Самшвилде
трезубец | |
Расположение | Tetritsqaro Municipality , Kvemo Kartli , Georgia |
---|---|
Координаты | 41 ° 30'26 "N 44 ° 30'20" E / 41,50722 ° N 44,50556 ° E |
Тип | Урегулирование |
Длина | 2,5 м (8 футов 2 дюйма) |
Ширина | 0,4 км (0,25 мили) |
История | |
Периоды | От раннего бронзового века до раннего Нового времени |
Самшвилде ( груз . სამშვილდე , [samʃʷilde] ) — разрушенный город-крепость и археологический памятник в Грузии , на юге страны, недалеко от одноименной современной деревни в муниципалитете Тетрицкаро , Квемо Картли регион . Руины города, в основном средневековые постройки, простираются на расстояние 2,5 км в длину и 400 метров (1300 футов) в ширину в долине реки Храми . [ 1 ] Одними из самых узнаваемых памятников являются церковь Самшвилде-Сиони и цитадель, возведенная на скалистом мысе реки.
Самшвилде фигурирует в средневековых грузинских летописях как один из древнейших городов древней Картли , построенный в III веке до нашей эры. В средние века это был важный оплот, а также оживленный торговый и промышленный город. Самшвилде несколько раз переходил из рук в руки. В конце X века он стал столицей армянских царей Ташир-Дзорагета и в 1064 году был включен в состав Грузинского королевства. С середины XIII века, когда удача средневековой грузинской монархии угасла, Самшвилде вошел в состав Грузинского королевства. пришел в упадок и превратился в периферийный военный форпост. К концу XVIII века он лежал в руинах.
Этимология
[ редактировать ]Этимология имени Самшвилде впервые записана армянским летописцем X века Ованесом Драсханакертци как означающее по-грузински «три стрелы». [ 2 ] от саами («три») и мшвилди («лук»). Фактически, топоним построен на основе грузинского географического циркумфикса sa⟩ ⟨e. [ 3 ] [ 4 ] и означает «[место] лука». [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Самшвилде расположен в естественно укрепленном месте, на каменистой местности у слияния рек Храми и Чивчави, в 4 км к югу от города Тетрицкаро . Археологическая экспедиция 1968–1970 годов обнаружила в Самшвилде, на южных склонах горы Карнкали, два слоя раннего бронзового века куро-араксской культуры , датируемые серединой 4-го тысячелетия до нашей эры и 3-го тысячелетия до нашей эры соответственно. Этот горизонт включал в себя поселение и могильник, а также круглое культовое здание. Здесь были обнаружены артефакты: керамика бронзового века и различные инструменты из обсидиана. [ 7 ] [ 8 ]
Античность
[ редактировать ]Согласно средневековым грузинским хроникам , Самшвилде ранее был известен как Орби, замок, основание которого приписывалось Картлосу , мифическому этнарху грузин Картли . [ 9 ] и который был найден сильно укрепленным, но осажденным и завоеванным Александром Македонским во время его предполагаемого похода на грузинские земли. [ 10 ] В III веке до нашей эры, при царях Картли , известной в греко-римском мире как Иберия, Самшвилде стал центром одного из подразделений царства, которым управлял эристав («герцог»), впервые назначенный Парнавазом , первым в традиционный список царей Картли. [ 11 ] [ 12 ] Царь Арчил (ок. 411–435) отдал Самшвилде в удел своему сыну Мирдату , который затем унаследовал трон Картли. В грузинских хрониках упоминается , что иранская жена Мирдата Сагдухт , принявшая христианство, построила церковь Сиони в Самшвилде. [ 13 ] [ 1 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Границы герцогства Самшвилде менялись в ходе истории, поскольку южная его часть часто оспаривалась между Картли и соседними царями Армении . [ 14 ] Сам город оставался одним из ключевых поселений Иберии. Наряду с Тбилиси и Мцхетой , Самшвилде указан как один из трех главных городов этой страны в армянской географии VII века Анании Ширакаци . [ 15 ] VIII века В грузинской надписи в церкви Сиони, выполненной письмом асомтаврули , упоминаются два человека из дома Питиахша , местных династий в иранском стиле, которые, по-видимому, владели Самшвилде. К тому времени регион вокруг Самшвилде попал под влияние недавно созданного мусульманского эмирата с центром в Тбилиси , бывшей царской столице Картли. [ 1 ] С этого времени Самсвильду оспаривали различные грузинские, армянские и мусульманские правители. [ 16 ]
