Братья Веснины
Братья Веснины | |
---|---|
Национальность | Русский |
Занятие | Архитектор |
Родитель | Vesnin Alexander Alexandrovich Vesnina (Ermolaeva) Elizaveta Alekseevna |
Здания | Department store Mostorg on Krasnaya Presnya in Moscow |
Проекты | Moscow office of the newspaper Leningradskaya Pravda |
Братья Веснины : Леонид Веснин (1880–1933), Виктор Веснин (1882–1950) и Александр Веснин (1883–1959) были лидерами конструктивистской архитектуры , доминирующей архитектурной школы Советского Союза в 1920-х и начале 1930-х годов. Точная оценка индивидуального вклада каждого брата в совместную работу остается предметом споров и предположений; [ 1 ] тем не менее историки отмечают ведущую роль Александра Веснина в ранних конструктивистских проектах братьев Весниных в 1923–1925 годах. [ 2 ] [ 3 ] Александр также сделал наиболее выдающуюся карьеру за пределами архитектуры, будучи сценографом и художником-абстракционистом .
Самое раннее сотрудничество братьев в области архитектуры датируется 1906 годом; их первое реальное здание было завершено в 1910 году. Между 1910 и 1916 годами московская семейная фирма спроектировала и построила небольшое количество общественных и частных зданий в Москве и Нижнем Новгороде , стилистически склоняясь к неоклассицизму . Во время Гражданской войны в России Леонид и Виктор сосредоточились на промышленных проектах и преподавании, а Александр сделал успешную сольную карьеру театрального художника-постановщика.
В 1922 году три брата воссоединились, восприняли авангардные концепции и разработали собственное видение современной архитектуры, подчеркивающее функциональность зданий и современные строительные технологии. Братья Веснины завоевали профессиональное лидерство благодаря победам на архитектурных конкурсах 1922–1925 годов, а также деятельности и публикациям группы «ОСА» под председательством Александра Веснина. Когда экономика оправилась от послевоенной депрессии, они были вознаграждены громкими реальными стройками, такими как Днепрогэс и Дворец культуры имени Лихачева в Москве.
Смерть Леонида Веснина в 1933 году совпала с репрессиями правительства против независимых художественных союзов и модернистской архитектуры. Виктор продолжил успешную, хотя и ничем не примечательную карьеру в сфере промышленной архитектуры и управления Союзом советских архитекторов , став первым президентом Советской архитектурной академии (1939–1949). Александр не смог приспособиться к росту официальной сталинской архитектуры и незаметно отказался от общественной профессиональной деятельности.
Семья и образование (1880–1905 гг.)
[ редактировать ]
Александр Александрович Веснин, отец братьев Весниных, происходил из нижегородской купеческой семьи. Вскоре после свадьбы он переехал в родной город жены. [ 4 ] Юрьевца на реке Волге , где он основал винокуренный завод . Бизнес успешно работал до русской революции 1905 года ; [ 5 ] Веснины были достаточно богаты, чтобы дать всем своим детям среднее и высшее образование. Исторический Дом Весниных в Юрьевце в 1986 году стал музеем братьев Весниных. [ 6 ]
Трое сыновей: Леонид (1880 г.р.), Виктор (1882 г.р.) и Александр (1883 г.р.) получили начальное домашнее образование и с раннего детства проявили талант к рисованию. В возрасте 10–12 лет отец отдал их в школу-интернат при Торгово-промышленной академии в Москве, где они совершенствовали навыки рисования в классе М. В. Мамистова. [ 7 ]
Леонид, старший брат, поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1900 году. Отец надеялся, что хотя бы один из сыновей продолжит семейное дело или хотя бы получит деловую профессию, и настоял на том, чтобы Виктор и Александр выбрал другой вуз – Институт инженеров-строителей (тоже в Санкт-Петербурге). Архитектурная подготовка в институте была явно подчинена инженерным курсам и строительной практике. [ 8 ] Разница в возрасте и подготовке вызвала стилистические различия между Леонидом и его младшими братьями, по крайней мере, на ранних этапах их профессиональной деятельности. Леонид принял стиль модерн , который процветал в 1900–1905 годах, Александр и Виктор склонялись к русскому неоклассическому возрождению , возникшему около 1902 года и получившему широкое признание после 1905 года. [ 9 ]
Семейный бизнес Весниных разорила революция 1905 года; [ 5 ] отныне братья должны были зарабатывать себе на жизнь и содержать двух сестер и отца [ 10 ] (их мать умерла в 1901 году при рождении Анны Весниной). [ 11 ] Александр и Виктор бросили институт и переехали в Москву , где работали в архитектурных бюро Романа Клейна , Иллариона Иванова-Шица , Бориса Великовского и других архитекторов. [ 12 ] строят репутацию благодаря своей энергии и надежности. [ 10 ] Леонид остался в Петербурге и в 1909 году окончил класс Леона Бенуа .
Ранняя архитектура (1906–1916).
