Монгольская Армения
Монгольская Армения | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1236–1335 | |||||||||||||||
Статус | Монгольское ( Ильханство ) вассальное государство во время правления Хулагу-хана | ||||||||||||||
Капитал | Годы | ||||||||||||||
Общие языки | Армянский (родной язык) Огузский тюркский Монгольский | ||||||||||||||
Религия | Армянский Апостольский Суннитский ислам буддизм | ||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||
Историческая эпоха | Средневековая Армения | ||||||||||||||
• Учредил | 1236 | ||||||||||||||
• Упразднено | 1335 | ||||||||||||||
|
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Монгольская Армения или Ильханидская Армения относится к периоду, начинающемуся с начала-середины 13 века, в течение которого и Закаридская Армения , и Армянское Киликийское королевство стали данниками и вассалами Монгольской империи и преемника Ильханата . Армения и Киликия оставались под влиянием монголов примерно до 1335 года.
В период более поздних крестовых походов (1250-1260-е годы) существовал недолговечный армяно-монгольский союз , участвовавший в некоторых совместных военных операциях против их общего врага, мамлюков . Им удалось осадить Багдад (1258 г.) , но восемь лет спустя они потерпели поражение.
Армянские призывы к более широкому христианско-монгольскому союзу против ислама мамлюков, отстаиваемые, в частности, Хейтоном Корикским , были проигнорированы латинскими державами в Леванте, что привело к упадку европейских государств крестоносцев и неминуемому провалу крестовых походов в целом. . [действительно необходима цитата]
Фон
[ редактировать ]Армянское происхождение
[ редактировать ]Армянское Киликийское царство , или «Малая Армения», было образовано в конце 11 века беженцами и мигрантами из « Великой Армении ». Этот район был стойко христианским, поскольку сама Армения была первой страной, когда-либо принявшей христианство в качестве своей официальной религии в IV веке. Поэтому армяне были очень дружелюбны к европейским крестоносцам, которые начали прибывать в начале 12 века. По мере развития крестовых походов армянские лидеры регулярно играли в политике региона, объединяясь с государствами крестоносцев против мусульман. [ 1 ]
Монгольское происхождение
[ редактировать ]Чингисхан умер в 1227 году, и к 1241 году Империя была разделена на четыре более мелких независимых ханства , которые продолжали расширять Империю. Юго-западное ханство, известное как Ильханство , под предводительством внука Чингисхана Хулагу продвинулось в сторону Персии и Святой Земли . Город за городом пал перед монголами, включая некоторые христианские государства на их пути. Христианская Грузия неоднократно подвергалась нападениям, начиная с 1220 г. [ 2 ] а в 1243 году царица Русудан официально подчинилась монголам, превратив Грузию в вассальное государство, которое затем стало постоянным союзником в монгольских военных завоеваниях. [ 3 ] [ 4 ] Это была обычная практика, использовавшаяся растущей Монгольской империей: по мере завоевания новых территорий они поглощали население и воинов в свою собственную монгольскую армию, которую затем использовали для дальнейшего расширения Империи.
Вассальная зависимость Армении от монголов
[ редактировать ]Когда монголы достигли Кавказа , они завоевали Великую Армению / Багратидскую Армению, и различные армянские бароны решили присягнуть на верность Монгольской империи. В 1236 году великий князь Карабаха подчинился монголам Гасан Джалал , а взамен получил обратно часть ранее завоеванных территорий. [ 6 ] Он также дважды ездил в монгольскую столицу Каракорум , где обговаривал дальнейшие детали отношений с ханом. [ 7 ]
В 1240-х годах, когда монголы продолжали наступление на Киликию, король Хетум I решил последовать примеру великих армянских баронов, таких как Хасан Джалал. [ 8 ] и также подчинился Ильханству. [ 9 ]
Чтобы официально оформить свои отношения с монголами, в 1247 году Хетум I отправил своего старшего сводного брата Семпада-констебля к монгольскому двору в Каракорум. Семпад встретился с Гуюк-ханом и его преемником, братом Хубилай-хана Мункэ-ханом , и заключил соглашение о сотрудничестве против их общего врага - мусульман. [ 10 ] Природа этих отношений оспаривается историками, некоторые из которых называют их союзом. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] и другие, которые говорят, что армяне подчинились монгольскому господству и стали вассальным государством, подобным любому другому завоеванному региону. [ 4 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Семпад с энтузиазмом отнесся к своему путешествию в Монгольское царство, продолжавшемуся до 1250 года. [ 17 ] Он обнаружил множество христиан в монгольских землях , даже среди самих монголов. 7 февраля 1248 года он отправил письмо из Самарканда своему зятю Генриху I, королю Кипра (который был женат на армянской принцессе Стефании, Семпаде и сестре Хетума I). [ 18 ] В своем письме Семпад описал среднеазиатское царство оазиса со множеством христиан, в основном несторианского обряда: [ 19 ]
Мы нашли много христиан по всей земле Востока и много церквей, больших и красивых... Христиане Востока пошли к хану татарскому , который сейчас правит (Гуюку), и он принял их с великой честью и подарил им свободу и пусть повсюду будет известно, что никто не смеет противодействовать им ни на деле, ни на словах».
