Jump to content

Харьковский тракторный завод

Kharkiv Tractor Plant (HTZ)
Родное имя
Харьковский тракторный завод
Тип компании Публичная компания
Промышленность Сельскохозяйственная техника
Основан 1930
Штаб-квартира ,
Продукты Тракторы
Количество сотрудников
1000
Родитель ДЧ
Веб-сайт хтц .делать
McCormick-Deering 15-30 (International Harvester), местное производство как ХТЗ 15–30. Украинская ССР 1931 г.

Харьковский тракторный завод (ХТЗ или ХТЗ) ( укр .: Харківський тракторный завод , латинизированный : Харьковский тракторный завод ) — производитель сельскохозяйственной техники в украинском городе Харькове . Основанный в 1930–31 годах в рамках пятилетки первой сталинской по индустриализации СССР в Украине (1927–32), ХТЗ был крупнейшим производителем тракторов , производившим как колесные, так и гусеничные тракторы. В 2016 году Служба безопасности Украины (СБУ) заявила, что по указанию Кремля российские владельцы планировали вывести предприятие из эксплуатации. Сообщается, что промышленное предприятие было разрушено в результате масштабного обстрела и возникших в результате пожаров на четвертый день российского вторжения в Украину в феврале 2022 года.

Строительство завода в первой пятилетке

[ редактировать ]

Харьковский тракторный завод, расположенный на юго-восточной окраине Харькова, был одним из трех крупнейших тракторных заводов (остальные в Сталинграде и Челябинске ), построенных как один из «гигантов первой пятилетки», и был назван в честь Нарком тяжелой промышленности Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе . В 1920-е годы тракторы рассматривались как способ улучшения сельскохозяйственного производства и убеждения крестьянства в достоинствах режима и добровольной коллективизации. Однако говорилось, что весной 1929 года на Украине, где производилось огромное количество сельскохозяйственной продукции, действовало всего пять. [1]

Поэтому производство тракторов было важной частью новой пятилетки. Но с политикой принудительной коллективизации и «ликвидации кулачества как класса» тракторы стали еще более важными символически и практически – для увеличения производства и компенсации массовой потери лошадей, забитых в ходе крестьянского сопротивления принудительной коллективизации.

Завод был построен по проекту, разработанному детройтским архитектором Альбертом Каном , проектировщиком Генри Форда , для тракторного завода аналогичного масштаба в Сталинграде . Хотя он и не был точной копией Сталинградского завода ни с точки зрения материалов, ни с точки зрения трудозатрат, он был ранним примером архитектурной стандартизации в СССР. [1] Сталин охарактеризовал проект как «стальной бастион коллективизации сельского хозяйства на Украине» и выразил уверенность, что рабочие и инженерно-технический персонал «преодолеют трудности молодого предприятия», используя опыт Сталинградского завода». [2]

Строительство завода началось в апреле 1930 года в степи за станцией Лосево, расположенной в 15 километрах юго-восточнее Харькова. Целью был завод, который в конечном итоге будет производить практически все необходимое для трактора, от железа и стали до самых сложных деталей. В строительстве было задействовано около 10 000 рабочих, 2 000 лошадей, 90 миллионов кирпичей, 160 000 тонн стали и 100 000 тонн железа. Строителями были бывшие крестьяне, бежавшие от коллективизации, демобилизованные красноармейцы и некоторые комсомольцы. Они жили в примитивных условиях примерно в 1500 деревянных бараках.

Кирпичи изготавливались на месте в построенных для этой цели печах из местной глины, часть которой была выкопана из фундамента. Материалы часто возили вручную и на санях. Машин было немного – 24 механизированных бетономешалки и 4 гравийных дробилки. Строительным технологиям часто приходилось обучаться на месте рабочим, которые в прошлом могли строить только деревянные крестьянские дома с кирпичными печами.

Рабочих воодушевляла пропаганда того времени, восхвалявшая таких героев, как каменщик Аркадий Микунис, который, как говорили, клал 12 000 кирпичей за день, являясь надуманным примером быстрой работы, или молодая женщина Варва Шмель, которая прошла путь от крестьянской девушки. механику. Завод имел свою газету («Темп») и агитаторов. Использовались формы социалистического соревнования, а бездельники могли наказываться доносами в стенгазетах.

