Дмитрий Кабалевский
Dmitry Borisovich Kabalevsky ( Russian : Дми́трий Бори́сович Кабале́вский ; 30 декабря [ OS 17 декабря] 1904 г. - 14 февраля 1987 г.) [ 1 ] советский композитор, дирижер, пианист и педагог русского дворянского происхождения. [ 2 ] [ 3 ]
Он помог создать Союз советских композиторов в Москве и при жизни оставался одним из его ведущих деятелей. Он был плодовитым композитором фортепианной и камерной музыки; многие его фортепианные произведения были исполнены Владимиром Горовицем . Он наиболее известен в Западной Европе своей Второй симфонией «Галоп комедиантов» из «Сюиты комедиантов» , соч. 26 и его Третий фортепианный концерт . [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Кабалевский родился в Санкт-Петербурге в 1904 году, но в молодом возрасте переехал в Москву. Его отец был математиком и поощрял его изучать математику, но он с юных лет проявлял увлечение искусством. Он учился в Академическом музыкальном училище в Москве, которое окончил в 1922 году. Затем продолжил обучение у Василия Селиванова. В 1925 году он продолжил обучение в Московской консерватории , где изучал композицию сначала у Георгия Катуара , затем у Николая Мясковского , а также фортепиано у Александра Гольденвейзера . К 26 годам в его список сочинений вошел Струнный квартет, соч. 8, Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 9 , Восемь детских песен, соч. 17 и различные произведения для фортепиано соло. [ 5 ] В 1925 году он присоединился к ПРОКУЛЛУ (Производственному коллективу студенческих композиторов), студенческой группе при Московской консерватории, целью которой было преодоление разрыва между модернизмом АКМ и утилитарной « агитпроповой » музыкой РАПМ . (добавить цит.) В 1932 году он был назначен старшим преподавателем Московской консерватории, а к 1939 году стал штатным профессором. Он также работал музыкальным критиком на Всесоюзном радио , редактором газеты «Советская музыка» и издательства «Музгиз». [ 5 ]
Кабалевский был плодовитым композитором во многих музыкальных формах; он писал симфонии, концерты, оперы, балеты, камерные произведения, песни, театральные постановки, партитуры к фильмам, пьесы для детей и некоторые пьесы для пролетариата . [ 4 ] В 1930-е годы он писал музыку для зарождающегося жанра звуковых фильмов . ( Шостакович и Прокофьев также писали музыку для этого жанра.) Некоторые из его музыкальных произведений из фильмов стали самостоятельными. Однако его самым большим вкладом в мир создания музыки были его постоянные усилия по приобщению детей к музыке. В 1925–1926 годах он работал учителем игры на фортепиано в государственной школе и был поражен отсутствием подходящего материала для помощи детям в обучении музыке. Он намеревался писать простые произведения, которые позволили бы детям преодолеть технические трудности и сформировать свой вкус. [ 6 ] Его музыка была сосредоточена на преодолении разрыва между техническими навыками детей и эстетикой взрослых. Он также написал книгу на эту тему, которая была опубликована в США в 1988 году под названием « Музыка и образование: композитор пишет о музыкальном образовании». [ 7 ]
Он вступил в Коммунистическую партию в 1940 году и получил Почетную медаль от Советского правительства за свое музыкальное мастерство в 1941 году. [ 8 ] В 1948 году, когда Андрей Жданов издал постановление о направлениях и изменениях советской музыки, Кабалевский первоначально значился в списке композиторов, якобы наиболее виновных в « формализме », но из-за его связей в официальных кругах имя Кабалевского было исключено. . [ 9 ] Другая теория утверждает, что имя Кабалевского оказалось в списке только из-за его положения в руководстве Союза советских композиторов . [ 10 ]
Его традиционная позиция как композитора в сочетании с сильным чувством гражданского долга, выраженным в его просветительской деятельности, снискали ему расположение советского режима и принесли ему длинный список наград и наград, включая Ленинскую премию 1972 года и звание Героя Социалистического Труда. в 1974 году. Это свидетельство его способности творчески работать в тех же условиях, в которых испытывали трудности многие его современные композиторы. [ 5 ]
В целом Кабалевский не был столь авантюрным, как его современники, в плане гармонии и предпочитал более условный диатоник , переплетающийся с хроматизмом и мажорно-минорным взаимодействием. [ 5 ] Важная роль субдоминанты и частое сопоставление третей в творчестве Кабалевского — черты, общие для многих русских композиторов. Его использование форм в основном традиционно, поскольку он предпочитал симметричное рондо или вариационные структуры. [ 5 ]
В отличие от своего коллеги-композитора Сергея Прокофьева , Кабалевский придерживался идей социалистического реализма , а его послевоенные произведения характеризовались как «популярные, безвкусные и успешные». [ 11 ] хотя это суждение применялось и ко многим другим композиторам того времени. [ 12 ] Некоторые из самых известных «молодежных произведений» Кабалевского относятся к этой эпохе, например, Концерт для скрипки с оркестром и Первый концерт для виолончели. Кабалевский писал для всех музыкальных жанров и был последовательно верен идеалам социалистического реализма. Кабалевский часто ездил за границу; он был членом Советского комитета защиты мира , а также представителем по развитию дружбы между Советским Союзом и зарубежными странами.
В 1961 году Кабалевский сделал запись своих «Патетической увертюры» , «Весны » и «Утренних песен» , в которых дирижировал. Он был выпущен в США в 1975 году на лейбле Westminster Gold. [ 13 ]
Также в 1961 году Кабалевский оркестровал » Франца Шуберта известную «Фантазию фа минор , первоначально написанную для четырех рук на одном фортепиано, создав виртуозную пьесу для солиста-фортепианиста, играющего с симфоническим оркестром. Эта работа была записана несколько раз.
За свои музыкальные произведения он был удостоен ряда государственных наград, в том числе наград Советского правительства. По педагогической работе в 1962 году он был избран руководителем Комиссии музыкально-эстетического воспитания детей, а в 1969 году избран президентом Научного совета по педагогической эстетике Академии педагогических наук СССР. Кабалевский также получил почетная степень президента Международного общества музыкального образования. [ 8 ]
Среди его известных учеников был Лео Смит .
Он умер в Москве 14 февраля 1987 года.
Наследие
[ редактировать ]По словам музыковеда Марины Раку, «посредством словесных комментариев к музыке советская идеология «присвоила» классическое музыкальное наследие». [ 14 ] В 1924 году Максим Горький заявил, что советский лидер Владимир Ленин был квазирелигиозным поклонником исполнения Иссаем Добровеном «сверхчеловеческой музыки» одной из 32 сонат Бетховена . [ 15 ] Кабалевский успешно развивал и пропагандировал эту «квазирелигиозную» систему и отношение к музыкальному образованию. На каком-то этапе система включала тысячи бесплатных региональных детских музыкальных школ , которые предлагали 8-летние курсы, способствующие музыкальной грамотности и пониманию, но не профессиональному музыкальному мастерству. Следующий этап включал в себя десятки музыкальных школ, готовящих преподавателей для предыдущего этапа, и консерваторий, готовящих исполнителей мирового уровня. Исполнители классической музыки, такие как артисты балета, стали нарицательными благодаря своим частым выступлениям на советском телевидении. [ 16 ] Kabalevsky's oft-quoted credo was "Beauty Evokes Kindness" ( Russian : Прекрасное пробуждает доброе , romanized : Prekrasnoe probuzhdaet dobroe ). [ 17 ] [ 18 ] Систему критиковали за предполагаемое психологическое насилие по отношению к молодежи, например, угрозы в отношении того, что студентки-скрипачи будут «изнасилованы смычком», если они не будут достаточно практиковаться, а также за то, что она является «извилистым инструментом гендерной социализации девочек». [ 19 ] [ 20 ] После 1991 года зарплата учителей музыки, которую называли «микроскопической», была ниже прожиточного минимума в России. [ 21 ]
После распада Советского Союза консерватории были «брошены государством на произвол судьбы». [ 22 ] [ 23 ] От его идеи внедрить свою систему музыкального образования в общеобразовательных школах отказались задолго до клерикализации российского общества . По состоянию на 2015 год в России сохранилось 3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями. [ 24 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- Народный артист РСФСР (1954).
- Народный артист СССР (1963).
- Герой Социалистического Труда (1974).
- Четыре ордена Ленина (1964, 1971, 1974, 1984 гг.)
- Орден Трудового Красного Знамени (1966 г.).
- Орден «Знак Почета» (1940).
- Ленинская премия (1972 г.) – новая редакция оперы «Кола Брюньон» (1968 г.).
- Сталинские премии
- первый класс (1946) - для струнного квартета № 2 соль минор, соч. 44 (1945)
- второй класс (1949) - Концерт для скрипки с оркестром (1948)
- вторая степень – за оперу «Семья Тараса» (1950).
- Государственная премия СССР (1980 г.) — за IV концерт для фортепиано с оркестром («Прага») (1979 г.).
- Государственная премия РСФСР имени Глинки (1966) — за «Реквием» для солистов, двух хоров и оркестра (1962).
- Lenin Komsomol Prize (1984)
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Петербургская ночь (1934)
- Аэроград (1935)
- Рассвет Парижа (1936)
- Щорс (1939)
- Anton Ivanovich Is Angry (1941)
- Студент-первокурсник (1948)
- Ivan Pavlov (1949)
- Мусоргский (1950)
- Враждебные вихри (1953) [ 25 ]
- Сестры (1957)
Работает
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дмитрий Кабалевский в Британской энциклопедии
- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 310–311. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ "Третий "кит" советской музыки" [The Third "Whale" of Soviet Music]. classicalmusicnews.ru (in Russian). Classical Music News. 30 December 2016 . Retrieved 21 June 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б Леонард, Ричард Энтони (1957). История русской музыки . Нью-Йорк: Компания MacMillan. стр. 354, 355.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дараган Дина Григорьевна. «Кабалевский Дмитрий Борисович». Гроув Музыка онлайн. Доступ 27 сентября. 2019.
- ^ Авраам, Джеральд (1944). Восемь советских композиторов . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 70–73.
- ^ Кабалевский, Дмитрий Борисович (1988). Музыка и образование: композитор пишет о музыкальном образовании . Лондон: Издательство Дж. Кингсли.
- ^ Перейти обратно: а б «АРХИВ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: Биография Дмитрия Кабалевского» . Архивировано из оригинала 1 октября 2008 года.
- ^ Мэйс 2002, стр.310
- ^ Блэк 1983, стр.219
- ^ Анон. 1987.
- ^ Черный 1983 [ нужна ссылка ]
- ^ Кабалевский дирижирует Кабалевским (Мюзикл LP, 1975) . [WorldCat.org]. OCLC 010119845 .
- ^ Raku, Marina. "Muzykal'naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi 53/5000" [Musical classics in the Soviet-era myth-making]. document.wikireading.ru . Retrieved 13 September 2020 .
- ^ Горький, Максим. «В.И. Ленин (Первое издание)» . maximgorkiy.narod.ru . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 г. Проверено 10 сентября 2020 г.
- «Я не знаю ничего лучше…»… но не «Апассионата», а «Патетическая». К 150-летию со дня рождения В.И. Ленина» . muzobozrenie.ru (на русском). Музыкальное обозрение . 21 апреля 2020. Проверено 12 сентября 2020 .
- " Аппасионата" (№23 фа минор, Op.57)" . beethoven.ru (на русском языке) . Проверено 12 сентября 2020 г.
А. М. Горький, «Горький о Ленине», «Известия ВЦИК», 1924. № 84. 11 апреля.
