Jump to content

ЗАЗ Запорожцы

(Redirected from Zaporozhets )
Логотип
Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-965

ZAZ Zaporozhets ( Russian : Запоро́жец pronunciation — серия заднеприводных супермини ( городских автомобилей первого поколения), проектируемых и производившихся с 1958 года на заводе ЗАЗ в Советской Украине . Различные модели «Запорожца», все из которых имели двигатель воздушного охлаждения в задней части , выпускались до 1994 года. С конца 1980-х годов финальную серию, ЗАЗ-968М, сменил кардинально иной ЗАЗ-1102 «Таврия» хэтчбек , который отличался передним приводом и более мощным двигателем водяного охлаждения .

Имя Запорожья переносится в адрес запорожского города или человек от Запорожья (сейчас Запорожья ) или Запорожья Область (сейчас Запорожья Область ).

«Запорожец» до сих пор хорошо известен во многих странах бывшего СССР . Подобно Volkswagen Beetle или восточногерманскому , «Запорожцу » Trabant суждено было стать «народным автомобилем» Советского Союза , и как таковой он был самым доступным автомобилем своей эпохи. В то же время он был достаточно крепким и отличался отличными характеристиками на плохих дорогах. [ 1 ] Еще одним важным преимуществом «Запорожца» была простота ремонта. Внешний вид автомобиля породил несколько прозвищ , которые стали широко известны в Советском Союзе: «горбатый» горбатый ») из-за насекомоподобной формы ЗАЗ-965; хотя рабочие завода ЗАЗ никогда не использовали это прозвище. [ 2 ] ), malysh (English: Kiddy ), [ 2 ] ушастый («ушастый » ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 , из-за круглых воздухозаборников с каждой стороны автомобиля для охлаждения расположенного сзади двигателя), запор («запор»), [ 3 ] мыльница («мыльница», для ЗАЗ-968М, без «ушей» и имеющая более коробчатый вид). [ 1 ]

Выпускались многочисленные специальные версии «Запорожца», оснащенные дополнительными комплектами органов управления, позволяющими управлять автомобилем с ограниченным набором конечностей, и предоставлялись бесплатно или со значительными скидками инвалидам, особенно ветеранам войны, - по аналогии с СМЗ. микроавтомобилями серии . Эти мобильные автомобили порой занимали до 25% продукции завода ЗАЗ. [ 1 ]

Первое поколение (1960–1969)

[ редактировать ]
  • ЗАЗ-965 (1960–1963)
  • ЗАЗ-965А (1962–1969)
ЗАЗ-965А
Обзор
Производитель Запорожья Автомобильные Factory (ЗАЗ)
Также называется Запорожцы
Производство 1960–1969
Кузов и шасси
Сорт Городской автомобиль ( А-сегмент )
Тип кузова 2-дверный седан
Макет Макет RR
Силовой агрегат
Двигатель
Размеры
Колесная база 2160 мм (85,0 дюйма)
Длина 3330 мм (131,1 дюйма)
Ширина 1395 мм (54,9 дюйма)
Высота 1450 мм (57,1 дюйма)
Снаряженная масса 665 кг (1466 фунтов)
Хронология
Преемник ЗАЗ-966.

ЗАЗ -965 городской автомобиль , выпускавшийся с 1960 по 1963 год. Проектирование простого городского автомобиля эконом-класса, частично заменившего снятый с производства Москвич 401 , началось в 1956 году. [ 4 ] Следуя растущей тенденции продаж городских автомобилей (тогда на долю которых приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе ), министр, отвечающий за Минавтопром (советское автомобильное министерство), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модели для подражания. [ 4 ] Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем. [ 5 ] [ 6 ]

Панель приборов ЗАЗ-965
ЗАЗ-965 Запорожцы.

