Jump to content

ЗАЗ

Запорожский автомобилестроительный завод
Тип компании Дочерняя компания
Промышленность Автомобильная промышленность
Основан 1923 год ; 101 год назад ( 1923 )
Основатель Авраам Дж. Куп
Штаб-квартира ,
Обслуживаемая территория
Международный
Продукты Легковые автомобили, микроавтобусы, автобусы
Доход Увеличивать 12,95 млрд ₴
Увеличивать 564 млн ₴
Родитель УкрАВТО
Веб-сайт avtozaz.com

ZAZ or Zaporizhzhia Automobile Building Plant ( Ukrainian : ЗАЗ, Запорізький автомобілебудівний завод , Zaporiz'kyi avtomobilebudivnyi zavod or Zaporiz'kyi avtozavod ) is the main automobile manufacturer of Ukraine , based in the south-eastern city of Zaporizhzhia . It also produces buses and trucks and is known for its former parent company's name, AvtoZAZ .

Датой основания завода принято считать 1863 год. В 1908 году было основано предприятие, впоследствии ставшее Мелитопольским моторным заводом (МеМЗ). В 1923 году бывший завод «Абрам Куп» был переименован в «Коммунар». В 1960 году Мелитопольский моторный завод начал поставлять свои двигатели Запорожскому автомобильному заводу. С 1975 года МеМЗ вошел в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Сегодня это один из структурных элементов ПАО «ЗАЗ». В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля – ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «горбатый Запорожец». [ 1 ]

СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ» (с января 2003 года — ЗАО «ЗАЗ») в форме закрытого акционерного общества создано 15 апреля 1998 года на производственной базе ОАО «Автозаз». Уставный капитал сформирован за счет вкладов учредителей: от ОАО "Автозаз" - имущества в сумме, эквивалентной 150 долларам США; от Daewoo Motors — $150 млн. В состав СП помимо основного предприятия в Запорожье вошли также Мелитопольский моторный завод (ГРЗ «АвтоЗАЗ-Мотор»), Черноморский завод автомобильных агрегатов (ГРП ЧЗАА) и Пологовский завод «Искра» (ГРП «Искра»). хозрасчетные предприятия.

После банкротства Daewoo Motors в 2001 году «УкрАвто» купила «АвтоЗАЗ» в 2002 году. Все производственные мощности «АвтоЗАЗа» (в первую очередь МеМЗ и Черноморский моторный завод) были преобразованы в ЗАЗ. Компания даже приняла новый логотип. Долю Daewoo (50%) в совместном предприятии в 2003 году купила швейцарская компания Hirsch & CIE. [ нужна ссылка ]

ПАО «ЗАЗ» сейчас единственное предприятие в Украине, имеющее полный цикл производства легковых автомобилей, включающий штамповку, сварку, покраску, кузовное оборудование и сборку автомобилей. На заводе создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство, соответствующее требованиям международного стандарта ISO 9001 версии 2000 года. [ нужна ссылка ]

Первые три символа VIN-кода автомобилей запорожского производства — Y6D. [ нужна ссылка ]

От Эй Джей Куп до Коммунара

[ редактировать ]

Компания, которая стала ЗАЗом, возникла на базе четырех предприятий, основанных немецким предпринимателем Абрамом Й. Купом по производству сельскохозяйственной техники. [ 2 ] Завод был построен для местного промышленника- меннонита Абрама Дж. Купа в 1863 году. Он производил железные детали для ветряных мельниц , жаток , молотилок и плугов . Они были национализированы и перезапущены как государственный завод «Коммунар» , который продолжал производить двадцать четыре типа машин. [ 3 ] первые комбайны появились в 1929 г., к 1952 г. было построено 129 724 комбайна (не считая военных лет). [ 4 ] В 1930 году «Коммунар» приступил к выпуску первого советского комбайна «Коммунар», созданного на базе американского Holt Caterpillar конного комбайна . Производство комбайна позволило Советскому Союзу прекратить импорт комбайнов из-за границы. [ нужна ссылка ]

