ЗАЗ Запорожцы


ZAZ Zaporozhets ( Russian : Запоро́жец — серия заднеприводных супермини ( городских автомобилей первого поколения), проектируемых и производившихся с 1958 года на заводе ЗАЗ в Советской Украине . Различные модели «Запорожца», все из которых имели двигатель воздушного охлаждения в задней части , выпускались до 1994 года. С конца 1980-х годов финальную серию, ЗАЗ-968М, сменил кардинально иной ЗАЗ-1102 «Таврия» хэтчбек , который отличался передним приводом и более мощным двигателем водяного охлаждения .
Имя Запорожья переносится в адрес запорожского города или человек от Запорожья (сейчас Запорожья ) или Запорожья Область (сейчас Запорожья Область ).
«Запорожец» до сих пор хорошо известен во многих странах бывшего СССР . Подобно Volkswagen Beetle или восточногерманскому , «Запорожцу » Trabant суждено было стать «народным автомобилем» Советского Союза , и как таковой он был самым доступным автомобилем своей эпохи. В то же время он был достаточно крепким и отличался отличными характеристиками на плохих дорогах. [ 1 ] Еще одним важным преимуществом «Запорожца» была простота ремонта. Внешний вид автомобиля породил несколько прозвищ , которые стали широко известны в Советском Союзе: «горбатый» (« горбатый ») из-за насекомоподобной формы ЗАЗ-965; хотя рабочие завода ЗАЗ никогда не использовали это прозвище. [ 2 ] ), malysh (English: Kiddy ), [ 2 ] ушастый («ушастый » ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 , из-за круглых воздухозаборников с каждой стороны автомобиля для охлаждения расположенного сзади двигателя), запор («запор»), [ 3 ] мыльница («мыльница», для ЗАЗ-968М, без «ушей» и имеющая более коробчатый вид). [ 1 ]
Выпускались многочисленные специальные версии «Запорожца», оснащенные дополнительными комплектами органов управления, позволяющими управлять автомобилем с ограниченным набором конечностей, и предоставлялись бесплатно или со значительными скидками инвалидам, особенно ветеранам войны, - по аналогии с СМЗ. микроавтомобилями серии . Эти мобильные автомобили порой занимали до 25% продукции завода ЗАЗ. [ 1 ]
Первое поколение (1960–1969)
[ редактировать ]
| |
---|---|
ЗАЗ-965А | |
Обзор | |
Производитель | Запорожья Автомобильные Factory (ЗАЗ) |
Также называется | Запорожцы |
Производство | 1960–1969 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Городской автомобиль ( А-сегмент ) |
Тип кузова | 2-дверный седан |
Макет | Макет RR |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Размеры | |
Колесная база | 2160 мм (85,0 дюйма) |
Длина | 3330 мм (131,1 дюйма) |
Ширина | 1395 мм (54,9 дюйма) |
Высота | 1450 мм (57,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 665 кг (1466 фунтов) |
Хронология | |
Преемник | ЗАЗ-966. |
ЗАЗ-965
[ редактировать ]ЗАЗ -965 — городской автомобиль , выпускавшийся с 1960 по 1963 год. Проектирование простого городского автомобиля эконом-класса, частично заменившего снятый с производства Москвич 401 , началось в 1956 году. [ 4 ] Следуя растущей тенденции продаж городских автомобилей (тогда на долю которых приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе ), министр, отвечающий за Минавтопром (советское автомобильное министерство), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модели для подражания. [ 4 ] Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем. [ 5 ] [ 6 ]


