Русское неоклассическое возрождение
Русское неоклассическое возрождение было тенденцией в русской культуре , наиболее выраженной в архитектуре , которая ненадолго заменила эклектику и модерн в качестве ведущего архитектурного стиля между революцией 1905 года и началом Первой мировой войны , сосуществовавшей с Серебряным веком русской поэзии . Для него характерно сочетание новых технологий ( стального каркаса и железобетона ) с умеренным применением классических ордеров и наследия стиля Российского ампира первой четверти XIX века.
Школа неоклассического возрождения была наиболее активна в Санкт-Петербурге и менее активна в Москве и других городах. Этот стиль был распространенным выбором для роскошных загородных поместий, а также жилых домов высшего класса и офисных зданий. Однако в церковной и государственной архитектуре его практически не было. Архитекторы -неоклассики , родившиеся в 1870-х годах, достигшие пика активности в 1905–1914 ( Иван Фомин , Владимир Щуко , Иван Жолтовский ), впоследствии стали ведущими фигурами сталинской архитектуры 1930-х годов и сформировали советскую систему архитектурного образования.
Происхождение стиля
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В начале 20 века русская архитектура (по крайней мере, в Москве) [1] преобладали «разнообразные и многообразные » [2] Стиль Модерн , местная адаптация модерна . Пик этого стиля пришелся на 1900-1904 годы и проявился в отрицании классического порядка , плавных криволинейных форм, цветочных орнаментов и дорогих произведений искусства. Высокая стоимость и новизна внешнего вида ограничивали этот стиль особняками высшего класса, розничными магазинами и жилыми домами среднего класса. Многие клиенты из высшего сословия, особенно в Санкт-Петербурге, [1] отвергли стиль Moderne и настаивали на традиционном неоклассическом дизайне, соответствующем их образу старого золота . Модерн так и не достиг «универсального» статуса: Церковь опиралась на русскую возрожденческую традицию, а благотворительные организации и большинство домовладельцев использовали экономную «краснокирпичную» эклектику. Московский неогрек 1870-1880-х годов был почти забыт, за исключением лишь Романа Клейна ( Пушкинского музея 1898–1912). [3] Между тем многочисленные соборы в стиле ампир , общественные здания и частные особняки александрийского периода , образувшие центральные площади русских городов, оставались почти вездесущим, впечатляющим проявлением классицизма, связанным со славной эпохой наполеоновских войн и русской поэзии .
В 1902 году, за два года до Кровавого воскресенья , когда Санкт-Петербург готовился отпраздновать свое двухсотлетие. Александр Бенуа , активный антимодернистский активист группы «Мир искусства» , защищал классическую традицию Санкт-Петербурга, отвергая как модерн, так и «официальное» русское возрождение, утверждая, что классический город должен вернуться к своим корням. В том же году Евгений Баумгарнер специально раскритиковал Отто Вагнера : «Склоняясь к утилитарному, он впадает в очевидную нелепость. Предлагая современному архитектору «смириться» с утверждением, что ничто непрактичное не может быть прекрасным , он принижает архитектурное искусство, воспетое с таким чувством, доходит до уровня прикладного ремесла... теория профессора Вагнера предлагает эстетическое самоубийство. Душа человека требует архитектонической красоты так же, как человеческое зрение требует хорошего освещения». [4]
Разработка
[ редактировать ]Практикующие архитекторы последовали примеру Бенуа; например, в 1903 году Иван Фомин , успешный 30-летний энтузиаст модерна, перешел к чисто неоклассической, палладианской архитектуре и вернулся из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы практиковать неоклассицизм на своей территории; за его исследованиями начала XIX века, кульминацией которых стала выставка исторической архитектуры 1911 года, последовал широкий общественный интерес к классическому искусству в целом. [5] Концептуальное высказывание неоклассицизма – и сам термин [6] — получили дальнейшее развитие в 1909 году в журнале «Аполлон» Бенуа и Сергея Маковского .
