Jump to content

ЗИС-5 (грузовик)

ЗИС-5
Обзор
Производитель сказал
Также называется УралЗиС-355
Производство
  • 1934–1941, 1942–1948 (ЗИС)
  • 1942–1944 (УАСЗИС)
  • 1944–1958 (УралЗИС)
  • в. 1 миллион произведено
Сборка Москва
Кузов и шасси
Сорт Грузовик
Макет фр.
Связанный ЗИС-6
Автоавто Диспетчерская СД [ 1 ]
Силовой агрегат
Двигатель 5.6Л ЗИС-5 И6
Передача инфекции 4-ступенчатая механика + 2-ступенчатая коробка передач
Размеры
Колесная база 3810 мм (150,0 дюйма)
Длина 6060 мм (238,6 дюйма)
Ширина 2235 мм (88,0 дюйма)
Высота 2160 мм (85,0 дюймов) (кабина)
Снаряженная масса 3100 кг (6834 фунта)
Хронология
Предшественник АМО-3
Преемник

ЗИС -5 ( русский : ЗИС-5 ) — советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4х2, выпускавшийся Московским заводом ЗИС с 1932 по 1948 год (первый — в конце 1930 года).

Разработка

[ редактировать ]

В 1931 году автомобильный завод Московского автомобильного Московского общества (АМО) был переоборудован и расширен с помощью американской компании AJ Brandt Co. и начал выпускать новый грузовик с обозначением АМО-2. АМО-2 задумывался как замена предыдущего АМО-Ф-15 , первого когда-либо построенного советского грузовика (он был копией итальянского Fiat F-15 ).

Однако АМО-2 не был оригинальной разработкой, а был основан на грузовике Autocar Dispatch SD. [ 2 ] после лицензионного соглашения с компанией Autocar . Некоторое время спустя АМО-2 был модернизирован и усовершенствован, получив переименование в АМО-3. В 1933 году АМО был снова перестроен и переименован в Завод № 2 «Завод имени Сталина» (или Завод имени Сталина, сокращенно ЗИС или ЗиС), а летом АМО-3 был переименован в ЗиС-5.

Производство

[ редактировать ]
ЗИС-5 для перевозки хлеба.
ЗИС-5 в Тольяттинском техническом музее

Серийное производство нового грузовика началось 1 октября 1933 года. Грузовик имел мгновенный успех и вместе с ГАЗ-АА стал основным советским грузовиком 1930-1950-х годов. Он также превратился в рабочую лошадку Советских Вооруженных Сил: к началу операции «Барбаросса» Красная Армия могла выстроить в линию 104 200 таких грузовиков.

В условиях немецкого вторжения осенью 1941 года производственная линия на Московском заводе была остановлена ​​и перенесена в ( на Волге ) и в Миасс ( Челябинская область Урала Ульяновск ). Производство УАЗЗИСа в Ульяновске продолжалось с февраля 1942 по 1944 год. УралЗИС на Ульяновске устанавливал радиаторы с собственной маркой, а производство там шло с июля 1944 по 1955 год, то есть намного позже войны.

Тем временем московский завод ЗИС возобновил производство этих грузовиков в апреле 1942 года и продолжался до 1948 года, когда появился новый ЗИС-50 (ЗИС-5 с новым двигателем).

В 1955 году УралЗИС также модифицировал ЗИС-5: он получил новый двигатель и овальные крылья, отличные от довоенных. Эта новая модель получила обозначение УралЗИС-355 или ЗИС-355.

ЗИС-5В

В конце 1941 года нехватка сырья вынудила пересмотреть конструкцию ЗИС-5. Все изменения были направлены на упрощение изготовления и использование меньшего количества сырья: круглые штампованные крылья заменили на плоские гнутые, кабины и подножки теперь изготавливались из дерева, с передних колес сняли тормоза, а в задней части кузова появился задний борт. только качание. Иногда снимали и правую фару, а бамперы в этих версиях отсутствовали.

Упрощенная модель, получившая обозначение ЗИС-5В, выпускалась с мая 1942 года в Ульяновске , а позже также в Москве и Миассе . Общий объем производства составил около 1 миллиона единиц (все заводы), при этом только ЗИС выпустил 532 311 экземпляров. За годы войны было выпущено около 83 тысяч ЗИС-5 обеих модификаций.