Около 888 года Самшвилде был оккупирован багратидским царем Армении Смбатом I , который поручил город заботам двух братьев из семьи Гнтуни , Васака и Ашота. Братья оказались неуправляемыми, и преемнику Смбата Ашоту II пришлось вернуть их на верность силой оружия c. 915. [ 17 ] Васак Гнтуни все еще был непокорным и, ок. В 921 году перешел на сторону грузинского князя Гургена II Тао , что побудило царя Ашота осадить крепость. Когда отряд, посланный Гургеном, вошел в цитадель, между ним и людьми Васака, стоявшими в крепости, вспыхнул бой, который в конечном итоге впустил армию Ашота. В последовавшей конфронтации выжившие солдаты Гургена были взяты в плен и изуродованы, а Самшвилде снова подчинился цитадели. Армянский царь. [ 18 ] [ 6 ]
В последнее десятилетие X века Самшвилде перешел к Куйрикидам, армянской боковой линии Багратидов царства Ташир-Дзорагет , которые выбрали его своей столицей. В связи с этим Давид I , царь Ташира и Дзорагета, был назван средневековым грузинским автором Самшвилдари , то есть «Самшвилде». [ 19 ] В 1001 году Давид безуспешно восстал против гегемонии своего дяди, царя Армении Гагика I , который в ходе трехмесячной кампании опустошил Ташир , Самшвилде и Грузинскую равнину ( Врак'даст ), как историк Степанос Асогик упомянул окрестности. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Самшвилде служил столицей Куйрикидов до тех пор, пока член этой династии, Кюрике II , не был взят в плен королем Грузии Багратом IV и ему пришлось выкупить себя, сдав Самшвилде грузинам в 1064 году. [ 23 ] [ 24 ] Сын Баграта, Георгий II , уступил контроль над городом своему могущественному вассалу Иване I, герцогу Клдекари , тем самым купив его лояльность, в 1073 году. [ 25 ] Примерно через год Самшвилде был завоеван сельджуками под предводительством Малик-шаха I. [ 26 ] и оставались их форпостом в Грузии до 1110 года, когда епископ Чкондидский Георгий осадил и взял город от имени царя Грузии Давида IV . [ 27 ] [ 28 ] Это побудило сельджуков спешно эвакуировать большую часть прилегающих районов. [ 16 ] Затем в 1123 году Давид подарил Самшвилде своему верному полководцу Иване Орбели . Город оставался во владении клана Орбели , потомственных главнокомандующих Грузинского царства, пока они не уступили его короне в результате своей неудачной попытки восстание против Георга III Грузинского , в ходе которого верная царю армия штурмовала крепость в 1178 году. [ 1 ]
Отклонить
[ редактировать ]Самшвилде подвергся нападению вторгшихся монголов на пути в Тбилиси, столицу Грузии, в 1236 году. В марте 1440 года он был разграблен Джахан-шахом , лидером Кара-Коюнлу , возмущенным отказом Александра I подчиниться его сюзеренитет. По словам современного историка Томаса Мецофского , Джахан Шах захватил осажденный город «обманом» в день Пятидесятницы и уничтожил его население, построив у ворот города минарет из 1664 отрубленных человеческих голов; шестьдесят христианских священников, монахов и дворян были казнены за отказ отступить от вероотступничества. Не пощадили даже некоторых из тех, кто согласился отречься от христианства. Выжившим пришлось искать убежище в густых лесах вокруг Самшвилде. [ 29 ]
Город так и не оправился полностью от этого удара и потерял свое былое значение, за исключением своей функции периферийной крепости. [ 30 ] После окончательного распада Грузинского царства в 1490-х годах оно вошло в состав Картлийского царства . В 1578 году Самшвилде был оккупирован османской армией под командованием Лалы Мустафы-паши во время ее победоносной кампании в Грузии, но в 1583 году он был возвращен королем Картли Симоном I. В 1636 году Ростом Картлийский передал Самшвилде во владение своему казначею Шиошу Хмаладзе, а в 1693 году Ираклий I Картлийский подарил его дворянскому роду Бараташвили . [ 31 ]
