Jump to content

Александр Таиров

Александр Яковлевич Таиров ( Russian : Александр Яковлевич Таиров ; Russian : Александр Яковлевич Таиров ; 6 July 1885 – 5 September 1950) был leading innovator and theatre director in Russia before and during the Soviet era.

Биография

[ редактировать ]

Александр Таиров родился Александр Яковлевич Коренблит 6 июля 1885 года в Ромнах , Российская империя (ныне Украина ). Его отец, Яков Коренблит, был директором начальной школы в Бердичеве . В 10 лет юный Таиров переехал в Киев и поселился у своей тети, актрисы на пенсии. Она познакомила его с театром. Он принимал участие в художественной самодеятельности и взял в качестве псевдонима фамилию Таиров.

В 1904 году поступил на юридический факультет Киевского университета . В том же году Таиров женился на своей кузине Ольге. В 1905 году Таиров выступил против погромов евреев в Киеве. Он был арестован царской полицией и заключен в тюрьму. Второй арест побудил его принять решение переехать из Киева в Санкт-Петербург.

Театральное начало

[ редактировать ]

В 1906 году Таиров был приглашен известной русской актрисой Верой Комиссаржевской и поступил в ее театр в качестве актера под руководством Всеволода Мейерхольда . Таиров одновременно продолжил обучение по юриспруденции в Санкт-Петербургском университете . Там у него началась его пожизненная дружба с Анатолием Луначарским . Сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом в совместной постановке пьесы Поля Клоделя . Оба режиссера создавали новые экспериментальные модели театра в России. Таиров чувствовал, что работа актеров Мейерхольда продиктована концепцией постановки, что актеры - всего лишь марионетки. Вскоре Таиров ушел и присоединился к Павла Гайдебурова компании в качестве директора.

Камерный театр

[ редактировать ]

Таиров создал прообраз своего Камерного театра как «синтетического театра», преследующего высокие цели. В качестве режиссера он экспериментировал со постановкой, актерским мастерством, индивидуальными и групповыми движениями, дизайном сцены и костюмов, прорабатывал каждую деталь театрального представления, стремясь оторваться от традиционного театра. Экспериментальный подход Таирова распространился на все этапы создания спектакля, включая даже репетиции и практику. Он использовал музыку Людвига ван Бетховена и Фредерика Шопена , чтобы помочь своим актерам достичь особого душевного состояния во время выступлений.

Предвидеть

[ редактировать ]

В 1912 году Таирова пригласили поставить спектакль совместно с Русским драматическим театром в Риге . Там он в очередной раз подвергся нападению со стороны местных антисемитов, и местные власти запретили ему оставаться и работать в Риге. На разрешение конфликта ушло две недели. Таиров взял верх, он остался и завершил работу в Русском драматическом театре в Риге. По возвращении в Петербург принял лютеранство евангелическое . Таиров

В 1913 году Таиров переехал в Москву . Там он присоединился к корпорации адвокатов и смог продолжить успешную карьеру. Вместо этого Таиров зарекомендовал себя как важный режиссер-антиреалист. С женой, актрисой Алисой Кунен . [1] в 1914 основал Камерный театр; он стал центром экспериментального творчества многих русских актеров, художников, писателей, музыкантов. Таиров был первым режиссёром в России, поставившим «Трёхгрошовую оперу» Бертольта Брехта . Он поставил классическую пьесу Калидаса — « Сакунтала », пьесы Валерия Брюсова , Юджина О’Нила , Дж. Б. Пристли , Оскара Уайльда и других современных писателей. Таиров сотрудничал с такими артистами, как Александра Экстер , Павел Кузнецов , Сергей Судейкин , Михаил Ларионов , Наталья Гончарова , Владимир Поль , [2] Инайят Хан [3] и другие. Актерская студия Таирова стала чрезвычайно популярной среди начинающих актеров, таких как Вера Каралли , Евгений Лебедев и других. Работал с композиторами Сергеем Прокофьевым , А. Александровым, Георгием Свиридовым и Дмитрием Кабалевским .

После революции

[ редактировать ]

После большевистской революции 1917 года Таиров продолжил развитие своего независимого подхода к театру. Его ранние постановки советской эпохи — «Саломея» Оскара Уайльда и Адриенны Лекуврер, ставшая легендарной пьесой и поставившая более 800 спектаклей. Камерный театр оставался очень популярным и гастролировал по Советскому Союзу . Гастроли Камерного театра по Европе в 1923 году и Южной Америке в 1930 году были оценены критиками как «полная победа знаменитого русского новатора и гения постановки».

