Голливудский струнный квартет
Голливудский струнный квартет ( HSQ ) — американский струнный квартет, основанный скрипачом и дирижером Феликсом Слаткиным и его женой, виолончелисткой Элеанор Аллер . Голливудский струнный квартет считается первой камерной группой классической музыки, родившейся и получившей образование в Америке, которая оказала международное влияние, главным образом благодаря своим знаковым записям. [ 1 ] Эти записи уже давно считаются одними из самых выдающихся записанных исполнений репертуара струнного квартета. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Музыканты Голливудского струнного квартета были ведущими исполнителями оркестров крупнейших киностудий, создававших яркие и насыщенные саундтреки к фильмам в «Золотой век Голливуда». В 1939 году, в том же году, когда они поженились, Феликс Слаткин и Элеонора Аллер сформировали HSQ.
В первоначальном составе к Слаткину и Аллеру присоединились альтист Пол Робин и второй скрипач Иоахим Чассман. Однако вскоре после этого группа распалась, когда трое участников-мужчин поступили на службу во время Второй мировой войны. HSQ возобновил свою деятельность в 1947 году, когда Пол Шур заменил Чассмана на посту второго скрипача. В 1955 году группу покинул Пол Робин, и место альта занял Элвин Динкин. [ 1 ]
Помимо работы в студийных оркестрах Голливуда и записи классического репертуара, участники HSQ регулярно выступали в качестве сессионных музыкантов на крупнейших звукозаписывающих компаниях, включая Capitol Records . В Capitol они аккомпанировали некоторым из ведущих поп-исполнителей той эпохи, в первую очередь Фрэнку Синатре , для которого Феликс Слаткин выступал в качестве концертмейстера и время от времени дирижера на его теперь ставших культовыми записях Capitol в 1950-х годах. Среди этих записей была пластинка Close to You 1956 года , на которой HSQ аккомпанировал Синатре в аранжировках Нельсона Риддла . [ 3 ]
HSQ официально распалась в 1961 году. Слаткин умер два года спустя в возрасте 47 лет. [ 1 ]
Музыканты
[ редактировать ]Все музыканты HSQ были потомками русских иммигрантов. Все они преуспели в музыкальном плане в юности и получили формальное образование либо в Джульярдской школе , либо в Музыкальном институте Кертиса . Музыкантами выступили:
Феликс Слаткин (1915–1963) Скрипка; Учился в Кертисе у известного скрипача Ефрема Цимбалиста и дирижировал у Фрица Райнера ; в 15 лет был участником Симфонического оркестра Сент-Луиса под управлением Владимира Гольшмана ; Концертмейстер оркестра студии 20th Century Fox (1937–1963) и сеансов записи Синатры на Capitol Records; дирижер Оркестра концертного искусства и Симфонического оркестра Hollywood Bowl. [ 4 ]
Элеонора Аллер Слаткин (1917–1995) виолончель; Учился в Джульярдской школе у Феликса Салмонда ; Первая виолончель с оркестром студии Warner Bros. в 1939–1968 годах и с оркестром 20th Century Fox в 1972–1985 годах. [ 5 ]
Пол Шюр (1921–2011) Вторая скрипка; Учился в Кертисе у Джозефа Ахрона ; самый молодой игрок Филадельфийского оркестра в 18 лет под управлением Леопольда Стоковского ; Помощник концертмейстера компании 20th Century Fox; покинул HSQ в 1958 году и вскоре после этого занял должность преподавателя в Оберлинской консерватории ; концертмейстер Камерного оркестра Лос-Анджелеса с 1972 по 1987 год, а также других крупных ансамблей западного побережья. [ 6 ] После ухода Шура из HSQ Иосиф Степанский к квартету присоединился для концертных туров.
