Место встречи не может быть изменено
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Январь 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Место встречи не может быть изменено | |
---|---|
![]() Русская обложка DVD | |
Русский | Место встречи изменить нельзя |
Режиссер | Stanislav Govorukhin |
Написал | Аркадий и Георгий Вайнеры |
На основе | Эра милосердия авторы Аркадий и Георгий Вайнеры |
В главных ролях | |
Кинематография | Леонид Бурлака |
Под редакцией | Валентина Олейник |
Музыка | Евгений Геворкян |
Производство компании | Одесская киностудия , Второе творческое объединение |
Дата выпуска |
|
Время работы | 390 минут [ 1 ] |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Место встречи изменить нельзя рус. ( Место ) встречи изменить нельзя — советский пятисерийный телевизионный фильм 1979 года режиссёра Станислава Говорухина . Сценарий, написанный Аркадием и Георгием Вайнером , основан на сюжете их романа «Эра милосердия» . Съемки проходили в 1978–1979 годах; павильонные сцены снимались в основном на Одесской киностудии и натурные в Москве . В нем снялся певец и автор песен Владимир Высоцкий в одном из своих последних появлений на экране вместе с актером Владимиром Конкиным в главных ролях; Армен Джигарханян , Сергей Юрский В фильме также приняли участие и еще несколько известных советских актеров. Действие фильма происходит в послевоенной Москве, где действует банда «Черная кошка». Расследованием деятельности банды занимаются сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом столичного уголовного розыска во главе с капитаном Жегловым. Сюжет фильма перекликается с реальной историей красногорской банды Ивана Митина, занимавшейся грабежами и убийствами в Москве и Московской области в начале 1950-х годов.
Премьера « Места встречи» была приурочена ко Дню полиции и состоялась 11–16 ноября 1979 года на Центральном телевидении СССР . Пресса довольно живо отреагировала на выход фильма; рецензентов интересовала не только актерская и режиссерская работа, но и моральные проблемы, представленные в повести, прежде всего связанные с этическими противостояниями Жеглова и Шарапова. Среди критиков фильма были братья Вайнер, которые не согласились с вмешательством режиссера в драматическую канву романа и попросили убрать их фамилию из титров. Позже по инициативе братьев им вернули фамилию.
Пока фильм не получил никаких наград, его создатели получили дипломы МВД, а Высоцкий за исполнение роли капитана Жеглова был трижды посмертно награжден: в 1981 году специальным дипломом и призом жюри на 9-м Всероссийском кинофестивале. Союзный кинофестиваль в Ереване ; в 1987 году — Государственная премия СССР ; а в 1998 году – Премия МВД России. В 1999 году Владимир Конкин был удостоен премии МВД России за роль Шарапова.
Это был культовый фильм в СССР и наряду с «Семнадцатью мгновениями весны » он стал частью массовой культуры для нескольких поколений русскоязычных зрителей. Сериал был выпущен на Западе как «Эпоха милосердия » по оригинальному роману братьев Вайнеров , на котором он основан.
