ЗАЗ
![]() | |
ЗАЗ factory в Запорожье | |
Тип компании | Дочерняя компания |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1923 год |
Основатель | Авраам Дж. Куп |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | Международный |
Продукты | Легковые автомобили, микроавтобусы, автобусы |
Доход | ![]() |
![]() | |
Родитель | УкрАВТО |
Веб-сайт | avtozaz.com |
ZAZ or Zaporizhzhia Automobile Building Plant ( Ukrainian : ЗАЗ, Запорізький автомобілебудівний завод , Zaporiz'kyi avtomobilebudivnyi zavod or Zaporiz'kyi avtozavod ) is the main automobile manufacturer of Ukraine , based in the south-eastern city of Zaporizhzhia . It also produces buses and trucks and is known for its former parent company's name, AvtoZAZ .
История
[ редактировать ]Датой основания завода принято считать 1863 год. В 1908 году было основано предприятие, впоследствии ставшее Мелитопольским моторным заводом (МеМЗ). В 1923 году бывший завод «Абрам Куп» был переименован в «Коммунар». В 1960 году Мелитопольский моторный завод начал поставлять свои двигатели Запорожскому автомобильному заводу. С 1975 года МеМЗ вошел в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Сегодня это один из структурных элементов ПАО «ЗАЗ». В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля – ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «горбатый Запорожец». [ 1 ]
СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ» (с января 2003 года — ЗАО «ЗАЗ») в форме закрытого акционерного общества создано 15 апреля 1998 года на производственной базе ОАО «Автозаз». Уставный капитал сформирован за счет вкладов учредителей: от ОАО "Автозаз" - имущества в сумме, эквивалентной 150 долларам США; от Daewoo Motors — $150 млн. В состав СП помимо основного предприятия в Запорожье вошли также Мелитопольский моторный завод (ГРЗ «АвтоЗАЗ-Мотор»), Черноморский завод автомобильных агрегатов (ГРП ЧЗАА) и Пологовский завод «Искра» (ГРП «Искра»). хозрасчетные предприятия.
После банкротства Daewoo Motors в 2001 году «УкрАвто» купила «АвтоЗАЗ» в 2002 году. Все производственные мощности «АвтоЗАЗа» (в первую очередь МеМЗ и Черноморский моторный завод) были преобразованы в ЗАЗ. Компания даже приняла новый логотип. Долю Daewoo (50%) в совместном предприятии в 2003 году купила швейцарская компания Hirsch & CIE. [ нужна ссылка ]
ПАО «ЗАЗ» сейчас единственное предприятие в Украине, имеющее полный цикл производства легковых автомобилей, включающий штамповку, сварку, покраску, кузовное оборудование и сборку автомобилей. На заводе создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство, соответствующее требованиям международного стандарта ISO 9001 версии 2000 года. [ нужна ссылка ]
Первые три символа VIN-кода автомобилей запорожского производства — Y6D. [ нужна ссылка ]
От Эй Джей Куп до Коммунара
[ редактировать ]Компания, которая стала ЗАЗом, возникла на базе четырех предприятий, основанных немецким предпринимателем Абрамом Й. Купом по производству сельскохозяйственной техники. [ 2 ] Завод был построен для местного промышленника- меннонита Абрама Дж. Купа в 1863 году. Он производил железные детали для ветряных мельниц , жаток , молотилок и плугов . Они были национализированы и перезапущены как государственный завод «Коммунар» , который продолжал производить двадцать четыре типа машин. [ 3 ] первые комбайны появились в 1929 г., к 1952 г. было построено 129 724 комбайна (не считая военных лет). [ 4 ] В 1930 году «Коммунар» приступил к выпуску первого советского комбайна «Коммунар», созданного на базе американского Holt Caterpillar конного комбайна . Производство комбайна позволило Советскому Союзу прекратить импорт комбайнов из-за границы. [ нужна ссылка ]
От комбайнов до автомобилей
[ редактировать ]
Проектирование автомобиля, доступного для широкой публики и частично заменившего снятый с производства Москвич 401 , началось в 1956 году. [ 5 ] Следуя растущей тенденции продаж малолитражных автомобилей (на долю которых тогда приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе), министр, отвечающий за Минавтопром (советское автомобильное министерство), выбрал новый Fiat 600 в качестве модели для подражания. [ 5 ] Первый прототип — МЗМА 444 — появился в октябре 1957 года. [ 6 ] Он был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом , который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт ; 17,7 л.с. ) и прослужил всего 30 000 км (19 000 миль) между капитальный ремонт. [ 6 ] В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного Type 1 VW автомобиля привел к предпочтению двигателя с воздушным охлаждением , который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. [ 6 ] Минавтопром , однако, предпочел двигатель мощностью 23 л.с. (17 кВт ; 23 л.с. ). [ 7 ] объемом 746 куб.см (45,5 куб.дюйма) Двигатель V4 , НАМИ-Г, имел дополнительное преимущество: он был разработан для ЛуАЗ-967 . [ 6 ]
Новую машину приняли в производство 28 ноября 1958 года. [ 8 ] название меняется на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. [ 9 ] Запорожский завод пополнился Микояновским дизельстроительным заводом в Мелитополе , входившим в состав комбината «Союздизель» .