- Письмо Семпада Генриху I. [ 20 ]
Во время своего визита к монгольскому двору Семпад принял в качестве невесты родственницу Великого хана. У него от нее был ребенок, по имени Василь Татар, [ 21 ] который позже будет захвачен мамлюками в битве при Мари в 1266 году. [ 22 ]
В 1254 году сам король Хетум отправился через Среднюю Азию к монгольскому двору, чтобы возобновить соглашение. [ 23 ] Он привез много роскошных подарков и встретился с Мункэ-ханом (двоюродным братом Гуюка) в Каракоруме . [ 24 ] Хетум, который спонтанно стал вассалом, был очень хорошо принят монголами. Он имел аудиенцию у Мункэ 13 сентября 1254 года, консультировал хана по христианским вопросам в Передней Азии и получил от хана документы, гарантирующие неприкосновенность его личности и его царства. Мункэ также сообщил ему, что он готовится атаковать Багдад и что он вернет Иерусалим христианам, если они будут сотрудничать с ним. [ 25 ] Армяне также имели очень дружеские отношения с государствами крестоносцев, особенно с 1254 года, когда дочь Хетума принцесса Сибилла Армянская вышла замуж за Боэмунда VI , правителя Антиохийского княжества и графства Триполи , по рекомендации короля Франции Людовика IX . Хетум настоятельно призывал других франкских правителей последовать его примеру и подчиниться монгольскому господству, но убедил только своего зятя Боэмунда, который предложил свое подчинение где-то в 1250-х годах. [ 26 ]
Военное сотрудничество между армянами и монголами началось в 1258–1260 годах, когда Хетум I, Богемонд VI и грузины объединили силы с монголами под командованием Хулагу во время монгольского вторжения в Сирию и Месопотамию . В 1258 году объединенные силы захватили центр самой могущественной из существовавших в то время исламских династий — Аббасидов при осаде Багдада . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Оттуда монгольские войска и их христианские союзники завоевали мусульманскую Сирию, владения династии Айюбидов . Они взяли город Алеппо с помощью антиохийских франков. [ 30 ] а 1 марта 1260 года под командованием христианского генерала Китбуки они взяли также Дамаск . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Исторические отчеты, цитирующие сочинения средневекового историка тамплиера из Тира , описывали трех христианских правителей (Хетума, Боэмунда и Китбуку), вместе с триумфом вступивших в город Дамаск. [ 33 ] [ 34 ] хотя современные историки подвергли сомнению эту историю как апокриф . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Мамлюкская оппозиция
[ редактировать ]Экспансия монголов на Ближний Восток была остановлена в 1260 году, когда франки в Акре заключили пассивный союз с египетскими мамлюками , позволив мамлюкам-мусульманам одержать решающую победу над монголами в решающей битве при Айн-Джалуте , битве, в которой Возможно, в нем участвовало 500 рыцарей из Армении, сражавшихся на стороне монголов. [ 38 ]
После Айн-Джалута остальная часть монгольской армии отступила в Киликийскую Армению под командованием командующего Ильки, где ее перевооружил Хетум I. Затем Хулагу предпринял попытку контратаки, которая ненадолго оккупировала Алеппо, но была отражена принцами Хамы и Хомс , подданный султану. [ 39 ]
В 1262 году вождь мамлюков Байбарс начал угрожать Антиохии, которая (как вассал армянского царя) ранее поддерживала монголов. [ 40 ] Тем летом Хетум снова отправился к монголам, чтобы добиться от них вмешательства и избавления города от мусульманской угрозы. [ 41 ] [ 42 ] Однако Хулагу смог послать войска только для атаки на приграничный форт Аль-Бира (1264–1265). [ 39 ]
После смерти монгольского вождя Хулагу в 1265 году Байбарс снова угрожал Киликийской Армении со стороны Египта. В 1266 году Байбарс призвал Хетума I отказаться от своей верности монголам, принять сюзеренитет мамлюков и передать мамлюкам территории и крепости, которые Хетум приобрел в результате его подчинения монголам. После этих угроз Хетум I снова обратился к монгольскому двору Иль-хана за военной поддержкой. Однако во время его отсутствия мамлюки двинулись на Армению под предводительством Мансура II и мамлюкского командира Калавуна и победили армян в битве при Мари , вызвав большие разрушения в стране.