[ редактировать ]
В 1906 году братья создали свой первый общественный архитектурный проект — конкурсную работу в неоклассическом стиле трамвайной остановки на Страстной площади . Второй, проект церкви в Балакове 1908 года Александра и Виктора, сочетал в себе элементы средневековой архитектуры Углича и Коломенского . [ 13 ] Этот проект был рекомендован комиссией, однако ни у кого из братьев не было лицензии архитектора и церковь построил Федор Шехтель . Позднее Виктор Веснин утверждал, что Шехтель выполнил проект братьев Весниных, но современные авторы отдают должное только Шехтелю, ссылаясь на иные пропорции и упрощенное устройство шатровой крыши . [ 14 ] Другие проекты Веснина этого периода тяготеют к традиционному эклектизму XIX века с официальной неоклассической отделкой. Каждый из этих черновиков несет в себе личные стилистические подсказки, но точное приписывание Александру, Леониду или Виктору остается предметом догадок. [ 14 ]
Первым реальным зданием братьев Весниных, спроектированным для фирмы Бориса Великовского, стал шестиэтажный жилой дом в неоклассическом стиле на Мясницкой площади , построенный в 1910 году. [ 14 ] Годом ранее Леонид получил лицензию архитектора, и братья стали независимыми. Их первое здание, Городское почтовое отделение на той же Мясницкой улице, было построено по более раннему проекту Оскара Мунца , было одобрено к строительству в 1911 году и завершено в 1912 году. [ 14 ] Веснины сохранили первоначальную планировку и переработали фасады в эклектичном романско - византийском стиле. [ 14 ] Смерть отца в 1910 году и, возможно, улучшение финансового положения побудили Александра и Виктора вернуться в классы и пройти профессиональную подготовку. [ 15 ] Александр окончил учебу в мае 1912 года. [ 15 ] [ 16 ] Кстати, дипломные проекты Александра и Виктора 1911-1912 годов — единственные архитектурные чертежи, фактически подписанные каждым братом индивидуально, и, таким образом, дают представление о собственных стилистических предпочтениях каждого брата, которые позже объединились под торговой маркой «Братья Веснины». [ 17 ] В частности, Александр продемонстрировал знание искусства русского возрождения , но явно посредственные, заурядные работы в неоклассической манере. [ 17 ] Тем не менее в 1912–1913 годах фирма Веснина зарекомендовала себя среди неоклассического возрождения , о чем свидетельствует Историческая выставка 1913 года, где их проекты были представлены наряду с произведениями Ивана Фомина , Ивана Жолтовского и других мастеров стиля. [ 18 ]

До начала Первой мировой войны братья завершили строительство здания банка и особняка в неоклассическом стиле в Москве, а также двух деревенских церквей в стиле русского возрождения. Их самое заметное здание того периода, Манташева Конюшни на Ходынском поле , сочетает в себе петровское барокко с русским возрождением и неоклассицизмом, но явно отличается от господствующего эклектизма. [ 20 ] Настоящие конюшни были снесены в 2000-х годах; центральное ядро все еще стоит.
В начале Первой мировой войны Леонид был призван в армию и стал военным инженером . Александр и Виктор остались глубоко в тылу, на заводской полосе. [ 10 ] на Волге . Александра уволили за плохое зрение, Виктор работал на строительстве оборонного завода; [ 10 ] его самый важный проект того периода — текстильная фабрика и прилегающий к ней рабочий городок в Кинешме — был завершен в 1917 году. [ 21 ] знаменитый неоклассический дом Сироткина В 1914–1916 годах Александр и Виктор построили в Нижнем Новгороде с тщательно продуманной внутренней росписью Александра. Одновременно они сотрудничали с художниками-авангардистами Александром Родченко и Владимиром Татлиным ; последний изначально был партнером Александра по проекту «Сироткин дом», но бросил учебу, чтобы продолжить свои футуристические эксперименты. Ко времени Февральской революции Александра наконец призвали в армию, но вскоре демобилизовали, поскольку Императорская армия распалась. [ 10 ]
Революция и гражданская война (1917–1922)
[ редактировать ]
В 1918 году Александр и Виктор воссоединились для престижного оформления Красной площади к первомайской демонстрации. Работа на большевиков стоила Виктору места у наследников Надежды фон Мекк , но они с Леонидом быстро нашли возможности трудоустройства в промышленном строительстве; Александр остался в голодающей Москве. [ 22 ]
Архитектурные проекты Леонида и Виктора Весниных 1918–1922 годов явно следовали дореволюционной неоклассической традиции. Тем не менее, примерно в 1923 году братья стали лидерами новой, модернистской архитектуры. [ 23 ] Эту «мгновенную» перемену Селим Хан-Магомедов связывал с сольной работой Александра Веснина в графике и, в частности, в театре. [ 23 ] Леонид и Виктор считали себя прежде всего архитекторами; когда Гражданская война застопорила практическое строительство, они поступили на архитектурный факультет МВТУ и Вхутемаса и продолжили занятия по «бумажной архитектуре». [ 24 ] Оба (особенно Виктор) также работали над реальными промышленными проектами в Подольске , Саратове , Шатуре и других городах. [ 25 ] Виктор наладил связи с текстильной промышленностью Иваново , где в конце 1920-х годов строил индивидуальные проекты. [ 26 ]
