Jump to content

Борис Гусман

Советский деятель культуры Борис Гусман с сыном Израилем Борисовичем Гусманом , ок.1918-1920.

Борис Евсеевич Гусман (1892–1944) — советский писатель, сценарист, театральный режиссёр, обозреватель газеты «Правда» . Будучи заместителем директора Большого театра , а затем директором отдела искусств Советского радиокомитета , Гусман сыграл важную роль в продвижении музыки Сергея Прокофьева в СССР и за рубежом. Гусман был арестован во время Великих чисток в конце 1930-х годов и умер в трудовом лагере в 1944 году. Его сын Израиль Борисович Гусман позже стал выдающимся музыкальным дирижером.

Правда и искусствоведение

[ редактировать ]

В молодости Гусман был скрипачом и играл в Санкт-Петербургском симфоническом оркестре семьи Шереметевых . [1] До русской революции и во время Первой мировой войны Гусман общался с интеллектуалами и критиками журнала «Очарованный странник» , включая Дмитрия Крючкова и Виктора Ховина, обоих членов эго-футуристского движения. [2] В 1917 году переехал в Нижний Новгород, чтобы жениться на дочери купца, которая вскоре родила ему сына Исраэля Гусмана . [1] Гусман также стал активным членом местного большевистского отделения в Новгороде; он вступил в Коммунистическую партию в 1918 году, а к 1920 году был назначен редактором ее газеты « Нижегородский рабочий листок» (позже « Нижегородская коммуна» ). [1] [3]

В 1921 году Гусман с семьей переехал в Москву, где начал писать для «Правды». [1] Он был признан крупным кинокритиком и с 1923 года возглавлял театральный отдел «Правды». [3] Гусман отверг аргументы некоторых советских кинематографистов, связанных с движением Пролеткульта , о том, что вклад в новое советское кино требует полного отказа от истории кино. Гусман писал, что новый кинотеатр «нужно строить по кирпичику, используя все хорошее в Новом Свете и хорошее в старом». [4] Гусман благосклонно отнесся к откровенным фильмам Дзиги Вертова под названием «Кино-Правда» . Он охарактеризовал их как «живые… яркие… и интересные», но раскритиковал отсутствие связи между сценами и отсутствие объединяющих тем. [4]

Музыкальная карьера

[ редактировать ]

В 1929 году Гусман в качестве заместителя директора возглавил работу Государственного Большого академического театра по постановке Прокофьева «Pas d'Acier» с новым составом и хореографией. [5] Гусман оставался в Большом театре до 1930 года, а в 1933 году стал начальником отдела искусств Центрального управления радио СССР. [3] Гусман сыграл центральную роль в работе с Прокофьевым в музыкальной и кинематографической постановке « Поручик Киже» . [6] После успеха фильма в 1934 году Гусман организовал трансляцию концерта музыки с оркестром Московского радио . [5] [6]

В 1934 году Гусман заключил контракт между Прокофьевым и Всесоюзным радиокомитетом, помогая композитору вернуться в Россию. Гусман также предложил ему огромную сумму в 25 000 рублей за одно из ряда заказных произведений: Кантату к двадцатилетию Октября , в память Октябрьской революции 1917 года . [7] Гусман также поручил Прокофьеву написать « Колхозную сюиту» , « Танцевальную сюиту » и сюиту из музыки к «Египетским ночам» . [7] Хотя Гусман оставался важным сторонником музыки Прокофьева, [6] ни он, ни композитор никогда не были свидетелями исполнения Кантаты : произведение было запрещено, и оба мужчины умерли до его исполнения в 1966 году. [7]

В работе с Большим театром и Советским радио Гусман продвигал Прокофьева партитуру к опере «Лейтенант Киже» (1934), афиша к которой показана выше.

