Jump to content

Братья Веснины

Братья Веснины
Национальность Русский
Занятие Архитектор
Родитель Vesnin Alexander Alexandrovich Vesnina (Ermolaeva) Elizaveta Alekseevna
Здания Department store Mostorg on Krasnaya Presnya in Moscow
Проекты Moscow office of the newspaper Leningradskaya Pravda

Братья Веснины : Леонид Веснин (1880–1933), Виктор Веснин (1882–1950) и Александр Веснин (1883–1959) были лидерами конструктивистской архитектуры , доминирующей архитектурной школы Советского Союза в 1920-х и начале 1930-х годов. Точная оценка индивидуального вклада каждого брата в совместную работу остается предметом споров и предположений; [ 1 ] тем не менее историки отмечают ведущую роль Александра Веснина в ранних конструктивистских проектах братьев Весниных в 1923–1925 годах. [ 2 ] [ 3 ] Александр также сделал наиболее выдающуюся карьеру за пределами архитектуры, будучи сценографом и художником-абстракционистом .

Самое раннее сотрудничество братьев в области архитектуры датируется 1906 годом; их первое реальное здание было завершено в 1910 году. Между 1910 и 1916 годами московская семейная фирма спроектировала и построила небольшое количество общественных и частных зданий в Москве и Нижнем Новгороде , стилистически склоняясь к неоклассицизму . Во время Гражданской войны в России Леонид и Виктор сосредоточились на промышленных проектах и ​​преподавании, а Александр сделал успешную сольную карьеру театрального художника-постановщика.

В 1922 году три брата воссоединились, восприняли авангардные концепции и разработали собственное видение современной архитектуры, подчеркивающее функциональность зданий и современные строительные технологии. Братья Веснины завоевали профессиональное лидерство благодаря победам на архитектурных конкурсах 1922–1925 годов, а также деятельности и публикациям группы «ОСА» под председательством Александра Веснина. Когда экономика оправилась от послевоенной депрессии, они были вознаграждены громкими реальными стройками, такими как Днепрогэс и Дворец культуры имени Лихачева в Москве.

Смерть Леонида Веснина в 1933 году совпала с репрессиями правительства против независимых художественных союзов и модернистской архитектуры. Виктор продолжил успешную, хотя и ничем не примечательную карьеру в сфере промышленной архитектуры и управления Союзом советских архитекторов , став первым президентом Советской архитектурной академии (1939–1949). Александр не смог приспособиться к росту официальной сталинской архитектуры и незаметно отказался от общественной профессиональной деятельности.

Семья и образование (1880–1905 гг.)

[ редактировать ]
Семейное фото, гр. 1890 Слева направо: Виктор Веснин , Александр Веснин (отец), Александр Веснин , Леонид Веснин , Елизавета Веснина (мать), Лидия Веснина (сестра)

Александр Александрович Веснин, отец братьев Весниных, происходил из нижегородской купеческой семьи. Вскоре после свадьбы он переехал в родной город жены. [ 4 ] Юрьевца на реке Волге , где он основал винокуренный завод . Бизнес успешно работал до русской революции 1905 года ; [ 5 ] Веснины были достаточно богаты, чтобы дать всем своим детям среднее и высшее образование. Исторический Дом Весниных в Юрьевце в 1986 году стал музеем братьев Весниных. [ 6 ]

Трое сыновей: Леонид (1880 г.р.), Виктор (1882 г.р.) и Александр (1883 г.р.) получили начальное домашнее образование и с раннего детства проявили талант к рисованию. В возрасте 10–12 лет отец отдал их в школу-интернат при Торгово-промышленной академии в Москве, где они совершенствовали навыки рисования в классе М. В. Мамистова. [ 7 ]

Леонид, старший брат, поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1900 году. Отец надеялся, что хотя бы один из сыновей продолжит семейное дело или хотя бы получит деловую профессию, и настоял на том, чтобы Виктор и Александр выбрал другой вуз – Институт инженеров-строителей (тоже в Санкт-Петербурге). Архитектурная подготовка в институте была явно подчинена инженерным курсам и строительной практике. [ 8 ] Разница в возрасте и подготовке вызвала стилистические различия между Леонидом и его младшими братьями, по крайней мере, на ранних этапах их профессиональной деятельности. Леонид принял стиль модерн , который процветал в 1900–1905 годах, Александр и Виктор склонялись к русскому неоклассическому возрождению , возникшему около 1902 года и получившему широкое признание после 1905 года. [ 9 ]

Семейный бизнес Весниных разорила революция 1905 года; [ 5 ] отныне братья должны были зарабатывать себе на жизнь и содержать двух сестер и отца [ 10 ] (их мать умерла в 1901 году при рождении Анны Весниной). [ 11 ] Александр и Виктор бросили институт и переехали в Москву , где работали в архитектурных бюро Романа Клейна , Иллариона Иванова-Шица , Бориса Великовского и других архитекторов. [ 12 ] строят репутацию благодаря своей энергии и надежности. [ 10 ] Леонид остался в Петербурге и в 1909 году окончил класс Леона Бенуа .

Ранняя архитектура (1906–1916).