Первая машина, получившая название ЗАЗ-965 «Запорожец» , была поставлена 12 июня 1959 года. [ 7 ] был одобрен 25 июля 1960 года и поступил в производство 25 октября. [ 7 ] [ 9 ]
После успеха ЗАЗ-965 директор завода Юрий Сорочкин запланировал с передним управлением микроавтобус на платформе ЗАЗ-965 (аналог VW Type 2, построенный на модифицированной платформе Type 1 ) с массой 350 кг (770 фунтов). грузоподъемность, как у ЗАЗ 970. [ 10 ] Сорочкин надеялся захватить рынок компактных внедорожников, которых в Советском Союзе постоянно не хватало. [ 11 ] Прототип проекта был разработан командой под руководством Юрия Данилова , которая впервые начала использовать сталь толщиной 0,7 мм (0,028 дюйма) в Советском Союзе. [ 12 ] Сталь предоставил Запорожский металлургический завод . [ 12 ] Двигатель и трансмиссия были взяты прямо от ЗАЗ-965, что вызывало проблемы с подъемом, поскольку V4 был установлен под задним полом. [ 13 ] В 1962 году было построено три прототипа: фургон с полезной нагрузкой 350 кг (770 фунтов) и высотой 2,5 м. 3 (88 куб. футов), пикап с полезной нагрузкой 400 кг (880 фунтов) и микроавтобус, вмещающий шесть или семь человек плюс 175 кг (386 фунтов); даже полноприводные модели (971, 971B и 971V). Планировались [ 13 ] Ни один не был построен. [ 13 ]
Дальнейший рост в Украине
[ редактировать ]В 1975 году завод был объединен в холдинг «АвтоЗАЗ» , который в 1990-е годы был преобразован в акционерное общество. В 1986 году ЗАЗ совместно с Comau установил новый производственный комплекс. Ильичевский завод автодеталей (ИЗАА) в одном из крупнейших морских грузовых морских портов на Черном море в Ильичевске В состав холдинга АвтоЗАЗ вошел . Новые переднеприводные автомобили созданы на базе модели 1102 «Таврия» (1989–2007 гг.), оснащены двигателем МеМЗ с водяным охлаждением и передним расположением двигателя и относятся к микроклассу. 1 июня 1994 года завод прекратил выпуск модели ЗАЗ-968М.
Когда «АвтоЗАЗ-Daewoo» в 1998 году было создано совместное предприятие с Daewoo Motors , ЗАЗ был передан новой компании в качестве 50% акций от имени «АвтоЗАЗ». Компания Daewoo Motors сделала крупные инвестиции и наладила производство собственных моделей, сохранив и модернизировав родную марку ЗАЗ. начали собирать CKD- комплекты Daewoo Lanos , Daewoo Nubira и Daewoo Leganza В том же году в Черноморске ; Одновременно началась ЧКД сборка ряда старых моделей ВАЗ .
После банкротства Daewoo Motors в 2001 году корпорация УкрАВТО выкупила холдинг «АвтоЗАЗ» в 2002 году. Все производственные мощности АвтоЗАЗа (в первую очередь МеМЗ и Ильичевский сборочный завод) [ 14 ] были присоединены к ЗАЗу. Компания даже приняла новый логотип. В 2003 году долю Daewoo в совместном предприятии выкупила швейцарская компания Hirsch & CIE .
