Струнный квартет № 15 (Шуберт)
Струнный квартет № 15 соль мажор , D. 887, был последним квартетом, написанным Францем Шубертом в июне 1826 года. [ 1 ] [ 2 ] Он был посмертно опубликован в 1851 году под названием Op. 161. [ 3 ] Работа сосредоточена на лирических идеях и исследует далеко идущие мажорные и минорные лады, что в такой степени было необычно для его произведений. Шуберт усилил это с помощью динамического контраста и использования текстуры и пиццикато . [ 4 ] Структурная форма частей этого квартета несколько неоднозначна из-за ориентации Шуберта на лиризм, а не на традиционную гармоническую структуру. [ 5 ]
Анализ
[ редактировать ]Четыре части квартета:
- Аллегро танто модерато (соль мажор)
- Andante un poco moto ( ми минор )
- Шутить . Аллегро оживленное – Трио . Аллегретто ( си минор )
- Аллегро очень (соль мажор)
Продолжительность выступления квартета около 50 минут при соблюдении всех повторов.
I. Аллегро очень умеренно
[ редактировать ]Первая часть основана на мотиве хроматических нисходящих четвертей в чередующихся мажорных и минорных ладах . Основная лирическая тема части, которая начинается с взятия шестнадцатой ноты до восьмой с точкой, будет звучать во многих вариациях на протяжении остальных частей квартета. [ 5 ] В первой части присутствует обширное тремоло , которое также приводит к повторению экспозиции. В то время как многие композиторы деконструируют тему на все меньшие и меньшие части, Шуберт известен своим лиризмом и вместо этого постоянно расширяет тему. [ 6 ]
Сюда можно отнести использование мотива в триолях для соединения первой и второй основных групп данной сонатной формы ; открывается вторая группа, точно так же, как это происходит в написанном позже Струнном квинтете и аналогично технике в некоторых произведениях Бетховена — не в доминантной тональности, а со спокойной темой в средней , си-бемоль, с не совсем тем ритмом как лирическая тема, которая замедляла темп в начале (снова четырнадцатый такт), и добавление к текстуре аккомпанемента пиццикато. Наблюдается взволнованный переход с преобладанием триолей, и слышна та же тема, теперь в D, с аккомпанементом триоли; триоли, а не тема, продолжаются до конца экспозиции и постепенно спускаются от ре до соль мажора для повтора или для второго финала и начала развития, где непрерывность означает продолжающийся шелест тихих струн, немного построив, заменяя более энергичными пассажами, а затем добавляя более быстрые версии пунктирных ритмов основных тем. Кульминация развития событий приводит к особенно тихому перепросмотру, который в начале сильно отличается от того, что мы слышали изначально. В коде начало квартета, как его ритм, так и мажорно-минорные обмены получают еще один шанс проявить себя.
В первой части есть удивительно новаторский гармонический пассаж. Между мм. 414 и 429 Шуберт продолжает соль мажор с равным разделением октавы, используя мажорные трети. Прохождение септаккордов в басу обеспечивает плавную линейную последовательность, соединяющую эти мажорные трети, результатом чего является понижение целого тона баса, в данном случае виолончели. Встречаются следующие основные продолжения трети: G (414–416 мм) ми-бемоль (417–418 мм) B (419–420 мм) G (421–422 мм) ми-бемоль (423–426). В такте 426 Шуберт энгармонически переосмысливает эту структуру доминантной седьмой, разрешая ее как немецкую увеличенную шестую, таким образом продолжая bVI-VI в мм. 427-429. [ 7 ]
II. Прогуляйтесь на маленьком мотоцикле
[ редактировать ]Драматическая медленная часть содержит много элементов маршевого ритма и внезапных восходящих глиссандо скрипки, за которыми следуют падения на самую нижнюю струну, и снова много использования тремоло. В этом движении используются драматические вариации идей между последующими эпизодами. Первый эпизод содержит гармонически статичное соло на виолончели в сопровождении пиццикато. Он резко переходит в эпизод фортиссимо в m. 43 усилены унисонами в ритмах и октавах. Это драматическое возвращение темы из первой идиллической не похоже на разрешение темы в первой части. [ 5 ]
III. Шутить. Аллегро оживленное – Трио. Аллегретто
[ редактировать ]Скерцо имеет легкую текстуру, быстротечно на протяжении большей части своего времени и предвещает скерцо Мендельсона. Трио представляет собой легкий дуэт с аккомпанементом: сначала виолончель и первая скрипка, затем первая скрипка и альт, затем снова виолончель и первая скрипка. Тема трио, исполняемая виолончелью, является повторением темы второй части, также исполняемой виолончелью. Третью часть можно рассматривать как повторение по форме предыдущей части. Здесь скерцо и трио меняются темами, а во второй части тема и эпизоды обмениваются темами аналогичным образом. [ 5 ]
IV. Очень веселый
[ редактировать ]Финал продолжает неоднозначную форму предыдущих частей в расширенной части, где неясно, находится ли эта часть в сонате или рондо , соль мажор или соль минор. Вступительная тема имеет более быстрые крайности в смене мажорных и второстепенных ладов, чем первая часть. Ритмы напоминают тарантеллу , как и у предыдущего квартета , на которую в некоторых причудливых качествах похожа часть.
