Jump to content

Струнный квартет № 14 (Шуберт)

Оригинальная рукопись квартета «Смерть и девица » из музыкальной коллекции Мэри Флаглер Кэри , Библиотека Моргана , Нью-Йорк.
Оригинальная рукопись книги « Смерть и девица солгали»

Струнный квартет № 14 ре минор , D 810, известный как «Смерть и дева» , — произведение Франца Шуберта , названное «одним из столпов репертуара камерной музыки ». [ 1 ] Оно было написано в 1824 году, после того как композитор перенес тяжелую болезнь и осознал, что умирает. Оно названо в честь темы второй части , которую Шуберт взял из одноименной песни, написанной им в 1817 году . Но, как пишет Уолтер Уилсон Коббетт, все четыре части квартета спаяны «в единство под давлением доминирующей идеи — танца смерти». [ 2 ]

Впервые квартет прозвучал в 1826 году в частном доме и был опубликован только в 1831 году, через три года после смерти Шуберта.

1823 и 1824 годы были тяжелыми для Шуберта. На протяжении большей части 1823 года он болел, как полагают некоторые ученые, вспышкой сифилиса третичной стадии, и в мае его пришлось госпитализировать. [ 3 ] Он также был без денег: он заключил с Диабелли провальную сделку о публикации партии произведений и почти не получил оплаты; и его последняя попытка написать оперу, «Фьеррабрас» , провалилась. В письме другу он писал:

Подумайте о человеке, чье здоровье никогда не сможет быть восстановлено и который из чистого отчаяния делает положение хуже, а не лучше. Подумайте, говорю я, о человеке, чьи самые светлые надежды не оправдались, для которого любовь и дружба являются лишь пыткой и чей энтузиазм к прекрасному быстро исчезает; и спроси себя, не несчастен ли такой человек по-настоящему. [ 4 ]

Франц Шуберт в 1825 году (картина Вильгельма Августа Ридера )

Тем не менее, несмотря на плохое здоровье, бедность и депрессию, Шуберт продолжал создавать мелодичную, легкую и драгоценную музыку, которая сделала его тостом венского общества: песенный цикл Die schöne Müllerin , октет для струнного квартета, контрабаса, кларнета, валторны. и фагота, более 20 песен и множество легких пьес для фортепиано. [ 5 ]

После 1820 года Шуберт вернулся в форму струнного квартета, которую последний раз посещал еще подростком. Он написал одночастный Quartettsatz в 1820 году и квартет Розамунды в 1824 году, используя тему из музыки, которую он написал для пьесы, которая потерпела неудачу. Эти квартеты — огромный шаг вперед по сравнению с его первоначальными попытками. [ 6 ] Даже Шуберт признал этот факт; в июле 1824 года он писал своему брату Фердинанду о своих ранних квартетах: «Было бы лучше, если бы ты придерживался других квартетов, кроме моего, ибо в них нет ничего...» [ 7 ] Есть несколько качеств, которые отличают эти зрелые квартеты от более ранних попыток Шуберта. В ранних квартетах мелодию несет в первую очередь первая скрипка, а остальные инструменты играют вспомогательные роли; в более поздних квартетах написание партий гораздо более продвинуто, и каждый инструмент привносит свой характер и присутствие, создавая более сложную и интегрированную текстуру. Кроме того, более поздние квартеты структурно гораздо более интегрированы: мотивы, гармонии и текстуры повторяются таким образом, что связывают все произведение воедино. [ 8 ]

Смерть и девушка , Ганс Бальдунг Грин , 1517 год.

Но помимо этих технических усовершенствований Шуберт в своих более поздних работах сделал квартет своим собственным. «Теперь он перестал писать квартеты на заказ, для экспериментальных исследований или для домашнего круга», - пишет Уолтер Уилсон Коббетт . «Для независимого артиста... струнный квартет теперь стал также средством передачи миру его внутренней борьбы». [ 9 ] Для Шуберта, жизнь которого колебалась между лирическим, романтическим, обаятельным и драматичным, хаотичным и депрессивным, струнный квартет предлагал средство, «примиряющее его по существу лирические темы с его чувством драматического высказывания в форме, которая давала возможность крайних цветовых контрастов», — пишет историк музыки Гомер Ульрих. [ 10 ]