Относительное значение Самшвилде возросло в 1747 году, когда грузинский принц-мусульманин Абдулла Бег нанял лесгийских наемников и укрепил крепость Самшвилде в своем стремлении бросить вызов власти Картли, которую осуществлял его христианский родственник Теймураз II . Замыслы Абдулла-бека были сорваны сыном Теймураза, Ираклием , который штурмовал Самшвилде и взял самозванца в плен в 1749 году. Город остался в руках младшего брата Абдулла-бека, Хусейна-бека, который в 1751 году сдался Ираклию II и переселился в Тбилиси. [ 31 ]
Памятники
[ редактировать ]Археологический горизонт и архитектурные памятники Самшвилде внесены в список национального наследия Грузии как город-памятник Самшвилде (სამშვილდის ნაქალაქარი). Археологическое исследование территории Самшвилде началось в 1948 году, а систематические усилия по улучшению сохранения этого места были начаты в 1978 году. [ 31 ] В 2000-х годах строительство крупных международных трубопроводов в регионе стимулировало новые археологические проекты и открытие новых доисторических объектов. [ 32 ] [ 33 ] Многие из построек позднего средневековья и раннего Нового времени были дополнительно изучены Самшвилдской археологической экспедицией, организованной Тбилисским университетом Грузии с 2012 по 2015 год. [ 34 ]
Городской участок занимает почти треугольную территорию на мысе у слияния Храми и Чивчави и разделен на три основные части. Цитадель находится на востоке, на крутом краю мыса, а сам город расположен на западе, а между ними находится обнесенная стеной крепость. На территории находятся руины нескольких церквей, цитадели, дворцов, домов, моста через реку Чивчави, цистерн с водой, бань, кладбища и других вспомогательных построек. [ 35 ]
В самом городе стоит небольшая зальная церковь Св. Георгия. Ныне утерянная грузинская надпись 1672 года, опубликованная Э. Такаишвили , идентифицирует женщину по имени Зилихан, бывшую смотрительницу жены картлийского царя Вахтанга V , как реставратора церкви. [ 35 ]
Внутри крепостных стен стоит небольшая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы , в которой находится большой доисторический черный менгир , закопченный пламенем свечей, с крестом и армянским текстом с упоминанием князя Смбата, вписанным в него в 11 веке. Над рекой Храми возвышается еще одна церковь, известная как Теогенида, построенная, вероятно, в 12 или 13 веке, рядом с которой находится сооружение из четырех больших камней, тетралит. [ 35 ]
Цитадель состоит из массивных стен, башен и трех больших церквей. Среди них — купольная церковь Сиони , ныне находящаяся в руинах, самая узнаваемая достопримечательность Самшвилде. Средневековая традиция приписывает его строительство царице Сагдухт V века, но сохранившееся здание датируется ок. 759–777 гг., о чем свидетельствует грузинская надпись на лучше сохранившемся восточном фасаде, содержащая упоминания о современных византийских императорах Константине V и Льве IV Хазаре . На южном фасаде есть еще одна, сильно поврежденная, почти неразборчивая грузинская надпись, а рядом с ней фрагмент на армянском языке, идентифицирующий армянского католикоса Геворга III Лореци (годы правления 1069–1072). Строгие архитектурные формы церкви Самшвилде обнаруживают близкое сходство с замыслом церкви Цроми VII века в Шида Картли . [ 36 ]
К западу от Сиони находится трехнефная базилика, вероятно, армянская церковь, построенная из темных базальтовых камней в 10 или 11 веке. Третья церковь представляет собой заловую церковь с выступающей апсидой и настенной надписью на грузинском языке, в которой упоминается царь Грузии Давид IV (годы правления 1089–1125). [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Гамкрелидзе и др. 2013 , с. 440.
- ^ Максудиан 1987 , с. Йованнеса Драшанакерци 203: История Армении , LVII
- ^ Рэпп 2003 , с. 420.
- ^ Бондырев Игорь; Давиташвили, Зураб; Сингх, Виджай П. (2015). География Грузии: проблемы и перспективы . Спрингер. п. 109. ИСБН 978-3319054131 .
- ^ Вивиан 1991 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Мусхелишвили 2009 , с. 131.
- ^ Гамкрелидзе и др. 2013 , стр. 441–442.
- ^ Деметрадзе Ирина; Мирцхулава, Гурам (2010). «Культурная преемственность в сотрудничестве » Кадмос . 2 . Государственный университет Ильи: 129–164. дои : 10.32859/cadmos/2/129-164 . S2CID 164581256 .