Сюжет
[ редактировать ]Действие происходит в августе–ноябре 1945 года в Москве. [ 2 ]
Первая часть
[ редактировать ]Старший лейтенант Владимир Шарапов ( Владимир Конкин ) — молодой офицер- разведчик , только что вернувшийся с фронта. Он распределяется в мирное время в знаменитый Московский отдел уголовного розыска (МУР) и знакомится с начальником отдела по борьбе с бандитизмом капитаном Глебом Жегловым ( Владимир Высоцкий ) и другими сотрудниками. Погружение Шарапова в оперативную деятельность начинается с первого дня службы, когда на его глазах погибает полицейский Вася Векшин в ходе неудачной агентурной операции против неуловимой банды "Черная кошка". Первое дело Шарапова в МУРе — убийство и ограбление молодой женщины Ларисы Груздевой. Жеглов уверен, что преступление совершил муж Ларисы, доктор Иван Сергеевич Груздев ( Сергей Юрский ). [ 2 ]
Вторая часть
[ редактировать ]Оперативная группа, прибыв на место происходящего ограбления продовольственного склада, вступает в безуспешную перестрелку с членами банды «Чёрная кошка», которая своей жестокостью наводит страх на жителей Москвы. Банда обычно оставляет на месте преступления визитную карточку — нарисованный углем силуэт черной кошки или черный котенок. Кроме того, Жеглов и Шарапов продолжают расследование убийства Ларисы Груздевой. Все доказательства указывают на причастность к делу ее мужа; тем не менее Шарапов сомневается, что расследование идет в правильном направлении. Среди представителей криминального мира, которых он встречает во время облавы, — проститутка Манька Бонд ( Лариса Удовиченко ). На ее руке найден браслет, принадлежавший погибшей Ларисе. Благодаря информации Маньки Жеглов и Шарапов выслеживают карманника Кирпича ( Станислав Садальский ); в разговоре с сыщиками он раскрывает имя неизвестного им бандита - Фокса. [ 3 ]
Третья часть
[ редактировать ]Поимка Лиса ( Александра Белявского ) теперь является одной из главных задач команды. Часть событий происходит в доме модистки Верки, куда Лиса приносит на хранение краденое. Жеглов размещает в доме двух офицеров, чтобы устроить засаду на Фокса. Однако тщательно продуманный план срывается дерзостью Фокса и трусостью милиционера Соловьева. Тем не менее расследование продолжается, и в Большом театре Жеглов и Шарапов задерживают вора Ручечника ( Евгений Евстигнеев ) и его напарницу Волокушину ( Екатерина Градова ), которые сообщают, что у Фокса есть «контактный телефон». Дополнительную информацию о Фоксе, например описание его внешности, Шарапов получает от бывшей любовницы Фокса Ингрид Соболевской ( Наталья Фатеева ). [ 4 ]
Четвертая часть
[ редактировать ]Шарапов начинает собственное расследование убийства Ларисы Груздевой. Перепроверив показания, он обнаруживает, что пистолет, являющийся главной уликой против Груздева, вероятно, был подброшен ему в съемную квартиру сантехником. При этом выясняются и другие подробности, позволяющие говорить о невиновности Груздева. Жеглов, в целом принимая доводы Шарапова, тем не менее настаивает на необходимости дальнейшего содержания Груздева в тюрьме, поскольку его освобождение может насторожить настоящего убийцу. Тем временем команда планирует поймать Фокса в ресторане «Астория». Почувствовав, что что-то не так, Фокс ускользает из учреждения, но не может уйти от детективов в погоне. Во время наряда полиции Желтовская, новая жена Груздева, сообщает, что ранее видела Фокса: он появился в их доме под видом сантехника. После этого Груздева отпускают; Жеглов, убежденный, что «без вины нет наказания», отказывается перед ним извиняться. [ 4 ]
Пятая часть
[ редактировать ]События развиваются в логове Чёрной Кошки, где Шарапов пытается выйти на связь с бандитами в ходе секретной операции. Под псевдонимом Владимир Сидоренко он представляет весьма правдоподобную легенду и убеждает членов банды спасти Фокса, которого нужно отвезти в ограбленный бандой магазин для проведения «следственного эксперимента». Лидер «Черного кота» Горбун ( Армен Джигарханян ) готов поверить гостю. Однако среди членов банды Шарапов обнаруживает своего фронтового товарища Сергея Левченко ( Виктор Павлов ). Ночью Левченко просит Шарапова покинуть логово. Шарапов отказывается.
Тем временем Жеглов, понимая, что «место встречи изменить нельзя», готовит магазин к обыску. Это удается: Шарапов спасен, а банда «Черная кошка» арестована. Однако Левченко, воспользовавшись моментом, пытается скрыться. Несмотря на протест Шарапова, Жеглов стреляет в Левченко и убивает его. После этого подавленный Шарапов навещает свою возлюбленную Варвару Синичкину (Наталья Данилова). Варвара стоит у окна; в руках она держит взятого из роддома подкидыша, благодаря которому они познакомились несколько месяцев назад. [ 4 ]
Анализ
[ редактировать ]Большая часть сериала вращается вокруг отношений Жеглова и Шарапова. Хотя эти двое становятся близкими друзьями и соседями по комнате, по сути они являются противоположностями, которые часто конфликтуют. В основе конфликта лежит несогласие Шарапова с подходом Жеглова к правоохранительной деятельности «цель оправдывает средства». Жеглов, закаленный и циничный за годы войны в тылу, борясь с организованной преступностью, считает, что "место вора - в тюрьме, и публике плевать, как я его туда посадил". С этой целью Жеглов без колебаний использует сомнительные тактики, такие как подбрасывание улик, чтобы оправдать арест известного карманника. Шарапов, напротив, считает, что закон сам по себе является высшей ценностью и не может использоваться просто как инструмент. Напряженный конфликт также возникает, когда, чтобы ввести Фокса в заблуждение, Жеглов решает оставить Груздева под арестом даже после того, как становится ясно, что этот человек невиновен.