Шуберт написал квартет ре минор в марте 1824 года. [ 11 ] в течение нескольких недель после завершения ля минор Розамунде квартета . Очевидно, он планировал опубликовать сборник квартетов из трех сборников; но «Розамунде» была опубликована в течение года, а квартет ре минор был опубликован Диабелли только в 1831 году, через три года после смерти Шуберта. [ 12 ] Впервые она была исполнена в январе 1826 года в венском доме Карла и Франца Хакеров, скрипачей-любителей, по-видимому, с Шубертом на альте. [ 13 ]

Вдохновение

[ редактировать ]

Квартет получил свое название от песни « Der Tod und das Mädchen », D 531, основанной на одноименном стихотворении Матиаса Клавдия , написанном Шубертом в 1817 году. Тема песни составляет основу второй части. из квартета. Тема — похоронный звон, сопровождающий песню об ужасе и комфорте смерти.

Девица :
«О! оставь меня! Пожалуйста, оставь меня! ты, ужасный человек из костей!
Ибо жизнь сладка, приятна.
Идти! оставь меня сейчас в покое!
Идти! оставь меня сейчас в покое!»

Смерть :
«Дай мне руку, о, прекрасная девица,
Ибо я друг и никогда не огорчал тебя.
Мужайтесь сейчас, и очень скоро
В моих объятиях ты будешь мягко отдыхать!" [ 14 ]

Но не только эта тема квартета напоминает о смерти. Цитата из песни «ясно раскрывает главную тему произведения, его мрачное видение и почти неослабевающее дурное предчувствие», пишет Эндрю Клементс. [ 15 ] Из яростного вступительного унисона. первая часть представляет собой безжалостную гонку через ужас, боль и смирение, заканчиваясь умирающим аккордом ре минор. «Борьба со Смертью является предметом первой части, и анданте, соответственно, основывается на словах Смерти», — пишет Коббетт. [ 16 ] После скерцо с трио, дающим единственную лирическую передышку от удручающего настроения пьесы, квартет завершается тарантеллой традиционным танцем, призванным отогнать безумие и смерть. «Финал определенно носит характер танца смерти; ужасные видения кружатся в неумолимом равномерном ритме тарантеллы», - пишет Коббетт. [ 16 ]

Ассоциация смерти с квартетом настолько сильна, что некоторые аналитики считают его программной , а не абсолютной музыкой . «Первая часть «Смерти Шуберта и струнного квартета Девы» может быть интерпретирована квазипрограммно, хотя обычно ее рассматривают как абстрактное произведение», - пишет Дебора Кесслер. [ 17 ] Теолог Фрэнк Рупперт рассматривает квартет как музыкальное выражение иудео-христианских религиозных мифов. «Этот квартет, как и многие другие произведения Шуберта, представляет собой своего рода паралитургию», — пишет он. Каждая часть посвящена отдельному эпизоду мифического процесса смерти и воскресения. [ 18 ]

Для квартета характерны внезапные драматические переходы от фортиссимо к пианиссимо , от лирического к убедительному и драматическому. Движущий подтекст триолей является повторяющимся мотивом во всех четырех частях. [ 19 ]

Есть четыре движения:

  1. Аллегро , ре минор и обычное время ( 4
    4
    )
  2. Andante con moto, соль минор и сокращение времени ( 2
    2
    )
  3. Скерцо : Аллегро танто, ре минор и 3
    4
    раза
  4. Престо , ре минор и 6
    8
    раз

Первая часть: Аллегро.

[ редактировать ]
Во вступлении из 14 тактов Шуберт устанавливает элементы, которые пройдут через все движение. Квартет начинается с унисона D, играемого фортиссимо, и тройной фигуры, устанавливающей мотив триоли . Три с половиной такта фортиссимо переходят во внезапный хорал пианиссимо , первый из многих резких изменений настроения, которые происходят на протяжении всего произведения.
Продолжительность: 30 секунд.
Открытие квартета [ 20 ]
После вступления Шуберт представляет первую тему : продолжение хорального мотива, но с мотивом триоли, струящимся по нижним голосам беспокойным, неослабевающим потоком.
Продолжительность: 17 секунд.
Основная тема движения
Мотив триоли трансформируется в собственную связующую тему, ведущую ко второй теме фа мажор .
Продолжительность: 42 секунды.
Вторая тема
Вторая тема повторяется под аккомпанемент шестнадцатых нот .
Продолжительность: 26 секунд.
Вторая тема в сопровождении 16-х нот.
Шестнадцатая нота модулируется по ряду тональностей , наконец останавливаясь на ля мажоре , где она продолжается в качестве аккомпанемента повторному изложению второй темы второй скрипки. Экспозиция завершается трансформацией второй темы, на этот раз превращенной в яростный взрыв ля минор .
Продолжительность: 16 секунд.
Конец экспозиции
Развитие . концентрируется на двух формах второй темы: ритмичной, тихой версии и жестокой перевернутой форме Раздел колеблется между затухающей релаксацией и фортиссимо. К концу разработки Шуберт вновь вводит триольный мотив первой темы, ведущий к репризе .
Продолжительность: 30 секунд.
Разработка. Девушка протестует против Смерти, Смерть льстит и умасливает
Здесь возвращаются вступительные темы с вариантами. Музыка переходит в ре мажор для непринужденного повторения второй темы, затем возвращается к ре минор. Хорал, напоминающий вступление, переходит в коду . Но даже в хорале напряжение не ослабевает, тишину прерывает внезапный звук фортепиано. Возвращается вступительная тема, играемая в ускоренном темпе, как внезапное возрождение жизни, достигающая кульминации, которая внезапно обрывается, и мотив триоли, сыгранный в первоначальном, более медленном темпе, угасает к концу части.
Продолжительность: 1 минута 30 секунд.
Конец первой части. Девушка близка к смерти. Вдруг всплеск жизни, надежды, музыка устремляется и переходит в мажор. Но затем возвращается минор, и музыка замирает.

Вторая часть: Andante con moto

[ редактировать ]
Вторая часть представляет собой тему и пять вариаций на тему из «Песни Шуберта». Тема похожа на марш смерти соль минор, заканчивающийся аккордом соль мажор. На протяжении всей части Шуберт не отклоняется от основной гармонической структуры и структуры предложения 24-тактовой темы. Но каждый вариант выражает совершенно разные эмоции.
Продолжительность: 31 секунда.
Тема второй части
В первой вариации над темой парит ритмичный скрипичный дискант , играемый пульсирующими триолями второй скрипки и альта, напоминающими триоли первой части.
Продолжительность: 19 секунд.
Первый вариант
Во второй вариации тему несет виолончель, а пульсирующую роль играет первая скрипка – на этот раз в шестнадцатых нотах.
Продолжительность: 22 секунды.
Второй вариант
После двух расслабленных вариаций третья вариация возвращается к характеру «Бури и натиска» всей пьесы: скачущая фигура фортиссимо внезапно обрывается в фортепиано ; скрипка играет вариант темы в высоком регистре, а внутренние голоса продолжают галоп.
Продолжительность: 22 секунды.
Третий вариант
Четвертая вариация снова лирическая: вторая скрипка и виолончель несут мелодию под длинной скрипичной партией в триолях. Это единственная вариация мажорной тональности – соль мажор.
Продолжительность: 24 секунды.
Четвертая вариация
В пятой вариации тему берет на себя вторая скрипка, а первая скрипка играет арпеджированный мотив из шестнадцатых нот, а виолончель играет триоли в басу. Вариация нарастает от пианиссимо до фортиссимо , затем снова затухает и замедляется по темпу, наконец возвращаясь к повторному изложению темы – на этот раз соль мажор.
Продолжительность: 23 секунды.
Пятая вариация

Третья часть: Скерцо – Аллегро танто.

[ редактировать ]
Продолжительность: 1 минута 2 секунды.
Тема движения скерцо
Продолжительность: 15 секунд.
Трио-часть скерцо

Коббетт описывает третью часть как «танец демона-скрипача». [ 16 ] Действительно, есть что-то демоническое в этом быстром скерцо, полном синкоп и, как и другие части, драматических скачков от фортиссимо к пианиссимо .

Скерцо построено как классический менуэт: две мелодии. 3
4
раза, повторяется ре минор, за которым следует контрастное трио ре мажор, в более медленном темпе и заканчивающееся перепросмотром вступительных мелодий. Секция трио — единственная настоящая передышка от захватывающего темпа всего квартета: типично шубертовская мелодия, где первая скрипка играет танцующий дискант над мелодической линией в нижних голосах, затем мелодию берет на себя альт, пока играет первая скрипка. высокие восьмые ноты.

