Соната для фортепиано ми мажор, D 157 (Шуберт)
Соната для фортепиано ми мажор, D 157 — соната для фортепиано с тремя частями, написанная Францем Шубертом в феврале 1815 года . [ 1 ] Allegro D 154 — ранняя версия своего первого механизма. [ 2 ]
Сохранившиеся части сонаты D 157
[ редактировать ]Соната для фортепиано D 157 состоит из трех известных частей. Некоторые комментаторы описывают первую часть сонаты как наиболее интересную, поскольку она показывает, что Шуберт выходит из ограничений на гармонические прогрессии, которые его учитель Антонио Сальери наложил на вокальную музыку. [ 3 ] и как одно из его самых счастливых источников вдохновения, прообразовавших его более поздние торговые марки, в то время как остальные два механизма описываются как несколько заурядные. [ 4 ] Другие видят в первой части довольно неубедительную неортодоксальность, лишенную изобретательности, в то время как две другие части более музыкальны, с воспоминаниями о Бетховене и некоторых из более поздних сочинений Шуберта. [ 5 ]
- I. Веселый, но не слишком
- Ми мажор.
- Первая часть служит ярким и удачным началом сонаты, творчески и захватывающе представляя как характер, так и тональность произведения. Он был составлен 18–21 февраля 1815 года. [ 6 ]
- Тема первой части не особенно мелодична. Скорее, он направлен на изучение тональности ми мажор, используя два типа контраста: аккорды против арпеджио и гамм и легато против стаккато. После вступительного аккорда ми мажор следует восходящее арпеджио легато, которому соответствует быстрая нисходящая гамма, отмеченная стаккато. Этот образец повторяется в доминантном, субмедиантном и, наконец, субдоминантном аккордах. Все это вместе составляет основную мелодию. [ 6 ]
- Все второстепенные темы имеют в основном одни и те же элементы: левая рука играет арпеджио аккордов легато, а правая рука играет стаккато аккордовые мелодии. [ 6 ] с вкраплениями нескольких форшлагов.
- Механизм включает в себя условное повторение раздела экспозиции, составляющего три из 8 страниц механизма. В движении также есть несколько очень длинных пауз, некоторые из которых длятся до двух полных тактов. Такие паузы снова появятся в его более поздних работах, например, в его последних сонатах . [ 4 ]
- II. Анданте
- Ми минор.
- Движение имеет форму рондо , состоящее из двух эпизодов. Тема по своей сути гармонична. [ 6 ] Второе появление темы несколько необычно упрощено, а не приукрашено, и в этой форме очень похоже на начало неоконченной седьмой симфонии Шуберта ми мажор . [ 5 ] Движение в Сицилиане 6
8 ритм. [ 6 ]
- III. Менуэтто, Allegro vivace - Трио
- Скерцо . си мажор с трио соль мажор Это трио имеет некоторое сходство с более поздней сонатой ре мажор Шуберта для фортепиано, D 850 : оба трио движутся почти постоянными крючками и имеют одну и ту же тональность, иногда даже разделяя гармонические прогрессии. [ 5 ]
Не хватает четвертой части?
[ редактировать ]Хотя все три части сонаты D 157 полностью подписаны Шубертом, соната в целом считается неполной из-за отсутствия последней четвертой части. [ 7 ] Нет никаких признаков того, что Шуберт когда-либо пытался начать сочинять четвертую часть. [ 8 ] Однако есть признаки того, что без такого дополнительного перемещения работу следует считать незавершенной:
- Относительно слабым признаком является то, что последней частью является Менуэт и Трио, что в то время было необычным типом части для завершения сонаты, хотя и не было чем-то неслыханным (одним примером является Йозефа Гайдна Соната до-диез минор , Hob :XVI/36). Это последняя из трех частей, и в то время было более обычным писать сонату в четырех частях, хотя трехчастные сонаты не были такой уж редкостью. [ 6 ]
- Более убедительным свидетельством неполного статуса сонаты является тот факт, что этот Менуэт и Трио написаны в тональности си мажор, а не в тонической тональности ми мажор сонаты. В то время было крайне необычно заканчивать сонату в тональности, отличной от ее тоники, и гораздо более вероятно, что Шуберт намеревался добавить четвертую часть в тональности ми мажор. [ 6 ] Однако есть и другие ранние инструментальные произведения Шуберта, которые заведомо закончены и не возвращаются к тонике, например струнный квартет D 18 (еще два ранних струнных квартета в смешанных тональностях, D 19 и 19А, утеряны). [ 9 ]
Другие указывают на финалоподобный характер третьей части, так что ее можно рассматривать как эффективное завершение сонаты, несмотря на неспособность вернуться к тонике. [ 3 ] Неизвестно, так ли Шуберт так и не удосужился сочинить четвертую часть или сознательно отказался от попыток ее написать. Тем не менее маловероятно, что Шуберт написал четвертую часть, которая с тех пор была утеряна, поскольку в автографе за третьей частью следует несколько пустых страниц. [ 6 ]
D 154, незаконченная сонатная часть.
