Борис Гусман

Борис Евсеевич Гусман (1892–1944) — советский писатель, сценарист, театральный режиссёр, обозреватель газеты «Правда» . Будучи заместителем директора Большого театра , а затем директором отдела искусств Советского радиокомитета , Гусман сыграл важную роль в продвижении музыки Сергея Прокофьева в СССР и за рубежом. Гусман был арестован во время Великих чисток в конце 1930-х годов и умер в трудовом лагере в 1944 году. Его сын Израиль Борисович Гусман позже стал выдающимся музыкальным дирижером.
Жизнь
[ редактировать ]Правда и искусствоведение
[ редактировать ]В молодости Гусман был скрипачом и играл в Санкт-Петербургском симфоническом оркестре семьи Шереметевых . [1] До русской революции и во время Первой мировой войны Гусман общался с интеллектуалами и критиками журнала «Очарованный странник» , включая Дмитрия Крючкова и Виктора Ховина, обоих членов эго-футуристского движения. [2] В 1917 году переехал в Нижний Новгород, чтобы жениться на дочери купца, которая вскоре родила ему сына Исраэля Гусмана . [1] Гусман также стал активным членом местного большевистского отделения в Новгороде; он вступил в Коммунистическую партию в 1918 году, а к 1920 году был назначен редактором ее газеты « Нижегородский рабочий листок» (позже « Нижегородская коммуна» ). [1] [3]
В 1921 году Гусман с семьей переехал в Москву, где начал писать для «Правды». [1] Он был признан крупным кинокритиком и с 1923 года возглавлял театральный отдел «Правды». [3] Гусман отверг аргументы некоторых советских кинематографистов, связанных с движением Пролеткульта , о том, что вклад в новое советское кино требует полного отказа от истории кино. Гусман писал, что новый кинотеатр «нужно строить по кирпичику, используя все хорошее в Новом Свете и хорошее в старом». [4] Гусман благосклонно отнесся к откровенным фильмам Дзиги Вертова под названием «Кино-Правда» . Он охарактеризовал их как «живые… яркие… и интересные», но раскритиковал отсутствие связи между сценами и отсутствие объединяющих тем. [4]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]В 1929 году Гусман в качестве заместителя директора возглавил работу Государственного Большого академического театра по постановке Прокофьева «Pas d'Acier» с новым составом и хореографией. [5] Гусман оставался в Большом театре до 1930 года, а в 1933 году стал начальником отдела искусств Центрального управления радио СССР. [3] Гусман сыграл центральную роль в работе с Прокофьевым в музыкальной и кинематографической постановке « Поручик Киже» . [6] После успеха фильма в 1934 году Гусман организовал трансляцию концерта музыки с оркестром Московского радио . [5] [6]
В 1934 году Гусман заключил контракт между Прокофьевым и Всесоюзным радиокомитетом, помогая композитору вернуться в Россию. Гусман также предложил ему огромную сумму в 25 000 рублей за одно из ряда заказных произведений: Кантату к двадцатилетию Октября , в память Октябрьской революции 1917 года . [7] Гусман также поручил Прокофьеву написать « Колхозную сюиту» , « Танцевальную сюиту » и сюиту из музыки к «Египетским ночам» . [7] Хотя Гусман оставался важным сторонником музыки Прокофьева, [6] ни он, ни композитор никогда не были свидетелями исполнения Кантаты : произведение было запрещено, и оба мужчины умерли до его исполнения в 1966 году. [7]

Чистки и смерть
[ редактировать ]В 1937 году Гусман лишился должности директора оркестра Московского радио. [8] и получил меньшую должность в музее Чайковского в Клину . [1] В том же году Гусман и его жена усыновили Светлану и Юрия Лариных, маленьких детей Анны Лариной и Николая Бухарина арестованных . Бухарина расстреляли в 1938 году. [9]
Арестованный в ходе одной из серии чисток против советских художников и деятелей культуры в 1937–38 годах, Гусман был обвинен в написании в прошлом идеологически необоснованных сценариев. [10] В то время как первоначальные чистки были нацелены на тех, кто был связан (или обвинен в связях) с троцкизмом , арест Гусмана сопровождался более поздними, более широкими чистками. [10] Жена Гусмана также была арестована. [9] Сам Гусман погиб 3 мая 1944 года в Вожаэле ( лагерь Устьвымлаг ГУЛАГа ). [1] [11]
Сын Гусмана Израиль пережил чистки и с 1957 по 1987 год возглавлял Симфонический оркестр Горьковской филармонии. [1]
Фильмография
[ редактировать ]- 1928: «Живой труп » по рассказу Льва Толстого .
