Струнный квинтет (Шуберт)

Франца Шуберта Последнее камерное произведение , Струнный квинтет до мажор ( D. 956, Op. posth. 163), иногда называют «Квинтетом виолончели», потому что он рассчитан на стандартный струнный квартет плюс дополнительную виолончель вместо дополнительной. альт, который более распространен в обычных струнных квинтетах. Оно было написано в 1828 году и завершено всего за два месяца до смерти композитора. Первое публичное исполнение произведения произошло только в 1850 году, а публикация состоялась три года спустя, в 1853 году. Единственный полноценный струнный квинтет Шуберта, его хвалили как «возвышенный». [ 1 ] или «необыкновенный» [ 2 ] и обладает «бездонным пафосом» и обычно считается лучшим камерным произведением Шуберта, а также одним из величайших произведений во всей камерной музыке . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Состав и история публикации
[ редактировать ]Струнный квинтет был составлен летом или в начале осени 1828 года. [ 4 ] : 183 в то же время Шуберт написал свои последние три фортепианные сонаты и несколько песен Schwanengesang . [ 3 ] Шуберт завершил ее в конце сентября или начале октября, всего за два месяца до своей смерти. [ 3 ] Шуберт представил его на рассмотрение одному из своих издателей, Генриху Альберту Пробсту, заявив, что «наконец-то я написал квинтет для двух скрипок, одного альта и двух виолончелей... репетиция квинтета начнется только в ближайшие несколько дней. Если какая-либо из этих композиций случайно запомнится вам, пожалуйста, дайте мне знать». [ 6 ] Пробст ответил, попросив только посмотреть некоторые вокальные произведения Шуберта и попросив более популярную фортепианную музыку. Даже на этом очень позднем этапе карьеры Шуберта его считали композитором, который в основном сосредотачивался на песнях и фортепианных пьесах, и его определенно не воспринимали всерьез как композитора камерной музыки. [ 7 ] На момент смерти Шуберта в ноябре 1828 года работа осталась неопубликованной; Вскоре после этого рукопись была продана венскому издателю Диабелли братом Шуберта Фердинандом, но ею пренебрегали, и ее первую публикацию в 1853 году действительно ждали двадцать пять лет. Рукопись и все эскизы теперь утеряны. Первое известное публичное выступление произошло всего тремя годами ранее, 17 ноября 1850 года в Музикферайне в Вене.
Инструментарий и жанр
[ редактировать ]Произведение является единственным полноценным струнным квинтетом в творчестве Шуберта. Когда он начал сочинять свой струнный квинтет, Шуберт уже сочинил впечатляющую коллекцию камерной музыки для струнных, в том числе не менее пятнадцати струнных квартетов , большинство из которых были написаны для домашнего исполнения струнным квартетом его семьи.
Шуберт выбрал тональность до мажор в знак возможного жеста в честь двух композиторов, которыми он очень восхищался, Моцарта и Бетховена , оба из которых написали струнные квинтеты в этой тональности: Струнный квинтет Моцарта № 3 до мажор, К. 515 и Струнный квинтет Бетховена . Оп. 29 до мажор . По словам Чарльза Розена, вступительная тема произведения Шуберта имитирует многие характеристики вступительной темы квинтета Моцарта, такие как декоративные повороты , неправильная длина фраз и возрастающие стаккато арпеджио (последние появляются только в перепросмотре Шуберта). [ 8 ]
Но в то время как струнные квинтеты Моцарта и Бетховена составлены для струнного квартета, дополненного вторым альтом , Шуберт использует несколько нетрадиционный инструментарий , используя две виолончели вместо двух альтов, создавая богатство нижнего регистра. До Шуберта Луиджи Боккерини заменил второй альт второй виолончелью; однако использование Шубертом второй виолончели сильно отличается от использования Боккерини, который использует дополнительную виолончель для создания дополнительной линии альта. [ 9 ] Альфред Эйнштейн предположил, что использование Шубертом второй виолончели для усиления нижних струн могло быть предложено Джорджем Онслоу , который использовал контрабас в некоторых из своих квинтетов.
