Фантазия фа минор (Шуберт)


Фантазия фа минор Франца Шуберта , D .940 ( соч . пост. 103), для фортепиано в четыре руки (два игрока за одним фортепиано), — одно из самых важных произведений Шуберта для более чем одного пианиста и одно из самых важных его произведений. фортепиано вообще работает. Он сочинил ее в 1828 году, в последний год своей жизни. Посвящение его бывшей ученице Каролине Эстерхази Шуберта можно найти только в посмертном первом издании, а не в автографе . [ 1 ] [ 2 ]
Музыковед Кристофер Гиббс охарактеризовал это произведение как «не только одно из его величайших, но и самых оригинальных» произведений для фортепианного дуэта. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Франц Шуберт начал писать « Фантазию» в январе 1828 года в Вене . [ 4 ] Работа была завершена в марте того же года и впервые исполнена в мае. Друг Шуберта Эдуард фон Бауэрнфельд записал в своем дневнике 9 мая, что сыграл памятный дуэт Шуберта и Франца Лахнера . [ 5 ] Работа была посвящена Каролине Эстерхази, в которую Шуберт был влюблен (безответно). [ 6 ]
Шуберт умер в ноябре 1828 года. После его смерти друзья и семья обязались опубликовать ряд его произведений. Эта работа — одна из таких работ; он был опубликован Антоном Диабелли в марте 1829 года. Оригинал рукописи хранится в Австрийской национальной библиотеке . [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]Фантазия разделена на четыре части, которые связаны между собой и исполняются без пауз. Обычное представление длится около 20 минут.
- Аллегро очень умеренное
- Длинный
- Шутить. Живой веселый
- Финал. Аллегро очень умеренное
Основная идея фантазии с четырьмя связанными частями также появляется в «Фантазии странника» Шуберта и представляет собой стилистический мост между традиционной сонатной формой и по существу свободной формой тональной поэмы . [ 5 ] Основная структура обеих фантазий по существу одинакова: аллегро, медленная часть, скерцо, аллегро с фугой. [ 7 ] Форма этого произведения с его относительно плотной структурой (в большей степени, чем фантазии Бетховена и Моцарта ) оказала влияние на творчество Ференца Листа , [ 8 ] который аранжировал « Фантазию странника» как фортепианный концерт, среди других транскрипций, которые он сделал на музыку Шуберта. [ 9 ]

Первое движение
[ редактировать ]Произведение открывается лирической мелодией с пунктирным ритмом , напоминающей венгерский стиль. [ 10 ] В конечном итоге тема повторяется фа мажор, а затем кратко повторяется фа минор и переходит в мрачную, почти траурную вторую тему. После разработки двух тем он в конце концов возвращается к версии второй темы фа мажор, которая переходит в фа ♯ минор в начале второй части. [ 11 ]
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть открывается злой, несколько бурной темой фортиссимо фа ♯ минор. Несмотря на то, что первая тема отмечена как largo , первая тема, часто обозначаемая двумя точками, придает этому движению большую напряженность. Со временем первая тема уступает место тихой, лирической второй теме. Повторяется первая тема, заканчивающаяся мажорной доминантой C ♯ . [ 11 ] Шуберт недавно услышал Паганини Второй скрипичный концерт , вторая часть которого вдохновила эти темы. [ 10 ]
Третья часть
[ редактировать ]Вслед за взволнованной второй частью фа ♯ минор скерцо третьей части представляет собой яркую, живую часть в той же тональности, напоминающую скерцо других произведений, написанных Шубертом в это время, как и скерцо его фортепианных трио. После нежного трио ре мажор возвращается скерцо, поначалу вроде бы в фа ♯ минор. Повторение скерцо меняется между ля мажор и фа минор , в конечном итоге заканчиваясь на октавах до ♯ , которые в финале переходят обратно к фа минор. [ 11 ]
Финал
[ редактировать ]Финал начинается с повторения основной темы первой части как в фа миноре, так и в фа мажоре, а затем переходит в фугу, основанную на второй теме. Фуга достигает кульминации, внезапно заканчиваясь на доминанте до мажор, вместо того, чтобы перейти в фа мажор или минор. После такта молчания ненадолго повторяется первая тема, быстро переходя к заключительным аккордам, которые перекликаются со второй темой, прежде чем перейти в тихий конец. [ 11 ] Его назвали «самой замечательной каденцией во всем творчестве Шуберта», поскольку ему удается объединить дихотомии двух тем в последние восемь тактов произведения. [ 12 ]
Транскрипции
[ редактировать ]В 1961 году русский композитор Дмитрий Кабалевский оркестровал это произведение, создав виртуозную пьесу для одного солиста-фортепьяно, играющего с симфоническим оркестром.