- ^ «Русские идолы XX века» . wciom.ru (на русском языке). ВЦИОМ . 20 января 2010 г. Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Брофи, Тимоти С. (2019). Оксфордский справочник по политике и практике оценивания в музыкальном образовании, Том 1 . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190248116 .
- ^ "Три кита в музыке" [Three whales in music] . Retrieved 21 June 2020 .
- ^ Зисман, Владимир (2018). Путеводитель по оркестру и его дворам (на русском языке). Москва: АСТ. ISBN 978-5-17-090591-1 .
- ^ Габараева, Вероника (12 декабря 2013 г.). «Детская музыкальная школа. Воспоминания об учителе» . Эхо Москвы . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Детские музыкальные конкурсы: кому они нужны?» (на русском языке). Культспаргалка. 11 ноября 2019 года . Проверено 9 октября 2020 г.
поскольку зарплата в музыкальных школах микроскопическая (для справки: 9489 рублей в месяц), то для учителей это вопрос выживания.
- ^ «А стоит ли Овчинников (Овчинников)?» . итоги.ру (на русском языке). Итоги. 31 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ «Репетиция оркестра» . rg.ru (на русском языке). Российская газета . 10 апреля 2019 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
Артур Доманский – концертмейстер высшей категории. За час работы в консерватории он получает 86 рублей.
- ^ «Новости» (на русском языке). Министерство культуры (Россия) . 18 февраля 2015 года . Проверено 16 января 2016 г.
- ^ «Фильмография» . kino-teatr.ru (на русском языке) . Проверено 6 декабря 2020 г.
для проверки информации на русском языке: щелкните правой кнопкой мыши URL-адрес в Google Chrome и выберите «Перевести на английский».
Источники
[ редактировать ]- Анон. «Некролог: Дмитрий Кабалевский». Музыкальные Таймс 128, вып. 1731 (май 1987 г.): 287.
- Авраам, Джеральд. 1944. Восемь советских композиторов . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 70–73.
- Леонард, Ричард Энтони. 1957. История русской музыки . Нью-Йорк: Компания MacMillan. стр. 354–355.
- Дараган, Дина Григорьевна. 2001. «Кабалевский, Дмитрий Борисович», Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией С. Сэди и Дж. Тиррелла. Лондон: Макмиллан. Также в Grove Music Online, архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 23 октября 2007 г.) (доступ по подписке)
- Шварц, Борис. 1983. Музыка и музыкальная жизнь в Советской России , дополненное издание 1917–1981. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33956-1
- Мэйс, Фрэнсис. 2002. История русской музыки: От Камаринской до Бабьего Яра . Перевод Арнольда Дж. Померанса и Эрики Померанс. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21815-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1904 рождения
- 1987 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Пианисты-мужчины 20-го века
- Русские дирижеры ХХ века (музыка)
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Композиторы из Санкт-Петербурга
- Академики Академии педагогических наук СССР.
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Академический состав Московской консерватории
- Выпускники Московской консерватории.
- Депутаты Совета Национальностей седьмого созыва.
- Члены Совета Национальностей восьмого созыва
- Члены Совета Национальностей девятого созыва
- Члены Совета Национальностей десятого созыва
- Члены Совета Национальностей одиннадцатого созыва.
- Герои Социалистического Труда
- Народные артисты РСФСР.
- Народные артисты СССР.
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Ленинской премии
- Глинки лауреатов Государственной премии РСФСР.
- Лауреаты премии Ленинского комсомола.
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Композиторы для фортепиано
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы оперетты-мужчины
- Композиторы-модернисты
- Ученики Николая Мясковского
- русские композиторы балета.
- русские коммунисты
- Российские композиторы к фильмам
- Российские мужчины-дирижеры (музыка)
- российские музыкальные преподаватели.
- русские оперные композиторы
- русские пианисты
- Советские дирижеры (музыка)
- Советские композиторы музыки к фильмам
- Советские композиторы-мужчины-классики
- Советские музыкальные педагоги
- советские оперные композиторы
- Советские пианисты
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.