От комбайнов до автомобилей

[ редактировать ]
Муниципальный комбайн

Проектирование автомобиля, доступного для широкой публики и частично заменившего снятый с производства Москвич 401 , началось в 1956 году. [ 5 ] Следуя растущей тенденции продаж малолитражных автомобилей (на долю которых тогда приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе), министр, отвечающий за Минавтопром (советское автомобильное министерство), выбрал новый Fiat 600 в качестве модели для подражания. [ 5 ] Первый прототип — МЗМА 444 — появился в октябре 1957 года. [ 6 ] Он был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом , который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт ; 17,7 л.с. ) и прослужил всего 30 000 км (19 000 миль) между капитальный ремонт. [ 6 ] В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного Type 1 VW автомобиля привел к предпочтению двигателя с воздушным охлаждением , который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. [ 6 ] Минавтопром , однако, предпочел двигатель мощностью 23 л.с. (17 кВт ; 23 л.с. ). [ 7 ] объемом 746 куб.см (45,5 куб.дюйма) Двигатель V4 , НАМИ-Г, имел дополнительное преимущество: он был разработан для ЛуАЗ-967 . [ 6 ]

Новую машину приняли в производство 28 ноября 1958 года. [ 8 ] название меняется на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. [ 9 ] Запорожский завод пополнился Микояновским дизельстроительным заводом в Мелитополе , входившим в состав комбината «Союздизель» .

Первая машина, получившая название ЗАЗ-965 «Запорожец» , была поставлена ​​12 июня 1959 года. [ 7 ] был одобрен 25 июля 1960 года и поступил в производство 25 октября. [ 7 ] [ 9 ]

После успеха ЗАЗ-965 директор завода Юрий Сорочкин запланировал с передним управлением микроавтобус на платформе ЗАЗ-965 (аналог VW Type 2, построенный на модифицированной платформе Type 1 ) с массой 350 кг (770 фунтов). грузоподъемность, как у ЗАЗ 970. [ 10 ] Сорочкин надеялся захватить рынок компактных внедорожников, которых в Советском Союзе постоянно не хватало. [ 11 ] Прототип проекта был разработан командой под руководством Юрия Данилова , которая впервые начала использовать сталь толщиной 0,7 мм (0,028 дюйма) в Советском Союзе. [ 12 ] Сталь предоставил Запорожский металлургический завод . [ 12 ] Двигатель и трансмиссия были взяты прямо от ЗАЗ-965, что вызывало проблемы с подъемом, поскольку V4 был установлен под задним полом. [ 13 ] В 1962 году было построено три прототипа: фургон с полезной нагрузкой 350 кг (770 фунтов) и высотой 2,5 м. 3 (88 куб. футов), пикап с полезной нагрузкой 400 кг (880 фунтов) и микроавтобус, вмещающий шесть или семь человек плюс 175 кг (386 фунтов); даже полноприводные модели (971, 971B и 971V). Планировались [ 13 ] Ни один не был построен. [ 13 ]

Дальнейший рост в Украине

[ редактировать ]

В 1975 году завод был объединен в холдинг «АвтоЗАЗ» , который в 1990-е годы был преобразован в акционерное общество. В 1986 году ЗАЗ совместно с Comau установил новый производственный комплекс. Ильичевский завод автодеталей (ИЗАА) в одном из крупнейших морских грузовых морских портов на Черном море в Ильичевске В состав холдинга АвтоЗАЗ вошел . Новые переднеприводные автомобили созданы на базе модели 1102 «Таврия» (1989–2007 гг.), оснащены двигателем МеМЗ с водяным охлаждением и передним расположением двигателя и относятся к микроклассу. 1 июня 1994 года завод прекратил выпуск модели ЗАЗ-968М.

Когда «АвтоЗАЗ-Daewoo» в 1998 году было создано совместное предприятие с Daewoo Motors , ЗАЗ был передан новой компании в качестве 50% акций от имени «АвтоЗАЗ». Компания Daewoo Motors сделала крупные инвестиции и наладила производство собственных моделей, сохранив и модернизировав родную марку ЗАЗ. начали собирать CKD- комплекты Daewoo Lanos , Daewoo Nubira и Daewoo Leganza В том же году в Черноморске ; Одновременно началась ЧКД сборка ряда старых моделей ВАЗ .

После банкротства Daewoo Motors в 2001 году корпорация УкрАВТО выкупила холдинг «АвтоЗАЗ» в 2002 году. Все производственные мощности АвтоЗАЗа (в первую очередь МеМЗ и Ильичевский сборочный завод) [ 14 ] были присоединены к ЗАЗу. Компания даже приняла новый логотип. В 2003 году долю Daewoo в совместном предприятии выкупила швейцарская компания Hirsch & CIE .

