Alexey Shchusev
Alexey Shchusev | |
---|---|
![]() Shchusev in 1914 | |
Рожденный | |
Умер | 24 мая 1949 г. | (75 лет)
Альма-матер | Императорская Академия Художеств |
Занятие | Архитектор |
Награды | Сталинская премия (1940, 1946, 1948, 1952) |
Упражняться |
|
Alexey Victorovich Shchusev [ а ] (Русский: Алексей Викторович Щусев ; 8 октября [ OS 26 сентября] 1873 - 24 мая 1949) был российским и советским архитектором, добившимся успеха в течение трех последовательных эпох русской архитектуры - модерна (в широком понимании), конструктивизма и сталинской архитектуры . [ 2 ] будучи одним из немногих русских архитекторов, прославившихся как при Романовых , так и при коммунистах, стал самым титулованным архитектором по количеству присуждаемых Сталинских премий . [ 3 ]
В 1900-х годах Щусев зарекомендовал себя как церковный архитектор и развил свой протомодернистский стиль, сочетающий модерн с архитектурой русского возрождения . Непосредственно перед Первой мировой войной и во время нее он спроектировал и построил железнодорожные станции для семьи фон Мекк , в частности Казанский вокзал в Москве. После Октябрьской революции Щусев прагматично поддержал большевиков и был вознагражден контрактом на строительство Мавзолея Ленина . Он последовательно спроектировал и построил три мавзолея, два временных и один постоянный, и руководил дальнейшим расширением последнего в 1940-х годах. В 1920-х и начале 1930-х годов он успешно воспринял конструктивистскую архитектуру , но быстро вернулся к историзму , когда правительство сочло модернизм неподходящим для коммунистического государства. Он был одним из членов художественного объединения « Четыре искусства », существовавшего в Москве и Ленинграде в 1924–1931 годах.
Его карьера протекала гладко до сентября 1937 года, когда после короткой публичной клеветнической кампании Щусев потерял все свои руководящие должности и контракты на проектирование и был фактически изгнан из архитектурной практики. Современные российские историки искусства сходятся во мнении, что обвинения в профессиональной нечестности, плагиате и эксплуатации, выдвинутые против Щусева, по большей части оправданы. В последующие годы он постепенно вернулся к практике и восстановил свой общественный имидж патриарха сталинской архитектуры . Причины его падения и силы, стоящие за его последующим выздоровлением, остаются неизвестными.
Ранние годы
[ редактировать ]Алексей Щусев родился в Кишиневе (на территории современной Молдовы , тогда входившей в состав Российской империи ), был четвертым из пяти детей в семье провинциального гражданского администратора. [ 4 ] Оба его родителя умерли, когда Алексею было пятнадцать лет. [ 5 ] С помощью старших братьев и сестер и стипендии Кишиневского городского совета Алексей и его младший брат Павел (1880–1957) окончили местную гимназию и продолжили образование на университетском уровне . [ 6 ] [ б ] Павел, как и Алексей, станет архитектором и мостостроителем ; он будет сотрудничать с Алексеем в проектах мостов в Москве и станет хранителем произведений искусства и архива Алексея после его смерти. [ 7 ]
В 1891 году Алексей покинул Кишинев и поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге . [ 8 ] [ 9 ] В первые годы обучения в Академии Щусев посещал занятия и по архитектуре, и по живописи. В 1894 году он поступил в класс Леона Бенуа и сосредоточился на архитектуре. [ 10 ] [ 11 ] Примерно в то же время, в 1893 или 1894 году, он спроектировал и построил свой первый реальный проект в частном имении в Бессарабии . В 1895 году он совершил свою первую ознакомительную поездку по Средней Азии вместе с профессором Николаем Веселовским . [ 12 ] В этом же году Щусев спроектировал и построил -склеп часовню в русско-византийском стиле в Александро-Невской лавре . [ 13 ] Позже, по словам самого Щусева, он просматривал некрологи в газете и совершал холодные звонки семьям погибших. Член семьи принял его предложение, и Щусев (еще студент) получил свой первый заказ в Санкт-Петербурге. [ 13 ] [ 14 ]
В 1896 году, на последнем курсе Императорской Академии, Щусев изучал старую северорусскую архитектуру в Костроме , Ростове и Ярославле ; [ 15 ] и европейская архитектура Румынии и Австро-Венгрии . [ 16 ] В следующем году он окончил академию с правом на государственное турне по Европе . [ 13 ] [ 17 ] Пока готовились документы для последнего, он поехал в Кишинев, чтобы жениться на своей невесте Марии Карчевской. [ 12 ] [ 18 ] Зиму 1897–1898 годов он провел в Самарканде вместе с Веселовским, изучая и документируя средневековые святыни. [ 12 ] Это знакомство с исламской архитектурой повлияло на его проект дома востоковеда Карчевского 1898 года в Кишиневе, а затем на проекты советской эпохи, построенные на Кавказе, в Казахстане и в Центральной Азии. [ 19 ] В августе 1898 года Щусев и его жена отправились в свое шестнадцатимесячное Гранд-тур через Вену , Триест , Италию в Тунис , а затем через Италию в Париж , где Щусев проучился шесть месяцев в Академии Жюлиана . [ 19 ] [ 20 ]
Крупнейшие архитектурные проекты
[ редактировать ]Религиозная архитектура (1900–1918).
[ редактировать ]Вернувшись в Санкт-Петербург, Щусев попытался открыть независимую практику, но клиентов найти не смог. [ 21 ] [ 22 ] Его судьба изменилась в 1901–1902 годах, когда его проект нового иконостаса главного собора Киево- Печерской лавры был одобрительно замечен коллегами-архитекторами и православным духовенством. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Он был назначен консультантом Священного Синода и вскоре получил возможность помогать Михаилу Нестерову в ремонте плохо построенной церкви в Абастумани . Нестеров был впечатлен и стал покровителем Щусева. [ 27 ] Контракты Щусева с семьями Харитоненко и фон Мекков и благотворительность великой княгини Елизаветы были в той или иной степени результатом рекомендаций Нестерова. [ 26 ] В течение десятилетия Щусев зарекомендовал себя прежде всего как церковный архитектор и быстро перешел от исторических стилей к созданию собственного протомодернистского стиля, сочетая модерн с традицией русского возрождения . [ 28 ] Ему не так повезло с получением выгодных жилищных и государственных контрактов; его светские постройки того периода немногочисленны и в целом явно уступают его церквям. [ 29 ] Щусева Церковные росписи , созданные под влиянием произведений Виктора Васнецова и Михаила Врубеля , также не произвели впечатления на современных наблюдателей. Александр Блок жаловался, что они «ни смелы, ни религиозны». [ 30 ]
