Alexander Bogomazov
Alexander Bogomazov Олександр Богомазов | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 26 марта 1880 г. |
Умер | 3 июня 1930 г. (50 лет) |
Известный | Живопись , Рисунок |
Движение | Кубизм , Футуризм , Спектрализм |
Супруг | Ванда Монастырская (м.1913–1930) |
Дети | Ярослава Иваникова-Богомазова |
Константинович Богомазов 26 художник искусства ( украинский Александр — , одним теоретик марта 1880 — 3 июня 1930) из кубофутурист , , современного признанный ключевые фигуры украинской авангардной сцены. В 1914 году Александр написал трактат «Искусство живописи и стихии» . В ней он проанализировал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и заложил теоретические основы современного искусства. За свою творческую жизнь Александр Богомазов освоил несколько художественных стилей. Наиболее известны кубофутуризм (1913–1917) и спектрализм (1920–1930).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Александр Богомазов родился в Ямполе Харьковской области (ныне Сумская область , Украина ) и был вторым ребенком в семье Константина и Анисии Богомазовых. Отец художника был бухгалтером, работал на местном сахарном заводе, а позже дослужился до статуса купца. Свою мать мальчик почти не знал – она ушла из семьи и снова вышла замуж за приезжего офицера.
Желание рисовать Александр начал проявлять рано, еще во время учебы в гимназии. Однако отец не одобрял его стиль, считая его слишком грубым, и настоял на том, чтобы мальчик окончил Херсонское сельскохозяйственное училище , где с 1896 по 1902 год он учился по специальности агрономия. Но страсть к искусству взяла верх, и при поддержке его дядя Александр убеждает отца позволить ему переехать в Киев и поступить в Киевскую академию художеств в 1902 году.
В Киевском художественном училище Богомазова преподавали Александр Мурашко и Иван Селезнев, вместе с ним учились Александра Экстер и Александр Архипенко , будущие звезды авангарда. В 1905 году его исключили из училища за участие в политических демонстрациях и забастовках. С 1906 года учился в киевской студии Сергея Святославского, лето 1907 года провел в Крыму у Олексы Грищенко и Владимира Денисова, однокурсников по студии Святославского. Они арендовали деревянный дом в Воронцовском парке недалеко от Алупки , в 8 милях к юго-западу от Ялты , и рисовали с рассвета до заката.
После этого Богомазов уехал в Москву, учился у Константина Юона и Федора Рерберга (вместе с Малевичем ), а затем вернулся в Киев в 1908 году для участия в первой в городе модернистской выставке «Звено» («Звено») вместе с Давидом Бурлюком , Владимиром Бурлюком , Александрой Экстер. и другие. [1]
Художественные периоды
[ редактировать ]Финский цикл , 1911 год.
[ редактировать ]
В июне 1911 года, работая по совместительству в газете » « Киевская думка , Богомазов был командирован в командировку в Карелию (тогда Российская империя, ныне Финляндия и Россия) для создания картин и гравюр с изображением финских пейзажей для иллюстрированное приложение к газете.
Полтора месяца Богомазов путешествовал по туристическому маршруту по Иматре , Лаппеенранте , Выборгу , Пункахарью , Савонлинне . Результатом этой поездки стали десятки картин, акварелей и тушью. Точное количество неизвестно, и в настоящее время « Финский цикл» разбросан среди частных коллекционеров и музеев.
Во время посещения Иматры он написал картины « Башня » ( НАМУ ) и « Замок в Финляндии» (собрание К.Григоришина), обе изображающие знаменитое архитектурное чудо Гранд-отель де Каскад (ныне Валтионотелли). Отель построен в виде замка в стиле модерн и напоминает крепость Олавинлинна, расположенную на другом берегу озера Сайма .