Записи
[ редактировать ]Фэнтези было записано множество раз, в том числе следующими известными исполнителями:
- Альфред Брендель с Эвелин Кроше на Vox Box
- Святослав Рихтер и Бенджамин Бриттен на Decca Records / BBC Legends
- Евгений Кисин и Джеймс Левин на RCA Victor
- Катя и Мариэль Лабек на Kml Recordings
- Брача Иден и Александр Тамир на «Блестящей классике»
- Юстус Франц и Кристоф Эшенбах на EMI
- Раду Лупу и Мюррей Перахия на Sony Classical
- Евгений Королев и Люпка Хаджигеоргиева на Tacet
- Дуэт Таль и Гротхейсен на Sony Classical
- Алоис и Альфонс Контарски , Эмиль и Елена Гилельс и Мария Жуан Пирес с Рикардо Кастро на Deutsche Grammophon
- Йорг Демус и Пол Бадура-Шкода несколько раз, в том числе на Вестминстере , Auvidis Valois и Audax.
- Витя Вронский и Виктор Бабин на американской Decca
- Роберт и Габи Казадезус о Columbia Masterworks
- Александр Таро и Чжу Сяо-Мэй на Harmonia Mundi Fr
- Фортепианный дуэт «Латсос» ( Георгий Лацо и Анна Федорова-Латсо) для BHNT
- Эмиль Гилельс и Симфонический оркестр Милана делла RAI под управлением Франко Караччоло для Archipel Records. Концертная запись оркестровой версии Шуберта-Кабалевского. («Эмиль Гилельс в Италии»)
- Майкл Корстик и NDR Sinfonieorchester под управлением Алана Фрэнсиса для Chandos Records. Студийная запись оркестровой версии Шуберта-Кабалевского.
- Серджио Тьемпо и Марта Аргерих для Avanticlassic
- Лукас и Артур Юссен на Deutsche Grammophon
Записи на фортепиано XIX века включают следующие записи:
Пианисты | Fortepiano | Этикетка |
---|---|---|
Йос ван Иммерзель и Клэр Шевалье | Конрад Граф (1826) | Альфа |
Николя Калло и Лукас Блондель | Конрад Граф (1826) | Прозрачный |
Малкольм Билсон и Роберт Д. Левин | Конрад Граф (ок. 1830 г.) | Архив |
Андреас Стайер и Александр Мельников | Кристофер Кларк (метрдотель) после Графа | Гармония мира |
Инге Спинетт и Ян Михилс | Р. Дж. Регьер (1989) по мотивам Конрада Графа (1828) | |
Винеке Джорданс и Лео ван Дуселаар | Фридрих Хокса (ок. 1826 г.) | Глобус |
Ян Вермюлен и Верле Петерс | Иоганн Непомук Трёдлин (1830-1835) | И так далее |
Ричард Эгарр и Александра Непомнящая | Pleyel (1848) | Линн Рекордс |
Сет Карлин и Мариз Карлин | Наяда отчеты |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шуберт, Франц. «Фэнтези ф-Молл» . schubert-online.at . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Шуберт, Франц (1976). Фантазия фа минор . Вилли Каль. с. Предисловие. ИСМН 979-0-2018-0180-3.
- ^ Гиббс , с. 161
- ^ Перейти обратно: а б Еженедельник , с. 71
- ^ Перейти обратно: а б Еженедельник , с. 72
- ^ Гиббс , стр. 150-151.
- ^ Свежий , с. 75
- ^ Гиббс , стр. 161–162.
- ^ Тодд , с. 138
- ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн , с. 281
- ^ Перейти обратно: а б с д Оценка по Генле
- ^ Свежий , стр. 78-79.
Ссылки
[ редактировать ]- Шуберт, Франц (1986). Каль, Вилли (ред.). Сочинения для фортепиано в четыре руки, Том III . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг. ОСЛК 3681881 . Музыкальное сопровождение.
- Эйнштейн, Альфред (1951). Шуберт: Музыкальный портрет . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . OCLC 602553 .
- Еженедельно, Даллас А; Арганбрайт, Нэнси (1990). Музыка Шуберта для фортепиано в четыре руки . Pro/Am Music Resources Inc. Уайт-Плейнс: ISBN 978-0-912483-55-9 .
- Фриш, Уолтер, изд. (1986). Шуберт: Критические и аналитические исследования . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-6892-0 .
- Гиббс, Кристофер Ховард (2000). Жизнь Шуберта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-59512-4 .
- Тодд, Р. Ларри (2004). Фортепианная музыка XIX века . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-96890-4 .
- Ньюбоулд, Брайан (1998). Шуберт учится . Эшгейт. ISBN 978-1-85928-253-3 .
- Норман Маккей, Элизабет , струнные и фортепианные дуэты Шуберта в контексте . в Ньюбоулде, Брайан (1998). Исследования Шуберта, Эшгейт, 1998, с. 62-111.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рукопись Шуберта , Австрийская национальная библиотека.
- Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Запись Fantasia из Иерусалимского музыкального центра в формате MP3 в исполнении Сивана Сильвера и Гила Гарбурга (в архиве на Wayback Machine )
- «Вена и Шуберт: Фантазия фа минор, D. 940 - Профессор Кристофер Хогвуд CBE (Обсуждение и исполнение)» . Грешем-колледж . 11 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 10 ноября 2018 г.