[ редактировать ]
Парадный вход конюшни Манташева в Москве. 1914 год, дизайн Александра Веснина, Виктора Веснина и Аршара Измирова .

В 1906 году братья создали свой первый общественный архитектурный проект — конкурсную работу в неоклассическом стиле трамвайной остановки на Страстной площади . Второй, проект церкви в Балакове 1908 года Александра и Виктора, сочетал в себе элементы средневековой архитектуры Углича и Коломенского . [ 13 ] Этот проект был рекомендован комиссией, однако ни у кого из братьев не было лицензии архитектора и церковь построил Федор Шехтель . Позднее Виктор Веснин утверждал, что Шехтель выполнил проект братьев Весниных, но современные авторы отдают должное только Шехтелю, ссылаясь на иные пропорции и упрощенное устройство шатровой крыши . [ 14 ] Другие проекты Веснина этого периода тяготеют к традиционному эклектизму XIX века с официальной неоклассической отделкой. Каждый из этих черновиков несет в себе личные стилистические подсказки, но точное приписывание Александру, Леониду или Виктору остается предметом догадок. [ 14 ]

Первым реальным зданием братьев Весниных, спроектированным для фирмы Бориса Великовского, стал шестиэтажный жилой дом в неоклассическом стиле на Мясницкой площади , построенный в 1910 году. [ 14 ] Годом ранее Леонид получил лицензию архитектора, и братья стали независимыми. Их первое здание, Городское почтовое отделение на той же Мясницкой улице, было построено по более раннему проекту Оскара Мунца , было одобрено к строительству в 1911 году и завершено в 1912 году. [ 14 ] Веснины сохранили первоначальную планировку и переработали фасады в эклектичном романско - византийском стиле. [ 14 ] Смерть отца в 1910 году и, возможно, улучшение финансового положения побудили Александра и Виктора вернуться в классы и пройти профессиональную подготовку. [ 15 ] Александр окончил учебу в мае 1912 года. [ 15 ] [ 16 ] Кстати, дипломные проекты Александра и Виктора 1911-1912 годов — единственные архитектурные чертежи, фактически подписанные каждым братом индивидуально, и, таким образом, дают представление о собственных стилистических предпочтениях каждого брата, которые позже объединились под торговой маркой «Братья Веснины». [ 17 ] В частности, Александр продемонстрировал знание искусства русского возрождения , но явно посредственные, заурядные работы в неоклассической манере. [ 17 ] Тем не менее в 1912–1913 годах фирма Веснина зарекомендовала себя среди неоклассического возрождения , о чем свидетельствует Историческая выставка 1913 года, где их проекты были представлены наряду с произведениями Ивана Фомина , Ивана Жолтовского и других мастеров стиля. [ 18 ]

Дом Арацкого в Москве — ранний образец веснинского неоклассицизма, 1913 год. [ 19 ]

До начала Первой мировой войны братья завершили строительство здания банка и особняка в неоклассическом стиле в Москве, а также двух деревенских церквей в стиле русского возрождения. Их самое заметное здание того периода, Манташева Конюшни на Ходынском поле , сочетает в себе петровское барокко с русским возрождением и неоклассицизмом, но явно отличается от господствующего эклектизма. [ 20 ] Настоящие конюшни были снесены в 2000-х годах; центральное ядро ​​все еще стоит.

В начале Первой мировой войны Леонид был призван в армию и стал военным инженером . Александр и Виктор остались глубоко в тылу, на заводской полосе. [ 10 ] на Волге . Александра уволили за плохое зрение, Виктор работал на строительстве оборонного завода; [ 10 ] его самый важный проект того периода — текстильная фабрика и прилегающий к ней рабочий городок в Кинешме — был завершен в 1917 году. [ 21 ] знаменитый неоклассический дом Сироткина В 1914–1916 годах Александр и Виктор построили в Нижнем Новгороде с тщательно продуманной внутренней росписью Александра. Одновременно они сотрудничали с художниками-авангардистами Александром Родченко и Владимиром Татлиным ; последний изначально был партнером Александра по проекту «Сироткин дом», но бросил учебу, чтобы продолжить свои футуристические эксперименты. Ко времени Февральской революции Александра наконец призвали в армию, но вскоре демобилизовали, поскольку Императорская армия распалась. [ 10 ]

Революция и гражданская война (1917–1922)

[ редактировать ]
Эскизы сценографии Александра Веснина к спектаклю Александра Таирова 1923 года « Человек, который был четвергом» . Декорации, по мнению Кэтрин Кук , повлияли на «Дворец труда» . конкурсную работу братьев Весниных [ 2 ]

В 1918 году Александр и Виктор воссоединились для престижного оформления Красной площади к первомайской демонстрации. Работа на большевиков стоила Виктору места у наследников Надежды фон Мекк , но они с Леонидом быстро нашли возможности трудоустройства в промышленном строительстве; Александр остался в голодающей Москве. [ 22 ]