- 1929: «Веселая канарейка» , рассказ о разведке и шпионаже.
- 1935: «О странности любви» , водевильная комедия, действие которой происходит в Крыму.
Книги
[ редактировать ]
- 1923: Литературные портреты: сто поэтов (Тверь)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Смирнов, Станислав (24 мая 2012 г.). «Не расставайтесь с музами» . Правда . Архивировано из оригинала 15 января 2014 г. Проверено 14 января 2014 г.
- ^ Марков, Владимир (1968). Русский футуризм: история . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б с Keldysh, Yu. V. (1973). Muzykal'naia entsiklopediia, Moskva: Sovetskaia entsiklopediia, Sovetskii kompozitor . Translated by Choate, Frederick. Moskva.
- ^ Jump up to: а б Цивиан, Юрий (2004). Линии сопротивления: Дзига Вертов и двадцатые годы . Издательство Университета Индианы.
- ^ Jump up to: а б Моррисон, Саймон (2008). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с Бартиг, Кевин (2013). Композиция для красного экрана: Прокофьев и советский фильм . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с Моррисон, Саймон; Кравец, Нелли (2006). «Кантата к двадцатилетию Октября, или Как призрак коммунизма преследовал Прокофьева». Журнал музыковедения . 23 (2): 227–262. дои : 10.1525/jm.2006.23.2.227 . JSTOR 10.1525/jm.2006.23.2.227 .
- ^ Моррисон, Саймон (2013). Лина и Серж: Любовь и войны Лины Прокофьевой . Хоутон Миффлин Харкорт.
- ^ Jump up to: а б Медведева, Вера (август 2008 г.). « ЛЮБОВЬ К ЖЕНЩИНЕ МНОГО ОПРЕДЕЛЯЕТ В ЖИЗНИ» – ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ЛАРИНЫМ» . Фонд «Русский мир» . 7 . Архивировано из оригинала 14 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Джейми (2007). «Чистки советского кино, 1929–38». Исследования российского и советского кино . 1 :5–26. дои : 10.1386/srsc.1.1.5_1 . S2CID 144576497 .
- ^ Силде, Адольфс (1958). Прибыль от рабства: прибалтийские подневольные работники и депортированные при Сталине и Хрущеве . Латвийский национальный фонд в Скандинавии.
- ^ «Гусман Борис., Русское искусство и книги, Императорская, советская и эмигрантская живопись, графика, гравюры, Иллюстрированные русские книги и журналы, Ноты, Однодневки, Фотографии, Плакаты, Автографы и т. д., Авангард Антикварный Балет Русе Билибин Калифорния. Шагал Холодная война Конструктивизм Конструктивист Коронация Филонов Футуризм Клуцис Леон Бакст Лисицкий Малевич Мейерхольд Пропаганда Родченко Роялти Сан-Диего Стенберг Татлин ВХУТЕМАС» . www.russianartandbooks.com . Проверено 4 января 2019 г.
- Писатели-модернисты
- советские театральные режиссёры
- 1892 рождения
- 1944 смертей
- Теоретики кино
- Радио в Советском Союзе
- Советские евреи
- Еврейские социалисты
- Советские классические скрипачи
- Мужские классические скрипачи
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- Российские сценаристы-мужчины.
- Классические скрипачи ХХ века
- Музыканты-мужчины 20-го века