Пол Робин (1908–1970) Альт; Учился в Джульярдской школе у Джозефа Фукса , Сэмюэля Гарднера и Ганса Летца; Альтист Струнного квартета Гордона (1931–1935); Главный альтист Warner Brothers; Покинул HSQ в 1955 году; заменен Элвином Динкиным. [ 7 ]
Элвин Динкин (1912–1970) Альт; Учился в Кертисе у Луи Байи; играл в симфоническом оркестре Сент-Луиса и оркестре 20th Century Fox с Феликсом Слаткиным. [ 1 ]
Кроме того, пианист Виктор Аллер (1905–1977) участвовал в нескольких записях HSQ, в том числе в знаменитых фортепианных квартетах Брамса и фортепианном квинтете. Аллер, брат виолончелистки Элеоноры, учился в Джульярдской школе у Йозефа Левина . У него была долгая и выдающаяся карьера пианиста в киноиндустрии и менеджера оркестра студии Warner Bros., а также преподавателя и записывающегося артиста. [ 1 ]
Звук HSQ
[ редактировать ]Старший сын Слаткиных, дирижер Леонард Слаткин , заметил, что сходство между музыкальным прошлым и музыкальным образованием музыкантов влияет на их технику и звучание ансамбля: «В Голливудском струнном квартете было четыре человека, которые, по сути, имели одинаковую манеру игры. обучение четырех человек, которые были более или менее одной возрастной группы и подходили к музыке почти одинаково». [ 3 ]
Полученный звук получил признание за «замечательную прозрачность текстуры… эта ясность была частично обусловлена их превосходной интонацией, а частично – тщательной подготовкой… что ставило их выше… так это их способность сочетать теплоту, цвет». и интенсивность с интеллектуальной строгостью, твердым ритмом и интуитивным пониманием архитектуры произведения». [ 1 ] Музыкальный критик и историк Альфред Франкенштейн написал после посещения концерта HSQ: «Этот квартет можно поставить в один ряд с великими международными организациями в этой области… у него великолепный коллективный тон, превосходный стиль, который не упускает из виду ни одной мелкой детали, но в то же время проникает сквозь основные линии большого произведения с почти симфонической энергией и общей концепцией музицирования, соответствующей традициям ансамбля. [ 8 ]
Пять лет спустя обзор концерта New York Times повторил комментарии Франкенштейна: HSQ воспроизводил «яркий тон, будь то пианиссимо или фортиссимо… в лучшем виде, как в произведении Шуберта , которое было сыграно с невероятными тональными нюансами и профессиональной музыкальностью». Голливудский квартет должен был бы быть включен в число величайших ансамблей камерной музыки мира». [ 9 ]
Скрипач Пол Шур отметил: «Мы освободили место друг для друга в техническом и сольном плане, но главное — это сочетание звука… вы рисуете звук своими способностями; тип вибрато, который вы используете, то, как вы оказываете давление на смычок... это все очень тонкие приемы игры на струнах». [ 3 ] Шуре также заявил: «Динамика была очень большой частью нашей работы. Наши дискуссии всегда касались динамики и немного темпа, и ничего больше. левая рука была разрешена». [ 10 ]
Виолончелистка Элеонора Аллер также прокомментировала: «Ничто не делалось без обдумывания… это зависело от того, кем был композитор, и от музыкального содержания… просто играть по нотам — это не значит создавать музыку». [ 1 ] Аллер также заявил, что группа репетировала каждый день в течение двух лет перед своим первым публичным концертным дебютом. [ 5 ]
Классические записи
[ редактировать ]В 1949–1958 годах HSQ записала серию классических альбомов для Capitol Records; некоторые из этих записей были переизданы в коробочных наборах пластинок компанией EMI в 1980-х и в формате компакт-дисков компанией «Testament Records» в 1990-х. От их первой записи тогда еще относительно неизвестного струнного квартета № 6 на вилле Лобос до получивших Грэмми записей Поздних квартетов Бетховена , дискография HSQ установила стандарты совершенства, провозглашенные критиками и принятые публикой. Как заявил критик Ричард Фрид , обсуждая выпуск компиляции EMI 1982 года, «Голливудский струнный квартет, возможно, был лучшим подобным ансамблем, когда-либо созданным в этой стране… каждое из этих выступлений могло служить своего рода нормой для интерпретации Как индивидуальное, так и ансамблевое исполнение находятся на высочайшем уровне, а баланс между тонкостью и страстью просто поразителен; в частности, EMI проделала прекрасную работу по ремастерингу записей, которые были самыми современными. для своего времени». [ 11 ]
Записи вызвали такой же энтузиазм после своего первого выпуска. Комментируя запись композиций Крестона, Турины и Вольфа, Gramophone Magazine Лайонел Солтер из журнала написал: «Голливудский квартет еще раз показывает, какой это виртуозный ансамбль; я, например, всегда с нетерпением жду его новых пластинок и еще никогда не был столкнувшись с исполнением ниже высшего класса, тон всех участников теплый и сбалансированный, они играют с непоколебимым единодушием [sic] и гибкостью». [ 12 ]
Полная классическая дискография находится в конце статьи. Дискография включает в себя выборку критических оценок. За исключением первой пластинки, оригинальные записи были спродюсированы Ричардом К. Джонсом или Робертом Э. Майерсом, а инженерами выступили Джон Палладино, Шервуд Холл III, Хью Дэвис или Карсон Тейлор (как отмечалось). Переиздания компакт-дисков, выпущенные в период с 1993 по 1997 год, были ремастированы Полом Балли в студии Abbey Road Studios ; Стюарт Браун, исполнительный продюсер.