В 1269 году Хетум I отрекся от престола в пользу своего сына Льва II , который был вынужден платить мамлюкам крупную ежегодную дань. Однако, несмотря на дань, мамлюки продолжали нападать на Киликию каждые несколько лет.
Совместное вторжение в Сирию (1280–1281 гг.)
[ редактировать ]После смерти Байбарса в 1277 году и последовавшей дезорганизации мусульманского государства [ 43 ] монголы воспользовались случаем и организовали новое вторжение на сирийские земли. В сентябре 1280 года монголы заняли Баграс и Дарбсак , а взяли Алеппо 20 октября . Абага и Лев III Армянский убеждали франков начать новый крестовый поход, но только госпитальеры и Эдуард I Английский (который не смог приехать из-за отсутствия фонды) ответили положительно. [ 44 ] Госпитальеры Маркаба совершили совместные набеги на Букайю и выиграли несколько сражений против султана. [ 45 ] совершил набег до Крак-де-Шевалье в октябре 1280 года и разгромил мамлюкскую армию Крака в феврале 1281 года. [ 46 ] Однако в конце концов монголы отступили, пообещав вернуться зимой 1281 года.
Кампания осени 1281 г.
[ редактировать ]30 октября 1281 года 50 000 монгольских войск вместе с 30 000 армянами, грузинами , греками и около 200 рыцарями-госпитальерами Маркаба. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] «сражались против мусульманского лидера Калауна во Второй битве при Хомсе , но были отброшены с тяжелыми потерями с обеих сторон. [ 49 ]
Продолжение армяно-монгольских отношений
[ редактировать ]В 1284 году доминиканец Бурхард с горы Сиона посетил Киликийскую Армению и оставил там отчет о своем путешествии. Он останавливался при царском дворе Сиса и в католикосальной резиденции Хромгле . Бурхард описал страну как подчиненную монгольскому господству: [ 50 ] и пояснил, что при царском армянском дворе присутствовали монголы:
На самом деле я провел три недели у царя Армении и Киликии, у которого было несколько татар. Остальные присутствующие были христианами, числом около 200 человек. Я видел, как они собирались, чтобы пойти в церковь, послушать службу, преклонить колени и преданно помолиться.
- Бурхард с горы Сион, 1282 г. [ 50 ]
В 1292 году мамлюки разграбили Хромклу , что потребовало от Святого Престола переезда в Сис .
В 1293 году, во время правления Ильхана Гайхату , королём был Хетум II , внук Хетума I. Киликийская Армения подверглась нападению мамлюков, и, поскольку монголы не смогли помочь, значительная часть территории была потеряна в восточной части страны. Затем Хетум II оставил свой трон, чтобы войти во францисканский монастырь под именем Иоанн (очевидная дань уважения Иоанну Монте-Корвино ). [ 51 ] оставив официальную власть своему брату Торосу на два года, прежде чем Хетум вернул себе трон.