Новый стиль занял определенные ниши, начиная с ностальгических загородных поместий и жилых домов высшего класса в центре города. К 1914 году он также стал предпочтительным выбором для школ и колледжей. В Москве все новые кинотеатры того периода строились в неоклассическом стиле, продолжая старую театральную традицию. [7] Неоклассики праздновали победу: «Классические тенденции в архитектуре заменили извилистые, «темпераментные» и буйно «лихие» модернистские усилия таких архитекторов, как Кекушев , а также упрощенные конструкции, облицованные блестящими стенами из желтого кирпича, таких архитекторов, как Шехтель ». [8] На этот раз концепция сместилась от консервации к формированию нового, полноценного искусства, противостоящего всем разнообразным стилям XIX века. «Разница была, но не скачок, и в этом заключается тонкость понимания проблемы неоклассицизма». [9]
Отрицание модерна
[ редактировать ]Общая концепция советских искусствоведов связывала неоклассическое возрождение с социальным потрясением революции 1905 года; эта концепция, суженная до архитектуры и усовершенствованная У.К. Брумфилдом , рассматривает неоклассицизм в архитектуре 1905-1914 годов как профессиональную реакцию на модерн. [2] Общество, потрясенное русской революцией 1905 года , «отвергло модерн как эфемерную моду». [2] и остановился на умеренности в архитектуре. К концу военных действий умеренный неоклассицизм стал этически приемлемой альтернативой экстравагантности прошлого. До 1905 года петербургские архитекторы построили 30 зданий в стиле неоклассицизма (около 5% сохранившихся неоклассических зданий). За пять лет, 1905–1910, было построено 140 новых построек. К 1910 году Санкт-Петербург достиг равновесия между неоклассическим возрождением и модерном (с точки зрения строительства и строительства новых зданий). [10] Иван Фомин особенно хвалил универсальный, легко воспроизводимый свод классических правил, консолидирующий профессию: «Когда формировался стиль, все мастера в столице и провинции работали к одной цели, не боясь подражать друг другу. .И в этом залог силы». [2]
By 1914, Revivalists clearly won but their victory was not universal. A large share of intellectuals despised Empire style as a symbol of slavery and militarization of Alexandrine period. Ilya Repin publicly condemned it as a lust for luxuries of "the filthy Arakcheyev period, and all the harshness of living suffered by millions, which are now free" ( Russian : "Он напоминает мне поганое время Аракчеева и всей связанной с этим временем тягости жизни миллионов теперь свободных людей" ). [11]
Альтернатива эклектике
[ редактировать ]Современные отечественные авторы отвергают изложенную выше концепцию как упрощение. [13] Реакция против модерна действительно существовала, но была лишь второстепенным, косвенным фактором возрождения неоклассики. Заявления Бенуа 1902 и 1909 годов были направлены против в целом идеологии эклектизма . [14] Неоклассицизм начала 20-го века вышел далеко за рамки отрицания конкурирующего стиля, претендуя на создание полноценной сферы искусства во всех его формах. Косвенно эта точка зрения подтверждается тем, что между двумя стилями не было четкой границы. Художники модерна, начиная с Отто Вагнера и Густава Климта , опирались на греческое наследие . Неоклассические архитекторы следовали одному и тому же подходу Gesamtkunst к внутренней и внешней отделке и полагались на работу одних и тех же мастеров и фабрик. Архитекторы ( Федор Шехтель ) и художники ( Мстислав Добужинский ) создали чистые образцы обоих стилей. Несмотря на критику журналов, различные формы модерна сохранялись до русской революции 1917 года , которая полностью остановила все строительство.
