Экспромт, соч. 142 (Шуберт)
Импровизированная печь | |
---|---|
Экспромт Франца Шуберта | |
![]() Рукопись | |
Каталог | Д. 935 |
Опус | 142 |
Составленный | 1827 |
Опубликовано | 1839 |
Экспромт , соч. почта. 142 , D. 935, представляют собой набор из четырех экспромтов для фортепиано соло, написанных Францем Шубертом в 1827 году. Они были написаны в том же году, что и Экспромт, соч. 90 , но не были опубликованы до 1839 года, более чем через десять лет после его смерти. Вместе с предыдущим набором они стали краеугольным камнем фортепианного репертуара.
Первый экспромт фа минор имеет форму сонатной экспозиции . Второй экспромт написан в ля мажор стандартной форме менуэта . Третий экспромт си ♭ мажор представляет собой тему с вариациями . Наконец, четвертый Экспромт фа минор является в высшей степени виртуозным и самым технически сложным из всего сета. Из-за их структурных и тематических связей некоторые рассматривали четыре экспромта как части многочастной сонаты - гипотеза, которая является предметом споров среди музыковедов и ученых.
Фон
[ редактировать ]
Шуберт был плодовитым композитором, и, несмотря на свои личные трудности, в конце 1820-х годов он написал множество произведений. [ 1 ] Экспромт был написан в особенно творческий период в 1827 году и включал Фортепианное трио № 1 , Фортепианное трио № 2 , Экспромт, соч. 90 , Фантазия для скрипки и фортепиано и около 30 других произведений. [ 2 ]
Экспромты были частью более широкой романтической тенденции сочинения коротких самостоятельных фортепианных пьес - жанра, популяризированного в 1820-х годах. [ 2 ] Другие композиторы, такие как Иоганн Баптист Крамер , Карл Черни , Генрих Маршнер , Игнац Мошелес и Ференц Лист, также написали Экспромт, опубликованный примерно в это время, хотя четко структурированный Экспромт Шуберта во многом не соответствует импровизационным чертам, подразумеваемым литературным термином «экспромт». [ 3 ]
Автограф Экспромта, соч. 142 датированы декабрем 1827 года, и впервые они были упомянуты в письме Шуберта издателю Шотту в феврале 1828 года. Документальных записей о первом исполнении нет, хотя вполне вероятно, что они впервые были исполнены на домашнем концерте в Вене. в начале 1828 года Карл Мария фон Боклет , который также представил Фортепианное трио № 2 . [ 3 ]
Шуберту было трудно получить Экспромт, соч. опубликовано 142. Его издатель Тобиас Хаслингер уже опубликовал два других «Экспромта» (№ 1 и 2 из соч. 90) и не заинтересовался новым сборником. Точно так же они были отвергнуты в октябре 1828 года Шоттом как слишком сложные и, следовательно, «непригодные для продажи во Франции». [ 4 ] Работа была опубликована посмертно в 1839 году Антоном Диабелли в Вене. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]№ 1 фа минор
[ редактировать ]Первый экспромт представляет собой модерированное аллегро фа минор . Это произведение имеет структуру сонатной экспозиции , но развивается в выразительный диалог высоких и низких частот с арпеджио- аккомпанементом в среднем регистре. Вступительная часть повторяется преимущественно в фа мажоре, а затем пьеса завершается фа минор. [ 6 ]

№ 2 ля ♭ мажор
[ редактировать ]Второй Экспромт ( Аллегретто ) написан в стандартной форме менуэта . Его основная часть представляет собой мелодию с аккордовым сопровождением. Первые такты мелодии очень напоминают аналогичную тему из открытия Сонаты для фортепиано Бетховена в ля ♭ , Опус 26 . Альфред Эйнштейн упомянул еще одну похожую тему Бетховена – в третьей части Фортепианного трио, соч. 70, № 2 . [ 7 ] Средняя часть Экспромта, отмеченная как стандартное Трио в менуэтах, контрастирует по своему характеру с основной частью. Он написан ре ♭ мажор и представляет собой непрерывный триоль. Вторая часть Трио переходит в ре ♭ минор (написана в той же тональности, но с добавлением случайностей), затем достигает кульминации на ля мажор (написана без тональности), фортиссимо и, наконец, успокаивается и сначала повторяет мажорный лад. фраза.

№ 3 си ♭ мажор
[ редактировать ]Третий экспромт ( анданте ) си ♭ мажор представляет собой тему с вариациями . Основная тема напоминает тему из эпизодической музыки , сочиненной Шубертом к пьесе «Розамунде» , которая также появляется во второй части его 13-го струнного квартета . [ 7 ] Вариации следуют классическому образцу, использованному и развитому Бетховеном - элементы включают в себя возрастающее деление и орнамент , а также модуляцию перед возвращением к тонике для финальной полной вариации - см. Ариетту из сочинения Бетховена. 111 , и, что особенно важно, «Вариации Диабелли» . Подобно движению вариаций в « Форельном квинтете» , эта модуляция достигается за счет тонико-минорной вариации с одной из бемольных субмедиант , после чего короткий свободный пассаж модулируется обратно к тонике.