Архитектурные проекты Леонида и Виктора Весниных 1918–1922 годов явно следовали дореволюционной неоклассической традиции. Тем не менее, примерно в 1923 году братья стали лидерами новой, модернистской архитектуры. [ 23 ] Эту «мгновенную» перемену Селим Хан-Магомедов связывал с сольной работой Александра Веснина в графике и, в частности, в театре. [ 23 ] Леонид и Виктор считали себя прежде всего архитекторами; когда Гражданская война застопорила практическое строительство, они поступили на архитектурный факультет МВТУ и Вхутемаса и продолжили занятия по «бумажной архитектуре». [ 24 ] Оба (особенно Виктор) также работали над реальными промышленными проектами в Подольске , Саратове , Шатуре и других городах. [ 25 ] Виктор наладил связи с текстильной промышленностью Иваново , где в конце 1920-х годов строил индивидуальные проекты. [ 26 ]

Александр, наоборот, на пять лет забросил архитектуру и посвятил себя абстрактному искусству и сценическому дизайну. [ 24 ] В 1917–1918 годах критики относили Александра к «крайнему левому» зарождающемуся модернистскому искусству. [ 24 ] хотя Казимир Малевич назвал свои картины «слишком материальными». [ 22 ] По мере того как Александр перешел от маргинального абстрактного искусства к театральному дизайну, его декорации для выставок Александра Таирова и Всеволода Мейерхольда регулярно попадали в заголовки газет, а его архитектурное прошлое было почти забыто современной прессой. [ 24 ] Александр активно экспериментировал с «материализацией» кубистического искусства в трехмерные, динамичные, осязаемые объекты. Многие современные художники (Малевич, Татлин, Эль Лисицкий , братья Стенберги ) поступали так же, но, в отличие от них, Александр имел солидный опыт в области строительного проектирования и практического управления строительством. [ 24 ] Его возвращением в архитектуру в конце 1922 года объясняется коренное изменение совместных проектов братьев Весниных, впервые представленных публике в феврале 1923 года. [ 24 ]

Бумажная архитектура (1922-1925)

[ редактировать ]

В 1922–1925 годах братья Веснины оформили шесть работ для общественных архитектурных конкурсов. Эти здания так и не были реализованы (или вообще не предназначались для строительства), но стали воплощением конструктивизма; их стилистические приемы охотно копировались в практическом строительстве во второй половине 1920-х годов. Александр Веснин участвовал во всех шести проектах; Виктор и Леонид внесли свой вклад в четыре проекта. Дворец труда и Аркос были единственными проектами, подписанными всеми тремя братьями. По словам Гарри Фрэнсиса Мэлгрейва , эти ранние работы были «первым показателем того, что представляет собой конструктивистская архитектура » (в отличие от более ранней концепции конструктивистского искусства ). [ 27 ]

Дворец Труда

[ редактировать ]
Дворец Труда. Конгресс-зал (впереди справа) имел почти 10 000 мест. [ 28 ]

В конце 1922 года Московская мэрия объявила конкурс на Дворец Труда на месте нынешней гостиницы «Москва» . Это был первый национальный конкурс на здание, считающееся главным зданием Советского Союза. [ 29 ] с конгресс-залом на 8000 мест; [ 28 ] десять лет спустя идея вновь всплыла на поверхность как Дворец Советов . Условия конкурса специально исключали любые стили возрождения. [ 29 ]

Веснины подали свой проект под кодовым названием «Антенна » в феврале 1923 года вместе с 46 другими участниками. [ 30 ] [ 31 ] Рационалистическая группа архитекторов-модернистов во главе с Николаем Ладовским бойкотировала конкурс, уверенная, что комиссия старой закалки под руководством Игоря Грабаря , Алексея Щусева и Ивана Жолтовского настроена предвзято против модернистского искусства. [ 32 ] Неоклассики также пренебрегли конкурсом, будучи уверенными, что проект никогда не осуществится. [ 33 ] Выставка привлекла в основном архитекторов-конструктивистов. [ 33 ] и стала крупной победой братьев Весниных: их 125-метровый рост [ 34 ] железобетонный дворец, отдалённо напоминающий Гропиуса Вальтера проект башни Трибуны , [ 28 ] попал в заголовки профессиональной прессы. Рецензии Владимира Маяковского и Моисея Гинзбурга назвали проект Веснина окончательным утверждением модернизма. [ 32 ] Жолтовский действительно отверг новинку и в конце концов в мае 1923 года первая премия была присуждена Ною Троцкому ; [ 32 ] Веснины заняли третье место. [ 35 ] По неизвестным причинам широко разрекламированный проект был исключен из официального конкурсного каталога; планы этажей и разрезы были опубликованы только в 1927 году, [ 36 ] вместе с похвалой Гинзбурга: «Ему нельзя подражать. За ним можно только идти, по тернистому пути самостоятельной, вдумчивой и творческой работы». [ 37 ]

За месяц до подачи заявки на « Дворец труда» Леонид Веснин представил свои проекты жилого дома, отличающегося умными рациональными планировками, но в остальном достаточно традиционного. [ 3 ] [ 38 ] Этот факт, а также существование ранних эскизов Дворца труда, нарисованных Александром Весниным, по мнению Хан-Магомедова, свидетельствуют о том, что дворец был вдохновлен в первую очередь Александром. [ 3 ] Кэтрин Кук пришла к такому же выводу, исследуя тщательно продуманную декорацию Александра для Александра Таирова постановки «Человек, который был четвергом »: планировка дворца, по словам Кука, была непосредственно основана на более ранней «фантастической концепции» Александра. [ 2 ] [ 39 ] Чередина, напротив, отмечала, что не менее важное значение в формировании коллективного стиля братьев Весниных имели и собственные индустриальные эскизы Виктора Веснина 1922 года. [ 40 ]