Использование

[ редактировать ]

Во время войны ЗИС-5 использовался на всех фронтах, где его высоко ценили за необычайно простую и надежную конструкцию. Помимо грузовых задач, ЗИС-5 использовался как легкий артиллерийский тягач и для перевозки войск (на пяти скамьях, расположенных в кормовой части кузова, могли разместиться 25 солдат). ЗИС-5 также служил базой для многих специальных грузовиков, таких как заправщики, полевые мастерские, машины скорой помощи, переносные орудия и зенитные платформы.

После ГАЗ-АА ЗИС-5 был вторым по эксплуатации грузовым автомобилем Красной Армии в 1933-1943 годах. Интенсивный рост поставок грузовиков по ленд-лизу в 1943-1944 годах не повлиял на использование на первой линии «Трёхтонки» (так солдаты называли ЗИС-5 из-за трёхтонной грузоподъёмности), тогда как ГАЗ-АА несколько сошел на нет. второстепенные роли.

ЗИС-5 показал замечательную службу на « Дороге жизни », единственной линии снабжения блокадного Ленинграда , открытой по замерзшей поверхности Ладожского озера в зимние месяцы 1941–1944 годов. Этот грузовик имеет прозвище Захар (Захар, «за характер», по персонажу).

ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, пошедшим на экспорт. Всего было выпущено более 1 миллиона грузовиков ЗИС-5, и у СССР были широкие возможности предложить его для продажи за рубежом.

Партия из 100 грузовиков была продана в Турцию в 1934 году; другие количества впоследствии были закуплены Афганистаном, Ираком, Ираном, Испанией , Китаем, Латвией, Литвой, Эстонией, Монголией и Румынией.

Некоторые трофейные машины использовались финнами, захватившими их во время Зимней войны 1939–40 годов, а также немцами после вторжения в Советский Союз в июне 1941 года до капитуляции Германии в 1945 году.

Варианты

[ редактировать ]
ЗИС-42М
ЗИС-8 «Фердинанд» использован в фильме « Место встречи изменить нельзя».
  • ЗИС-5: Стандартная серийная версия. Производился в 1934–1941 и 1942–1947 годах.
  • ЗИС-5Э: Модернизированная 3-тонная версия ЗИС-5, прототип ЗИС-15.
  • ЗИС-5В: Упрощенная версия. Годы выпуска 1942–1947 гг.
  • ЗИС-6 : Трехосный вариант. Годы выпуска 1934–1941 гг.
  • ЗИС-8: Версия автобуса на базе ЗИС-11. Годы выпуска 1934–1938 гг.
  • ЗИС-10: Тягач . Годы выпуска 1938–1941 гг.
  • ЗИС-11: длиннобазный вариант (для пожарных машин). Годы выпуска 1934–1936 гг.
  • ЗИС-12: Длиннобазный вариант (специального назначения). Годы выпуска 1934–1938 гг.
    • ЗИС-12 (94-КМ): вариант с двумя 25-мм автопушками для зенитных задач, всего пара сотен произведена в 1944–1945 годах.
  • ЗИС-13: газогенераторный вариант на базе ЗИС-14. Год выпуска 1936–1939.
  • ЗИС-14: Длиннобазный вариант (специального назначения). Год выпуска 1934.
  • ЗИС-15: замена прототипа ЗИС-5. Год выпуска 1937.
  • ЗИС-16: Автобусный вариант. Годы выпуска 1938–1941 гг.
    • ЗИС-16С: санитарная версия на базе ЗИС-16. Годы выпуска 1939–1941 гг.
  • ЗИС-17: Опытный образец автобуса на базе ЗИС-15. Год выпуска 1939.
  • ЗИС-18: Версия газогенератора (аналог ЗИС-13, но на базе ЗИС-5).
  • ЗИС-19: вариант самосвала. Годы выпуска 1939–1946 гг.
  • ЗИС-20: Опытный вариант самосвала.
  • ЗИС-21: Газогенераторный вариант (с древесногазовой установкой НАТИ-Г14). Годы выпуска 1939–1941 гг.
  • ЗИС-22: Полугусеничный вариант. Годы выпуска 1940–1941 гг.
    • ЗИС-22М Усовершенствование прототипа ЗИС-22. Год выпуска 1941.
  • ЗИС-23: Трехосный вариант ЗИС-15.
  • ЗИС-24: Полноприводная версия ЗИС-15.
  • ЗИС-25: Газогенераторный вариант ЗИС-15.
  • ЗИС-26: Вариант тягача ЗИС-15.
  • ЗИС-28: Стенд для испытаний двигателя на базе ЗИС-15.
  • ЗИС-30: Газобаллонный вариант. Годы выпуска 1940–1941 гг.
  • ЗИС-31: Вариант газогенератора (аналог ЗИС-21, кроме угольного агрегата НАТИ-Г23).
  • ЗИС-32: Полноприводная версия. Год выпуска 1941.
  • ЗИС-33: Полугусеничный вариант. Год выпуска 1940.
  • ЗИС-34: вариант 6х4. Годы выпуска 1940–1941 гг.
  • ЗИС-35: Модернизированная версия ЗИС-33.
  • ЗИС-36: Опытный вариант с колесной формулой 6х6. Год выпуска 1941.
  • ЗИС-41: Версия газогенератора. Годы выпуска 1940–1944 гг.
  • ЗИС-42: Полугусеничный вариант. Годы выпуска 1942–1944 гг.
    • ЗИС-42М: Модернизированный ЗИС-42.
    • ЗИС-43: Вооруженная версия ЗИС-42 с 61-К калибра 37 мм. зенитной автоматической пушкой
  • ЗИС-44: санитарная версия на базе ЗИС-5В.
  • ЗИС-50: ЗИС-5 с двигателем ЗИС-150. Годы выпуска 1947–1948 гг.
  • ЗИС-С1: Вариант самосвала. Годы выпуска 1947–1949 гг.
  • ЛЭТ: Экспериментальный электромобиль на базе ЗИС-5. Год выпуска 1935.
  • ЗИС-ЛТА: Опытный образец полугусеничного лесовоза на базе ЗИС-5. Год выпуска 1949.