Анализ
[ редактировать ]Струнный квинтет состоит из четырех частей в обычном порядке: быстрое-медленное -скерцо -быстрое:
- Веселый, но не слишком
- Адажио
- Шутить. Престо – Трио. Анданте устойчиво
- Аллегретто
Первая часть: Аллегро, но не слишком много.
[ редактировать ]Как и другие поздние произведения Шуберта (в частности, симфония до мажор, D. 944 , фортепианная соната си-бемоль мажор, D. 960 и струнный квартет соль мажор, D. 887 ), квинтет открывается чрезвычайно обширная часть: Allegro ma non troppo , составляющая более трети общей длины произведения (обычно 50 минут). Движение отличается неожиданными гармоническими поворотами. Экспозиция продолжительностью 154 такта начинается с обширного аккорда до мажор: как и в квартете соль мажор, D. 887, Шуберт здесь «представляет свои гармонии - а не запоминающуюся, хорошо очерченную мелодию - без регулярного ритмического пульса». [ 4 ] : 183 За этим следует музыка с постепенно нарастающим движением и напряжением, ведущая к контрастирующей второй теме в неожиданной тональности ми-бемоль, представленной как дуэт двух виолончелей. [ 3 ] Экспозиция завершается доминантным аккордом (соль мажор), который естественным образом возвращается к начальному тоническому аккорду повтора. [ 3 ] Однако после повторения экспозиции Шуберт начинает раздел развития со смелой модуляции от доминанты к субмедианте , которая «волшебным образом поднимает музыку» от соль мажор к ля мажор. [ 3 ]
Вторая часть: Адажио.
[ редактировать ]Шуберта «Возвышенная» вторая часть, одно из редких адажио . [ 4 ] : 183 находится в трехчастной (тройной) форме ABA . Внешние части ми мажор наполнены потусторонним спокойствием, тогда как центральная часть очень бурна: она внезапно прорывается в спокойствие в далекой тональности фа минор. Когда возвращается вступительная музыка, во второй виолончели звучит отрывок из 32-х нот, который, кажется, был мотивирован предшествующей ему турбулентностью. [ 10 ] В последних трех тактах Шуберт гармонично связывает всю часть вместе с модуляцией фа минор средней части и немедленным возвратом к ми мажор.
Использование тройной структуры для контраста спокойных внешних частей с бурной центральной частью напоминает вторую часть Сонаты для фортепиано ля мажор Шуберта, D. 959 , написанную в то же время, что и квинтет.
Сопоставление ми мажор и фа минор, чрезвычайно отдаленно связанных тональностей, устанавливает важность «тонального отношения пониженной второй ступени» (или плоского супертона ) «к тонике», которое будет использовано в третьей и четвертой частях. [ 4 ] : 184
Третья часть: Скерцо.
[ редактировать ]Скерцо, начинающееся до мажор, является симфоническим и масштабным, с новаторским использованием открытых струн нижних инструментов. [ 11 ] это создает громкость звука, превосходящую возможности пятиструнных инструментов. Первая часть переходит к ля ♭ мажор, а затем снова к до мажор. Средняя часть этой части переходит в ми ♭ мажор, затем в си мажор, что соответствует ♭ VI из ♭ III. В конце возвращается тема до мажор. Трио находится в ре-бемоль мажоре , создавая еще одну важную бемольно-супертоническую связь.
Четвертая часть: Аллегретто.
