Ованес Эрзнкаци

Ованнес Ерзнкаци ( арм . Йовханнес Ерзнкаци — Иоанн Ерзнка или Эрзинджан , около 1230-х гг. , Экегьяц , Верхняя Армения , Великая Армения — 1293 , монастырь Акнер ) — армянский учёный и философ. Его прозвали Блузом, вероятно, из-за невысокого роста. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился между 1225-1230 - ми годами в Экегяц провинции Великой Армении . Его называли Ерзнкаци то ли по имени места его рождения, то ли потому, что он получил образование в известных местных монастырях. Его обучал известный учитель того времени Вардан Аревельци , о котором он вспоминает с большой благодарностью и называет своим духовным отцом.
С 1270-х — 1280-х годов начинается период активной деятельности Ерзнкаци, он участвует в важнейших событиях как научной, так и политической жизни страны, находится не только в Армении , но и в различных городах Киликии , пользуясь большим авторитет везде.
В 1280 году он уже был духовным отцом «братства», организованного для ремесленников и купцов Ерзнки . В 1281 году Ерзнкаци отправился в Феодополь (Карин) в качестве специального представителя католикоса, затем получил поручение написать грамматический комментарий, который закончил в 1291 году .
Выдающийся оратор, он был главным оратором по случаю присвоения рыцарского звания Хетуму и Торосу , сыновьям короля Леона III , которое отмечалось в Сисе в 1284 году. Изучив латынь , очевидно, в преклонном возрасте, он перевел некоторые части богословия Фомы Аквинского армянский на язык .
Ерзнакци умер в 1293 году . Его погребение обобщено в церкви Св. Ншана в Ерзнке . О Ерзнкаци сохранились предания, связывающие его имя с различными чудесами. Его могила считалась святым местом. [ 2 ]
Литературная деятельность
[ редактировать ]Под именем Ованнеса Плюза Ерзнкаци до нас дошли многие философские, естественнонаучные, космологические, грамматические, толковательные, политические, богословские и другие труды, число которых превышает сотню. Ценны работы, затрагивающие философские, естественнонаучные и космологические проблемы. Среди них автор не только принимает и защищает существование внешнего мира, но и подчеркивает необходимость его признания. Он считает чудо основой мировосприятия и узнавания, а пять человеческих чувств — средством.
Если Ерзнкаци считал чудо основой узнавания, то движение – основой жизни и существования. По его словам, все всегда в движении и переменчиво. не только явления природы, но и противоречия, неравенство и несправедливость, существующие в общественной жизни, а также рождение и смерть являются результатом непрерывного движения и изменения. Важно отметить, что Ерзнкаци научно объясняет смерть не отсутствием души, а разложением тела. В образовательных целях он перевел строки из «Илиады» и « Одиссеи» на армянский язык , а также рассказы, связанные с биографией и произведениями Гомера . Он также затрагивал вопросы искусства, объяснял музыкальные понятия, характеризовал духовную и светскую музыку, роль музыки в жизни человека и т. д. [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]Основные и ключевые идеи прозы Ерзнкаци нашли свое эмоциональное выражение в его стихах. Это светские и религиозные произведения — стихи, песнопения, плачи, мелодии, философские и семасиологические четверостишия. Его стихотворные произведения развиваются в трёх основных направлениях — религиозном, научном и светском.
Религиозные произведения, хотя и кажутся на первый взгляд обычными стихотворениями только на библейскую тему, в действительности также раскрывают колебание человеческого разума, многоцветие чувств, великую любовь к жизни и природе.
Философское восприятие жизни глубоко в светских кварталах Ерзнкаци. Вот человек с его неопределенным существованием, мыслями, занимающими и терзающими душу, с тревогой смерти, но также с любовью и стремлением к жизни, с жаждой мудрости. Светские произведения являются также советами для обучения, науки, нравственного воспитания семьи и повседневной жизни и добродетели. Они служат одной и той же цели: просвещать, просвещать нацию, очищать общество от пороков, устранять причины зла: невежество, неграмотность и плохие манеры. Увещевания адресованы почти всем классам общества: бедным или богатым, слугам и принцам, молодым, старым и детям.
Стихи, являющиеся восхвалением науки, завершают мысли мыслящего и философствующего поэта. Давая научные объяснения о природе и человеке, вновь вызывая любовь и интерес к учению и познанию, Ерзнкаци отмечает, что все преходяще, временно, имеет начало и конец, а мудрость постоянна и неиссякаемый источник наслаждения благами мира.
Расширяя границы наставительного стиха, получившего большой объем в средние века , Ерзнкаци создает новый тип лиризма: философское, смысловое стихотворение, которое, получая особый размер и содержание, достигает своего совершенства в форме четверостиший. Эти хайрены , глубоко выражающие любовь к жизни и трагедию смерти, занимают в стихах Ерзнкаци особое и ценное место. Это не прямое описание красот действительности и природы или его впечатлений и чувств, а вытекающие из них мысли, эмоции и суждения с соответствующими философскими обобщениями.
Особое внимание Ерзнкаци уделяет чистоте, простоте и красоте языка. Будь то древнеармянский или современный армянский язык , его язык прекрасен и утончен, элегантен и прост, богат и понятен, жив и музыкален и всегда поэтичен. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ованес Эрзнкац» .
- ^ Срапян, Арменуи (1958). Ованнес Ерзнакци: исследование и оригиналы . Издательство ГА Армянской ССР.
- ^ ЗАКАРЯН, СЕЙРАН. ДЖОН ПЛЮЗ О ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИИ (PDF) .
- ^ «Ованес Ерзнкаци» .
- А.Дж. Хаджикян; Габриэль Басмаджян; Эдвард С. Франчук; Нурхан Узунян, ред. (2002). Наследие армянской литературы, том II: С шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 516–52349. ISBN 9780814330234 .
- Стивен Кушман, Клэр Кавана, Джахан Рамазани, Пол Рузер. Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики: четвертое издание. — 4. — Princeton University Press, 2012. — С. 83.