Семпад Констебль
Семпад Констебль (также Смпад и Смбат ; армянский : Սմբատ Սպարապետ , латинизированный : Смбат Спарапет или ֳունդստաբլ , Смбат Гундштабл ; 1208–1276) был знатным киликийцем. Армения . Он был старшим братом короля Хетума I. Он был важной фигурой в Киликии, действуя как дипломат, судья и военный офицер, носивший титул констебля или спарапета , верховного главнокомандующего армянскими вооруженными силами. Он также был писателем и переводчиком, особенно известным благодаря переводам различных юридических кодексов и созданию важного отчета по истории Киликии, названного по-французски Chronique du Royaume de Petite Armenie ( «Хроника Королевства Маленькая Армения »). Он участвовал во многих битвах, таких как битва при Мари , и его брат, король Хетум, доверил ему роль ключевого переговорщика с Монгольской империей .
Биография
[ редактировать ]На момент рождения Семпада в Киликии существовало две ключевые династии: Рубениды и Хетумиды , и он был родственником обеих. Семпад был сыном Константина Баберонского и Парцаперта (троюродного брата Льва II Армянского ). Среди других братьев и сестер были Иоанн, епископ Сиса, Очина Корикосская, Стефания (впоследствии жена короля Кипра Генриха I ) и Хетум, ставший соправителем в 1226 году. Ранее правительницей была королева Армении Изабелла , которая была замужем за Филипп, сын Богемунда IV Антиохийского . Константин устроил убийство Филиппа в 1225 году и вынудил Изабеллу выйти замуж за его сына Хетума 4 июня 1226 года, сделав его соправителем, а затем единоличным правителем после смерти Изабеллы в 1252 году.
Исторический контекст
[ редактировать ]Киликия была христианской страной, которая имела связи с Европой и государствами крестоносцев и боролась против мусульман за контроль над Левантом . Монголы также представляли угрозу, поскольку империя Чингисхана неуклонно продвигалась на запад в своем, казалось бы, неудержимом наступлении. Монголы имели заслуженную репутацию безжалостных людей, которые давали новым территориям одну возможность сдаться, а в случае сопротивления монголы вторгались и вырезали местное население.
В 1243 году Семпад входил в состав посольства в Кесарию , где вел переговоры с монгольским вождем Байджу . В 1246 и 1259 годах Семпад отвечал за организацию защиты Киликии от вторжения Султаната Рум . В 1247 году, когда король Хетум I решил, что его самым мудрым поступком было бы мирно подчиниться монголам, Семпада отправили к монгольскому двору в Каракорум . [ 2 ] Там Семпад встретил Хубилай-хана брата Мункэ-хана и заключил союз между Киликией и монголами против их общего врага - мусульман. [ 3 ] Природа этих отношений по-разному описывается различными историками, некоторые из которых называют их союзом, а другие описывают их как подчинение монгольскому господству, что делает Армению вассальным государством. [ 4 ] Историк Ангус Донал Стюарт в книге «Логика завоеваний » описал это так: «Армянский царь рассматривал союз с монголами – или, точнее, быстрое и мирное подчинение им – как лучший вариант действий». [ 5 ] Армянские военачальники были обязаны служить в монгольской армии, и многие из них погибли в монгольских сражениях. [ 6 ]
В период его 1247-1250 гг. [ 7 ] Посетив монгольский двор, Семпад принял в качестве невесты родственницу Великого хана. Был у него от нее сын, по имени Василь Татар, [ 8 ] который позже будет захвачен мамлюками в битве при Мари в 1266 году. [ 9 ]
Семпад вернулся в Киликию в 1250 году, а в Монголию он вернулся в 1254 году, сопровождая короля Хетума во время его собственного визита ко двору Великого хана Мункэ .
После смерти своего отца Семпад стал бароном Папесона ( замок Чандыр ) и поселился в его небольшом, но роскошном баронском дворце. [ 10 ]
Семпад погиб в 1276 году либо во Второй битве при Сарвандикаре , сражаясь против мамлюков Египта, либо против вторжения туркмен из Мараша . Армяне выиграли битву, но Семпад и несколько других баронов были потеряны. [ 11 ] [ 12 ]
Судить
[ редактировать ]Семпад был членом Верховного суда Армении, Verin или Mec Darpas , который рассматривал политику правительства и правовые кодексы. Он создал перевод Антиохийских ( ассизов юридического кодекса) с французского, а также создал на среднеармянском языке « Датастанагирк» (кодекс), который был основан на более ранней работе Мхитара Гоша и адаптирован к ней. [ 13 ] - Кодекс законов (Датастанагирк) .