[ редактировать ]Последняя часть представляет собой яркое соната-рондо, по форме напоминающее финал до мажорного квинтета Моцарта. [ 4 ] : 184 Основная тема демонстрирует явное венгерское влияние. Часть написана в до мажоре, но построена на взаимодействии мажорного и минорного ладов. [ 4 ] : 184 Он имеет необычные технические особенности, такие как две последние ноты: бемоль-супертоника (ре-бемоль) и тоника (до), играемые форте во всех частях. [ примечание 1 ]
Наследие
[ редактировать ]После того, как в 1850-х годах с опозданием была представлена и опубликована премьера струнного квинтета Шуберта, он постепенно получил признание как шедевр.
Одним из первых поклонников был Брамс , чей фортепианный квинтет (1865) был частично вдохновлен недавно обнаруженным произведением. Фактически, Брамс первоначально написал это произведение как струнный квинтет с двумя виолончелями (дополнение, использованное Шубертом), и лишь позже переработал его в фортепианный квинтет. Фортепианный квинтет звучит в фа миноре, тональности бурной центральной части Адажио Шуберта , в то время как третья часть напоминает до минор/мажор Квинтета Шуберта, и эта часть заканчивается так же, как финал Шуберта, с сильным акцентом на бемоль супертоник ре-бемоль, перед финальной тоникой до. [ 12 ]
Квинтет Шуберта также оркестровал японский дирижер и композитор Хидемаро Коноэ . [ 13 ]
В настоящее время существует мнение, что Квинтет представляет собой высшую точку во всем камерном репертуаре. [ 10 ] [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ]
Хотя нет никаких оснований полагать, что Шуберт должен был умереть так скоро после написания произведения, тот факт, что квинтет был завершен всего за два месяца до его смерти, вдохновил некоторых слушателей услышать в нем прощальный или преследуемый смертью оттенок. Для Джона Рида квинтет является прообразом смерти Шуберта, заканчиваясь ре-бемоль, за которым следует до, как в унисон, так и в октавах: «Как Абт Фоглер из Браунинга выразился : «Послушайте, я осмелился и сделал, потому что мое место отдыха — нашел, До мажор этой жизни, вот и теперь попробую уснуть». [ 7 ] Скрипач Джон Сондерс вырезал на своем надгробии вторую тему первой части; Артура Рубинштейна было, чтобы на его похоронах сыграли вторую часть. Желанием [ 3 ]
Жалобное настроение второй части делает ее популярной в качестве фоновой музыки для задумчивых или ночных сцен в кино. Примеры включают Nocturne Indien , Conspiracy , The Human Stain Джима Джармуша и The Limits of Control . Кроме того, эпизод 21 телесериала Инспектор Морс» « ( «Мертвые вовремя» ) во многом основан на этом квинтете, как и эпизод 16 ( «Лазаретто» ) его приквела «Индевор» и некоторые эпизоды Десмонда Морриса сериала BBC «Человеческое животное» .
Известные записи
[ редактировать ]Часто записывался струнный квинтет Шуберта. Первая запись была сделана Квартетом Коббетта в 1925 году. [ 16 ] Две записи начала 1950-х годов широко считаются легендарными: выступление 1952 года с участием Исаака Стерна и Александра Шнайдера , скрипки; Милтон Катимс , альт; и Пабло Казальс и Поль Тортелье , виолончели; и выступление Голливудского струнного квартета 1951 года с Куртом Рехером на второй виолончели (переиздание этого выступления на компакт-диске 1994 года было удостоено премии «Граммофон»).
