ЗиЛ
![]() | |
![]() ZiL (Zavod Imeni Likhachyova) | |
Раньше |
|
---|---|
Тип компании | Акционерный |
MCX : ЗИЛЛ MCX : ЗИЛЛП | |
Промышленность | Автомобильная промышленность Оборона |
Основан | 1916 |
Судьба | Производство закончилось в 2012 году. |
Штаб-квартира | , Россия |
Ключевые люди |
|
Продукты |
|
Доход | 12,1 миллиона долларов [1] (2016) |
−19 миллионов долларов [1] (2016) | |
−21,5 миллиона долларов [1] (2016) | |
Владелец | города Москвы Департамент имущества [2] |
Веб-сайт | www |
ОАО АМО ЗиЛ , известное полностью как Публичное акционерное общество – Завод имени Лихачёва ( русский : Публичное акционерное общество – Завод имени Лихачёва , латинизированное : Публичное акционерное общество – Завод имени Лихачева ) и чаще называемое ЗиЛ ( русский : ЗиЛ) , было Крупнейший российский производитель автомобилей, грузовиков, военной техники и тяжелой техники, базирующийся в Москве .
Последний автомобиль ЗиЛ был собран в 2012 году. Предприятие продолжает существовать лишь как девелоперская площадка, на которой строительная компания «Группа ЛСР» построит новый городской округ . [3]


История
[ редактировать ]
Завод был основан 2 августа 1916 года как Московское автомобильное общество или АМО ( русский язык : Автомобильное Московское Общество (АМО) , латинизированное : Автомобильное Московское Общество (АМО) ). Завод был построен в 1917 году, незадолго до революции , и был построен южнее Москвы, недалеко от Москвы-реки, в Тюфелевой роще. Это было современное здание с новейшим американским оборудованием, рассчитанное на 6000 рабочих. [4] Планировалось производить по лицензии 1,5-тонные грузовики Fiat F-15 . Из-за Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны в России , показанной на параде 7 ноября, потребовалось до 1 ноября 1924 года производство первой машины АМО-Ф-15 . Тем не менее, заводу все же удавалось собирать грузовики, купленные в Италии в 1917–1919 годах. 30 апреля 1923 года заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Пьетро Ферреро , а в 1925 году он был переименован в Первый национальный автомобильный завод ( . 1-й Государственный автомобильный завод) Спустя два года, в 1927 году, Иван Лихачев руководителем завода был назначен Autocar . , человек, имя которого завод носит с 1956 года. В апреле 1929 года было принято решение о расширении завода для производства 2,5-тонных моделей грузовиков [5] [6] [7]
В 1929—1931 годах завод был переоборудован и расширен при помощи американской компании AJ Brandt Co. , [8] [9] и изменил название на Автомобильный завод № 2 «Завод имени Сталина» ( ЗИС или ЗиС ). После того, как Никита Хрущев осудил культ личности Иосифа Сталина в 1956 году, название было снова изменено на «Завод имени Лихачева» , в честь его бывшего директора Ивана Лихачева . [10]
- Автомобили класса люкс ЗиС
- ЗИС-101 (1936 г.)
- ЗИС-102 (1937 г.)
- ЗИС-101А Спорт (1939 г.)
- ЗИС-110 (1945 г.)
- ЗИС-110Б (1949 г.)
полосы ЗиЛа В честь автомобиля были названы — полосы движения, предназначенные для автомобилей, перевозящих высших советских чиновников. Лимузины ЗиЛ были служебными автомобилями, на которых возили глав советских государств и многих лидеров стран-союзников Советского Союза на саммиты и парады. Лимузины доставлялись на международные саммиты, как, например, в 1987 и 1990 годах в Вашингтон, округ Колумбия, США, для Михаила Горбачева . официальных государственных визитов [11] [12]
ЗиЛ имел опыт экспорта грузовиков на Кубу , торговля возобновилась в начале 21 века. [13]
Завод ЗиЛ изображен в ряде документальных фильмов на английском языке. Документальный фильм Даниэля Леконта 2001 года «Ленин, если бы вы знали » (переименованный в «Воспоминания СССР ») рассказывает о судьбе семьи, связанной с фабрикой, а также самой фабрики в 1990-х годах. [14] Фабрика также фигурирует в документальном фильме 2014 года « Последний лимузин» . [15]
- Автомобили класса люкс ЗИЛ
- ЗИЛ-111Г (1962 г.)
- ЗИЛ-114 (1967 г.)
- ЗИЛ-117 кабриолет (1971 г.)
- ЗИЛ-4104 кабриолет (1981 г.)
- ЗИЛ-41047 (1985 г.)