При Сталине в 1930-е годы

[ редактировать ]

В 1929 году Таиров поставил « Багровый остров » Михаила Булгакова . В то время Иосиф Сталин начал тотальный контроль над культурой и назвал пьесу буржуазной. Этого было достаточно, чтобы спровоцировать организованные нападки на Таирова в советских СМИ. Его следующая постановка Всеволода Вишневского » « Оптимистической трагедии (1933) была раскритикована Вячеславом Молотовым как клевета на русскую историю. Таиров пытался защитить свой театр, заявляя, что театры должны создаваться на уровне научно-исследовательских институтов. "У Павлова есть институт, на который потрачены миллионы. У Станиславского тоже должен быть институт", - сказал Таиров. В наказание Камерный театр Таирова был отправлен на работу в Сибирь . Однако, в отличие от многих других врагов режима, Таиров пережил Великие чистки, в ходе которых миллионы людей были заключены в тюрьмы или казнены.

Еврейский антифашистский комитет

[ редактировать ]

В августе 1941 года, хотя его театральная труппа вернулась в Сибирь, Таиров вступил в Еврейский антифашистский комитет в Москве. Он был сформирован группой ведущих интеллектуалов для кампании против нацистов во время Второй мировой войны . Комитет возглавил Соломон Михоэлс . Наряду с Таировым другими видными членами были Эмиль Гилельс , Давид Ойстрах , Самуил Маршак , Илья Эренбург и многие другие ведущие интеллектуалы Советского Союза. Главную движущую силу Комитета представляла группа идишских писателей, таких как Перец Маркиш , Лев Квитко , Давид Гофштейн, Ицик Фефер , Давид Бергельсон и другие. Еврейский антифашистский комитет предоставил Советской Красной Армии более 45 миллионов рублей . После окончания Второй мировой войны оно было осуждено Иосифом Сталиным, а многие его члены были казнены советскими спецслужбами.

При Сталине после Второй мировой войны

[ редактировать ]

В 1946 году Коммунистическая партия Советского Союза начала нападения на интеллектуалов в Советском Союзе. Такие ведущие деятели культуры, как Анна Ахматова , Сергей Прокофьев , Арам Хачатурян , Борис Пастернак , Михаил Зощенко и многие другие пострадали от цензуры и жестоких репрессий. Камерный театр Таирова подвергался критике за то, что он не имел ничего общего с современной советской жизнью. Таиров пытался пополнить репертуар и пригласил писателя Александра Галича и молодого режиссера Георгия Товстоногова , но было уже поздно. В мае 1949 года Советский комитет по делам искусств издал официальное распоряжение о закрытии театра. Камерный театр Таирова обвинили в «эстетизме и формализме ». Таирову была назначена персональная пенсия, и вскоре он был госпитализирован с раком мозга. Он умер 5 сентября 1950 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, Россия.

Хронология

[ редактировать ]
  • 1885 - Born Aleksandr Yakovlevich Korenblit, in Berdichev, Ukraine, Russian Empire.
  • 1895 - Переехал в Киев, посещал театральные представления.
  • 1904 — Женился на своей кузине Ольге.
  • 1905 г. - Пережил погром в Киеве.
  • 1906 - Переехал в Петербург и стал актером по приглашению Веры Комиссаржевской.
  • 1907 - Режиссер спектаклей в Петербурге совместно со Всеволодом Мейерхольдом.
  • 1912 - Режиссер спектакля в Риге, где был арестован антисемитской полицией.
  • 1913 — Таиров занялся юридической практикой в ​​Москве . Константин Марджанов пригласил Таирова присоединиться к нему в открытии театра, но всего через год предприятие закрылось.
  • 1914 — Таиров открыл Камерный театр , или Камерный театр, названный так потому, что хотел собрать избранную, благодарную публику.
  • 1918 г. - Мейерхольд и Таиров в феврале совместно работали над постановкой «Биржи» , но постановка провалилась.
  • 1921 — Опубликована эстетическая философия в «Записках режиссёра» .
  • 1923 год — актерская школа Таирова, включавшая такие занятия, как импровизация, фехтование, гимнастика, жонглирование, история театра, получила официальный статус. Также в этом году Камерный театр гастролирует в Париже , Берлине , Франкфурте и Дрездене .
  • 1925 — гастроли Камерного театра в Германии и Вене .
  • 1930 — Гастроли Камерного театра в Германии, Праге , Вене, Италии, Париже, Буэнос-Айресе , Монтевидео . Спектакли включают » Оскара Уайльда « Саломею , Александра Островского » «Бурю , Юджина О'Нила » «Желание под вязами и Шарля Лекока » «Жирофля-Жирофла .
  • 1933 — Поставил соцреалистическую постановку « Оптимистической трагедии» .
  • 1935 — Присвоено звание Народного артиста.
  • 1936 — Обвинен в формализме.
  • 1937 — Объединен с Охлопкова Реалистическим театром . Это сотрудничество продлилось всего один год.
  • 1939 — Десятимесячные гастроли по Восточной России, включавшие спектакли «Госпожа Бовари» и «Клоп» . Эта поездка, возможно, спасла Таирова от чистки.
  • 1941 г. — Камерный театр эвакуирован в Сибирь , где выступал в течение двух лет.
  • 1945 — Получил орден Ленина .
  • 1949 год — Камерный театр закрыт. Таиров и его жена, актриса Алиса Кунен перешли в Театр Вахантангова.
  • 1950 г. – в сентябре умирает Таиров.
  • 1974 год — это Элис Кунен.