Писатель
[ редактировать ]Семпад наиболее известен своими письменными рассказами очевидцев своего времени. Он написал « Chronique du Royaume de Petite Arménie » ( «История Королевства Малой Армении »), которая начинается примерно в 951/952 году и заканчивается в 1274 году, за два года до его смерти. Он работал на основе более древних армянских, сирийских, христианских и, возможно, византийских источников, а также на основе своих собственных наблюдений. Историки считают труды Семпада ценным ресурсом, хотя некоторые критиковали их как ненадежные, поскольку Семпад часто писал по пропагандистским, а не историческим причинам. [ 14 ] [ 15 ]
Существует множество переводов произведения разной степени полноты. По словам историка Ангуса Донала Стюарта, существуют как французские, так и английские переводы, охватывающие период до 1270-х годов. [ 16 ] В 19 веке он был переведен Эдуардом Дюлорье и опубликован в журналах Receuil des Historiens des Croisades , Historiens Armeniens I вместе с некоторыми другими отрывками-продолжениями анонимного автора, которые охватывают период после смерти Семпада, вплоть до 1330-х годов. В это издание также включены отрывки из произведений Нерсеса Балиентса , писавшего в конце четырнадцатого века. [ 16 ] [ 17 ]
Семпад с энтузиазмом отнесся к своему путешествию в Монгольское царство, которое продолжалось между 1247 и 1250 годами. [ 18 ] Он разослал письма западным правителям Кипра и Антиохийского княжества , описывая центральноазиатское царство-оазис со многими христианами, в основном несторианского обряда. [ 19 ]
7 февраля 1248 года Семпад отправил письмо из Самарканда своему зятю Генриху I, королю Кипра (который был женат на сестре Семпада Стефании ( Этьенетте ): [ 20 ]
«Мы нашли много христиан по всей земле Востока и много церквей, больших и красивых. Христиане Востока пошли к хану татарскому , который сейчас правит (Гуюку), и он принял их с великой честью и подарил им свободу и пусть повсюду будет известно, что никто не смеет противодействовать им ни на деле, ни на словах».
- Письмо Семпада Генриху I. [ 21 ]
Одно из писем Семпада было зачитано Людовиком IX Французским во время его пребывания на Кипре в 1248 году, что побудило его отправить послов к монголам в лице доминикана Андре де Лонжюмо , который отправился навестить Гуюк-хана .
Примечания
[ редактировать ]- ^ (на французском языке) Мутафиан. Армянское Киликийское царство , с. 66
- ^ Эдвардс, стр.9
- ^ Бурнотян, с. 100. «Смбат встретил брата Кубали, Мункэ-хана и в 1247 году заключил союз против мусульман».
- ^ Уэтерфорд, с. 181
- ^ Стюарт, Логика завоевания , стр. 8. «Армянский царь считал союз с монголами – или, точнее, быстрое и мирное подчинение им – лучшим способом действий».
- ^ Бурнотян, стр. 109.
- ^ Стюарт, с. 35
- ^ Луисетто, стр.122, где ссылаются на введение и примечания в «Хронике» Жерара Дедеяна, приписываемой Коннетаблю Семпаду , 1980 г.
- ^ Стюарт, с. 49
- ^ Эдвардс, стр.102-110; пожалуйста, 53а-56б, 292б-295а
- ^ Мутафян, с. 61
- ^ Стюарт, с. 51
- ^ Словарь средневековья
- ^ Литтл, Введение в историографию мамлюков
- ^ Ангус Донал Стюарт, Армянское Королевство
- ^ Jump up to: а б Стюарт, с. 22
- ^ Сборник историков крестовых походов, Армянские историки I, Хроника Королевства Маленькая Армения. Архивировано 21 апреля 2018 г. в Wayback Machine , с. 610 и последующие.
- ^ Груссе, стр.529, примечание 273.
- ^ (на французском языке) Ричард. История крестовых походов , с. 376
- ^ Гросет, с. 529, примечание 272
- ^ Отрывок, цитируемый в Grousset, p. 529
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Констебль Семпад, Хроника королевства Маленькая Армения , издание и французский перевод Дюролье, в Recueil des Historiens des Croisades , Historiens Armeniens I, французский перевод: стр. 610 и последующие. ; Русский перевод и комментарии Галстяна в Смбат спарапет. Летопись , Ереван 1974.
- Assises d'Antioche , французский перевод Леона Алишана армянского перевода Семпада ныне утерянного старофранцузского оригинала.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бурнутян, Джордж А. (2002). Краткая история армянского народа: с древнейших времен до наших дней . Издательство Мазда. ISBN 1-56859-141-1 .
- Эдвардс, Роберт В. (1987). Укрепления Армянской Киликии: исследования Думбартон-Оукса XXIII . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета. ISBN 0-88402-163-7 .
- Луисетто, Фредерик (2007). Армяне и другие восточные христиане под властью монголов . Гойтнер . ISBN 978-2-7053-3791-9 .
- Максудиан, Крикор Х., Американский совет научных обществ (1989). «Смбат Спарапет». Словарь средних веков . Сыновья Чарльза Скрибнера , воспроизведено в Центре исторических ресурсов .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мутафян, Клод (2001) [1993]. Армянское Киликийское королевство (на французском языке). Издания CNRS . ISBN 2-271-05105-3 .
- Ричард, Джон (1996). История крестовых походов . Фаярд. ISBN 2-213-59787-1 .
- Стюарт, Ангус Донал (2001). Армянское царство и мамлюки: Война и дипломатия во времена правления Хетума II (1289-1307) . БРИЛЛ . ISBN 90-04-12292-3 .
- Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Пресса «Три реки» . ISBN 0-609-80964-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хроника Смбата Спарапета. Архивировано 15 апреля 2005 года в Wayback Machine. Перевод Роберта Бедросяна.
- Английский перевод Хроники - зеркало, если основной сайт недоступен
- Письмо Смбата-констебля королю Кипра Генриху I, ок. 1248