Производство
[ редактировать ]Название сериала является отсылкой к его финалу, где неудачная попытка Шарапова отступить после контакта с бандой вынуждает Жеглова следовать ранее отвергнутому плану рискованной секретной операции. Надеясь, что Шарапов выманит бандитов на место предшествующего ограбления, как они предварительно отрепетировали, Жеглов произносит: "Место и время операции изменить нельзя".
По некоторым воспоминаниям, [ 5 ] Высоцкий сыграл главную творческую роль в создании сериала. Идея экранизировать роман пришла к нему после того, как он получил предварительный экземпляр книги от братьев Вайнеров, и активно агитировал за роль Жеглова, хотя персонаж романа был гораздо более молодым человеком. Во время съемок Высоцкий часто заменял Говорухина на посту режиссера, в том числе руководил всей сценой допроса доктора Груздева, а также придумывал комические атрибуты персонажа Кости «Кирпича» Сапрыкина (добродушного карманника с дефектом речи). .
Молодого актера Ивана Бортника (близкого друга Высоцкого) хвалили за яркое и точное изображение приспешника Черного кота Промокашки – роль, которая стала определяющей в его дальнейшей актерской карьере. Бортник, которого часто изображают стереотипным российским преступником, — высокообразованный человек из семьи московских ученых. Свою культовую роль (по большей части импровизированная, поскольку создатели предполагали лишь второстепенную роль с небольшим количеством диалогов) он создал лишь на основе воспоминаний о своих случайных уличных контактах с молодыми подражателями преступников.
Точно так же к опытному актеру кино и озвучивания Александру Белявскому на улице регулярно подходили бывшие заключенные, которые выражали восхищение тем, что, по их мнению, было бывшим криминальным прошлым актера, ссылаясь на сцену допроса Фокса, где у него течет кровь из губы и высокомерно вытирает кровь о край стола Шарапова. На самом деле у Белявского не было никакого криминального прошлого, и он импровизировал всю сцену, используя вишневое варенье, которое одолжил у ассистентов во время обеденного перерыва, для имитации крови.
Одна из самых известных комических сцен фильма возникла из-за актерской оплошности. Подписывая письменные показания, проститутка Манька "Облигация" спрашивает Жеглова, ее прозвище (по-русски - госзалог правильно ли пишется ) через "О" или через "А". Жеглов рассеянно отвечает, правильно ли пишется, прежде чем понять, о чем она спрашивает, и велит ей вместо этого поставить подпись своим настоящим именем. Актриса Лариса Удовиченко рассказала, что весь момент не был написан по сценарию, и спросила о написании, потому что не была уверена, а Высоцкий решил подыграть. Режиссеру Станиславу Говорухину экспромт понравился, и он включил его в фильм. [ 6 ]
В конце романа умирает любовница Шарапова, патрульная Варвара Синичкина. Концовку в фильме изменили, так как администратор студии посчитал ее слишком депрессивной. Позже братья Вайнеры признались, что новый счастливый конец им понравился больше. [ 7 ]
Изначально предполагалось, что сериал будет состоять из семи частей, но советские власти приказали сократить две части. В результате многие сцены были исключены из окончательной версии, и Вайнеры изо всех сил пытались сохранить ход повествования. [ 8 ]
Литературный сценарий и высказывание режиссера