Неоклассические проекты в Санкт-Петербурге возникли, когда модерн был еще в зачаточном состоянии, за годы до журнальной кампании 1902 года. Русский этнографический музей заложен в 1900 году, Петровская набережная — в 1901 году, Публичная библиотека — в 1896 году. [15]
Оспаривается также важность клиентов и их вкусов, возвышенная в традиционном понятии. Архитекторы не были простыми подрядчиками: многие из них были также богатыми застройщиками, ставившими на кон собственные деньги ( Роман Кляйн , Никита Лазарев , Эрнст Нирнзее ). Они были частью более широкого движения в искусстве, возглавляемого писателями и художниками, которые, в отличие от архитекторов, не были связаны инвесторами. Сами артисты изменили вкусы широкой публики. [16]
Современники ясно идентифицировали возрождение стиля ампир как часть более широкой тенденции, ищущей выход из, казалось бы, неразрешимого кризиса конца века ; Модерн и декаданс в целом воспринимались как наименьшая угроза. Как заявил в 1910 году Николай Бердяев , «Новая эпоха пополняет ряды Гете … ясная реакция на нарастающие катастрофы — катастрофу Ницше и его сверхчеловека , катастрофу Маркса и его социалистического судного дня и катастрофу падения в пропасть». декаданса». [17]
Стиль определен
[ редактировать ]Возврат простоты
[ редактировать ]Depending on the function of the building, purity of the style varied from refined Palladian legacy in luxury mansions to superficial, shallow decorations of utilitarian apartment blocks. All these buildings share one feature: "Repossession of Simplicity. Geometry of basic shapes, clean surfaces... returned the integrity and monumentality that was lost in second half of 19th century" ("Обретение простоты... геометризация объемов, очищение плоскости возвращали архитектуре черты слитности, монументальности, утраченные во второй половине 19 века" [18] ).
Чистое возрождение стиля ампир ограничивалось временными выставочными проектами, а также загородными и загородными особняками, где обилие земли позволяло создавать низкие, но широкие симметричные планировки. Редко, как в случае с особняком Второва , тот же подход воспроизводился в городских резиденциях или общественных зданиях ( Этнографический музей в Санкт-Петербурге). Типичные петербургские постройки того периода уже превысили неслыханную для начала XIX века отметку в 5 этажей и нуждались в тщательной адаптации неоклассического духа к новым масштабам. Ранние попытки механического, лишнего крепления колонн и портиков к обычным многоквартирным домам потерпели неудачу; к 1912 году проблема была решена, в первую очередь Владимиром Щуко . Его «Марковские апартаменты» предлагали два способа управления масштабом: либо использование гигантского ордера с пилястрами , проходящими по всей высоте здания, либо адаптация более ранних палладианских мотивов; оба использовали дорогую отделку из натурального камня и современные конструкции. Результат «объединил классические элементы в монументальном дизайне, который ни исторический, ни современный . Щуко разработал стиль, соответствующий современной городской архитектуре, который стал материальным свидетельством классических ценностей». [2]
Фрагментация движения
[ редактировать ]Новая тенденция, которую одобрили инвесторы, естественно, привлекла оппортунистов- практиков других стилей; переезд был упрощен тем фактом, что все выпускники профессиональных училищ имели формальное классическое образование (более заметное в Императорской Академии художеств и Московском училище , меньшее в Византийско-ориентированном институте гражданского строительства ). Растущее неоклассическое сообщество выделило отдельные группы возрожденцев со своими собственными стилистическими кодами.
Возрождение барокко , самая ранняя из этих школ, было популяризировано «Миром искусства» и процветало в Санкт-Петербурге, особенно в здании школы Петра Великого, спроектированном Александром Дмитриевым в сотрудничестве с Александром Бенуа и художниками «Мира искусства» . Этот муниципальный проект начался в 1902 году, и город специально заказал стиль барокко в честь своего основателя ; окончательные проекты были утверждены только в 1908 году. [19] В том же году в городе прошла международная выставка, оформленная в стиле петровского барокко . Направление барокко в графике популяризировали Лев Ильин и Николай Лансере .
