Непоседа

Агитпоезд пропагандистских ( русский: агитпоезд) — локомотив со специальными вспомогательными вагонами, оборудованный в целях большевистским правительством Советской России во времена Гражданской войны в России , военного коммунизма и новой экономической политики . Ярко раскрашенные, с печатным станком, правительственным бюро жалоб, печатными политическими листовками и памфлетами, библиотечными книгами и передвижным кинотеатром , агитпоезда путешествовали по рельсам России , Сибири и Украины , пытаясь привить ценности и программа нового революционного правительства для разрозненного и изолированного крестьянства .
Запущенные в августе 1918 года агитпоезда и их близкие аналоги: городской агиттрамвай ( русский: агиттрамвай), железнодорожная агитстанция ( русский: агитпункт) и водный агиткатер ( русский: агитпараход). - продолжал ограниченно использоваться на протяжении 1920-х годов. Концепция агитпоезда была возрождена в годы Второй мировой войны как механизм прямого распространения информации в то время, когда обычные средства связи и структуры государственного контроля между центром и периферией дали сбой.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Во время Гражданской войны в России 1918–1922 годов военные действия на обширной российской границе, как правило, проходили по тонкой сети железнодорожных линий, разбросанных по всей стране. [1] Линия фронта между Красной Армией революционного большевистского правительства и так называемым Белым движением контрреволюционных сил перемещалась взад и вперед, при этом города и районы переходили из-под контроля одной группы в другую. [1] Проникновение новых большевистских правительственных учреждений и функционеров за пределы крупных мегаполисов было крайне слабым. [1]
С самого начала гражданской войны поезда использовались для отправки агитаторов и печатных пропагандистских материалов на фронт для укрепления поддержки революционного режима среди добровольцев и призывников Красной Армии, и главнокомандующий Красной Армией Лев Троцкий поступал так. вплоть до размещения своего постоянного штаба на борту железнодорожного вагона, чтобы он и генеральный штаб могли легко перемещаться из одной военной точки в другую. [2]
Учреждение
[ редактировать ]
Летом 1918 года Военная секция Исполкома Всероссийского съезда Советов постановила расширить роль поездов за пределы периодической раздачи листовок, учредив постоянный «агитпоезд» (агитпоезд) для преданных своему делу. целью агитации и пропаганды (агитпропа) В.И. Ленина. [3] Впервые поезд был использован на Волжском фронте 13 августа 1918 года. [4]
Режим также использовал ярко украшенный «агиттрамвай» (агиттрамвай) в качестве средства сбора толпы для драматических представлений на открытом воздухе в городских условиях с 1918 года. [5]
Разработка
[ редактировать ]Большевистское правительство сочло первоначальную попытку В.И. Ленина настолько успешной, что было немедленно приказано создать пять дополнительных агитпоездов. [6] Этот новый парк агитпоездов был передан в ведение специальной комиссии, созданной именно для этой цели в январе 1919 года. [7]
Помимо очевидного использования в качестве инструмента распространения информации и идей, выгодных революционному режиму, агитпоезда служили для некоторых советских руководителей механизмом получения информации из первых рук о ситуации в стране за пределами ее городских центров. . [3] В деятельности агитпоезда Октябрьской революции в разное время участвовали нарком юстиции Д. К. Курский , нарком здравоохранения Н. А. Семашко , нарком внутренних дел Г. И. Петровский , народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский . [3]
Агитпоезда также привлекли непосредственное участие большевистских политических лидеров. Самый известный из агитпоездов, « Октябрьская революция», входил в его состав Михаил Калинин в качестве своего политического комиссара , который большую часть лет гражданской войны провел на рельсах — только в 1919 году поезд совершил дюжину рейсов, каждый из которых в среднем составлял около трех недель. [8] В течение года поезд следовал по движущемуся военному фронту, стремясь поднять боевой дух солдат Красной Армии, участвовавших в боевых действиях, и заручиться поддержкой революции в городах и населенных анклавах, расположенных сразу за линиями боевых действий. [8]