[ редактировать ]«Место встречи» основано на романе «Эра милосердия» , написанном Аркадием и Георгием Вайнером в 1975 году. Сюжет во многом основан на реальных событиях, но не имеет почти ничего общего с деяниями реальной банды «Черная кошка». Настоящие члены этой банды — в основном подростки — были задержаны во второй половине 1940-х годов после неудачного ограбления. Тем не менее, миф о неуловимых преступниках, оставивших рисунки кошек, существовал в послевоенной московской среде довольно долго. Братья Вайнеры позаимствовали из этой истории только название группы и символы. Красногорская банда Ивана Митина гораздо ближе к банде в романе. По словам Георгия Вайнера, "хотя Шарапов - образ собирательный, но у него есть и прототип - Володя Арапов, который впоследствии стал главой управления МУР. Он участвовал в поимке знаменитой банды Митина, которую мы олицетворяли как Черную кошку". [ 9 ] Сюжетная линия, связанная с арестом Ивана Груздева, также восходит к реальным событиям - его прототипом является кандидат медицинских наук Евгений Миркин, арестованный по подозрению в убийстве жены в 1944 году. Лишь после вынесения приговора появились доказательства того, что Миркин был невиновен. [ 10 ]

Существуют разные версии, связанные с идеей экранизации «Эры милосердия» . По воспоминаниям Аркадия Вайнера, после выхода отдельной книги они с братом подарили несколько экземпляров близким друзьям. Среди них был Владимир Высоцкий. Прочитав роман, Высоцкий сообщил Вайнерам, что «Эра милосердия» — это готовая основа для будущего фильма, в котором он хотел бы застолбить за собой роль Жеглова. [ 11 ] Станислав Говорухин изложил иную трактовку событий, заявив, что рекомендовал Высоцкому познакомиться с творчеством Вайнеров: «Почитайте, замечательная роль для вас». [ 12 ]
После включения «Эпохи милосердия» в план Одесской киностудии встал вопрос о режиссёре. Первоначально сценаристская и редакционная коллегия планировала привлечь Виллена Новака; позже Алексей Баталов в качестве претендента рассматривался . Однако ни один из них не смог приступить к работе из-за занятости в других проектах. [ 13 ] Высоцкий предложил Говорухину на должность директора. Вайнеры поддержали его кандидатуру после того, как Говорухин на личной встрече пообещал писателям, что не изменит «ни одной строчки, ни одного слова» в их сценарии без их согласия. [ 14 ]
Бросать
[ редактировать ]- Vladimir Vysotsky as Gleb Zheglov
- Vladimir Konkin as Vladimir Sharapov
- Sergei Yursky as Dr. Ivan Gruzdev
- Natalya Danilova as Varvara Sinichkina
- Виктор Павлов — Сергей Левченко, бывший соратник Шарапова, член банды «Чёрная кошка».
- Леонид Куравлёв в роли вора Валентина Бисяева («Валька Копчёный»).
- Александр Белявский в роли Фокса, высокопоставленного члена банды «Черная кошка».
- Евгений Евстигнеев — Петр Ручников («Петька Ручечник»), вор шуб.
- Армен Джигарханян в роли «Горбатого» («Горбатого»), лидера банды «Черный кот».
- Larisa Udovichenko as Mariya Kolyvanova ("Manka Obligatsiya"), prostitute
- Станислав Садальский — Константин «Кирпич» Сапрыкин («Костя Кирпич»), карманник
- Valeriya Zaklunna as Klasha, The Hunchback's girlfriend
- Зиновий Гердт как Михайл Бомзе, Шарапов в небо
- Александр Абдулов в роли «Лошака», водителя банды «Чёрный кот».
- Yekaterina Gradova as Svetlana Volokushuna, "Ruchechnik"'s accomplice
- Иван Бортник в роли «Промокашки», члена банды «Чёрная кошка».
Культурное влияние
[ редактировать ]
Огромная популярность фильма сделала его важным источником советской и постсоветской популярной культуры.
