ЗИС-5 (грузовик)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2014 г. ) |
ЗИС-5 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | сказал |
Также называется | УралЗиС-355 |
Производство |
|
Сборка | Москва |
Кузов и шасси | |
Сорт | Грузовик |
Макет | фр. |
Связанный | ЗИС-6 Автоавто Диспетчерская СД [ 1 ] |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 5.6Л ЗИС-5 И6 |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механика + 2-ступенчатая коробка передач |
Размеры | |
Колесная база | 3810 мм (150,0 дюйма) |
Длина | 6060 мм (238,6 дюйма) |
Ширина | 2235 мм (88,0 дюйма) |
Высота | 2160 мм (85,0 дюймов) (кабина) |
Снаряженная масса | 3100 кг (6834 фунта) |
Хронология | |
Предшественник | АМО-3 |
Преемник |
|
ЗИС -5 ( русский : ЗИС-5 ) — советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4х2, выпускавшийся Московским заводом ЗИС с 1932 по 1948 год (первый — в конце 1930 года).
Разработка
[ редактировать ]В 1931 году автомобильный завод Московского автомобильного Московского общества (АМО) был переоборудован и расширен с помощью американской компании AJ Brandt Co. и начал выпускать новый грузовик с обозначением АМО-2. АМО-2 задумывался как замена предыдущего АМО-Ф-15 , первого когда-либо построенного советского грузовика (он был копией итальянского Fiat F-15 ).
Однако АМО-2 не был оригинальной разработкой, а был основан на грузовике Autocar Dispatch SD. [ 2 ] после лицензионного соглашения с компанией Autocar . Некоторое время спустя АМО-2 был модернизирован и усовершенствован, получив переименование в АМО-3. В 1933 году АМО был снова перестроен и переименован в Завод № 2 «Завод имени Сталина» (или Завод имени Сталина, сокращенно ЗИС или ЗиС), а летом АМО-3 был переименован в ЗиС-5.
Производство
[ редактировать ]
Серийное производство нового грузовика началось 1 октября 1933 года. Грузовик имел мгновенный успех и вместе с ГАЗ-АА стал основным советским грузовиком 1930-1950-х годов. Он также превратился в рабочую лошадку Советских Вооруженных Сил: к началу операции «Барбаросса» Красная Армия могла выстроить в линию 104 200 таких грузовиков.
В условиях немецкого вторжения осенью 1941 года производственная линия на Московском заводе была остановлена и перенесена в ( на Волге ) и в Миасс ( Челябинская область Урала Ульяновск ). Производство УАЗЗИСа в Ульяновске продолжалось с февраля 1942 по 1944 год. УралЗИС на Ульяновске устанавливал радиаторы с собственной маркой, а производство там шло с июля 1944 по 1955 год, то есть намного позже войны.
Тем временем московский завод ЗИС возобновил производство этих грузовиков в апреле 1942 года и продолжался до 1948 года, когда появился новый ЗИС-50 (ЗИС-5 с новым двигателем).
В 1955 году УралЗИС также модифицировал ЗИС-5: он получил новый двигатель и овальные крылья, отличные от довоенных. Эта новая модель получила обозначение УралЗИС-355 или ЗИС-355.
ЗИС-5В
[ редактировать ]
В конце 1941 года нехватка сырья вынудила пересмотреть конструкцию ЗИС-5. Все изменения были направлены на упрощение изготовления и использование меньшего количества сырья: круглые штампованные крылья заменили на плоские гнутые, кабины и подножки теперь изготавливались из дерева, с передних колес сняли тормоза, а в задней части кузова появился задний борт. только качание. Иногда снимали и правую фару, а бамперы в этих версиях отсутствовали.
Упрощенная модель, получившая обозначение ЗИС-5В, выпускалась с мая 1942 года в Ульяновске , а позже также в Москве и Миассе . Общий объем производства составил около 1 миллиона единиц (все заводы), при этом только ЗИС выпустил 532 311 экземпляров. За годы войны было выпущено около 83 тысяч ЗИС-5 обеих модификаций.
