Струнный квартет № 14 (Шуберт)
Струнный квартет № 14 ре минор , D 810, известный как «Смерть и дева» , — произведение Франца Шуберта , названное «одним из столпов репертуара камерной музыки ». [ 1 ] Оно было написано в 1824 году, после того как композитор перенес тяжелую болезнь и осознал, что умирает. Оно названо в честь темы второй части , которую Шуберт взял из одноименной песни, написанной им в 1817 году . Но, как пишет Уолтер Уилсон Коббетт, все четыре части квартета спаяны «в единство под давлением доминирующей идеи — танца смерти». [ 2 ]
Впервые квартет прозвучал в 1826 году в частном доме и был опубликован только в 1831 году, через три года после смерти Шуберта.
Состав
[ редактировать ]1823 и 1824 годы были тяжелыми для Шуберта. На протяжении большей части 1823 года он болел, как полагают некоторые ученые, вспышкой сифилиса третичной стадии, и в мае его пришлось госпитализировать. [ 3 ] Он также был без денег: он заключил с Диабелли провальную сделку о публикации партии произведений и почти не получил оплаты; и его последняя попытка написать оперу, «Фьеррабрас» , провалилась. В письме другу он писал:
Подумайте о человеке, чье здоровье никогда не сможет быть восстановлено и который из чистого отчаяния делает положение хуже, а не лучше. Подумайте, говорю я, о человеке, чьи самые светлые надежды не оправдались, для которого любовь и дружба являются лишь пыткой и чей энтузиазм к прекрасному быстро исчезает; и спроси себя, не несчастен ли такой человек по-настоящему. [ 4 ]
Тем не менее, несмотря на плохое здоровье, бедность и депрессию, Шуберт продолжал создавать мелодичную, легкую и драгоценную музыку, которая сделала его тостом венского общества: песенный цикл Die schöne Müllerin , октет для струнного квартета, контрабаса, кларнета, валторны. и фагота, более 20 песен и множество легких пьес для фортепиано. [ 5 ]
После 1820 года Шуберт вернулся в форму струнного квартета, которую последний раз посещал еще подростком. Он написал одночастный Quartettsatz в 1820 году и квартет Розамунды в 1824 году, используя тему из музыки, которую он написал для пьесы, которая потерпела неудачу. Эти квартеты — огромный шаг вперед по сравнению с его первоначальными попытками. [ 6 ] Даже Шуберт признал этот факт; в июле 1824 года он писал своему брату Фердинанду о своих ранних квартетах: «Было бы лучше, если бы ты придерживался других квартетов, кроме моего, ибо в них нет ничего...» [ 7 ] Есть несколько качеств, которые отличают эти зрелые квартеты от более ранних попыток Шуберта. В ранних квартетах мелодию несет в первую очередь первая скрипка, а остальные инструменты играют вспомогательные роли; в более поздних квартетах написание партий гораздо более продвинуто, и каждый инструмент привносит свой характер и присутствие, создавая более сложную и интегрированную текстуру. Кроме того, более поздние квартеты структурно гораздо более интегрированы: мотивы, гармонии и текстуры повторяются таким образом, что связывают все произведение воедино. [ 8 ]
Но помимо этих технических усовершенствований Шуберт в своих более поздних работах сделал квартет своим собственным. «Теперь он перестал писать квартеты на заказ, для экспериментальных исследований или для домашнего круга», - пишет Уолтер Уилсон Коббетт . «Для независимого артиста... струнный квартет теперь стал также средством передачи миру его внутренней борьбы». [ 9 ] Для Шуберта, жизнь которого колебалась между лирическим, романтическим, обаятельным и драматичным, хаотичным и депрессивным, струнный квартет предлагал средство, «примиряющее его по существу лирические темы с его чувством драматического высказывания в форме, которая давала возможность крайних цветовых контрастов», — пишет историк музыки Гомер Ульрих. [ 10 ]
Шуберт написал квартет ре минор в марте 1824 года. [ 11 ] в течение нескольких недель после завершения ля минор Розамунде квартета . Очевидно, он планировал опубликовать сборник квартетов из трех сборников; но «Розамунде» была опубликована в течение года, а квартет ре минор был опубликован Диабелли только в 1831 году, через три года после смерти Шуберта. [ 12 ] Впервые она была исполнена в январе 1826 года в венском доме Карла и Франца Хакеров, скрипачей-любителей, по-видимому, с Шубертом на альте. [ 13 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Квартет получил свое название от песни « Der Tod und das Mädchen », D 531, основанной на одноименном стихотворении Матиаса Клавдия , написанном Шубертом в 1817 году. Тема песни составляет основу второй части. из квартета. Тема — похоронный звон, сопровождающий песню об ужасе и комфорте смерти.
