Елена Учитель
Елена Учитель | |
---|---|
Рожденный | Elena Genrikhovna Guro 10 января 1877 г. |
Умер | 6 мая 1913 г. Уусикиркко , Великое княжество Финляндское, Российская империя. | ( 36 лет
Известный | Шарманка-Гарди Осенний сон Финляндия |
Движение | Футуризм , Кубофутуризм |
Супруг |
Елена Генриховна Матюшина ( Russian : Elena Genrikhovna Matyushina , IPA: [jɪˈlʲɛnə ˈɡʲɛnrʲɪxəvnə mɐˈtʲuʂɨnə] ; née Guro [Russian: Гуро́ , ВЛИЯНИЕ: [ɡʊˈro] ]; 10 января 1877 г. - 6 мая 1913 г. [1] ) — русский художник- футурист , драматург, поэт и писатель-фантаст. Ее карьера охватила переходный период между русским символизмом и футуризмом. [2]
Гуро известен разработкой новых теорий цвета в живописи. [3] Она также была единственной женщиной-членом самой влиятельной футуристской группы под названием Кубофутуризм . [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гуро родился в Петербурге 10 января 1877 года. [3] Ее отцом был Генрих Степанович Гуро (или Гуро), офицер Императорской Российской армии французского происхождения. Ее мать Анна Михайловна Чистякова была талантливой художницей-любителем. Детство Гуро провела в селе Новоселы под Псковом и в имении отца в Луге . Она унаследовала государственную пенсию и недвижимость в Финляндии от своего отца, используя и то, и другое для поддержки своей творческой карьеры. Ее сестра Екатерина Гуро тоже была писательницей. [5]
Карьера
[ редактировать ]С 1890 по 1893 год училась искусству в Обществе поощрения художеств в Петербурге. С 1903 по 1905 год училась в частной студии Яна Чонглинского , где и познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Матюшиным (они поженились в 1906 году). [1] В 1905 году состоялся ее литературный дебют публикацией весны « Ранней ». [2] Это был ее первый рассказ, опубликованный в антологии современных русских писателей « Сборник молодых писателей» . [2] Годом ранее, в 1904 году, она иллюстрировала русский перевод книги сказок французской писательницы Жорж Санд . [6] In 1906 she and Matyushin moved to the art school of Elizaveta Zvantseva , where Guro worked under Mstislav Dobuzhinsky , Léon Bakst and Kuzma Petrov-Vodkin . [1] В 1908 году она покинула школу и основала собственную студию. К 1908 году ее дом стал важным местом встреч для дискуссий об искусстве и литературе. [5]
Ее первая книга прозы, стихов и драмы «Шардманка» вышла в 1909 году. [1] [2] В 1910 сотрудничала с журналом «Ловушка для судей», одним из первых изданий русских футуристов . [7] Она также внесла свой вклад в подготовку второго тома «Ловушки для судей» в 1913 году. Гуро и ее муж субсидировали оба выпуска. В 1911 году рукопись книги сказок Гуро, которую она планировала опубликовать, была утеряна ее издателем вместе с иллюстрациями, которые она для нее сделала. Ее вторая книга «Осенний сон» вышла в свет в 1912 году. [1] [5]
Гуро известна своим увлечением контрастом между городским миром и природой. Однажды она написала небольшой рассказ о психологии городских жителей. [8] [6] Похоже, ее увлечение началось с внешнего вида города, например, с его уличных фонарей и позолоченных окон. Говорят, что Гуро была самой «урбанисткой» из русских поэтесс начала ХХ века из-за «конкретности» ее изображений русского городского пейзажа. [9] В конце концов, примерно в 1910 году, когда эта тема стала популярной среди ее коллег -кубофутуристов, она устала от этой темы . По словам Матюшина, теперь она будет находиться в деревне с весны до осени. [8]
В своих картинах Гуро исследовала правила цвета. Этот интерес, начавшийся в 1911 году, стал определяющей чертой ее творчества. [3] Она разработала теории цвета, основанные на скандинавском основных принципах формообразования модерна и народном искусстве. [3] Матюшина применила теории, разработанные ею после ее смерти.