Еще одним объектом внимания художника стали знаменитые пороги Иматранкоски и Валлинкоски. Богомазов очень полюбил их и наслаждался умиротворяющими финскими пейзажами, созвучными внутреннему миру художника. «Несколько дней назад я писала маслом «Маленькую Иматру» (другое название Валлинкоски. – Авт.). Рисую легко, свободно, с радостью. Я завершил холст. Я был счастлив! ', - сообщил он будущей жене Ванде в письме домой. Здесь он рассказывает о картине « Морские волны » ( НАМУ ), а также о созданной здесь серии акварелей с изображением порогов — « Ручей и скалы». Река Истра-1 » ( НАМУ ), « Волна. Река Истра-2 » ( НАМУ ), «Волны и скалы. (Река Истра-ІІІ) » ( НАМУ ), «Река Истра (финские воды)» (частная коллекция), «Бурная река» (коллекция К.Григоришина). В Лаппеенранте он написал две акварели: «Финляндия» ( НАМУ ) и «Финский пейзаж» ( НАМУ ).
В результате поездки было сделано множество романтических рисунков «Белой ночи» и акварелей, изображающих живописные места недалеко от Выборга, в том числе парк Монрепо , трехбашенный замок Олавинлинна в Савонлинне и усеянное островами озеро Сайма , «сказочную красоту» которого превозносили. многочисленных художников и поэтов. Озеро также побудило романтически настроенного художника посвятить рисунок своей будущей жене. [2]
Период кубофутуризма, 1913–1915 гг.
[ редактировать ]
1913–14 годы стали временем напряженных поисков художником путей развития «нового искусства». В сентябре 1914 года Богомазов закончил теоретическую работу «Живопись и ее элементы», в которой обобщались его размышления о природе творчества и его составляющих. Произведения, относящиеся к 1913 году, созданы Богомазовым, когда основные положения, включенные в его теоретические работы, еще не были продуманы и сформулированы, но стиль и формообразующие элементы этих произведений свидетельствуют о том, что мастер уже был знаком с различными художественные направления авангардного искусства, в частности и с футуристической концепцией отображения состояния окружающей среды через демонстрацию движения предметов, ее составляющих.
В произведениях этого времени он интуитивно, а не сознательно использует ряд приемов, усиливающих ощущение движения и передающих динамизм изображаемого предмета. Так, например, он активно использует пучок прямых линий, которые сходятся и, в свою очередь, образуют определенные лучевидные и веерообразные формы, создающие мощный эффект движения. При этом художник часто использует такой прием, как удлинение прямых линий по всей их длине и превращение их в игольчатые направляющие, как, например, в работе «Поезд».

Чередование насыщенных острых пятен с незаполненными пустыми пространствами стало для него еще одним средством обогащения художественного языка произведений. В ряде работ художник располагает используемые им формы по диагонали и под углом к границам картинной плоскости. Этот прием хорошо виден на его картине «Поезд. Боярка». Такой способ построения картинной плоскости позволяет создать впечатление напряженного динамического напряжения и передать ощущение движения независимо от того, связано ли оно с конкретным предметом или намекает само на себя. В работах 1913 года художник много внимания уделяет прямой линии или группе прямых линий, которые в совокупности создают неравномерные динамические импульсы.

1914 год можно считать переломным в творчестве художника. И не только потому, что свои представления об искусстве «Нью-Эйдж» художник окончательно сформулировал в теоретическом трактате, но и потому, что в этом году он зарекомендовал себя как самобытный художник. В 1914 году Богомазов начал сознательно использовать все приемы воспроизведения природы и ее состояния, интуитивно вызревшие в предыдущих работах. Он активно реализует новые принципы, заявленные в «Живописи и ее элементах».
В работах этого года мы наблюдаем интерес художника к объединению простых плоских форм в более сложные пространственные объекты. Богомазов начинает понимать: плоскости и образующие их прямые линии ограничивают возможность передачи динамизма предмета – и вводит в свой художественный лексикон новые элементы, в том числе различные дугообразные линии.
Он прибегает также к еще одному новому приему — мозаичному тонированию отдельных компонентов, то есть фрагментарному усилению форм, что придает им более сильное ощущение динамизма. При этом в структуре картины чередуются формы с массой различной насыщенности. Здесь можно отметить, что данная техника отражает сформулированную художником концепцию интервала.
