ЗИС-150
ЗИС-150 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | сказал |
Также называется |
|
Производство |
|
Сборка | |
Кузов и шасси | |
Сорт | Грузовик |
Макет | макет ФР |
Связанный | ЗИС-151 |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 5,6л ЗИС-150 И6 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 4000 мм (157,5 дюйма) |
Длина | 6720 мм (264,6 дюйма) |
Ширина | 2385 мм (93,9 дюйма) |
Высота | 2180 мм (85,8 дюйма) |
Снаряженная масса |
|
Хронология | |
Предшественник | ЗИС-5 |
Преемник | ЗИЛ-130 СР-131 «Карпаты» (для Румынии) |
ЗИС -150 — советский грузовик. В 1947 году он заменил грузовик ЗИС-5 на конвейере . Вместе с ГАЗ-51 он был основным советским грузовиком в 1950-е годы, если судить по их количеству. Тягачно -прицепная версия ЗИС-150, ЗИС-120Н продавалась с 1956 по 1957 год. В 1957 году на смену базовой модели ЗИС-150 пришел ЗИЛ-164, отличавшийся внешне лишь вертикальными решётками радиатора и бампером.
История
[ редактировать ]Уже в конце 1930-х годов грузовик ЗИС-5 (ЗИС-5) должен был быть заменен на современный автомобиль. Поскольку советская автомобильная промышленность приобрела опыт работы с американскими разработками за счет лицензионного производства Ford AA под названием ГАЗ-АА , ее новые разработки находились под сильным влиянием американского грузовикостроения. Это касалось, в частности, конструкции, а также широкой установки бензиновых двигателей вместо дизельных. В 1938 году Сталинский завод представил новую конструкцию автомобиля под названием ЗИС-15 (ЗИС-15). ЗИС-15 имел новое шасси, усовершенствованный двигатель мощностью 82 л.с. (60 кВт) и новую цельнометаллическую трехместную кабину. [ 2 ]
Лишь в 1944 году завод имени Сталина построил новые опытные образцы, получившие теперь название ЗИС-150. Закон о ленд-лизе принес в Советский Союз большое количество американских технологий во время войны, в том числе грузовики International K-7 , которые сильно повлияли на советские машины, особенно по стилю. [ 3 ]
30 октября 1947 года была представлена первая малая серия. Испытания перед Второй мировой войной уже показали, что грузовик мощностью 82 л.с. (60 кВт) имел слишком слабый двигатель. ЗИС-150 теперь получил форсированный двигатель мощностью 95 л.с. (70 кВт), грузоподъемность могла быть увеличена до 4000 кг. Конвейер для производства был поставлен на заводе с января 1948 года. Серийное производство началось 27 апреля этого года, а выпуск ЗИС-5 был окончательно остановлен через три дня. В 1956 году имя Сталина было стёрто, а завод переименован в Завод имени Лихачёва. В следующем году производство автомобиля, получившего теперь название ЗИЛ-150, было прекращено в пользу его преемника ЗИЛ-164, который, однако, по сути представлял собой не что иное, как модернизированный и модифицированный вариант грузовика ЗИС-150. Всего было выпущено 774 615 автомобилей ЗИС-150 в различных модификациях.
Новая машина получила ряд отличий; Новый двигатель отличался от ранее установленной марки главным образом переработанными легкосплавными головками цилиндров. В результате производительность можно было немного повысить за счет увеличения степени сжатия. Другие нововведения включали обновленную тормозную систему, которая теперь также позволяла присоединять прицепы к основной тормозной системе автомобиля. Визуально машины отличались главным образом измененной решеткой радиатора, стойки которой теперь располагались вертикально, а не горизонтально. Шасси было переработано, как и кабина. Кроме того, был установлен предпусковой подогреватель двигателя и внесены другие мелкие доработки, позволяющие грузовику работать даже при низких температурах.
Производство этого модернизированного варианта закончилось в 1965 году.
Механика
[ редактировать ]Грузовик оснащался шестицилиндровым двигателем ЗИС-120 (ЗИС-120). Впервые в советском коммерческом автомобилестроении была использована пятиступенчатая механическая коробка передач, соединенная с двигателем через двухдисковое сухое сцепление. Также новинкой в советском грузовикостроении были пневматические тормоза. Задний мост имел сдвоенные шины, все мосты были подрессорены листовыми рессорами и выполнены в виде жестких мостов. Слабым местом конструкции был карданный вал, который имел свойство трескаться, а затем ломался при полной нагрузке. При этом часто разрушались шланги системы сжатого воздуха, что приводило к внезапной потере тормозной мощности.