Leningrad Pravda

[ редактировать ]

Проект миниатюрной башни «Ленинградская правда» был создан Александром и Виктором в 1924 году. По словам Хана-Магомедова, она стала вершиной архитектуры Александра, последним примером, когда он утвердил свое лидерство над своими братьями, и последней работой, безоговорочно приписываемой во многом его заслугам. ему. [ 41 ]

Московские офисы ленинградских газет были призваны стать в первую очередь рекламным магнитом, а не реальными офисами. Клиент получил стратегический, но очень небольшой (6х6 метров) земельный участок на Страстной площади в Москве. Веснины ответили небольшой шестиэтажной башней, в которой разместились двухэтажная общественная зона (газетный киоск и читальный зал) и четырехэтажная редакция. Он вобрал в себя различные инженерные и авангардные новинки, в том числе собственные декорации Александра и дизайнерские приемы Николая Ладовского . рационалистической школы [ 41 ] Однако в здании не было никакой графики или скульптуры. Александр Веснин отверг концепцию синтеза искусств : для них архитектурная форма сама синтезирует прошлый опыт графики и пространственных инсталляций и не нуждается ни в каких украшениях, кроме неизбежной рекламы. [ 42 ]

Проект Арко не был реализован, но вдохновил на создание множества реальных клонов. [ 28 ]

Arcos , британско-советская торговая компания, временно служившая связующим звеном между двумя странами, не имеющими дипломатических связей , в 1924 году объявила публичный конкурс на свою московскую штаб-квартиру. Братья Веснины легко выиграли конкурс, предложив бруталистический , простой дизайн, подчеркивающий структурную сетку усиленных элементов. бетон и панорамное остекление. [ 43 ] Моисей Гинзбург раскритиковал проект «Аркоса» за отсутствие настоящей новизны, которой ожидали от конструктивистской архитектуры: это было не более чем традиционное офисное здание, облицованное современными материалами. [ 44 ] Предложение Веснина стало образцом для многочисленных практических адаптаций как путь наименьшего сопротивления между новой бетонной конструкцией и традиционными ожиданиями «твердого» фасада . Критики, такие как Гинзбург, окрестили возникающую тенденцию «конструктивным стилем», противопоставленным истинному «конструктивизму»; по их мнению, простого следования функции было достаточно и не требовалось никаких внешних стилистических подсказок, никакой эстетики , оригинальной или заимствованной. [ 44 ] По словам Хан-Магомедова, к 1927 году Веснины, уставшие от беспорядочных копий собственных произведений, также присоединились к мнению Гинзбурга. [ 45 ] Их Аркос не материализовался; Настоящее здание Аркоса в Китай-городе было спроектировано и построено бывшим неоклассиком Владимиром Маятом в умеренном «конструктивном стиле». [ 46 ]

В 1925 году Александр и Леонид Веснины объединились с инженером-строителем Александром Лолейтом . Конструктивная схема Лолейта полностью состоит из внешних несущих колонн, что позволяет неограниченно использовать стеклянные навесные стены . Идея, однако, не сразу привлекла их внимание: Веснины и Лолейт продолжили стиль Аркоса в проектах Центрального телеграфа и ЦУМа 1925 года, постепенно переходя к более простым, крупным и лаконичным формам. В 1925 году они остановились всего в одном шаге от стеклянных навесных стен, проходящих по всей длине и высоте здания (будущий международный стиль ). [ 47 ]

Общественная деятельность

[ редактировать ]

И Александр, и Леонид поступили на факультет Вхутемаса во время Гражданской войны, до конфликта 1920-1921 годов, расколовшего его Архитектурный факультет на «академическую» ( Иван Жолтовский ), «объединённую» ( Николай Ладовский ) и «самостоятельную» ( Илья Голосов ) мастерские. . [ 48 ] Леонид всегда ассоциировал себя с академической линией преподавания старой школы. [ 49 ] Александр занимался на отделении «Живопись», преподавая базовый предмет « Цвет» , предмет, который потенциально мог стать обязательным для студентов всех факультетов. [ 48 ] У Александра были далеко идущие планы перестройки базовой подготовки во Вхутемасе на основе продуктивистских идей , которые были прерваны его правлением в феврале 1923 года. [ 50 ] Вскоре его ученики и сотрудники, в том числе Родченко, перешли в Объединённую мастерскую Ладовского.