Девица :
«О! оставь меня! Пожалуйста, оставь меня! ты, ужасный человек из костей!
Ибо жизнь сладка, приятна.
Идти! оставь меня сейчас в покое!
Идти! оставь меня сейчас в покое!»
Смерть :
«Дай мне руку, о, прекрасная девица,
Ибо я друг и никогда не огорчал тебя.
Мужайтесь сейчас, и очень скоро
В моих объятиях ты будешь мягко отдыхать!" [ 14 ]
Но не только эта тема квартета напоминает о смерти. Цитата из песни «ясно раскрывает главную тему произведения, его мрачное видение и почти неослабевающее дурное предчувствие», пишет Эндрю Клементс. [ 15 ] Из яростного вступительного унисона. первая часть представляет собой безжалостную гонку через ужас, боль и смирение, заканчиваясь умирающим аккордом ре минор. «Борьба со Смертью является предметом первой части, и анданте, соответственно, основывается на словах Смерти», — пишет Коббетт. [ 16 ] После скерцо с трио, дающим единственную лирическую передышку от удручающего настроения пьесы, квартет завершается тарантеллой – традиционным танцем, призванным отогнать безумие и смерть. «Финал определенно носит характер танца смерти; ужасные видения кружатся в неумолимом равномерном ритме тарантеллы», - пишет Коббетт. [ 16 ]
Ассоциация смерти с квартетом настолько сильна, что некоторые аналитики считают его программной , а не абсолютной музыкой . «Первая часть «Смерти Шуберта и струнного квартета Девы» может быть интерпретирована квазипрограммно, хотя обычно ее рассматривают как абстрактное произведение», - пишет Дебора Кесслер. [ 17 ] Теолог Фрэнк Рупперт рассматривает квартет как музыкальное выражение иудео-христианских религиозных мифов. «Этот квартет, как и многие другие произведения Шуберта, представляет собой своего рода паралитургию», — пишет он. Каждая часть посвящена отдельному эпизоду мифического процесса смерти и воскресения. [ 18 ]
Анализ
[ редактировать ]Для квартета характерны внезапные драматические переходы от фортиссимо к пианиссимо , от лирического к убедительному и драматическому. Движущий подтекст триолей является повторяющимся мотивом во всех четырех частях. [ 19 ]
Есть четыре движения:
- Аллегро , ре минор и обычное время ( 4
4 ) - Andante con moto, соль минор и сокращение времени ( 2
2 ) - Скерцо : Аллегро танто, ре минор и 3
4 раза - Престо , ре минор и 6
8 раз
Первая часть: Аллегро.
[ редактировать ]Во вступлении из 14 тактов Шуберт устанавливает элементы, которые пройдут через все движение. Квартет начинается с унисона D, играемого фортиссимо, и тройной фигуры, устанавливающей мотив триоли . Три с половиной такта фортиссимо переходят во внезапный хорал пианиссимо , первый из многих резких изменений настроения, которые происходят на протяжении всего произведения. | |
После вступления Шуберт представляет первую тему : продолжение хорального мотива, но с мотивом триоли, струящимся по нижним голосам беспокойным, неослабевающим потоком. | |
Мотив триоли трансформируется в собственную связующую тему, ведущую ко второй теме фа мажор . | |
Вторая тема повторяется под аккомпанемент шестнадцатых нот . | |
Шестнадцатая нота модулируется по ряду тональностей , наконец останавливаясь на ля мажоре , где она продолжается в качестве аккомпанемента повторному изложению второй темы второй скрипки. Экспозиция завершается трансформацией второй темы, на этот раз превращенной в яростный взрыв ля минор . | |
Развитие . концентрируется на двух формах второй темы: ритмичной, тихой версии и жестокой перевернутой форме Раздел колеблется между затухающей релаксацией и фортиссимо. К концу разработки Шуберт вновь вводит триольный мотив первой темы, ведущий к репризе . | |
Здесь возвращаются вступительные темы с вариантами. Музыка переходит в ре мажор для непринужденного повторения второй темы, затем возвращается к ре минор. Хорал, напоминающий вступление, переходит в коду . Но даже в хорале напряжение не ослабевает, тишину прерывает внезапный звук фортепиано. Возвращается вступительная тема, играемая в ускоренном темпе, как внезапное возрождение жизни, достигающая кульминации, которая внезапно обрывается, и мотив триоли, сыгранный в первоначальном, более медленном темпе, угасает к концу части. |