Кабина представляла собой деревянные леса, обшитые листовым металлом и покрытые защитным лаком. Двери были деревянными. Боковые стекла были убирающимися, левая половина двухчастного лобового стекла могла расширяться.
В 1950 году ЗИС-150 был модернизирован. Автомобиль получил новый карбюратор и новый выпускной коллектор, а кабина теперь была полностью металлической.
В 1956 году на двигатель грузовика установили легкосплавную головку блока цилиндров, а степень сжатия увеличилась до 6,2. Вместе с новой системой впуска это привело к увеличению мощности до 71 кВт. Рама была усилена, автомобиль теперь оснащался гидравлическими амортизаторами, а ход листовых рессор на передней оси ограничивался резиновыми буферами. В рамках переименования завода производителя был изменен и термоформовочный инструмент капота, так как на нем была выбита аббревиатура названия.
Зарубежное производство
[ редактировать ]ЗИС-150 также начал производиться с 1951 года в Грузии , на заводе КАЗ . [ 4 ] Производство грузовика вскоре началось в других коммунистических странах, таких как Румыния (под названием SR-101 ) на заводе «Steagul Rosu» («Красный флаг») в Брашове , между 1954 и 1960 годами. [ 5 ] в Китае (под названием Jiefang CA-10 ) компанией First Automobile Works до 1986 г. [ 6 ] а прототип также был построен в Северной Корее под названием Cholima , но в производство не пошел. [ 7 ]
Части шасси SR-101 все еще использовались для его преемника, SR-131 «Carpati» . [ 8 ]
-
Румынские автоцистерны SR-101
-
Цзефан CA10 на выставке PRC70
Технические характеристики
[ редактировать ]- 4x2 4000 кг грузовик
- Двигатель: 90 л.с./2400 об/мин, 6-цилиндровый, 5555 куб.см.
- Диаметр цилиндра/ход поршня: 101,6/114,3 мм
- Длина: 6720 мм (264,6 дюйма), ширина: 2385 мм (93,9 дюйма), высота: 2180 мм (85,8 дюйма)
- Колесная база: 4000 мм (157,5 дюйма), зазор по задней оси: 265 мм (10,4 дюйма)
- Колея передних колес: 1700 мм (66,9 дюйма)
- Задняя колея: 1740 мм (68,5 дюйма)
- Радиус поворота на переднем внешнем колесе: 8,0 м (26,2 фута)
- Степень сжатия: 6,0
- Сцепление: двухдисковое, сухое.
- Коробка передач: 5 скоростей
- Вес (без нагрузки): 3900 кг (8598 фунтов)
- Максимальная скорость (с грузом, по шоссе): 65 км/ч (40 миль в час)
- Шины: 9,00x20 дюймов.
- Запас топлива: 150 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
- Расход топлива: 29 л/100 км (9,7 миль на галлон — имп ; 8,1 миль на галлон — США )
Варианты
[ редактировать ]- ЗИС-150: Оригинальная серийная версия. Год выпуска 1947–1957.
- ЗИС-120Г: вариант шасси с кабиной для установки самосвальных кузовов. Год выпуска 1949–1957.
- ЗИС-120И: Вариант шасси с кабиной для установки самосвальных кузовов. Отличался от ЗИС-120Г тем, что запасное колесо было перенесено с пассажирской стороны за кабину под сам самосвальный кузов. Год выпуска 1955.
- ЗИС-120Н: Вариант тягача с прицепом. Год выпуска 1956–1957.
- ЗИС-120Р: Опытный вариант кабины-шасси (для трактора), созданный на базе прототипа ЗИС-150В. Год выпуска 1955.
- ЗИС-120С: Опытный вариант шасси-кабины (для самосвала), созданный на базе прототипа ЗИС-150В. Год выпуска 1955.
- ЗИС-125: прототип 5-тонной версии.
- ЗИС-150А: Опытный полноприводный вариант. Год выпуска 1944.
