Jump to content

Непоседа

Фрагмент окрашенного вагона советского "агитпоезда" из кинохроники 1921 года.

Агитпоезд пропагандистских ( русский: агитпоезд) — локомотив со специальными вспомогательными вагонами, оборудованный в целях большевистским правительством Советской России во времена Гражданской войны в России , военного коммунизма и новой экономической политики . Ярко раскрашенные, с печатным станком, правительственным бюро жалоб, печатными политическими листовками и памфлетами, библиотечными книгами и передвижным кинотеатром , агитпоезда путешествовали по рельсам России , Сибири и Украины , пытаясь привить ценности и программа нового революционного правительства для разрозненного и изолированного крестьянства .

Запущенные в августе 1918 года агитпоезда и их близкие аналоги: городской агиттрамвай ( русский: агиттрамвай), железнодорожная агитстанция [ ru ] ( русский: агитпункт) и водный агиткатер ( русский: агитпараход). - продолжал ограниченно использоваться на протяжении 1920-х годов. Концепция агитпоезда была возрождена в годы Второй мировой войны как механизм прямого распространения информации в то время, когда обычные средства связи и структуры государственного контроля между центром и периферией дали сбой.

Во время Гражданской войны в России 1918–1922 годов военные действия на обширной российской границе, как правило, проходили по тонкой сети железнодорожных линий, разбросанных по всей стране. [1] Линия фронта между Красной Армией революционного большевистского правительства и так называемым Белым движением контрреволюционных сил перемещалась взад и вперед, при этом города и районы переходили из-под контроля одной группы в другую. [1] Проникновение новых большевистских правительственных учреждений и функционеров за пределы крупных мегаполисов было крайне слабым. [1]

С самого начала гражданской войны поезда использовались для отправки агитаторов и печатных пропагандистских материалов на фронт для укрепления поддержки революционного режима среди добровольцев и призывников Красной Армии, и главнокомандующий Красной Армией Лев Троцкий поступал так. вплоть до размещения своего постоянного штаба на борту железнодорожного вагона, чтобы он и генеральный штаб могли легко перемещаться из одной военной точки в другую. [2]

Учреждение

[ редактировать ]
Толпы собирались вокруг агитпоездов и современных технологий, таких как фонографы и кинофильмы, демонстрируемых бедной сельской аудитории, чтобы подчеркнуть модернизационную программу советского режима. (Кадры кинохроники 1921 года).

Летом 1918 года Военная секция Исполкома Всероссийского съезда Советов постановила расширить роль поездов за пределы периодической раздачи листовок, учредив постоянный «агитпоезд» (агитпоезд) для преданных своему делу. целью агитации и пропаганды (агитпропа) В.И. Ленина. [3] Впервые поезд был использован на Волжском фронте 13 августа 1918 года. [4]

Режим также использовал ярко украшенный «агиттрамвай» (агиттрамвай) в качестве средства сбора толпы для драматических представлений на открытом воздухе в городских условиях с 1918 года. [5]

Разработка

[ редактировать ]

Большевистское правительство сочло первоначальную попытку В.И. Ленина настолько успешной, что было немедленно приказано создать пять дополнительных агитпоездов. [6] Этот новый парк агитпоездов был передан в ведение специальной комиссии, созданной именно для этой цели в январе 1919 года. [7]

Помимо очевидного использования в качестве инструмента распространения информации и идей, выгодных революционному режиму, агитпоезда служили для некоторых советских руководителей механизмом получения информации из первых рук о ситуации в стране за пределами ее городских центров. . [3] В деятельности агитпоезда Октябрьской революции в разное время участвовали нарком юстиции Д. К. Курский , нарком здравоохранения Н. А. Семашко , нарком внутренних дел Г. И. Петровский , народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский . [3]

Агитпоезда также привлекли непосредственное участие большевистских политических лидеров. Самый известный из агитпоездов, « Октябрьская революция», входил в его состав Михаил Калинин в качестве своего политического комиссара , который большую часть лет гражданской войны провел на рельсах — только в 1919 году поезд совершил дюжину рейсов, каждый из которых в среднем составлял около трех недель. [8] В течение года поезд следовал по движущемуся военному фронту, стремясь поднять боевой дух солдат Красной Армии, участвовавших в боевых действиях, и заручиться поддержкой революции в городах и населенных анклавах, расположенных сразу за линиями боевых действий. [8]