Александр, наоборот, на пять лет забросил архитектуру и посвятил себя абстрактному искусству и сценическому дизайну. [ 24 ] В 1917–1918 годах критики относили Александра к «крайнему левому» зарождающемуся модернистскому искусству. [ 24 ] хотя Казимир Малевич назвал свои картины «слишком материальными». [ 22 ] По мере того как Александр перешел от маргинального абстрактного искусства к театральному дизайну, его декорации для выставок Александра Таирова и Всеволода Мейерхольда регулярно попадали в заголовки газет, а его архитектурное прошлое было почти забыто современной прессой. [ 24 ] Александр активно экспериментировал с «материализацией» кубистического искусства в трехмерные, динамичные, осязаемые объекты. Многие современные художники (Малевич, Татлин, Эль Лисицкий , братья Стенберги ) поступали так же, но, в отличие от них, Александр имел солидный опыт в области строительного проектирования и практического управления строительством. [ 24 ] Его возвращением в архитектуру в конце 1922 года объясняется коренное изменение совместных проектов братьев Весниных, впервые представленных публике в феврале 1923 года. [ 24 ]
Бумажная архитектура (1922-1925)
[ редактировать ]В 1922–1925 годах братья Веснины оформили шесть работ для общественных архитектурных конкурсов. Эти здания так и не были реализованы (или вообще не предназначались для строительства), но стали воплощением конструктивизма; их стилистические приемы охотно копировались в практическом строительстве во второй половине 1920-х годов. Александр Веснин участвовал во всех шести проектах; Виктор и Леонид внесли свой вклад в четыре проекта. Дворец труда и Аркос были единственными проектами, подписанными всеми тремя братьями. По словам Гарри Фрэнсиса Мэлгрейва , эти ранние работы были «первым показателем того, что представляет собой конструктивистская архитектура » (в отличие от более ранней концепции конструктивистского искусства ). [ 27 ]
Дворец Труда
[ редактировать ]
В конце 1922 года Московская мэрия объявила конкурс на Дворец Труда на месте нынешней гостиницы «Москва» . Это был первый национальный конкурс на здание, считающееся главным зданием Советского Союза. [ 29 ] с конгресс-залом на 8000 мест; [ 28 ] десять лет спустя идея вновь всплыла на поверхность как Дворец Советов . Условия конкурса специально исключали любые стили возрождения. [ 29 ]
Веснины подали свой проект под кодовым названием «Антенна » в феврале 1923 года вместе с 46 другими участниками. [ 30 ] [ 31 ] Рационалистическая группа архитекторов-модернистов во главе с Николаем Ладовским бойкотировала конкурс, уверенная, что комиссия старой закалки под руководством Игоря Грабаря , Алексея Щусева и Ивана Жолтовского настроена предвзято против модернистского искусства. [ 32 ] Неоклассики также пренебрегли конкурсом, будучи уверенными, что проект никогда не осуществится. [ 33 ] Выставка привлекла в основном архитекторов-конструктивистов. [ 33 ] и стала крупной победой братьев Весниных: их 125-метровый рост [ 34 ] железобетонный дворец, отдалённо напоминающий Гропиуса Вальтера проект башни Трибуны , [ 28 ] попал в заголовки профессиональной прессы. Рецензии Владимира Маяковского и Моисея Гинзбурга назвали проект Веснина окончательным утверждением модернизма. [ 32 ] Жолтовский действительно отверг новинку и в конце концов в мае 1923 года первая премия была присуждена Ною Троцкому ; [ 32 ] Веснины заняли третье место. [ 35 ] По неизвестным причинам широко разрекламированный проект был исключен из официального конкурсного каталога; планы этажей и разрезы были опубликованы только в 1927 году, [ 36 ] вместе с похвалой Гинзбурга: «Ему нельзя подражать. За ним можно только идти, по тернистому пути самостоятельной, вдумчивой и творческой работы». [ 37 ]
За месяц до подачи заявки на « Дворец труда» Леонид Веснин представил свои проекты жилого дома, отличающегося умными рациональными планировками, но в остальном достаточно традиционного. [ 3 ] [ 38 ] Этот факт, а также существование ранних эскизов Дворца труда, нарисованных Александром Весниным, по мнению Хан-Магомедова, свидетельствуют о том, что дворец был вдохновлен в первую очередь Александром. [ 3 ] Кэтрин Кук пришла к такому же выводу, исследуя тщательно продуманную декорацию Александра для Александра Таирова постановки «Человек, который был четвергом »: планировка дворца, по словам Кука, была непосредственно основана на более ранней «фантастической концепции» Александра. [ 2 ] [ 39 ] Чередина, напротив, отмечала, что не менее важное значение в формировании коллективного стиля братьев Весниных имели и собственные индустриальные эскизы Виктора Веснина 1922 года. [ 40 ]
Leningrad Pravda
[ редактировать ]Проект миниатюрной башни «Ленинградская правда» был создан Александром и Виктором в 1924 году. По словам Хана-Магомедова, она стала вершиной архитектуры Александра, последним примером, когда он утвердил свое лидерство над своими братьями, и последней работой, безоговорочно приписываемой во многом его заслугам. ему. [ 41 ]