Виктор и Леонид приняли предложение Александра Кузнецова и поступили на факультет МВТУ. [ 25 ] Виктор склонялся к промышленному строительству и ориентировал свои курсы на «реальные проблемы, решаемые различными государственными хозяйственными органами», а не на чистое искусство. [ 25 ] Его класс МВТУ 1924–1925 годов стал еще одним инкубатором конструктивистского движения. [ 25 ]

Александра практически вытеснили из Вхутемаса, пока публикация в марте 1924 года черновиков Аркоса мгновенно не сделала его знаменитостью. [ 51 ] В сезоне 1924–1925 годов ему предоставили кафедру в новой, четвертой архитектурной мастерской; Леонид помогал Александру в управлении, но не вмешивался в сам тренировочный процесс. [ 52 ] Александр Веснин возглавлял его отдел до роспуска Вхутемаса в 1932 году; его мастерская находилась в неофициальном соперничестве с «Объединенной мастерской» Ладовского. Среди известных выпускников Веснина этого периода - Андрей Буров (выпуск 1925 г.), Михаил Барш (1926 г.), Иван Леонидов (1927 г.) и Георгий Крутиков (1928 г.).

Группа ОСА

[ редактировать ]

В декабре 1925 года недолговечные творческие союзы, базирующиеся во Вхутемасе, МВТУ и Институте инженеров-строителей, объединились в новую организацию — Группу «ОСА» , которую возглавили Гинзбург и Александр Веснин. Они наняли ранее независимых Илью Голосова и Константина Мельникова , что сделало OSA самой представительной левой архитектурной группой с момента ее создания. [ 53 ] Нежелание правительства признать еще один союз архитекторов заставило основателей OSA пересмотреть его цели; они были объявлены «разработкой нового, современного архитектурного стиля крупных промышленных центров». [ 54 ] и защита конструктивизма как искусства , а не простого следования функции. Позднее лидеры ОСА, в том числе Александр и Виктор Веснины, отказались от концепции «конструктивизма как искусства» и часто высказывали противоположную точку зрения, отвергающую любое стилистическое содержание конструктивизма. [ 54 ]

OSA была единственным левым союзом архитекторов, который регулярно издавал свой журнал SA (Современная архитектура), под редакцией Гинзбурга и Александра Веснина. [ 55 ] Ее редакция располагалась в московской квартире Веснина и на их загородной даче . [ 56 ] Александр Веснин " цензурировал " журнал, блокируя любые экстремистские , маргинальные теории, которые принял бы либерал Гинзбург. [ 57 ] СА издавалось непрерывно в течение пяти лет, 1926–1930, и объединило почти всех практикующих конструктивистов, в том числе Виктора Веснина. [ 56 ] Леонид Веснин, напротив, стоял в стороне от ОСА и никогда публично не высказывался в пользу какого-либо направления в искусстве. [ 58 ]

Вячеслав Глазычев отметил, что уникальная роль СА привела к преувеличению влияния конструктивистов за счет конкурирующих художественных школ, особенно зарубежных авторов. [ 33 ] ЛЕФ и ​​СА сформировали внутри страны предвзятый, неполный образ советской архитектуры; их точка зрения, за исключением успешных работ большинства советских архитекторов того периода, без разбора воспроизводилась западными историками. [ 33 ] С влиянием СА или без него , к концу 1920-х годов конструктивизм стал общим словом для обозначения «новой архитектуры». [ 59 ] Конструктивизм совершил прыжок от маргинальной теории к массовой культуре, а OSA изо всех сил пыталась сохранить монополию на свой прежний бренд. [ 59 ]

Осязаемый конструктивизм (1927-1937)

[ редактировать ]

Рабочий процесс Веснина

[ редактировать ]
Универмаг в Пресненском районе , 1927 год (фото 2008 года)

Советские критики «объединили три совершенно разных и взаимодополняющих друг друга таланта в одну историческую и профессиональную личность». [ 35 ] [ 60 ] Мемуары, опубликованные Натальей Весниной (вдовой Виктора), высказывания выпускников Весниных и архивные исследования позволили разным ученым реконструировать вклад и процесс работы каждого брата. [ 35 ] К 1927 году рабочий процесс фирмы, по словам Хана-Магомедова, выкристаллизовался в четко определенные роли для каждого брата. [ 61 ] Обычно Александр предлагал первоначальную художественную концепцию и делал наброски внешнего вида здания. Леонид управлял функциональностью: планами этажей и внутренними коммуникациями между функциональными частями здания. Виктор, живший и работавший отдельно от Александра и Леонида, позже стал адвокатом дьявола , выявляя слабые места промежуточных набросков. [ 61 ] Ни Леонид, ни Виктор не ставили под сомнение лидерство Александра в определении общего внешнего вида и композиции. [ 61 ] Братья наняли многочисленных помощников-студентов и явно предпочитали профессиональное рисование искрам гениальности; более того, студентов, демонстрировавших собственные творческие идеи, быстро отчисляли. [ 61 ] К чести Веснина, они никогда не включали подобные идеи в свои проекты. [ 61 ]

Работы для нефтяной промышленности

[ редактировать ]

В 1927–1928 годах Александр Веснин, чувствуя себя ответственным за распространение посредственного «конструктивного стиля», отказался от своего прежнего стиля, продемонстрированного в высоких громадах Дворца труда и Аркоса . Новые проекты братьев Весниных разложили здание на отдельные объемы, связанные по функциональному назначению. [ 62 ] Этот подход, получивший название « павильонная композиция» , был опубликован в проекте Весниных 1928 года для библиотеки имени Ленина . [ 62 ] The Vesnins lost both stages of this contest to Vladimir Shchuko .