В 1914 году организовал в Киеве выставку «Кольце» («Кольцо»), на которой были представлены работы 21 художника, в том числе Александры Экстер , Евгения Конопацкого и других. Для Богомазова это была первая значимая выставка, там было представлено 88 его работ, преимущественно графики. Подобно Кандинскому во время второго «Салона», Богомазов представил свой теоретический труд «Сущность четырех стихий», в котором объяснил принцип нового кубофутуристического искусства: сочетание линии, цвета, формы и плоскости картины.
Килце должна была стать первой в серии выставок, но все пошло не по плану. Отзывы в прессе были положительными (что указывает на общее признание «нового искусства» в критических кругах), но их было немного. На самом деле выставку почти не заметили. После провала «Кольца» значительные авангардные выставки в Киеве перестали проводиться вплоть до 20-х годов.
Жизнь на Кавказе, 1915-1917 гг.
[ редактировать ]
С 1915 до конца 1917 года Богомазов жил на Кавказе . Работал учителем живописи и рисунка в селе Герюсы (ныне город Горис , Армения ). « Воздух чист, видно на мили, и все кажется цветущим », — писал он жене. Среди работ его продуктивного пребывания - яркая картина «Кавказ» 1915 года и картина « Вид Кавказа с балкона», написанная углем в 1916 году. Живописная природа Кавказа вдохновила Богомазова на создание множества других кубофутуристических полотен, которые впоследствии были объединены в цикл « Воспоминания о Кавказе ». Некоторое время с ним в Герюсах жила его жена Ванда .
Вернувшись в Киев в конце 1917 года, Богомазов начинает преподавать в многочисленных средних школах и художественных академиях, чтобы иметь возможность материально поддерживать свою семью.
Знакомство со спектрализмом, «Лесопилка», конец 1910–1920-х гг.
[ редактировать ]В 1917 году антиистеблишментский художник приветствовал идеи Октябрьской революции, присоединившись к Александре Экстер в агитационном оформлении поездов и пароходов. Тем не менее, в отличие от более позднего развития и интерпретации большевистской революции , он считал падение Российской империи и идеи революции способствующими высвобождению украинского национального художественного потенциала и созвучными с провозглашением независимости Украины 1917-18 годов . Его речь на первом Всеукраинском съезде художников в июне 1918 года была речью яростно-патриотического художника, критикующего художественные школы за следование «ориентациям с Севера» (т.е. России), где «дух академизма разрушает разум» и молодых Украинские художники были «лишены индивидуальности, а их души отравлены».

Преподавая, Богомазов продолжает анализ теории искусства на протяжении 1920-х годов, создает собственные цветовые схемы, исследует эффект контраста в изменении цветовых тональностей. Хотя теории Богомазова еще предстоит тщательно изучить, его новаторские идеи были оформлены в 1927 году в рамках установленного курса в Киевском художественном институте . В том же году он стал одним из основателей Ассоциации революционных мастеров Украины (АРМУ) вместе с Давидом Бурлюком , Вадимом Меллером , Виктором Пальмовым , Василием Ермиловым и другими.
В 1927 году Александр Богомазов приступил к последнему и одному из самых масштабных проектов своей карьеры — триптиху « Лесопилка» . Эта работа стала кульминацией его творческой жизни и вывела его стиль на новый уровень, который сам художник назвал «Спектрализм» .
Формат триптиха также был уникальным для того периода искусства и известен как единственное произведение триптиха украинского и русского авангарда. «Лесопилка» воплотила основные взгляды Богомазова, изложенные в трактате « Живопись и ее элементы ». На создание произведения у Богомазова ушло 3 года, всего к этой картине было создано более 300 эскизов. Только две из трех картин были завершены до смерти художника в июне 1930 года. Третья картина существует в виде окончательного черновика. Картины из «Лесопилки» экспонировались в советском павильоне на Венецианской биеннале в 1930 году. Позже их также выставляли на выставки в Швеции в 1931 году и в Японии в 1932 году.
Работа существенно пострадала во время поездки на Венецианскую биеннале и во время очередного мирового «тура», сразу после ее создания. С тех пор он хранился в «Специальном фонде» НАМУ , который чудом остался нетронутым во время советской власти и нацистской оккупации. Работа «Настройка пил» была выставлена впервые за 90 лет в 2019 году в рамках НАМУ выставки «Богомазов: Творческая лаборатория», после трехлетней реставрации.