В конце 2004 года началось серийное производство полностью отечественного ЗАЗ «Ланос» (Т150), теперь ЦКД-комплекты на «Ланос» больше не поставлялись. В 2006 году ЗАЗ достиг соглашения с китайским производителем Chery Automobile о сборке легковых автомобилей из комплектов, а с 2011 года начал полномасштабное производство Chery A13 под собственным брендом ЗАЗ Forza. В том же году производство Chevrolet Aveo (Т250) было перенесено с автозавода ФСО на ЗАЗ.
Указом Президента Украины работники ЗАО «ЗАЗ» награждены Государственными наградами Украины в 2009 году. [ нужна ссылка ]
В первом полугодии 2012 года ЗАЗ выпустил 20 060 автомобилей, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2011 года. [ 15 ] В 2012 году Запорожский автомобилестроительный завод приступил к серийному полномасштабному производству новой модели автомобиля ЗАЗ Вида .
Эпоха «Запорожца»
[ редактировать ]История производства легковых автомобилей в Запорожье, которая отождествляется с историей украинского автопрома в целом, берет свое начало с 1960 года, когда первый украинский микроавтомобиль - ЗАЗ-965 "Запорожец" с конвейера завода "Коммунар" сошел ( настоящее время ПАО «ЗАЗ»).
Производство серийных машин началось 1 октября 1960 года, и к концу года было выпущено около полутора тысяч «Запорожцев». ЗАЗ-965 «Запорожец» быстро стал популярным. Это стоило сравнительно недорого и было экономично. Эксплуатационный расход топлива составил 7,3 литра на 100 км против 10 литров у « Москвича-402 » или « Москвича-407 ». Полноценный 4-местный автомобиль был компактным и маневренным: его длина составляла 3,33 м, а радиус поворота за колеей внешнего колеса — 5 м. Независимая подвеска всех колес, плавная, без тоннеля для «кардана», днище, 20-сантиметровый клиренс задней оси обеспечивали хорошую проходимость. Были, конечно, недостатки. Например, шум, который часто раздражал задних пассажиров. Двери открывались по старинке, против хода, и могли при случайном открытии на ходу стать парусом, который легко мог сбить машину с дороги. Неудачным с точки зрения пожарной безопасности оказалось расположение бензобака перед корпусом.
Многих автолюбителей не устраивала недостаточная мощность двигателя, а значит – слабая динамика «Запорожца». Поэтому в октябре 1962 года началось производство модернизированного ЗАЗ-965А. Объем двигателя увеличился с 746 до 887 см. 3 соответственно мощность увеличилась с 22 до 27 л.с. Возросла и максимальная скорость – с 80 до 90 км/ч. Эту машину выпускали до 1969 года. Когда в сентябре 1993 года отмечалось 130-летие завода, праздничный кортеж открывал один из первых «запорожцев», украшенный транспарантом с номером 332 106. Именно такое количество машин выпускался в годы выпуска – с 1960 по 1969 год. В 1961 году конструкторы ЗАЗа приступили к разработке автомобиля ЗАЗ-966 с новым кузовом. Однако его производство затянулось по вине союзного руководства, возможно, по экономическим причинам – ставить на конвейер новую модель всего через год после выпуска предыдущей считалось нецелесообразным. Поэтому ЗАЗ-966 был выпущен лишь шесть лет спустя. Его двигатель также располагался сзади. Изначально это был 30-сильный МеМЗ-966А, который устанавливался на последние модификации «горбатого» предшественника. Затем появился 40-сильный МеМЗ-966В, позволявший машине разгоняться до 120 км/ч на прямой дороге. Однако на практике не каждый мог развить такую скорость, а штрафы за превышение скорости «Запорожца» были настолько редки, что само по себе такое событие рассматривалось как тема, достойная шутки.
С 1969 года на базе модели ЗАЗ-966 стали выпускать ЗАЗ-968 с новым двигателем и некоторыми небольшими изменениями. С 1975 года в одном кузове — ЗАЗ-968А. Он отличался новой тормозной системой, улучшенными передними сиденьями и замком зажигания с противоугонным устройством. До ЗАЗ-968А в 1972 году была слегка модернизированная модель ЗАЗ-968 – у нее не было декоративной панели на передней части кузова, стоял новый агрегат. Более серьезная переработка ждала модель в 1979–1980 годах.