К июлю 1931 года корпус завода был готов. Около 500 специально отобранных рабочих были отправлены на специальные курсы в Москву и Ленинград для обучения работе с новым импортным оборудованием. Первые испытательные тракторы были произведены в августе, а полноценное производство началось в октябре 1931 года. Открытие завода стало крупным пропагандистским событием как в Украинской ССР, так и в СССР.

Фабрика в 1930-е годы.

[ редактировать ]

В октябре 1931 года завод приступил к производству колесных тракторов СХТЗ 15/30, которые были оснащены 30-сильным керосиновым двигателем и развивали скорость 7,4 км/ч. Трактор представлял собой копию трактора «International 15/30» производства американской компании International Harvester . Первым директором завода был П.И. Свистун. Уже в следующем году, в 1932 году, с конвейера сошло 17 374 трактора, а завод был награжден орденом Ленина. Говорят, что в 1936 году с завода сошёл 150-тысячный трактор. [3]

17 сентября 1937 года ХТЗ начал серийное производство гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. Это был первый серийный трактор советской разработки. [3]

При открытии завода в 1931 году американский коммунист Фред Бил был назначен директором отдела пропаганды и культурных связей колонии, в которой проживало несколько сотен иностранных рабочих и специалистов, в основном американцев, немцев и чехословаков . Под его именем Москва опубликовала иллюстрированный обзор их вклада в «социалистическое строительство». При этом Бил признался лишь в добровольном отказе от «роскоши». [4] Позже он дал совершенно иной отчет. Колония страдала от острой нехватки продовольствия и топлива, но была «разделена пропастью от десяти тысяч работающих русских рабочих». В знак протеста против своих условий эти рабочие прибегли к единственному доступному им оружию - «тихому саботажу». Между тем толпы голодных и обездоленных, ежедневно осаждавшие зарубежную колонию, регулярно вывозились на грузовиках в сельскую местность и бросались в заброшенные деревни и на пустыри. [5]

«Инженеров», которых часто выбирали за их политическую лояльность, торопили пройти обучение и выпускали на завод, где они пытались исправить работу не вызывающих доверия иностранных специалистов. Результатом были поломки деталей, разрушение оборудования и затруднение производства. По словам Била, который оставался там до лета 1933 года, «средний трактор, отправленный с завода, имел очень короткий срок службы». [6]

Руководство завода и некоторые его работники неизбежно оказались втянутыми в чистки конца 1930-х годов. В их число входил партийный агитатор Борис Бибиков, расстрелянный как троцкист, но, судя по всему, симпатизировавший Кирову. Часть его истории рассказана его внуком Оуэном Мэтьюзом в семейных мемуарах на английском языке. [7] Среди обвинений, выдвинутых по этим делам, были различные формы саботажа на заводе, включая поломку станков, задержку выплаты заработной платы и т. д.

Вторая мировая война, Великая Отечественная война

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны оборудование завода было эвакуировано в Сталинград, а затем в Рубцовск Алтайского края в Сибири . Там он составил основу Алтайского тракторного завода имени М.И. Калинина, который начал производство в 1942 году. Сам первоначальный Харьковский завод был почти полностью разрушен во время войны. [8]

24 октября 1941 года после четырехдневного боя Харьков и район были оккупированы немецкими войсками. 14 декабря немецкий городской комендант приказал сосредоточить еврейское население в барочном поселке недалеко от ХТЗ. За два дня там собралось 20 000 евреев. СС, зондеркоманда Те евреи, которых не расстреляла были убиты в течение января в газовом фургоне . [9] [10]

Когда в августе 1943 года Харьков был в последний раз освобожден советскими войсками , сразу начались работы по восстановлению завода. [8] Производство возобновилось в конце 1944 года. [3]

Советская эпоха до 1991 года

[ редактировать ]
Харьковский тракторный завод на марке 1947 года.

С 1949 года завод выпускал дизельный трактор ДТ-54 — основной пахотный трактор, использовавшийся в сельском хозяйстве до 1962 года. С 1954 по 1972 год завод выпускал также колесный пропашной трактор с тяговым усилием 0,6 тс. В 1962 году был запущен в производство пахотный трактор Т-74. В 1967 году завод выпустил миллионный трактор. В девятой пятилетке (1971–75) был представлен Т-150К. Завод советских времен был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1948 году, еще одним орденом Ленина в 1967 году и орденом Георгия Димитрова в 1975 году.