Личная жизнь
[ редактировать ]Со своей женой Вандой Монастырской, также художницей, Богомазов познакомился в 1908 году в Киевской Академии художеств , где оба учились. Находясь в эмоционально тяжелом периоде своей жизни из-за разрыва с отцом, который не одобрял его выбор карьеры и отказывался помогать ему материально, встреча с Вандой стала для артиста настоящим спасением.

Александр влюбился в Ванду с первого взгляда, но поначалу она его отвергла. Однако после многих лет усилий Богомазова их отношения развивались, и постепенно Ванда стала не только главным вдохновителем Богомазова, но и его самой большой поддержкой. Пара поженилась в 1913 году в Боярке . В 1917 году Ванда родила дочь Ярославу. Их брак пробудил творческий гений Богомазова, сделав 1913–15 годы его наиболее продуктивным в творческом отношении периодом.
Александр рисовал свою жену более 30 раз, и эволюцию их отношений можно проследить по изображениям жены Богомазова. Если первоначальные портреты Ванды с 1908 по 1911 год были очень нежными и трогательными, то взгляд на чтение Ванды 1914 года более смелый (теперь они были женаты). К 1915 году его образы Ванды превратились в нечто гораздо более сильное, более уверенное и сексуально заряженное.
Примерно в 1920 году Александр заболел туберкулезом, который в то время неизлечим. Болезнь подорвала его здоровье почти десять лет, и 3 июня 1930 года Богомазов скончался. Похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве .
После его смерти Ванда в одиночку защищала свои произведения от советской власти и немецко-фашистских захватчиков, пока в 1990-е годы творческое наследие Богомазова не вновь оказалось в центре внимания.
Теоретическая работа и преподавание
[ редактировать ]Отдельного и самого высокого признания заслуживают теоретические работы Богомазова. В 1914 году, живя в небольшом подмосковном городке Боярке под Киевом , художник написал трактат под названием « Живопись и ее элементы ». В ней Богомазов проследил генезис художественной формы, возникающей с момента движения ее первоэлемента – точки. Обращаясь к элементам живописи — линии, форме, живописной массе, среде и т. д., Богомазов оперирует этими понятиями, понимая их в динамике, анализируя живопись как сложную систему, постоянно меняющуюся, живущую по своим внутренним законам. [3]

В « Живописи и ее элементах » ритм впервые рассматривается не только как количественная, но и качественная категория, и это стало революционным открытием художника. В трактате объясняется, как художественная личность переводит темп и ритм повседневной жизни на язык живописи. Оно показывает, как спокойная картинная плоскость наполняется взволнованными линиями и живописными формами, зарядом подвижной энергии, примерно так же, как наша расслабленная психика взволнована и наполнена ритмом линий и форм предмета, который мы созерцаем. Ритм имеет психологический аспект: он может вызвать депрессию или поднять настроение. [4]
Многие положения трактата Богомазова предвосхитили теоретические достижения « Супрематизма » Казимира Малевича ( Витебск , 1920) и « Точки и линии на плоскости » Василия Кандинского (написанных зимой 1918–1919, опубликованных в 1926 в Баухаусе, Дессау). Фактически, в « Живописи и ее элементах» он считает, что черный квадрат на белом фоне является «самой совершенной формой», за год до . самой известной работы Малевича [5] Можно утверждать, что украинский художник внес значительный вклад в формирование новой антологической позиции формы в искусстве ХХ века, когда она утверждалась как самодостаточный элемент.
Познакомившись с этой работой, французский исследователь Андрей Наков назвал ее «пророческой». К сожалению, из-за Первой мировой войны , за которой последовала Украинская война за независимость 1917 года , а затем антиформалистическое движение советских десятилетий, рукопись так и не была опубликована до тех пор, пока интерес к наследию Богомазова не возобновился во второй половине 20-го века. . Впервые трактат был опубликован лишь в 1996 году в Киеве .