Первый прототип «Москвич-444» был разработан МЗМА в октябре 1957 года; [ 6 ] для передних и задних окон использовалось одно и то же стекло. [ 7 ] Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). [ 7 ] Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом , который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт ; 17,7 л.с. ) и прослужил всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. [ 7 ] В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного Type 1 VW двигателя привел к предпочтению двигателя с воздушным охлаждением , который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. [ 7 ] Минавтопром , однако, предпочел двигатель мощностью 23 л.с. (17 кВт ; 23 л.с. ). [ 8 ] задний двигатель объемом 746 куб.см (45,5 куб.дюйма) V4 , [ 6 ] НАМИ-Г, который имел дополнительное преимущество: он был разработан для ЛуАЗ-967 . [ 7 ] В результате он имел несвойственные автомобильным двигателям характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава . [ 9 ] (Этот двигатель МеМЗ-965 производился Мелитопольским моторным заводом МеМЗ. [ 9 ] ) V4 был довольно необычной конфигурацией двигателя для автомобиля, единственное его заметное применение в ту же эпоху было в таких автомобилях Ford, как Taunus и фургон Transit . У него был недостаток: необходимо было перепроектировать заднюю часть автомобиля, чтобы он подходил, а также новую заднюю подвеску. [ 9 ] Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. [ 9 ] Его входные двери открываются подобно дверям самоубийц , отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов. [ 6 ]

Одним из основных отличий было то, что двигатель , который имел компоновку V4 вместо , двигателя Fiat рядного четырехцилиндрового имел воздушное охлаждение, как и оппозитный четырехцилиндровый двигатель, используемый Volkswagen в таких автомобилях, как Beetle и микроавтобус Type 2. «Запорожец» также отличался колесами большего размера и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало производство автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под окончательным обозначением ЗАЗ-965. [ 6 ] Все дальнейшее производство автомобиля осуществлялось там.

Новый автомобиль был принят к производству на заводе МеМЗ 28 ноября 1958 года. [ 9 ] изменение названия на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. [ 6 ] Запорожский завод пополнился Микояновским дизельстроительным заводом в Мелитополе , входившим в состав комбината «Союздизель» .

Первая машина, получившая название ЗАЗ-965 «Запорожец», была поставлена ​​12 июня 1959 года. [ 8 ] был одобрен 25 июля 1960 года и поступил в производство 25 октября. [ 8 ] [ 10 ] Цена «Запорожца» составила 1800 деноминированных рублей . [ 8 ]

Также существовала модель фургона на базе легкового автомобиля для советской почты ЗАЗ-965С с правым рулем и глухими окнами. [ 11 ]

ЗАЗ-965АЭ

ЗАЗ -965А представлял собой усовершенствование ЗАЗ-965 и выпускался с ноября 1962 по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц ЗАЗ-965. [ 6 ] Он был оснащен МеМЗ-965 с верхним расположением клапанов воздушного охлаждения объемом 887 куб.см (54,1 куб.дюйма) задним расположением двигателя V4 , частично алюминиевого дизайна, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года на некоторые автомобили устанавливался чуть более мощный двигатель МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). [ 6 ] Скромная мощность двигателя ЗАЗ-965 породила городскую шутку о том, что его использовали в качестве стартера в советских танках .

Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания самостоятельно, а механиков, обученных обслуживанию потребительских автомобилей, не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90 ° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое сохранилось и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной недостаточной устойчивости автомобиля на поворотах.

У ЗАЗ-965А были также версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта». [ 6 ]

Несмотря на невысокий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди жителей Советского Союза, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество выпускалось в вариантах для инвалидов, с доработанным рулевым управлением. [ 10 ]

С ноября 1966 года по май 1969 года одновременно выпускались ЗАЗ-965А и его преемник ЗАЗ966. [ 12 ]

На момент окончания производства ЗАЗ-965 было построено 322 116 экземпляров. [ 12 ]

ЗАЗ-965 также послужил вдохновением для создания в 1962 году прототипа НАМИ 086, получившего название «Спутник» («Попутчик»), с V-образным двухцилиндровым двигателем мощностью 15 л.с. (11 кВт), объемом 500 куб. См (31 куб. Дюйм) (половина МеМЗ-965), электромагнитным сцеплением и четырехцилиндровым двигателем. скоростная передача. Оснащенный независимой подвеской всех четырех колес, весом всего 520 кг (1150 фунтов) и предназначенный для использования инвалидами, он так и не был построен. [ 13 ]