После того, как в 2012 году был построен последний лимузин ЗИЛ, администрация московского завода прекратила производство грузовиков, а в 2013 году предприятие было признано банкротом. ЗИЛ по-прежнему существует как юридическое лицо, но автомобилей не производит. В 2014 году было объявлено, что территория завода будет превращена в жилой комплекс. [16] Большинство заводских зданий было демонтировано в 2015 году. [17]
Оборудование завода и другие автомобильные активы были проданы с аукциона новой компании « МСЦ6 АМО ЗИЛ ». На предприятии работают 47 сотрудников, в основном бывшие работники ЗИЛа. [18] Компания приняла участие в Московском международном автомобильном салоне 2016. [19]
После сноса здания «МСЦ6 АМО ЗИЛ» в 2020 году считалось, что предприятие прекратило свое существование. Однако в 2021 году сообщалось, что МСТЦ6 продолжает работать. Его персонал и оборудование были перевезены в Московскую область . [20]
Награды
[ редактировать ]- ВМС было награждено первым орденом Ленина . В июне 1942 года за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения
- В октябре 1944 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени .
- завод был награжден орденом Ленина В 1971 году за третье успешное выполнение восьмой пятилетки .
- завод награжден Орденом Октябрьской Революции . В 1975 году за успешное завершение работ по созданию мощностей по выпуску до 200 тысяч автомобилей в год
См. также
[ редактировать ]- Список автомобилей ЗиЛ
- Soviet Artillery Factory No. 92 — also named Zavod imeni Stalina (ZiS) .
- Транзитный автобус GM «старого вида»: советские версии — модели ЗиС-154 и ЗиС-155 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2016 г." (PDF) .
- ^ "Список аффилированных лиц" . e-disclosure.ru . Archived from the original on 26 August 2017 . Retrieved 26 August 2017 .
- ^ «99 лет ЗИЛу: от автозавода к потенциальному новому сердцу Москвы?» . Москва Таймс. Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Саттон, Энтони К. (1968). Западные технологии и советское экономическое развитие, 1917–1930 гг . Гуверовский институт войны, революции и мира. стр. 244–249. Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Сайт АМО-ЗИЛ, история 1916-1923 гг.» (на русском языке). Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года.
- ^ «Сайт АМО-ЗИЛ, история 1924-1931 гг.» (на русском языке). Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года.
- ^ Завод и люди. 1916–2016: В 3 томах. Том 1. [ Растение и люди. 1916-2016. В 3-х томах. Том 1 ] (PDF) (на русском языке). Москва: Московский политехнический университет. 2016. стр. 14–155. ISBN 978-5-2760-2388-5 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 октября 2018 г. Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ Саттон 1973 , с. 122.
- ^ "Как в 1929−1931 годах модернизировали ЗИЛ" (in Russian). Mos.ru. 1 October 2020 . Retrieved 23 February 2022 .
- ^ Штраус 1998 , с. 33.
- ^ Майкл Доббс (22 ноября 1990 г.). «Кризисы теперь преследуют Горбачева за рубежом» . Вашингтон Пост . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Саундра Саперштейн Торри, Джон Минц (5 декабря 1987 г.). «Горбачев — самый защищенный гость города» . Вашингтон Пост . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ «ЗИЛ возобновляет экспорт на Кубу» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2016 года . Проверено 7 сентября 2016 г.
- ^ Леконт, Даниэль (2001). «Воспоминания о СССР - Повседневная жизнь русской семьи в Советском Союзе» . Ютуб . wocomoDOCS . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ « Последний лимузин»: Владивостокское обозрение» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Нехлебова, Наталия (31 October 2016). "ЗИЛ после жизни" . Журнал "Огонёк" . p. 10. Archived from the original on 5 May 2017 . Retrieved 9 June 2017 .
- ^ Сорокина, Анна (8 августа 2017 г.). «Как советский автогигант стал заводом-призраком» . Россия за пределами новостей . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Завод индивидуальных лимузинов . Русский Автомобиль (на русском языке). Архивировано из оригинала 8 июня 2017 года . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Стенд ЗИЛ на Московском автосалоне (на русском языке). Livecars.ru. 27 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Давид Акопян (14 December 2021). "Здесь был ЗИЛ. Репортаж о легендарном заводе, которого не стало" (in Russian). RBC Autonews . Retrieved 23 February 2022 .
Литература
[ редактировать ]- Штраус, Кеннет М. (1998). Фабрика и община в сталинской России: создание промышленного рабочего класса . Издательство Питтсбургского университета. п. я. ISBN 978-082298584-6 .
- Саттон, Энтони К. (1973). Национальное самоубийство: военная помощь Советскому Союзу . Нью-Рошель, штат Нью-Йорк: Арлингтон-хаус. ISBN 978-087000207-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на русском языке) — Официальный сайт МСТС6 ЗИЛ
- (на русском языке) — Официальный ЗИЛа . сайт
- Из Советской России с любовью - статья о президентских лимузинах компании