Арпеджионе-соната
Арпеджионе-соната | |
---|---|
Франц Шуберт | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Каталог | Д. 821 |
Составленный | 1824 |
Опубликовано | 1871 |
Движения | три |
Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор , D. 821, была написана Францем Шубертом в Вене в ноябре 1824 года . Соната (которое , - единственное сохранившееся на сегодняшний день существенное произведение для арпеджионе по сути, представляло собой смычковую гитару). Соната была написана в ноябре 1824 года, примерно через месяц после того, как Шуберт вернулся в Вену из своего второго пребывания в Желице . Он был адаптирован для других струнных инструментов, особенно для виолончели . В нее можно играть на GuitarViol , который представляет собой современный арпеджионе.
История
[ редактировать ]Произведение, вероятно, было заказано другом Шуберта Винценцем Шустером , который был виртуозом арпеджионе, инструмента, который был изобретен только в прошлом году. К моменту посмертной публикации сонаты в 1871 году энтузиазм по поводу новизны арпеджионе уже давно улетучился вместе с самим инструментом. [ 1 ]
Движения
[ редактировать ]Работа состоит из трёх частей . Обычное выступление занимает чуть более 20 минут.
История выступлений
[ редактировать ]Сегодня произведение звучит почти исключительно в транскрипциях для виолончели и фортепиано или альта и фортепиано, которые были аранжированы после посмертной публикации, хотя версии, заменяющие другие инструменты, включая скрипку , контрабас , флейту , эуфониум , альт-саксофон и кларнет арпеджионе . , или гитара или арфа для партии фортепиано — также исполняются. Транскрибаторы попытались решить проблемы, связанные с меньшим диапазоном игры на этих альтернативных инструментах по сравнению с арпеджионе, а также с сопутствующими изменениями в артикуляции против 6 (4 струны ).
Известные мероприятия включают:
- Гаспар Кассадо — виолончель с оркестром
- Йоран Зёлльшер — скрипка и гитара
- Джеймс Голуэй — флейта
- Добринка Табакова – альт и струнный оркестр [ 2 ]
- Дэвид Верден – Эуфониум и фортепиано
- Кеннет Радновски — альт-саксофон и фортепиано
- Брайан Ньюбоулд — квинтет кларнетов
Произведение было записано в оригинальной версии следующими музыкантами:
- Клаус Шторк и Альфонс Контарский (1974, LP № 2533 174 на лейбле Archive Production ). Клаус Шторк сыграл арпеджио, приписываемое Антону Миттейсу , ученику изобретателя инструмента Иоганна Георга Штауффера ; Альфонс Контарский играл Бродмана на фортепиано , построенном в Вене ок. 1810.
- Альфред Лессинг и Йозеф Де Бенхаувер (2000–2001, Ars Produktion FCD 368 392). Играется на копии Хеннинга Ашауэра инструмента начала XIX века, построенного либо И. Г. Штауфером, либо Антоном Миттейсом, в настоящее время находится в Коллекции музыкальных инструментов Фонда прусского культурного наследия , а также на фортепиано Конрада Графа 1824 года из Дома Бетховена в Бонне. .
- Герхарт Дармштадт и Эгино Клеппер (2005, Cavalli Records CCD 242)
- Николя Делетай и Пол Бадура-Шкода (2006–2007, Fuga Libera FUG529). Эта запись была сделана во Флоренции (Академия Бартоломео Кристофори) на арпеджионе Бенджамена Ла Брига (2001 г.) и фортепиано Конрада Графа (ок. 1820 г.).
- Николя Делетай и Ален Рудье (2012, Ad Libitum) [ нужна полная цитата ] [ 3 ]
- Лоренц Дуфтшмид (арпеджионе Кэролайн Зильманн и Штеффен Мильбрадт, 1999 г., Мейсен по мотивам Миттейса / Штауфера, около 1825 г.) и Пауль Гульда (фортепиано Конрада Графа, 1824 г.)
- Эммануэль Жирар и Чи Хираи
- Гвидо Балестраччи и Мод Граттон
- Александр Рудин и Аапо Хёбарт (Конрад Граф, 1827 г.)
- Михал Канька (оригинальное арпеджио Георга Штауффера, Вена, 1832 г.) и Яромир Клепац (фортепиано Йозефа Донхала, Вена, ок. 1808–1818 гг.) Записали только среднюю часть сонаты.
Другие музыканты записали произведение на исторических инструментах, но использовали историческую виолончель, а не арпеджионе. Среди них следующие:
- Питер Виспелвей (богемная виолончель, XIX век) и Паоло Джакометти (фортепиано Сальваторе Лаграсса, ок. 1815 г.).
- Аннер Билсма (анонимная виолончель-пикколо, 5 струн, Тироль, ок. 1700 г.) и Йос Ван Иммерзель (фортепиано Иоганна Непомука Трёндлина, Лейпциг, начало XIX века).
- Стефано Вегетти (5-струнная виолончель-пикколо Кристиана Готфрида Шенфельдера, 1750 г.) и Йос Ван Иммерзель (фортепиано Конрада Графа, 1826 г.).
- Эрнст Саймон Глейзер (неуказанная виолончель, возможно, современная) и Лив Глейзер (фортепиано Алоиза Граффа, 1825).
Примечания
[ редактировать ]- ^ см. также: АКИНО, Ф. Авеллар де. «Шестиструнный виртуоз». Журнал Strad, Харроу, Миддлсекс, Великобритания, v. 109, н. 1297, с. 500-507, 1998. (об Арпеджионе и Сонате Шуберта)
- ^ Хейлок, Джулиан (29 сентября 2011 г.). «Шуберт: Арпеджионе-соната ля минор D821 (аранж. Табакова). Чайковский: Вариации на тему рококо ор.33 (аранж. Рысанов). Брух: Романс фа мажор ор.85» . Страд . Архивировано из оригинала 24 февраля 2018 г. Проверено 23 февраля 2018 г.
Переложение Добринки Табаковой для альта и струнного оркестра Сонаты Арпеджионе...
- ^ «Диски – фортепиано ad libitum» . Pianoforte Ad Libitum – Международный центр фортепиано (на французском языке). 7 мая 2019 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Акино, Ф. Авеллар де. «Шестиструнный виртуоз». в журнале Strad Magazine, Харроу, Миддлсекс, Великобритания, v. 109, н. 1297, с. 500–507, май 1998 г. (статья об арпеджионе, а также о сонате Шуберта)
- Сэди, Стэнли, изд., Словарь музыки и музыкантов New Grove, том. 16, 6-й. изд., Лондон: Macmillan Press Limited, 1980. «Шуберт, Франц» Мориса Дж. Э. Брауна .
- Три, Майкл, «Арпеджионе-соната Шуберта». Журнал Strad, том. 105, февраль 1994 г., с. 142. (Мастер-класс по Сонате)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арпеджионе-соната : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Сонаты «Арпеджионе» Николя Делетайя и Алена Рудье на арпеджионе и периодическом фортепиано на YouTube (первая часть)
- Выступление Детейля и Рудье на YouTube (вторая и третья части)