ЗАЗ КД 1969 года также был создан на базе ЗАЗ-965 и имел стеклопластиковый кузов. [ 13 ] что дает ему вес всего 500 кг и максимальную скорость 75 миль в час (121 км/ч) при мощности всего 30 л.с. (22 кВт). [ 14 ] Он никогда не производился в больших количествах. [ 14 ]

Второе поколение (1966–1994)

[ редактировать ]
  • ЗАЗ-966 (1966–1972)
  • ЗАЗ-968 (1971–1980)
  • ЗАЗ-968М (1979–1994)
Владимир Путин на своем ЗАЗ-968 1972 года выпуска.
Обзор
Производитель Запорожья Автомобильные Factory (ЗАЗ)
Также называется Запорожцы
Производство 1966–1994
Кузов и шасси
Сорт Супермини ( Б )
Тип кузова 2-дверный седан хэтчбек
Силовой агрегат
Двигатель 1,2л МеМЗ-968 V4
Передача инфекции 4-ступенчатая механическая
Размеры
Колесная база 2160 мм (85,0 дюйма)
Длина 3730 мм (146,9 дюйма)
Ширина 1540 мм (60,6 дюйма)
Высота 1370 мм (53,9 дюйма)
Снаряженная масса
  • 780 кг (1720 фунтов)
  • (размеры для ЗАЗ-968)
Хронология
Предшественник ZAZ-965A (Zaporozhets)
Преемник ZAZ-1102 Таврия
ЗАЗ-966

Второе поколение «Запорожца» представляло собой серию малолитражных автомобилей , начиная с ЗАЗ-966, поступившего в производство в ноябре 1966 года. [ 11 ] хотя прототип впервые был продемонстрирован в 1961 году. [ 10 ] Он имел полностью рестайлинговый кузов (полностью сделан ЗАЗом). [ 11 ] ), больше не напоминающий Fiat 600 и, возможно, похожий на Chevrolet Corvair , Hillman Imp или NSU Prinz . [ 10 ] Это была попытка решить некоторые проблемы ЗАЗ-965, такие как торсионы потерявшие напряжение , двери-самоубийцы и двигатели, которые перегревались и делали салон некомфортно громким. [ 15 ] Двигатель представлял собой МеМЗ-966А мощностью 30 л.с. (22 кВт) объемом 887 куб.см (54,1 куб.дюйма) . [ 11 ] Радио было стандартным оборудованием. [ 12 ] Цена также выросла с 1800 рублей при дебюте ЗАЗ-965 до 2200 к 1969 году. [ 11 ]

Несмотря на более крупный двухдверный седан с кузовом седан , он по-прежнему имел двигатель V4 с воздушным охлаждением и более заметные воздухозаборники - так называемые «уши», хотя декоративная хромированная решетка радиатора также присутствовала . Также была заменена задняя подвеска автомобиля. ЗАЗ-966 начинался как более простой ЗАЗ-966В (ЗАЗ-966В на кириллице ) с 30-сильным двигателем от ЗАЗ-965А. [ 10 ] который также был представлен на всех более поздних моделях. Как и ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966В выпускался также в нескольких специальных вариантах для инвалидов (ВР, ВБ, ВБ2 — до января 1973 года). [ 10 ] Выпускался в тандеме с ЗАЗ-965 с ноября 1966 по май 1969 года. [ 12 ]

В 1968 году ЗАЗ выпустил модернизированный ЗАЗ-966Б, оснащенный новым двигателем МеМЗ-968 V4 мощностью 40 л.с. (29 кВт) объемом 1197 куб. См (73,0 куб. Дюймов), а модель ЗАЗ-966А мощностью 30 л.с. стала ЗАЗ-966-1, который производился только в небольшом количестве. [ 12 ] ЗАЗ-966Б весом 780 кг (1720 фунтов) был тяжелее предыдущей модели, но быстрее, достигая скорости 75 миль в час (121 км/ч). [ 12 ]