- Армен Джигарханян высмеивал свою роль Горбуна в популярном армянском комедийном сериале « Наш двор» 1998 года . [ 15 ]
- В 2010 году премьер-министр России Владимир Путин использовал знаменитую фразу Жеглова «Место вора — в тюрьме» в широко критикуемых высказываниях против заключенного в тюрьму магната Михаила Ходорковского . [ 16 ]
- Скульптура с изображением Высоцкого и Конкина (в роли Жеглова и Шарапова) установлена возле здания МВД в Киеве , Украина. [ 17 ]
- В 1998 году звезда российского телевидения Леонид Парфенов снял памятный документальный фильм « Место встречи, 20 лет спустя» . [ 18 ] помещая историю создания сериала в более широкий социальный контекст как сюжетной, так и продюсерской эпох. Парфенов взял интервью у участников и знакомых актеров и съемочной группы, а также у реальных сыщиков и преступников 1970-х годов.
- В 1991 году российская рок-группа «Любэ » выпустила дебютный альбом «Атас » , текст заглавной песни которого во многом отсылает к сюжету фильма, в первую очередь сосредоточенному на героях Глеба Жеглова и Владимира Шарапова и их противостоянии с банда «Черная кошка».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Lazareva 2006 , p. 136—137.
- ^ Jump up to: а б Lazareva 2006 , p. 140.
- ^ Lazareva 2006 , p. 140-141.
- ^ Jump up to: а б с Lazareva 2006 , p. 141.
- ^ Место встречи изменить нельзя,, – Город.томск.ру (на русском языке). Город.томск.ру. 2 марта 2010 г. Проверено 8 сентября 2012 г.
- ^ "МЕСТО ВСТРЕЧИ. 20 ЛЕТ СПУСТЯ" on YouTube (in Russian)
- ^ «NEWSru.co.il» . НОВОСТИru.co.il . Проверено 8 сентября 2012 г.
- ^ Видео на YouTube [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мамонова 2011 , с. 6, 26, 105.
- ^ Chernysheva, V. (2015). "Пять знаковых ролей Сергея Юрского" [Five iconic roles of Sergei Yursky]. Rossiyskaya Gazeta . Archived from the original on 11 July 2015.
- ↑ Tsybulsky 2016 , p. 305.
- ^ Lazareva 2006 , p. 144.
- ^ Lazareva 2006 , p. 146.
- ↑ Tsybulsky 2016 , p. 307.
- ^ «Мер Бэке – Мер Бэке 2» . Armantube.net. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 8 сентября 2012 г.
- ^ Кассандра The World в 2012 году (2 декабря 2010 г.). «Суд над Ходорковским подчеркивает власть Путина в 2011 году: «Вор должен сидеть в тюрьме…» » . Экономист . Проверено 8 сентября 2012 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ В Киеве открыли памятник Жеглову и Шарапову (in Ukrainian)
- ^ Место встречи. 20 лет спустя Archived 9 October 2006 at the Wayback Machine (in Russian)
Источники
[ редактировать ]- Лазарева, Г. (2006). Миненко В. (ред.). Владимир Высоцкий [ Владимир Высоцкий ]. Названия Одесской киностудии. Одесса : Астропринт. ISBN 966-318-604-6 .
- Mamonova, O. (2011). Последняя банда: Сталинский МУР против "чёрных котов" Красной Горки [ The Last Gang: Stalin's MUR against the "black cats" of Krasnaya Gorka ]. Moscow: Detektiv-Press. ISBN 978-5-89935-100-6 .
- Tsybulsky, Mark (2016). Владимир Высоцкий и его "кино" [ Vladimir Vysotsky and his "cinema" ]. Имена. Nizhny Novgorod: Dekom. ISBN 978-5-89533-355-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Место встречи нельзя изменить в AllMovie
- Место встречи изменить нельзя на IMDb
- "Место встречи. 20 лет спустя" – Leonid Parfyonov 's documentary (in Russian) :
- фильмы 1979 года
- Владимир Высоцкий
- Братья Вайнер
- Советский телесериал 1970-х годов.
- Российский полицейский процессуальный телесериал
- Советский телевизионный мини-сериал
- 1979 год в Советском Союзе
- Телевизионный мини-сериал 1970-х годов
- Советский криминальный телесериал
- Вымышленные образы Московской городской полиции.
- Фильмы о приятелях-полицейских 1970-х годов