Преподавание искусства было для Богомазова не только способом практиковать свой опыт и делиться своими новаторскими идеями, но и средством сводить концы с концами в течение нестабильного экономического и политического периода начала 20 века в Украине . Его первый педагогический опыт начался на Кавказе в 1915 году, где он перешел работать учителем графики в среднюю школу Гориса (ныне Армения ) до конца 1917 года. Вернувшись на Украину , он работает в ряде школ. – в Золотоноше (1917 г.), позже в Боярке (1918–1922 гг.), работая иногда на нескольких местах одновременно.
С 1919 года преподавал также в Первой государственной студии живописи и декоративного искусства в Киеве . С 1919 по 1920 год он был заведующим отделом художественного образования Украинского комиссариата изобразительного искусства. В то же время он был соучредителем Украинского агитпропа и создавал проекты для движения Агитпром. С 1922 года и до своей смерти в 1930 году он был профессором Киевского художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) вместе с Вадимом Меллером , Владимиром Татлиным , Виктором Пальмовым . Его уникальный для того времени подход к преподаванию был сосредоточен на объяснении эволюции форм искусства через призму исторического контекста и динамики социальных изменений.
Международное признание
[ редактировать ]После смерти художника его имя в Советском Союзе было забыто, его работы экспонировались лишь один раз в 1966 году в Доме Союза писателей в Киеве на выставке « Графика и искусство Александра Богомазова ». [6] До начала 1970-х годов творчество Александра Богомазова оставалось без внимания не только западных искусствоведов, но и украинских. В конце 1973 года благодаря посредничеству украинских коллег из Киева французско-болгарский искусствовед Андрей Наков смог получить доступ в мастерскую Богомазова, которая в то время находилась в руках его вдовы. Впечатленный футуристическим творчеством художника, он неоднократно говорил о нем и публиковал первые краткие исследования, посвященные Богомазову, в 1973, 1977, а затем в 1992 году в западноевропейских редакциях.Впервые его работы появились за пределами Киева лишь в 1973 году, когда несколько из них были включены в выставку « Сон Татлина» в Fischer Fine Art в Лондоне. [7] После падения Берлинской стены и обретения Украиной независимости стала возможной более широкая выставка его работ. В 1991 году его картины были выставлены в Музее современного искусства в Тулузе , директор которого Ален Муссен не только разделял увлечение Андрея Накова Богомазовым, но и приложил все усилия, чтобы представить его работы в музеях. Воодушевленные успехами, достигнутыми во Франции, власти Украины в это время подхватили эстафету и представили такую же выставку в Киеве. С тех пор в Украине вышло несколько публикаций, а произведения Богомазова вошли в украинские и западные публичные коллекции. [8] в том числе МоМА и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Художественный институт Чикаго , Музей Людвига в Кёльне, Коллекция Джеймса Баттервика в Лондоне, Музей Креллер-Мюллера в Оттерло , Нидерланды, НАМУ в Киеве и другие.
В 2022 году работы Богомазова стали частью выставки «В эпицентре бури: Модернизм в Украине 1900-1930» , организованной при поддержке Национального музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде , многие работы были предоставлены Национальным художественным музеем Украины. и Государственный музей театра, музыки и кино Украины. Его работы, наряду с работами других представителей украинского авангардного движения, Казимира Малевича , Александры Экстер , Владимира Баранова-Россине и Сони Делоне , были тщательно перевезены под активные бомбардировки территории Украины из-за российского вторжения . После Мадрида выставка отправится в Музей Людвига в Кёльне , Германия, в 2023 году. [9] Богомазова «Пейзаж» помещен на обложку художественного издания в поддержку выставки. [10]
Представительские работы
[ редактировать ]- « Городской пейзаж» , 1913–14, Музей Людвига , Кельн.
- Маунтер , 1914 год.
- «Пожар в Киеве». 1916. Бумага, уголь. 27х32 см. Национальный художественный музей Украины (НАМУ), Киев
- Улица на Подоле. 1912. Холст, масло.
- Train in Boyarka , 1914
- «Трамвай». 1914. Холст, масло. ок. 150х80 см. Частная коллекция
- Чайник , 1914 год.
- Цветы , 1914 год.
- Портрет жены , 1914 год.
- Портрет жены, читающей . 1914. Холст, масло, 71х58.
- «Поезд», 1915, Холст, масло.