году Священный Синод поручил Щусеву разрушенную церковь двенадцатого . восстановить В 1904 [ 31 ] Спорный пятикупольный проект Щусева в византийском стиле вызвал много споров среди архитекторов и защитников природы, но, тем не менее, был одобрен к строительству в 1907 году. Последовали дальнейшие дебаты; а в 1908 году Щусев был вынужден представить доработанный проект с помощью Петра Покрышкина и Леонида Веснина . С 1908 по 1911 год церковь перестраивалась по обновленному проекту. [ 31 ]
спроектировать собор в Почаевской лавре . Здание, выполненное в новгородско-псковском средневековом стиле и резко контрастирующее с обстановкой украинского барокко , также было завершено в 1911 году. [ 32 ] Таким образом, Щусев за это время влился в небольшой круг строителей очень крупных сооружений. [ 33 ]
Первым зданием, проявившим особый стиль Щусева, стала миниатюрная часовня на могиле Натальи Шабельской в Ницце (1904–1907). [ 24 ] Хотя Щусев явно намекал на средневековую Владимиро-Суздальскую архитектуру , он тщательно избегал механической стилизации. Вместо того, чтобы просто копировать свои источники, он создал свой собственный свободный визуальный язык . [ 24 ] Этот подход, распространенный в стиле модерн и зарождающемся модернизме , радикально отличался от современной практики возрождения . [ 24 ] Еще один индивидуальный штрих, уже присутствующий в Почаевском соборе. [ с ] – это нарочитая асимметрия щусевских церквей. Один фасад церкви может выглядеть совершенно симметричным, а другой явно неправильным. [ 28 ] По словам Андрея Иконникова вначале Щусев лишь имитировал неровности средневековых храмов, но вскоре вышел за рамки того, что нашел в исторических источниках, и возвел асимметрию и неравномерность почти уровня . [ 35 ]
По мнению Дмитрия Хмельницкого , лучшим примером этого стиля является монастырь Василия Блаженного в Овруче , спроектированный в 1907–1909 годах и завершенный в 1910 году: «строго функциональный план этажа, почти абсолютное отсутствие прямых заимствований и свобода в обработка формы предвещает конструктивистские постройки Щусева... вполне современные, несмотря на явные намеки на древнерусскую архитектуру». [ 28 ] По словам биографа Кирилла Афанасьева , наиболее впечатляющей является небольшая церковь в усадьбе Натальевка , задуманная как частный музей русских икон . [ 36 ] Самая известная из церквей Щусева и, возможно, одно из лучших произведений русского модерна — собор Марфо-Мариинского монастыря в Москве , который Щусев спроектировал в сотрудничестве с Нестеровым в 1908 году и завершил в 1912 году. [ 37 ] [ 38 ] До начала Первой мировой войны Щусев также проектировал и строил церкви в Бари и Сан-Ремо в Италии ; в Чугурешти в Молдове ; и на Куликовом поле на юге России. [ 39 ] [ 40 ] Последним зданием, которое было завершено до 1918 года, была церковь Братского кладбища , построенная во время войны для отпевания умирающих солдат и снесенная в 1940-х годах. [ 41 ] [ 29 ]
Стилистическая классификация церквей Щусева в советской и русской литературе находилась под сильным влиянием политики. На протяжении большей части советского периода модерн презирался как декадентское движение . Критики сталинской эпохи вообще избегали упоминаний о модерне, представляя творчество Щусева как самобытное, патриотическое и «прогрессивное» искусство. В официальной краткой биографии, написанной в 1948 году для американской аудитории, церковные конструкции вообще не упоминались. [ 42 ]
Позднесоветская теория, изложенная Иконниковым, помещала Щусева на эволюционный конец неорусского стиля , возникшего около 1880 года в творчестве Виктора и художественной Васнецова [ 43 ] Стиль, сильно отличающийся от «официального» русского возрождения , получил дальнейшее развитие у Фёдора Шехтеля , который привнес идеи финского модерна , [ 44 ] и в конечном итоге достиг своего пика в творчестве Владимира . [ 35 ] Покровский склонялся к «истинному» воссозданию средневекового духа, а Щусев был более отзывчив к влияниям модерна. [ 45 ] По мнению Иконникова, Щусев стоял выше Покровского благодаря сочетанию природного интуитивного таланта, непосредственных знаний мировой архитектуры и опыта археологических исследований. [ 35 ] Работы архитекторов «второго эшелона», таких как Илья Бондаренко, заметно уступали работам Щусева или Покровского. [ 45 ]
Железнодорожная архитектура (1911–1930-е гг.)
[ редактировать ]
В 1911 году Щусев выиграл пригласительный конкурс с проектом Казанского вокзала в Москве. [ 46 ] Работа над этим предложением продолжалась еще как минимум три года; первые относительно полные рельефы были опубликованы в 1913 году. [ 46 ] Хотя планы 1911 года тяготели к свободному церковному стилю Щусева, конечный результат оказался иным. [ 47 ] Щусев решил разбить 220-метровый фасад на асимметричный ряд визуально отдельных павильонов и использовать нарышкинского барокко . стиль [ 48 ] Он посетил старые города, чтобы изучить их сохранившуюся архитектуру в стиле барокко, и использовал полученные таким образом знания при проектировании внешнего вида нового здания. [ 49 ] Дизайн угловой башни в шахматном порядке заимствован у башен Сююмбике и Боровицкой башни и в то же время совершенно уникален. [ 50 ] Башня с часами и сами часы были созданы под влиянием Часовой башни Святого Марка в Венеции . [ 51 ]
Функционально терминал пострадал из-за сокращения затрат. [ 52 ] Хотя Щусев предпочел двухэтажную планировку для более удобного разделения и распределения пассажиропотока, заказчик настоял на более дешевой одноэтажной планировке. [ 52 ] Строительство началось в 1913 году, но было прервано Первой мировой войной и революцией 1917 года . Коллектив художников и мастеров, объединявший почти всю группу «Мир искусства» , распался; но Щусеву удалось сохранить ядро своих помощников-архитекторов. Художник Евгений Лансере , один из немногих достоверных источников о внутренней работе фирмы Щусева, оставался с ней до конца своей жизни. [ 52 ] [ 53 ] На завершение и ввод в эксплуатацию первой части терминала потребовалось до 1926 года; [ 53 ] западный фасад был закончен в 1940 году. Последняя часть первоначального плана не была построена до 1990-х годов. Фирма Щусева также спроектировала прилегающие к нему служебные здания и эстакаду близлежащей Алексеевской железной дороги , которая служит фоторамкой для терминала. [ 54 ]
В 1914–1916 годах Щусев также спроектировал ряд станционных зданий для новых железнодорожных линий в Верхнем Поволжье . [ 55 ] Большинство меньших станций имели стандартизированный дизайн, вдохновленный петровским и елизаветинским барокко . [ 55 ] Более крупные станции, в Красноуфимске и Сергаче , были выполнены в стиле елизаветинского барокко и русской версии ампира соответственно . [ 55 ]
Мавзолей Ленина (1924, 1929–1930, 1940-е гг.)
