Рижский автобусный завод
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( сентябрь 2019 г. ) |
![]() | |
Основан | 1949 |
---|---|
Несуществующий | 1998 |
Штаб-квартира | , Латвия (бывший Советский Союз ) |
Продукты | Автобусы и микроавтобусы |


Рижский автобусный завод ( РАФ ; латвийский : Rīgas Autobusu Fabrika ) — завод в Елгаве , Латвия , производивший фургоны и микроавтобусы под торговой маркой Latvija .
История
[ редактировать ]Истоки, Рижский период
[ редактировать ]В советский период РАФ и УАЗ были единственными производителями фургонов и микроавтобусов в Советском Союзе . Фургоны и микроавтобусы РАФ использовались только государственными предприятиями, чаще всего в качестве машин скорой помощи и общественного транспорта. Частным лицам не разрешалось владеть ими, за исключением семей, имеющих не менее пяти детей. [ нужна ссылка ]
В 1949 году на базе Рижского авторемонтного завода №2 (широко известного как РАРЗ) завод приступил к производству кузовов-фургонов. [1] ). В 1955 году он был переименован в Рижский опытный автобусный завод ( латышский : Rīgas eksperimentālā autobusu fabrika , русский : Рижский Опытный Автобусный Завод ). Он станет основным советским производителем микроавтобусов . [2]
Первой продукцией РАФ стал РАФ-251 — 22-местный местный автобус на базе шасси ГАЗ-51 (которое также построил РАФ) с деревянно-металлическим кузовом. [2] Также существовала пассажирско-грузовая версия ( Комби ) 251Т с грузоподъемностью 14 пассажиров и 800 кг (1800 фунтов) груза. [2]
С 1958 года завод приступил к выпуску микроавтобусов РАФ-977 на базе двигателя ГАЗ-21 «Волга» (между передними сиденьями, [3] скорее как Dodge A100 ; доступ к двигателю был через внутренний люк [3] ), трансмиссия, мосты и рулевое управление. [3] Планировалось производить пассажирские («маршрутные такси» для аэропортов и спортивных команд), грузовые, почтовые и санитарные версии автомобиля, чтобы заменить модифицированные универсалы . использовавшиеся тогда [2] Черпая вдохновение из VW Type 2 , он имел передний двигатель с водяным охлаждением объемом 2445 куб. См (149,2 куб. Дюймов) (на основе двигателя Волги, с более низкой степенью сжатия ) и десятиместный двигатель. [4] Он дебютировал в 1957 году, и десять из них были построены для показа на Московском фестивале молодежи в том же году, что привело к предложению названия «Фестиваль». [3] Первая партия была выпущена в 1959 году под новым названием RAF 977. [3] Он имел расход 13 л/100 км (18 миль на галлон в США ; 22 миль на галлон в имп ) и мог развивать скорость 62 мили в час (100 км/ч). [3] большинство из них строятся вручную. [2]
В 1965 году РАФ предложил два прототипа в надежде убедить Минавтопром профинансировать новый завод: обычную версию, сравнимую с Ford Transit (получившую название RAF 962-I), или версию с передним управлением , аналогичную Renault Estafette ( получивший название 962-II). [5] Руководство РАФ, что было редким шагом для советской компании, создало две конкурирующие команды для индивидуального проектирования нового фургона. [5] Был выбран обычный 962-I, который, казалось, вряд ли обеспечит деньги на совершенно новое предприятие. [6] Поэтому RAF попытались убедить отборочную комиссию принять на вооружение более радикальный 962-II, и это удалось. [7]
Однотонный вариант базировался на модернизированном шасси 977Д. Однако размеры завода оказались недостаточно большими для запуска этой модели в серийное производство, в связи с чем ее перенесли на ЕрАЗ ( Ереван , Армения ).