Вторая часть: Andante con moto
[ редактировать ]Вторая часть представляет собой тему и пять вариаций на тему из «Песни Шуберта». Тема похожа на марш смерти соль минор, заканчивающийся аккордом соль мажор. На протяжении всей части Шуберт не отклоняется от основной гармонической структуры и структуры предложения 24-тактовой темы. Но каждый вариант выражает совершенно разные эмоции. | |
В первой вариации над темой парит ритмичный скрипичный дискант , играемый пульсирующими триолями второй скрипки и альта, напоминающими триоли первой части. | |
Во второй вариации тему несет виолончель, а пульсирующую роль играет первая скрипка – на этот раз в шестнадцатых нотах. | |
После двух расслабленных вариаций третья вариация возвращается к характеру «Бури и натиска» всей пьесы: скачущая фигура фортиссимо внезапно обрывается в фортепиано ; скрипка играет вариант темы в высоком регистре, а внутренние голоса продолжают галоп. | |
Четвертая вариация снова лирическая: вторая скрипка и виолончель несут мелодию под длинной скрипичной партией в триолях. Это единственная вариация мажорной тональности – соль мажор. | |
В пятой вариации тему берет на себя вторая скрипка, а первая скрипка играет арпеджированный мотив из шестнадцатых нот, а виолончель играет триоли в басу. Вариация нарастает от пианиссимо до фортиссимо , затем снова затухает и замедляется по темпу, наконец возвращаясь к повторному изложению темы – на этот раз соль мажор. |
Третья часть: Скерцо – Аллегро танто.
[ редактировать ]Коббетт описывает третью часть как «танец демона-скрипача». [ 16 ] Действительно, есть что-то демоническое в этом быстром скерцо, полном синкоп и, как и другие части, драматических скачков от фортиссимо к пианиссимо .
Скерцо построено как классический менуэт: две мелодии. 3
4 раза, повторяется ре минор, за которым следует контрастное трио ре мажор, в более медленном темпе и заканчивающееся перепросмотром вступительных мелодий. Секция трио — единственная настоящая передышка от захватывающего темпа всего квартета: типично шубертовская мелодия, где первая скрипка играет танцующий дискант над мелодической линией в нижних голосах, затем мелодию берет на себя альт, пока играет первая скрипка. высокие восьмые ноты.
Скерцо — короткая часть, служащая интерлюдией, ведущей к неистовой последней части.
Четвертая часть: Престо
[ редактировать ]Финал квартета – тарантелла в форме рондо -сонаты ре минор. Тарантелла — головокружительный итальянский танец в размере 6/8, который, по традиции, лечил безумие и судороги, вызванные укусом паука -птицееда . Уместно, что Коббетт называет это движение « танцем смерти ». [ 16 ]
Движение построено из секций. Первый, основной раздел повторяется между каждым из последующих разделов.
Движение открывается основной частью рондо в унисон с темой, основанной на пунктирной фигуре. Тема традиционно склоняется в обратную сторону от обычного наклона пунктирных отрывков. [ 21 ] Это приводит к смещению акцента на нестандартную долю, придавая всему отрывку характер прихрамывающего танца. | |
Тема развивается характерно, с внезапными переходами от громких к мягким и бегущим триолям, ведущими ко второй части рондо: широкой, похожей на хорал теме. Коббетт идентифицирует эту тему как цитату из другой песни Шуберта, « Эрлкониг (Шуберт) », о ребенке, который умирает от рук короля леса. Напуганный ребенок обращается к отцу за защитой, но отец не видит духа и игнорирует мольбы ребенка, пока ребенок не умирает у него на руках. «В появлении этой фразы есть глубокий смысл», — пишет Коббетт. [ 16 ] Хоральный мотив продолжается плавным аккомпанементом триоли первой скрипки, напоминающим четвертую вариацию движения Анданте . Это приводит к повторению основной темы. | |
Здесь вновь, в замаскированной форме, появляется и тройной мотив открытия квартета. Затем повторяется хоральная тема, ведущая ко второй постановке основного раздела.