Использование
[ редактировать ]Во время войны ЗИС-5 использовался на всех фронтах, где его высоко ценили за необычайно простую и надежную конструкцию. Помимо грузовых задач, ЗИС-5 использовался как легкий артиллерийский тягач и для перевозки войск (на пяти скамьях, расположенных в кормовой части кузова, могли разместиться 25 солдат). ЗИС-5 также служил базой для многих специальных грузовиков, таких как заправщики, полевые мастерские, машины скорой помощи, переносные орудия и зенитные платформы.
После ГАЗ-АА ЗИС-5 был вторым по эксплуатации грузовым автомобилем Красной Армии в 1933-1943 годах. Интенсивный рост поставок грузовиков по ленд-лизу в 1943-1944 годах не повлиял на использование на первой линии «Трёхтонки» (так солдаты называли ЗИС-5 из-за трёхтонной грузоподъёмности), тогда как ГАЗ-АА несколько сошел на нет. второстепенные роли.
ЗИС-5 показал замечательную службу на « Дороге жизни », единственной линии снабжения блокадного Ленинграда , открытой по замерзшей поверхности Ладожского озера в зимние месяцы 1941–1944 годов. Этот грузовик имеет прозвище Захар (Захар, «за характер», по персонажу).
Экспорт
[ редактировать ]ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, пошедшим на экспорт. Всего было выпущено более 1 миллиона грузовиков ЗИС-5, и у СССР были широкие возможности предложить его для продажи за рубежом.
Партия из 100 грузовиков была продана в Турцию в 1934 году; другие количества впоследствии были закуплены Афганистаном, Ираком, Ираном, Испанией , Китаем, Латвией, Литвой, Эстонией, Монголией и Румынией.
Некоторые трофейные машины использовались финнами, захватившими их во время Зимней войны 1939–40 годов, а также немцами после вторжения в Советский Союз в июне 1941 года до капитуляции Германии в 1945 году.
Варианты
[ редактировать ]

- ЗИС-5: Стандартная серийная версия. Производился в 1934–1941 и 1942–1947 годах.
- ЗИС-5Э: Модернизированная 3-тонная версия ЗИС-5, прототип ЗИС-15.
- ЗИС-5В: Упрощенная версия. Годы выпуска 1942–1947 гг.
- ЗИС-6 : Трехосный вариант. Годы выпуска 1934–1941 гг.
- ЗИС-8: Версия автобуса на базе ЗИС-11. Годы выпуска 1934–1938 гг.
- ЗИС-10: Тягач . Годы выпуска 1938–1941 гг.
- ЗИС-11: длиннобазный вариант (для пожарных машин). Годы выпуска 1934–1936 гг.
- ЗИС-12: Длиннобазный вариант (специального назначения). Годы выпуска 1934–1938 гг.
- ЗИС-12 (94-КМ): вариант с двумя 25-мм автопушками для зенитных задач, всего пара сотен произведена в 1944–1945 годах.
- ЗИС-13: газогенераторный вариант на базе ЗИС-14. Год выпуска 1936–1939.
- ЗИС-14: Длиннобазный вариант (специального назначения). Год выпуска 1934.
- ЗИС-15: замена прототипа ЗИС-5. Год выпуска 1937.
- ЗИС-16: Автобусный вариант. Годы выпуска 1938–1941 гг.
- ЗИС-16С: санитарная версия на базе ЗИС-16. Годы выпуска 1939–1941 гг.
- ЗИС-17: Опытный образец автобуса на базе ЗИС-15. Год выпуска 1939.
- ЗИС-18: Версия газогенератора (аналог ЗИС-13, но на базе ЗИС-5).
- ЗИС-19: вариант самосвала. Годы выпуска 1939–1946 гг.
- ЗИС-20: Опытный вариант самосвала.