ЗАЗ-968М стал не только последним отечественным автомобилем с задним расположением двигателя, но и самым долговечным, поскольку выпускался до 1994 года. Но он получил новую линейку двигателей: более мощные МеМЗ-968 ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968М. 968 БЭ (50 л.с.).
Всего (с 1960 по 1994 год) 3 422 444 автомобиля «Запорожец» в Запорожье и двигатели воздушного охлаждения в Мелитополе было изготовлено .
Эпоха «Таврии»
[ редактировать ]История « Таврии » интересна и разнообразна, ведь нынешнему автомобилю предшествовало множество различных прототипов, некоторые из которых навсегда остались в виде моделей, пылившихся в конструкторских бюро ЗАЗ, а другие были воплощены в металле и когда-то прошел ходовые испытания.
Первым концептуальным вариантом, покинувшим завод самостоятельно, стал переднеприводный ЗАЗ-1102 «Таврия» образца 1970 года, разработанный группой специалистов «Коммунара» под руководством главного конструктора Стешенко. Однако испытания выявили множество конструктивных недостатков, определивших музейную судьбу этого автомобиля.
В 1973 году были подготовлены еще две экспериментальные модели — 3-дверный хэтчбек и 4-дверный седан , которым также не удалось достичь уровня серийного автомобиля. Следующими этапами эволюции ЗАЗ-1102 «Таврия» стали переднеприводный прототип 1974 года с элегантным кузовом седана и полноприводная версия модели 1976 года с вполне современной на то время внешностью.
Конструкторам завода «Коммунар» потребовалось немало времени, чтобы подготовить и запустить в серийное производство в 1988 году окончательный вариант ЗАЗ-1102 «Таврия». В 1991 году, через три года после начала производства, автомобиль прошел рестайлинг, в ходе которого изменилась форма передних крыльев и элементов интерьера. Для удешевления автомобиля были предприняты попытки перейти с дорогой передней чешской оптики на отечественную. Прекращение производства грозило «Таврии» в середине 1990-х годов, поскольку у покупателей не было денег на новую машину. А качество продукции ЗАЗа сильно хромало: это касалось как самого производства, так и комплектующих. Но несмотря на трудные времена в 1995 году завод подготовил к производству новую модель на базе «Таврии» — пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана», выпускавшийся до 1997 года.
С 1994 года введена новая схема включения электровентилятора и изменена конструкция полуосей. Но внедрение местных украинских комплектующих негативно сказалось на общем качестве моделей, особенно после 1992 года.
После основания СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» в 1998 году, некоторой модернизации структуры и насыщения рынка импортными (корейскими) комплектующими появилась надежда на восстановление качества автомобиля. В 1998 году в производстве еще находились так называемые «переходные образцы», комплектация которых может не соответствовать заявленной.
Осенью 1995 года была представлена ЗАЗ-1103 Славута — пятидверный лифтбек на базе «Таврии». В 1999 году началось его серийное производство.
«АвтоЗАЗ-Дэу»
[ редактировать ]В 1998 году было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранными инвестициями в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo». Освоено производство качественно нового автомобиля ЗАЗ-110206 «Таврия-Нова». На Черноморском автосборочном заводе завершены работы по подготовке производства и начата масштабная сборка автомобилей европейского уровня Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
Благодаря финансовой поддержке иностранного партнера, новым технологиям, уникальным системам контроля качества, инженерным разработкам, которые были внедрены вместе с инвестициями, а также последовательной помощи государства, для Запорожского завода начался новый исторический этап. В 1999 году корпорации «УкрАвто» были переданы функции управления государственным пакетом акций завода. В 2002 году Корпорация «УкрАвто» стала владельцем государственного пакета акций Запорожского автомобильного завода (более 82% акций ОАО «АвтоЗАЗ», которому, в свою очередь, принадлежит 50% акций ЗАО «ЗАЗ») и получила право управления предприятием и , в частности, его производственные программы. В январе 2003 года предприятие было переименовано в Запорожский автомобильный завод.