[ редактировать ]Во время Гражданской войны в России Щусев остался в Москве, сотрудничая с большевистскими властями по вопросам градостроительства. К 1921 году он стал неофициальным старейшиной московского сообщества архитекторов старой закалки и был избран председателем их объединения — Московского архитектурного общества (МАО). [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Его материальные проекты начала 1920-х годов — пропилеи 1922–1923 годов на Тверской площади, павильоны Всероссийской выставки сельского хозяйства и бытовой промышленности 1923 года, два временных мавзолея Ленина 1924 года — не рассчитаны были на длительное существование и были снесены. к концу десятилетия. [ 60 ] [ 61 ]
В ночь с 22 на 23 января 1924 года Щусева вызвали в Кремль для получения самого важного заказа в его жизни — проекта Мавзолея Ленина . [ 62 ] [ 63 ] [ д ] Причины выбора Щусева остаются неизвестными. Дмитрий Хмельницкий полагает, что, несмотря на консервативную плановую политику Щусева, он уже стал «архитектором, наиболее близким к партийной элите». [ 64 ] Первый временный деревянный мавзолей был спроектирован за одну ночь и возведен за три дня при температуре, достигающей -30 °C. [ 65 ] [ 66 ] Из-за нехватки времени и ресурсов первоначальное предложение Щусева было сведено к минимуму. [ 67 ] Получившаяся импровизированная хижина оказалась слишком маленькой для своей предполагаемой роли коммунистической святыни; таким образом, в марте 1924 года Щусеву было приказано спроектировать и построить более крупную временную конструкцию, которая также могла бы служить трибуной для правительственных чиновников. [ 61 ] Второй деревянный мавзолей был построен в апреле и открыт для посетителей в августе 1924 года. [ 68 ]
Пять лет спустя правительство решило, что концепция «выдержала испытание временем», и заключило со Щусевым контракт на проектирование третьего, постоянного мавзолея. [ 68 ] [ 64 ] Раннее предложение Щусева и Исидора Француза было заметно асимметричным, с круглой трибуной в переднем левом углу. [ 69 ] [ 70 ] Правительство отвергло его и поручило архитекторам следовать образцу деревянного мавзолея. [ 68 ] [ 70 ] Получившийся проект, приписываемый Щусеву, Французу и дизайнеру интерьеров Г.К. Яковлеву, был построен за шестнадцать месяцев в 1929–1930 годах. [ 71 ] [ 70 ] Городская легенда , поддержанная краеведом Алексеем Клименко, утверждает, что Мавзолей спроектировал исключительно Француз. [ 72 ] Последующие расследования восстановили Щусева на законном месте; правда, правда, что в процессе проектирования Щусев часто уезжал из Москвы, оставляя Францаза де-факто ведущим архитектором. [ 69 ] [ 72 ]
Характерно для Щусева, что утвержденный проект во время строительства неоднократно менялся. Изначально Щусев хотел обшить монолитный бетонный каркас. [ 73 ] из черного порфира , чтобы создать иллюзию идеального монолита . [ 74 ] Возможность была упущена, когда архитекторы заменили большую часть порфира гранитом. [ и ] Щусев создал иллюзию, что Мавзолей сложен из цельных гранитных блоков, хотя на самом деле это преимущественно бетон, покрытый тонкими гранитными панелями. [ 74 ] Этот третий мавзолей, внешне похожий на своего предшественника, имел пилястры и рифленые панели ; [ 75 ] в то время как второй деревянный Мавзолей был построен в стиле упрощенного неоклассицизма, третий, безусловно, находился под влиянием русского авангарда . [ 76 ] Как и церкви Щусева, мавзолей явно и нарочито асимметричен, хотя асимметрия ускользает от внимания случайного наблюдателя. [ 56 ] [ ж ]
Хотя внешний вид здания и изображение саркофага Ленина внутри стали символами советской Москвы, о подземном ядре Мавзолея известно очень мало. По состоянию на 2021 год планы этажей, структурная и вертикальная планировка остаются засекреченными. [ 77 ] Единственная публикация 1930 года показала, что построенный внутренний объем третьего мавзолея составлял 2400 кубических метров (85 000 кубических футов), что позволяет предположить, что там уже существовало просторное подземное помещение. [ 77 ] Дальнейшее расширение последовало в 1939–1946 годах, но единственными видимыми изменениями, приписываемыми исключительно Щусеву, были перепроектирование саркофага Ленина и правительственного трибунала. [ 78 ] [ 79 ]
Конструктивистские проекты (1923–1932)
[ редактировать ]Примерно в 1923–1924 годах Щусев присоединился к растущему движению конструктивизма . Он публично поддерживал новую школу, но никогда не вступал в союз с конструктивизмом в строгом смысле слова , который представлял собой небольшую группу, ведущую бесконечное соперничество с другими авангардными фракциями . Щусев прямо предостерег от поверхностного подражания модернистским идеям неподходящими материалами и неподходящими функциями. [ 80 ] Его первое здание конструктивистского периода, клуб железнодорожников рядом с Казанским вокзалом, представляло собой переходный проект, противоречащий его собственным предупреждениям. [ 53 ] Внешний декор представляет собой грубую имитацию барокко, призванную сочетаться с историческим терминалом; но выразительная лаконичная планировка, безусловно, модернистская. [ 53 ]
Щусев принял участие в трех громких архитектурных конкурсах: на проект Госпрома в Харькове , Центрального телеграфа Госбанка в Москве [ 81 ] Все три предложения Щусева были явно конструктивистскими и все три проиграли остальным участникам. [ 81 ] В 1928–29 Щусев проиграл еще один конкурс на проект Библиотеки имени Ленина в Москве. [ 82 ] На этот раз он представил два предложения с почти идентичными планировками. [ 82 ] Первое предложение имело симметричный неоклассический фасад и было отклонено как «устаревшее». [ 82 ] Второй был поразительно модернистским, больше склоняясь к работам Ле Корбюзье и Эриха Мендельсона , чем к русскому конструктивизму. [ 82 ] Соперничающая команда Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха пошла в обратном направлении, от модернизма к ар-деко ; последнее предложение выиграло конкурс. [ 82 ] Авангардные группы единогласно осудили «стилистическое двурушничество» как Щусева, так и Щуко. [ 83 ] Презрение к неразборчивой «всеядности» Щусева сохранялось на протяжении десятилетий и даже проникло в советский учебник для вузов 1985 года. [ 84 ] Даже Нестеров жаловался, что Щусев уделяет больше внимания стилизации , чем стилю . [ 85 ]
Щусева Первые завершенные конструктивистские постройки — санаторий в Мацесте и компактный жилой дом в Москве — были задуманы в 1927 году и построены в 1928 году. [ 86 ] Самый крупный из его конструктивистских проектов — здание Наркомзема и завершен в 1933 году. [ 87 ] Истинное авторство проекта здания, на который, вероятно, повлияло здание Шокен в Штутгарте , установить невозможно. [ 88 ] All sources credit its design to Alexander Grinberg and Shchusev. [ 88 ] Гринберг ушел в отставку на ранней стадии проекта; Щусев лично руководил строительством. [ 88 ] Большую часть черновиков написали трое человек из команды Щусева, но только двое (Француз и Яковлев) были признаны младшими соавторами. [ 88 ]
Одно из последних конструктивистских зданий Щусева в Москве — Военно-транспортная академия — было спроектировано в 1929–1930 годах и завершено в 1934 году. [ 89 ] По словам Дмитрия Хмельницкого, это была «одна из лучших работ Щусева... Настоящая современная архитектура – рациональная, сдержанная, серьезная и тонко прорисованная». [ 89 ] Наконец, в 1930 году Щусев спроектировал для «Интуриста» два конструктивистских здания гостиницы . [ 90 ] Гостиница в Батуми была построена в 1934 году, гостиница в Баку – в 1938 году. [ 90 ] Недавно созданный «Интурист» находился в ведении НКВД , поэтому советские СМИ редко упоминали эти гостиницы. [ 90 ] не удается проследить начало сотрудничества Щусева с Лаврентием Берией С этими проектами ; однако, как руководитель Закавказской партийной организации, Берия был по должности прямым клиентом Щусева. [ 90 ]
Ранний сталинский период (1932–1937)
