Jump to content

Экспромт, соч. 142 (Шуберт)

Импровизированная печь
Экспромт Франца Шуберта
Рукопись
Каталог Д. 935
Опус 142
Составленный 1827  ( 1827 )
Опубликовано 1839

Экспромт , соч. почта. 142 , D. 935, представляют собой набор из четырех экспромтов для фортепиано соло, написанных Францем Шубертом в 1827 году. Они были написаны в том же году, что и Экспромт, соч. 90 , но не были опубликованы до 1839 года, более чем через десять лет после его смерти. Вместе с предыдущим набором они стали краеугольным камнем фортепианного репертуара.

Первый экспромт фа минор имеет форму сонатной экспозиции . Второй экспромт написан в ля мажор стандартной форме менуэта . Третий экспромт си мажор представляет собой тему с вариациями . Наконец, четвертый Экспромт фа минор является в высшей степени виртуозным и самым технически сложным из всего сета. Из-за их структурных и тематических связей некоторые рассматривали четыре экспромта как части многочастной сонаты - гипотеза, которая является предметом споров среди музыковедов и ученых.

Портрет Шуберта (1827)

Шуберт был плодовитым композитором, и, несмотря на свои личные трудности, в конце 1820-х годов он написал множество произведений. [ 1 ] Экспромт был написан в особенно творческий период в 1827 году и включал Фортепианное трио № 1 , Фортепианное трио № 2 , Экспромт, соч. 90 , Фантазия для скрипки и фортепиано и около 30 других произведений. [ 2 ]

Экспромты были частью более широкой романтической тенденции сочинения коротких самостоятельных фортепианных пьес - жанра, популяризированного в 1820-х годах. [ 2 ] Другие композиторы, такие как Иоганн Баптист Крамер , Карл Черни , Генрих Маршнер , Игнац Мошелес и Ференц Лист, также написали Экспромт, опубликованный примерно в это время, хотя четко структурированный Экспромт Шуберта во многом не соответствует импровизационным чертам, подразумеваемым литературным термином «экспромт». [ 3 ]

Автограф Экспромта, соч. 142 датированы декабрем 1827 года, и впервые они были упомянуты в письме Шуберта издателю Шотту в феврале 1828 года. Документальных записей о первом исполнении нет, хотя вполне вероятно, что они впервые были исполнены на домашнем концерте в Вене. в начале 1828 года Карл Мария фон Боклет , который также представил Фортепианное трио № 2 . [ 3 ]

Шуберту было трудно получить Экспромт, соч. опубликовано 142. Его издатель Тобиас Хаслингер уже опубликовал два других «Экспромта» (№ 1 и 2 из соч. 90) и не заинтересовался новым сборником. Точно так же они были отвергнуты в октябре 1828 года Шоттом как слишком сложные и, следовательно, «непригодные для продажи во Франции». [ 4 ] Работа была опубликована посмертно в 1839 году Антоном Диабелли в Вене. [ 5 ]

Структура

[ редактировать ]

№ 1 фа минор

[ редактировать ]

Первый экспромт представляет собой модерированное аллегро фа минор . Это произведение имеет структуру сонатной экспозиции , но развивается в выразительный диалог высоких и низких частот с арпеджио- аккомпанементом в среднем регистре. Вступительная часть повторяется преимущественно в фа мажоре, а затем пьеса завершается фа минор. [ 6 ]

№ 2 ля мажор

[ редактировать ]

Второй Экспромт ( Аллегретто ) написан в стандартной форме менуэта . Его основная часть представляет собой мелодию с аккордовым сопровождением. Первые такты мелодии очень напоминают аналогичную тему из открытия Сонаты для фортепиано Бетховена в ля , Опус 26 . Альфред Эйнштейн упомянул еще одну похожую тему Бетховена – в третьей части Фортепианного трио, соч. 70, № 2 . [ 7 ] Средняя часть Экспромта, отмеченная как стандартное Трио в менуэтах, контрастирует по своему характеру с основной частью. Он написан ре мажор и представляет собой непрерывный триоль. Вторая часть Трио переходит в ре минор (написана в той же тональности, но с добавлением случайностей), затем достигает кульминации на ля мажор (написана без тональности), фортиссимо и, наконец, успокаивается и сначала повторяет мажорный лад. фраза.