С приходом к власти монгола Ильхана Газана в 1295 году Хетум II смог снова укрепить отношения с монголами. Хетум посетил Газана при своем дворе, который возобновил отношения и остался им верен, постоянно сражаясь с мамлюками. [ 51 ] Газана крестили и воспитали как христианина, хотя после восшествия на престол он стал мусульманином. [ 52 ] Однако он сохранял сильную неприязнь к египетским мамлюкам и, наряду со своими армяно-монгольскими отношениями, также пытался координировать действия с франками Кипра. [ 53 ]
В 1296 году Хетум II посетил Константинополь, чтобы укрепить контакты и там, выдав свою сестру Риту замуж за императора Михаила VIII Палеолога . Во время его отсутствия Смпад из Армении захватил трон, а также попытался заручиться поддержкой монголов и женился на родственнице Газана. [ 51 ] [ 54 ] В 1298 году Хетум II снова вернул себе трон и продолжил отношения с монголами.
Попытка вернуть Левант (1297–1303 гг.)
[ редактировать ]В 1297 году Газан возобновил наступление на мамлюков и попытался возобновить попытки франко-монгольского союза . [ 55 ] План состоял в том, чтобы объединить силы христианских военных орденов, короля Кипра, аристократии Кипра и Киликийской Армении, а также монголов Ильханата. [ 56 ] Однако христиане Леванта не имели особой поддержки со стороны Европы и не имели нового крестового похода, который мог бы поддержать их действия. [ 57 ]
Кампания зимы 1299–1300 гг.
[ редактировать ]Летом 1299 года, из-за надвигающегося вторжения египетских мамлюков, король Хетум II отправил Газану сообщение с просьбой заручиться его поддержкой. В ответ Газан двинулся со своими войсками в сторону Сирии и разослал письма франкам Кипра (королю Кипра и главам военных орденов), приглашая их присоединиться к нему в его нападении на мамлюков в Сирии. [ 58 ]
Монголы успешно взяли город Алеппо, и там к ним присоединился король Хетум, в чьи силы входили несколько тамплиеров и госпитальеров из Армении, которые участвовали в остальной части наступления. [ 59 ] Монголы и их союзники разгромили мамлюков в битве при Вади-эль-Хазандаре 23 или 24 декабря 1299 года. [ 58 ] а затем направился к Дамаску, который сдался где-то между 30 декабря 1299 г. и 6 января 1300 г., хотя Цитадель Дамаска сопротивлялась. [ 58 ] [ 60 ] Затем в феврале Газан отступил большую часть своих войск, вероятно, потому, что их лошадям нужен был корм. Он пообещал вернуться зимой 1300–1301 гг., чтобы напасть на Египет. [ 61 ] Относительно небольшой отряд монголов, около 10 000 всадников под командованием монгольского генерала Мулая , правил Сирией. [ 62 ] и участвовал в набегах на юг, вплоть до Иерусалима и Газы. [ 63 ] Но этому небольшому отряду пришлось отступить, когда мамлюки вернулись в мае 1300 года.
Поражение Шахаба
[ редактировать ]В 1303 году монголы снова выступили в большой силе (около 80 000 человек) вместе с армянами, но потерпели поражение при Хомсе 30 марта 1303 года и в решающей битве при Шаххабе , южнее Дамаска, 21 апреля 1303 года. [ 64 ] Это считается последним крупным монгольским вторжением в Сирию. [ 65 ] В 1304 году египетские мамлюки продолжили наступление на Киликийскую Армению и сумели вернуть себе все земли, приобретенные армянами во время монгольского нашествия. До своего окончательного падения в 1375 году Киликийская Армения подвергалась череде нападений мамлюков, лишь с небольшим успехом, таких как битва при Аясе в 1305 году.
Пропаганда нового крестового похода с монголами (1307 г.)
[ редактировать ]В 1307 году Хетум II и Леон III вместе со своей свитой были убиты монгольским генералом Киликии. [ 67 ] знаешь ты [ 68 ] после внутреннего заговора против попыток Хетума объединить Армянскую церковь с Римом. Позже монгольский правитель Олджейту казнил Биларгу за свое преступление.