- Портрет дочери. 1928. Холст, масло.
- «Остановка пилы». 1927. Холст, масло.
- Сойерс. 1929. Холст, масло.
Литература
[ редактировать ]- А.Богомазов. Живопись и элементы. Комп.Т.Попова. (Параллельный текст на украинском и английском языках.) Киев. 1996. – 152 с. ISBN 996-532-001-7 , LCCN 2003-481219
- Алексеандр Бохомазов, 1880–1930 : kataloh tvoriv (Catalogue of works, Ukraine/English). Киев: Harant, 1991. LCCN 2003-500490
- Мудрак Мирослава Михайловна «Расписанная поверхность в украинском авангарде: от фабрики к строительству». Пантеон 45 (1987): 138–43.
- Наков, Андрей. «От футуристического выражения к построенному формализму», 13–24, в Александре Богомазове, Ямполь, 1880 – Киев, 1930. Музей современного искусства, Трапезная якобинцев, Тулуза. Нп: Издания Арпап, 1991.
- Выставка Авангард и Украина. 6 мая – 11 июля 1993 г. Вилла Штук, Мюнхен, Германия. Каталог, 200р: ISBN 3-7814-0346-7
- Выставка Искусство в Украине. 28 октября 1993 г. - 17 января 1994 г. Музей Августинов Тулузы, Франция. Каталог (160 стр): ISBN 2-901820-07-7
- Джон Э.Боулт. Н.Д.Лобанов-Ростовский. Каталог-резона Художники Русского театра / Каталог-резона Художники русского театра. 1880–1930. Коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. На русском языке 156 цветных и 1026 ч/б иллюстраций. 1994. – 528 с. ISBN 5-210-00233-0
- Феномен украинского авангарда, 1910–1935 / Phénomène de l'avangarde ukrainienne, 1910–1935. Под редакцией Мирослава Шкандрия . (Параллельный текст на английском, украинском и французском языках.) 196 с. Виннипег, чувак. : Художественная галерея Виннипега, 2001. ISBN 978-0-88915-208-3
- От Киева до Парижа: украинское искусство в европейском авангарде, 1905–1930. Профессор Мирослав Шкандрий, факультет немецких и славистических исследований Университета Манитобы, Виннипег, Канада
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Интернет-издания - Александр Богомазов – потерянный футурист» . читать.uberflip.com . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ "Финское путешествие Александра Богомазова" . bohomazov.localhistory.org.ua . Retrieved 2023-01-26 .
- ^ uartlib.org (2014-11-06). " Украинский Пикассо" - Александр Богомазов" . Библиотека украинского искусства (in Russian) . Retrieved 2023-02-16 .
- ^ Горбачев, Дмитрий (1996). Вещая рукопись – Предисловие к книге А.Богомазова «Живопись и стихия» (на украинском языке). Киев, Украина: Задумливый Штраус. ISBN 996 532-001-7 .
{{cite book}}
: Проверять|isbn=
значение: контрольная сумма ( справка ) - ^ админ (25 июля 2022 г.). «Александр Богомазов – «украинский Пикассо» » . Коллекционирование антиквариата . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Демшиц, E. (1993). "Воспоминания дочери А. Богомазова. Введение Э. Дымшица". Украинское Искусствоведение . Выпуск И.
- ^ «Музей Крёллер-Мюллер приобрел футуристические работы Александра Богомазова» . krollermuller.nl . 17 апреля 2015 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «Александр Богомазов» . Андрей Наков, историк искусства (на французском языке) . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «В эпицентре бури: Модернизм в Украине, 1900–1930-е годы» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «В эпицентре бури: Модернизм в Украине, 1900–1930-е годы» . Темза и Гудзон США . Проверено 17 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Alexander Bogomazov
- Andrei Nakov, Art Historian, about Alexander Bogomazov
- Джеймс Баттервик: Александр Богомазов uartlib.org, английский (pdf)
- Alexander Bogomazov: Ukrainian Picasso [ постоянная мертвая ссылка ]
- А.Богомазов. Painting and Elements. 1914. (scanned from О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопись и Элементы / Painting and Elements. Kyiv, 1996). Для некоммерческого использования только