Калинин подчеркивал свое крестьянское происхождение, выступая перед сельской аудиторией, созывая деревенские собрания и расспрашивая о реквизиционных выплатах и перераспределении земли - деликатных вопросах, вызывающих большую озабоченность бедного земледельческого населения. [8] Более противоречивые аспекты советской политики, такие как ограничения на торговлю зерном, были контекстуализированы с точки зрения их конечной цели - принести пользу всем, и к крестьянству были обращены страстные призывы добровольно пожертвовать еду голодающим городам. [8]
Официальная советская статистика — вероятно, в некоторой степени завышенная — показала, что в течение 1919 и 1920 годов агитпоезда, агитботы и активисты на велосипедах посетили 4000 офисов и фабрик, провели 1891 собрание, прочитали более 1000 лекций и распространили около 1,5 миллионов листовок и газет. [9] Кинематографические презентации поездов и теплоходов за эти годы собрали более 2 миллионов зрителей. [9]
Структура и объем
[ редактировать ]
Агитпоезда часто имели длину от 16 до 18 вагонов. [10] Они были ярко раскрашены, с флагами, а машины ярко расписаны лозунгами и политическим искусством. [7] Ведущим большевистским художникам, таким как Владимир Маяковский (1893–1930), Эль Лисицкий (1890–1941) и Казимир Малевич (1878–1935), было поручено рисовать экстерьеры автомобилей, и их работы были смелыми и запоминающимися, хотя иногда их критиковали как слишком абстрактные для малообразованная и во многом некультурная сельская публика. [7]
В каждой машине была подборка политических брошюр, плакатов и газет для распространения, а также небольшая библиотека. [7] В поездах также была передвижная фотолаборатория для проявки фотографий. [10] Ключевым элементом поездов был специальный вагон-кинопоказ, в котором демонстрировались немые фильмы политической направленности. [7] Для многих крестьян это было первое знакомство с кино, и оно оказалось очень полезным для охвата в основном неграмотной и многоязычной аудитории простыми сообщениями о новом революционном правительстве. [7] [11] За первый год работы агитпоезда « Октябрьская революция» было проведено 430 бесплатных кинопоказов, аудитория которых исчислялась сотнями тысяч человек. [12]
Агиткатер « Красная Звезда»
[ редактировать ]Вдохновленный успехом программы агитпоездов, в 1919 году тот же принцип был применен к водному транспортному средству — пароходу « Красная звезда». [13] Это судно провело несколько месяцев в 1919 году и летом 1920 года, плавая вверх и вниз по Волге , часто пришвартовываясь и допуская посадку посетителей. [13] За два года существования « Красная звезда» провела более 400 кинопоказов, собрав более полумиллиона зрителей. [14]
Как и в случае с агитпоездами, в число наиболее активных участников «Красной Звезды» входили руководители высших эшелонов Коммунистической партии России , в том числе В. М. Молотов в качестве политического комиссара и Ленина жена Надежда Крупская , высокопоставленный чиновник Наркомпроса просвещения. . [9] Крупская позже отмечала, что Ленин «спешил уйти сам, но не мог ни на минуту оставить работу». [15]
Прекращение действия и наследие
[ редактировать ]В годы Великой Отечественной войны Советское правительство возобновило использование агитпоездов для укрепления поддержки правительства среди солдат перед лицом фашистского наступления. [9]
Список агитпоездов
[ редактировать ]- Krasnyi kazak (Red Cossack) [4]
- Krasnyi vostok (Red East) [4]
- Sovetskii kavkaz (Soviet Caucasus) [4]
- Октябрьская революция (Октябрь Революция) [4]
- V.I. Lenin [4]
См. также
[ редактировать ]- Агитпроп
- Кино Советского Союза
- Freedom Train — американский поезд аналогичного назначения.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Питер Кенез, Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1985; стр. 58.
- ^ Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 58-59.
- ^ Перейти обратно: а б с Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонатан Смил, «Российские» гражданские войны, 1916–1926: десять лет, которые потрясли мир. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015; стр. 248.
- ^ Шимон Бойко, «Агит-проп-искусство: улицы были их театром», в Стефани Бэррон и Морис Тачман (ред.), Авангард в России, 1910–1930: новые перспективы. Кембридж, Массачусетс: Художественный музей округа Лос-Анджелес / MIT Press, 1980; стр. 76.