- ЗИС-150Б: Опытный образец модернизированной версии ЗИС-150. Год выпуска 1954.
- ЗИС-150Э и ЗИС-150Ю: варианты шасси с кабиной для экспортных рынков.
- ЗИС-150М: Опытный образец модернизированной версии ЗИС-150. Год выпуска 1951.
- ЗИС-150М: прототип 5-тонной версии. Год выпуска 1954; привел к ЗИЛ-130.
- ЗИС-150П: капотно-шасси. Год выпуска 1952–1954 гг.
- ЗИС-150В: Опытный образец модернизированной версии ЗИС-150. Год выпуска 1954.
- ЗИС-151 : Трехосный вариант. Годы выпуска 1948–1958 гг.
- ЗИС-156: Двухтопливная (СПГ и бензин) версия ЗИС-150. Год выпуска 1949–1957.
- ЗИС-156А: Двухтопливная (СПГ и бензин) версия ЗИС-150. Год выпуска 1955–1957 гг.
- ЗИС-156Б: прототип двухтопливной (СПГ и бензин) версии ЗИС-150В; Газовое оборудование было идентично ЗИС-156. Год выпуска 1955.
- ЗИС-156В: прототип двухтопливной (СПГ и бензин) версии ЗИС-150В; Газовое оборудование было идентично ЗИС-156. Год выпуска 1955.
- ЗИЛ-164: Усовершенствованный ЗИС-150. Год выпуска 1957–1961.
- ЗИЛ-164Д: Версия с экранированным электрооборудованием.
- ЗИЛ-164Г: вариант кабина-шасси (для самосвалов).
- ЗИЛ-164Н: Вариант тягача с прицепом.
- ЗИЛ-164Р: Бортовой вариант с прицепным оборудованием.
- ЗИЛ-164С: Экспортная версия для сухого тропического климата.
- ЗИЛ-164В: Опытный образец тягача с прицепом. Год выпуска 1960.
- ЗИЛ-164Е: Экспортная версия для умеренного климата.
- ЗИЛ-164Ю: Экспортная версия для тропического климата.
- ЗИЛ-164А: Модернизированный ЗИЛ-164. Годы выпуска 1961-1964 гг.
- ЗИЛ-164АД: Версия с экранированным электрооборудованием.
- ЗИЛ-164АГ: вариант кабина-шасси (для самосвалов).
- ЗИЛ-164АК: Опытный образец ковша-перевозчика. Год выпуска 1964.
- ЗИЛ-164АН: Вариант тягача с прицепом.
- ЗИЛ-164АР: Бортовой вариант с прицепным оборудованием.
- ЗИЛ-164АС: экспортная версия для сухого тропического климата.
- ЗИЛ-164АЕ: Экспортная версия для умеренного климата.
- ЗИЛ-164АЮ: Экспортная версия для тропического климата.
- ЗИЛ-166: Двухтопливная (СПГ и бензин) версия ЗИЛ-164. Годы выпуска 1958-1960 гг.
- ЗИЛ-166А: Двухтопливная версия (СУГ и бензин). Годы выпуска 1957-1960 гг.
- ЗИЛ-166В: Модернизированный ЗИЛ-166А. Годы выпуска 1961-1964 гг.
- ЗИЛ-166Д: Как ЗИЛ-166Г, за исключением экранированного электрооборудования. Год выпуска 1963.
- ЗИЛ-166Г: Прототип ГБО с кабиной-шасси (для самосвала). Год выпуска 1963.
- ЗИЛ-166Н: Опытный образец тягача с газовым двигателем. Год выпуска 1963.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История китайских автомобилей: пожарная машина Jiefang CA10» . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ "ЗИС-15 — интересный довоенный прототип" . sovcarhistory.ru . Retrieved 7 April 2024 .
- ^ "ЗИС-150 — рабочая лошадка послевоенного периода" . stan1.ru . Retrieved 7 April 2024 .
- ^ «КАЗ-150» . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «СР 101» . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «CA10 Jiefang, первый новый грузовик Китайской Народной Республики, построен 13 июля 1956 года» . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «ЧОЛЛИМА Грузовик» . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «CC Global: Steagul Rosu 131/132 – Ford Y-Block V8 начинает работать за железным занавесом» . Кербсайд Классик . 12 апреля 2022 г. Проверено 7 апреля 2024 г.