Среди современных записей признание получила запись с участием Квартета «Мелос» с Мстиславом Ростроповичем (1977), отличающаяся исключительно медленным темпом, принятым для Адажио. Позже Ростропович записал квинтет со струнным квартетом Эмерсона (декабрь 1990 г.) по случаю гала-концерта, посвященного 125-летию BASF AG в Людвигсхафене. Существует несколько записей квинтета, исполненных на старинных инструментах, в том числе запись 1990 года на лейбле Vivarte в следующем составе: Вера Бетс и Лиза Раутенберг, скрипки; Стивен Данн , альт; и Эннер Билсма и Кеннет Слоуик , виолончели.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Использование плоского супертоника обычно ассоциируется с неаполитанским аккордом ; но особенно в поздних произведениях Шуберта первая нота в этой прогрессии часто сочетается с дополненной шестой гармонией, построенной на плоском супертонике, а не на обычном бемольном субмедианте. Эта характерная гармонизация действительно используется для создания устойчивого плоского супертоника в басовой партии в четвертом и пятом последних тактах произведения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Либби, Тед (2009). «Величайший Шуберт: Струнный квинтет до мажор» . NPR.org . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ Стоуэлл, Робин; Кросс, Джонатан (13 ноября 2003 г.). Кембриджский компаньон струнного квартета . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521000420 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хейлок, Джулиан (1994). Вкладыш, струнный квинтет и струнное трио, ансамбль Рафаэля . Лондон: Hyperion Records . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чусид, Мартин (1997). « Камерная музыка Шуберта: до и после Бетховена». Кембриджский компаньон Шуберта . Кембриджские компаньоны по музыке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Геффен, Пол (1997). «Сборник Давида Ойстраха, Том 3 – Фортепианные трио» . Обзор компакт-диска . Классика.нет . Проверено 18 апреля 2013 г.
Два фортепианных трио Франца Шуберта... по стилю находятся где-то между двумя великими квинтетами, между веселым лиризмом Форели и бездонным пафосом великого струнного квинтета (безусловно, величайшего и самого трогательного произведения камерной музыки, когда-либо написанного). .
- ^ Дойч, Отто Эрих (1928). Письма и другие произведения Франца Шуберта . Фрипорт, Нью-Йорк : Книги для библиотек Press .
- ^ Перейти обратно: а б Рид, Джон. Мастера-музыканты: Шуберт. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета , 1998, с. 172.
- ^ Розен, Чарльз (2003). «Шуберт и пример Моцарта». В Ньюбоулде, Брайан (ред.). Шуберт Прогрессивный: история, практика исполнения, анализ . Издательство Эшгейт .
- ^ Эйнштейн, Альфред (1951). Шуберт: Музыкальный портрет . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 291.
- ^ Перейти обратно: а б Ладно, Джозеф. «Примечания к программе Общества палат Сьерры» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крис Вудстра; Джеральд Бреннан; Аллен Шротт (2006). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Корпорация Хэла Леонарда. п. 1210.
- ^ Джеймс Вебстер , «Сонатная форма Шуберта и первая зрелость Брамса (II)», Музыка 19-го века 3 (1), 1979, стр. 52–71.
- ^ Катаярна, Морихидэ. Японские оркестровые фавориты (примечания для СМИ). Перевод Обстуки Юрико. Наксос Рекордс. 8.555071.
- ^ «Шуберт: Струнный квинтет до мажор» . Классика ЭМИ . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Шиллер, Дженнифер (2006). Камилла Урсо: скрипачка-первопроходец (1840—1902) . Университет Кентукки. п. 113.
- ^ Морган, Ник. «Размышления об этой записи» . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квинтет (Шуберт) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Ансамбль струнного квинтета Общества камерной музыки Линкольн-центра представляет полную аудиозапись Квинтета : (место выступления: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер , Бостон, MP3 )
- Полное 50-минутное видео : Ансамбль струнного квинтета под руководством Сюзанны Йоко Хенкель исполняет в 2008 году на Международном фестивале камерной музыки в Загребе Квинтет до мажор Шуберта вместе со Стефаном Миленковичем (скрипка), Гаем Бен-Циони (альт), Джованни Соллимой ( виолончель) и Моника Лесковар (виолончель):
Аллегро – Адажио – Скерцо/Трио – Аллегретто - 45-минутный анализ произведения ( RealAudio ) (Discovering Music). Радио Би-би-си 3 .
- Шуберт Самое возвышенное: Струнный квинтет C NPR .