Московские офисы ленинградских газет были призваны стать в первую очередь рекламным магнитом, а не реальными офисами. Клиент получил стратегический, но очень небольшой (6х6 метров) земельный участок на Страстной площади в Москве. Веснины ответили небольшой шестиэтажной башней, в которой разместились двухэтажная общественная зона (газетный киоск и читальный зал) и четырехэтажная редакция. Он вобрал в себя различные инженерные и авангардные новинки, в том числе собственные декорации Александра и дизайнерские приемы Николая Ладовского . рационалистической школы [ 41 ] Однако в здании не было никакой графики или скульптуры. Александр Веснин отверг концепцию синтеза искусств : для них архитектурная форма сама синтезирует прошлый опыт графики и пространственных инсталляций и не нуждается ни в каких украшениях, кроме неизбежной рекламы. [ 42 ]
Луки
[ редактировать ]
Arcos , британско-советская торговая компания, временно служившая связующим звеном между двумя странами, не имеющими дипломатических связей , в 1924 году объявила публичный конкурс на свою московскую штаб-квартиру. Братья Веснины легко выиграли конкурс, предложив бруталистический , простой дизайн, подчеркивающий структурную сетку усиленных элементов. бетон и панорамное остекление. [ 43 ] Моисей Гинзбург раскритиковал проект «Аркоса» за отсутствие настоящей новизны, которой ожидали от конструктивистской архитектуры: это было не более чем традиционное офисное здание, облицованное современными материалами. [ 44 ] Предложение Веснина стало образцом для многочисленных практических адаптаций как путь наименьшего сопротивления между новой бетонной конструкцией и традиционными ожиданиями «твердого» фасада . Критики, такие как Гинзбург, окрестили возникающую тенденцию «конструктивным стилем», противопоставленным истинному «конструктивизму»; по их мнению, простого следования функции было достаточно и не требовалось никаких внешних стилистических подсказок, никакой эстетики , оригинальной или заимствованной. [ 44 ] По словам Хан-Магомедова, к 1927 году Веснины, уставшие от беспорядочных копий собственных произведений, также присоединились к мнению Гинзбурга. [ 45 ] Их Аркос не материализовался; Настоящее здание Аркоса в Китай-городе было спроектировано и построено бывшим неоклассиком Владимиром Маятом в умеренном «конструктивном стиле». [ 46 ]
В 1925 году Александр и Леонид Веснины объединились с инженером-строителем Александром Лолейтом . Конструктивная схема Лолейта полностью состоит из внешних несущих колонн, что позволяет неограниченно использовать стеклянные навесные стены . Идея, однако, не сразу привлекла их внимание: Веснины и Лолейт продолжили стиль Аркоса в проектах Центрального телеграфа и ЦУМа 1925 года, постепенно переходя к более простым, крупным и лаконичным формам. В 1925 году они остановились всего в одном шаге от стеклянных навесных стен, проходящих по всей длине и высоте здания (будущий международный стиль ). [ 47 ]
Общественная деятельность
[ редактировать ]Vkhutemas
[ редактировать ]И Александр, и Леонид поступили на факультет Вхутемаса во время Гражданской войны, до конфликта 1920-1921 годов, расколовшего его Архитектурный факультет на «академическую» ( Иван Жолтовский ), «объединённую» ( Николай Ладовский ) и «самостоятельную» ( Илья Голосов ) мастерские. . [ 48 ] Леонид всегда ассоциировал себя с академической линией преподавания старой школы. [ 49 ] Александр занимался на отделении «Живопись», преподавая базовый предмет « Цвет» , предмет, который потенциально мог стать обязательным для студентов всех факультетов. [ 48 ] У Александра были далеко идущие планы перестройки базовой подготовки во Вхутемасе на основе продуктивистских идей , которые были прерваны его правлением в феврале 1923 года. [ 50 ] Вскоре его ученики и сотрудники, в том числе Родченко, перешли в Объединённую мастерскую Ладовского.
Виктор и Леонид приняли предложение Александра Кузнецова и поступили на факультет МВТУ. [ 25 ] Виктор склонялся к промышленному строительству и ориентировал свои курсы на «реальные проблемы, решаемые различными государственными хозяйственными органами», а не на чистое искусство. [ 25 ] Его класс МВТУ 1924–1925 годов стал еще одним инкубатором конструктивистского движения. [ 25 ]
Александра практически вытеснили из Вхутемаса, пока публикация в марте 1924 года черновиков Аркоса мгновенно не сделала его знаменитостью. [ 51 ] В сезоне 1924–1925 годов ему предоставили кафедру в новой, четвертой архитектурной мастерской; Леонид помогал Александру в управлении, но не вмешивался в сам тренировочный процесс. [ 52 ] Александр Веснин возглавлял его отдел до роспуска Вхутемаса в 1932 году; его мастерская находилась в неофициальном соперничестве с «Объединенной мастерской» Ладовского. Среди известных выпускников Веснина этого периода - Андрей Буров (выпуск 1925 г.), Михаил Барш (1926 г.), Иван Леонидов (1927 г.) и Георгий Крутиков (1928 г.).