Возрождение Возрождения практиковали Иван Жолтовский в Москве и Мариан Лялевич , Мариан Перетяткович и Владимир Щуко в Санкт-Петербурге. Их первые высказывания неоренессанса были завершены в 1910-1912 годах. Перетяткович умер преждевременно и не оставил после себя постоянных последователей, а Жолтовский создал собственную профессиональную школу, просуществовавшую с 1918 года до его смерти в 1959 году. Однако в 1905-1914 годах он построил лишь несколько зданий в стиле неоренессанс; основная часть его работ этого периода принадлежит чистому неоклассицизму. Напротив, количество проектов неоренессанса в Санкт-Петербурге 1910-х годов было достаточно большим, чтобы стать устойчивой тенденцией; произведения Щуко и Лялевича мгновенно копировались менее известными последователями. Александр Бенуа и Георгий Лукомский , разочаровавшиеся теперь в излишнем копировании мотивов ампира, приветствовали «суровые вкусы итальянских зодчих». [2]
Модернизированный неоклассицизм , не связанный с русским наследием или его палладианскими корнями, нашел свое отражение в новом здании посольства Германии на Исаакиевской площади , спроектированном Питером Беренсом в 1911 году и завершенном Мисом ван дер Роэ в 1912 году. Здание из красного гранита сочетало в себе тяжеловесность. Комплекс упрощенной формы с 14 гигантскими колоннами был необычайно функциональным, хорошо освещенным и вентилируемым внутри. Современники ненавидели его стиль как тевтонской архитектуры , но четверть века спустя он прекрасно вписывался в концепции как сталинской , так и нацистской архитектуры . Аналогичная тенденция, хотя и не столь радикальная, зарождалась среди московских архитекторов.
Война, революция и послевоенное развитие
[ редактировать ]Последние примеры неоклассического возрождения были заложены незадолго до начала Первой мировой войны . Независимые застройщики в Москве запустили ряд несвязанных между собой крупных жилищных проектов; появление лифта позволило им добраться до отметки 9 этажа. Эти здания, обычно называемые обычно тучерезы , за появлялись пределами Садового кольца : город ограничил высотное строительство в историческом центре, в том числе запретил Ивана Машкова 13-этажную башню на Тверской площади Москвы. , которая могла бы стать первым небоскребом . В Санкт-Петербурге Иван Фомин и Федор Лидваль начали реконструкцию острова Голодай — жилого парка площадью более одного квадратного километра, крупнейшего проекта того периода. Оно материализовалось лишь частично; Московские проекты были в основном завершены во время войны, а некоторые оставались незавершенными до 1920-х годов.
После русской революции 1917 движение потеряло своих лидеров в литературе ( Иван Бунин ) и изобразительном искусстве (Бенуа, Добужинский) из-за эмиграции. Некоторые архитекторы, особенно проживающие в Петербурге или имеющие иностранное гражданство (Федор Лидваль, Ной Селигсон ), тоже эмигрировали; некоторые исчезли в тумане войны, как Эрнст Нирнзее. Однако влиятельные архитекторы, сформировавшие неоклассическое движение (Фомин, Иван Кузнецов, Маят, Щуко, Рерберг, Жолтовский), остались в Советской России и быстро восстановили свою роль лидеров профессии. Жолтовский, возглавлявший архитектурное училище ВХУТЕМАС в 1918-1922 годах, временно эмигрировал в Италию после того, как бунт студентов- модернистов вытеснил его с кафедры; Жолтовский вернулся в 1926 году и сразу же был удостоен ряда новых проектов — как ренессансных, так и конструктивистских . Другие неоклассики его поколения также были вынуждены в некоторой степени модернизировать свое искусство и имели успешную практику во второй половине 1920-х годов, создавая громкие здания (Центральный телеграф Рерберга, здание Динамо Фомина в Москве).
Большинство городских неоклассических зданий 1905-1914 годов неплохо пережили советский период - по сути, это были самые последние дореволюционные постройки, и, несмотря на неадекватное обслуживание, их первоначальное качество было достаточно высоким, чтобы простоять без изменений почти столетие. Многие утратили первоначальный интерьер; за десятилетие после Второй мировой войны некоторые московские многоквартирные дома были застроены (надстройка двух или трех этажей была обычным и недорогим решением проблемы нехватки жилья), но их внешний вид сохранился. Очередная волна реконструкции, начавшаяся в 1990-х годах и продолжающаяся по сей день, привела к многочисленным фасадов перестройкам . Тем не менее, чистые, неизмененные примеры этого стиля довольно распространены. Национализированные поместья, напротив, жили не так хорошо. Их новые функции (от богадельни до военных штабов) рано или поздно требовали изменения и расширения; у новых владельцев не было стимула сохранять первоначальные здания. Часто их бросали и оставляли в упадке, особенно после того, как Вторая мировая война опустошила сельскую местность.
Галерея
[ редактировать ]Частные резиденции, Москва
[ редактировать ]- Nikita Lazarev , 1906
- Борис Великовский , 1909-1910.