В 1998–2003 годах компания претерпела глубокие структурные изменения в соответствии с новыми мировыми стандартами. организованный контроль качества продукции, соответствующей международным стандартам; автосборочном заводе началось производство автомобилей Daewoo на Черноморском ; после модернизации на главном заводе в Запорожье возобновилось производство качественно новой Таврии; изменилась административная и кадровая политика. Этот период также ознаменовался значительными изменениями в стратегии, открыл новые перспективы и возможности сотрудничества с гигантами мирового автобизнеса — DaimlerChrysler , General Motors , Opel , Renault и другими, что позволило реализовать инвестиционные проекты по организации полномасштабных продукция ведущих мировых брендов.
ПАО "ЗАЗ"
[ редактировать ]В 2003 году завод сменил форму собственности и стал Закрытым акционерным обществом с иностранными инвестициями «Запорожский автомобильный завод».
Также в 2003 году было заключено генеральное дистрибьюторское соглашение между Корпорацией «УкрАвто» (в лице одного из ее подразделений — «УкрАвтоЗАЗ-Сервис»), Запорожским автомобильным заводом и немецкой компанией Adam Opel GmbH (европейское представительство GMC). Opel выступил производственным партнером ЗАЗ и УкрАвто, предоставив инвестиции для развития крупно- и мелкосерийного производства автомобилей своего модельного ряда.
В том же году швейцарская финансово-инвестиционная компания Hirsch & Cie приобрела 50% акций ЗАЗ, принадлежащих Daewoo Motors.
серийное производство Opel Astra В 2004 году началось Classic.
В 2005 году на Запорожском автозаводе началось полномасштабное производство Daewoo Lanos.
Корпорация "УкрАвто" стала основным акционером флагмана польского автопрома - завода ФСО. Автомобиль Chevrolet Lanos производства Запорожского автозавода экспортировался в Россию.
В 2005 году конструкторы ЗАЗа разработали ЗАЗ Lanos Pickup.
В 2005 году завод выпустил 148 163 автомобиля, в 2006 году – 193 113. [ 16 ]
В 2006 году было начато производство автобусов I-VAN на базе платформы известной индийской компании TATA.
В 2010 году началось производство автобусов ЗАЗ А10 с несущим кузовом и агрегатами ведущих европейских компаний.
10 сентября 2010 г. - ЗАЗ Lanos Электро фургон [ 17 ] а автобусы ЗАЗ-А10С31 и ЗАЗ-А10Л50 были представлены на автосалоне 2010 в Киеве. [ 18 ]
В 2011 году началось производство новой модели – ЗАЗ Forza .
В 2011 году ПАО «ЗАЗ» выпустило 60 862 автомобиля, что на 33,9% больше, чем в 2010 году (45 465), при этом более 50% автомобилей выпущено на экспорт.
ЗАЗ и его репутация
[ редактировать ]
Продукция ЗАЗ никогда не пользовалась большим уважением у советских граждан. Фактически, первоначальной миссией ЗАЗ было создание «народного автомобиля», почти как . первоначальная миссия Volkswagen В мае 2009 года ЗАЗ выиграл международный тендер на производство автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. [ 19 ]
Модели
[ редактировать ]Автомобили
[ редактировать ]- Запорожцы
- 965 Zaporozhets (1960–1962) city car
- 965P Запорожцы
- 965A Zaporozhets (1962–1969) city car
- 965AE Ялта
- 966 Zaporozhets (1967–1971) subcompact
- 968 Zaporozhets (1972–1978) subcompact
- 968A Zaporozhets (1974–1980) subcompact
- 968M Zaporozhets (1980–1994) subcompact
- 968MP Zaporozhets
- 965 Zaporozhets (1960–1962) city car
- Таврия
- 1102 Таврия (1989–1997) хэтчбек
- 1105 дней
- 1102 Таврия Нова (1998–2007) хэтчбек
- 11055 Таврия Пикап
- 1103 Славута (1998–2011) лифтбек
- 1102 Таврия (1989–1997) хэтчбек
Автобусы
[ редактировать ]- Микроавтобусы
- А07 I-VAN (2005–2020) микроавтобус
- Микроавтобусы А08 (2020 – настоящее время)
- Мидибусы
- А07А1 И-ВАН (2006-2021)
- Мидиавтобус A10 (2008 – настоящее время)
- A10C Город
- А10Л Люкс
Концепции и прототипы
[ редактировать ]- 970 (1961)
- 971 (1962)
- 967 (1965)
- 1902 (1977)
- 2301 Сила (1995)
Полная разборная сборка
[ редактировать ]Переименованная продукция, выпускаемая на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ):
- Daewoo Lanos T100 как ЗАЗ L1300 (2000–2001)
- Daewoo Lanos T100 как ЗАЗ Сенс (2002–2007)
- Daewoo Lanos T100 и ЗАЗ Lanos (2005–2007 гг.) [ 20 ]
- Daewoo Lanos T150 как ЗАЗ Сенс (2007–2017)
- Daewoo Lanos T150 как ЗАЗ Lanos (2007–2017)
- Chery A13 как ЗАЗ Forza (2010–2014)
- Chevrolet Aveo в роли ЗАЗ Вида (2012–2014) [ 21 ] [ 22 ]
Выполнено на Ильичевском заводе автодеталей (ИЗАА): [ 23 ] [ 24 ]


- Daewoo Lanos (1998–2005) (модель Т100)
- Дэу Нубира (1998–2001)
- Дэу Леганза (1998–2001)
- Дэу Сенс (2002–2005 гг.)
- Chevrolet Lacetti (2003 г. – неизвестно) (модель J200)
- Chevrolet Aveo (2004 г. – неизвестно) (модель T200)
- Шевроле Каптива (2005 – неизвестно)
- Chevrolet Epica (2005 – неизвестно)
- Шевроле Эванда (2005 – неизвестно) [ 25 ]
- Daewoo Tacuma (2005 – неизвестно)
- Chevrolet Aveo (2006 г. – неизвестно) (модель T250)
- Киа Церато (год неизвестен)
- Киа Магентис (годы неизвестны)
- Киа Мохаве (годы неизвестны)
- Киа Пиканто (год неизвестен)
- Киа Рио (год неизвестен)
- Киа Соренто (год неизвестен)
Бывшая продукция, выпускавшаяся на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ): [ 23 ] [ 26 ]
- Мерседес-Бенц Е-Класс (2002–2006) [ 27 ]
- Мерседес-Бенц М-Класс (2002–2006) [ 27 ]
- Дачия Соленца (2003)
- Опель Астра [ сломанный якорь ] (2003 – неизвестно)
- Опель Вектра (2003 г. – неизвестно)
- Опель Корса (2003 – неизвестно)
- Опель Комбо (2003 г. – неизвестно)
- Chery Amulet (2005 г. - неизвестно)
- Лада 21093 (2005 – неизвестно)
- Лада 21099 (2005 – неизвестно)
- Киа Сид (2009–2010)
- Киа Спортейдж (2009 – настоящее время)
Текущая продукция, производимая на Мелитопольском моторном заводе (МеМЗ):
- Тата LPT 613 (2014 – настоящее время)
Производственная мощность
[ редактировать ]- 1998 — 24,000
- 1999 — 6,000▼
- 2000 — 11,700▲
- 2001 — 14,800▲
- 2002 — 23,800▲
- 2003 — 69,600▲
- 2004 — 126,000▲
- 2005 — 148,163▲
- 2006 — 193,113▲
- 2007 — 282,300▲
- 2008 — 257,600▼
- 2009 — 46,180▼
- 2010 — 45,465▼
- 2011 — 60,862▲
- 2012 — 42,700▼
- 2013 — 50,400▲
- 2014 — 13,100▼
- 2015 — 3,937▼
- 2016 — 526▼
- 2017 — 1,674▲
- 2018 — 131▼
- 2019 ---
- 2020 --- 885▲
Сборка в других странах
[ редактировать ]- Польша ( Дамис ) — ЗАЗ-1102 Таврия
- Сирия - ZAZ-1103 Slavuta
- Египет ( General Motors Egypt ) - Chevrolet Lanos
- Kazakhstan ( AgromashHolding ) - ZAZ Chance
-
ЗАЗ Таврия в Польше
-
Chevrolet Lanos собирают в Египте из деталей ЗАЗ.
-
Сборка SsangYong и ЗАЗ Chance в Казахстане
Галерея
[ редактировать ]В настоящее время выпускаются автомобили и автобусы под маркой ЗАЗ.