Последние дни
[ редактировать ]В 1913 году она продолжала писать и рисовать, хотя страдала от лейкемии . Она умерла в том же году в своем загородном доме в Уусикиркко , Финляндия . На момент смерти она почти завершила большую работу «Бедный рыцарь» . [2] Несколько стихотворений и два прозаических произведения были опубликованы посмертно, в сборнике «Трое» и в журнале « Союз молодежи» в 1913 году. Третья книга «Маленькие верблюдочки неба» вышла в свет в 1914 году. [1] [5]
Характеристики искусства
[ редактировать ]Творчеству Гуро свойственен синкретизм живописи, поэзии и прозы, импрессионистическое восприятие жизни, поэтика лаконичного лирического фрагмента. Любимые темы — материнство, распространяющееся по всему миру, и пантеистическое чувство природы.
Интерес к Гуро пробудила работа Владимира Маркова «Русский футуризм» (1968). В 1988 году ее сборник был издан в Стокгольме, а в 1995 году были опубликованы неопубликованные работы из ее архива в Беркли , Калифорния. Творчеству Гуро посвящено большое количество исследований в России и за рубежом.
Архив Гуро хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд 134). [10]
Сочинения
[ редактировать ]- Шарманка (1909)
- Осенний сон (1912)
- Бедный рыцарь (1913)
- Маленькие верблюдицы неба (1914)
- Трое (1913) (посмертно); содержит самое известное стихотворение Гуро «Финляндия».
английские переводы
[ редактировать ]- «Небесные верблюдочки» , из «Антологии русского футуризма Ардис» , издательство «Ардис», 1983.
- Так проходит жизнь , от 50 писателей: Антология русских рассказов XX века , Academic Studies Press, 2011.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Словарь женщин-художников, Том 1 . Издательство Фицрой Дирборн. 1997. стр. 623–624. ISBN 1-884964-21-4 . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Банджанин, Милица (лето 1986 г.). «Природа и город в творчестве Елены Гуро». Славянский и восточноевропейский журнал . 30 (2): 230–246. дои : 10.2307/307598 . JSTOR 307598 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Елена Генриховна Гуро | Русская художница и писательница» . Британская энциклопедия . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Ранн, Джеймс (2020). Невероятный футурист: Пушкин и изобретение оригинальности в русском модернизме . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 8. ISBN 978-0-299-32810-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Словарь русских женщин-писательниц . Гринвуд Пресс. 1994. стр. 238–241. ISBN 0-313-26265-9 . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергхаус, Гюнтер, изд. Международный ежегодник исследований футуризма . Том 5. Де Грютер. стр. 267–76.
- ^ Старейшина, Р. Брюс (2015). DADA, сюрреализм и кинематографический эффект . Ватерлоо, Онтарио: Univ Уилфрида Лорье. Нажимать. п. 246. ИСБН 978-1-55458-625-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Вюнше, Изабель (2015). Органическая школа русского авангарда: творческие начала природы . Рутледж. стр. 57–8.
- ^ Стейнберг, Марк Д. (2011). Петербург «Конец века» . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-16504-3 .
- ^ "РГАЛИ г.Москва" . 20.10.2019. Архивировано из оригинала 20 октября 2019 г. Проверено 8 октября 2021 г.
- Художники XIX века из Российской Империи.
- Русские художники 20 века.
- Художники-футуристы
- Женщины-поэты Российской империи.
- Драматурги и драматурги Российской империи.
- Писатели-новеллисты Российской Империи.
- Романисты Российской Империи.
- Писатели-футуристы
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Смертность от лейкемии
- 1877 рождений
- 1913 смертей
- Женщины-писательницы Российской империи.
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Смертность от рака в Российской империи