Спецификация

[ редактировать ]
  • 4х2, 2-осный 3-тонный грузовой автомобиль
  • Общий объем производства: около 1 млн.
  • Двигатель: карбюраторный, 73 л.с.(*)/2300об/мин, 6-цил. SV, 5557 куб.см, водяное охлаждение, крутящий момент 250 Нм (с января 1944 г. - 76 л.с./2400 об/мин, с начала 1950-х - 85 л.с.)
  • Диаметр цилиндра/ход поршня: 101,6/114,3 мм
  • Длина: 6060 мм (238,6 дюйма) (с бампером)
  • Высота: 2160 мм (85,0 дюйма)
  • Ширина: 2235 мм (88,0 дюйма)
  • Колесная база: 3810 мм (150,0 дюйма)
  • Трансмиссия: 4-ступенчатая несинхронизированная синхронизаторы, 2-ступенчатая раздаточная коробка.
  • Вес: 3100 кг (6834 фунта) (без нагрузки)
  • Максимальная скорость: 60 км/ч (37 миль в час) (с начала 1950-х годов - 70 км/ч (43 мили в час))
  • Шины: 34х7 или 9,00х20 (послевоенные) дюймов, допускается замена на 36х8.
  • Расход топлива: 34,0 л/100 км.

(*) Люди, исследовавшие ЗИС-5, утверждают, что реальная мощность двигателя была меньше заявленной в официальных документах и ​​равнялась 67-68 л.с. (номинальная мощность – это не то же самое, что тормозная мощность ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Легендарные советские грузовики заводов ГАЗ и ЗИЛ" . 25 March 2021 . Retrieved 24 August 2021 .
  2. ^ «АМО » 2» . Проверено 24 августа 2021 г.
[ редактировать ]
  • Хенкофхолланд [1]
  • Автогалерея [2]
  • ЗиС-5 на сайте Двигатели Красной Армии во Второй мировой войне [3]
  • ЗиС-5В на сайте Двигатели Красной Армии во Второй мировой войне [4]
  • Autocar Dispatch Model SA на сайте TruckPlanet [5]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b91603f50dcf80a422f6415d25d1a33c__1725390120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/3c/b91603f50dcf80a422f6415d25d1a33c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ZIS-5 (truck) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)