№ 4 фа минор
[ редактировать ]Четвертый экспромт ( Allegro scherzando Шуберта ) демонстрирует ритмическую живость и непредсказуемую акцентуацию . Его контрастная средняя часть достигает кульминации в пассажах гаммы для обеих рук, завершаясь быстрым четырехоктавным спуском ля мажор по всей клавиатуре. Шуберт завершает произведение мощной виртуозной кодой, в которой октавы исполняются обеими руками. [ 6 ]
Это произведение является наиболее технически сложным из «Экспромта», в нем используется широкий спектр клавишных произведений, включая гаммы (иногда в унисон), арпеджио , ломаные аккорды , быстрые пассажи в терциях и трели .

Теория сонаты
[ редактировать ]Предполагается, что сам Шуберт, возможно, рассматривал четыре Экспромта как многочастную сонату из-за их структурных и тематических связей, особенно Роберт Шуман и Альфред Эйнштейн , которые утверждают, что Шуберт назвал их Экспромтами и разрешил их индивидуальную публикацию для повысить свой потенциал продаж. [ 7 ] Однако это утверждение оспаривается современными музыковедами, такими как Чарльз Фиск, который установил важные различия между набором «Экспромт» и признанными многочастными произведениями Шуберта. [ 8 ] Также считается, что этот набор изначально задумывался как продолжение предыдущего, поскольку Шуберт первоначально пронумеровал их под номерами 5–8. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]В обзоре, опубликованном в журнале Neue Zeitschrift für Musik в декабре 1838 года, Роберт Шуман похвалил Экспромты 1, 2 и 4 как «еще одно прекрасное воспоминание о Шуберте»; однако он отверг третий как просто «серию ничем не примечательных вариаций на столь же ничем не примечательную тему». Далее он отметил, что если бы Шуберт «дожил и увидел, как люди теперь его почитают, это вдохновило бы его в высшей степени». [ 10 ]
С тех пор «Экспромт» стал основным продуктом фортепианного репертуара, славясь своей лирической красотой, сложной структурой и выразительной глубиной. Они символизируют зрелый стиль Шуберта, характеризующийся сочетанием прямоты и интимности выражения, поэтической чувствительности, структурного контроля и величия. [ 11 ] Они также внесли свой вклад в развитие жанра короткой фортепианной пьесы, оказав влияние на более поздних композиторов- романтиков . [ 2 ]
Сегодня два набора экспромтов, а также его последние фортепианные сонаты и « Фантазия странника » составляют основу фортепианного творчества Шуберта. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, Сэмс и Винтер 2001 , I.xi.
- ^ Перейти обратно: а б с Браун, Сэмс и Винтер 2001 , II.v.
- ^ Перейти обратно: а б Лейзингер 2015 , с. XIV.
- ^ Даверио 2000 , с. 607.
- ^ Даверио 2000 , с. 605.
- ^ Перейти обратно: а б Гиббс 1997 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнштейн, Альфред (1951). Шуберт: Музыкальный портрет . Издательство Оксфордского университета . стр. 283–285.
- ^ Рыба 2001 , стр. 141–179.
- ^ Учино, Томоко (2007). Анализ «Трех экспромтов для фортепиано» соч. 68 Лоуэлла Либермана (доктора музыкальных искусств). Университет Аризоны. п. 28. HDL : 10150/195000 . PDF (100 страниц, 2,3 МБ)
- ^ Даверио 2000 , с. 606.
- ^ Гиббс 1997 , с. 173.
- ^ Лейзингер 2015 , с. XIII.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Морис Дж. Э.; Сэмс, Эрик; Винтер, Роберт (2001). «Шуберт, Франц (Петер)» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Гиббс, Кристофер Х., изд. (1997). Кембриджский компаньон Шуберта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781139002172 .
- Фиск, Чарльз (2001). Возвращающиеся циклы: контексты интерпретации экспромта и последних сонат Шуберта . Лондон: Нортон . ISBN 0520225643 .
- Лейзингер, Ульрих, изд. (2015). Шуберт: Экспромты и музыкальные моменты (Предисловие) (2-е изд.). Вена: Wiener Urtext Edition. ISMN 9790500573579.
- Даверио, Джон (2000). « Еще одно прекрасное воспоминание о Шуберте: критика экспромта Шуманом, D. 935». Музыкальный ежеквартальный журнал . 84 (4): 604–618.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с D 935 - 4 Экспромт, соч. 142 на Викискладе?
- Экспромт, соч. 142 (Шуберт) : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.