Александр Таиров

Александр Яковлевич Таиров ( Russian : Александр Яковлевич Таиров ; Russian : Александр Яковлевич Таиров ; 6 July 1885 – 5 September 1950) был leading innovator and theatre director in Russia before and during the Soviet era.
Биография
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Александр Таиров родился Александр Яковлевич Коренблит 6 июля 1885 года в Ромнах , Российская империя (ныне Украина ). Его отец, Яков Коренблит, был директором начальной школы в Бердичеве . В 10 лет юный Таиров переехал в Киев и поселился у своей тети, актрисы на пенсии. Она познакомила его с театром. Он принимал участие в художественной самодеятельности и взял в качестве псевдонима фамилию Таиров.
Опыт
[ редактировать ]В 1904 году поступил на юридический факультет Киевского университета . В том же году Таиров женился на своей кузине Ольге. В 1905 году Таиров выступил против погромов евреев в Киеве. Он был арестован царской полицией и заключен в тюрьму. Второй арест побудил его принять решение переехать из Киева в Санкт-Петербург.
Театральное начало
[ редактировать ]В 1906 году Таиров был приглашен известной русской актрисой Верой Комиссаржевской и поступил в ее театр в качестве актера под руководством Всеволода Мейерхольда . Таиров одновременно продолжил обучение по юриспруденции в Санкт-Петербургском университете . Там у него началась его пожизненная дружба с Анатолием Луначарским . Сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом в совместной постановке пьесы Поля Клоделя . Оба режиссера создавали новые экспериментальные модели театра в России. Таиров чувствовал, что работа актеров Мейерхольда продиктована концепцией постановки, что актеры - всего лишь марионетки. Вскоре Таиров ушел и присоединился к Павла Гайдебурова компании в качестве директора.
Камерный театр
[ редактировать ]Таиров создал прообраз своего Камерного театра как «синтетического театра», преследующего высокие цели. В качестве режиссера он экспериментировал со постановкой, актерским мастерством, индивидуальными и групповыми движениями, дизайном сцены и костюмов, прорабатывал каждую деталь театрального представления, стремясь оторваться от традиционного театра. Экспериментальный подход Таирова распространился на все этапы создания спектакля, включая даже репетиции и практику. Он использовал музыку Людвига ван Бетховена и Фредерика Шопена , чтобы помочь своим актерам достичь особого душевного состояния во время выступлений.
Предвидеть
[ редактировать ]В 1912 году Таирова пригласили поставить спектакль совместно с Русским драматическим театром в Риге . Там он в очередной раз подвергся нападению со стороны местных антисемитов, и местные власти запретили ему оставаться и работать в Риге. На разрешение конфликта ушло две недели. Таиров взял верх, он остался и завершил работу в Русском драматическом театре в Риге. По возвращении в Петербург принял лютеранство евангелическое . Таиров
Москва
[ редактировать ]В 1913 году Таиров переехал в Москву . Там он присоединился к корпорации адвокатов и смог продолжить успешную карьеру. Вместо этого Таиров зарекомендовал себя как важный режиссер-антиреалист. С женой, актрисой Алисой Кунен . [1] в 1914 основал Камерный театр; он стал центром экспериментального творчества многих русских актеров, художников, писателей, музыкантов. Таиров был первым режиссёром в России, поставившим «Трёхгрошовую оперу» Бертольта Брехта . Он поставил классическую пьесу Калидаса — « Сакунтала », пьесы Валерия Брюсова , Юджина О’Нила , Дж. Б. Пристли , Оскара Уайльда и других современных писателей. Таиров сотрудничал с такими артистами, как Александра Экстер , Павел Кузнецов , Сергей Судейкин , Михаил Ларионов , Наталья Гончарова , Владимир Поль , [2] Инайят Хан [3] и другие. Актерская студия Таирова стала чрезвычайно популярной среди начинающих актеров, таких как Вера Каралли , Евгений Лебедев и других. Работал с композиторами Сергеем Прокофьевым , А. Александровым, Георгием Свиридовым и Дмитрием Кабалевским .
После революции
[ редактировать ]После большевистской революции 1917 года Таиров продолжил развитие своего независимого подхода к театру. Его ранние постановки советской эпохи — «Саломея» Оскара Уайльда и Адриенны Лекуврер, ставшая легендарной пьесой и поставившая более 800 спектаклей. Камерный театр оставался очень популярным и гастролировал по Советскому Союзу . Гастроли Камерного театра по Европе в 1923 году и Южной Америке в 1930 году были оценены критиками как «полная победа знаменитого русского новатора и гения постановки».