- ^ Томсон 1996 , с. 9.
- ^ Томсон 1996 , с. 14.
- ^ Томсон 1996 , с. 34.
- ^ Туманов 1963 , с. 185.
- ^ Томсон 1996 , с. 156.
- ^ Туманов 1963 , с. 499.
- ^ Хьюсен 1992 , стр. 202, 248.
- ^ Перейти обратно: а б Лордкипанидзе 1987 , с. 96.
- ^ Максудян 1987 , стр. 203–204: История Армении Йованнеса Драсханакерци , LVII
- ^ Максудян 1987 Йованнеса Драсханакерци , стр. 213: История Армении , LXII.
- ^ Позже 1997 г. , с. 162.
- ^ Emin 1864 , pp. 202–203: Stepanos Taronetsi-Asoghik's Universal History , XLV
- ^ Позже 1997 г. , с. 163.
- ^ Мусхелишвили 2009 , с. 133.
- ^ Томсон 1996 , стр. 299–300.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 81.
- ^ Томсон 1996 , с. 306.
- ^ Томсон 1996 , с. 307.
- ^ Томсон 1996 , с. 323.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 82.
- ^ Бедросян 1986 , История Тамерлана и его преемников Товмы Мецобецкого, Гл. 6 .
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Гамкрелидзе и др. 2013 , с. 441.
- ^ Деметрадзе Ирина; Мирцхулава, Гурам (2010). «Трубопроводная археология в Грузии» . Античность . 84 (325).
- ^ Мирцхулава, Гурам; Квирквелия, Гурам; Чиковани, Гурам; Гамбашидзе, Циви (2007). «Комплексный технический отчет об археологических исследованиях на участке IV-209 Самшвилде, КП 77+60, район Тетрицкаро, регион Квемо Картли» (PDF) . Древнее наследие в коридоре трубопроводов БТД – SCP . Смитсоновский институт.
- ^ «Самшвилдская археологическая экспедиция» . Университет Джорджии . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гамкрелидзе и др. 2013 , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б Гамкрелидзе и др. 2013 , с. 445.
Ссылки
[ редактировать ]- Бедросян, Роберт, изд. (1987). Товма Мецобеци «История Тамерлана и его преемников» . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Emin, Nikita O., ed. (1864). Всеобщая история Степаноса Таронскаго Асохьика по прозванию [ Universal History by Stepanos of Taron alias Asoghik ] (in Russian). Moscow: Lazarev Institute of Oriental Languages.
- Гамкрелидзе, Гела; Миндорашвили, Давид; Брагвадзе, Зураб; Квацадзе, Марине, ред. (2013). «Трезубец [Самшвилде]». Топоархеологический словарь Картлиса цховреба (История Грузии) (PDF) (на грузинском языке) (1-е изд.). Тбилиси: Грузинский национальный музей. стр. 440–446. ISBN 978-9941-15-896-4 .
- Хьюсен, Роберт Х. (1992). География Анании Ширакского: Ашархацойц, длинная и короткая редакция . Висбаден: Райхерт. ISBN 3-88226-485-3 .
- Кутателадзе, Кетеван (1997). «Имена и титулы квирикских царей Ташир-Дзорагетского царства». Вестник Национальной академии наук Грузии — Моамбе . 156 (1): 161–163.
- Лордкипанидзе, Мариам (1987). Грузия в XI-XII веках . Тбилиси: Я не знаю.
- Максудиан, Крикор Х., изд. (1987). Йованнес Драсханакерци «История Армении» . Атланта, Джорджия: Scholars Press.
- Muskhelishvili, David (2009). Некоторые вопросы истории Грузии в армянской историографии [ Some problems of the history of Georgia in Armenian historiography ] (in Russian). Tbilisi: Universal. ISBN 978-9941-12-798-4 .
- Рэпп, С.Х. младший (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Издательство Питерс . ISBN 9042913185 .
- Томсон, Роберт В. (1996). Переписывая историю Кавказа: средневековая армянская адаптация грузинских летописей; оригинальные грузинские тексты и армянская адаптация . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0198263732 .
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета.
- Вивиан, Кэтрин, изд. (1991). Грузинская летопись: период Георгия Лаши Амстердам: Адольф М. Хакерт. ISBN 90-256-0965-1 .