Также в 1307 году армянский монах Хайтон Корикус отправился навестить папу Климента V в Пуатье , где написал свой знаменитый «Флор истории Востока», сборник событий Святой Земли, описывающий отношения с монголами, и установка рекомендаций для нового крестового похода:
Бог показал христианам, что время настало, потому что сами татары предложили помощь христианам против сарацин. По этой причине Гарбанда , царь татар, послал своих посланников с предложением использовать всю свою силу, чтобы уничтожить врагов христианской земли. Таким образом, в настоящее время Святая Земля может быть возвращена с помощью татар и египетского государства, которое можно легко завоевать без опасности и опасности. И поэтому христианские силы должны немедленно отправиться в Святую Землю.
- Хэйтон, Flor des Estoires d'Orient, Книга IV. [ 69 ]
Последнее монгольское вторжение в Киликийскую Армению (1322 г.)
[ редактировать ]В 1320 году египетский султан Насер Мухаммед ибн Келаун вторгся в Киликийскую Армению и разорил ее. Папа Иоанн XXII письмо от 1 июля 1322 года направил из Авиньона монгольскому правителю Абу Саиду (1305–1335), напоминая ему о союзе его предков с христианами и прося его вмешаться. Монгольские войска были отправлены в Киликию, но прибыли только после того, как между Константином, патриархом армян, и султаном Египта было заключено перемирие на 15 лет.
Отношения с монголами по существу исчезли после 1320 года, в то время как отношения с франками укрепились с установлением французской династии Лузиньянов в качестве правящей семьи в Киликийской Армении из-за политики смешанных браков между королевскими семьями Кипра с 1254 года. и Киликийская Армения . После убийства Льва IV его двоюродный брат Ги Лузиньян в 1341 году королем был избран . Однако, когда к власти пришли пролатинские Лузиньяны, они попытались навязать католицизм и европейский образ жизни. Армянское руководство в основном приняло это, но крестьянство выступило против изменений. В конечном итоге это привело к гражданским беспорядкам. [ 70 ]
После Абу Саида отношения между христианскими князьями и монголами полностью прекратились. [ 71 ] Абу Саид умер, не оставив наследника и преемника, а после его смерти государство утратило свой статус, превратившись в множество маленьких королевств, управляемых монголами , турками и персами .
В конце 14 века Киликия подверглась вторжению мамлюков. Падение Сиса в апреле 1375 года окончательно положило конец королевству; ее последнему королю, Льву V , был предоставлен безопасный проход, и он умер в изгнании в Париже в 1393 году после тщетного призыва к новому крестовому походу. На этот титул претендовал его двоюродный брат Яков I Кипрский , объединив его с титулами Кипра и Иерусалима. [ 70 ] Так закончилось последнее полностью независимое армянское образование Средневековья после трех столетий вассального подчинения византийцам, монголам и франкам. Отношения с монголами позволили ему значительно пережить государства крестоносцев и просуществовать еще столетие перед лицом мусульманской экспансии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Энциклопедия крестовых походов , статья «Армения», стр. 21–22.
- ^ Рансимен, стр. 246-247.
- ^ Рансимен, стр. 250.
- ^ Jump up to: а б Уэтерфорд, с. 181. «Для пополнения своей армии Хулагу призвал армии вассальных государств Армении и Грузии»
- ↑ Армянское Киликийское королевство , стр. 66.
- ^ Киракос Гандзакеци . История армян» , «Глава 30: О разрушениях, произошедших в районе Хачена, и о благочестивом князе Джалале» (История армян). Под редакцией К. Мелик-Оганджаняна. Ереван, Армянская ССР, 1961 г. [г266-269]. Пер. на английском языке Роберт Бедросян.
- ^ (на армянском языке) Улубабян, Баграт. «Хасан-Джалал Даула» (Хасан-Джалал Даула). Советская Армянская энциклопедия . том. VI. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук, 1980, с. 246.