В 1980-е годы завод достиг максимальной производительности – выпускала до 70 тысяч тракторов в год. Для небольших фермерских хозяйств и мелких работ выпускались маломощные тракторы с двигателями мощностью от 12 до 24 л.с., такие как ХТЗ-7, ДТ-14, Т-19, Т-20 и Т-25, а также средней мощности ДТ. -54 и ДТ-75. К началу 1986 года завод поставлял тракторы в 36 стран мира и готовил производство новых моделей крупнотоннажных колесных тракторов: Т-150 км и Т-150К-02. [3]

Постсоветская эпоха

[ редактировать ]

В 1994 году, через два года после распада Советского Союза и обретения независимости Украины, завод был преобразован в открытое акционерное общество. В начале XXI века завод выпускал тракторы, в том числе колесные общего назначения ХТЗ-17221 и ХТЗ-17222, модернизировал серию Т-150, колесные пахотные ХТЗ-16131, гусеничные ХТЗ-181, аграрные тракторы. ХТЗ-3510, фронтальные погрузчики ХТЗ-156.

Помимо тракторов, Харьковский тракторный завод (ХТЗ) выпускал продукцию военного назначения – артиллерийские тягачи АТЛ. В 2000-е годы здесь выпускались легкие многоцелевые тягачи МТ-ЛБ и самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» . [3]

Район ХТЗ

[ редактировать ]

В 1936 году Орджоникидзевский, «социалистический город» ( соцгород ), возникший вокруг завода для размещения его рабочих, был назван в честь завода в честь Серго Орджоникидзе. [11] (умерший в следующем году). В феврале 2016 года, через двадцать пять лет после распада Советского Союза, он был переименован в Индустриальный район в соответствии с законами о декоммунизации . [12] Популярным названием района было и остается «ХТЗ», имеющий репутацию одного из наиболее социально неблагополучных районов Харькова. [13]

Предполагаемый заговор России против завода в 2016 году

[ редактировать ]

В 2007 году местный инвестор Александр Ярославский продал свой контрольный пакет акций концерна российскому миллиардеру Олегу Дерипаске . [14] Дерипаска был описан В 2006 году в просочившихся дипломатических телеграммах США как «среди 2–3 олигархов, к которым [президент России Владимир] Путин обращается на регулярной основе». [15]

В 2016 году, после того как правительство Украины продало свою почти 30-процентную долю в рамках масштабной распродажи бизнеса частным предприятиям, Служба безопасности Украины (СБУ) заявила, что сорвала заговор руководства промышленной компании Дерипаски. группа по эффективному демонтажу Харьковского тракторного завода, [16] которая тогда еще производила 60 процентов тракторов, продаваемых в России. [17] Сообщается, что по заданию российских владельцев новый генеральный директор завода, назначенный в марте 2016 года, подготовил к демонтажу и экспорту литейное оборудование, техническую и конструкторскую документацию, чертежи и т.д. Также сообщалось, что директор готовится уволить почти треть работников. Издан соответствующий приказ и утверждено новое штатное расписание. [16] [18] [19]

В СБУ заявили, что "реализация этих планов приведет к полному прекращению деятельности Харьковского тракторного завода и саботажу выполнения заказа Минобороны". СБУ захватила контроль над имуществом и счетами завода, что, по ее словам, предотвратило потерю производственного оборудования и уникальных чертежей и спасло от увольнения почти тысячу квалифицированных рабочих. [16]

В конце апреля 2016 года при поддержке австрийского бизнесмена Зигфрида Вольфа [20] который был номинальным владельцем завода под руководством Дерипаски, [14] Группа DCH Ярославского вернула себе контрольный пакет акций компании. [18] [21] Среди других активов DCH (Development Construction Holding) — железорудный рудник «Суха Балка» и Днепровский металлургический комбинат . [22]

В ноябре 2018 года РФ внесла Ярославского в санкционный список. Санкции также введены в отношении компаний, принадлежащих DCH, в том числе Харьковского тракторного завода. Ярославский назвал ограничительные экономические меры «политическим вопросом». [23]