В конце 2004 года началось серийное производство полностью отечественного ЗАЗ «Ланос» (Т150), теперь ЦКД-комплекты на «Ланос» больше не поставлялись. В 2006 году ЗАЗ достиг соглашения с китайским производителем Chery Automobile о сборке легковых автомобилей из комплектов, а с 2011 года начал полномасштабное производство Chery A13 под собственным брендом ЗАЗ Forza. В том же году производство Chevrolet Aveo (Т250) было перенесено с автозавода ФСО на ЗАЗ.

Указом Президента Украины работники ЗАО «ЗАЗ» награждены Государственными наградами Украины в 2009 году. [ нужна ссылка ]

В первом полугодии 2012 года ЗАЗ выпустил 20 060 автомобилей, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2011 года. [ 15 ] В 2012 году Запорожский автомобилестроительный завод приступил к серийному полномасштабному производству новой модели автомобиля ЗАЗ Вида .

Эпоха «Запорожца»

[ редактировать ]

История производства легковых автомобилей в Запорожье, которая отождествляется с историей украинского автопрома в целом, берет свое начало с 1960 года, когда первый украинский микроавтомобиль - ЗАЗ-965 "Запорожец" с конвейера завода "Коммунар" сошел ( настоящее время ПАО «ЗАЗ»).

Производство серийных машин началось 1 октября 1960 года, и к концу года было выпущено около полутора тысяч «Запорожцев». ЗАЗ-965 «Запорожец» быстро стал популярным. Это стоило сравнительно недорого и было экономично. Эксплуатационный расход топлива составил 7,3 литра на 100 км против 10 литров у « Москвича-402 » или « Москвича-407 ». Полноценный 4-местный автомобиль был компактным и маневренным: его длина составляла 3,33 м, а радиус поворота за колеей внешнего колеса — 5 м. Независимая подвеска всех колес, плавная, без тоннеля для «кардана», днище, 20-сантиметровый клиренс задней оси обеспечивали хорошую проходимость. Были, конечно, недостатки. Например, шум, который часто раздражал задних пассажиров. Двери открывались по старинке, против хода, и могли при случайном открытии на ходу стать парусом, который легко мог сбить машину с дороги. Неудачным с точки зрения пожарной безопасности оказалось расположение бензобака перед корпусом.

Многих автолюбителей не устраивала недостаточная мощность двигателя, а значит – слабая динамика «Запорожца». Поэтому в октябре 1962 года началось производство модернизированного ЗАЗ-965А. Объем двигателя увеличился с 746 до 887 см. 3 соответственно мощность увеличилась с 22 до 27 л.с. Возросла и максимальная скорость – с 80 до 90 км/ч. Эту машину выпускали до 1969 года. Когда в сентябре 1993 года отмечалось 130-летие завода, праздничный кортеж открывал один из первых «запорожцев», украшенный транспарантом с номером 332 106. Именно такое количество машин выпускался в годы выпуска – с 1960 по 1969 год. В 1961 году конструкторы ЗАЗа приступили к разработке автомобиля ЗАЗ-966 с новым кузовом. Однако его производство затянулось по вине союзного руководства, возможно, по экономическим причинам – ставить на конвейер новую модель всего через год после выпуска предыдущей считалось нецелесообразным. Поэтому ЗАЗ-966 был выпущен лишь шесть лет спустя. Его двигатель также располагался сзади. Изначально это был 30-сильный МеМЗ-966А, который устанавливался на последние модификации «горбатого» предшественника. Затем появился 40-сильный МеМЗ-966В, позволявший машине разгоняться до 120 км/ч на прямой дороге. Однако на практике не каждый мог развить такую ​​скорость, а штрафы за превышение скорости «Запорожца» были настолько редки, что само по себе такое событие рассматривалось как тема, достойная шутки.

С 1969 года на базе модели ЗАЗ-966 стали выпускать ЗАЗ-968 с новым двигателем и некоторыми небольшими изменениями. С 1975 года в одном кузове — ЗАЗ-968А. Он отличался новой тормозной системой, улучшенными передними сиденьями и замком зажигания с противоугонным устройством. До ЗАЗ-968А в 1972 году была слегка модернизированная модель ЗАЗ-968 – у нее не было декоративной панели на передней части кузова, стоял новый агрегат. Более серьезная переработка ждала модель в 1979–1980 годах.

ЗАЗ-968М стал не только последним отечественным автомобилем с задним расположением двигателя, но и самым долговечным, поскольку выпускался до 1994 года. Но он получил новую линейку двигателей: более мощные МеМЗ-968 ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968М. 968 БЭ (50 л.с.).

