Jump to content

Струнный квартет № 15 (Шуберт)

Струнный квартет № 15 соль мажор , D. 887, был последним квартетом, написанным Францем Шубертом в июне 1826 года. [ 1 ] [ 2 ] Он был посмертно опубликован в 1851 году под названием Op. 161. [ 3 ] Работа сосредоточена на лирических идеях и исследует далеко идущие мажорные и минорные лады, что в такой степени было необычно для его произведений. Шуберт усилил это с помощью динамического контраста и использования текстуры и пиццикато . [ 4 ] Структурная форма частей этого квартета несколько неоднозначна из-за ориентации Шуберта на лиризм, а не на традиционную гармоническую структуру. [ 5 ]

Четыре части квартета:

  1. Аллегро танто модерато (соль мажор)
  2. Andante un poco moto ( ми минор )
  3. Шутить . Аллегро оживленное – Трио . Аллегретто ( си минор )
  4. Аллегро очень (соль мажор)

Продолжительность выступления квартета около 50 минут при соблюдении всех повторов.

I. Аллегро очень умеренно

[ редактировать ]

Первая часть основана на мотиве хроматических нисходящих четвертей в чередующихся мажорных и минорных ладах . Основная лирическая тема части, которая начинается с взятия шестнадцатой ноты до восьмой с точкой, будет звучать во многих вариациях на протяжении остальных частей квартета. [ 5 ] В первой части присутствует обширное тремоло , которое также приводит к повторению экспозиции. В то время как многие композиторы деконструируют тему на все меньшие и меньшие части, Шуберт известен своим лиризмом и вместо этого постоянно расширяет тему. [ 6 ]

Сюда можно отнести использование мотива в триолях для соединения первой и второй основных групп данной сонатной формы ; открывается вторая группа, точно так же, как это происходит в написанном позже Струнном квинтете и аналогично технике в некоторых произведениях Бетховена — не в доминантной тональности, а со спокойной темой в средней , си-бемоль, с не совсем тем ритмом как лирическая тема, которая замедляла темп в начале (снова четырнадцатый такт), и добавление к текстуре аккомпанемента пиццикато. Наблюдается взволнованный переход с преобладанием триолей, и слышна та же тема, теперь в D, с аккомпанементом триоли; триоли, а не тема, продолжаются до конца экспозиции и постепенно спускаются от ре до соль мажора для повтора или для второго финала и начала развития, где непрерывность означает продолжающийся шелест тихих струн, немного построив, заменяя более энергичными пассажами, а затем добавляя более быстрые версии пунктирных ритмов основных тем. Кульминация развития событий приводит к особенно тихому перепросмотру, который в начале сильно отличается от того, что мы слышали изначально. В коде начало квартета, как его ритм, так и мажорно-минорные обмены получают еще один шанс проявить себя.

В первой части есть удивительно новаторский гармонический пассаж. Между мм. 414 и 429 Шуберт продолжает соль мажор с равным разделением октавы, используя мажорные трети. Прохождение септаккордов в басу обеспечивает плавную линейную последовательность, соединяющую эти мажорные трети, результатом чего является понижение целого тона баса, в данном случае виолончели. Встречаются следующие основные продолжения трети: G (414–416 мм) ми-бемоль (417–418 мм) B (419–420 мм) G (421–422 мм) ми-бемоль (423–426). В такте 426 Шуберт энгармонически переосмысливает эту структуру доминантной седьмой, разрешая ее как немецкую увеличенную шестую, таким образом продолжая bVI-VI в мм. 427-429. [ 7 ]

II. Прогуляйтесь на маленьком мотоцикле

[ редактировать ]

Драматическая медленная часть содержит много элементов маршевого ритма и внезапных восходящих глиссандо скрипки, за которыми следуют падения на самую нижнюю струну, и снова много использования тремоло. В этом движении используются драматические вариации идей между последующими эпизодами. Первый эпизод содержит гармонически статичное соло на виолончели в сопровождении пиццикато. Он резко переходит в эпизод фортиссимо в m. 43 усилены унисонами в ритмах и октавах. Это драматическое возвращение темы из первой идиллической не похоже на разрешение темы в первой части. [ 5 ]