Планы Экополиса ХТЗ на 2022 год

[ редактировать ]

К 90-летию Харьковского тракторного завода, 1 октября 2021 года, группа DCH Ярославского объявила, что ее обширная промышленная площадка будет перепрофилирована под крупнейший в Украине технопарк «Экоплис ХТЗ». [24] ХТЗ останется якорным арендатором, к которому присоединятся участники инновационного хаба, комплекса логистики и электронной коммерции, медицинского центра, агротехнологического кластера, торгового центра и исследовательских лабораторий. [25]

Строительство крупнейшего из новых арендаторов — автоматизированного логистическо-сортировочного узла для национального почтового оператора «Укрпочта» — должно было начаться в марте 2022 года. Ряд мировых высокотехнологичных компаний обязались последовать его примеру, в том числе глобальные ИТ-гигант Hewlett Packard . [24]

Экополис ХТЗ – центральный проект Стратегии развития Харькова и Национальной программы президента Владимира Зеленского «Украинская Силиконовая долина». Ярославский должен был помочь скоординировать инвестиции в размере около 1 миллиарда долларов для создания более 10 000 новых рабочих мест в сфере высоких технологий. [25]

Разрушен в результате российского вторжения в феврале 2022 г.

[ редактировать ]

Согласно сообщению Agroportal24h от 28 февраля 2022 года, Харьковский тракторный завод был разрушен и «охвачен огнем» в результате «массированного обстрела» со стороны российских войск. [21] Есть видео, на котором якобы зафиксированы взрывы и пожары на заводе 25 и 27 февраля 2022 года. [26] [27]

22 марта 2022 года румынский новостной сайт Observator сообщил, что производство тракторов ХТЗ должно возобновиться в Хальбоке, деревне недалеко от города Яссы (Яссы) на востоке Румынии. ХТЗ перевозит утилизированное оборудование в Хальбоку, где необходимо ускорить получение разрешения на строительство нового завода. [28]

Продукты

[ редактировать ]

До российского вторжения в феврале 2022 года Харьковский тракторный завод производил машины, предназначенные для выполнения самых разных функций во многих отраслях промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, строительстве.

ХТЗ производит колесные (180–240 л.с.) и гусеничные (190 л.с.) тракторы для сельского хозяйства.

ХТЗ-243К

Колесные тракторы: [29]

  • ХТЗ-241К
  • ХТЗ-242К
  • ХТЗ-243К
  • ХТЗ-248К
  • ХТЗ-249К
  • ХТЗ-150К-09.172.00
  • ХТЗ-150К-09.172.10
ХТЗ-181.20

Гусеничные тракторы: [30]

  • ХТЗ-181.20
  • ХТЗ-181.22

Специальное оборудование: [31]

