Злой Крутящий момент
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Торк Ангех ( армянский : Տորք Անգեղ , латинизированный : Торк Ангег ) — божество силы, мужества, производства и искусства в армянской мифологии . Существо неестественной силы и могущества, Торк считался одним из правнуков Айка , легендарного патриарха армянского народа. Сообщается, что он был представлен как непривлекательная мужская фигура. Он упоминается ранним армянским историком Мовсесом Хоренаци и считается одним из значительных божеств армянского пантеона до того, как он попал под влияние иранской и эллинской религии и мифологии. В контексте протоиндоевропейских религий можно предположить, что этимологическая связь с Тором и Тиром — это нечто большее, чем простое совпадение.
Часто проводят аналогию с ближневосточным богом Нергалом , также представленным в виде непривлекательного мужчины.
Описание
[ редактировать ]Торк был великаном с грубой фигурой, жестоким взглядом и огромной силой. Из-за его внешности его назвали Ангех («уродливый»). Он мог швырять валуны по морям, выравнивать поверхность камней и рисовать на них изображения ногтями.
Миф
[ редактировать ]Торк Ангех был пастухом, но не обычным, он был героическим. Когда львы и тигры увидели его, они подошли к нему, думая, что он тоже зверь и их могучий царь. Однажды весной Торку стало грустно, и он не мог избавиться от своей печали. Он дни и ночи размышлял, глядя на солнце своими грустными глазами.
Богиня Астхик, увидев его с неба, спустилась к нему и спросила причину его печали. Торк ответил, что причина его печали — его одиночество, отсутствие любви, и никто не полюбит такого огромного и уродливого человека, как он. И богиня любви рассказала ему о прекрасной деве Айкануш, только она могла любить Торка. Торк нашел красоту, получил взаимную любовь, и это развеяло его печаль.
Торк Ангех не пользовался ни мечом, ни стрелами. Он вызывал ужас у врагов только своим видом. Но если они преодолели шок, то он использовал свою силу. Однажды захватчики прибыли на берег Чёрного моря на кораблях и напали на армянские поселения. Торк получил известие о великом опустошении и выступил против врагов. Издалека они увидели его устрашающую высоту и свирепую силу и побежали обратно к своим кораблям. Торк прибыл на берег, когда флот противника был уже довольно далеко. В ярости он вырезал камни размером с холмы и бросал их во врага: когда камни попадали в море, поднимались мощные волны и топили корабли врагов.
Источник
[ редактировать ]Принято считать, что Торк Ангех представляет собой сочетание двух божеств, оставивших следы себя в его имени: Тарку, древнего анатолийского божества плодородия, и Ангега, языческого бога, почитавшегося преимущественно в провинции Ангех , в юго-запад Армении. Историк Мовсес Хоренаци также утверждает, что он был князем этой провинции, отсюда и упоминания в армянской истории Ангега тун (Дом Ангега). Согласно этой точке зрения, имя Торк Ангех означает «Торк Ангех», а не «Торк Уродливый». Интересно также отметить, что в древнеармянском переводе Библии имя вавилонского бога Наргала (4 Царств 17:30) переводится как Ангех.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- Петросян 2002 , с. 32–38.
- Абелян 1985 , с. 154–155.
Библиография
[ редактировать ]- Абегян, Манук (1985). «Ангех Турки араспеле» [Легенда о Торке Ангехе]. В Пионе, Акопян; Саргис, Арутюнян (ред.). Эркер [ Сочинения ] (на армянском языке). Том. 8. Ереван: Армянская академия наук.
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2016). «Индоевропейский *вел- в армянской мифологии» . Журнал индоевропейских исследований . 44 : 129–146. ISSN 0092-2323 .