Jump to content

Aleksandra Ekster

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Александры Экстер )

Aleksandra Ekster
Рожденный
Aleksandra Aleksandrovna Grigorovich

( 1882-01-18 ) 18 января 1882 г. [ 1 ]
Умер 17 марта 1949 г. ( 1949-03-17 ) (67 лет)
Фонтене-о-Роз , Франция
Известный Живопись , графика , сценография , дизайн костюмов
Движение Футуризм , кубизм , конструктивизм

Aleksandra Aleksandrovna Ekster (née Grigorovich ) ( Russian : Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р , Ukrainian : Олекса́ндра Олекса́ндрівна Е́кстер ; 18 January 1882 – 17 March 1949), also known as Alexandra Exter , was a Russian and French painter and designer.

В молодости ее студия в Киеве привлекала всех творческих светил города, и она стала фигурой парижских салонов, смешиваясь с Пикассо , Браком и другими. Ее отождествляют с русско-украинским авангардом как кубофутуристку , конструктивистку и влиятельную фигуру движения ар-деко . Она была учителем нескольких художников Парижской школы , таких как Авраам Минчин , Исаак Френкель Френель , кинорежиссеры Григорий Козинцев , Сергей Юткевич и другие.

Ранний период жизни

She was born Aleksandra Aleksandrovna Grigorovich [ 2 ] в Белостоке , в Гродненской губернии Российской империи (ныне Польша) в богатую белорусскую семью. Ее отец, Александр Григорович, был богатым белорусским бизнесменом. Ее мать была гречанкой.

Юная Александра получила прекрасное частное образование, изучая языки, музыку, искусство, беря частные уроки рисования. Вскоре ее родители переехали в Киев, и Ася, как называли ее друзья, посещала Свято-Ольгинскую гимназию и Киевское художественное училище, где училась вместе с другими будущими звездами авангардного движения Александром Богомазовым и Александром Архипенко . Среди ее учителей был выдающийся украинский художник Николай Пимоненко . Александра окончила Киевское художественное училище по живописи в 1906 году. [ 3 ]

Художественные периоды

Киев

Ее мастерская живописи на чердаке по адресу улица Фундуклиевская, 27 (ныне улица Хмельницкого) была ареной сплочения киевской интеллектуальной элиты. На чердаке ее мастерской работали будущие корифеи мирового декоративного искусства Вадим Меллер , Анатолий Петрицкий и П. Челищев. Там ее посетили поэты и писатели, такие как Анна Ахматова , Илья Эренбург и Осип Мандельштам , хореограф Бронислава Нижинская и танцовщица Эльза Крюгер , а также многие художники Александр Богомазов , Владимир Баранов-Россине и студенты, такие как Григорий Козинцев , Сергей Юткевич , Алексей Каплер и Авраам Минчин среди многих других. В 1908 году участвовала в выставке вместе с членами группы «Звено» («Звено»), организованной Давидом Бурлюком , Владимиром Бурлюком и другими в Киеве. [ 4 ]

Костюмы созданы Экстером.

Париж

В Париже Александра Экстер лично познакомилась с Пабло Пикассо и Жоржем Браком , которые познакомили ее с Гертрудой Стайн . [ 5 ]

Под именем Александра д'Экстер она выставила шесть работ в Салоне де ла Секции д'Ор , Галерее Ла Боэти, Париж, октябрь 1912 года, вместе с Жаном Метцингером , Альбертом Глейзом , Марселем Дюшаном и другими. [ 6 ]

Театральный занавес по дизайну Экстера.

В 1914 году Экстер участвовала в выставках Салона Независимых в Париже вместе с Казимиром Малевичем , Александром Архипенко , Вадимом Меллером , Соней Делоне-Терк и другими французскими и русскими художниками. В том же году она вместе с «русскими» Архипенко, Кульбиной и Розановой участвовала в Международной футуристической выставке в Риме. В 1915 году она присоединилась к группе художников-авангардистов Supremus . Подруга познакомила ее с поэтом Аполлинером , который отвел ее в мастерскую Пикассо. По словам актрисы Московского Камерного театра Алисы Кунен : «В парижском доме [Экстера] было заметно своеобразное сочетание европейской культуры с украинской жизнью. На стенах между картинами Пикассо и Брака была украинская вышивка, на полу был украинский ковер. , к столу подавали глиняные горшки, разноцветные майоликовые тарелочки с пельменями». [ нужна ссылка ]

Русский авангард

Под эгидой авангарда Экстер известен как художник-супрематист и конструктивист, а также оказавший большое влияние на движение ар-деко. [ 7 ]

