль-Нихая .
  90. ^ Броссе 1851 , с. 240
  91. ^ Публикации 2022 , с. 20.
  92. ^ Jump up to: а б Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 127.
  93. ^ Броссе 1849 , с. 372
  94. ^ Асатиани и Джанелидзе 2009 , с. 85.
  95. ^ Соль 1980 , с. 181
  96. ^ Метревели 2011 , стр. 110–111.
  97. ^ Броссе 1849 , стр. 367–368.
  98. Матфей Эдесский , Летопись.
  99. ^ Jump up to: а б Метревели 2011 , с. 111.
  100. ^ Jump up to: а б Асатиани и Бендианашвили 1997 , с. 125.
  101. ^ Вардан Аревельци , Исторический сборник.
  102. ^ Jump up to: а б Броссе 1849 , с. 369.
  103. ^ Метревели 2011 , с. 112.
  104. ^ Броссе 1851 , с. 230
  105. ^ Груссе 1995 , с. 615.
  106. ^ Минорский 1953 , стр. 84–85.
  107. ^ Jump up to: а б Бедросян 1997 , с. 251.
  108. ^ Семпад Констебль . Хроника
  109. ^ Асатиани и Джанелидзе 2009 , стр. 86–87.
  110. ^ Броссе 1849 , с. 370
  111. ^ Jump up to: а б Броссе 1849 , с. 380
  112. ^ Йост Гипперт / Манана Тандашвили (2002), Эпитафия Давида Строителя . Проект Академии наук Гелати: Древнегрузинские тексты гелатской школы ( проект ТИТУС ). По состоянию на 19 июня 2011 г.
  113. ^ Jump up to: а б Броссе 1849 , с. 358
  114. ^ Jump up to: а б Рэйфилд, Дональд (2013). Край империй: История Грузии . Книги реакции. п. 95.
  115. ^ Рэпп 1997 , с. 620.
  116. ^ Хачикян и др. 2002 , с. 491.
  117. ^ Ханник, Кристиан, «Давид IV из Джорджии» , в: Религия прошлого и настоящего . Первое печатное издание: ISBN   978-9004146662 , 2006 г.
  118. ^ «Государственные награды, врученные президентами Грузии в 2003–2015 годах»
  119. ^ Соль 1980 , с. 253.
  120. ^ 26 января / 8 февраля . Православный календарь (ПРАВОСЛАВИЕ.РУ).
  121. ^ Великий синаксарист: (на греческом) Святой Давид, царь Грузии . 26 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  122. ^ Блаженный Давид IV, царь Грузии . ОСА – Жития святых.

Источники

[ редактировать ]
  • Достурян, Ара Эдмонд, изд. (1993). Армения и крестовые походы, десятый-двенадцатый века: Хроника Матфея Эдесского . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. ISBN  0-8191-8953-7 .
  • Истмонд, Энтони (1998). Царские образы в средневековой Грузии . Университетский парк: Издательство штата Пенсильвания. ISBN  0-271-01628-0 .
  • Груссе, Рене (1995) [1947]. История Армении от истоков до 1071 года (на французском языке). Пайот. ISBN  2-228-88912-1 .
  • Хурошвили, Георгий (2018), Концепции политической мысли в средневековой Грузии: Давид IV «Строитель», Поджог Икалто. В: Veritas et subtilitas. Истина и тонкость в истории философии. Издательство Джона Бенджамина. Амстердам/Филадельфия. стр. 149–156. ISBN   978-9027200686
  • Кизирия, Додона (1994). «Молитвы раскаяния царя Давида IV Строителя». Ле Музеон . 107 (3): 335–347. дои : 10.2143/MUS.107.3.2006012 .
  • Лорткипанидзе, Мариам; Джапаридзе, Отар; Мусхелишвили, Давид; Метревели, Роин (2012). История Грузии в четырех томах, вып. II-История Грузии с IV по XIII века . Тбилиси: Национальная академия наук Грузии. ISBN  978-9941-19-585-3 .
  • Лордкипанидзе, Мариам (1987). Грузия в XI–XII веках . Тбилиси . стр. 80–118. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Массингберд, Хью (1980). Королевские семьи мира Берка: Том II Африка и Ближний Восток . Пэрство Берка. стр. 56–67. ISBN  0-85011-029-7 .
  • Метревели, Роин (1990). Давид Агмашенебели . Тбилиси: Ганатеба. ISBN  5-505-01428-3 .
  • Метревели, Рон (2011). Святой Давид Строитель . Тбилиси. ISBN  9789941425509 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Нью-Йорк: Иностранная пресса Тейлора. ISBN  0-521-05735-3 .
  • Отхмезури, Георгий (2012), Эпиграфические памятники эпохи Давида Строителя («Агмашенебели»)
  • Публичи, Лоренцо (2022). Монгольский Кавказ: вторжения, завоевания и управление пограничным регионом в Евразии тринадцатого века (1204-1295) . Брилл.
  • Синод Руис-Урбниси (1103 г.), изд. Э. Габидзашвили, Тбилиси, 1978 г., на грузинском языке. [ ISBN отсутствует ]
  • Томсон, Роберт В. (1996). Переписывая историю Кавказа: средневековая армянская адаптация грузинских летописей; оригинальные грузинские тексты и армянская адаптация . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  0-19-826373-2 .
  • Туманов, Кирилл (1943). «Средневековая грузинская историческая литература (VII – XV вв.)». Традицио . Я.
  • Туманов, Кирилл (1966). «Армения и Грузия» . Кембриджская средневековая история (том 4) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 593–637.
  • Васильев, Александр (январь 1936 г.). «Основание Трапезундской империи (1204–1222)». Зеркало . 11 (1). Издательство Чикагского университета: 3–37. дои : 10.2307/2846872 . JSTOR   2846872 . S2CID   162791512 .