Переезд в Елгаву, упадок и крах
[ редактировать ]Строительство нового завода в Елгаве (для производства нового самолета 962-II, ныне известного как RAF-2203 Latvia ) было начато 25 июля 1969 года и завершено в феврале 1976 года. [7] Он был рассчитан на выпуск 17 000 автомобилей в год. Завод выпустил несколько модификаций РАФ-2203, которые широко продавались в Советском Союзе и экспортировались, в основном в страны Социалистического блока и союзные страны. [8]
Огромный завод создал серьезные проблемы для оккупированной Советским Союзом Латвии. Во время планирования местные экономисты предупреждали, что проект неосуществим в долгосрочной перспективе, но советское правительство проигнорировало их. Из-за нехватки местной рабочей силы в Елгаву были привезены рабочие со всего Советского Союза, что увеличило и без того высокий уровень иммиграции и создало нагрузку на местную инфраструктуру и этнические отношения между латышами и преимущественно русскоязычными приезжими. [9] В советские времена доля латышей, проживающих в Елгаве, сократилась с 80% до менее 50%. Построен совершенно новый район Елгавы, носящий имя РАФ. [10]
Кроме того, даже при наличии привозной рабочей силы завод страдал от нехватки квалифицированной рабочей силы: срочников на линию привлекали инженеров (впоследствии также солдат- Советской Армии). Проблемы качества были широко распространены и хорошо известны; в отдельные дни все изготовленные автомобили оказывались бракованными. Даже большой завод в конце концов оказался слишком маленьким (с запланированной годовой производительностью всего 12 000 автомобилей в год), чтобы установить важное оборудование, что замедлило производство. [10] Тяжелый удар для завода нанесла перестройка — примерно в 1986 году завод лишили Государственного знака качества СССР . В 1987 году на заводе был организован один из первых в СССР открытых управленческих конкурсов, Виктора Боссерта из Омска директором которого работники завода избрали . Боссерт пытался улучшить качество, даже объявив конкуренцию фургону Renault Trafic стороны , но не смог преодолеть неэффективную цепочку поставок советской плановой экономики и отсутствие стимулов и конкуренции из-за гарантированных тендеров со Госснаба . Он покинул завод в 1990 году. [8] [9]
К началу 1990-х годов РАФ-2203 полностью устарел и завод приступил к проектированию новой модели. Первоначальный план состоял в том, чтобы построить новую машину RAF под названием М1 «Роксана» , спроектированную при помощи британской консалтинговой компании International Automotive Developments . Модель успешно демонстрировалась на нескольких автосалонах, но дальше прототипа так и не продвинулась. Случай произошел с переднеприводным микроавтобусом RAF M2 «Стиль» 1994 года выпуска. [10]
После распада СССР новые границы разорвали цепочки поставок, и производство резко упало. [ модное слово ] . Инвестиционное предложение поступило от российской компании ГАЗ , но оно было отклонено правительством Латвии, которое сочло российский капитал угрозой независимости Латвии. [ нужна ссылка ] Хотя некоторые западные и восточноазиатские инвесторы также проявляли интерес к РФС, все они считали эту инвестицию слишком рискованной, поскольку местная экономика была слишком мала, чтобы поддерживать крупное производство, а российский рынок был практически закрыт из-за нестабильной российской экономики и сложной политической ситуации. Отношения России и Латвии. Крупный завод, в значительной степени зависящий от деталей и материалов, привозимых из-за пределов Латвии, требовал много ресурсов для своего содержания и был описан некоторыми инвесторами как единственный ценный актив завода. [8] Еще одним ударом стала популярность российского фургона «ГАЗель» , представленного в 1994 году.
последняя партия 13-местных РАФ-22039 В 1997 году была выпущена . Последним автомобилем, выпущенным умирающим гигантом, стал РАФ-3311 — катафалк .