Скерцо — короткая часть, служащая интерлюдией, ведущей к неистовой последней части.

Четвертая часть: Престо

[ редактировать ]

Финал квартета – тарантелла в форме рондо -сонаты ре минор. Тарантелла — головокружительный итальянский танец в размере 6/8, который, по традиции, лечил безумие и судороги, вызванные укусом паука -птицееда . Уместно, что Коббетт называет это движение « танцем смерти ». [ 16 ]

Движение построено из секций. Первый, основной раздел повторяется между каждым из последующих разделов.

Движение открывается основной частью рондо в унисон с темой, основанной на пунктирной фигуре. Тема традиционно склоняется в обратную сторону от обычного наклона пунктирных отрывков. [ 21 ] Это приводит к смещению акцента на нестандартную долю, придавая всему отрывку характер прихрамывающего танца.
Продолжительность: 34 секунды.
Тема последней части
Тема развивается характерно, с внезапными переходами от громких к мягким и бегущим триолям, ведущими ко второй части рондо: широкой, похожей на хорал теме. Коббетт идентифицирует эту тему как цитату из другой песни Шуберта, « Эрлкониг (Шуберт) », о ребенке, который умирает от рук короля леса. Напуганный ребенок обращается к отцу за защитой, но отец не видит духа и игнорирует мольбы ребенка, пока ребенок не умирает у него на руках. «В появлении этой фразы есть глубокий смысл», — пишет Коббетт. [ 16 ] Хоральный мотив продолжается плавным аккомпанементом триоли первой скрипки, напоминающим четвертую вариацию движения Анданте . Это приводит к повторению основной темы.
Продолжительность: 30 секунд.
Вторая часть: хоральная мелодия в сопровождении триоли.
Здесь вновь, в замаскированной форме, появляется и тройной мотив открытия квартета. Затем повторяется хоральная тема, ведущая ко второй постановке основного раздела.

Начинается третья часть рондо. Это сложная, запутанная часть с хроматическими завитками триолей и гемиол, из-за которых слушатель теряет всякое чувство мрачной доли. Это приводит к перепросмотру второй части, а затем к возвращению основной части рондо.

Продолжительность: 39 секунд.
Третий раздел: запутанные гармонии, необычные ритмы.
Крещендо приводит к коде Prestissimo движения и пьесы. Кода начинается ре мажор, предполагая триумфальный конец – прием, распространенный в классических и романтических квартетах. Но в этом случае кода внезапно возвращается в ре минор, что приводит к бурному и трагическому завершению.
Продолжительность: 30 секунд.
Кода последней части

После первого чтения квартета в 1826 году квартет снова был сыгран на домашнем концерте в доме композитора Франца Лахнера под руководством скрипача Игнаца Шуппанцига . Шуппанциг, один из ведущих скрипачей того времени, дебютировавший со многими квартетами Бетховена и Шуберта, как сообщается, не был впечатлен. «Брат, это вообще ничего, не говоря уже о том: держись своей Лидер», — сказал, как сообщается, стареющий Шуппанциг Шуберту. [ 22 ]

Несмотря на впечатления Шуппанцига, квартет Шуберта вскоре завоевал ведущее место на концертной сцене и в сердцах музыкантов. «Только превосходство такого произведения, как Квартет ре минор Шуберта... может хоть сколько-нибудь утешить нас в связи с ранней и тяжёлой кончиной этого первенца Бетховена; за несколько лет он достиг и усовершенствовал вещи, как никто до него». ", - написал Роберт Шуман . о квартете [ 23 ]

Свидетельством непреходящей популярности произведения является то, что это самый популярный струнный квартет в истории Карнеги-холла: он дал 56 выступлений. [ 24 ]

Квартет был отмечен несколькими транскрипциями. В 1847 году Роберт Франц переписал ее для фортепианного дуэта . [ 25 ] а в 1896 году Малер запланировал аранжировку для струнного оркестра и записал детали в партитуру квартета (однако работа так и не была завершена, и была написана и сыграна только вторая часть; современные версии аранжировки принадлежат Дэвиду Мэтьюзу и Кеннет Вудс [ нужна ссылка ] ).

В 20 веке британский композитор Джон Фулдс и американский композитор Энди Стейн сделали версии для полного симфонического оркестра.

Американский композитор Джордж Крамб включил тему второй части в свой струнный квартет « Черные ангелы» .