Начинается третья часть рондо. Это сложная, запутанная часть с хроматическими завитками триолей и гемиол, из-за которых слушатель теряет всякое чувство мрачной доли. Это приводит к перепросмотру второй части, а затем к возвращению основной части рондо. |
|
Крещендо приводит к коде Prestissimo движения и пьесы. Кода начинается ре мажор, предполагая триумфальный конец – прием, распространенный в классических и романтических квартетах. Но в этом случае кода внезапно возвращается в ре минор, что приводит к бурному и трагическому завершению. |
Прием
[ редактировать ]После первого чтения квартета в 1826 году квартет снова был сыгран на домашнем концерте в доме композитора Франца Лахнера под руководством скрипача Игнаца Шуппанцига . Шуппанциг, один из ведущих скрипачей того времени, дебютировавший со многими квартетами Бетховена и Шуберта, как сообщается, не был впечатлен. «Брат, это вообще ничего, не говоря уже о том: держись своей Лидер», — сказал, как сообщается, стареющий Шуппанциг Шуберту. [ 22 ]
Несмотря на впечатления Шуппанцига, квартет Шуберта вскоре завоевал ведущее место на концертной сцене и в сердцах музыкантов. «Только превосходство такого произведения, как Квартет ре минор Шуберта... может хоть сколько-нибудь утешить нас в связи с ранней и тяжёлой кончиной этого первенца Бетховена; за несколько лет он достиг и усовершенствовал вещи, как никто до него». ", - написал Роберт Шуман . о квартете [ 23 ]
Свидетельством непреходящей популярности произведения является то, что это самый популярный струнный квартет в истории Карнеги-холла: он дал 56 выступлений. [ 24 ]
Квартет был отмечен несколькими транскрипциями. В 1847 году Роберт Франц переписал ее для фортепианного дуэта . [ 25 ] а в 1896 году Малер запланировал аранжировку для струнного оркестра и записал детали в партитуру квартета (однако работа так и не была завершена, и была написана и сыграна только вторая часть; современные версии аранжировки принадлежат Дэвиду Мэтьюзу и Кеннет Вудс [ нужна ссылка ] ).
В 20 веке британский композитор Джон Фулдс и американский композитор Энди Стейн сделали версии для полного симфонического оркестра.
Американский композитор Джордж Крамб включил тему второй части в свой струнный квартет « Черные ангелы» .
На государственных похоронах Фритьофа Нансена в 1930 году Смерть и дева» вместо речей прозвучала « .
Квартет вдохновил и на создание других произведений. Пьеса Ариэля Дорфмана 1991 года « Смерть и дева» , экранизированная в 1994 году Романом Полански , рассказывает о женщине, которую пытали и изнасиловали во время южноамериканской диктатуры под звуки квартета. Он также появлялся в качестве музыкального сопровождения во многих фильмах: «Портрет дамы» ( Джейн Кэмпион , 1996), «Что?» (Роман Полански, 1972), «Шерлок Холмс и дело о шелковом чулке» (производство BBC, 2004), «Дом, который капал кровью» (1971) и в Сэмюэля Беккета радиоспектакле «Вся эта осень» (1962).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Ротвелл, Джесси. «Струнный квартет № 14 Смерть и дева » . Филармоническая ассоциация Лос-Анджелеса . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ Коббетт (1923), т.2, с. 360
- ^ Браун 1982 , с. 38.
- ↑ Письмо Леопольду Купельвизеру от 31 марта 1824 г., перепечатано в книге «Эйнштейн 1947» , стр. 88
- ^ Браун 1982 , стр. 106–158.
- ^ См., например, Гриффитс 1983 , с. 96.
- ^ цитируется по Griffiths 1983 , p. 96
- ↑ Обсуждение различий между ранними и поздними квартетами см. в Griffiths 1983 , стр. 95–96, и Cobbett 1929 , v. II, p. 354.
- ^ Cobbett 1929 , v. II, p. 357.
- ^ Ульрих 1966 , стр. 270.
- ↑ Композитор и редактор Франц Лахнер ошибочно датировал квартет 1826 годом, когда он впервые был исполнен публично. Браун 1982 , с. 41
- ^ Браун 1982 , с. 72 Уртекстовая партитура опубликована Bärenreiter.
- ^ Бергер 2001 , с. 183.
- ^ Перевод П. Юргенсона, ок. 1920 г. в Шаляпине ок. 1920 , с. 40. Перевод несколько вольный, вот более дословный перевод:
Девица :
«Прочь! Ах, прочь! Ты, жестокий человек из костей!
Я еще молод. Вместо этого иди.
И не трогай меня!»