В 1998 году РАФ обанкротился. Единственной частью компании, которая уцелела, была чартерная авиакомпания «РАФ-Авиа» , созданная на базе четырех принадлежащих заводу самолетов. 120 000 м 2 Производственная площадка (1 300 000 кв. футов), оснащенная оборудованием, принадлежит АО « Балитва». Они рассматривали возможность продажи его западному автопроизводителю, но это оказалось нереально. По состоянию на 2002 год сборочный цех еще работал, имелась вся конструкторская документация, поэтому в случае необходимости производство можно было возобновить. ЕрАЗ проявил интерес, но, видимо, только к разработкам. [11]
После банкротства RAF здания и землю завода за 150 тысяч латов приобрело ООО Baltiva (позже известное как SIA NP Jelgava Business Park). Вскоре после этого акции компании были переданы группе Nordic Partners, которую первоначально финансировал исландский бизнесмен Гисли Рейнинссон (исландский: Reynisson Gisli). На приобретенных поместьях ООО NP Jelgava Business Park развернуло индустриальный парк общей площадью 23 га.
Наследие
[ редактировать ]В 2018 году появились слухи о возрождении RAF, поскольку в базе данных латвийских компаний было зарегистрировано предприятие «Rīgas Autobusu Fabrika, RAF». Предполагается, что они продемонстрируют свою первую новую модель в 2019 году, а производство начнется в 2020 году. Также считалось, что RAF теперь сосредоточится на электромобилях, таких как фургоны и троллейбусы . [ нужна ссылка ]
Сохранившиеся прототипы завода экспонируются в Рижском Моторном музее , а также серийные модели в других учреждениях.
Модели
[ редактировать ]- РАФ-251 — ГАЗ-51 (1955–1958 гг.). автобус на базе
- РАФ-8 - Москвича 407 (1957 г.). 8-местный прототип автобуса на базе
- РАФ-10 - ГАЗ-М20 (1957–1959 гг.). 9-11-местный автобус на базе
- РАФ-982 — экспериментальный автобус
- РАФ-977 Латвия - ГАЗ-21 10-местный фургон/автобус/скорая помощь/такси на базе (1959–1976). Также производится в моделях D, DM и IM.
- РАФ-2203 Латвия - 4x2 фургон (1976–1997)
- РАФ-2203 Латвия (доставка) - фургон 4x2 4d
- RAF-2203 Latvija (кардиология) - кардиологическая машина скорой помощи 4x2 4d
- РАФ-2203 Латвия (пожарный) - пожарный минивэн 4х2 4д
- РАФ-2203 Латвия ГАИ - 4х2 4д полицейский фургон
- РАФ-2203 Латвия (почта) - почтовый фургон 4x2 4d
- РАФ-2203 Латвия (такси) - фургон-такси 4x2 4d
- RAF-2203 Латвия OR - 4x2 4-дверный фургон военной полиции
- РАФ-22031 Латвия - 4х2 4д машина скорой помощи
- РАФ-2907 — специальный автомобиль для летних Олимпийских игр в Москве.
- РАФ-2914 - фургон скорой помощи 4х2
- РАФ-3311 Латвия - пикап 4х2 на шасси РАФ-2203
- РАФ-33111 Латвия - легкий грузовик 4х2 на шасси РАФ-2203
- RAF Latvija - инкассатор - инкассатор 4х2 на шасси РАФ-2203
- RAF Latvija - туристический фургон, дом на колесах
- РАФ М1 'Роксана' Прототип (1991 г.) Минивэн
- RAF M2 "Стилс" (1994 г.) Прототип минивэна
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Энди. Автомобили Советского Союза (Haynes Publishing, Сомерсет, Великобритания, 2008), стр.94.
- ^ Jump up to: а б с д и Томпсон, стр.94.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томпсон, стр.95.
- ^ Томпсон, стр.94-95.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, стр.194.
- ^ Томпсон, стр. 194-195.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, стр.195.
- ^ Jump up to: а б с «Секрет Латвии: как качественные маршрутки РАФ стали хламом» . Jauns.lv (на латышском языке). 2021-01-23 . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Зврбулис, Арнис (12 июня 2006 г.). «Блеск и опустошение массива Королевских ВВС» . www.jelgavniekiem.lv (на латышском языке) . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Взлет и падение завода микроавтобусов РАФ» . англ. lsm.lv. 15 декабря 2018 г. Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Латвийские ВВС. Архивировано 11 декабря 2005 г. в статье Wayback Machine в газете "Коммерсантъ".
Внешние ссылки
[ редактировать ]