  • Бурильно-крановая машина БКМ-2М
  • Мульчер
  • ММТ-2, ММТ-2М
  • Т-156B
  • ММТ-2П
  1. ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд, Кристина Э (2015). «Советская практика планирования: от тракторов к территории» . wcfia.harvard.edu . Проверено 16 января 2022 г.
  2. ^ Сталин, Иосиф (1931). «Рабочим и административно-техническому персоналу Харьковского тракторного завода» . Сталин. Собрание сочинений . 13 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и «ХАРЬКОВСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД – ЮНИГ ХОЛДИНГС» . Проверено 16 марта 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Бил, Фред Эрвин (1933). Иностранные рабочие на советском тракторном заводе: иллюстрированный обзор жизни иностранных рабочих и специалистов в период социалистического строительства 1931-1933 гг . Кооперативный паб. Общество иностранных рабочих в СССР с. 57.
  5. ^ Бил, Фред Эрвин (1937). Пролетарское путешествие: Новая Англия, Гастония, Москва . Нью-Йорк: Хиллман-Кёрл. стр. 283–284, 289–291.
  6. ^ Бил (1937) с. 295
  7. ^ О. Мэтьюз, Дети Сталина. Три поколения любви и войны , Лондон: Блумсбери, 2008 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Харьковский тракторный завод» . TheFreeDictionary.com . Проверено 16 января 2022 г.
  9. ^ Украинский исторический журнал
  10. ^ Маргри, Карел (февраль 2001 г.). «Харьков», После битвы , выпуск 112, (с. 3–45), стр. 8–9.
  11. ^ Кроуфорд, Кристина Э. (17 мая 2017 г.). «От тракторов к территории: социалистическая урбанизация через стандартизацию» . Журнал городской истории . 44 (1): 54–77. дои : 10.1177/0096144217710233 . ISSN   0096-1442 . S2CID   114737431 .
  12. ^ (на украинском языке) В Харькове «декоммунизировали» еще 48 улиц и 5 районов , Украинская правда (3 февраля 2015 г.) (на русском языке) Три района переименованы в Харьков , SQ (3 февраля 2015 г.) (на украинском языке) Октябрьский и Фрунзенский районы Харькова решено не переименовывать , Корреспондент.net (3 февраля 2015 г.)
  13. ^ «ХТЗ: Самый опасный капюшон Украины 🇺🇦» . Лысый и банкрот . 05.08.2021 . Проверено 13 марта 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Харьковский тракторный завод меняет владельца» . LB.ua. ​Проверено 16 марта 2022 г.
  15. ^ Горовиц, Джефф; Дэй, Чад (22 марта 2017 г.). «Выводы AP о работе помощника Трампа на российского олигарха» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 25 мая 2017 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Цензор.НЕТ. "Генеральный директор Харьковского тракторного завода собирался передать в Россию оборудование и чертежи, - СБУ" . Цензор.НЕТ . Проверено 13 марта 2022 г.
  17. ^ Уивер, Кортни (20 декабря 2013 г.). «Пророссийские промышленные центры Украины влияют на московскую сделку» . Файнэншл Таймс . Проверено 16 марта 2022 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б "Генеральный директор Харьковского тракторного завода планировал экспортировать технику в Россию - СБУ" . Интерфакс-Украина . Проверено 13 марта 2022 г.
  19. ^ "УНИАН: СБУ не дает России украсть оборудование и чертежи Харьковского тракторного завода - 05 июня 2016" . КиевПочта . 05.06.2016 . Проверено 14 марта 2022 г.
  20. ^ "Харьковский тракторный завод Украины сообщает об изменениях в структуре акционеров" . ОТС.at. ​Проверено 14 марта 2022 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б «Украинский тракторный завод разрушен в результате бомбардировки» . www.agequipmentintelligence.com . Проверено 14 марта 2022 г.
  22. ^ "Ярославского вызывают на допрос из-за смертельного ДТП. Он говорит, что "спал дома" " . BBC News Украина (in Russian) . Retrieved 2022-03-18 .
  23. ^ «Ярославский о российских санкциях: это политический вопрос» . Интерфакс-Украина . Проверено 18 марта 2022 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Птакховская, Даша (23 февраля 2022). "Старт строительства, иностранные инвесторы и новые резиденты: "Экополис ХТЗ" объявил планы" . 24tv.ua. ​Retrieved 18 марта 2022 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Бойко, Иван (1 октября 2021). "ХТЗ Ярославского отмечает 1 октября 90-летний юбилей: на заводе напомнили историю и раскрыли планы" . unian.ua . Retrieved 18 марта 2022 .
  26. ^ "Реальная Война Новости Украина" . Telegram . Retrieved 2022-03-14 .
  27. ^ видео пожара на Харьковском тракторном заводе , получено 14 марта 2022 г.
  28. ^ Михочу, Клара (22 марта 2022 г.). «Крупная компания из Украины готовится переехать в Румынию. Будут созданы сотни рабочих мест» . Наблюдатель (на румынском языке) . Проверено 28 марта 2022 г.
  29. ^ «Тракторы колесные ХТЗ» . ХТЗ . Проверено 27 июня 2021 г.
  30. ^ «Гусеничные тракторы ХТЗ» . ХТЗ . Проверено 27 июня 2021 г.
  31. ^ «Спецтехника ХТЗ» . ХТЗ . Проверено 27 июня 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a4bab0b2e7632c9cca323bfa9fdefbb__1714583040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/bb/1a4bab0b2e7632c9cca323bfa9fdefbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kharkiv Tractor Plant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)