Группа ОСА
[ редактировать ]В декабре 1925 года недолговечные творческие союзы, базирующиеся во Вхутемасе, МВТУ и Институте инженеров-строителей, объединились в новую организацию — Группу «ОСА» , которую возглавили Гинзбург и Александр Веснин. Они наняли ранее независимых Илью Голосова и Константина Мельникова , что сделало OSA самой представительной левой архитектурной группой с момента ее создания. [ 53 ] Нежелание правительства признать еще один союз архитекторов заставило основателей OSA пересмотреть его цели; они были объявлены «разработкой нового, современного архитектурного стиля крупных промышленных центров». [ 54 ] и защита конструктивизма как искусства , а не простого следования функции. Позднее лидеры ОСА, в том числе Александр и Виктор Веснины, отказались от концепции «конструктивизма как искусства» и часто высказывали противоположную точку зрения, отвергающую любое стилистическое содержание конструктивизма. [ 54 ]
OSA была единственным левым союзом архитекторов, который регулярно издавал свой журнал SA (Современная архитектура), под редакцией Гинзбурга и Александра Веснина. [ 55 ] Ее редакция располагалась в московской квартире Веснина и на их загородной даче . [ 56 ] Александр Веснин " цензурировал " журнал, блокируя любые экстремистские , маргинальные теории, которые принял бы либерал Гинзбург. [ 57 ] СА издавалось непрерывно в течение пяти лет, 1926–1930, и объединило почти всех практикующих конструктивистов, в том числе Виктора Веснина. [ 56 ] Леонид Веснин, напротив, стоял в стороне от ОСА и никогда публично не высказывался в пользу какого-либо направления в искусстве. [ 58 ]
Вячеслав Глазычев отметил, что уникальная роль СА привела к преувеличению влияния конструктивистов за счет конкурирующих художественных школ, особенно зарубежных авторов. [ 33 ] ЛЕФ и СА сформировали внутри страны предвзятый, неполный образ советской архитектуры; их точка зрения, за исключением успешных работ большинства советских архитекторов того периода, без разбора воспроизводилась западными историками. [ 33 ] С влиянием СА или без него , к концу 1920-х годов конструктивизм стал общим словом для обозначения «новой архитектуры». [ 59 ] Конструктивизм совершил прыжок от маргинальной теории к массовой культуре, а OSA изо всех сил пыталась сохранить монополию на свой прежний бренд. [ 59 ]
Осязаемый конструктивизм (1927-1937)
[ редактировать ]Рабочий процесс Веснина
[ редактировать ]Советские критики «объединили три совершенно разных и взаимодополняющих друг друга таланта в одну историческую и профессиональную личность». [ 35 ] [ 60 ] Мемуары, опубликованные Натальей Весниной (вдовой Виктора), высказывания выпускников Весниных и архивные исследования позволили разным ученым реконструировать вклад и процесс работы каждого брата. [ 35 ] К 1927 году рабочий процесс фирмы, по словам Хана-Магомедова, выкристаллизовался в четко определенные роли для каждого брата. [ 61 ] Обычно Александр предлагал первоначальную художественную концепцию и делал наброски внешнего вида здания. Леонид управлял функциональностью: планами этажей и внутренними коммуникациями между функциональными частями здания. Виктор, живший и работавший отдельно от Александра и Леонида, позже стал адвокатом дьявола , выявляя слабые места промежуточных набросков. [ 61 ] Ни Леонид, ни Виктор не ставили под сомнение лидерство Александра в определении общего внешнего вида и композиции. [ 61 ] Братья наняли многочисленных помощников-студентов и явно предпочитали профессиональное рисование искрам гениальности; более того, студентов, демонстрировавших собственные творческие идеи, быстро отчисляли. [ 61 ] К чести Веснина, они никогда не включали подобные идеи в свои проекты. [ 61 ]
Работы для нефтяной промышленности
[ редактировать ]В 1927–1928 годах Александр Веснин, чувствуя себя ответственным за распространение посредственного «конструктивного стиля», отказался от своего прежнего стиля, продемонстрированного в высоких громадах Дворца труда и Аркоса . Новые проекты братьев Весниных разложили здание на отдельные объемы, связанные по функциональному назначению. [ 62 ] Этот подход, получивший название « павильонная композиция» , был опубликован в проекте Весниных 1928 года для библиотеки имени Ленина . [ 62 ] The Vesnins lost both stages of this contest to Vladimir Shchuko .