При Сталине в 1930-е годы
[ редактировать ]В 1929 году Таиров поставил « Багровый остров » Михаила Булгакова . В то время Иосиф Сталин начал тотальный контроль над культурой и назвал пьесу буржуазной. Этого было достаточно, чтобы спровоцировать организованные нападки на Таирова в советских СМИ. Его следующая постановка Всеволода Вишневского » « Оптимистической трагедии (1933) была раскритикована Вячеславом Молотовым как клевета на русскую историю. Таиров пытался защитить свой театр, заявляя, что театры должны создаваться на уровне научно-исследовательских институтов. "У Павлова есть институт, на который потрачены миллионы. У Станиславского тоже должен быть институт", - сказал Таиров. В наказание Камерный театр Таирова был отправлен на работу в Сибирь . Однако, в отличие от многих других врагов режима, Таиров пережил Великие чистки, в ходе которых миллионы людей были заключены в тюрьмы или казнены.
Еврейский антифашистский комитет
[ редактировать ]В августе 1941 года, хотя его театральная труппа вернулась в Сибирь, Таиров вступил в Еврейский антифашистский комитет в Москве. Он был сформирован группой ведущих интеллектуалов для кампании против нацистов во время Второй мировой войны . Комитет возглавил Соломон Михоэлс . Наряду с Таировым другими видными членами были Эмиль Гилельс , Давид Ойстрах , Самуил Маршак , Илья Эренбург и многие другие ведущие интеллектуалы Советского Союза. Главную движущую силу Комитета представляла группа идишских писателей, таких как Перец Маркиш , Лев Квитко , Давид Гофштейн, Ицик Фефер , Давид Бергельсон и другие. Еврейский антифашистский комитет предоставил Советской Красной Армии более 45 миллионов рублей . После окончания Второй мировой войны оно было осуждено Иосифом Сталиным, а многие его члены были казнены советскими спецслужбами.
При Сталине после Второй мировой войны
[ редактировать ]В 1946 году Коммунистическая партия Советского Союза начала нападения на интеллектуалов в Советском Союзе. Такие ведущие деятели культуры, как Анна Ахматова , Сергей Прокофьев , Арам Хачатурян , Борис Пастернак , Михаил Зощенко и многие другие пострадали от цензуры и жестоких репрессий. Камерный театр Таирова подвергался критике за то, что он не имел ничего общего с современной советской жизнью. Таиров пытался пополнить репертуар и пригласил писателя Александра Галича и молодого режиссера Георгия Товстоногова , но было уже поздно. В мае 1949 года Советский комитет по делам искусств издал официальное распоряжение о закрытии театра. Камерный театр Таирова обвинили в «эстетизме и формализме ». Таирову была назначена персональная пенсия, и вскоре он был госпитализирован с раком мозга. Он умер 5 сентября 1950 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, Россия.
Хронология
[ редактировать ]- 1885 - Born Aleksandr Yakovlevich Korenblit, in Berdichev, Ukraine, Russian Empire.
- 1895 - Переехал в Киев, посещал театральные представления.
- 1904 — Женился на своей кузине Ольге.
- 1905 г. - Пережил погром в Киеве.
- 1906 - Переехал в Петербург и стал актером по приглашению Веры Комиссаржевской.
- 1907 - Режиссер спектаклей в Петербурге совместно со Всеволодом Мейерхольдом.
- 1912 - Режиссер спектакля в Риге, где был арестован антисемитской полицией.
- 1913 — Таиров занялся юридической практикой в Москве . Константин Марджанов пригласил Таирова присоединиться к нему в открытии театра, но всего через год предприятие закрылось.
- 1914 — Таиров открыл Камерный театр , или Камерный театр, названный так потому, что хотел собрать избранную, благодарную публику.
- 1918 г. - Мейерхольд и Таиров в феврале совместно работали над постановкой «Биржи» , но постановка провалилась.
- 1921 — Опубликована эстетическая философия в «Записках режиссёра» .
- 1923 год — актерская школа Таирова, включавшая такие занятия, как импровизация, фехтование, гимнастика, жонглирование, история театра, получила официальный статус. Также в этом году Камерный театр гастролирует в Париже , Берлине , Франкфурте и Дрездене .
- 1925 — гастроли Камерного театра в Германии и Вене .
- 1930 — Гастроли Камерного театра в Германии, Праге , Вене, Италии, Париже, Буэнос-Айресе , Монтевидео . Спектакли включают » Оскара Уайльда « Саломею , Александра Островского » «Бурю , Юджина О'Нила » «Желание под вязами и Шарля Лекока » «Жирофля-Жирофла .
- 1933 — Поставил соцреалистическую постановку « Оптимистической трагедии» .
- 1935 — Присвоено звание Народного артиста.
- 1936 — Обвинен в формализме.
- 1937 — Объединен с Охлопкова Реалистическим театром . Это сотрудничество продлилось всего один год.