Первый прототип «Москвич-444» был разработан МЗМА в октябре 1957 года; [ 6 ] для передних и задних окон использовалось одно и то же стекло. [ 7 ] Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). [ 7 ] Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом , который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт ; 17,7 л.с. ) и прослужил всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. [ 7 ] В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного Type 1 VW двигателя привел к предпочтению двигателя с воздушным охлаждением , который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. [ 7 ] Минавтопром , однако, предпочел двигатель мощностью 23 л.с. (17 кВт ; 23 л.с. ). [ 8 ] задний двигатель объемом 746 куб.см (45,5 куб.дюйма) V4 , [ 6 ] НАМИ-Г, который имел дополнительное преимущество: он был разработан для ЛуАЗ-967 . [ 7 ] В результате он имел несвойственные автомобильным двигателям характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава . [ 9 ] (Этот двигатель МеМЗ-965 производился Мелитопольским моторным заводом МеМЗ. [ 9 ] ) V4 был довольно необычной конфигурацией двигателя для автомобиля, единственное его заметное применение в ту же эпоху было в таких автомобилях Ford, как Taunus и фургон Transit . У него был недостаток: необходимо было перепроектировать заднюю часть автомобиля, чтобы он подходил, а также новую заднюю подвеску. [ 9 ] Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. [ 9 ] Его входные двери открываются подобно дверям самоубийц , отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов. [ 6 ]
Одним из основных отличий было то, что двигатель , который имел компоновку V4 вместо , двигателя Fiat рядного четырехцилиндрового имел воздушное охлаждение, как и оппозитный четырехцилиндровый двигатель, используемый Volkswagen в таких автомобилях, как Beetle и микроавтобус Type 2. «Запорожец» также отличался колесами большего размера и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало производство автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под окончательным обозначением ЗАЗ-965. [ 6 ] Все дальнейшее производство автомобиля осуществлялось там.
Новый автомобиль был принят к производству на заводе МеМЗ 28 ноября 1958 года. [ 9 ] изменение названия на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. [ 6 ] Запорожский завод пополнился Микояновским дизельстроительным заводом в Мелитополе , входившим в состав комбината «Союздизель» .
Первая машина, получившая название ЗАЗ-965 «Запорожец», была поставлена 12 июня 1959 года. [ 8 ] был одобрен 25 июля 1960 года и поступил в производство 25 октября. [ 8 ] [ 10 ] Цена «Запорожца» составила 1800 деноминированных рублей . [ 8 ]
Также существовала модель фургона на базе легкового автомобиля для советской почты ЗАЗ-965С с правым рулем и глухими окнами. [ 11 ]
ЗАЗ-965А
[ редактировать ]ЗАЗ -965А представлял собой усовершенствование ЗАЗ-965 и выпускался с ноября 1962 по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц ЗАЗ-965. [ 6 ] Он был оснащен МеМЗ-965 с верхним расположением клапанов воздушного охлаждения объемом 887 куб.см (54,1 куб.дюйма) задним расположением двигателя V4 , частично алюминиевого дизайна, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года на некоторые автомобили устанавливался чуть более мощный двигатель МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). [ 6 ] Скромная мощность двигателя ЗАЗ-965 породила городскую шутку о том, что его использовали в качестве стартера в советских танках .
Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания самостоятельно, а механиков, обученных обслуживанию потребительских автомобилей, не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90 ° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое сохранилось и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной недостаточной устойчивости автомобиля на поворотах.
У ЗАЗ-965А были также версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта». [ 6 ]
Несмотря на невысокий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди жителей Советского Союза, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество выпускалось в вариантах для инвалидов, с доработанным рулевым управлением. [ 10 ]
С ноября 1966 года по май 1969 года одновременно выпускались ЗАЗ-965А и его преемник ЗАЗ966. [ 12 ]
На момент окончания производства ЗАЗ-965 было построено 322 116 экземпляров. [ 12 ]
ЗАЗ-965 также послужил вдохновением для создания в 1962 году прототипа НАМИ 086, получившего название «Спутник» («Попутчик»), с V-образным двухцилиндровым двигателем мощностью 15 л.с. (11 кВт), объемом 500 куб. См (31 куб. Дюйм) (половина МеМЗ-965), электромагнитным сцеплением и четырехцилиндровым двигателем. скоростная передача. Оснащенный независимой подвеской всех четырех колес, весом всего 520 кг (1150 фунтов) и предназначенный для использования инвалидами, он так и не был построен. [ 13 ]
ЗАЗ КД 1969 года также был создан на базе ЗАЗ-965 и имел стеклопластиковый кузов. [ 13 ] что дает ему вес всего 500 кг и максимальную скорость 75 миль в час (121 км/ч) при мощности всего 30 л.с. (22 кВт). [ 14 ] Он никогда не производился в больших количествах. [ 14 ]
Второе поколение (1966–1994)
[ редактировать ]
| |
---|---|
![]() Владимир Путин на своем ЗАЗ-968 1972 года выпуска. | |
Обзор | |
Производитель | Запорожья Автомобильные Factory (ЗАЗ) |
Также называется | Запорожцы |
Производство | 1966–1994 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Супермини ( Б ) |
Тип кузова | 2-дверный седан хэтчбек |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,2л МеМЗ-968 V4 |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2160 мм (85,0 дюйма) |
Длина | 3730 мм (146,9 дюйма) |
Ширина | 1540 мм (60,6 дюйма) |
Высота | 1370 мм (53,9 дюйма) |
Снаряженная масса |
|
Хронология | |
Предшественник | ZAZ-965A (Zaporozhets) |
Преемник | ZAZ-1102 Таврия |
ЗАЗ-966
[ редактировать ]
Второе поколение «Запорожца» представляло собой серию малолитражных автомобилей , начиная с ЗАЗ-966, поступившего в производство в ноябре 1966 года. [ 11 ] хотя прототип впервые был продемонстрирован в 1961 году. [ 10 ] Он имел полностью рестайлинговый кузов (полностью сделан ЗАЗом). [ 11 ] ), больше не напоминающий Fiat 600 и, возможно, похожий на Chevrolet Corvair , Hillman Imp или NSU Prinz . [ 10 ] Это была попытка решить некоторые проблемы ЗАЗ-965, такие как торсионы потерявшие напряжение , двери-самоубийцы и двигатели, которые перегревались и делали салон некомфортно громким. [ 15 ] Двигатель представлял собой МеМЗ-966А мощностью 30 л.с. (22 кВт) объемом 887 куб.см (54,1 куб.дюйма) . [ 11 ] Радио было стандартным оборудованием. [ 12 ] Цена также выросла с 1800 рублей при дебюте ЗАЗ-965 до 2200 к 1969 году. [ 11 ]
Несмотря на более крупный двухдверный седан с кузовом седан , он по-прежнему имел двигатель V4 с воздушным охлаждением и более заметные воздухозаборники - так называемые «уши», хотя декоративная хромированная решетка радиатора также присутствовала . Также была заменена задняя подвеска автомобиля. ЗАЗ-966 начинался как более простой ЗАЗ-966В (ЗАЗ-966В на кириллице ) с 30-сильным двигателем от ЗАЗ-965А. [ 10 ] который также был представлен на всех более поздних моделях. Как и ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966В выпускался также в нескольких специальных вариантах для инвалидов (ВР, ВБ, ВБ2 — до января 1973 года). [ 10 ] Выпускался в тандеме с ЗАЗ-965 с ноября 1966 по май 1969 года. [ 12 ]