Первая материализованная конструктивистская работа братьев Весниных, новый рабочий городок, был открыт в пригороде Баку в 1925 году. Веснины установили прочную связь с советской нефтяной промышленностью ( тогда базировавшейся в основном в Азербайджане ). В 1928 году они построили три рабочих клуба в Баилове , Сураханах и Черной слободе Баку; [ 63 ] все трое следовали композиции павильона. Эти асимметричные здания не имели видимых восточных черт, но их низкие горизонтальные очертания были адаптированы к средневековому мусульманскому городу. [ 64 ] [ 65 ] Позже, после Великой Отечественной войны, мастерская Виктора и Александра Весниных работала на постоянной основе в Министерстве нефтяной промышленности . [ 66 ]
Днепровская ГРЭС
[ редактировать ]В 1929 году, когда плотина Днепрогэса уже была построена, государство объявило конкурс на проект здания ее генератора . Конкурс на, казалось бы, незначительное промышленное здание был возведен в ранг высшего государственного приоритета; Конкурирующие проекты были выставлены в Московском Кремле . [ 67 ] Планы этажей и размеры (около 200 метров в длину и 20 метров в высоту) были определены заранее. Визуально в предполагаемом здании доминировала более высокая и длинная плотина с вертикальными контрфорсами . [ 68 ]
Виктор Веснин участвовал в этом конкурсе один. Все его соперники пытались расколоть 200-метровую стену ритмичным узором из колонн, арок или эркеров . Веснин, напротив, полностью исключил любые вертикальные узоры, уверенные, что плотина затмит их. Вместо этого плоская, облицованная гранитом стена была прорезана горизонтальной полосой стекла, проходящей почти по всей длине здания. [ 69 ] На заключительном этапе конкурса (январь 1930 г.) рассматривались только два проекта — Веснина и Жолтовского. Мнения экспертов по этому решению разделились: структура Веснина была признана неэффективной и перегруженной; Ренессансный стиль Жолтовского был признан неприемлемым. [ 70 ] Инженерные вопросы были отложены в сторону, и члены комиссии под председательством Авеля Енукидзе [ 67 ] ( Анатолий Луначарский , Алексей Щусев и другие) спорили только из-за стиля, в итоге отдав контракт Веснину. [ 71 ] После Великой Отечественной войны Виктор Веснин руководил восстановлением Запорожья. [ 72 ] и восстановили разрушенную электростанцию в первоначальном виде. [ 73 ]
Веснины продолжали бороться за контракты в Украине , в частности в Харькове . В 1930 году они сделали заявку на Дом Кооперации и Дом Правительства на площади Дзержинского (напротив здания Госпрома ). [ 74 ] Их проект был признан лучшим с эстетической точки зрения, но не был реализован из-за высоких сметных затрат. [ 75 ] Также в 1930 году они выиграли международный конкурс на создание Харьковского театра на 6000 мест. [ 76 ] [ 77 ] Хотя братья Веснины выиграли контракт на изготовление рабочих чертежей, они были вынуждены разделить контроль с Аркадием Мордвиновым и его соратниками по ВОПРА , резкими критиками группы «ОСА» и другими признанными архитекторами. Разногласия между «командой» задержали строительство на годы; [ 78 ] от проекта отказались, когда столица Украины была перенесена из Харькова в Киев . [ 78 ] [ 79 ]
Дворец Лихачева
[ редактировать ]
Первое общественное конструктивистское здание, действительно построенное в Москве братьями Весниными, — универмаг 1927 года в Пресненском районе — был уменьшенным клоном проекта универмага ЦУМ 1925 года. За ним последовали здание Института минеральных ресурсов в Замоскворечье (1928 г.) и театр на Поварской улице (проект 1929–1930 гг., [ 63 ] завершено в 1931–1934 гг. [ 80 ] ).
Веснины не принимали участия в публичном конкурсе 1930 года на строительство Пролетарского районного дворца культуры, который должен был быть построен на месте снесенного Симонова монастыря . [ 81 ] После того, как конкурс завершился без явного победителя, место досталось Весниным. Их первоначальное предложение, созданное под влиянием идей Ле Корбюзье о «текучих пространствах», [ 82 ] состоял из двух зданий – сложного Т-образного здания коммунального хозяйства на 1000 мест. [ 83 ] театральный зал, большое танцевальное пространство, библиотека на 200 000 томов [ 84 ] и зимние сады, а также отдельный главный театр на 4000 мест. [ 81 ] Последнее, основанное на проекте харьковского театра, не осуществилось. Меньший зал был открыт в 1933 году, строительство здания бытового обслуживания затянулось до 1937 года. В отличие от других конструктивистских зданий того периода, «украшенных» сталинскими фасадами, Дворец культуры был построен в точном соответствии с проектами 1930 года. [ 82 ] После Второй мировой войны его внешний вид действительно изменился, но все сталинские пристройки были сняты в 1970-х годах. [ 85 ]
Здание, находившееся в эксплуатации ЗИЛа на протяжении большей части его истории, известно как Дворец культуры имени Лихачева.
Уход Леонида (1933-1940-е гг.)
[ редактировать ]Братья Веснины активно участвовали во всех общественных архитектурных конкурсах 1932–1936 годов ( Дворец Советов , Наркомтяжпром , здание СТО в Москве и комплекс Правительства Украины в Киеве), но проиграли все заявки архитекторам-возрожденцам . [ 86 ] Леонид умер в октябре 1933 года, вскоре после того, как конкурс во Дворце Советов положил конец кончине конструктивизма. В его честь с 1933 по 1991 год называлась улица в Москве (бывший и нынешний Денежный переулок), на которой он жил. [ 35 ] Александр и Виктор наняли молодого архитектора-возрожденца Сергея Лященко, который стал экспертом по стилю фирмы, поскольку Александр постепенно отошел от практической архитектуры. [ 87 ]
Дворец Советов и Наркомтяжпром.