Всего (с 1960 по 1994 год) 3 422 444 автомобиля «Запорожец» в Запорожье и двигатели воздушного охлаждения в Мелитополе было изготовлено .

Эпоха «Таврии»

[ редактировать ]

История « Таврии » интересна и разнообразна, ведь нынешнему автомобилю предшествовало множество различных прототипов, некоторые из которых навсегда остались в виде моделей, пылившихся в конструкторских бюро ЗАЗ, а другие были воплощены в металле и когда-то прошел ходовые испытания.

Первым концептуальным вариантом, покинувшим завод самостоятельно, стал переднеприводный ЗАЗ-1102 «Таврия» образца 1970 года, разработанный группой специалистов «Коммунара» под руководством главного конструктора Стешенко. Однако испытания выявили множество конструктивных недостатков, определивших музейную судьбу этого автомобиля.

В 1973 году были подготовлены еще две экспериментальные модели — 3-дверный хэтчбек и 4-дверный седан , которым также не удалось достичь уровня серийного автомобиля. Следующими этапами эволюции ЗАЗ-1102 «Таврия» стали переднеприводный прототип 1974 года с элегантным кузовом седана и полноприводная версия модели 1976 года с вполне современной на то время внешностью.

Конструкторам завода «Коммунар» потребовалось немало времени, чтобы подготовить и запустить в серийное производство в 1988 году окончательный вариант ЗАЗ-1102 «Таврия». В 1991 году, через три года после начала производства, автомобиль прошел рестайлинг, в ходе которого изменилась форма передних крыльев и элементов интерьера. Для удешевления автомобиля были предприняты попытки перейти с дорогой передней чешской оптики на отечественную. Прекращение производства грозило «Таврии» в середине 1990-х годов, поскольку у покупателей не было денег на новую машину. А качество продукции ЗАЗа сильно хромало: это касалось как самого производства, так и комплектующих. Но несмотря на трудные времена в 1995 году завод подготовил к производству новую модель на базе «Таврии» — пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана», выпускавшийся до 1997 года.

С 1994 года введена новая схема включения электровентилятора и изменена конструкция полуосей. Но внедрение местных украинских комплектующих негативно сказалось на общем качестве моделей, особенно после 1992 года.

После основания СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» в 1998 году, некоторой модернизации структуры и насыщения рынка импортными (корейскими) комплектующими появилась надежда на восстановление качества автомобиля. В 1998 году в производстве еще находились так называемые «переходные образцы», комплектация которых может не соответствовать заявленной.

Осенью 1995 года была представлена ​​ЗАЗ-1103 Славута — пятидверный лифтбек на базе «Таврии». В 1999 году началось его серийное производство.

«АвтоЗАЗ-Дэу»

[ редактировать ]

В 1998 году было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранными инвестициями в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo». Освоено производство качественно нового автомобиля ЗАЗ-110206 «Таврия-Нова». На Черноморском автосборочном заводе завершены работы по подготовке производства и начата масштабная сборка автомобилей европейского уровня Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.

Благодаря финансовой поддержке иностранного партнера, новым технологиям, уникальным системам контроля качества, инженерным разработкам, которые были внедрены вместе с инвестициями, а также последовательной помощи государства, для Запорожского завода начался новый исторический этап. В 1999 году корпорации «УкрАвто» были переданы функции управления государственным пакетом акций завода. В 2002 году Корпорация «УкрАвто» стала владельцем государственного пакета акций Запорожского автомобильного завода (более 82% акций ОАО «АвтоЗАЗ», которому, в свою очередь, принадлежит 50% акций ЗАО «ЗАЗ») и получила право управления предприятием и , в частности, его производственные программы. В январе 2003 года предприятие было переименовано в Запорожский автомобильный завод.

В 1998–2003 годах компания претерпела глубокие структурные изменения в соответствии с новыми мировыми стандартами. организованный контроль качества продукции, соответствующей международным стандартам; автосборочном заводе началось производство автомобилей Daewoo на Черноморском ; после модернизации на главном заводе в Запорожье возобновилось производство качественно новой Таврии; изменилась административная и кадровая политика. Этот период также ознаменовался значительными изменениями в стратегии, открыл новые перспективы и возможности сотрудничества с гигантами мирового автобизнеса — DaimlerChrysler , General Motors , Opel , Renault и другими, что позволило реализовать инвестиционные проекты по организации полномасштабных продукция ведущих мировых брендов.

ПАО "ЗАЗ"

[ редактировать ]

В 2003 году завод сменил форму собственности и стал Закрытым акционерным обществом с иностранными инвестициями «Запорожский автомобильный завод».

Также в 2003 году было заключено генеральное дистрибьюторское соглашение между Корпорацией «УкрАвто» (в лице одного из ее подразделений — «УкрАвтоЗАЗ-Сервис»), Запорожским автомобильным заводом и немецкой компанией Adam Opel GmbH (европейское представительство GMC). Opel выступил производственным партнером ЗАЗ и УкрАвто, предоставив инвестиции для развития крупно- и мелкосерийного производства автомобилей своего модельного ряда.

В том же году швейцарская финансово-инвестиционная компания Hirsch & Cie приобрела 50% акций ЗАЗ, принадлежащих Daewoo Motors.

серийное производство Opel Astra В 2004 году началось Classic.

В 2005 году на Запорожском автозаводе началось полномасштабное производство Daewoo Lanos.

Корпорация "УкрАвто" стала основным акционером флагмана польского автопрома - завода ФСО. Автомобиль Chevrolet Lanos производства Запорожского автозавода экспортировался в Россию.

В 2005 году конструкторы ЗАЗа разработали ЗАЗ Lanos Pickup.

В 2005 году завод выпустил 148 163 автомобиля, в 2006 году – 193 113. [ 16 ]

В 2006 году было начато производство автобусов I-VAN на базе платформы известной индийской компании TATA.

В 2010 году началось производство автобусов ЗАЗ А10 с несущим кузовом и агрегатами ведущих европейских компаний.

10 сентября 2010 г. - ЗАЗ Lanos Электро фургон [ 17 ] а автобусы ЗАЗ-А10С31 и ЗАЗ-А10Л50 были представлены на автосалоне 2010 в Киеве. [ 18 ]

В 2011 году началось производство новой модели – ЗАЗ Forza .

В 2011 году ПАО «ЗАЗ» выпустило 60 862 автомобиля, что на 33,9% больше, чем в 2010 году (45 465), при этом более 50% автомобилей выпущено на экспорт.

ЗАЗ и его репутация

[ редактировать ]
Марка СССР 1971 года.

Продукция ЗАЗ никогда не пользовалась большим уважением у советских граждан. Фактически, первоначальной миссией ЗАЗ было создание «народного автомобиля», почти как . первоначальная миссия Volkswagen В мае 2009 года ЗАЗ выиграл международный тендер на производство автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. [ 19 ]

Автомобили

[ редактировать ]
  • Запорожцы
    • 965 Zaporozhets (1960–1962) city car
      • 965P Запорожцы
    • 965A Zaporozhets (1962–1969) city car
      • 965AE Ялта
    • 966 Zaporozhets (1967–1971) subcompact
    • 968 Zaporozhets (1972–1978) subcompact
    • 968A Zaporozhets (1974–1980) subcompact
    • 968M Zaporozhets (1980–1994) subcompact
      • 968MP Zaporozhets
  • Таврия
    • 1102 Таврия (1989–1997) хэтчбек
      • 1105 дней
    • 1102 Таврия Нова (1998–2007) хэтчбек
      • 11055 Таврия Пикап
    • 1103 Славута (1998–2011) лифтбек

Автобусы

[ редактировать ]
  • Микроавтобусы
    • А07 I-VAN (2005–2020) микроавтобус
    • Микроавтобусы А08 (2020 – настоящее время)
  • Мидибусы
    • А07А1 И-ВАН (2006-2021)
    • Мидиавтобус A10 (2008 – настоящее время)
      • A10C Город
      • А10Л Люкс

Концепции и прототипы

[ редактировать ]
  • 970 (1961)
  • 971 (1962)
  • 967 (1965)
  • 1902 (1977)
  • 2301 Сила (1995)

Полная разборная сборка

[ редактировать ]

Переименованная продукция, выпускаемая на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ):

Выполнено на Ильичевском заводе автодеталей (ИЗАА): [ 23 ] [ 24 ]

Вид с воздуха на IZAA
Сборка Kia Cerato на IZAA
Грузовик ТАТА ЛПТ-613
Грузовик ТАТА ЛПТ-613 собирают на Мелитопольском моторном заводе


Бывшая продукция, выпускавшаяся на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ): [ 23 ] [ 26 ]


Текущая продукция, производимая на Мелитопольском моторном заводе (МеМЗ):