Квартет был впервые опубликован не позднее 1852 года Диабелли из Вены. [ 8 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]В комедийной драме Вуди Аллена 1989 года «Преступления и проступки» части Allegro molto moderato (включая пунктирный ритм вступления) используются в качестве драматической меры в нескольких сценах, образующих центральные части сюжета «преступлений».
В «Граммофоне» Стивен Джонсон назвал это произведение величайшим струнным квартетом Шуберта и предположил, что его слышат реже, чем два предыдущих квартета композитора, не из-за более низкого качества, а потому, что он менее доступен. [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]Струнный квартет № 15 соль мажор Шуберта (D. 887) был записан многими квартетами, в том числе: [ 10 ]
- Квартет Альбана Берга
- Амадей Квартет
- Артемида Квартет
- Аурин Квартет
- Бельча Квартет
- Брэнди Квартет
- Буш-квартет
- Керубини-квартет
- Чилингирийский квартет
- Казальс Квартет
- Дорический струнный квартет
- Струнный квартет Эмерсона
- Квартет Фицуильяма ( исторически обоснованный спектакль )
- Квартет Гварнери
- Хаген-квартет
- Квартет Хьюго Вольфа
- Венгерский квартет
- Джульярдский струнный квартет
- Кодай квартет
- Колиш Квартет
- Поцелуй квартета
- Лейпцигский струнный квартет
- Мандельринг-квартет
- Мелос Квартет Штутгарт
- Струнный квартет Нью-Орфорда
- Новозеландский струнный квартет
- Струнный квартет Осло
- Празак Квартет
- Итальянский квартет
- Quatour Terpsycordes (исторически обоснованный спектакль)
- Струнный квартет Скалхольта (исторически обоснованное исполнение)
- Тецлафф Квартет
- Токийский струнный квартет
- Вег-квартет
- Верди Квартет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рабочий список Шуберта (Камерная музыка)» . Институт Шуберта (Великобритания). Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Шуберт, Франц (Петер)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.25109 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Браун, Морис Джон Эдвин; Сэмс, Эрик (1983). Нью-Гроув Шуберт . WW Нортон и компания. п. 72. ИСБН 978-0-393-31586-8 .
- ^ «Струнный квартет соль мажор, D.887 (Шуберт, Франц) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фриш, Уолтер (2000). « Вы должны помнить это»: память и структура в струнном квартете соль мажор Шуберта, D. 887». Музыкальный ежеквартальный журнал . 84 (4): 582–603. дои : 10.1093/mq/84.4.582 . JSTOR 742597 .
- ^ Бурштейн, Паунди (1997). «Лиризм, структура и гендер в струнном квартете соль мажор Шуберта». Музыкальный ежеквартальный журнал . 81 (1): 51–63. дои : 10.1093/mq/81.1.51 . JSTOR 742449 .
- ^ Олдуэлл, Эдвард; Шахтер, Карл (1989). Гармония и голосовое ведение (2-е изд.). Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович. стр. 544–5. ISBN 0-15-531519-6 . OCLC 19029983 .
- ^ Ежемесячные отчеты Хофмайстера
- ^ Джонсон, Стивен (9 января 2013 г.). «Струнный квартет Шуберта, D887» . www.gramophone.co.uk . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ «Шуберт: Струнный квартет № 15 соль мажор, D887» . Престо Классик Лимитед . Проверено 24 мая 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рукопись с автографом
- Квартет Шуберта № 15 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Струнного квартета № 15 музыкантов Института Равинии Стинс из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Автограф Шуберта квартета соль мажор