В 1968 году ЗАЗ выпустил модернизированный ЗАЗ-966Б, оснащенный новым двигателем МеМЗ-968 V4 мощностью 40 л.с. (29 кВт) объемом 1197 куб. См (73,0 куб. Дюймов), а модель ЗАЗ-966А мощностью 30 л.с. стала ЗАЗ-966-1, который производился только в небольшом количестве. [ 12 ] ЗАЗ-966Б весом 780 кг (1720 фунтов) был тяжелее предыдущей модели, но быстрее, достигая скорости 75 миль в час (121 км/ч). [ 12 ]
Производство ЗАЗ-966 было прекращено в 1972 году с появлением ЗАЗ-968. [ 12 ]
прозвище «Запо» Заз-966, получивший в Восточном блоке , также нашел покупателей в Западной Европе, включая Финляндию и Францию. [ 12 ] объемом 956 куб.см (58,3 куб.дюйма) На некоторых рынках оригинальный двигатель был заменен на двигатель Renault . [ 12 ]
ЗАЗ-968
[ редактировать ]

ЗАЗ -968 и его варианты выпускались с 1971 по 1980 год. [ 1 ] Он имел тот же МеМЗ-968 V4 мощностью 40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ) 1197 куб. См (73,0 куб. Дюймов), что и ЗАЗ-966, но внешний дизайн был немного модернизирован. [ 12 ] Самым очевидным изменением стала замена фальшивой хромированной решетки спереди автомобиля на горизонтальную хромированную отделку. [ 10 ] Среди других изменений — менее строгая приборная панель и улучшенные передние тормоза. ЗАЗ-968 был снят с производства в 1978 году. [ 1 ] выпускался одновременно с более новым 968А с 1973 года, который выпускался до 1980 года. В нем были введены новые меры безопасности, в том числе новый руль и пластиковая приборная панель вместо прежней металлической. [ 1 ] У ЗАЗ-968А также были варианты для инвалидов (ЗАЗ-968Р, Б, В2, АБ и АБ2) с двигателем мощностью 30 л.с. (22 кВт ; 30 л.с. ) объемом 887 куб.см (54,1 куб.дюйма). [ 1 ]
Ближе к концу 1974 года дебютировал элитный ЗАЗ-968А, производство которого продолжалось до 1979 года. [ 13 ] Среди его доработок — мягкая приборная панель, энергопоглощающая (складывающаяся) рулевая колонка, сиденья от ВАЗ-2101 . [ 13 ] Экспортный ЗАЗ-968Э (предназначавшийся в основном для Восточного блока) имел доработанные в соответствии с международными стандартами фары, лобовое стекло из безопасного стекла и противоугонный замок рулевого управления. [ 13 ]
ЗАЗ-968М
[ редактировать ]

В 1979 году серию ЗАЗ-968 сменил модернизированный ЗАЗ-968М . [ 13 ] Созданный в 1977 году прототип, у него были удалены «уши», а большая часть хромированной поверхности заменена на черный пластик. [ 13 ] Дизайн интерьера также был обновлен: появился закрытый перчаточный ящик и немного более современная приборная панель. Он предлагался либо с МеМЗ-968Э (40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ), карбюраторный, с низкой степенью сжатия для 76- октанового топлива); ЗАЗ-968ГЭ (40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ), двойной карбюратор); или двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л.с. (37 кВт ; 51 л.с. ), степень сжатия 8,4:1, для октанового числа 93). [ 13 ] Вместо боковых «ушей» крышка капота и задние боковые панели имели жалюзи . [ 16 ]
ЗАЗ-968М был последней моделью «Запорожца» и также находился в производстве большую часть времени, автомобили выпускались с 1979 года по 1 июня 1994 года. К тому времени Советский Союз распался, Украина стала независимой и современной, переднеприводной. Автомобили эконом-класса с Запада, такие как Volkswagen Polo и Ford Fiesta, стали доступны в большом количестве, автомобили, с которыми «Запорожец» проектировал в 1950-х и 60-х годах, не имели никакой надежды конкурировать. [ 13 ] Некоторые из его специальных вариантов включают ЗАЗ-968МБ2 для водителей, у которых была только одна нога, и ЗАЗ-968МБ для водителей, у которых не было ног.