- 1939 — Десятимесячные гастроли по Восточной России, включавшие спектакли «Госпожа Бовари» и «Клоп» . Эта поездка, возможно, спасла Таирова от чистки.
- 1941 г. — Камерный театр эвакуирован в Сибирь , где выступал в течение двух лет.
- 1945 — Получил орден Ленина .
- 1949 год — Камерный театр закрыт. Таиров и его жена, актриса Алиса Кунен перешли в Театр Вахантангова.
- 1950 г. – в сентябре умирает Таиров.
- 1974 год — это Элис Кунен.
Эстетическая философия
[ редактировать ]Таиров разработал то, что он назвал «синтетическим театром», включившим в себя балет, оперу, цирк, мюзик-холл и драматические элементы. Он считал театр самостоятельным искусством, а не просто средством передачи литературы. Его постановки не подчинялись тексту. Актерская школа, которую разработал Таиров, должна была подготовить труппу «мастеров-актеров», которые преуспели бы во всех элементах синтетического театра и стали основными создателями спектаклей. В постановках Таирова использовались конструктивистские декорации. Одним из его основных дизайнеров была Александра Экстер , создавшая декорации и костюмы для Фамиры Кифаред , Саломеи и Ромео и Джульетты . Ее работы можно увидеть в фильме 1924 года «Аэлита, королева Марса» , в котором она использовала целлулоид и металл для марсианских костюмов.
Производство
[ редактировать ]- Ромео и Джульетта - 1921 год.
- В этом наборе, разработанном Экстер, использовались семь мостов разной высоты, а также веревочные лестницы, чтобы изобразить препятствия влюбленных. Набор был инкрустирован зеркалами, которые позже были заменены фольгой.
- Федра Расина г. - 1922
- Это первая постановка Таирова, в которой эмоции были в центре внимания. Алиса Кунен сыграла Федру и вошла в тяжелой пурпурной бархатной накидке. Этот образ контрастировал с ее появлением в красной накидке для сцены признания. Набор был смоделирован по образу плавучего корабля с несколькими смещенными платформами.
- Гвоздика-Жирофла - 1922 г.
- Действие этой комической оперетты разворачивается вокруг путаницы, связанной с близнецами, которых играет Кунен. Набор состоял из складных лестниц, вращающихся зеркал и люков.
- Человек, который был четвергом - 1924 г.
- Эту пьесу Сигизмунда Кржижановского (1887–1950) по фантастическому роману Г. К. Честертона Таиров поставил в Камерном театре в Москве. Честертон несколько раз сокрушался по поводу этого «неправильного прочтения» русскими, особенно в своей автобиографии 1936 года.
- Желание под вязами - 1930 г.
- За московской постановкой последовал инсценированный суд над Эбби и Эбеном. Таиров выступал свидетелем защиты, в деле также принимали участие юристы и психиатры. Суд завершился в 2 часа ночи оправданием подсудимых. О'Нил увидел постановку во время ее гастролей в Париже, и она ему очень понравилась.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хантли Картер, Новый дух в русском театре, 1917-1928 (Ayer Publishing, 1929: ISBN 0-405-01606-9 ), с. 54.
- ^ Таиров, Александр. «О театре» (Записки режиссёра, Статьи, Письма) на русском языке. Издательство ВТО, 1970' с. 509
- ^ Маковский Сергей Константинович. "Парнас Серебряного века" XXI-согласие, 2000 на русском языке. ISBN 5-293-00003-9р . 525
Ссылки
[ редактировать ]- Александр Таиров на IMDb
- Комптон, Сьюзан А. Александра Экстер и динамическая сцена . Искусство в Америке 62.5 (1974): 100-3.
- Френц, Хорст. Александр Таиров и мировые гастроли Камерного театра 1930 года . Брокетт, Оскар Гросс , изд. Исследования в области театра и драмы; Очерки в честь Хьюберта К. Хеффнера . Гаага: Мутон, 1972, стр. 177–194.
- Маршалл, Герберт. Живописная история русского театра . Нью-Йорк: Издательство Crown Publishers, 1977.
- Руз-Эванс, Джеймс. Экспериментальный театр от Станиславского до наших дней . Нью-Йорк: Книги Вселенной, 1970.
- Таиров, Александр. Записки режиссера , Единое название: Записки режиссера. Английский. Корал-Гейблс, Флорида: University of Miami Press, 1969.
- Уорролл, Ник. Модернизм к реализму на советской сцене: Таиров-Вахтангов-Охлопков . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1989.
- Российские театральные режиссёры
- 1885 рождений
- Люди из Ромны
- 1950 смертей
- Советские евреи
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Переходит в лютеранство из иудаизма
- Украинские протестанты
- Лютеране 20-го века
- советские театральные режиссёры
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета