Jump to content

Поезд свободы

Два национальных поезда свободы совершили поездку по Соединенным Штатам : специальная выставка «Поезд свободы» 1947–49 годов и американский поезд свободы 1975–76 годов , посвященный двухсотлетию Соединенных Штатов . Каждый поезд имел свою особую красную, белую и синюю окраску, а также свой собственный маршрут через 48 смежных штатов, останавливаясь для посетителей и демонстрируя Америку и связанные с ней исторические артефакты. В 2026 году планируется снова запустить «Поезд свободы». [ 1 ]

Выставка «Поезд свободы» 1940-х годов была интегрирована: черно-белым зрителям было разрешено свободно общаться. Когда городские власти в Бирмингеме, штат Алабама , и Мемфисе, штат Теннесси , отказались разрешить чернокожим и белым осмотреть экспонаты одновременно, «Поезд свободы» пропустил запланированные посещения, что вызвало серьезные разногласия.

1947–1949 гг. Поезд свободы

[ редактировать ]
№1776 — локомотив ALCO PA-1, построенный специально для первого поезда «Свобода».

Первый «Поезд свободы» был предложен в апреле 1946 года генеральным прокурором Томом Кларком , который считал, что в послевоенные годы американцы начали воспринимать принципы свободы как нечто само собой разумеющееся. Идея была принята коалицией, в которую вошли Paramount Pictures и Совет по рекламе , который только что сменил название с «Совет по военной рекламе».

Планы и сообщения

[ редактировать ]

Томас Д'Арси Брофи (из рекламной фирмы Kenyon & Eckhardt) охарактеризовал «Поезд свободы» как «кампанию по продаже Америки американцам». Совет по рекламе запланировал ряд других мероприятий, сопровождающих поезд, включая сообщения в радиопрограммах, комиксах и фильмах. В каждом городе, где останавливался поезд, организовали «Неделю повторного посвящения» общественных торжеств США. В феврале 1947 года группа сформировала «Фонд американского наследия» и назначила Брофи его президентом. [ 2 ]

В попечительский совет нового фонда вошли: [ 2 ]

В Попечительский совет не входили афроамериканцы до тех пор, пока поезд не тронулся. Уолтер Уайт , Лестер Грейнджер и А. Филип Рэндольф были предложены и отклонены в качестве кандидатов на членство. [ 3 ] Фредерик Д. Паттерсон , президент Института Таскиги и основатель Объединенного фонда негритянских колледжей, был назначен попечителем в октябре 1947 года. [ 4 ] [ 5 ]

Американской федерации труда Президент Уильям Грин и Конгресса промышленных организаций президент Филип Мюррей были вице-президентами Фонда. [ 6 ]

Национальный архив снабдил поезд ключевыми документами, в то время как, как отметила в августе 1947 года архивариус Элизабет Хамер, «Голливуд, в основном, вкладывает капитал в эту выставку». [ 7 ] Фонд отклонил список документов, предложенный Национальным архивом, в который вошли такие документы, как Указ № 8802 . Вопреки желанию Минюста, Фонд исключил ведение коллективных переговоров из списка прав граждан. [ 8 ] В окончательном списке единственным документом, имеющим отношение к истории чернокожих, была Прокламация об освобождении рабов – и даже в этом случае сопровождающие комментарии были сосредоточены на белом президенте Аврааме Линкольне, издавшем этот документ. [ 3 ] В поезде также было выставлено письмо Христофора Колумба , Мэйфлауэрское соглашение и документы о капитуляции Германии и Японии во Второй мировой войне. [ 9 ]

Готовясь к туру, организаторы решили преуменьшить сравнение США с нацистами, а также прямые призывы к иностранной интервенции. Вместо этого они стремились сосредоточиться на разработке общей идеологии для американцев. Кларк писал: «Индоктринация в демократии является важным катализатором, необходимым для объединения наших различных групп в одну американскую семью. Без этого мы не смогли бы поддерживать непрерывность нашего образа жизни. В самом широком смысле проповедь американизма — это утвердительная декларация наша вера в себя». [ 10 ]

В поезде были представлены такие экспонаты, как «Хороший гражданин», на которых были изображены мужчины в костюмах. [ 11 ] Экспонаты также отражали американские свободы с точки зрения потребительства и хвастались превосходным производством товаров. [ 12 ] Для женщин (чаще называемых «девушками» или «сестрами») хорошее гражданство определялось с точки зрения одежды, участия в определенных приемлемых общественных мероприятиях и воспитания детей. [ 13 ]

Исполнение

[ редактировать ]
Клуб Сьюзен Б. Энтони в Лос-Анджелесе собирается для фотографии перед поездом Свободы в феврале 1948 года.

Дизель-электрический локомотив ALCO PA тянул поезд, который перевозил оригинальные версии Конституции Соединенных Штатов , Декларации независимости , Доктрины Трумэна и Билля о правах в более чем 300 городах во всех 48 штатах. [ 14 ] Поскольку Аляска и Гавайи получили статус штата только в 1959 году, этот поезд объехал все штаты США существовавшие в то время . Это был первый поезд, посетивший все 48 сопредельных штатов ( поезд Рексалл 1936 года был близок к этому, но не попал в Неваду).

Лучшие морские пехотинцы были выбраны для обслуживания поезда и его знаменитых документов. Контингент морской пехоты возглавил полковник Роберт Ф. Скотт. По словам участников Марка и Мэри Эллен Мерфи:

«Вежливыми и настойчивыми подталкиваниями морские пехотинцы пропускали до 1200 человек в час, давая каждому в среднем по три секунды на осмотр каждого экспоната. Пробираясь сквозь бежево-зеленые машины, они слушали региональную и патриотическую музыку. воспроизводился по системе громкой связи и под призыв «двигаться быстрее» учтивого голоса морского пехотинца, который раздавался из динамика каждый раз, когда менялась пластинка». [ 15 ]

У «Поезда свободы» даже была официальная песня, написанная Ирвингом Берлином и исполненная Бингом Кросби и сестрами Эндрюс .

Первая остановка поезда для публичной демонстрации произошла в Филадельфии , штат Пенсильвания , 17 сентября 1947 года. Оттуда поезд следовал по маршруту, который вел его в Новую Англию , вниз по атлантическому побережью во Флориду , через южные штаты страны в Калифорнию и далее . вверх по тихоокеанскому побережью до Вашингтона , затем через северные штаты до Миннесоты . Объехав периметр страны, поезд двинулся вглубь страны из Миннесоты в Колорадо , затем Канзас и Миссури в , на север в Висконсин , затем на юг в долину реки Огайо , снова на север в Мичиган и, наконец, на восток в Нью-Джерси . Официальное завершение тура поезда произошло 22 января 1949 года в Вашингтоне, округ Колумбия , почти через три месяца после его последней публичной демонстрации 26 октября 1948 года в Гавр-де-Грейс, штат Мэриленд . Заметной остановкой в ​​маршруте поезда стало его появление на Чикагской железнодорожной ярмарке с 5 по 9 июля 1948 года.

Фонд американского наследия выдал лицензии некоторым продавцам на продажу оборудования «Поезда свободы», такого как книги и открытки, при этом запретив неавторизованным торговцам продавать другие принадлежности «Свободы». [ 16 ]

Белая пресса отдала поезду в основном положительные отзывы. Единственным исключением был Джон О'Доннелл, который прокомментировал в Washington Times-Herald : «... мы понимаем, что комитет, возглавляемый Уинтропом Олричем, зятем Джона Д. Рокфеллера-младшего , начинает кампанию. Их своенравный Исторический автобус должен отправиться с громкими ура от Белого дома... Держитесь за шляпы, мальчики, вы собираетесь в еще одну поездку, и не забудьте не допустить появления моли на этой форме». [ 17 ]

По мнению Совета по рекламе, «Поезд свободы» добился успеха, особенно благодаря сопровождавшим его местным митингам и сообщениям в СМИ. Таким образом, этот многогранный проект стал моделью для будущих усилий в холодной войне. [ 18 ]

Конфликт из-за сегрегации

[ редактировать ]

Объявление о плане «Поезда свободы» 22 мая 1947 года вызвало бурные комментарии о состоянии свободы в Черной Америке. Чернокожий американский поэт Лэнгстон Хьюз написал критическое стихотворение «Поезд свободы», в котором описал Поезд свободы, проходящий через сегрегированные южные штаты, где черные и белые пассажиры ехали в разных вагонах. Стихотворение было записано Полем Робсоном . Столкнувшись с негативной реакцией общественности и стремясь заклеймить Западный блок как более свободный, чем его коллега, администрация Трумэна объявила в сентябре 1947 года о политике десегрегации поезда, который должен был отправиться всего через две недели. [ 19 ]

Чернокожие и белые люди вместе стоят в очереди, чтобы сесть на поезд «Свобода», 21 января 1948 года.

Мэр Джеймс Дж. Плезантс-младший из Мемфиса, штат Теннесси, объявил, что чернокожим и белым людям будет разрешено посещать «Поезд свободы» только в отдельные часы посещения. (Плезантс действовал при поддержке босса Эдварда Х. Крампа , самой влиятельной фигуры в политике Мемфиса в первой половине двадцатого века.) Когда организаторы Freedom Train затем отменили запланированную остановку поезда в Мемфисе, мэр Плезантс ответил, что часы просмотра были разделены. были необходимы для предотвращения «расовых проблем», которые неизбежно возникнут в результате межрасовых «толканий и толканий». [ 20 ] На остановки «Поезда свободы» в других городах мэрия направила агентов под прикрытием, которые сообщили, что, во-первых, в некоторых других южных городах была введена сегрегация во время просмотра, и, кроме того, что белые посетители «Поезда свободы» в других местах не любили присутствие чернокожих американцев. [ 21 ] [ 22 ]

В Монтгомери, штат Алабама , агитация Эдгара Никсона и Розы Паркс привела к назначению чернокожих членов в местный комитет по планированию «Поезда свободы» и обещанию десегрегации во время посещения поезда. [ 23 ] [ 24 ]

В Бирмингеме, штат Алабама , протест комиссара общественной безопасности Булла Коннора настаивал на том, что чернокожие и белые люди будут ждать поезда в отдельных линиях и входить по очереди. Идея «Бирмингемского плана» заключалась в том, что белые и черные технически будут находиться в поезде одновременно, без необходимости напрямую встречаться друг с другом. [ 25 ] Под давлением Коннорс и его коллега Джеймс Э. Морган заявили:

Наш закон о сегрегации призван защитить белую и черную расы в городе и предотвратить беспорядки. . . . Это не мантия, которую можно сбросить по просьбе того или иного гостя города. Если те, кто отвечает за «Поезд Свободы», сочтут целесообразным доставить его в Бирмингем, их встретят радушно, но они не могут ожидать, что ни они, ни посетители «Поезда Свободы» будут освобождены от наших законов. [ 26 ]

Под давлением и угрозой бойкота со стороны различных организаций, включая NAACP , Фонд американского наследия также отменил появление Поезда Свободы в Бирмингеме. [ 27 ] [ 28 ] Этот эпизод несколько смутил местных чернокожих лидеров-коллаборационистов Эрнеста Таггарта и И.Дж. Исраэль, которые защищали свою поддержку отдельного визита «Поезда свободы» в духе компромисса. [ 29 ]

Публичная критика «Поезда» продолжалась во время тура. Газета Sunday Oregonian опубликовала двухстраничный раздел под названием «Нет премиальных тарифов на поезд свободы — но на самом деле некоторые граждане все еще ездят вторым классом», в котором подробно описывается постоянная дискриминация и насилие в отношении чернокожих американцев. Эти и другие беспорядки были охарактеризованы директором ФБР Дж. Эдгаром Гувером как «негритянская коммунистическая» агитация. [ 30 ]

1975–76 годов. Американский поезд свободы

[ редактировать ]
Американский поезд свободы ждет на авиабазе ВМС в Мирамаре, Калифорния , 15 января 1976 года.
Южно-Тихоокеанский рейс 4449 останавливается в Джорджии в 1976 году, когда тянет американский поезд свободы.
Локомотив SP 4449 тянет экскурсионный поезд, посвященный двухсотлетнему юбилею, в 1977 году, но все еще окрашен для американского поезда свободы.

Второй поезд свободы, « Американский поезд свободы» , совершил поездку по стране в 1975–76 годах в ознаменование двухсотлетия Соединенных Штатов . [ 31 ] Поезд из 26 вагонов был оснащен тремя недавно отреставрированными паровозами. [ 32 ] Первым поезд тянула бывшая компания Reading Company Т-1 класса 4-8-4 № 2101 . Вторым был бывший паровоз Southern Pacific 4449 , 4-8-4 , который тянул поезд через западный регион . Третьим был бывший Texas & Pacific 2-10-4 # 610 , который тянул поезд в Техасе. Каждый локомотив тянул поезд по разным регионам страны. Из-за загруженности легкорельсового транспорта и состояния путей на железной дороге Луисвилля и Нэшвилла дизели буксировали американский поезд свободы из Нового Орлеана в Мобил, штат Алабама . Дизели также потребовались в Чикаго после того, как паровоз сошел с рельсов при попытке проехать по путям у озера Чикаго.

Сам поезд состоял из 10 демонстрационных вагонов, переоборудованных из New York Central и Penn Central багажных вагонов . Они везли более 500 сокровищ Америки, в том числе Вашингтона копию Конституции Джорджа , оригинальную покупку Луизианы , Джуди Гарланд платье из «Волшебника страны Оз» , Джо Фрейзера боксерские плавки Мартина Лютера Кинга-младшего , кафедру . и мантии, копии Джесси Оуэнса четырех олимпийских золотых медалей 1936 года. [ 33 ] (один из которых был украден где-то по пути), пара Уилта Чемберлена баскетбольных кроссовок и камень с Луны . Поезд также состоял из двух демонстрационных вагонов, переоборудованных из багажных вагонов Нью-Йорка и ПК, № 40 и № 41. У них были большие витрины по обе стороны, из которых экспонаты можно было видеть и днем, и ночью. Они везли модель «арабского» паровоза Балтимора и Огайо , пожарную машину «Дружба» пожарной роты Джорджа Вашингтона, Oldsmobile Runabout 1904 года , луноход , карту путешествия поезда и Колокол Свободы .

Путешествие поезда по 48 сопредельным штатам продолжалось с 1 апреля 1975 года по 31 декабря 1976 года. Во время его путешествия его посетили более 7 миллионов американцев, а еще миллионы стояли у путей, чтобы увидеть, как он проезжает.

Тур начался в Уилмингтоне, штат Делавэр , и направился на северо-восток в Новую Англию, на запад через Пенсильванию , Огайо в Мичиган , затем вокруг озера Мичиган в Иллинойс и Висконсин. Со Среднего Запада тур продолжился на запад, зигзагами через равнины до Юты , а затем до Тихоокеанского Северо-Запада . Из Сиэтла, штат Вашингтон , тур затем отправился на юг вдоль тихоокеанского побережья в Южную Калифорнию . Поезд и команда провели Рождество 1975 года в Помоне, штат Калифорния , украсив № 4449 большим профилем Санта-Клауса на передней части дымовой камеры над передним соединителем. В 1976 году тур продолжился из южной Калифорнии на восток через Аризону , Нью-Мексико и Техас , затем повернул на север, чтобы посетить Канзас и Миссури, прежде чем отправиться через штаты побережья Мексиканского залива , а затем снова на север, в Пенсильванию. Тур продолжился на юго-восток до Нью-Джерси, затем на юг вдоль Атлантического побережья и, наконец, завершился 26 декабря 1976 года в Майами, Флорида . Последний посетитель прошёл поездом 31 декабря 1976 года. К моменту окончания экскурсии Американский поезд свободы проехал 25 833 мили (40 858 километров) за 21 месяц и остановился в 138 городах.

В начале 1977 года Национальные музеи Канады купили 15 вагонов и использовали их с 1978 по 1980 год в железнодорожном туре по Канаде как « Поезд Дискавери» , передвижной музей, посвященный истории этой страны. [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Поезд Свободы 2026» . Проверено 5 марта 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Литтл, «Поезд свободы» (1993), стр. 40–41.
  3. ^ Перейти обратно: а б Литтл, «Поезд свободы» (1993), с. 55.
  4. ^ «К сторонникам «Свободы» добавились миллионеры» . Газета и Дейли . 16 октября 1947 года.
  5. ^ «Доктор Паттерсон назначен попечителем поезда свободы» . Питтсбургский курьер . 18 октября 1947 г. с. 5.
  6. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 48.
  7. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 40.
  8. ^ Литтл, «Поезд свободы» (1993), стр. 48–49. «Сотрудники Национального архива первоначально собрали документы и создали обширную и интригующую коллекцию. Сотрудники рекомендовали документы, касающиеся избирательного права женщин, коллективных переговоров, Указа Франклина Д. Рузвельта 8802 и Закона о национальных трудовых отношениях. Фонд был недоволен список, потому что он «уводит от наших целей». В апреле 1947 года Фонд отверг список Архива и получил контроль над отбором документов, создав Комитет по утверждению документов».
  9. ^ Макгиннис, «Совет по рекламе и холодная война» (1991), стр. 73.
  10. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 42.
  11. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 43. « Хороший гражданин» , с предписанными обязанностями для хороших американцев, выражал ценности и отношение лидеров бизнеса и рекламы к социальным и экономическим отношениям (рис. 4). За некоторыми исключениями в «Хорошом гражданине» и в рекламе, белый мужчина-профессионал, бизнесмен или государственный служащий в костюме был идеальным гражданином, которому можно было подражать; материалы не изображали рабочий класс, этническое или расовое разнообразие».
  12. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 46. ​​«Материальные блага и самореализация через потребление измеряли свободу: американцы испытали «самый высокий уровень жизни в истории человечества, больше всего свободного времени, самое большое богатство на душу населения, [и] возможность для наиболее полного развития человеческая личность». Совета по рекламе Соединенные Штаты, согласно руководству по гражданству Good Citizen , обладают семьюдесятью двумя процентами мировых автомобилей, шестьюдесяти одним процентом мировых телефонов и девяносто двумя процентами мировых ванн. Программа «Поезд свободы», Барни Балабан. Сказанное несколько месяцев спустя, означало «подчеркивание сущностного единства американской системы». «Наша американская экономическая семья…», объединив капитал и труд, завоевала Атлантику, Аллегейни, континент: [...]»
  13. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 47. «В новостях Совета по рекламе для женщин прославлялась демократия в моде, свобода посещать собрания родительской ассоциации и право жертвовать время и средства на благотворительность: свобода для американских женщин была так же драгоценна, как «старое бабушкино кольцо с бриллиантом». Большинство репортеров покровительствовали женщинам, называя их «сестрами» и «девушками», и редко утверждали, что рабочие места, полученные на войне, были благоприятным достижением. Текст рекламных материалов призывал женщин участвовать в гражданской и государственной деятельности, но визуальные образы предполагали, что главной заботой женщин является воспитание детей».
  14. ^ Кемп, Билл (2 августа 2015 г.). «Остановка в Блумингтоне для «Поезда свободы» 1948 года » . Пантаграф . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 20 марта 2016 г.
  15. ^ Марк Мерфи и Мэри Эллен Мерфи, «Поезд свободы», Праздник 1 (январь 1948 г.), с. 116; цитируется Литтлом, «Поезд свободы» (1993), стр. 50–51.
  16. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 50.
  17. Джон О'Доннелл, «Капитолийские вещи», Washington Times Herald , 15 мая 1947 г.; цитируется у Макгинниса, «Совет по рекламе и холодная война» (1991), стр. 85–86.
  18. ^ Макгиннис, «Совет по рекламе и холодная война» (1991), стр. 94. «Рекламная индустрия сначала думала, что сможет решить социальные проблемы только с помощью рекламы, но к 1949 году Брофи решил, в основном на основе своего опыта «Поезда свободы», что для полной эффективности национальная рекламная программа должна сочетаться с сильной программы в местных сообществах. Поезд стал прекрасным примером такой комбинированной программы».