Чистки и смерть

[ редактировать ]

В 1937 году Гусман лишился должности директора оркестра Московского радио. [8] и получил меньшую должность в музее Чайковского в Клину . [1] В том же году Гусман и его жена усыновили Светлану и Юрия Лариных, маленьких детей Анны Лариной и Николая Бухарина арестованных . Бухарина расстреляли в 1938 году. [9]

Арестованный в ходе одной из серии чисток против советских художников и деятелей культуры в 1937–38 годах, Гусман был обвинен в написании в прошлом идеологически необоснованных сценариев. [10] В то время как первоначальные чистки были нацелены на тех, кто был связан (или обвинен в связях) с троцкизмом , арест Гусмана сопровождался более поздними, более широкими чистками. [10] Жена Гусмана также была арестована. [9] Сам Гусман погиб 3 мая 1944 года в Вожаэле ( лагерь Устьвымлаг ГУЛАГа ). [1] [11]

Сын Гусмана Израиль пережил чистки и с 1957 по 1987 год возглавлял Симфонический оркестр Горьковской филармонии. [1]

Фильмография

[ редактировать ]
  • 1928: «Живой труп » по рассказу Льва Толстого .
  • 1929: «Веселая канарейка» , рассказ о разведке и шпионаже.
  • 1935: «О странности любви» , водевильная комедия, действие которой происходит в Крыму.
Обложка книги Гусмана 1923 года « 100 поэтов» , оформленная Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым. [12]
  • 1923: Литературные портреты: сто поэтов (Тверь)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Смирнов, Станислав (24 мая 2012 г.). «Не расставайтесь с музами» . Правда . Архивировано из оригинала 15 января 2014 г. Проверено 14 января 2014 г.
  2. ^ Марков, Владимир (1968). Русский футуризм: история . Издательство Калифорнийского университета.
  3. ^ Jump up to: а б с Keldysh, Yu. V. (1973). Muzykal'naia entsiklopediia, Moskva: Sovetskaia entsiklopediia, Sovetskii kompozitor . Translated by Choate, Frederick. Moskva.
  4. ^ Jump up to: а б Цивиан, Юрий (2004). Линии сопротивления: Дзига Вертов и двадцатые годы . Издательство Университета Индианы.
  5. ^ Jump up to: а б Моррисон, Саймон (2008). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Издательство Оксфордского университета.
  6. ^ Jump up to: а б с Бартиг, Кевин (2013). Композиция для красного экрана: Прокофьев и советский фильм . Издательство Оксфордского университета.
  7. ^ Jump up to: а б с Моррисон, Саймон; Кравец, Нелли (2006). «Кантата к двадцатилетию Октября, или Как призрак коммунизма преследовал Прокофьева». Журнал музыковедения . 23 (2): 227–262. дои : 10.1525/jm.2006.23.2.227 . JSTOR   10.1525/jm.2006.23.2.227 .
  8. ^ Моррисон, Саймон (2013). Лина и Серж: Любовь и войны Лины Прокофьевой . Хоутон Миффлин Харкорт.
  9. ^ Jump up to: а б Медведева, Вера (август 2008 г.). « ЛЮБОВЬ К ЖЕНЩИНЕ МНОГО ОПРЕДЕЛЯЕТ В ЖИЗНИ» – ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ЛАРИНЫМ» . Фонд «Русский мир» . 7 . Архивировано из оригинала 14 января 2014 г.
  10. ^ Jump up to: а б Миллер, Джейми (2007). «Чистки советского кино, 1929–38». Исследования российского и советского кино . 1 :5–26. дои : 10.1386/srsc.1.1.5_1 . S2CID   144576497 .
  11. ^ Силде, Адольфс (1958). Прибыль от рабства: прибалтийские подневольные работники и депортированные при Сталине и Хрущеве . Латвийский национальный фонд в Скандинавии.
  12. ^ «Гусман Борис., Русское искусство и книги, Императорская, советская и эмигрантская живопись, графика, гравюры, Иллюстрированные русские книги и журналы, Ноты, Однодневки, Фотографии, Плакаты, Автографы и т. д., Авангард Антикварный Балет Русе Билибин Калифорния. Шагал Холодная война Конструктивизм Конструктивист Коронация Филонов Футуризм Клуцис Леон Бакст Лисицкий Малевич Мейерхольд Пропаганда Родченко Роялти Сан-Диего Стенберг Татлин ВХУТЕМАС» . www.russianartandbooks.com . Проверено 4 января 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea1c2de5ede0e69190ceb0bb09228f4c__1721562900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/4c/ea1c2de5ede0e69190ceb0bb09228f4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boris Gusman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)