Эстетическая философия

[ редактировать ]

Таиров разработал то, что он назвал «синтетическим театром», включившим в себя балет, оперу, цирк, мюзик-холл и драматические элементы. Он считал театр самостоятельным искусством, а не просто средством передачи литературы. Его постановки не подчинялись тексту. Актерская школа, которую разработал Таиров, должна была подготовить труппу «мастеров-актеров», которые преуспели бы во всех элементах синтетического театра и стали основными создателями спектаклей. В постановках Таирова использовались конструктивистские декорации. Одним из его основных дизайнеров была Александра Экстер , создавшая декорации и костюмы для Фамиры Кифаред , Саломеи и Ромео и Джульетты . Ее работы можно увидеть в фильме 1924 года «Аэлита, королева Марса» , в котором она использовала целлулоид и металл для марсианских костюмов.

Производство

[ редактировать ]
  • Ромео и Джульетта - 1921 год.
    • В этом наборе, разработанном Экстер, использовались семь мостов разной высоты, а также веревочные лестницы, чтобы изобразить препятствия влюбленных. Набор был инкрустирован зеркалами, которые позже были заменены фольгой.
  • Федра Расина г. - 1922
    • Это первая постановка Таирова, в которой эмоции были в центре внимания. Алиса Кунен сыграла Федру и вошла в тяжелой пурпурной бархатной накидке. Этот образ контрастировал с ее появлением в красной накидке для сцены признания. Набор был смоделирован по образу плавучего корабля с несколькими смещенными платформами.
  • Гвоздика-Жирофла - 1922 г.
    • Действие этой комической оперетты разворачивается вокруг путаницы, связанной с близнецами, которых играет Кунен. Набор состоял из складных лестниц, вращающихся зеркал и люков.
  • Человек, который был четвергом - 1924 г.
  • Желание под вязами - 1930 г.
    • За московской постановкой последовал инсценированный суд над Эбби и Эбеном. Таиров выступал свидетелем защиты, в деле также принимали участие юристы и психиатры. Суд завершился в 2 часа ночи оправданием подсудимых. О'Нил увидел постановку во время ее гастролей в Париже, и она ему очень понравилась.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хантли Картер, Новый дух в русском театре, 1917-1928 (Ayer Publishing, 1929: ISBN   0-405-01606-9 ), с. 54.
  2. ^ Таиров, Александр. «О театре» (Записки режиссёра, Статьи, Письма) на русском языке. Издательство ВТО, 1970' с. 509
  3. ^ Маковский Сергей Константинович. "Парнас Серебряного века" XXI-согласие, 2000 на русском языке. ISBN   5-293-00003-9р . 525
  • Александр Таиров на IMDb
  • Комптон, Сьюзан А. Александра Экстер и динамическая сцена . Искусство в Америке 62.5 (1974): 100-3.
  • Френц, Хорст. Александр Таиров и мировые гастроли Камерного театра 1930 года . Брокетт, Оскар Гросс , изд. Исследования в области театра и драмы; Очерки в честь Хьюберта К. Хеффнера . Гаага: Мутон, 1972, стр. 177–194.
  • Маршалл, Герберт. Живописная история русского театра . Нью-Йорк: Издательство Crown Publishers, 1977.
  • Руз-Эванс, Джеймс. Экспериментальный театр от Станиславского до наших дней . Нью-Йорк: Книги Вселенной, 1970.
  • Таиров, Александр. Записки режиссера , Единое название: Записки режиссера. Английский. Корал-Гейблс, Флорида: University of Miami Press, 1969.
  • Уорролл, Ник. Модернизм к реализму на советской сцене: Таиров-Вахтангов-Охлопков . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1989.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0b005be712dcffcc233fcfeb9941762__1714200060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/62/e0b005be712dcffcc233fcfeb9941762.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Tairov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)