Первая материализованная конструктивистская работа братьев Весниных, новый рабочий городок, был открыт в пригороде Баку в 1925 году. Веснины установили прочную связь с советской нефтяной промышленностью ( тогда базировавшейся в основном в Азербайджане ). В 1928 году они построили три рабочих клуба в Баилове , Сураханах и Черной слободе Баку; [ 63 ] все трое следовали композиции павильона. Эти асимметричные здания не имели видимых восточных черт, но их низкие горизонтальные очертания были адаптированы к средневековому мусульманскому городу. [ 64 ] [ 65 ] Позже, после Великой Отечественной войны, мастерская Виктора и Александра Весниных работала на постоянной основе в Министерстве нефтяной промышленности . [ 66 ]

Днепровская ГРЭС

[ редактировать ]

В 1929 году, когда плотина Днепрогэса уже была построена, государство объявило конкурс на проект здания ее генератора . Конкурс на, казалось бы, незначительное промышленное здание был возведен в ранг высшего государственного приоритета; Конкурирующие проекты были выставлены в Московском Кремле . [ 67 ] Планы этажей и размеры (около 200 метров в длину и 20 метров в высоту) были определены заранее. Визуально в предполагаемом здании доминировала более высокая и длинная плотина с вертикальными контрфорсами . [ 68 ]

Виктор Веснин участвовал в этом конкурсе один. Все его соперники пытались расколоть 200-метровую стену ритмичным узором из колонн, арок или эркеров . Веснин, напротив, полностью исключил любые вертикальные узоры, уверенные, что плотина затмит их. Вместо этого плоская, облицованная гранитом стена была прорезана горизонтальной полосой стекла, проходящей почти по всей длине здания. [ 69 ] На заключительном этапе конкурса (январь 1930 г.) рассматривались только два проекта — Веснина и Жолтовского. Мнения экспертов по этому решению разделились: структура Веснина была признана неэффективной и перегруженной; Ренессансный стиль Жолтовского был признан неприемлемым. [ 70 ] Инженерные вопросы были отложены в сторону, и члены комиссии под председательством Авеля Енукидзе [ 67 ] ( Анатолий Луначарский , Алексей Щусев и другие) спорили только из-за стиля, в итоге отдав контракт Веснину. [ 71 ] После Великой Отечественной войны Виктор Веснин руководил восстановлением Запорожья. [ 72 ] и восстановили разрушенную электростанцию ​​в первоначальном виде. [ 73 ]

Веснины продолжали бороться за контракты в Украине , в частности в Харькове . В 1930 году они сделали заявку на Дом Кооперации и Дом Правительства на площади Дзержинского (напротив здания Госпрома ). [ 74 ] Их проект был признан лучшим с эстетической точки зрения, но не был реализован из-за высоких сметных затрат. [ 75 ] Также в 1930 году они выиграли международный конкурс на создание Харьковского театра на 6000 мест. [ 76 ] [ 77 ] Хотя братья Веснины выиграли контракт на изготовление рабочих чертежей, они были вынуждены разделить контроль с Аркадием Мордвиновым и его соратниками по ВОПРА , резкими критиками группы «ОСА» и другими признанными архитекторами. Разногласия между «командой» задержали строительство на годы; [ 78 ] от проекта отказались, когда столица Украины была перенесена из Харькова в Киев . [ 78 ] [ 79 ]

Дворец Лихачева

[ редактировать ]
Библиотечный флигель Лихачевского дворца, 1933-1937 гг. (фото 2008 г.)

Первое общественное конструктивистское здание, действительно построенное в Москве братьями Весниными, — универмаг 1927 года в Пресненском районе — был уменьшенным клоном проекта универмага ЦУМ 1925 года. За ним последовали здание Института минеральных ресурсов в Замоскворечье (1928 г.) и театр на Поварской улице (проект 1929–1930 гг., [ 63 ] завершено в 1931–1934 гг. [ 80 ] ).

Веснины не принимали участия в публичном конкурсе 1930 года на строительство Пролетарского районного дворца культуры, который должен был быть построен на месте снесенного Симонова монастыря . [ 81 ] После того, как конкурс завершился без явного победителя, место досталось Весниным. Их первоначальное предложение, созданное под влиянием идей Ле Корбюзье о «текучих пространствах», [ 82 ] состоял из двух зданий – сложного Т-образного здания коммунального хозяйства на 1000 мест. [ 83 ] театральный зал, большое танцевальное пространство, библиотека на 200 000 томов [ 84 ] и зимние сады, а также отдельный главный театр на 4000 мест. [ 81 ] Последнее, основанное на проекте харьковского театра, не осуществилось. Меньший зал был открыт в 1933 году, строительство здания бытового обслуживания затянулось до 1937 года. В отличие от других конструктивистских зданий того периода, «украшенных» сталинскими фасадами, Дворец культуры был построен в точном соответствии с проектами 1930 года. [ 82 ] После Второй мировой войны его внешний вид действительно изменился, но все сталинские пристройки были сняты в 1970-х годах. [ 85 ]

Здание, находившееся в эксплуатации ЗИЛа на протяжении большей части его истории, известно как Дворец культуры имени Лихачева.

Уход Леонида (1933-1940-е гг.)