[ редактировать ]Архитектурный конкурс Дворца Советов , проводившийся в четыре этапа в 1931–1933 годах, совпал с резким поворотом советской архитектуры от модернизма 1920-х годов к монументальному историзму сталинской архитектуры . Черновики Щусева, опубликованные в 2001 году, указывают на то, что он, вероятно, предчувствовал стилистическую революцию еще в 1931 году. [ 91 ] Однако его первая работа на конкурсе была полностью модернистской, напоминая Ле Корбюзье и довольно скромной по размеру. [ 92 ] Критики жаловались, что он «не похож на дворец». [ 92 ] Щусев благоразумно пропустил второй, самый разрекламированный этап конкурса. Его работы на третьем и четвертом этапах были вполне неоклассическими, но скучными. [ 93 ] Иосиф Сталин уже сделал свой выбор в пользу Бориса Иофана и с подозрением относился к мотивам Щусева: «Проект Щусева — тот же Храм Христа Спасителя , но без креста. Возможно, Щусев надеется добавить крест позднее. .." [ 94 ] [ 95 ]
В 1933 году бывшие независимые архитектурные фирмы Москвы были национализированы и реорганизованы в десять государственных мастерских. [ 96 ] Щусева назначили руководителем 2-й Государственной мастерской — довольно крупной проектной фирмы, в которой работали десятки профессиональных архитекторов и инженеров. [ 96 ] [ 97 ] Некоторые — например, Дмитрий Чечулин , Алексей Рухлядев и тандем Леонида Савельева и Освальда Стапрана — управляли собственными проектными командами . [ 96 ] Оставшийся персонал составил личную команду Щусева, «фирму в фирме». [ 97 ]
Пока конкурсы на Дворец Советов еще разворачивались, Щусеву было поручено взять на себя текущие громкие конструктивистские проекты, перепроектировать и завершить их в «неоклассическом стиле». [ 98 ] Первыми тремя жертвами сталинской «благоустройства» стали гигантский театр в Новосибирске проект Александра Гринберга ); Театр Мейерхольда в Москве ( Михаил Бархин , Сергей Вахтангов и Всеволод Мейерхольд , 1930–1931); и гостиница «Москва» (Леонид Савельев и Освальд Стапран, 1931). [ 98 ]
В случае с гостиницей «Москва» поглощение Щусевым публично объяснялось неопытностью Савельева и Стапрана, которые якобы допустили слишком много ошибок при проектировании и не смогли их исправить. [ 98 ] По словам Хмельницкого, Савельев и Стапран были достаточно компетентны, чтобы завершить первоначальный проект; [ 98 ] но, как и большинству выпускников Вхутемаса , им не хватало классического изобразительного образования , которое было предпосылкой «стилистических усовершенствований». [ 98 ] Так, в апреле – мае 1932 года правительство назначило Щусева и Бруно Таута совместными руководителями проекта. [ г ] [ 99 ] К концу года Таут выбыл; [ 100 ] и Щусев взял на себя всю ответственность. [ 101 ] Первая часть гостиницы, переоборудованная по проекту Щусева, была открыта в декабре 1935 года. [ 101 ] Более длинный северо-западный фасад получил положительные отзывы, но более высокий и короткий юго-западный фасад подвергся большой критике из-за своих пропорций и явно асимметричного декора. [ 102 ] [ 103 ] На этот раз асимметрия была вынужденной специальной реакцией на структурную слабость бывшего здания Гранд-отеля, которое было включено в состав нового отеля. [ 103 ] Театрам Новосибирска и Москвы повезло меньше. Первый был достроен по внешнему дизайну Щусева в 1945 году, потеряв при этом внутренние инновации Гринберга. [ 101 ] Последний был достроен по невзрачному проекту в 1940 году как Зал Дмитрия [ 96 ]
В 1934–1936 годах мастерская Щусева предложила большое количество пышных, эклектичных , а порой и совершенно невероятных зданий для Москвы, предвещавших позднесталинский стиль послевоенных лет. [ 104 ] [ 105 ] Только один из них будет построен. [ 104 ] Театр в Ташкенте , спроектированный в тот же период, будет построен в 1940-х годах в упрощенном, уменьшенном виде. [ 104 ] Щусев добился гораздо лучших результатов в Кавказском регионе. [ 106 ] В 1933 году он выиграл конкурс Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ) в Тбилиси . [ 106 ] Проект, спонсируемый и курируемый Берией, [ 107 ] был завершен в 1938 году и мгновенно стал эталоном сталинской архитектуры. [ 106 ] Это отдаленно напоминает Hill Auditorium 1913 года Альберта Кана , хотя связь может быть чисто случайной. [ 106 ]
Позор и выздоровление (1937–1938)
[ редактировать ]30 августа 1937 года, в разгар Великой чистки , «Правда» опубликовала разоблачение Савельева и Стапрана, обвиняющих Щусева в плагиате , нечестности, «контрреволюционном мышлении» и «укрывательстве врагов государства». [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] В течение недели клеветническая кампания переросла в публичный мобинг . [ 112 ] [ 109 ] [ 110 ] Новые обвинения варьировались от «антисоветской физиономии » до контактов с казненным Михаилом Тухачевским и многочисленных обвинений в умышленном причинении вреда . [ 113 ] Каро Алабян , лидер сталинского советских архитекторов ячейки и исключил Щусева из Союза. [ 114 ] К «чисточному безумию» присоединился Дмитрий Чечулин , доверенный заместитель Щусева по цеху. [ 110 ] вместе со многими своими бывшими соратниками. К концу сентября Щусев был уволен со всех руководящих должностей; его председатель 2-й Государственной мастерской перешел к Чечулину. [ 115 ] [ 112 ] [ 116 ] Новый начальник немедленно уволил сочувствовавших Щусеву, а реализуемые им проекты раздал другим помощникам. [ 115 ] Мало кто, особенно Евгений Лансере и Виктор Веснин , осмелились публично защитить Щусева. [ 115 ] Журналы, вышедшие в октябре, положительно отзывались о здании ИМЭЛ Щусева, но не упоминали имя архитектора. [ 117 ]
По мнению Хью Хадсона и Карла Шлёгеля , нападение на Щусева было организовано Алабяном в попытке подчинить себе независимых профессионалов, стоявших на пути Союза советских архитекторов. [ 110 ] [ 118 ] В ходе кампании погибли менее известные урбанисты Соломон Лисагор и Михаил Охитович ; но, по мнению Шлёгеля, его истинной целью было старшее поколение авторитетных архитекторов, таких как Щусев. [ 118 ] Марк Меерович согласен с мотивом, но не называет имени Алабяна или кого-то конкретного. [ 109 ] По словам Дмитрия Хмельницкого, ни люди, стоящие за нападением, ни их мотивы не могут быть установлены с достоверностью. [ 108 ] Одним из возможных предлогов, упомянутых в мемуарах Никиты Хрущева , было публичное сострадание Щусева к недавно казненному Ионе Якиру . [ 108 ] [ ч ] [ 119 ] Хрущев писал, что «все это было доложено Сталину, но Сталин сдержался и не предпринял никаких действий против Щусева». [ 119 ] [ 120 ] Альтернативно, преследование могло быть спровоцировано конфликтом Щусева с Вячеславом Молотовым в июне 1937 года. [ 112 ] [ 121 ]
Щусев скрылся от публики и, по словам его помощницы Ирины Синевой, заперся в своем кабинете в Москве. [ 122 ] Государство не предприняло никаких попыток привлечь его к ответственности; по словам Хмельницкого, более авторитетные архитекторы обычно были освобождены от террора , опустошавшего все уровни советского общества. [ 123 ] Через несколько месяцев президент Академии наук Владимир Комаров незаметно заключил со Щусевым контракт на проектирование штаб-квартиры академии с достаточным финансированием для перезапуска его проектной мастерской. [ 117 ] [ 124 ] По словам Синёвой, Комаров действовал с предварительного согласия Совнаркома . [ 124 ] Правительство не осудило обвинения, выдвинутые против Щусева, но молчаливо согласилось дать ему второй шанс. [ 124 ] Клеветническая кампания мгновенно пошла на убыль. [ 117 ] В июле 1938 года новая мастерская Щусева была реорганизована в институт «Академпроект» — государственную фирму, номинально занимавшуюся разработкой различных академических проектов. [ 117 ] В последующие десять лет Щусев проектировал различные здания академического института в Москве и здание Академии наук Казахстана в Алматы . Однако проекты главного здания академии, над которыми Щусев работал до самой смерти, так и остались бесплодными упражнениями в дальновидной архитектуре . [ 125 ]