[ редактировать ]Братья Веснины были выбраны в числе тринадцати команд, приглашенных на третий тур конкурса Дворца Советов (1932). Сложная композиция цилиндрических и призматических форм, соединенных переходными галереями, явно заимствована из более раннего Дворца Советов. По мнению Хана-Магомедова, оно незначительно уступало конкурирующим модернистским произведениям Ладовского и Гинзбурга. [ 88 ] На четвертом (и последнем) этапе Веснины радикально переработали свое предложение; на этот раз все части здания слились в единый монолитный объем. Веснины, очевидно, обратились к презираемому «конструктивному стилю», смешав конструктивистский стиль с монументальным сооружением, более соответствующим сталинской архитектуре. [ 88 ]
Та же картина продолжилась и на конкурсе Наркомтяжпрома . [ 86 ] В первом проекте (1934 г.) предлагалось четыре стеклянных небоскреба, соединенных переходами. После частных экспериментов с вариантом башни-близнеца, [ 89 ] В 1936 году Веснины и Лященко перешли на единую звездообразную, относительно широкую башню, окутанную типичной соцреалистической скульптурой и псевдоклассическими арками. Ни один из этих проектов не получил официального признания. [ 90 ] [ 91 ]
Пожалуй, единственным громким общественным проектом, врученным Весниным после 1932 года, стал проект станции «Павелецкая-Радиальная» Московского метрополитена . Однако из-за сокращения расходов во время войны станция была построена в другом, временном виде. В 1950–1952 годах перестроен по новому проекту Алексея Душкина . [ 92 ]
Александр
[ редактировать ]Тандем Виктора и Александра распался во второй половине 1930-х годов. Александр отошел от активной профессиональной жизни, возможно, не сумев или не желая вписаться в официальный стиль. [ 92 ] Его последний публичный проект правительственного здания в Зарядье датирован 1940 годом. [ 92 ] Во время Великой Отечественной войны Александр эвакуировался в Чимкент . [ 93 ] спроектировал импровизированные новые рабочие городки для оборонных заводов. В свободное время он написал множество полотен на среднеазиатскую тематику, впервые представленных публике в 1961 году и считавшихся его лучшими с начала 1920-х годов. [ 93 ] После войны он ушел из архитектуры, хотя до 1950 года занимал должность главного архитектора Министерства нефтяной промышленности. [ 92 ]
Виктор
[ редактировать ]Виктор Веснин был единственным архитектором-конструктивистом, который сохранил или даже усилил свою роль в истеблишменте Иосифа Сталина после того, как конкурс Дворца Советов закрепил стилистические очертания сталинской архитектуры . [ 67 ] [ 94 ] В период с 1932 по 1938 год он возглавлял Союз советских архитекторов, государственный союз, который заменил все ранее независимые ассоциации. В тот же период, будучи главным архитектором Верховного Совета народного хозяйства и его преемника, Наркомата тяжелой промышленности, он подчинялся непосредственно Григорию Орджоникидзе и был высшим архитектором советской индустриализации . [ 94 ] Он в хороших отношениях сотрудничал с Альбертом Каном и был единственным советским человеком, который выразил соболезнования вдове Кана после его смерти в 1942 году. [ 94 ] Выпускник и протеже Веснина Анатолий Фисенко (1902–1982, выпуск МВТУ 1925 г.) был основным контактным лицом между советскими властями и фирмой Кана, и ему было тайно поручено обучать массы местных студентов за счет московских офисов Кана. [ 95 ] После разрыва с Каном в 1932 году Фисенко был арестован, провел полгода в тюрьме, но был освобожден Виктором Весниным. Госпроектстрой-1 (позже Металлостройпроект), которым руководил Фисенко и курировал Веснин перед Второй мировой войной , спроектировал практически все советские металлургические заводы, Горьковский автозавод , Жигулевскую ГЭС и другие приоритетные промышленные объекты. [ 94 ]
Высоко ценимая работа в военной промышленности удерживала Виктора на вершине, но также означала уход от реального архитектурного проектирования и общественной профессиональной жизни. Его участие в процессе проектирования, работа партнерства Советского Союза и Кана и способы «заимствования» американских технологий дизайна остаются неизвестными общественности. [ 94 ] несмотря на то, что Веснин оставался публичным человеком, одним из немногих конструктивистов, известных на Западе и действующих до сих пор. Он возглавлял Советскую архитектурную академию (1939–1949) и был награжден Британской королевской золотой медалью 1945 года от RIBA за пожизненные профессиональные достижения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хан-Магомедов, 2007, стр. 8–11, содержит обзор проблем, связанных с такой атрибуцией.
- ^ Перейти обратно: а б с Кук 1999, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б с Khan-Magomedov 2007, p. 218
- ^ Cheredina, p. 341
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 14
- ^ «Достопримечательности Юрьевца» . Архивировано из оригинала 23 мая 2009 года . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 17
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 18
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 22
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кук 1999, с. 45
- ^ Кук 1999, с. 44
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 25
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и Khan-Magomedov 2007, p. 27
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 32
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 24
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p.34
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 48
- ^ Атрибуция по Хан-Магомедову 2007, с. 55
- ^ Khan-Magomedov 2007, pp. 48-49
- ^ Cheredina, p. 343
- ^ Перейти обратно: а б Кук 1999, с. 46
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 62
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Khan-Magomedov 2007, p. 63
- ^ Перейти обратно: а б с д Кракрафт, Роуленд с. 139
- ^ Кракрафт, Роуленд, стр. 139, 141.