[ редактировать ]

Братья Веснины активно участвовали во всех общественных архитектурных конкурсах 1932–1936 годов ( Дворец Советов , Наркомтяжпром , здание СТО в Москве и комплекс Правительства Украины в Киеве), но проиграли все заявки архитекторам-возрожденцам . [ 86 ] Леонид умер в октябре 1933 года, вскоре после того, как конкурс во Дворце Советов положил конец кончине конструктивизма. В его честь с 1933 по 1991 год называлась улица в Москве (бывший и нынешний Денежный переулок), на которой он жил. [ 35 ] Александр и Виктор наняли молодого архитектора-возрожденца Сергея Лященко, который стал экспертом по стилю фирмы, поскольку Александр постепенно отошел от практической архитектуры. [ 87 ]

Дворец Советов и Наркомтяжпром.

[ редактировать ]

Братья Веснины были выбраны в числе тринадцати команд, приглашенных на третий тур конкурса Дворца Советов (1932). Сложная композиция цилиндрических и призматических форм, соединенных переходными галереями, явно заимствована из более раннего Дворца Советов. По мнению Хана-Магомедова, оно незначительно уступало конкурирующим модернистским произведениям Ладовского и Гинзбурга. [ 88 ] На четвертом (и последнем) этапе Веснины радикально переработали свое предложение; на этот раз все части здания слились в единый монолитный объем. Веснины, очевидно, обратились к презираемому «конструктивному стилю», смешав конструктивистский стиль с монументальным сооружением, более соответствующим сталинской архитектуре. [ 88 ]

Та же картина продолжилась и на конкурсе Наркомтяжпрома . [ 86 ] В первом проекте (1934 г.) предлагалось четыре стеклянных небоскреба, соединенных переходами. После частных экспериментов с вариантом башни-близнеца, [ 89 ] В 1936 году Веснины и Лященко перешли на единую звездообразную, относительно широкую башню, окутанную типичной соцреалистической скульптурой и псевдоклассическими арками. Ни один из этих проектов не получил официального признания. [ 90 ] [ 91 ]

Пожалуй, единственным громким общественным проектом, врученным Весниным после 1932 года, стал проект станции «Павелецкая-Радиальная» Московского метрополитена . Однако из-за сокращения расходов во время войны станция была построена в другом, временном виде. В 1950–1952 годах перестроен по новому проекту Алексея Душкина . [ 92 ]

Александр

[ редактировать ]

Тандем Виктора и Александра распался во второй половине 1930-х годов. Александр отошел от активной профессиональной жизни, возможно, не сумев или не желая вписаться в официальный стиль. [ 92 ] Его последний публичный проект правительственного здания в Зарядье датирован 1940 годом. [ 92 ] Во время Великой Отечественной войны Александр эвакуировался в Чимкент . [ 93 ] спроектировал импровизированные новые рабочие городки для оборонных заводов. В свободное время он написал множество полотен на среднеазиатскую тематику, впервые представленных публике в 1961 году и считавшихся его лучшими с начала 1920-х годов. [ 93 ] После войны он ушел из архитектуры, хотя до 1950 года занимал должность главного архитектора Министерства нефтяной промышленности. [ 92 ]

Виктор Веснин был единственным архитектором-конструктивистом, который сохранил или даже усилил свою роль в истеблишменте Иосифа Сталина после того, как конкурс Дворца Советов закрепил стилистические очертания сталинской архитектуры . [ 67 ] [ 94 ] В период с 1932 по 1938 год он возглавлял Союз советских архитекторов, государственный союз, который заменил все ранее независимые ассоциации. В тот же период, будучи главным архитектором Верховного Совета народного хозяйства и его преемника, Наркомата тяжелой промышленности, он подчинялся непосредственно Григорию Орджоникидзе и был высшим архитектором советской индустриализации . [ 94 ] Он в хороших отношениях сотрудничал с Альбертом Каном и был единственным советским человеком, который выразил соболезнования вдове Кана после его смерти в 1942 году. [ 94 ] Выпускник и протеже Веснина Анатолий Фисенко (1902–1982, выпуск МВТУ 1925 г.) был основным контактным лицом между советскими властями и фирмой Кана, и ему было тайно поручено обучать массы местных студентов за счет московских офисов Кана. [ 95 ] После разрыва с Каном в 1932 году Фисенко был арестован, провел полгода в тюрьме, но был освобожден Виктором Весниным. Госпроектстрой-1 (позже Металлостройпроект), которым руководил Фисенко и курировал Веснин перед Второй мировой войной , спроектировал практически все советские металлургические заводы, Горьковский автозавод , Жигулевскую ГЭС и другие приоритетные промышленные объекты. [ 94 ]

Высоко ценимая работа в военной промышленности удерживала Виктора на вершине, но также означала уход от реального архитектурного проектирования и общественной профессиональной жизни. Его участие в процессе проектирования, работа партнерства Советского Союза и Кана и способы «заимствования» американских технологий дизайна остаются неизвестными общественности. [ 94 ] несмотря на то, что Веснин оставался публичным человеком, одним из немногих конструктивистов, известных на Западе и действующих до сих пор. Он возглавлял Советскую архитектурную академию (1939–1949) и был награжден Британской королевской золотой медалью 1945 года от RIBA за пожизненные профессиональные достижения.