Не замыкаясь в рамках определенного движения, Экстер была одной из самых экспериментальных женщин авангарда . [ 8 ] Экстер вобрала в себя множество источников и культур, чтобы разработать свой собственный оригинальный стиль. В 1915–1916 годах работала в крестьянских ремесленных кооперативах деревень Скопцы и Вербовка вместе с Казимиром Малевичем , Евгенией Прибыльской , Натальей Давыдовой , Ниной Генке , Любовью Поповой , Иваном Пуни , Ольгой Розановой , Надеждой Удальцовой и другими. Позже Экстер основал в Киеве Учебно-производственную мастерскую (УПИ) (1918–1920). Александр Тышлер , [ 9 ] Вадим Меллер , Анатолий Петрицкий , Климент Редько , Челищев , Шифрин, Никритин Там работали . Также в этот период она была одним из ведущих художников-постановщиков Александра Таирова Камерного театра . [ 10 ]

В 1919 году вместе с другими -авангардистами художниками Климентом Редько и Ниной Генке-Меллер оформила в абстрактном стиле улицы и площади Киева и Одессы к революционным праздникам. Работала у Вадима Меллера художником по костюмам в балетной студии танцовщицы Брониславы Нижинской . [ 11 ] Одним из ее учеников в ее студии в Одессе был Исаак Френкель Френель , который позже стал художником Парижской школы . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

В 1921 году она стала заведующей начальным курсом цвета Высшей художественно-технической мастерской ( ВХУТЕМАС ) в Москве и занимала эту должность до 1924 года. Ее работы экспонировались вместе с работами других художников-конструктивистов на выставке 5х5=25, проходившей в Москва в 1921 году. [ 15 ]

Весной 1924 года Александра Экстер отправилась в Венецию, чтобы принять участие в организации 14-й Венецианской биеннале . Большинство работ Экстера не экспонировались, но вошли в каталог выставки. Тем не менее, она также создала специальную картину, вдохновленную Венецией, в вестибюле второго этажа Советского павильона. Несколько исследований этой картины сейчас находятся в международных и частных коллекциях.

Революция в дизайне костюмов

В соответствии с ее эклектичным авангардным стилем, ранние картины Экстер сильно повлияли на ее дизайн костюмов, а также на ее книжные иллюстрации, которые почти не упоминаются. Все работы Экстер, независимо от жанра, придерживаются ее особого стиля. Ее работы яркие, игривые, драматичные и театральные по композиции, сюжету и цвету. Экстер всегда оставалась верной своей эстетике композиции во всех средах. Более того, каждый медиум только улучшал и влиял на ее работу в других медиа. [ 7 ]

Эскиз костюмов к спектаклю «Ромео и Джульетта» . 1921. Фонд М.Т. Авраама .

Благодаря ее ассимиляции многих различных жанров, ее основные футуристические и кубистические идеи всегда были в тандеме с ее вниманием к цвету и ритму. Экстер использует множество элементов геометрических композиций, которые усиливают основные тенденции динамизма, ярких контрастов и свободной манеры письма. Экстер распространила динамичные намерения своей работы на все среды. Театральные работы Экстер, такие как скульптуры, дизайн костюмов, декорации и декорации для революционных фестивалей, ярко отражают ее работу с геометрическими элементами и яркими намерениями.

Александра Экстер, эскиз, колл. Лобанова-Ростовского.

Работая над костюмами, она экспериментировала с прозрачностью, движением и яркостью тканей. Движение мазка Экстер в ее работах отражается в движении ткани ее костюмов. В театральных декорациях Экстера использовались разноцветные измерения и экспериментировались с пространственными структурами. Она продолжила эти экспериментальные тенденции в своих более поздних проектах кукол. Экспериментируя со многими средами, Экстер начала брать концепцию своего дизайна костюмов и интегрировать ее в повседневную жизнь. В 1921 году началась работа Экстер в области дизайна одежды. Хотя ее модели массового производства были пригодны для носки, большая часть ее модного дизайна была очень декоративной и новаторской и обычно подпадала под категорию высокой моды. [ 8 ]

В 1923 году она продолжила работу во многих средствах массовой информации, а также сотрудничала с Верой Мухиной и Борисом Гладковым в Москве над декором павильонов Всероссийской выставки. [ 8 ]

Украинские народные влияния

Благодаря связям мужа, Николая Экстера, Александра познакомилась с Натальей Давыдовой , у которой было имение с ремеслами в Вербовцах под Черкассами . Именно там художница, которую сейчас считают представительницей европейского кубизма, футуризма, украинского авангарда, одна из основоположниц стиля ар-деко , открыла для себя украинское народное искусство, что оказало одно из влияния на ее творчество. По мнению Георгия Коваленко , исследователя творчества Александры Экстер, время в Вербивке стало определяющим фактором в живописи художницы, ее красочном стихотворении и стало источником образности: «Она проводила настоящие научные экспедиции в поисках старинных крестьянских вышивок, богослужебного шитья , и ткачество изделий", - написал Коваленко в своей монографии.