Калинин подчеркивал свое крестьянское происхождение, выступая перед сельской аудиторией, созывая деревенские собрания и расспрашивая о реквизиционных выплатах и ​​перераспределении земли - деликатных вопросах, вызывающих большую озабоченность бедного земледельческого населения. [8] Более противоречивые аспекты советской политики, такие как ограничения на торговлю зерном, были контекстуализированы с точки зрения их конечной цели - принести пользу всем, и к крестьянству были обращены страстные призывы добровольно пожертвовать еду голодающим городам. [8]

Официальная советская статистика — вероятно, в некоторой степени завышенная — показала, что в течение 1919 и 1920 годов агитпоезда, агитботы и активисты на велосипедах посетили 4000 офисов и фабрик, провели 1891 собрание, прочитали более 1000 лекций и распространили около 1,5 миллионов листовок и газет. [9] Кинематографические презентации поездов и теплоходов за эти годы собрали более 2 миллионов зрителей. [9]

Структура и объем

[ редактировать ]
Ключевой частью агитпоездов были специальные вагоны для показа кинофильмов густонаселенной аудитории — зачастую это было первое знакомство сельских россиян со средой. (Кадры кинохроники 1921 года).

Агитпоезда часто имели длину от 16 до 18 вагонов. [10] Они были ярко раскрашены, с флагами, а машины ярко расписаны лозунгами и политическим искусством. [7] Ведущим большевистским художникам, таким как Владимир Маяковский (1893–1930), Эль Лисицкий (1890–1941) и Казимир Малевич (1878–1935), было поручено рисовать экстерьеры автомобилей, и их работы были смелыми и запоминающимися, хотя иногда их критиковали как слишком абстрактные для малообразованная и во многом некультурная сельская публика. [7]

В каждой машине была подборка политических брошюр, плакатов и газет для распространения, а также небольшая библиотека. [7] В поездах также была передвижная фотолаборатория для проявки фотографий. [10] Ключевым элементом поездов был специальный вагон-кинопоказ, в котором демонстрировались немые фильмы политической направленности. [7] Для многих крестьян это было первое знакомство с кино, и оно оказалось очень полезным для охвата в основном неграмотной и многоязычной аудитории простыми сообщениями о новом революционном правительстве. [7] [11] За первый год работы агитпоезда « Октябрьская революция» было проведено 430 бесплатных кинопоказов, аудитория которых исчислялась сотнями тысяч человек. [12]

Агиткатер « Красная Звезда»

[ редактировать ]

Вдохновленный успехом программы агитпоездов, в 1919 году тот же принцип был применен к водному транспортному средству — пароходу « Красная звезда». [13] Это судно провело несколько месяцев в 1919 году и летом 1920 года, плавая вверх и вниз по Волге , часто пришвартовываясь и допуская посадку посетителей. [13] За два года существования « Красная звезда» провела более 400 кинопоказов, собрав более полумиллиона зрителей. [14]

Как и в случае с агитпоездами, в число наиболее активных участников «Красной Звезды» входили руководители высших эшелонов Коммунистической партии России , в том числе В. М. Молотов в качестве политического комиссара и Ленина жена Надежда Крупская , высокопоставленный чиновник Наркомпроса просвещения. . [9] Крупская позже отмечала, что Ленин «спешил уйти сам, но не мог ни на минуту оставить работу». [15]

Прекращение действия и наследие

[ редактировать ]

В годы Великой Отечественной войны Советское правительство возобновило использование агитпоездов для укрепления поддержки правительства среди солдат перед лицом фашистского наступления. [9]