  • Самушия, Джаба (2015). Иллюстрированная история Грузии. Тбилиси: Палитра Л. ISBN  978-9941-21-755-5 .
  • Норрис, Гарри (2009). Ислам в странах Балтии: раннее мусульманское сообщество Европы . ИБ Таурис.
  • Антелава, Илья (2002). истории и источникам Грузии ( Исследования по на грузинском языке). Тбилиси: Артануджи. ISBN  99928-973-7-6 .
  • Гарланд, Линда; Рэпп, Стивен Х. (2006). «Мария Алания ». В Гарленде, Линда (ред.). Византийские женщины: разнообразие опыта, 800–1200 гг . Олдершот: Эшгейт. ISBN  0-7546-5737-Х .
  • Рэпп, Стивен Х. (1997). Представляя историю на перепутье: Персия, Византия и архитекторы письменного грузинского прошлого (докторская диссертация). Мичиганский университет. OCLC   41881042 .
  • Туманов, Кирилл (1976). Руководство по генеалогии и хронологии христианской истории Кавказа (Армения, Грузия, Албания) на ( французском языке). Рим: Edizioni Aquila.
  • Авалишвили, Зураб (октябрь 1936 г.). «Крест из-за границы». Джорджика . 1 (1–2): 3–11.
  • Аллен, среда (1932). История грузинского народа; от начала до российского завоевания в девятнадцатом веке . Лондон: Рутледж и К. Пол. ISBN  0-7100-6959-6 .
  • Асатиани, Нодар; Бендианашвили, Александр (1997). История Грузии . Париж: L'Harmattan. ISBN  2-7384-6186-7 .
  • Броссе, Мари-Фелисите (1849). История Грузии от древности до XIX века. Том I [ История Грузии с древнейших времен до XIX века, Том 1 ] (на французском языке). Санкт-Петербург: Императорская Академия наук.
  • Салия, Калистрат (1980). нации грузинской История (на французском языке). Париж: Нино Салия.
  • Асатиани, Нодар; Джанелидзе, Отар (2009). История Грузии . Тбилиси: Издательство Petite. ISBN  978-9941-9063-6-7 .
  • Каухчишвили, Симон (1955). Жизнь Картли - Полный текст и комментарии к нему (на грузинском языке). Тбилиси: Государственное издание. ISBN  99928-43-44-6 . .
  • Джавахишвили, Иване (1949). История Грузии. 11–15 вв. (на грузинском языке). Тбилиси: Государственное издание Грузинской ССР. .
  • Броссе, Мари-Фелисите (1851). Дополнения и уточнения к истории Грузии от античности до 1469 года нашей эры [ Дополнения и уточнения к истории Грузии от античности до 1469 года нашей эры ] (на французском языке). Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук.
  • Dumin, Stanislav, ed. (1996). Дворянские роды Российской империи. Том 3. Князья [ Noble Families of the Russian Empire. Volume 3. The Princes ] (in Russian). Moscow: Linkominvest. ISBN  5861530041 .
  • Бедросян, Роберт (1997). «Армянин в периоды сельджуков и монголов». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. I: Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. Пресса Святого Мартина.
  • Туманов, Кирилл (1990). Династии христианского Кавказа от античности до XIX века (на французском языке). Рим: Генеалогические и хронологические таблицы.
  • Хаджикян, Агоп Джек; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; и др., ред. (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN  0814330231 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тория, Малхаз; Джавахия, Бежан (2021). «Представление судьбоносных событий и представление территориальной целостности Грузии: культурная память о Давиде Строителе и битве при Дидгори». Кавказское исследование . 9 (3): 270–285. дои : 10.1080/23761199.2021.1970914 . S2CID   238993015 .
Предшественник Король Грузии
1089–1125
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 558ebe86b129da72e5ef5ce9487f7f08__1721621580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/08/558ebe86b129da72e5ef5ce9487f7f08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David IV - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)