- ^ Jump up to: а б с Клод Мутафян , Le Royaume Arménien de Cilicie , с. 55. «Царь Армении решил вступить в монгольский союз, ума, которого не хватало латинским баронам, за исключением Антиохии»
- ^ Фредерик Луисетто утверждает, что Хетум подчинился еще в 1244 году. Луисетто, с. 237
- ^ Бурнотян, с. 100. «Смбат встретил брата Кубали, Мункэ-хана и в 1247 году заключил союз против мусульман»
- ^ Амин Маалуф, Крестовые походы глазами арабов (номера страниц относятся к французскому изданию): «Армяне в лице своего короля Хетума встали на сторону монголов, а также принца Боэмунда, его зятя. Однако франки Акры заняли позицию нейтралитета, выгодную мусульманам» (с. 261), «Богемонд Антиохийский и Хетум Армянский, главные союзники монголов» (с. 265), «Хулагу (...) все еще имел достаточно сил, чтобы предотвратить наказание своих союзников [Боэмунда и Хетума]» (с. 267).
- ^ Также «Монгольско-армянский союз»: в книге доктора Мартина Сикера «Исламский мир в господстве: от арабского завоевания до осады Вены» (стр. 111): «Богемонд, однако, проживал исключительно в Триполи и, как практический Дело в том, что Хетум, чье царство было сопредельным с ним, управлял Антиохией. Соответственно, Антиохия была втянута в монголо-армянский союз».
- ^ Стюарт, Логика завоевания , стр. 8. «Армянский царь считал союз с монголами – или, точнее, быстрое и мирное подчинение им – лучшим вариантом действий».
- ^ Питер Джексон, Монголы и Запад , с. 74: «Царь Малой Армении Хетум, который глубоко размышлял об избавлении монголов от его соседей и врагов в Руме, послал своего брата, констебля Смбата (Семпада) ко двору Гуюга, чтобы предложить свое подчинение».
- ^ Райли-Смит, Крестовые походы , с. 82 «В 1250-х годах король Хетум вступил в качестве подвластной державы в союз с монголами».
- ^ Рансиман, Государства крестоносцев, 1243-1291 , стр. 572 «Хетум I, царь Армении, долгое время был сторонником союза с монголами. В 1254 году он сам посетил Великого хана Мункэ в Каракоруме. В обмен на то, что он называл себя вассалом хана, ему было обещано увеличение территории и защита от Анатолийские турки».
- ^ Груссе, стр.529, примечание 273.
- ^ Груссе, стр.529, примечание 272.
- ^ Жан Ришар, История крестовых походов , стр. 376
- ^ Отрывок, цитируемый в Grousset, p. 529
- ^ Луисетто, стр. 122, где ссылаются на введение и примечания в « Хронике» Г. Дедеяна, приписываемой Коннетаблю Семпаду , 1980 г.
- ↑ Армянское царство и мамлюки с.49, Ангус Донал
- ^ Бурнотян, стр. 101.
- ^ Эмиль Бретшнайдер тр. Киракоса Гандзакеци , Путешествие Хайтона, короля Маленькой Армении, в Монголию и обратно , Средневековые исследования, том 1, Восточная серия Трубнера, 1888 г., Лондон, факсимильное переиздание, 2005 г., Elibron Classics ISBN 1-4021-9303-3
- ^ Рансимен, стр.297
- ↑ « Исламский мир в восхождении: от арабского завоевания до осады Вены» доктора Мартина Сикера (стр. 111): «Богемонд, однако, проживал исключительно в Триполи и, практически, в Хетуме , чье царство соприкасалось с оно управляло Антиохией. Соответственно, Антиохия была втянута в монголо-армянский союз».
- ^ Кембриджская история средневековья , том IV, с. 634
- ^ Груссе, стр.574, с упоминанием рассказа о Киракосе , Киракос, № 12.
- ^ «После этого [монголы] созвали великое собрание старой и новой конницы грузин и армян и пошли против города Багдада с бесчисленным множеством». История народа лучников , глава 12. Григор Акнерский, около 1300 г.
- ^ Тьерман, стр.806 «Франкские антиохийцы помогли монголам захватить Алеппо».
- ^ «Битва при Айн-Джалуте». Архивировано 12 февраля 2012 г. в Wayback Machine Saudi Aramco World.
- ^ Груссе, стр.581
- ^ Jump up to: а б «1 марта Китбука вошел в Дамаск во главе монгольской армии. С ним были король Армении и принц Антиохии. Жители древней столицы Халифата впервые за шесть столетий увидели въезжающих в нее трех христианских властителей. триумф на своих улицах», Рансимен, стр.307.