Производство ЗАЗ-966 было прекращено в 1972 году с появлением ЗАЗ-968. [ 12 ]

прозвище «Запо» Заз-966, получивший в Восточном блоке , также нашел покупателей в Западной Европе, включая Финляндию и Францию. [ 12 ] объемом 956 куб.см (58,3 куб.дюйма) На некоторых рынках оригинальный двигатель был заменен на двигатель Renault . [ 12 ]

ЗАЗ-968
ЗАЗ-968 вид сзади

ЗАЗ -968 и его варианты выпускались с 1971 по 1980 год. [ 1 ] Он имел тот же МеМЗ-968 V4 мощностью 40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ) 1197 куб. См (73,0 куб. Дюймов), что и ЗАЗ-966, но внешний дизайн был немного модернизирован. [ 12 ] Самым очевидным изменением стала замена фальшивой хромированной решетки спереди автомобиля на горизонтальную хромированную отделку. [ 10 ] Среди других изменений — менее строгая приборная панель и улучшенные передние тормоза. ЗАЗ-968 был снят с производства в 1978 году. [ 1 ] выпускался одновременно с более новым 968А с 1973 года, который выпускался до 1980 года. В нем были введены новые меры безопасности, в том числе новый руль и пластиковая приборная панель вместо прежней металлической. [ 1 ] У ЗАЗ-968А также были варианты для инвалидов (ЗАЗ-968Р, Б, В2, АБ и АБ2) с двигателем мощностью 30 л.с. (22 кВт ; 30 л.с. ) объемом 887 куб.см (54,1 куб.дюйма). [ 1 ]

Ближе к концу 1974 года дебютировал элитный ЗАЗ-968А, производство которого продолжалось до 1979 года. [ 13 ] Среди его доработок — мягкая приборная панель, энергопоглощающая (складывающаяся) рулевая колонка, сиденья от ВАЗ-2101 . [ 13 ] Экспортный ЗАЗ-968Э (предназначавшийся в основном для Восточного блока) имел доработанные в соответствии с международными стандартами фары, лобовое стекло из безопасного стекла и противоугонный замок рулевого управления. [ 13 ]

ЗАЗ-968М
ЗАЗ-968М

В 1979 году серию ЗАЗ-968 сменил модернизированный ЗАЗ-968М . [ 13 ] Созданный в 1977 году прототип, у него были удалены «уши», а большая часть хромированной поверхности заменена на черный пластик. [ 13 ] Дизайн интерьера также был обновлен: появился закрытый перчаточный ящик и немного более современная приборная панель. Он предлагался либо с МеМЗ-968Э (40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ), карбюраторный, с низкой степенью сжатия для 76- октанового топлива); ЗАЗ-968ГЭ (40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ), двойной карбюратор); или двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л.с. (37 кВт ; 51 л.с. ), степень сжатия 8,4:1, для октанового числа 93). [ 13 ] Вместо боковых «ушей» крышка капота и задние боковые панели имели жалюзи . [ 16 ]

ЗАЗ-968М был последней моделью «Запорожца» и также находился в производстве большую часть времени, автомобили выпускались с 1979 года по 1 июня 1994 года. К тому времени Советский Союз распался, Украина стала независимой и современной, переднеприводной. Автомобили эконом-класса с Запада, такие как Volkswagen Polo и Ford Fiesta, стали доступны в большом количестве, автомобили, с которыми «Запорожец» проектировал в 1950-х и 60-х годах, не имели никакой надежды конкурировать. [ 13 ] Некоторые из его специальных вариантов включают ЗАЗ-968МБ2 для водителей, у которых была только одна нога, и ЗАЗ-968МБ для водителей, у которых не было ног.