№ 3 си мажор

[ редактировать ]

Третий экспромт ( анданте ) си мажор представляет собой тему с вариациями . Основная тема напоминает тему из эпизодической музыки , сочиненной Шубертом к пьесе «Розамунде» , которая также появляется во второй части его 13-го струнного квартета . [ 7 ] Вариации следуют классическому образцу, использованному и развитому Бетховеном - элементы включают в себя возрастающее деление и орнамент , а также модуляцию перед возвращением к тонике для финальной полной вариации - см. Ариетту из сочинения Бетховена. 111 , и, что особенно важно, «Вариации Диабелли» . Подобно движению вариаций в « Форельном квинтете» , эта модуляция достигается за счет тонико-минорной вариации с одной из бемольных субмедиант , после чего короткий свободный пассаж модулируется обратно к тонике.

№ 4 фа минор

[ редактировать ]

Четвертый экспромт ( Allegro scherzando Шуберта ) демонстрирует ритмическую живость и непредсказуемую акцентуацию . Его контрастная средняя часть достигает кульминации в пассажах гаммы для обеих рук, завершаясь быстрым четырехоктавным спуском ля мажор по всей клавиатуре. Шуберт завершает произведение мощной виртуозной кодой, в которой октавы исполняются обеими руками. [ 6 ]

Это произведение является наиболее технически сложным из «Экспромта», в нем используется широкий спектр клавишных произведений, включая гаммы (иногда в унисон), арпеджио , ломаные аккорды , быстрые пассажи в терциях и трели .

Теория сонаты

[ редактировать ]

Предполагается, что сам Шуберт, возможно, рассматривал четыре Экспромта как многочастную сонату из-за их структурных и тематических связей, особенно Роберт Шуман и Альфред Эйнштейн , которые утверждают, что Шуберт назвал их Экспромтами и разрешил их индивидуальную публикацию для повысить свой потенциал продаж. [ 7 ] Однако это утверждение оспаривается современными музыковедами, такими как Чарльз Фиск, который установил важные различия между набором «Экспромт» и признанными многочастными произведениями Шуберта. [ 8 ] Также считается, что этот набор изначально задумывался как продолжение предыдущего, поскольку Шуберт первоначально пронумеровал их под номерами 5–8. [ 9 ]

Наследие

[ редактировать ]

В обзоре, опубликованном в журнале Neue Zeitschrift für Musik в декабре 1838 года, Роберт Шуман похвалил Экспромты 1, 2 и 4 как «еще одно прекрасное воспоминание о Шуберте»; однако он отверг третий как просто «серию ничем не примечательных вариаций на столь же ничем не примечательную тему». Далее он отметил, что если бы Шуберт «дожил и увидел, как люди теперь его почитают, это вдохновило бы его в высшей степени». [ 10 ]

С тех пор «Экспромт» стал основным продуктом фортепианного репертуара, славясь своей лирической красотой, сложной структурой и выразительной глубиной. Они символизируют зрелый стиль Шуберта, характеризующийся сочетанием прямоты и интимности выражения, поэтической чувствительности, структурного контроля и величия. [ 11 ] Они также внесли свой вклад в развитие жанра короткой фортепианной пьесы, оказав влияние на более поздних композиторов- романтиков . [ 2 ]

Сегодня два набора экспромтов, а также его последние фортепианные сонаты и « Фантазия странника » составляют основу фортепианного творчества Шуберта. [ 12 ]

  1. ^ Браун, Сэмс и Винтер 2001 , I.xi.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Браун, Сэмс и Винтер 2001 , II.v.
  3. ^ Перейти обратно: а б Лейзингер 2015 , с. XIV.
  4. ^ Даверио 2000 , с. 607.
  5. ^ Даверио 2000 , с. 605.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гиббс 1997 , с. 168.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Эйнштейн, Альфред (1951). Шуберт: Музыкальный портрет . Издательство Оксфордского университета . стр. 283–285.
  8. ^ Рыба 2001 , стр. 141–179.
  9. ^ Учино, Томоко (2007). Анализ «Трех экспромтов для фортепиано» соч. 68 Лоуэлла Либермана (доктора музыкальных искусств). Университет Аризоны. п. 28. HDL : 10150/195000 . PDF (100 страниц, 2,3 МБ)
  10. ^ Даверио 2000 , с. 606.
  11. ^ Гиббс 1997 , с. 173.
  12. ^ Лейзингер 2015 , с. XIII.

Источники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6891f3c2af2ea6809c343d31a19e172__1710353340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/72/f6891f3c2af2ea6809c343d31a19e172.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Impromptus, Op. 142 (Schubert) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)