Нерсес Балиентс
Нерсес Балиентс , также Нерсес Балиенц ( арм . Нерсес Палианенц, Палиенц, Палианц ) или Нерсес Багон , был христианским армянским монахом начала 14 века. царства Он в основном известен как автор истории Киликийского Армянского . Хотя его работы рассматриваются современными учеными как ценный источник того периода, они также часто считаются ненадежными.
Жизнь
[ редактировать ]Нерсес Балиентс был обращен католицизм доминиканцами в . [ 1 ] Он был членом организации «Объединенные братья» (или «унитаристы»), основанной доминиканцем Бартелеми Болонским , епископом Мараги , которая выступала за строгий союз Армянской церкви с католической церковью. Согласно его сочинениям, Нерсес также называл себя «епископом Урмии ». [ 2 ]
Он посетил Папу Климента V в Авиньоне и там написал и перевел различные произведения.
Сочинения
[ редактировать ]Нерсес Балиентс — автор истории царей Киликийской Армении , особенно относительно их отношений с монголами.
Сочетание с Семпадом
[ редактировать ]Отрывки работ Нерсеса Балиентса были включены в Семпада «Хронику королевской семьи Малой Армении» , версия которой была составлена современным историком Эдуардом Дюлорье, который добавил информацию от Нерсеса Балиентса, чтобы подробно рассказать о периоде после смерти Семпада. [ 3 ]
Споры
[ редактировать ]Один спорный отрывок [ 4 ] В этой работе Нерсес пишет, что армянский царь Хетум II во время своего наступления на Сирию с монголами в 1299 году дошел с небольшими силами до предместий Каира , а затем провел около пятнадцати дней в Иерусалиме, посещая Святые места :
Царь Армении, вернувшись из набега на султана, отправился в Иерусалим. Он обнаружил, что все враги были обращены в бегство или истреблены татарами, пришедшими до него. Войдя в Иерусалим, он собрал христиан, которые от страха прятались в пещерах. За 15 дней, проведенных им в Иерусалиме, он провел христианские обряды и торжественные гулянья у Гроба Господня. Его очень утешали посещения мест паломничества. Он все еще находился в Иерусалиме, когда получил от хана грамоту, даровавшую ему Иерусалим и окружающую страну. Затем он вернулся, чтобы присоединиться к Газану в Дамасе и провести с ним зиму.
— Сборник историков крестовых походов , Армянские историки I, стр.660 [ 5 ]
Некоторые историки считали заявление Нерсеса Балиента указанием на то, что монголы, возможно, завоевали Иерусалим или, по крайней мере, присутствовали в нем в 1299 году. Клод Мутафян в Le Royaume Arménien de Cilicie упоминает сочинения и армянского доминиканца XIV века, которые утверждают, что армянский король посетил Иерусалим, поскольку он был временно выведен из-под мусульманского правления. [ 6 ] Ален Демурже в «Жаке де Моле » упоминает возможность того, что монголы могли оккупировать Иерусалим, цитируя армянскую традицию, описывающую, что Хетум служил мессу в Иерусалиме в январе 1300 года. [ 7 ] Некоторые ученые, такие как доктор Сильвия Шейн, расценили это заявление как указание на то, что монголы могли присутствовать в Иерусалиме в 1299 году. В своей книге 1991 года Шейн написала, что армянская информация о визите Хетума была подтверждена арабскими летописцами. [ 8 ]
Однако другие историки резко раскритиковали заявление Нерсеса Балиенца и интерпретацию Шейна. Доктор Ангус Донал Стюарт в своей книге 2001 года « Армянское царство и мамлюки » назвал заявление Нерсеса Балиенка «абсурдным утверждением» из ненадежного источника и заявил, что арабские летописцы никак его не подтвердили. [ 9 ] Другой историк, Реувен Амитай, также провел подробное сравнение всех доступных первоисточников о событиях вокруг битвы при Вади-эль-Хазиндаре и пришел к выводу, что армянский отчет ошибочен, поскольку не совпадает с другими аналогичными источниками. о тех же событиях, очевидно, было полно преувеличений и неточностей и было написано с целью прославить армянского царя Хетума. Амитай также отметил, что, несмотря на то, что Шейн признал источник подлинным, даже первоначальный редактор работы, Эдуард Дюлорье , отрицал правдивость армянского рассказа. [ 10 ]
В своей работе Эдуард Дюлорье фактически пишет, что Нерсес, возможно, добавил несколько фантастических подробностей, чтобы несколько преувеличить достижения Хетума, в частности, оспаривая один случай, когда Нерсес утверждает, что Хетум дошел до Каира , тогда как известно, что сам Газан послал только 15 000 человек. вплоть до Газы . [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мутафян, стр.73
- ^ Сборник историков крестовых походов, Армянские историки I, Хроника Королевства Малой Армении , с. 608
- ^ Сборник историков крестовых походов, Армянские историки I, Хроника Королевства Малой Армении , оригинал
- ^ Реувен-Амитай, «Набеги монголов на Палестину»
- ↑ Армянский историк, стр.660.