- ^ Молгрейв, с. 239
- ^ Перейти обратно: а б с д Khan-Magomedov 2007, p.219
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 212
- ^ Кук 1999, с. 42
- ↑ Оригинальные рисунки, представленные Весниными, утеряны, сохранились только в журнальных публикациях. Произведения искусства, воспроизведенные в современных книгах по истории, являются подготовительным материалом, хранящимся в семейных архивах - Cooke 1999, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б с Khan-Magomedov 2007, p. 213
- ^ Перейти обратно: а б с д Глазычев, глава 6. Архивировано 6 мая 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ Cheredina, p. 345
- ^ Перейти обратно: а б с д Кук 1999, с. 39
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 226
- ^ Кук 1999, с. 49, также частично воспроизведено на с. 39
- ^ Кук 1999, с. 40
- ↑ Премьера «Человека, который был четвергом» на самом деле состоялась после многих задержек в декабре 1923 года, после того как Веснин представил проекты Дворца труда . - Хан-Магомедов 2007, с. 177.
- ^ Cheredina, p. 344
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, pp. 220-221
- ^ Khan-Magomedov 2007, pp. 224
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 227
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 228
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 238
- ^ Нащокина, с. 339
- ^ Khan-Magomedov, p. 240
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 241
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 245
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 243
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 248
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 249
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 252
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 253
- ^ По данным Хан-Магомедова 2007, с. 260 Все остальные архитектурные журналы 1920-х годов не дожили до второго номера.
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 260
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 265
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 264
- ^ Перейти обратно: а б Кракрафт, Роуленд с. 136
- ^ Чередина, с. 341, излагает ту же проблему с русскоязычными источниками.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Khan-Magomedov, pp. 266-268
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 266
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 408
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 269
- ^ Фотография Ричарда Паре : "Клуб Веснина в Баку (главный зал)" . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2009 г.
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 405
- ^ Перейти обратно: а б с Dmitry Khmelnitsky (2005). "Zagadki Dneprogesa (Загадки Днепрогэса)" (in Russian) . Retrieved 2009-06-28 .
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 291
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 292
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 294
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 296
- ^ Cheredina, p. 350
- ^ Cheredina, p. 346
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 297
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 298
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 299
- ^ В конкурсе была указана минимальная вместимость - 4000 человек. Веснины представили трансформируемый зал различной конфигурации вместимостью от 2 до 6 тысяч - Хан-Магомедов 2007, с. 299
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 302
- ^ Cheredina, p. 347
- ^ Alexandrov, Zhukov p. 41
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov, p. 303
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov, p. 304
- ^ Actual as-built capacity 944 seats - Alexandrov, Zhukov p. 36
- ^ Alexandrov, Zhukov p. 36
- ^ Alexandrov, Zhukov p. 37
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 340
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 341
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 332
- ^ Khan-Magomedov 2007, p. 345
- ^ Khan-Magomedov 2007, pp. 348-349
- ^ Кракрафт, Роуленд, стр. 146-147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Khan-Magomedov 2007, p. 342
- ^ Перейти обратно: а б Khan-Magomedov 2007, p. 355
- ^ Перейти обратно: а б с д и Меерович
- ↑ Меерович отметил гнев Кана по поводу быстрой ротации советского персонала в его московском офисе. Кан не знал, что для большинства его советских сотрудников работа для него была не настоящей работой, а краткосрочным обучением, проводимым через государственные учреждения.
Источники
[ редактировать ]- Alexandrov Yu. N., Zhukov, K. V. (1978). Siluety Moskvy (Силуэты Москвы) . Moscow: Moskovsky rabochy.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Cheredina, I. S. (2007). "Arkhitektor, kotory umel proyektirovat vsyo (Архитектор, который умел проектировать всё)" . Vestnik Rossiiskoi Akademii Nauk . 77 (4). Russian Academy of Sciences : 341–358. Archived from the original on March 4, 2016.
- Джеймс Кракрафт; Дэниел Брюс Роуленд (2003). Архитектуры русской идентичности: с 1500 года до наших дней . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8828-3 .
- Кэтрин Кук . Дворец Труда Веснина , в: Нил Лич, изд. (1999). Архитектура и революция: современные взгляды на Центральную и Восточную Европу . Рутледж. ISBN 978-0-415-13915-1 .
- Vyacheslav Glazychev (1989). "Rossiya v petle modernizatzii (Россия в петле модернизации)" . Archived from the original on July 30, 2009 . Retrieved 2009-06-25 .
- Selim Khan-Magomedov (2007). Alexander Vesnin (Александр Веснин и конструктивизм) (in Russian). Russky avangard. ISBN 978-5-9647-0116-3 .
- Английское издание: Селим Хан-Магомедов (1986). Александр Веснин и русский конструктивизм . Мичиганский университет / Риццоли.
- Гарри Фрэнсис Малгрейв (2005). Современная архитектурная теория: исторический обзор, 1673–1968 гг . Кембридж. ISBN 0-521-79306-8 .
- Meerovich, M. G. (2009). "Albert Kahn in the history of Soviet industrialization (Альберт Кан в истории советской индустриализации)". Architecton (Архитектон) (in Russian). 26 (2).