HSQ и современный репертуар
[ редактировать ]В репертуар HSQ вошли несколько современных композиций, в том числе ранее не записывавшиеся. До записи HSQ в 1950 году » Арнольда Шёнберга выпускалась «Verklärte Nacht только в версии для оркестра, хотя изначально она была написана для шести инструментов. Запись секстета HSQ в его оригинальной форме, к которой присоединились Элвин Динкин на втором альте и Курт Рехер на второй виолончели, была провозглашена композитором, написавшим оригинальные аннотации для обложки пластинки. Годы спустя в записанном на пленку интервью виолончелистка Элеонора Аллер была явно тронута, вспоминая, как получила фотографию с надписью Шёнберга: «Голливудскому струнному квартету за то, что он сыграл мою Verklärte Nacht ». с такой тонкой красотой [ 2 ]
В 1994 году журнал Gramophone Magazine включил переиздание компакт-диска Verklärte Nacht вместе со струнным квинтетом Шуберта до мажор в свой Зал славы в категории «Исторический невокальный вокал». Журнал Gramophone Magazine заявил, что запись была «непревзойденной... у них несравненный ансамбль и сочетание; а их безупречная техническая точность и непревзойденная тональная изысканность заглушают критику». [ 13 ] Рассказывая о концертном выступлении 1952 года в Сан-Франциско, которое он назвал «эпическим», историк музыки Альфред Франкенштейн сказал: «Возможно, Шенберг был самым важным из трех произведений... поскольку он редко был представлен здесь в своей первоначальной форме. как камерное произведение для шести музыкантов. В этой версии оно обладает волшебной прозрачностью и красотой фактуры, которые теряются в более привычном варианте для струнного оркестра, и ни одно из его колористических и выразительных чудес не осталось без внимания. Воскресное выступление». [ 14 ]
HSQ был первым, кто записал струнный квартет ля минор сэра Уильяма Уолтона . В то время первая запись произведения перед выпуском должна была получить одобрение композитора. В первой (неизданной) версии, записанной в ноябре 1949 года, HSQ устранил повтор во второй части; музыканты посчитали, что это умаляет азарт композиции. Однако Уолтон не согласился с этим изменением, в результате чего в августе 1950 года часть была перезаписана. Выпущенная версия получила восторженное одобрение композитора: «Надеюсь, никто больше никогда больше не запишет мой квартет, потому что вы так точно запечатлели его». то, что я хотел». [ 5 ] Музыкальный издатель Уолтона из Oxford University Press также написал альтисту Полу Робину: «Я чувствовал, что хотел бы добавить… насколько нам с доктором Уолтоном понравилось, как вы играли очень выдающуюся часть этого произведения на альте. есть ли у тебя шанс однажды сыграть его Концерт для альта...?" [ 15 ] Однако Робин так и не записала Концерт для альта Уолтона .
Точно так же композитор Пол Крестон отреагировал на запись своего струнного квартета в 1953 году, написав продюсеру альбома Роберту Майерсу: «Я чрезвычайно доволен исполнением и воспроизведением произведения… не будете ли вы так любезны передать мою глубочайшую признательность?» и благодарность Голливудскому струнному квартету за их великолепное исполнение. Сообщения об их прекрасных способностях дошли до меня еще до того, как мне посчастливилось с ними познакомиться, и я рад, что они были выбраны для того, чтобы навсегда сохранить мое сочинение». [ 7 ]
Рядом с вами ; запись с Синатрой
[ редактировать ]Еще одним ярким моментом в записывающем наследии HSQ является Фрэнка Синатры альбом 1956 года Close to You, спродюсированный Войлом Гилмором ; серия популярных песен в аранжировке Нельсона Риддла, представляющая импрессионистическую смесь популярных, классических и джазовых влияний. Close to You был уникальным проектом, уменьшенным подходом к популярной музыке, который остается одним из самых устойчивых альбомов Синатры. Частично этот проект стал результатом тесной профессиональной и личной дружбы Фрэнка Синатры с Феликсом и Элеонорой Слаткин.