На государственных похоронах Фритьофа Нансена в 1930 году Смерть и дева» вместо речей прозвучала « .

Квартет вдохновил и на создание других произведений. Пьеса Ариэля Дорфмана 1991 года « Смерть и дева» , экранизированная в 1994 году Романом Полански , рассказывает о женщине, которую пытали и изнасиловали во время южноамериканской диктатуры под звуки квартета. Он также появлялся в качестве музыкального сопровождения во многих фильмах: «Портрет дамы» ( Джейн Кэмпион , 1996), «Что?» (Роман Полански, 1972), «Шерлок Холмс и дело о шелковом чулке» (производство BBC, 2004), «Дом, который капал кровью» (1971) и в Сэмюэля Беккета радиоспектакле «Вся эта осень» (1962).

Примечания

  1. ^ Ротвелл, Джесси. «Струнный квартет № 14 Смерть и дева » . Филармоническая ассоциация Лос-Анджелеса . Проверено 1 ноября 2017 г.
  2. ^ Коббетт (1923), т.2, с. 360
  3. ^ Браун 1982 , с. 38.
  4. Письмо Леопольду Купельвизеру от 31 марта 1824 г., перепечатано в книге «Эйнштейн 1947» , стр. 88
  5. ^ Браун 1982 , стр. 106–158.
  6. ^ См., например, Гриффитс 1983 , с. 96.
  7. ^ цитируется по Griffiths 1983 , p. 96
  8. Обсуждение различий между ранними и поздними квартетами см. в Griffiths 1983 , стр. 95–96, и Cobbett 1929 , v. II, p. 354.
  9. ^ Cobbett 1929 , v. II, p. 357.
  10. ^ Ульрих 1966 , стр. 270.
  11. Композитор и редактор Франц Лахнер ошибочно датировал квартет 1826 годом, когда он впервые был исполнен публично. Браун 1982 , с. 41
  12. ^ Браун 1982 , с. 72 Уртекстовая партитура опубликована Bärenreiter.
  13. ^ Бергер 2001 , с. 183.
  14. ^ Перевод П. Юргенсона, ок. 1920 г. в Шаляпине ок. 1920 , с. 40. Перевод несколько вольный, вот более дословный перевод:
    Девица :
    «Прочь! Ах, прочь! Ты, жестокий человек из костей!
    Я еще молод. Вместо этого иди.
    И не трогай меня!»
    Смерть :
    «Дай мне руку, прекрасное и нежное создание,
    Я друг, и не прихожу наказывать.
    Будьте мужественны; я не жестокий
    Ты будешь тихо спать в моих объятиях».
  15. ^ Клементс 2001 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Cobbett 1929 , v. II, p. 359
  17. ^ Кесслер 1997 , стр. 27–33.
  18. ^ Руперт 2009 , с. 213.
  19. ^ Дополнительный анализ см. в Loft 1992 , стр. 161–183, Heuss 1919 , стр. 120 и далее, или в «Смерти и девушке» в BBC Discovering Music: Listening Library.
  20. Музыкальные примеры взяты из выступления квартета Yorkside (Кенсё Ватанабэ и Эндрю Пайк, скрипки, Джонатан Брегман, альт, Скотт МакКрири, виолончель) в Йельском университете, 2008 год.
  21. ^ Нижний смычок на оптимистичной доле, верхний смычок на сильной доле. Этот поклон не отмечен в urtext-издании , но появляется почти повсеместно во всех отредактированных версиях. См., например, издание Peters под редакцией Карла Херрманна. [ нужна полная цитата ]
  22. Воспоминания Лахнера, опубликованные в 1881 году в Viennese Presse , пересказанные в примечаниях к программе Sierra Chamber Society, заархивированные 30 сентября 2012 г. в Wayback Machine (2006).
  23. ^ Шуман, «Ретроспективный взгляд», в Шумане (1946), с. 227. [ неполная короткая цитата ]
  24. ^ «Пять наиболее часто исполняемых струнных квартетов в Карнеги-холле» . Карнеги Холл . 22 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 20 июля 2023 г.
  25. ^ "Grand Quatuor: oeuv. posth." Каталог Баварской государственной библиотеки получен 26 марта 2021 г.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43387c3f2f1d95d7d9e38eab9f88e942__1717678860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/42/43387c3f2f1d95d7d9e38eab9f88e942.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 14 (Schubert) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)