- ^ Груссе, стр.588
- ^ Дэвид Морган, Монголы (2-е изд.)
- ^ Питер Джексон, «Кризис на Святой Земле в 1260 году», English Historical Review 376 (1980) 486
- ^ "Хотя этот отчет нельзя понимать буквально, в нем может быть доля правды. Армянские войска были частью сил Кетбуки, а некоторое время во время монгольской оккупации Боэмунд посетил Баальбек и даже намеревался попросить Хулагу овладеть городом. (. ..) Если этот князь дошел до Баальбека, то весьма вероятно, что он прошел и через Дамаск». Де Реувен Амитай-Прейсс, Монголы и мамлюки , стр.31
- ^ "Это, однако, были не все монгольские всадники, а включались отряды из Грузии и Малой Армении; Смпад пишет, что последние насчитывали 500 человек". Монголы и мамлюки , стр.40
- ^ Jump up to: а б Жан Ришар, стр.428
- ^ Рансимен, стр. 313.
- ^ Груссе, стр.609
- ^ «Тем временем [Байбарс] провел свои войска в Антиохию и начал осаждать город, который был спасен интервенцией монголов» Жан Ришар, стр.429
- ^ Ричард, История крестовых походов , стр.465.
- ^ Рансимен, стр. 387.
- ^ Рансимен, стр.390
- ^ Ричард, История крестовых походов , стр.466.
- ^ Груссе, стр.687
- ^ Крестовые походы глазами арабов , с. 253: Крепость Маркаб принадлежала рыцарям-госпитальерам , которых арабы называли аль-осбитар . «Эти рыцари-монахи всем сердцем поддерживали монголов, доходя до того, что сражались вместе с ними во время новой попытки вторжения в 1281 году».
- ^ Jump up to: а б «Мангу Тимур командовал монгольским центром, слева от него находились другие монгольские князья, а справа - его грузинские помощники, король Лев и госпитальеры», Рансиман, стр. 391-392.
- ^ Jump up to: а б Мутафян, стр.66
- ^ Jump up to: а б с Мутафян, стр.71
- ^ Фольц, стр.128
- ^ «Возобновившиеся наступления монгольского хана Иль-Хана Газана в 1299–1302 годах, развернутые в сотрудничестве с христианскими силами Кипра, были очень близки к успеху». Демургер, Croisades et croises , стр.287.
- ^ Луисетто, стр.122, со ссылкой на Gestes des Chiprois пар.553.
- ^ «Газан возобновил свои планы против Египта в 1297 году: франко-монгольское сотрудничество, таким образом, сохранилось, несмотря на потерю Акры франками и обращение персидских монголов в ислам. Оно должно было оставаться одним из политических факторов. политики крестовых походов, вплоть до мирного договора с мамлюками, который был подписан только в 1322 году ханом Абу Саидом», Жан Ришар, с.468
- ↑ Суд над тамплиерами , Малкольм Барбер, 2-е издание, стр. 22: «Целью было объединиться с Газаном, монгольским Иль-ханом Персии, который пригласил киприотов участвовать в совместных операциях против мамлюков».
- ^ «В эти годы на Западе не проповедовалось никакого крестового похода. Только франкские силы Кипра и Малой Армении сотрудничали с монголами». Демургер, Croisades et croises , стр.287.
- ^ Jump up to: а б с Демургер, стр. 142–143.
- ^ Демургер, стр.142 (французское издание) «Вскоре к нему присоединился король Хетум, в чьи силы, по-видимому, входили госпитальеры и тамплиеры из королевства Армения, которые участвуют в оставшейся части кампании».
- ^ Рансимен, стр. 439.
- ^ Демургер, стр.146
- ↑ Демургер (стр. 146, французское издание): «После того, как силы мамлюков отступили на юг, в Египет, основные силы монголов отступили на север в феврале, Газан оставил своего генерала Мулая править в Сирии».
- ^ «Тем временем монгольские и армянские войска совершили набег на страну до самого юга, вплоть до сектора Газа». Шейн, 1979, с. 810
- ^ Демургер, стр. 158.
