Ноктюрн (Шуберт)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Нотюрно ми-бемоль мажор , соч. 148 ( D. 897), также называемое Адажио , — ноктюрн для фортепианного трио Франца Шуберта .
Описание
[ редактировать ]Это солидное, но относительно заброшенное произведение имеет сходство с медленными частями как Струнного квинтета до мажор D. 956 , так и Фортепианного трио № 1 си-бемоль , D 898. Завершенное осенью 1827 года, это, возможно, является отверг медленную часть Фортепианного трио № 1. [ 1 ] В нем есть возвышенная медлительность движений струнного квинтета (в одной из записей Notturno Трио Beaux Arts Шуберту требуется полминуты, чтобы выйти из вступительной тонической гармонии), а также аналогичное использование пиццикато в различных местах и с тот же парадоксальный эффект: украшения основной мелодии пиццикато словно усиливают трагедию музыки, а не облегчают ее.
Основная тематическая идея имеет характерную черту, общую для ряда наиболее знаменитых мелодических идей Шуберта, включая вторые темы как первой части струнного квинтета до мажор, так и первой части «Неоконченной» симфонии № 8 : тема «не идти». где угодно», по высоте, но, кажется, вращается вокруг одной ноты (в данном случае третьей ноты гаммы).
Формальная структура
[ редактировать ]Notturno имеет расширенную троичную форму (ABABA). Первый эпизод написан в «неаполитанской» тональности , сглаженном супертоническом мажоре (теоретически фа-бемоль, но пишется как ми-мажор). Основная мелодическая идея эпизода - это трехнотная пунктирная фигура, которая имеет почти боевой, маршевый характер, несмотря на продолжающуюся медлительность основного темпа музыки, что обеспечивает контраст с вступительной частью, не нарушая при этом единства. куска.
Второй эпизод повторяет материал первого эпизода, но в субмедианте мажоре (до мажор).
Переход обратно к вступительному материалу в конце обоих эпизодов включает в себя долгую доминирующую подготовку . Первый из этих переходов начинается с фа мажора, тональности, в которой закончился первый эпизод, и продолжается серией модуляций до основной тональности ми-бемоль, закрепленной басовой партией, спускающейся в основном пошагово.
Второй переход тонально не нужен в том смысле, что эпизод уже вернулся к тонике ми -бемоль с подчеркнутой каденцией ; но Шуберт скрывает этот факт, снова выполняя ложный маневр в сторону фа мажор, тональности, в которой закончился первый эпизод. Этот экскурс Шуберт использует как возможность для дальнейшего гармонического прогресса.
В своем третьем и последнем появлении вступительная мелодия украшена трелями в верхнем регистре фортепиано.
Использование в СМИ
[ редактировать ]Notturno периодически использовался в фоновом режиме во время сериализации BBC Radio 4 « Генри Джеймса в Портрет дамы» июле 2008 года . Он также звучит в финальной сцене фильма « Поцелуемся?» , а также в некоторых эпизодах третьего сезона американского телесериала «Ганнибал» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вигмор 2001 , с. 4
- Источники
- Вигмор, Ричард (2001). Шуберт: Фортепианные трио D898, D28 и D897 (PDF) (компакт-диск). Гиперион Рекордс . CDA67273.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Notturno для фортепианного трио, D.897 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Ноттюрно ми-бемоль мажор, соч. 148, D897 (Исполнение трио Эггнера)» . Ютуб. 29 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г.