[ редактировать ]D 154, незаконченное аллегро ми мажор, написанное 11 февраля 1815 года и, как и D 157, озаглавленное в автографе «Соната», обычно рассматривается как ранняя версия первой части D 157. [ 10 ] Д 154 обрывается в конце разработки. [ 11 ] Его вторая тема, несколько фигур и начало развивающего раздела почти идентичны первой части D 157. [ 10 ]
Другие рассматривают D 154 и первую часть D 157 как отдельные наброски отдельных композиций, просто разделяющие часть материала. [ 3 ] D 154 более требовательна к исполнителю, чем первая часть D 157, а также написана более оркестрово и авантюрно. [ 11 ]
Счет
[ редактировать ]Эта работа не публиковалась до полного издания Breitkopf & Härtel конца XIX века, известного как Alte Gesammtausgabe (AGA). [ 6 ]
Рукописи
[ редактировать ]Автограф D 154 называется «Соната» и в конце единственного и неполного механизма «Аллегро» указана дата 11 февраля 1815 года . [ 10 ]
Автограф Д 157 имеет даты 18 и 21 февраля 1815 года соответственно в начале и конце первой части. [ 8 ]
Обе рукописи находятся в городской библиотеке Вены, и с ними можно ознакомиться в Интернете на сайте Schubert- Autographs . [ 12 ]
Первая публикация: Старое полное издание.
[ редактировать ]D 157 был впервые опубликован в 1888 году под номером No. 1 том Сонат для фортепиано ( Серия [ 8 ] Второй том Дополнения (серия XXI) содержал фрагмент D 154. [ 10 ]
Уртекстовые издания
[ редактировать ]два издания Urtext В 1997 году были опубликованы : Пауль Бадура-Шкода ( Henle ) и Мартино Тиримо (Wiener Urtext) опубликовали D 154 Allegro в приложении к тому, содержащему три дошедшие до нас части Сонаты Шуберта D 157. [ 13 ] [ 14 ]
Новое издание Шуберта (АНБ)
[ редактировать ]Также в Новом издании Шуберта VII/2/1 D 154 приведен в Приложении к тому, содержащему первую сонату Шуберта D 157. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эпштейн 1888, стр. 2-15.
- ^ Бадура-Шкода 1997, стр. 243.
- ^ Перейти обратно: а б с д Литшауэр 2000
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Даути в примечаниях к журналу Brilliant Classics 99678/9.
- ^ Перейти обратно: а б с Ньюбоулд 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Арребола 2012
- ^ Бадура-Шкода 1997, стр. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Немецкий, 1978, стр. 114.
- ^ Отто Эрих Дойч, Тематический каталог Шуберта. Нью-Йорк: Dover Publications , 1995. ISBN 0486286851 – ISBN 9780486286853 , с. 9
- ^ Перейти обратно: а б с д Немецкий, 1978, стр. 112–113.
- ^ Перейти обратно: а б Арребола 2012, с. 4
- ^ ОАВ
- ^ Бадура-Шкода 1997 г.
- ^ Весна 1997 г.
Источники
[ редактировать ]- «Шуберт- Автографы» Сайт Австрийской академии наук (OAW):
- Работы Франца Шуберта: Полное издание с критическим обзором (AGA): Leipzig, Breitkopf & Härtel :
- D 157: Юлиус Эпштейн (ред.) Серия 10: Сонаты для фортепиано - №. 1 (1888 г.).
- D 154: Евсевий Мандичевский (ред.) Серия 21: Приложение - Инструментальная музыка, Том 2 - №. 8 (1897 г.).
- Уртекстовые издания :
- Пауль Бадура-Шкода (редактор) Франц Шуберт: Сонаты для фортепиано - Том III (Ранние и незаконченные сонаты) . Издательство Г. Хенле (1997).
- Мартино Тиримо (редактор) Шуберт: Полное собрание сонат для фортепиано - Том 1 Вена: Wiener Urtext Edition (1997). ИСМН 979-0-50057-223-7 ISBN 978-3-85055-584-5
- Франц Шуберт: Новое издание всех произведений (АНБ): Кассель, Беренрайтер :
- Отто Эрих Герман . Серия VIII: Приложение — Том 4: Франц Шуберт, тематический список его произведений в хронологическом порядке — стр. 112-114 (1978). ИСМН 9790006305148 — ISBN 9783761805718
- Вальбурга Личауэр (редактор) Серия VII: Фортепианная музыка, Часть 2: Сочинения для фортепиано в две руки - Том 1: Фортепианные сонаты I (2000). ИСМН 9790006497119
- Ньюбоулд, Брайан (1999). Шуберт: Музыка и человек . Издательство Калифорнийского университета. стр. 95–6. ISBN 9780520219571 .
- Хавьер Арребола. Неоконченные сонаты для фортепиано Франца Шуберта . Хельсинки, Академия Сибелиуса, Докторантура DocMus. Лусена, Очандо Пресс ISBN 978-952-5959-34-5 ISBN 978-952-5959-36-9