- ^ Николь, с. 80
- ^ «Хетум I получает дань уважения татар: во время своего путешествия в Монголию в 1254 году Хетум I был принят с почестями монгольским ханом, который «приказал нескольким своим благородным подданным почтить его и сопровождать его»» в Le Royaume Armenien de Cilicie Клод Мутафян , с. 58, цитируя Хейтона из Корика.
- ^ Мутафян, с. 73
- ^ Сборник историков крестовых походов, Армянские документы I, с. 664
- ^ Flor des Estoires d'Orient , Книга IV
- ^ Jump up to: а б Курдоглян, Мигран (1996). Бадмутюн Айоц (на армянском языке). Том. II. Афины, Греция: Храдарагун Азкаин Уссумнаган Хорурти. стр. 29–56.
- ^ "Монгольская гегемония"
Средневековые источники
[ редактировать ]- Тамплиер из Тира (около 1300 г.). Хроники тамплиеров Тира , онлайн (оригинал на французском языке).
- Хейтон Корикусский (1307 г.). Цветы истории Востока , Интернет (перевод на английский язык).
- Киракос (около 1300 г.). История армян , Интернет , (английский перевод).
Современные источники
[ редактировать ]- Андреа, Альфред Дж. (2003). Энциклопедия крестовых походов . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-31659-7 .
- Барбер, Малькольм (2001). Суд над тамплиерами (2-е изд.). Университетское издательство, Кембридж. ISBN 978-0-521-67236-8 .
- Баярсайхан, Дашдондог (2011). Монголы и армяне: 1220–1335 (1-е изд.). Брилл. ISBN 978-90-04-18635-4 .
- Бедросян, Роберт Г. (1979). Тюрко-монгольские нашествия и властители Армении в 13-14 веках . Доктор философии Колумбийского университета. диссертация.
- Бурнутян, Джордж А. (2002). Краткая история армянского народа: с древнейших времен до наших дней . Издательство Мазда. ISBN 1-56859-141-1 .
- Демургер, Ален (2007). Тамплиеры (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-87747-955-4 .
- Демургер, Ален (2007). Жак де Моле (на французском языке). Издания Payot&Rivages. ISBN 978-2-228-90235-9 .
- Груссе, Рене (1935). Histoire des Croisades III, 1188–1291 (на французском языке). Издания Перрен. ISBN 2-262-02569-Х .
- Фольц, Ричард , Религии Шелкового пути , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2010, ISBN 978-0-230-62125-1
- Джексон, Питер (2005). Монголы и Запад: 1221-1410 гг . Лонгман. ISBN 978-0-582-36896-5 .
- Луисетто, Фредерик (2007). Армяне и другие восточные христиане под властью монголов (на французском языке). Книжный магазин востоковедов Paul Geuthner SA ISBN 978-2-7053-3791-9
- Маалуф, Амин (1984). Крестовые походы глазами арабов . Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 0-8052-0898-4 .
- Мутафян, Клод (2001) [1993]. Армянское Киликийское королевство (на французском языке). Издания CNRS. ISBN 2-271-05105-3 .
- Николь, Дэвид (2001). Крестовые походы . Основные истории. Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-179-4 .
- Ричард, Джон (1996). История крестовых походов . Фаярд. ISBN 2-213-59787-1 .
- Рансиман, Стивен (1987) [1952–1954]. История крестовых походов 3 . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-013705-7 .
- Шейн, Сильвия (октябрь 1979 г.). «Gesta Dei per Mongolos 1300. Генезис несобытия». Английский исторический обзор . 94 (373): 805–819. doi : 10.1093/ehr/XCIV.CCCLXXIII.805 . JSTOR 565554 .
- Стюарт, Ангус Донал (2001). Армянское царство и мамлюки: война и дипломатия во время правления Хет'Ума II (1289-1307) . БРИЛЛ. ISBN 90-04-12292-3 .
- Стюарт, Ангус (2005), «Убийство короля Хетума II: обращение ильханов и армян», Журнал Королевского азиатского общества , 15 : 45–61, doi : 10.1017/S1356186304004687 , hdl : 10023/ 1563 , S2CID 55809524
- Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-02387-0 .
- Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Три Риверс Пресс. ISBN 0-609-80964-4 .