Планируемые ЗАЗ-968 с двигателями объемом 1300 куб.см (79 куб.см) или 1400 куб.см (85 куб.дюйм) никогда не поступят в производство, что, вероятно, является побочным эффектом стагнации России в 1970-х и 80-х годах и последующего правления Горбачева , падения Берлинская стена и распад Советского Союза занимают больше внимания, чем маленький украинский автомобиль эконом-класса, механика которого датируется 1959. [ 13 ]
Экспортные версии
[ редактировать ]Среди экспортных вариантов, выпускаемых ЗАЗом, были ЗАЗ-965Е, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Е, ЗАЗ-968Е и ЗАЗ-968АЭ , имевшие улучшенные характеристики по сравнению с автомобилями, выпускаемыми для внутреннего рынка. названия моделей Jalta или Eliette В зависимости от целевых рынков для этих автомобилей использовались .
Всего с 1960 по 1994 год на Мелитопольском заводе было выпущено 3 422 444 автомобиля «Запорожец», причем все они использовали одно и то же семейство двигателей В-4 воздушного охлаждения, установленных сзади. [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В советской романтической комедии 1963 года « Три плюс два» ЗАЗ-965 с номерным знаком 18-15-лдг фигурирует во многих сценах на протяжении всего фильма и даже прямо в сценарии упоминается как «консервная банка системы «Запорожец». ." [ 18 ]
В о Джеймсе Бонде фильме Золотой глаз» « 1995 года контакт Бонда из ЦРУ Джек Уэйд водил ЗАЗ-965А 1963 года выпуска.
В анимационном художественном фильме 2011 года «Тачки 2» Труньковы ( Владимир, Петров, Любевиг и Толга) созданы на базе ЗАЗ-968 «Запорожец».
В видеоигре MudRunner автомобиль на базе ЗАЗ-968 встречается на нескольких картах под названием А-968М.
В Half-Life 2 машина показана в полуразрушенном состоянии как реквизит, загромождающий некоторые дороги.
Он также появляется как реквизит в играх «СТАЛКЕР» .
См. также
[ редактировать ]Аналогичные автомобили с воздушным охлаждением и задним расположением двигателя:
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ZAZ-968A , Avtolegendy SSSR Nr.4, DeAgostini 2008, ISBN 978-5-9774-0409-9 , (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б ФИАТ начинает производить «Запорожец»
- ^ Сигельбаум, Льюис Х. (15 августа 2011 г.). Автомобили для товарищей: Жизнь советского автомобиля . ISBN 978-0801461484 .
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Энди (2008), Автомобили Советского Союза: определенная история , Спаркфорд, Йовил, Сомерсет: Хейнс, стр. 88–89, ISBN 978-1-84425-483-5
- ^ Томпсон 2008 : « Это был еще один пример того, как, несмотря на большое визуальное сходство с Fiat 600 , советский автомобиль на самом деле был совершенно другой машиной …»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я ZAZ-965/965A , Avtolegendy SSSR Nr.17, DeAgostini 2009, ISSN 2071-095X , (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 2008 , с. 89
- ^ Jump up to: а б с д Томпсон 2008 , с. 92
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 2008 , с. 90
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ZAZ-966 "Zaporozhets" , Avtolegendy SSSR Nr.36, DeAgostini 2010, ISSN 2071-095X , (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон 2008 , с. 200
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Томпсон 2008 , с. 201
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Томпсон 2008 , стр.203.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 2008 , с. 205
- ^ Томпсон 2008 , с. 199
- ^ Томпсон 2008 , стр. 204 и 206.
- ^ «История компании» . АвтоЗАЗ.com . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ "Ровно 60 лет назад в Запорожье начали выпускать ЗАЗ-965, прозванный в народе "Горбатым" " . fakty.ua (in Russian) . Retrieved 2021-12-22 .
- Автомобили ЗАЗ
- Автомобили с задним расположением двигателя
- заднеприводные автомобили
- Советские автомобили
- Советские бренды
- Украинские бренды
- автомобили 1960-х годов
- автомобили 1970-х годов
- автомобили 1980-х годов
- автомобили 1990-х годов
- Городские автомобили
- Малолитражные автомобили
- Седаны
- Автомобили, представленные в 1960 году.
- Автомобили, снятые с производства в 1994 году.