Производственная мощность

[ редактировать ]
  • 1998 — 24,000
  • 1999 — 6,000▼
  • 2000 — 11,700▲
  • 2001 — 14,800▲
  • 2002 — 23,800▲
  • 2003 — 69,600▲
  • 2004 — 126,000▲
  • 2005 — 148,163▲
  • 2006 — 193,113▲
  • 2007 — 282,300▲
  • 2008 — 257,600▼
  • 2009 — 46,180▼
  • 2010 — 45,465▼
  • 2011 — 60,862▲
  • 2012 — 42,700▼
  • 2013 — 50,400▲
  • 2014 — 13,100▼
  • 2015 — 3,937▼
  • 2016 — 526▼
  • 2017 — 1,674▲
  • 2018 — 131▼
  • 2019 ---
  • 2020 --- 885▲

Сборка в других странах

[ редактировать ]

В настоящее время выпускаются автомобили и автобусы под маркой ЗАЗ.

[ редактировать ]

Старые модели

[ редактировать ]
  1. ^ "История АвтоЗАЗа (ВИДЕО) - Новости Запорожья golos.zp.ua" (in Russian) . Retrieved 2021-05-19 .
  2. ^ Томпсон, Энди. Автомобили Советского Союза (Haynes Publishing, Сомерсет, Великобритания, 2008), стр.88.
  3. ^ Томпсон, стр.87.
  4. ^ Томпсон, стр.88.
  5. ^ Jump up to: а б Томпсон, стр. 88-89.
  6. ^ Jump up to: а б с д Томпсон, стр.89.
  7. ^ Jump up to: а б с Томпсон, стр.92.
  8. ^ Томпсон, стр.90.
  9. ^ Jump up to: а б "ZAZ-965/965A" (in Russian). Avtolegendy SSSR, Nr. 17. DeAgostini 2009. ISSN   2071-095X .
  10. ^ Томпсон, стр. 205-207.
  11. ^ Томпсон, стр.205.
  12. ^ Jump up to: а б Томпсон, стр.206.
  13. ^ Jump up to: а б с Томпсон, стр.207.
  14. ^ "История бренда TATA - Центр коммерческой техники" (in Russian). Центр коммерческой техники. Archived из original на 20 December 2010 . Retrieved 25 апреля 2011 .
  15. ^ «Итоги первого полугодия 2012 года» . АвтоЗАЗ.com. 9 июля 2012 г.
  16. ^ "Запорожский автомобильный завод: вчера, сегодня, завтра | Статьи | Главная | Научно-культурологический журнал" . www.relga.ru . Retrieved 2021-05-19 .
  17. ^ "| МедиаПорт" . www.mediaport.ua . Проверено 19 мая 2021 г.
  18. ^ "Столичное Автошоу 2010: "ЗАЗ" показал новые модели автобусов. Столичное автошоу. Новости. AUTOCENTRE.UA - Автомобильный портал. АвтоБазар, Автоцентр, Новости" . 2012-03-15. Archived from the original on 2012-03-15 . Retrieved 2021-05-19 .
  19. ^ «Знакомьтесь, Запорожец — легенда на колесах» . КиевПочта.com. 19 апреля 2012 г.
  20. ^ «Корпорация «УкрАвто» и ЗАО «ЗАЗ» начинают полномасштабное производство автомобиля «Ланос» . АвтоЗАЗ.com. 15 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 27 января 2005 г.
  21. ^ Запорожский автозавод определился с названием для новой модели (на русском языке). Автоцентр.ua. 12 декабря 2011 г.
  22. ^ "Появились первые фото ЗАЗ Vida" (in Russian). Autocentre.ua. 24 January 2012.
  23. ^ Jump up to: а б Оценка уровня специализации продукции предприятия зао "ЗАЗ" (PDF) (в Украину). Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, Киев. p. 5.
  24. ^ «Управление качеством» . АвтоЗАЗ.com. 12 ноября 2006 г. Проверено 14 октября 2011 г.
  25. ^ "История марки ЗАЗ" . Avtomobilisty.ucoz.ru . Retrieved 9 August 2012 .
  26. ^ "ЗАЗ готов к выпуску в полной комплектации автомобилей "Опель Астра"" . АвтоЗАЗ.com. 3 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2004 г.
  27. ^ Jump up to: а б "Запорожцы заговорили по-немецки" . Tavria.org.ua. 3 April 2002.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5c168e889d215c99b40b1a9995d1f3c__1722831480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/3c/a5c168e889d215c99b40b1a9995d1f3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ZAZ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)