Планируемые ЗАЗ-968 с двигателями объемом 1300 куб.см (79 куб.см) или 1400 куб.см (85 куб.дюйм) никогда не поступят в производство, что, вероятно, является побочным эффектом стагнации России в 1970-х и 80-х годах и последующего правления Горбачева , падения Берлинская стена и распад Советского Союза занимают больше внимания, чем маленький украинский автомобиль эконом-класса, механика которого датируется 1959. [ 13 ]

Экспортные версии

[ редактировать ]

Среди экспортных вариантов, выпускаемых ЗАЗом, были ЗАЗ-965Е, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Е, ЗАЗ-968Е и ЗАЗ-968АЭ , имевшие улучшенные характеристики по сравнению с автомобилями, выпускаемыми для внутреннего рынка. названия моделей Jalta или Eliette В зависимости от целевых рынков для этих автомобилей использовались .

Всего с 1960 по 1994 год на Мелитопольском заводе было выпущено 3 422 444 автомобиля «Запорожец», причем все они использовали одно и то же семейство двигателей В-4 воздушного охлаждения, установленных сзади. [ 17 ]

[ редактировать ]

В советской романтической комедии 1963 года « Три плюс два» ЗАЗ-965 с номерным знаком 18-15-лдг фигурирует во многих сценах на протяжении всего фильма и даже прямо в сценарии упоминается как «консервная банка системы «Запорожец». ." [ 18 ]

В о Джеймсе Бонде фильме Золотой глаз» « 1995 года контакт Бонда из ЦРУ Джек Уэйд водил ЗАЗ-965А 1963 года выпуска.

В анимационном художественном фильме 2011 года «Тачки 2» Труньковы ( Владимир, Петров, Любевиг и Толга) созданы на базе ЗАЗ-968 «Запорожец».

В видеоигре MudRunner автомобиль на базе ЗАЗ-968 встречается на нескольких картах под названием А-968М.

В Half-Life 2 машина показана в полуразрушенном состоянии как реквизит, загромождающий некоторые дороги.

Он также появляется как реквизит в играх «СТАЛКЕР» .

См. также

[ редактировать ]

Аналогичные автомобили с воздушным охлаждением и задним расположением двигателя:

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г ZAZ-968A , Avtolegendy SSSR Nr.4, DeAgostini 2008, ISBN   978-5-9774-0409-9 , (на русском языке)
  2. ^ Jump up to: а б ФИАТ начинает производить «Запорожец»
  3. ^ Сигельбаум, Льюис Х. (15 августа 2011 г.). Автомобили для товарищей: Жизнь советского автомобиля . ISBN  978-0801461484 .
  4. ^ Jump up to: а б Томпсон, Энди (2008), Автомобили Советского Союза: определенная история , Спаркфорд, Йовил, Сомерсет: Хейнс, стр. 88–89, ISBN  978-1-84425-483-5
  5. ^ Томпсон 2008 : « Это был еще один пример того, как, несмотря на большое визуальное сходство с Fiat 600 , советский автомобиль на самом деле был совершенно другой машиной …»
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я ZAZ-965/965A , Avtolegendy SSSR Nr.17, DeAgostini 2009, ISSN   2071-095X , (на русском языке)
  7. ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 2008 , с. 89
  8. ^ Jump up to: а б с д Томпсон 2008 , с. 92
  9. ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 2008 , с. 90
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г ZAZ-966 "Zaporozhets" , Avtolegendy SSSR Nr.36, DeAgostini 2010, ISSN   2071-095X , (на русском языке)
  11. ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 2008 , с. 200
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Томпсон 2008 , с. 201
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Томпсон 2008 , стр.203.
  14. ^ Jump up to: а б Томпсон 2008 , с. 205
  15. ^ Томпсон 2008 , с. 199
  16. ^ Томпсон 2008 , стр. 204 и 206.
  17. ^ «История компании» . АвтоЗАЗ.com . Проверено 15 октября 2011 г.
  18. ^ "Ровно 60 лет назад в Запорожье начали выпускать ЗАЗ-965, прозванный в народе "Горбатым" " . fakty.ua (in Russian) . Retrieved 2021-12-22 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d7876757c2c08a2e98832c054965694__1717621920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/94/1d7876757c2c08a2e98832c054965694.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ZAZ Zaporozhets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)