«Академпроект» был детищем Лаврентия Берии , бывшего клиента Щусева на Кавказе. [ 126 ] Дмитрий Хмельницкий предполагает, что осенью 1937 года Щусев бежал из Москвы на Кавказ. [ я ] обратиться непосредственно к Берии, и что Берия действительно помог архитектору с контрактом академии. [ 126 ] Когда Берия был назначен главой НКВД , Академпроект стал собственной проектной фирмой НКВД и получил контракты на расширение здания на Лубянке и Мавзолея Ленина . [ 127 ] После Второй мировой войны Берия покинул НКВД, чтобы курировать проект советской атомной бомбы , а Академпроект сосредоточился на сверхсекретных исследовательских объектах, таких как будущий Курчатовский институт . [ 128 ] Слухи о связи Берии и Щусева ходили десятилетиями. Хотя Дмитрий Хмельницкий считает это само собой разумеющимся, биограф Александр Васькин с этим не согласен. По мнению Васькина, гипотеза «интересна» и «правдоподобна»; но прямых доказательств очень мало. [ 129 ] Достоверно лишь то, что Щусев был частым Берии гостем [ 129 ]
Проекты военного и послевоенного времени (1941–1949)
[ редактировать ]Вскоре после начала операции «Барбаросса» Анастас Микоян вызвал Щусева для укрепления Мавзолея Ленина от немецких авиаударов . [ 130 ] Щусев решил, что задача технически невыполнима, и Ленина было эвакуировано в [ 130 ] О других чрезвычайных поручениях Щусева до возведения временного павильона военных трофеев в Парке Горького (1941–1942) известно немного. [ 128 ] «Неожиданно эффектное» деревянное сооружение странным образом сочетало в себе выразительность с обязательной монументальностью. [ 128 ]
В сентябре 1942 года [ к ] Щусев, Лансере и их помощники приехали в Истру , небольшой разрушенный войной городок, расположенный между Москвой и Ржевским выступом . [ 131 ] [ л ] Через несколько месяцев Щусев предложил перестроить Истру в эксклюзивный зимний горнолыжный курорт. [ 131 ] Новая ратуша, спроектированная Лансере, была подозрительно похожа на Стокгольмскую ратушу , примерно такого же размера, но с экстерьером в стиле нарышкинского барокко . [ 131 ] [ 132 ] Ратушу окружали дико украшенные отели и отдаленные деревянные туристические домики с роскошными интерьерами. [ 131 ] Цель этого фантастического, невероятного, но широко разрекламированного предложения остается необъяснимой. [ 133 ] По мнению Хмельницкого, это могло быть исследование для закрытого города , вероятно, связанное с объектами военной разведки под Истрой. [ 133 ] Ратуша была фантазией, призванной обмануть, но различные менее крупные и недорогие здания таковыми не были, и некоторые из них действительно были построены недалеко от Новоиерусалимского монастыря . [ 132 ]
В 1943–1948, Шчушев работал на проектах для восстановления Сталинграда , Велики Новгород , Чивинау , Туапсе , и Крешештик в Кыйве . [ 134 ] Эти проекты планировались не в «Академпроекте», а в специальной государственной мастерской по благоустройству городов. [ 135 ] «Академпроект», расширенный за счет найма бывших соратников Щусева, был перегружен текущими проектами и новыми оборонными контрактами. [ 136 ] Первые включали расширение Мавзолея Ленина, новое здание на Лубянке, построенное по образцу Палаццо делла Канчеллерия в Риме, а также проекты Академии наук в Москве, Московской области и Алматы . [ 136 ] Это были стандартные, ничем не примечательные сталинские здания с совершенно симметричными планами и центральными портиками . [ 125 ] В 1947 году, когда правительство объявило о планах строительства серии небоскрёбов в Москве, Щусев подал заявку на проектирование будущей гостиницы «Украина» , но проиграл команде Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского . [ 125 ]
Shchusev's final major work was the Komsomolskaya–Koltsevaya metro station, which was conceived by Shchusev in 1945, fully designed by Alisa Zabolotnaya and Viktor Kokorin in 1949, and built in 1949–1951. [ 137 ] Базовая конструкция, в которой использовалась новая на тот момент цельностальная конструкция, обеспечивала исключительно просторный салон. [ 138 ] Основной мотив барокко перекликается с орнаментом Казанского вокзала, который, в свою очередь, был основан на XVII в Одигитрии . [ 139 ] Этот дизайн принес Щусеву четвертую Сталинскую премию , врученную посмертно в 1952 году. [ 125 ] Позднее как зарубежные, так и советские авторы раскритиковали «витие преувеличение». [ 140 ] дизайн из-за чрезмерного и навязчивого историзма, что, по мнению Иконникова, неуместно для оживленного транспортного узла. [ 139 ] [ 140 ]
В мае 1949 года у Щусева случился инфаркт. [ 141 ] во время краткой командировки в Киев. [ 142 ] [ 143 ] Он решил вернуться в Москву и через несколько дней скончался в больнице. [ 142 ] [ 143 ]
Официальные похвалы и последующая переоценка
[ редактировать ]За последнее десятилетие своей жизни Щусев спроектировал и построил очень мало запоминающихся зданий. Однако в тот же период он собрал исключительное количество государственных наград, в том числе четыре Сталинские премии : за здание ИМЭЛа (1940 г.), расширение Мавзолея Ленина (1946 г.), театра имени Навои в Ташкенте (1948 г.) и Комсомольской -Станция Кольцевая (1952, посмертно). По мнению Хмельницкого, эти награды не свидетельствовали о собственных достижениях Щусева. Скорее, они отражали влияние конечных работодателей Щусева – НКВД в 1938–1946 годах и МГБ в 1946–1948 годах. Приспешники этих, самых влиятельных структур сталинского режима, вполне естественно, получили больше всего сталинских премий в области техники и архитектуры. Награды не сделали Щусева неуязвимым для непредсказуемых поворотов сталинской политики. [ 142 ] В 1948 году, когда новая клеветническая кампания была направлена против Каро Алабяна , Бориса Иофана и Ивана Жолтовского , Щусев не стал объектом прямого нападения; но он все же временно потерял контроль над Академпроектом. [ 142 ] Ему пришлось обратиться напрямую к Сталину с просьбой восстановить его. [ 142 ]
Посмертно государство наградило Щусева беспрецедентными наградами. [ 144 ] Краткая пропагандистская кампания провозгласила его самым ценным и талантливым из всех советских архитекторов, подняв его до того же уровня, который занимал Владимир Маяковский в поэзии. [ 145 ] Его религиозное и модернистское наследие было забыто; вместо этого критики подчеркивали активное отвращение Щусева к « космополитизму » и его вклад в создание « социалистического реализма в архитектуре». [ 145 ] Несмотря на все похвалы, Щусеву в конечном итоге не удалось адаптироваться к правилам тоталитарной архитектуры . [ 116 ] Хотя он публично заявил, что «Государство хочет великолепия!» ( по-русски : Государство требует пышности! ), он по-прежнему ценил функциональность и свободу композиции выше внешнего декора. [ 116 ] Он избавился от своей фирменной асимметрии, но так и не освоил новый визуальный код «сверхчеловеческой монументальности». Очень скоро он проиграл молодому поколению архитекторов, сознательно и искренне принявшим тоталитаризм . [ 116 ] По мнению Хмельницкого, Щусев проявил себя в сталинской архитектуре так же блестяще, как в модерне и конструктивизме; но на этот раз превосходная степень не имела ничего общего с искусством. Скорее, они отмечали «высшую степень соответствия требованиям цензуры», в том числе Щусев время от времени сам выступал в роли цензора. [ 2 ]
Общественная деятельность и споры
[ редактировать ]
Стиль работы и этика
[ редактировать ]В начале 1900-х годов Щусев быстро прошел путь от роли индивидуального подрядчика до харизматичного руководителя крупной профессиональной фирмы. [ 116 ] Опытный рисовальщик тушью и акварелью, он сам создавал свои узнаваемые рисунки примерно до 1914 года. [ 116 ] Работая над Казанским терминалом, он сводил свое участие к быстрым наброскам , которые затем раздавал своим помощникам для правильного рисования. [ 116 ] Почти все рисунки тушью и акварели, опубликованные Щусевым в 1920–1940-е годы под собственным именем, созданы другими. [ 116 ] Щусев ценил прекрасное рисование; несколько хорошо выполненных акварелей могли гарантировать претенденту место в фирме Щусева. [ 146 ] Так было, например, с Михаилом Посохиным , который был принят на работу в 1935 году и к 1946 году стал руководителем собственного проектного института. [ 146 ] Однако большая часть сотрудников Щусева оставалась в фирме на протяжении десятилетий. [ 147 ] Некоторые давние партнеры, особенно Эжен Лансере и Исидор Француз, хорошо известны коллекционерам произведений искусства, и их работы обычно легко опознать. [ 116 ] Другие работали исключительно на фирму и оставались неизвестными; их авторство не может быть достоверно установлено. [ 116 ]