Смерть :
«Дай мне руку, прекрасное и нежное создание,
Я друг, и не прихожу наказывать.
Будьте мужественны; я не жестокий
Ты будешь тихо спать в моих объятиях». - ^ Клементс 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Cobbett 1929 , v. II, p. 359
- ^ Кесслер 1997 , стр. 27–33.
- ^ Руперт 2009 , с. 213.
- ^ Дополнительный анализ см. в Loft 1992 , стр. 161–183, Heuss 1919 , стр. 120 и далее, или в «Смерти и девушке» в BBC Discovering Music: Listening Library.
- ↑ Музыкальные примеры взяты из выступления квартета Yorkside (Кенсё Ватанабэ и Эндрю Пайк, скрипки, Джонатан Брегман, альт, Скотт МакКрири, виолончель) в Йельском университете, 2008 год.
- ^ Нижний смычок на оптимистичной доле, верхний смычок на сильной доле. Этот поклон не отмечен в urtext-издании , но появляется почти повсеместно во всех отредактированных версиях. См., например, издание Peters под редакцией Карла Херрманна. [ нужна полная цитата ]
- ↑ Воспоминания Лахнера, опубликованные в 1881 году в Viennese Presse , пересказанные в примечаниях к программе Sierra Chamber Society, заархивированные 30 сентября 2012 г. в Wayback Machine (2006).
- ^ Шуман, «Ретроспективный взгляд», в Шумане (1946), с. 227. [ неполная короткая цитата ]
- ^ «Пять наиболее часто исполняемых струнных квартетов в Карнеги-холле» . Карнеги Холл . 22 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ "Grand Quatuor: oeuv. posth." Каталог Баварской государственной библиотеки получен 26 марта 2021 г.
Источники
- Бергер, Мелвин (2001). Руководство по камерной музыке . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-41879-7 .
- Браун, Морис Дж. Э. (1982). Нью-Гроув Шуберт . Макмиллан. ISBN 0-333-34195-3 .
- Шаляпин, Федор Иванович (ок. 1920). Книга песен в репертуаре величайшего певца мира Федора Шаляпина . Нью-Йорк: Botwen Printing Co.
- Коббетт, Уолтер Уилсон, изд. (1929). Циклопедический обзор камерной музыки Коббетта . Издательство Оксфордского университета.
- Клементс, Эндрю (15 июня 2001 г.). «Шуберт: Смерть и девушка » . Хранитель .
- Эйнштейн, Альфред (1947). Музыка эпохи романтизма . WW Нортон. ISBN 9780393097337 .
- Гриффитс, Пол (1983). Струнный квартет: история . Темза и Гудзон. ISBN 978-1-4349-9324-3 .
- Хойсс, Альфред (1919). «Музыка Шуберта». Вечера камерной музыки .
- Кесслер, Дебора (1997). «Борьба девушки и ее тональные последствия в первой части квартета ре минор Шуберта». Журнал ТАСИ (1). Американский институт Шуберта. )
- Лофт, Авраам (1992). Ансамбль: Путеводитель по репетициям тридцати великих произведений камерной музыки . Амадеус Пресс. ISBN 9780931340451 .
- Руперт, Фрэнк (2009). Франц Шуберт и Мистериум Магнум . Роуздог Пресс. ISBN 978-1-4349-9324-3 .
- Примечания к программе Общества палаты Сьерры (2006 г.)
- Ульрих, Гомер (1966). Камерная музыка . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08617-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стоуэлл, Робин, изд. (2003). Кембриджский компаньон струнного квартета . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-80194-Х .
- Шуман, Роберт (1952). Конрад Вольф (ред.). О музыке и музыкантах . Pantheon Books, Inc. ISBN 9780520046856 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 14, D 810 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Смерть и дева , Петер Шёне (баритон) и Борис Сепеда (фортепиано)
- Вена и Шуберт: Струнный квартет «Смерть и дева» – Обсуждение и анализ первых двух частей на YouTube , Кристофер Хогвуд , Грешам Колледж
- Внутри камерной музыки: Шуберт, Смерть и девичий квартет - Обсуждение полного квартета на YouTube , Брюс Адольф , Общество камерной музыки Линкольн-центра
- «Смерть и дева» , BBC Radio 3 (44 минуты) программа
- Запись в исполнении струнного квартета Борромео из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в формате MP3 (лицензия Creative Commons 3.0).
- Живое выступление на YouTube в Вигмор-холле квартета светотени с использованием жилых струн.