- Михаил Гейслер, 1909-1910 гг.
- Сергей Чернышов , 1914-1916 гг.
Доходные дома, Москва
[ редактировать ]- Борис Великовский, 1907 г.
- Эрнст Нирнзее , 1912–1913 гг.
- Nikolay Strukov , 1914
- Владимир Шервуд (младший) , 1912–1915 гг. [20]
Общественные и офисные здания
[ редактировать ]- Сергей Соловьев , 1910-1914 гг.
- Иван Рерберг , 1912 год.
- Ivan Kuznetsov , 1911-1913
- Илларион Иванов-Шиц , 1914-1920 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Е.А. Борисова, Г.Ю. Стерник. Русский неоклассицизм // Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский неоклассицизм. — М.: Галарт, 2002. ISBN 5-269-00898-X
- (на английском языке) Уильям К. Брумфилд. Истоки модернизма в русской архитектуре. Издательство Калифорнийского университета, онлайн-текст , 1991 г.
- (на английском языке) Уильям К. Брумфилд. Антимодернизм и неоклассическое возрождение в русской архитектуре, 1906-1916 гг. Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 48, № 4 (декабрь 1989 г.), стр. 371–386.
- (на английском языке) Уильям К. Брумфилд. Коммерция в русской городской культуре 1861-1914 гг. Издательство Центра Вудро Вильсона, 2001 г., ISBN 978-0-8018-6750-7
- (in Russian) B. M. Kirikov. Architecture of Saint Petersburg, end of the 19th century and early 20th century // Kириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX — начала ХХ века. — СПБ.: ИД Коло, 2005. ISBN 5-901841-36-0
- (на русском языке) М.В. Нащокина. Архитекторы модерна в Москве // Нашкокина М. В. Архитекторы Московского Модерна. Творческие портреты. — 3-е издание — М.: Жираф, 2005. ISBN 5-89832-043-1
- (in Russian) V. Sedov. Neogrec style in Moscow // В. Седов. Стиль неогрек в Москве. «Проект классика», N.2, 2001 [1]
- (in Russian) V. Sedov. Neoclassicism of the 20th century in Moscow // В. Седов. Неоклассицизм начала ХХ века в Москве. «Проект классика», N.17, 2006 [2]
- (на английском языке) Дмитрий Швидковский. Русская архитектура и Запад. Издательство Йельского университета, 2007, ISBN 978-0-300-10912-2
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брумфилд, 1991, гл. 5, анализирует разницу архитектурных и социальных ландшафтов Москвы и Санкт-Петербурга.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брумфилд, глава 6
- ^ Sedov, 2001
- ^ Брумфилд, 1991, глава 2.
- ^ Брумфилд, 1991, глава 6 восхваляет Фомина как «архитектора, ответственного за переоценку стиля Российской Империи», в то время как Борисова и Стерник сводят его роль к роли одного из многих.
- ↑ В русской традиции неоклассицизм относится именно к искусству ХХ века. Стиль конца 18 — начала 19 веков, в том числе ампир , называют просто классицизмом .
- ^ Sedov, 2006
- ^ Brumfield, 1991, гл.6, цитирует статью Лукомского 1909 года в «Аполлоне» . Отметим, что к 1909 году Кекушев практически оставил профессиональную карьеру и исчез из поля зрения публики.
- ^ Borisova, Sternik, p.18
- ^ Кириков, стр.413
- ^ Borisova, Sternik, p. 31, cite Repin's article in Novy Journal dlya vsekh (Новый журнал для всех), N 32, 1911
- ^ Brumfield, 1991, глава 4 дает оценку вклада Шехтеля.
- ^ Kirikov, p.374; Borisova and Sternik, p.16
- ^ Borisova, Sternik, p. 15-16
- ^ Кириков, стр.371,374
- ^ Borisova, Sternik, p.81
- ^ Borisova, Sternik, p.27, citing Berdyaev's article in Utro Rossii , February 27, 1910
- ^ Кириков, стр.378
- ^ Кириков, стр.389
- ↑ Здание Титова проектировалось как многофункциональное, а позже переоборудовано в офисное.