  1. ^ Хан-Магомедов, 2007, стр. 8–11, содержит обзор проблем, связанных с такой атрибуцией.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Кук 1999, с. 48
  3. ^ Перейти обратно: а б с Khan-Magomedov 2007, p. 218
  4. ^ Cheredina, p. 341
  5. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 14
  6. ^ «Достопримечательности Юрьевца» . Архивировано из оригинала 23 мая 2009 года . Проверено 24 июня 2009 г.
  7. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 17
  8. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 18
  9. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 22
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Кук 1999, с. 45
  11. ^ Кук 1999, с. 44
  12. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 25
  13. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 26
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Khan-Magomedov 2007, p. 27
  15. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 32
  16. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 24
  17. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p.34
  18. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 48
  19. ^ Атрибуция по Хан-Магомедову 2007, с. 55
  20. ^ Khan-Magomedov 2007, pp. 48-49
  21. ^ Cheredina, p. 343
  22. ^ Перейти обратно: а б Кук 1999, с. 46
  23. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 62
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Khan-Magomedov 2007, p. 63
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Кракрафт, Роуленд с. 139
  26. ^ Кракрафт, Роуленд, стр. 139, 141.
  27. ^ Молгрейв, с. 239
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Khan-Magomedov 2007, p.219
  29. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 212
  30. ^ Кук 1999, с. 42
  31. Оригинальные рисунки, представленные Весниными, утеряны, сохранились только в журнальных публикациях. Произведения искусства, воспроизведенные в современных книгах по истории, являются подготовительным материалом, хранящимся в семейных архивах - Cooke 1999, с. 48
  32. ^ Перейти обратно: а б с Khan-Magomedov 2007, p. 213
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Глазычев, глава 6. Архивировано 6 мая 2010 г., в Wayback Machine.
  34. ^ Cheredina, p. 345
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Кук 1999, с. 39
  36. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 226
  37. ^ Кук 1999, с. 49, также частично воспроизведено на с. 39
  38. ^ Кук 1999, с. 40
  39. Премьера «Человека, который был четвергом» на самом деле состоялась после многих задержек в декабре 1923 года, после того как Веснин представил проекты Дворца труда . - Хан-Магомедов 2007, с. 177.
  40. ^ Cheredina, p. 344
  41. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, pp. 220-221
  42. ^ Khan-Magomedov 2007, pp. 224
  43. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 227
  44. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 228
  45. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 238
  46. ^ Нащокина, с. 339
  47. ^ Khan-Magomedov, p. 240
  48. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 241
  49. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 245
  50. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 243
  51. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 248
  52. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 249
  53. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 252
  54. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 253
  55. ^ По данным Хан-Магомедова 2007, с. 260 Все остальные архитектурные журналы 1920-х годов не дожили до второго номера.
  56. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 260
  57. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 265
  58. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 264
  59. ^ Перейти обратно: а б Кракрафт, Роуленд с. 136
  60. ^ Чередина, с. 341, излагает ту же проблему с русскоязычными источниками.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д и Khan-Magomedov, pp. 266-268
  62. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 266
  63. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 408
  64. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 269
  65. ^ Фотография Ричарда Паре : "Клуб Веснина в Баку (главный зал)" . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2009 г.
  66. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 405
  67. ^ Перейти обратно: а б с Dmitry Khmelnitsky (2005). "Zagadki Dneprogesa (Загадки Днепрогэса)" (in Russian) . Retrieved 2009-06-28 .
  68. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 291
  69. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 292
  70. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 294
  71. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 296
  72. ^ Cheredina, p. 350
  73. ^ Cheredina, p. 346
  74. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 297
  75. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 298
  76. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 299
  77. ^ В конкурсе была указана минимальная вместимость - 4000 человек. Веснины представили трансформируемый зал различной конфигурации вместимостью от 2 до 6 тысяч - Хан-Магомедов 2007, с. 299
  78. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 302
  79. ^ Cheredina, p. 347
  80. ^ Alexandrov, Zhukov p. 41
  81. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov, p. 303
  82. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov, p. 304
  83. ^ Actual as-built capacity 944 seats - Alexandrov, Zhukov p. 36
  84. ^ Alexandrov, Zhukov p. 36
  85. ^ Alexandrov, Zhukov p. 37
  86. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 340
  87. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 341
  88. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 332
  89. ^ Khan-Magomedov 2007, p. 345
  90. ^ Khan-Magomedov 2007, pp. 348-349
  91. ^ Кракрафт, Роуленд, стр. 146-147.
  92. ^ Перейти обратно: а б с д Khan-Magomedov 2007, p. 342
  93. ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 355
  94. ^ Перейти обратно: а б с д и Меерович
  95. Меерович отметил гнев Кана по поводу быстрой ротации советского персонала в его московском офисе. Кан не знал, что для большинства его советских сотрудников работа для него была не настоящей работой, а краткосрочным обучением, проводимым через государственные учреждения.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3e24f2e083d535e9589028fbc0f4329__1706651400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/29/a3e24f2e083d535e9589028fbc0f4329.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vesnin brothers - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)