- ^ Клод Мутафян, стр.73
- ^ Демургер, стр.143
- ^ Шейн, Fidelis Crucis , стр. 163. «Согласно армянскому источнику, подтвержденному арабскими летописцами, Хетум II с небольшим отрядом достиг окраин Каира, а затем провел около пятнадцати дней в Иерусалиме, посещая Святые места.
- ^ Стюарт, с. 14. «В какой-то момент «арабские летописцы» цитируются как поддерживающие абсурдное утверждение, сделанное более поздним армянским источником, но при проверке цитат они ничего подобного не делают». Также сноска № 55, где Стюарт далее критикует работу Шейна: «Цитируемый армянский источник - это RHC Arm. I версия «Хроники Королевства», но этот отрывок фактически был вставлен в перевод хроники ее редактором, Дюлорье, и берет свое начало в (ненадежном) труде Нерсеса Балиенка... В качестве «арабских летописцев» упоминаются Муфаддал (на самом деле копт; издание Блоше), аль-Макризи (перевод Катремера) и ан-Нувайрф. Ни один из них. источники каким-либо образом подтверждают историю Нерсеса; на самом деле, как не ясно указано в соответствующей сноске [Шейна], цитируется не текст ан-Нувайра, а обсуждение писателя Д.П. Литтлом в его « Введении к мамлюку». Историография (Монреаль, 1970; 24-27), и в ней совершенно не упоминается какое-либо участие Армении в событиях года. Прискорбно обнаружить такое бесцеремонное отношение к арабским исходным материалам».
- ^ Монгольские набеги , с. 246. «Менее снисходительно можно отнестись к другому армянскому источнику, написанному анонимным продолжателем дела констебля Смпада. Его рассказ полон преувеличений и неточностей, первая из которых — год, указанный для похода (751 из Армянский календарь, соответствующий 5 января 1302 г. - 4 января 1303 г.). Этот неизвестный писатель даже не упоминает Мулая или монголов во время набега на Палестину. Вместо них встречается только царь Армении Хетум: после победы Химса. , король бросился преследовать бегущего султана. К нему присоединились 4000 его солдат. После одиннадцати дней упорного пути Хетум прибыл в место недалеко от Каира, называемое Доли (которое я не могу назвать). султан был всего на 10-12 миль впереди короля. Последний вскоре отступил из Доли, так как боялся попасть в плен. По возвращении Хетум вошел в Иерусалим и собрал всех христиан из города, которые до сих пор прятались в пещерах. За 15 дней, которые он провел в Иерусалиме, Хетум совершил великолепные христианские церемонии, а также получил от Газана патент на дарование ему города и его окрестностей. После этого Хетум покинул Иерусалим и воссоединился с Газаном в Дамаске, проведя с ним остаток зимы. Даже редактор этой работы Эдуард Дюлорье однозначно отрицает правдивость сообщения и пишет, что целью автора было прославление короля Хетума. Между изложенными здесь фактами мало общего с мамлюкскими сочинениями или даже с рассказом историка Хетума, которого, конечно, нельзя обвинить в отсутствии желания восхвалять армянского царя. Совершенно невероятно, чтобы писатели-мамлюки упустили возможность напасть на [мусульман] Газан за такое подлое действие, то есть за предоставление мусульманской территории, особенно Иерусалима, христианским грабежам».
- ^ Сборник историков крестовых походов, Армянские историки I, Хроника Королевства Малой Армении , с. 659-660 Примечание 1, с. 659 :
«Описание битвы при Хомсе, в которой Газан разгромил египтян 23 декабря 1299 года, можно сравнить с рассказом Хейтона, De Tartare , глава XLII, и повествованием г-на д'Оссона , Hist. des Монголы , лив. VI, гл. VI, т. IV, с.233-240. Очевидно, что Нерсес Балиэнц добавил сюда несколько фантастических подробностей, призванных усилить роль, которую играл царь Армении Хетум II, как вспомогательный. Мы вполне можем поставить под сомнение преследование египтян этим князем после битвы до места, названного составителем Доли, которое он обнаружил недалеко от Каира . Действительно, посланный монгольский полководец. с отрядом в 15 000 человек, чтобы преследовать султана Насера, не пошел дальше Газы и остановился на границе пустыни между Сирией и Египтом». Конец заметки.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Летопись Малоармянского царства , пер. и издания Дюролье в Receuil des Historiens des Croisades , Historiens Armeniens I, некоторые отрывки из периода после 1272 г. Французский перевод: стр.610 и след.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Сборник историков крестовых походов
- Клод Мутафян, Армянское Киликийское королевство
- Ален Демурже , Жак де Моле