  19. ^ Грин, Борьба с менталитетом плантаций (2007), стр. 118–120.
  20. ^ Грин, Борьба с менталитетом плантаций (2007), стр. 120–121.
  21. ^ Грин, Борьба с менталитетом плантаций (2007), стр. 127–128.
  22. ^ Уайт, «Гражданские права в конфликте» (1999), с. 128.
  23. ^ Грин, Борьба с менталитетом плантаций (2007), стр. 128–129.
  24. ^ Нина Мягкий, Портреты афроамериканской жизни с 1865 года ; Уилмингтон, Делавэр: Научные ресурсы, 2003; п. 205 .
  25. ^ Уайт, Гражданские права в конфликте (1999), с. 129. «Более конкретно, то, что стало известно как «Бирмингемский план», требовало, чтобы две расы были допущены в чередующиеся группы по двадцать-двадцать пять человек. Хотя белые и черные будут в поезде одновременно, на самом деле они никогда не будут смешайте, потому что черная группа не будет допущена на выставку до тех пор, пока предыдущая белая группа не выйдет из первой машины и не войдёт во вторую».
  26. Birmingham Post , 24 декабря 1947 г.; цитируется Уайтом, «Гражданские права в конфликте» (1999), с. 131.
  27. ^ Грин, Борьба с менталитетом плантаций (2007), с. 129. «The Memphis World также опубликовала отчет Эмори О. Джексона, исполнительного секретаря NAACP Бирмингема, президента конференции NAACP штата Алабама и редактора Birmingham World , о противодействии плану комиссара общественной безопасности Юджина «Быка» Коннорса в отношении чернокожих. и белые жители выстроились в отдельные очереди и вошли в поезд группами по двадцать человек, причем одна группа вышла раньше, чем вошла другая. Преподобный Джеймс Л. Уэр из баптистской церкви Тринити возглавил комитет представителей местных черных организаций, включая женские группы и церкви. , бизнес-ассоциации, братства и NAACP, которые оказали давление на Коннорса, чтобы тот изменил план. Когда он оказался непримиримым, они пригрозили бойкотировать посещение поезда, если AHF не отменит остановку в Бирмингеме. При дополнительном давлении со стороны Уолтера Уайта в Нью-Йорке. AHF отменила визит в Бирмингем, оставив Мемфис и Бирмингем единственными городами, которые считаются негостеприимными для «Поезда свободы».
  28. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 59.
  29. ^ Уайт, «Гражданские права в конфликте» (1999), стр. 135–136. «Доктор Таггарт, по словам Джексона, необъяснимым образом дал устное одобрение раздельного допуска в «Поезд свободы». Джексон назвал IJ Israel «жуликом, который дает советы полиции и является информатором группы сторонников превосходства белой расы». Эрнест Таггарт, по понятным причинам уязвленный всем этим эпизодом, пытался оправдать свое одобрение визита «Поезда Свободы» в Бирмингем «с отдельными линиями, ведущими к поезду, [но] с оговоренным пониманием того, что будет свободное и беспрепятственное соединение и движение черные и белые в поезде». Он отдал предпочтение этому устройству «как компромиссу между группой протестующих белых и группой протестующих негров, что сделало очевидным, что «Поезд свободы» должен был обойти Бирмингем, потому что люди здесь не могли решить, как они это воспримут».
  30. ^ Литтл, "Поезд свободы" (1993), с. 54.
  31. ^ (1) Вина, Ларри (2019). «История американского поезда свободы 1975–1976 годов» . Freedomtrain.org . ООО «Аккуен Медиа». Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 2 ноября 2019 г.
    (2) Баррис, Уэс. «Американский поезд свободы» . Steamlocomotive.com. Архивировано из оригинала 12 июля 2019 года . Проверено 2 ноября 2019 г.
    (3) «Второе пришествие поезда свободы» . Американские поезда свободы прибывают в Питтсбург: 15–17 сентября 1948 г. и 7–10 июля 1976 г. Бруклинская связь. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 2 ноября 2019 г.
    (4) Келли, Джон (25 мая 2019 г.). «В 1975 и 1976 годах по США носилась чух-чух, наполненная артефактами» . Местный. Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 2 ноября 2019 г.
  32. ^ Айверсон, Лукас (15 марта 2023 г.). «Паровозы American Freedom Train» . Классические поезда . Кальмбах Медиа . Проверено 15 марта 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  33. ^ от Тамар Чут, архивариуса коллекции Джесси Оуэнса в библиотеках Университета штата Огайо.
  34. ^ «История поезда Discovery 1978–1980 годов / La Découverte» . ThemeTrains.com . ООО «Аккуен Медиа». 2019. Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 2 ноября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa34ea03a153278ca71fd76e2995b91c__1715112420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/1c/fa34ea03a153278ca71fd76e2995b91c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Freedom Train - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)