- ЗИС-21: Газогенераторный вариант (с древесногазовой установкой НАТИ-Г14). Годы выпуска 1939–1941 гг.
- ЗИС-22: Полугусеничный вариант. Годы выпуска 1940–1941 гг.
- ЗИС-22М Усовершенствование прототипа ЗИС-22. Год выпуска 1941.
- ЗИС-23: Трехосный вариант ЗИС-15.
- ЗИС-24: Полноприводная версия ЗИС-15.
- ЗИС-25: Газогенераторный вариант ЗИС-15.
- ЗИС-26: Вариант тягача ЗИС-15.
- ЗИС-28: Стенд для испытаний двигателя на базе ЗИС-15.
- ЗИС-30: Газобаллонный вариант. Годы выпуска 1940–1941 гг.
- ЗИС-31: Вариант газогенератора (аналог ЗИС-21, кроме угольного агрегата НАТИ-Г23).
- ЗИС-32: Полноприводная версия. Год выпуска 1941.
- ЗИС-33: Полугусеничный вариант. Год выпуска 1940.
- ЗИС-34: вариант 6х4. Годы выпуска 1940–1941 гг.
- ЗИС-35: Модернизированная версия ЗИС-33.
- ЗИС-36: Опытный вариант с колесной формулой 6х6. Год выпуска 1941.
- ЗИС-41: Версия газогенератора. Годы выпуска 1940–1944 гг.
- ЗИС-42: Полугусеничный вариант. Годы выпуска 1942–1944 гг.
- ЗИС-42М: Модернизированный ЗИС-42.
- ЗИС-43: Вооруженная версия ЗИС-42 с 61-К калибра 37 мм. зенитной автоматической пушкой
- ЗИС-44: санитарная версия на базе ЗИС-5В.
- ЗИС-50: ЗИС-5 с двигателем ЗИС-150. Годы выпуска 1947–1948 гг.
- ЗИС-С1: Вариант самосвала. Годы выпуска 1947–1949 гг.
- ЛЭТ: Экспериментальный электромобиль на базе ЗИС-5. Год выпуска 1935.
- ЗИС-ЛТА: Опытный образец полугусеничного лесовоза на базе ЗИС-5. Год выпуска 1949.
Спецификация
[ редактировать ]- 4х2, 2-осный 3-тонный грузовой автомобиль
- Общий объем производства: около 1 млн.
- Двигатель: карбюраторный, 73 л.с.(*)/2300об/мин, 6-цил. SV, 5557 куб.см, водяное охлаждение, крутящий момент 250 Нм (с января 1944 г. - 76 л.с./2400 об/мин, с начала 1950-х - 85 л.с.)
- Диаметр цилиндра/ход поршня: 101,6/114,3 мм
- Длина: 6060 мм (238,6 дюйма) (с бампером)
- Высота: 2160 мм (85,0 дюйма)
- Ширина: 2235 мм (88,0 дюйма)
- Колесная база: 3810 мм (150,0 дюйма)
- Трансмиссия: 4-ступенчатая несинхронизированная синхронизаторы, 2-ступенчатая раздаточная коробка.
- Вес: 3100 кг (6834 фунта) (без нагрузки)
- Максимальная скорость: 60 км/ч (37 миль в час) (с начала 1950-х годов - 70 км/ч (43 мили в час))
- Шины: 34х7 или 9,00х20 (послевоенные) дюймов, допускается замена на 36х8.
- Расход топлива: 34,0 л/100 км.
(*) Люди, исследовавшие ЗИС-5, утверждают, что реальная мощность двигателя была меньше заявленной в официальных документах и равнялась 67-68 л.с. (номинальная мощность – это не то же самое, что тормозная мощность ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Легендарные советские грузовики заводов ГАЗ и ЗИЛ" . 25 March 2021 . Retrieved 24 August 2021 .
- ^ «АМО » 2» . Проверено 24 августа 2021 г.