III. Шутить. Аллегро оживленное – Трио. Аллегретто

[ редактировать ]

Скерцо имеет легкую текстуру, быстротечно на протяжении большей части своего времени и предвещает скерцо Мендельсона. Трио представляет собой легкий дуэт с аккомпанементом: сначала виолончель и первая скрипка, затем первая скрипка и альт, затем снова виолончель и первая скрипка. Тема трио, исполняемая виолончелью, является повторением темы второй части, также исполняемой виолончелью. Третью часть можно рассматривать как повторение по форме предыдущей части. Здесь скерцо и трио меняются темами, а во второй части тема и эпизоды обмениваются темами аналогичным образом. [ 5 ]

IV. Очень веселый

[ редактировать ]

Финал продолжает неоднозначную форму предыдущих частей в расширенной части, где неясно, находится ли эта часть в сонате или рондо , соль мажор или соль минор. Вступительная тема имеет более быстрые крайности в смене мажорных и второстепенных ладов, чем первая часть. Ритмы напоминают тарантеллу , как и у предыдущего квартета , на которую в некоторых причудливых качествах похожа часть.

Квартет был впервые опубликован не позднее 1852 года Диабелли из Вены. [ 8 ]

Культурное наследие

[ редактировать ]

В комедийной драме Вуди Аллена 1989 года «Преступления и проступки» части Allegro molto moderato (включая пунктирный ритм вступления) используются в качестве драматической меры в нескольких сценах, образующих центральные части сюжета «преступлений».

В «Граммофоне» Стивен Джонсон назвал это произведение величайшим струнным квартетом Шуберта и предположил, что его слышат реже, чем два предыдущих квартета композитора, не из-за более низкого качества, а потому, что он менее доступен. [ 9 ]

Струнный квартет № 15 соль мажор Шуберта (D. 887) был записан многими квартетами, в том числе: [ 10 ]

  1. ^ «Рабочий список Шуберта (Камерная музыка)» . Институт Шуберта (Великобритания). Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  2. ^ «Шуберт, Франц (Петер)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.25109 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  3. ^ Браун, Морис Джон Эдвин; Сэмс, Эрик (1983). Нью-Гроув Шуберт . WW Нортон и компания. п. 72. ИСБН  978-0-393-31586-8 .
  4. ^ «Струнный квартет соль мажор, D.887 (Шуберт, Франц) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Фриш, Уолтер (2000). « Вы должны помнить это»: память и структура в струнном квартете соль мажор Шуберта, D. 887». Музыкальный ежеквартальный журнал . 84 (4): 582–603. дои : 10.1093/mq/84.4.582 . JSTOR   742597 .
  6. ^ Бурштейн, Паунди (1997). «Лиризм, структура и гендер в струнном квартете соль мажор Шуберта». Музыкальный ежеквартальный журнал . 81 (1): 51–63. дои : 10.1093/mq/81.1.51 . JSTOR   742449 .
  7. ^ Олдуэлл, Эдвард; Шахтер, Карл (1989). Гармония и голосовое ведение (2-е изд.). Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович. стр. 544–5. ISBN  0-15-531519-6 . OCLC   19029983 .
  8. ^ Ежемесячные отчеты Хофмайстера
  9. ^ Джонсон, Стивен (9 января 2013 г.). «Струнный квартет Шуберта, D887» . www.gramophone.co.uk . Проверено 25 ноября 2017 г.
  10. ^ «Шуберт: Струнный квартет № 15 соль мажор, D887» . Престо Классик Лимитед . Проверено 24 мая 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a31bfd0797115b091bec21118e9f2069__1722314220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/69/a31bfd0797115b091bec21118e9f2069.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartet No. 15 (Schubert) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)