Экстер и Давыдова вместе с другими исследователями искали народные мотивы, переосмысливали их, модернизировали и вместе с Казимиром Малевичем , Иваном Пуни, Ксенией Богуславской рисовали супремасистские узоры для вышивки на сумках, подушках, коврах, поясах. Позже они создали Киевское ремесленное общество, а также представляли вербивцкие вышивки на выставках в Киеве и странах Европы. В 1917 году более 400 работ были выставлены в Москве, откуда так и не вернулись. [ 16 ]

Личная жизнь

В 1908 году Александра Григорович вышла замуж за успешного киевского юриста Николая Евгеньевича Экстера. Экстерсы принадлежали к культурной и интеллектуальной элите Киева. Она провела несколько месяцев со своим мужем в Париже и там училась в Академии Гранд Шомьер на Монпарнасе . С 1908 по 1924 год она с перерывами жила в Киеве, Петербурге , Одессе , Париже, Риме и Москве. [ 8 ]

В 1924 году Александра Экстер с мужем эмигрировала во Францию ​​и поселилась в Париже, где первоначально стала профессором Академии современного искусства . С 1926 по 1930 год Экстер был профессором Фернана Леже Академии современного искусства . В 1933 году она начала создавать красивые и оригинальные иллюминированные рукописи (гуашь на бумаге), возможно, самые важные произведения последнего этапа ее жизни. Рукопись «Каллимак» (ок. 1939 г., текст представляет собой французский перевод гимна эллинистического поэта Каллимаха ) широко считается ее шедевром. С 1933 года ее работа была ограничена, поскольку ее здоровье ухудшалось из-за болезни сердца. В 1936 году она участвовала в выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Нью-Йорке , а затем провела персональные выставки в Праге и Париже. Была книжным иллюстратором издательства Flammarion . Она рисовала иллюстрации к нескольким сборникам стихов и к трем детским книгам Марии Кольмонт, издававшимся с 1939 по 1940 год.

Во время Второй мировой войны она и ее муж жили в крайней нищете. После смерти ее мужа в 1945 году ее последним проявлением художественного таланта было создание скульптуры ангела, который будет помещен над местом их совместной могилы. Она умерла в Париже в 1949 году и похоронена на кладбище Фонтене-о-Роз .

За последние несколько десятилетий ее репутация резко возросла, как и цены на ее работы. Как следствие, за последние годы на рынке появилось несколько подделок. [ 17 ] [ 18 ]

Представительские работы

Ссылки

  1. ^ Уведомление о лице: Внешнее, Александра Александровна (на французском языке). {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  2. ^ Андрей Дмитриевич Сарабьянов. «Александра Александровна Экстер. Русская художница » britannica.com в Интернете . энциклопедия Британская Получено 9 марта.
  3. ^ «Александра Александровна За границей» . Энциклопедия Universalis (на французском языке).
  4. ^ Боулт, Джон Э.; Дратт, Мэтью (ред.). «Амазонки авангарда» (PDF) .
  5. ^ «Экстер, Александра» . www.энциклопедияofukraine.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
  6. ^ «Каталог экспонатов Салона «Золотая секция», 1912, стр. 16, №№ 180–185. Документы Уолтера Паха, Архив американского искусства, Смитсоновский институт» .
  7. ^ Перейти обратно: а б Коваленко Г.Ф. (осень 2000 г. – зима 2001 г.). «Александра Экстер: Путь и времена художника». Женский художественный журнал . 21 (2): 64. дои : 10.2307/1358761 . JSTOR   1358761 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кристина Лоддер. «Александра Экстер» . МоМА, Grove Art Online . Издательство Оксфордского университета . Проверено 16 сентября 2012 г.
  9. ^ Сыркина, Ф. Я. (1966). Александр Григорьевич Тышлер (in Russian). Советский Художник.
  10. ^ «Дизайн конструктивистской декорации» . Музей Виктории и Альберта. 13 января 2011 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
  11. ^ Лоддер, Кристина (2003). Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t027185 .
  12. ^ «Ицхак Александр Френкель Френель» . www.frenkel-frenel.org . Проверено 11 ноября 2023 г.
  13. ^ "Исаак Френкель-Френель (10.08.1899 - 1981) - Биография художника, интересные факты, известные произведения" . Артхив . Проверено 11 ноября 2023 г.
  14. ^ "О" . Музей Френеля . Проверено 11 ноября 2023 г.
  15. ^ Боулт, Джон Э. (1981). «Марионетки Александры Экстер». Русская история . 8 (1): 219–232. дои : 10.1163/187633181x00110 . ISSN   0094-288X .
  16. ^ "Георгий Коваленко " . Александра " . Экстер "
  17. ^ «Пресс-релиз» (PDF) (Пресс-релиз). Ассоциация Александры Экстер. 2 июля 2006 г. Проверено 16 сентября 2012 г.
  18. ^ «Подделка русского авангарда» . АРТньюс. 1 июля 2009 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bb60c19559a1f3298e3660ded68f1e0__1722957240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/e0/8bb60c19559a1f3298e3660ded68f1e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksandra Ekster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)