Итеративный цикл эскизов и чертежей взад и вперед позволил Щусеву одновременно исследовать множество альтернатив и продолжать улучшать проект во время строительства. Его завершенные здания неизменно отклоняются от первоначально утвержденного проекта. [ 148 ] Щусев считал себя строителем, а не дизайнером, и никогда не колебался менять проект, как по своему желанию, так и по желанию заказчика. [ 148 ] Он одинаково чувствовал себя как дома, общаясь с православными епископами, руководителями железных дорог и большевистскими лидерами . [ 28 ] An often quoted shchusevism asserts that "If I could negotiate with the priests, I would somehow do it with the Bolsheviks" ( Russian : Если я умел договариваться с попами, то с большевиками я как-нибудь договорюсь ). [ 116 ] Большевики, в свою очередь, оценили готовность Щусева адаптироваться. Лазарь Каганович в частном порядке писал, что Щусев, «деловой и прагматичный эклектик », был более ценен для режима, чем серьезный и упорный неоклассик Иван Жолтовский . [ 149 ]
Обвинения в плагиате и организации «творческого потогонного цеха », выдвинутые в 1937 году, по большей части были оправданы. [ 150 ] Этика Щусева на рабочем месте мало чем отличалась от этики других советских архитектурных руководителей, но его отношение к помощникам было особенно противоречивым. [ 150 ] Никифор Тамонькин (1881–1951), один из его ближайших соратников на протяжении почти сорока лет и самостоятельный компетентный архитектор, [ м ] описал Щусева как беспощадного, неуважительного и безжалостного эксплуататора «меньших людей». [ 152 ] [ н ] «Он имел нулевую терпимость к своим помощникам, особенно ко мне. Из-за моих крестьянских корней и отрывочного образования он смотрел на меня так, как американец или англичанин смотрит на «неполноценного» туземца. Это была самая заметная и существенная сторона его личность." [ 151 ] По словам Тамонькина, столь же жестко Щусев относился к своей жене, детям и младшему брату Павлу: в его биполярном мире «важных» и «неважных» людей семья принадлежала ко второму классу. [ 151 ]
Политическая пропаганда
[ редактировать ]В то же время Щусев часто выступал в роли защитника «меньших людей», несправедливо преследуемых коммунистическим режимом. [ 154 ] Он был весьма эффективен в этой роли благодаря своим деловым навыкам и непосредственным знаниям коммунистических лидеров, в частности руководителей НКВД. [ 154 ] НКВД было неглухо к голосам профессиональной элиты и часто прислушивалось к их мольбам, особенно когда защитником был архитектор мавзолея Ленина. [ 154 ] До 1937 года Щусев без колебаний использовал мавзолей как свою козырную карту; хотя после 1937 года, по мнению Васькина, этот аргумент утратил былую эффективность. [ 155 ]
История пропагандистской деятельности Щусева начинается с ареста Нестерова в 1924 году; через несколько дней Нестерова отпустили, а обвинения с него сняли. [ 156 ] В 1925 году Щусев ходатайствовал об освобождении художника Владимира Комаровского [ 157 ] Когда первоначальная апелляция не удалась, Щусев подал совместную петицию с коллегами-художниками. В этом же году Щусев защищал художника Владимира Голицына и искусствоведа Юрия Олсуфьева . [ 158 ] Все трое были потомками княжеских семей и поэтому были легкой мишенью красного террора . [ 159 ] Однако Комаровский и Олсуфьев были убиты соответственно в декабре 1937 и марте 1938 года, когда сам Щусев ожидал ареста; Голицын погиб во время Великой Отечественной войны. [ 159 ] Точно так же Щусев не смог помочь зятю Нестерова Шретеру в итоге добился освобождения дочери Нестерова Ольги. [ 156 ] В 1943 году Щусев, Игорь Грабарь , Борис Асафьев и Виктор Веснин совместно обратились к Берии с просьбой об освобождении художника Нерадовского сумели вызволить его из ссылки [ 160 ] В 1948 году Щусев и Грабарь организовали освобождение искусствоведа Николая Сычёва . [ 160 ]
Городское планирование и сохранение
[ редактировать ]
Консервативные взгляды Щусева на городское планирование и реконструкцию сформировались под влиянием его опыта в Украине , Бессарабии и Италии , где он научился искусству адаптации к исторической среде. [ 161 ] Его подход к примирению прошлого и настоящего был подобен подходу молодого поколения итальянских урбанистов, особенно Марчелло Пьячентини . [ 161 ] Два архитектора знали друг друга со времен Римской выставки 1911 года и проявили большой интерес к работам друг друга; Пьячентини имел в виду архитектуру Щусева до 1950-х годов. [ 161 ]
В 1918 году Щусев и Иван Жолтовский взяли на себя управление планом реконструкции Новой Москвы, спонсируемым коммунистическим городским советом. Группа планирования возникла как продолжение мастерской Жолтовского; но к 1922 году Щусев, будучи председателем Московского архитектурного общества, стал единоличным руководителем проекта. [ 59 ] [ 162 ] Хотя его штат состоял из архитекторов-модернистов, от братьев Весниных до первокурсников Вхутемаса , результат был полностью консервативным, с большой территориальной экспансией в умеренно густонаселенные пригороды и небольшим вторжением в старый город. [ 163 ] [ 164 ] [ 162 ] Щусев предложил перенести республиканский административный центр на северо-запад, на Ходынское поле , разгрузив тем самым ядро города от быстро растущей перегруженности. [ 162 ] Большая часть города в пределах Садового кольца останется нетронутой, с тщательно расположенными «лучами» бульваров и парков, простирающихся от Кремля до пригородов. [ 162 ] Щусев последовательно отвергал масштабные идеи реконструкции по принципу «все или ничего» и предпочитал продолжать застройку существующего города. [ 165 ] Он часто конфликтовал с городскими властями, выступая против сноса исторических зданий. гораздо более сговорчивым Шестаковым К концу 1925 года его позиция защитника природы пришла в немилость у правительства, которое заменило [ 166 ] Генеральный план Щусева был должным образом одобрен и отправлен в архив. [ 166 ]
Когда они не угрожали историческим зданиям, Щусев использовал новейшие идеи европейских и американских планировщиков. Ему нравилась идея автономных высотных зданий, отстаиваемая Ле Корбюзье и Вальтером Гропиусом , но он считал их слишком дорогими для советской экономики и слишком опасными для существующего уровня технологий. [ 167 ] Хотя в 1924 году он объявил себя антиамериканистом , к 1929 году он изменил своё мнение. [ 168 ] Об этом свидетельствует его покровительство русскому изданию книги Ричарда Нейтры « Wie Baut Amerika?». ( Как строится Америка? ). [ 168 ] Щусев по-прежнему сожалел о том, что американцы заменяют искусство инженерией, и предостерег от слепого копирования их деловой практики. [ 168 ] В то же время он высоко оценил американские технологии и зонирование как инструменты смягчения неблагоприятных последствий высотного строительства. [ 168 ] Его взгляды развивались вплоть до публикации в 1934 году Архитектурной организации города . К этому времени политическое давление положило конец независимому теоретизированию. [ 168 ]
Управление музеем
[ редактировать ]1920-е годы были для Щусева не столь продуктивными, как для Константина Мельникова или братьев Весниных . Частые, но бесплодные конкурсы, приводившие к нечастым реальным работам, оставляли Щусеву достаточно свободного времени, чтобы в 1926 году принять предложение управлять национализированной Третьяковской галереей . [ 169 ] За время своего недолгого пребывания в галерее он проложил электропроводку , а также новое отопление и вентиляцию в старом главном здании, которое он расширил на север. [ 170 ] «Щусевский флигель», завершенный в 1936 году, стал его последним проектом в стиле русского возрождения. [ 171 ] Щусеву нравилось работать полный рабочий день куратором музея , организовывать выставки, обеспечивать соблюдение процедур каталогизации и печатать открытки. [ 172 ] Однако у наркома просвещения Анатолия Луначарского были другие планы, и в начале 1929 года он заменил Щусева Михаилом Кристи , чисто политическим назначенцем. [ 173 ]
Летом 1945 года Щусев начал агитацию за создание музея русской национальной архитектуры . Он лично выбрал бывший дом Талызиных , занимаемый тогда НКВД , и использовал свои связи внутри этой организации, чтобы освободить его для музея. [ 174 ] Под руководством Щусева музей стал прибежищем для евреев, безработных из-за антикосмополитической кампании , таких как Давид Аркин , Абрам Эфрос и Александр Габричевский . [ 175 ] [ о ] Балдинская коллекция немецкого искусства была тайно передана в музей с согласия Щусева в 1948 году. [ 177 ] Однако основной целью музея, по замыслу самого Щусева, был учет и архивирование русского наследия, уничтоженного или поврежденного во время войны. [ 178 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Schusev (предпочтительное англоязычное написание Музея архитектуры Щусева ), немецкий : Ščusev (академическое написание), немецкий : Schtschussew , французский : Chtchoussev , польский : Szczusiew . [ 1 ]
- ↑ Все четыре брата и их сводная сестра от первого брака отца получили полное университетское образование, несмотря на скромный достаток. [ 7 ]
- ↑ Северная апсида Троицкого собора, имеющая форму крепостной башни, заметно выше остальных. [ 34 ]
- ↑ Все источники, касающиеся этого эпизода, в конечном итоге восходят к собственному отчету Щусева, опубликованному в Советском Союзе в 1937 году. [ 63 ]
- ^ Порфир использовался только для черной «линии талии», в которую инкрустированы контрастные буквы ΛЕНИН (ЛЕНИН). Остальная часть конструкции облачена в гранит. [ 74 ]
- ^ В переднем правом углу мавзолея имеется углубленная ниша, которой нет в переднем левом углу. Архитектор рассудил, что посетители, приближающиеся ко входу справа, не должны сталкиваться с острым массивным углом. Таким образом, он удалил последний, когда строительство было практически завершено. [ 56 ]
- ↑ Официально решения были объявлены через мэрию Москвы.
- ↑ Якир, как и Щусев, родился и вырос в Кишиневе. Щусев был хорошо знаком с дядей Якира, уважаемым местным врачом. [ 112 ]
- ^ К этому времени у Щусева развились сахарный диабет и астма . Несмотря на кампанию бандитов, ему нравилось жить на Юге, что давало ему временное физическое облегчение. [ 126 ]
- ↑ Это один из многих рисунков, подписанных Щусевым (подпись на этом скане вырезана, но хорошо видна в книге), но достоверно приписываемых Лансере. [ 116 ]
- ↑ Прибытие Щусева в Истру совпало с дальним продвижением наступления Кейса Блю и началом Сталинградской битвы .
- ↑ Немцы эвакуировали Ржевский выступ в мае 1943 года. Даже тогда линия фронта проходила менее чем в 300 километрах (190 миль) от Москвы и примерно в 250 километрах (160 миль) от Истры. в августе – октябре 1943 года Красная Армия отвоевала еще около ста километров В ходе Смоленской наступательной операции , а затем линия фронта стабилизировалась до лета 1944 года .
- ↑ За время работы в должности Щусева Тамонькин был официально признан ведущим архитектором как минимум двух зданий Академии наук в Москве. [ 151 ]
- ↑ Васькин цитирует пространные отрывки из воспоминаний Тамонькина, написанных после смерти Щусева в 1950 году. Рукопись без цензуры никогда не предназначалась для печати. После смерти Щусева она была передана на хранение в Щусевский музей архитектуры и в настоящее время доступна исследователям. [ 153 ]
- ^ Это было косвенным следствием государственной политики в области заработной платы. Официально установленные музейные зарплаты были настолько мизерными, что могли привлечь только изгоев общества. [ 176 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хмельницки 2021 , стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 78.
- ^ «Алексей Щусев (Щусев) (1873–1949) | Кишинев» . Посетите Кишинев . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 6.
- ^ Васькин 2015 , стр. 37.
- ^ Васькин 2015 , стр. 38, 41, 53.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , p. 7.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 8.
- ^ Васькин 2015 , стр. 54.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 9.
- ^ Васькин 2015 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б с Afanasyev 1978 , p. 12.
- ^ Jump up to: а б с Afanasyev 1978 , p. 11.
- ^ Васькин 2015 , стр. 86–87.
- ^ Васькин 2015 , стр. 82–85.
- ^ Васькин 2015 , стр. 87.
- ^ Васькин 2015 , стр. 89.
- ^ Васькин 2015 , стр. 90.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , p. 13.
- ^ Васькин 2015 , стр. 93–104.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 14.
- ^ Васькин 2015 , стр. 104–110.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 14–16.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 12.
- ^ Васькин 2015 , стр. 110–114.
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 340–341.
- ^ Васькин 2015 , стр. 338–339.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 14.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 17.
- ^ Васькин 2015 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , pp. 18–21.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 21–22.
- ^ Хмельницки 2021 , с. 13: Собор был не таким высоким, как расположенный рядом Успенский собор. Однако его план размером 36 на 24 метра (118 на 79 футов) был очень большим для православной церкви.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 22.
- ^ Jump up to: а б с Ikonnikov 1990 , p. 351.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 27–28.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 23.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 14–15.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 15.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 27–28, 35.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 28–30.
- ^ «Великий архитектор России Щусев» . Информационный бюллетень СССР . 8 (22). Посольство Советского Союза в США. 1948 год.
- ^ Ikonnikov 1990 , pp. 340–341.
- ^ Ikonnikov 1990 , p. 347.
- ^ Jump up to: а б Ikonnikov 1990 , p. 353.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , p. 40.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 45.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 43.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 44.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 44, 70.
- ^ Васькин 2015 , стр. 95.
- ^ Jump up to: а б с Afanasyev 1978 , p. 42.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 29.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 47.
- ^ Jump up to: а б с Afanasyev 1978 , p. 49.
- ^ Jump up to: а б с Khan-Magomedov 1972 , p. 104.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 180.
- ^ Колтон 1995 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , с. 225.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 85.
- ^ Jump up to: а б Khan-Magomedov 1972 , pp. 61–62.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 41.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , p. 99.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 25.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 44.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 92.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с Khan-Magomedov 1972 , p. 91.
- ^ Jump up to: а б Khan-Magomedov 1972 , pp. 93–94.
- ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 26.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 92–93, 106.
- ^ Jump up to: а б Vaskin, A. (2013). "Как Мавзолей Красную площадь спас" [How the Mausoleum saved the Red Square]. Историк (13 May).
- ^ Khan-Magomedov 1972 , p. 105.
- ^ Jump up to: а б с Khan-Magomedov 1972 , p. 110.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 99–104.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 111–112.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , с. 26–27.
- ^ Khan-Magomedov 1972 , pp. 121–122.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 106.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , с. 29–32.
- ^ Jump up to: а б с д и Хмельницки 2021 , с. 33–37.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 36–37.
- ^ Bylinkin, N. P. (1985). История советской архитектуры (1917–1954) [ The history of the Soviet architecture 1917–1954 ]. Стройиздат. p. 11.
- ^ Васькин 2015 , стр. 337.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 150–151.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 37, 151.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , с. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , с. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , с. 40–42.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 50.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , с. 43, 45.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 45, 47–52.
- ^ Зубович 2020 , с. 35.
- ^ Chmelnizki 2021 , p. 51 cites Stalin's letter of 7 August 1932 addressed to Kaganovich, Molotov and Voroshilov, published in 1999..
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 60.
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 284–285.
- ^ Jump up to: а б с д и Хмельницки 2021 , стр. 55.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 56.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 57.
- ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 58.
- ^ Afanasyev 1978 , p. 111.
- ^ Jump up to: а б Рогачев, Алексей; Простаков, Сергей (20 June 2014). "Тайна асимметрии гостиницы "Москва" " [The mystery of the asymmetry of the hotel "Moscow"]. Russian Planet (in Russian). Archived from the original on 10 January 2022 . Retrieved 3 April 2022 .
- ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , с. 60–61.
- ^ Хмельницкий 2007 , с.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 61.
- ^ Vaskin 2015 , p. 374, cites the 1940 book by Shchusev on the IMEL.
- ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 62.
- ^ Jump up to: а б с Meerovich, M. (2015). " "Жизнь и деятельность архитектора Щусева" " [The life and deeds of architect Shchusev]. Archi.ru (in Russian) (30 July).
- ^ Jump up to: а б с д Хадсон 2015 , с. 198.
- ^ Васькин 2015 , стр. 309–315.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 63.
- ^ Хадсон 2015 , с. 199.
- ^ Васькин 2015 , стр. 319–323.
- ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , стр. 326–327.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Chmelnizki, D. (20 January 2020). "Загадки Щусева" . archi.ru.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 64.
- ^ Jump up to: а б Шлёгель 2014 , «пока удар пришелся на Охитовича...».
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 290.
- ^ Хрущев, Никита (2004). Воспоминания Никиты Хрущева: Комиссар, 1918–1945, Том 1 . Пенн Стейт Пресс. п. 111. ИСБН 9780271023328 .
- ^ Васькин 2015 , стр. 307–308.
- ^ Васькин 2015 , стр. 327–329.
- ^ Хмельницкий 2007 , стр. 170.
- ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , с.330.
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , стр. 72.
- ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , с. 64–65.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 65.
- ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2021 , стр. 66.
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 331–332.
- ^ Jump up to: а б Voronin, Anatoly (14 December 2019). Москва, 1941 [ Moscow 1941 ] (in Russian). Комендант Мавзолея Кирюшин...: Litres. ISBN 9785042208768 .
- ^ Jump up to: а б с д Хмельницки 2021 , с. 67–68.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , с. 68–69.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 70–71.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 71.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , с. 65, 70–72.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 72–73, 155.
- ^ Ikonnikov 1990 , p. 363.
- ^ Jump up to: а б Ikonnikov 1990 , p. 365.
- ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , с. 327.
- ^ Васькин 2015 , стр. 434.
- ^ Jump up to: а б с д и Хмельницки 2021 , стр. 74.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , pp. 175, 177.
- ^ Хмельницки 2021 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 75.
- ^ Jump up to: а б Зубович 2020 , с. 113.
- ^ Васькин 2015 , стр. 397.
- ^ Jump up to: а б Afanasyev 1978 , p. 54.
- ^ Chmelnizki 2007 , p. 208, cites a 1943 letter by Kaganovich to his daughter, published in 1996..
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 325.
- ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , стр. 398.
- ^ Васькин 2015 , стр. 398–402.
- ^ Васькин 2015 , с. 402.
- ^ Jump up to: а б с Васькин 2015 , стр. 422–423.
- ^ Васькин 2015 , стр. 429.
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 331, 347, 423.
- ^ Васькин 2015 , стр. 423–424.
- ^ Васькин 2015 , стр. 424–426.
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 423–426.
- ^ Jump up to: а б Васькин 2015 , стр. 426.
- ^ Jump up to: а б с Вяземцева, А. (2019). «Преобразование Рима и генеральный план реконструкции Москвы». Городские пейзажи в переходный период: трансформация и реорганизация итальянских городов и их архитектуры в межвоенный период . п. 116. ИСБН 9783839446607 .
- ^ Jump up to: а б с д Ovsyannikova, Ye.; Vasilyev, N. (2019). "«Новая Москва» Щусева и историческая застройка ['New Moscow': Shchusev and the historical environment]". История архитектуры Москвы. Конец XIX века — первая половина 1930–х годов [ History of the architecture of Moscow. End of 19th century to the first half of the 19302 ] (in Russian). Tatlin. ISBN 9785000752029 .
- ^ Колтон 1995 , стр. 225–227.
- ^ Afanasyev 1978 , pp. 60–61.
- ^ Sokolov 1975 , p. 154.
- ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , стр. 228–230.
- ^ Sokolov 1975 , p. 177.
- ^ Jump up to: а б с д и Коэн 2021 , с. 223.
- ^ Васькин 2015 , с. 260.
- ^ Васькин 2015 , стр. 261.
- ^ Васькин 2015 , стр. 262–263.
- ^ Васькин 2015 , стр. 261–266.
- ^ Васькин 2015 , стр. 266.
- ^ Васькин 2015 , стр. 419–420.
- ^ Васькин 2015 , стр. 418–421.
- ^ Васькин 2015 , стр. 427–417.
- ^ Васькин 2015 , стр. 421–422.
- ^ Васькин 2015 , стр. 420.
Ссылки
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Коэн, Ж.-Л. (2021). Строим новый Новый Свет: американизм в русской архитектуре . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300248159 .
- Колтон, Т. (1995). Москва: Управление социалистической метрополией . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674587496 .
- Хмельницкий, Д. [на немецком языке] (2021). Алексей Щусев. Архитектор сталинского ампира . Издательство ДОМ , Берлин. ISBN 9783869224749 .
- Хадсон, Х. (2015). Чертежи и кровь: сталинизация советской архитектуры, 1917-1937 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400872824 .
- Шлёгель, К. (2014). Москва, 1937 год . Уайли. ISBN 9780745683621 .
- Зубович, К. (2020). Московский монументал: советские небоскребы и городская жизнь сталинской столицы . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691205298 .
На русском языке
[ редактировать ]- Афанасьев, К. [на русском языке] (1978). А. В. Щусев [ А.В. Щусев ] (на русском языке). Стройиздат.
- Chmelnizki, D. [in German] (2007). Архитектура Сталина [ Stalin's Architecture ] (in Russian). Прогресс-Традиция. ISBN 978-5898262716 . Примечание. В печатном русском издании 2007 года указан недействительный ISBN-10. Здесь действительный код относится к переизданию 2013 года.
- Ikonnikov, A. [in Russian] (1990). Тысяча лет русской архитектуры [ One thousand years of Russian architecture ]. Iskusstvo.
- Khan-Magomedov, S. [in Russian] (1972). Мавзолей Ленина [ Lenin's Mausoleum ] (in Russian). Просвещение.
- Sokolov, N. (1975). "А. В. Щусев" [A. V. Shchusev]. Мастера советской архитектуры об архитектуре, том 1 [ Leading Soviet architects on architecture ] (in Russian). Iskusstvo. pp. 150–156.
- Vaskin, A. [in Russian] (2015). Щусев: Зодчий всея Руси [ Shchusev: The architect of All Russia ]. Молодая гвардия. ISBN 9785235038073 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Алексеем Щусевым, на Викискладе?
- Alexey Shchusev's Constructivist Narkomzem building at galinsky.com
- Музея архитектуры Щусева . Официальный сайт