[ редактировать ]-
ЗАЗ Сенс/Шанс/Ланос (с 2005 г.)
-
ЗАЗ Sens/Lanos Пикап (с 2005 г.в.)
-
ЗАЗ Форза (с 2010 г.)
-
ЗАЗ Вида (с 2012 г.)
-
Автобус ЗАЗ-А07А I-Van (с 2005 г.)
-
Автобус ЗАЗ-А10С I-Van (с 2008 г.)
Старые модели
[ редактировать ]-
ZAZ-965A Zaporozhets (1960–1969)
-
ZAZ-966 Запорожец (1967–1972)
-
ZAZ-968M Zaporozhets (1972–1994)
-
ZAZ-1102 Tavria (1989–1997)
-
ЗАЗ-1105 Дана (1994–1997 гг.)
-
ZAZ-1102 Tavria Nova (1998–2007)
-
ЗАЗ-1103 Славута (1998–2011)
-
ЗАЗ-11055 Таврия Пикап (1998–2011 гг.)
-
Дэу Нубира (1998–2001)
-
Дэу Леганза (1998–2001)
-
Дэу Сенс/Ланос (1998-2005)
-
Chevrolet Lanos (2008-2012)
-
Шевроле Лачетти (2003-2012)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "История АвтоЗАЗа (ВИДЕО) - Новости Запорожья golos.zp.ua" (in Russian) . Retrieved 2021-05-19 .
- ^ Томпсон, Энди. Автомобили Советского Союза (Haynes Publishing, Сомерсет, Великобритания, 2008), стр.88.
- ^ Томпсон, стр.87.
- ^ Томпсон, стр.88.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, стр. 88-89.
- ^ Jump up to: а б с д Томпсон, стр.89.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, стр.92.
- ^ Томпсон, стр.90.
- ^ Jump up to: а б "ZAZ-965/965A" (in Russian). Avtolegendy SSSR, Nr. 17. DeAgostini 2009. ISSN 2071-095X .
- ^ Томпсон, стр. 205-207.
- ^ Томпсон, стр.205.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, стр.206.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, стр.207.
- ^ "История бренда TATA - Центр коммерческой техники" (in Russian). Центр коммерческой техники. Archived из original на 20 December 2010 . Retrieved 25 апреля 2011 .
- ^ «Итоги первого полугодия 2012 года» . АвтоЗАЗ.com. 9 июля 2012 г.
- ^ "Запорожский автомобильный завод: вчера, сегодня, завтра | Статьи | Главная | Научно-культурологический журнал" . www.relga.ru . Retrieved 2021-05-19 .
- ^ "| МедиаПорт" . www.mediaport.ua . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ "Столичное Автошоу 2010: "ЗАЗ" показал новые модели автобусов. Столичное автошоу. Новости. AUTOCENTRE.UA - Автомобильный портал. АвтоБазар, Автоцентр, Новости" . 2012-03-15. Archived from the original on 2012-03-15 . Retrieved 2021-05-19 .
- ^ «Знакомьтесь, Запорожец — легенда на колесах» . КиевПочта.com. 19 апреля 2012 г.
- ^ «Корпорация «УкрАвто» и ЗАО «ЗАЗ» начинают полномасштабное производство автомобиля «Ланос» . АвтоЗАЗ.com. 15 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 27 января 2005 г.
- ^ Запорожский автозавод определился с названием для новой модели (на русском языке). Автоцентр.ua. 12 декабря 2011 г.
- ^ "Появились первые фото ЗАЗ Vida" (in Russian). Autocentre.ua. 24 January 2012.
- ^ Jump up to: а б Оценка уровня специализации продукции предприятия зао "ЗАЗ" (PDF) (в Украину). Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, Киев. p. 5.
- ^ «Управление качеством» . АвтоЗАЗ.com. 12 ноября 2006 г. Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ "История марки ЗАЗ" . Avtomobilisty.ucoz.ru . Retrieved 9 August 2012 .
- ^ "ЗАЗ готов к выпуску в полной комплектации автомобилей "Опель Астра"" . АвтоЗАЗ.com. 3 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б "Запорожцы заговорили по-немецки" . Tavria.org.ua. 3 April 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]