Список агитпоездов

[ редактировать ]
  • Krasnyi kazak (Red Cossack) [4]
  • Krasnyi vostok (Red East) [4]
  • Sovetskii kavkaz (Soviet Caucasus) [4]
  • Октябрьская революция (Октябрь Революция) [4]
  • V.I. Lenin [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Питер Кенез, Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1985; стр. 58.
  2. ^ Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 58-59.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 59.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонатан Смил, «Российские» гражданские войны, 1916–1926: десять лет, которые потрясли мир. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015; стр. 248.
  5. ^ Шимон Бойко, «Агит-проп-искусство: улицы были их театром», в Стефани Бэррон и Морис Тачман (ред.), Авангард в России, 1910–1930: новые перспективы. Кембридж, Массачусетс: Художественный музей округа Лос-Анджелес / MIT Press, 1980; стр. 76.
  6. ^ В. Карпинский (ред.), Агитпарпоезда ВЦИК: Их история, аппарат, методы и формы работы (Агитпоезда ВЦИК: Их история, состав, методы и формы работы). Москва: 1920, с. 6. Цитируется в книге Ричарда Тейлора «Рождение советского кино», в книге Эбботта Глисона, Питера Кенеза и Ричарда Стайтса (ред.), « Большевистская культура: эксперимент и порядок в русской революции». Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы, 1985; стр. 195.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тейлор, «Рождение советского кино», с. 195.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 61.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 62.
  10. ^ Перейти обратно: а б Адельхайд Хефтбергер, «Советские агитпоезда из коллекции Вертова Австрийского музея кино», www.incite-online.net/
  11. ^ Тейлор, Ричард (1971). «Средство для масс: агитация в советской гражданской войне» . Советские исследования . 22 (4): 562–574. дои : 10.1080/09668137108410776 . ISSN   0038-5859 . JSTOR   149569 .
  12. ^ Л. В. Максакова, Агитпоезд "Октябрьская революция" (1919-20 гг.) . Москва: 1956; стр. 11. Цитируется у Тейлора, «Рождение советского кино», стр. 196. Источник утверждает, что общая аудитория составляет более 620 000 человек, что в среднем составляет около 1 425 человек на показ — весьма сомнительная цифра. Питер Кенез отмечает, что «весьма вероятно, что цифры были завышены, поскольку проверить это было невозможно». («Рождение государства пропаганды», стр. 62).
  13. ^ Перейти обратно: а б Тейлор, «Рождение советского кино», с. 196.
  14. ^ Г. М. Гак, Самое важное из всех искусств: Ленин о кино. Москва: 1973; стр. 52. Цитируется у Тейлора, «Рождение советского кино», стр. 196.
  15. ^ Н. К. Крупская, Воспоминания о Ленине . Москва: Госполитиздат, 1957; стр. 424. Цитируется у Тейлора, «Рождение советского кино», стр. 196.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Aleksandr Deriabin, "Kinopoezd: Katalog fil’mov" (The Film-Train: Catalog of Films). Kinovedcheskie zapiski, no. 49 (2000).
  • Адельхайд Хефтбергер, «Пропаганда в движении: кинопоезда Дзиги Вертова и Александра Медведкина и агит-пароходы 1920-х и 1930-х годов», Apparatus, vol. 1 (2015).
  • Питер Кенез, Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1985 г.
  • Лидия Максакова, Агитпоэзд "Oktiabr'skaia Revoliutsiia" (1919-1920) . Москва: Nauka, 1956.
  • Boris Sergeev, "Agitpoezdki M. I. Kalinina v gody grazhdanskoi voiny" (The Agit-Trains of M.I. Kalinin in the Years of the Civil War). Krasnyi Archiv, vol. 86 (1938), pp. 93–163.
  • Ричард Тейлор, «Средство для масс: агитация в советской гражданской войне», Советские исследования, том. 22, нет. 4 (апрель 1971 г.), стр. 562–574. В JSTOR
  • Ричард Тейлор, Политика советского кино, 1917–1929. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1979.
  • Томас Тоде, «Агитпоезда, агит-пароходы, кинофургоны: Дзига Вертов и путешествующее кино в начале 1920-х годов в Советском Союзе», в книге Мартина Лойпердингера (ред.), « Путешествие кино в Европе». Франкфурт, Германия: Стрёмфельд/Ротер Штерн, 2008 г.; стр. 143–156.
  • V.P. Tolstoi (ed.), Agitmassovoe iskusstvo Sovetskoi Rossii: Materialy i dokumenty: Agitpoezda i agitparochody. Peredvizhnoi teatr. Politicheskii plakat, 1918–1932 (The Mass-agitational Art of Soviet Russia: Materials and Documents: Agit-trains and Agit-steamers, Mobile Theater, the Political Poster, 1918–1932). In 2 volumes. Moskva: Iskusstvo, 2002.
  • Евгений Козлов. Агит-поезда и агит-пароходы в Советской России (1918–1922): коммуникационные стратегии . Магистерская работа, Российский государственный гуманитарный университет, Москва/Рурский университет, Бохум, 2016.
  • Evgenii Kozlov, "Agitacionnye poezda i parohody v sovetskoj Rossii (1918–1922): muzejnye praktiki i tekhnicheskie media" , Almanac of the Center of Experimental Museology , vol. 1, Moskva, CEM, 2000, V–A–C Press, pp. 245-298.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c658b21c7ad0c97335d369fe4969c493__1709666520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/93/c658b21c7ad0c97335d369fe4969c493.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agit-train - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)