- ^ В. Карпинский (ред.), Агитпарпоезда ВЦИК: Их история, аппарат, методы и формы работы (Агитпоезда ВЦИК: Их история, состав, методы и формы работы). Москва: 1920, с. 6. Цитируется в книге Ричарда Тейлора «Рождение советского кино», в книге Эбботта Глисона, Питера Кенеза и Ричарда Стайтса (ред.), « Большевистская культура: эксперимент и порядок в русской революции». Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы, 1985; стр. 195.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тейлор, «Рождение советского кино», с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кенез, Рождение государства пропаганды, стр. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Адельхайд Хефтбергер, «Советские агитпоезда из коллекции Вертова Австрийского музея кино», www.incite-online.net/
- ^ Тейлор, Ричард (1971). «Средство для масс: агитация в советской гражданской войне» . Советские исследования . 22 (4): 562–574. дои : 10.1080/09668137108410776 . ISSN 0038-5859 . JSTOR 149569 .
- ^ Л. В. Максакова, Агитпоезд "Октябрьская революция" (1919-20 гг.) . Москва: 1956; стр. 11. Цитируется у Тейлора, «Рождение советского кино», стр. 196. Источник утверждает, что общая аудитория составляет более 620 000 человек, что в среднем составляет около 1 425 человек на показ — весьма сомнительная цифра. Питер Кенез отмечает, что «весьма вероятно, что цифры были завышены, поскольку проверить это было невозможно». («Рождение государства пропаганды», стр. 62).
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, «Рождение советского кино», с. 196.
- ^ Г. М. Гак, Самое важное из всех искусств: Ленин о кино. Москва: 1973; стр. 52. Цитируется у Тейлора, «Рождение советского кино», стр. 196.
- ^ Н. К. Крупская, Воспоминания о Ленине . Москва: Госполитиздат, 1957; стр. 424. Цитируется у Тейлора, «Рождение советского кино», стр. 196.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Aleksandr Deriabin, "Kinopoezd: Katalog fil’mov" (The Film-Train: Catalog of Films). Kinovedcheskie zapiski, no. 49 (2000).
- Адельхайд Хефтбергер, «Пропаганда в движении: кинопоезда Дзиги Вертова и Александра Медведкина и агит-пароходы 1920-х и 1930-х годов», Apparatus, vol. 1 (2015).
- Питер Кенез, Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1985 г.
- Лидия Максакова, Агитпоэзд "Oktiabr'skaia Revoliutsiia" (1919-1920) . Москва: Nauka, 1956.
- Boris Sergeev, "Agitpoezdki M. I. Kalinina v gody grazhdanskoi voiny" (The Agit-Trains of M.I. Kalinin in the Years of the Civil War). Krasnyi Archiv, vol. 86 (1938), pp. 93–163.
- Ричард Тейлор, «Средство для масс: агитация в советской гражданской войне», Советские исследования, том. 22, нет. 4 (апрель 1971 г.), стр. 562–574. В JSTOR
- Ричард Тейлор, Политика советского кино, 1917–1929. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1979.
- Томас Тоде, «Агитпоезда, агит-пароходы, кинофургоны: Дзига Вертов и путешествующее кино в начале 1920-х годов в Советском Союзе», в книге Мартина Лойпердингера (ред.), « Путешествие кино в Европе». Франкфурт, Германия: Стрёмфельд/Ротер Штерн, 2008 г.; стр. 143–156.
- V.P. Tolstoi (ed.), Agitmassovoe iskusstvo Sovetskoi Rossii: Materialy i dokumenty: Agitpoezda i agitparochody. Peredvizhnoi teatr. Politicheskii plakat, 1918–1932 (The Mass-agitational Art of Soviet Russia: Materials and Documents: Agit-trains and Agit-steamers, Mobile Theater, the Political Poster, 1918–1932). In 2 volumes. Moskva: Iskusstvo, 2002.
- Евгений Козлов. Агит-поезда и агит-пароходы в Советской России (1918–1922): коммуникационные стратегии . Магистерская работа, Российский государственный гуманитарный университет, Москва/Рурский университет, Бохум, 2016.
- Evgenii Kozlov, "Agitacionnye poezda i parohody v sovetskoj Rossii (1918–1922): muzejnye praktiki i tekhnicheskie media" , Almanac of the Center of Experimental Museology , vol. 1, Moskva, CEM, 2000, V–A–C Press, pp. 245-298.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Адельхайд Хефтбергер, «Советские агитпоезда из коллекции Вертова Австрийского музея кино», www.incite-online.net/
- Дзига Вертов, Агитпоезд. (1921). — Немая кинохроника, начало поезда (2:26).