На сеансах с Синатрой; Фрэнк Синатра и искусство записи , историк Синатры Чак Граната отмечает: «В Слаткине Синатра нашел родственную душу, поскольку безупречная игра скрипача соответствовала тому, чего Синатра стремился достичь своим голосом; серьезные слушатели отметят много общего, сравнивая индивидуальные подходы Синатры и Слаткина. Одной из отличительных черт HSQ была его длинная, плавная фразировка, достигаемая с помощью техники контролируемого смычка, чтобы добиться того же эффекта. Точно так же Феликс часто добавлял легкий восходящий портаменто к критической ноте и аккуратно наносил удары. эмоциональный аккорд, певец часто поднимал ноту вверх или вниз или плавно переходил от одной тональности к другой». [ 3 ]
Граната отмечает, что концепция Close to You была «...чрезвычайно прогрессивной по меркам своего времени». Далее он заключает, что «с тематической точки зрения из всех пластинок Синатры его «золотой эпохи» Close to You ближе всего к совершенству». [ 3 ]
Гастроли
[ редактировать ]HSQ семь раз гастролировали по США, посетили Канаду и Новую Зеландию, но из-за обширной студийной работы музыкантов концерты в основном проводились в Южной Калифорнии. Тем не менее, HSQ был первым американским квартетом, приглашенным на Эдинбургский фестиваль во время тура 1957 года, который также включал выступления в Стокгольме, Риме и Королевском фестивальном зале в Лондоне. Концертная запись отрывков из выступления Royal Festival Hall была выпущена на компакт-диске в 1996 году. [ 10 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Зарождающаяся Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук (NARAS) инициировала вручение премии «Грэмми» в 1958 году, ближе к концу карьеры звукозаписи HSQ. На первой церемонии «Грэмми» запись Бетховена струнного квартета № 13 HSQ была удостоена премии «Грэмми» за лучшее классическое исполнение камерной музыки (включая камерный оркестр). [ 4 ] Феликс Слаткин также был попечителем лос-анджелесского отделения NARAS.
В 1994 году Голливудский струнный квартет получил престижную премию журнала Gramophone Magazine Award в категории «Исторический невокал» за компакт-диск » Шенберга «Verklärte Nacht и Records Testament «Квинтет до мажор» Шуберта, выпущенный на лейбле « » .
В 1997 году Каннская классическая премия , проголосованная международной группой рецензентов, была отмечена записью поздних квартетов Бетховена, а Голливудский струнный квартет удостоился награды за заслуги перед жанром, полученной Полом Шуром, на тот момент последним выжившим членом HSQ. [ 6 ]
Личное наследие
[ редактировать ]Двое сыновей Элеоноры и Феликса Слаткиных сделали значительную музыкальную карьеру. Леонард Слаткин — выдающийся дирижер и музыкальный руководитель Детройтского симфонического оркестра и Национального оркестра Лиона . Фредерик Злоткин (принявший первоначальную семейную фамилию) — первый виолончелист Нью-Йоркского балетного оркестра и участник Лирического фортепианного квинтета. [ 5 ]
HSQ не имеет никакого отношения к группе, называющей себя New Hollywood String Quartet.
Дискография
[ редактировать ]Год записи | Репертуар | Примечания |
---|---|---|
1949 | Струнный квартет Вилла-Лобос № 6 ми мажор (1938)
|
|
1949 и 1950 годы | Струнный квартет Уолтона ля минор (1947)
|
|
1950 | Шёнберг «Преображенная ночь» , соч. 4
|
|
1951 | Струнный квинтет Шуберта до мажор, соч. 163, Д 956
|
|
1951 | Струнный квартет Хиндемита № 3 до мажор, соч. 22
|
|
1951 | Прокофьева Струнный квартет № 2 фа, соч. 92
|
|
1951 | Равель «Введение и аллегро для арфы, флейты, кларнета и кордов»
|
|
1952 | Дебюсси «Священные и светские танцы».
|
|
1952 | Струнный квартет Брамса № 2 ля минор, соч. 51 № 2
|
|
1952 | Фортепианный квинтет соль минор Шостаковича, соч. 57
|
|
1952 | Струнный квартет № 1 Чайковского ре мажор, соч. 11
|
|
1952 | Borodin String Quartet No. 2 in D
|
|
1953 | Фортепианный квинтет Франка фа минор
|
|
1953 | Турина Молитва тореадора, соч. 34 (1925)
|
|
1953 | Струнный квартет Крестона. Оп. 8 (1935)
|
|
1953 | Волчья итальянская серенада
|
|
1954 | Фортепианный квинтет Брамса фа минор, соч. 34
|
|
1955 | Струнный квартет Донаньи № 3 ля минор, соч. 3
|
|
1955 | Струнный квартет Дворжака № 6 фа, соч. 96, «Американский»
|
|
1955 | Струнный квартет Хаммеля соль мажор, соч. 30 № 2
|
|
1955 | Фортепианный квинтет Шумана ми-бемоль, соч. 44
|
|
1955 | Струнный квартет Сметаны № 1 ми мажор, T116, «Из моей жизни»
|
|
1955 | Глазунов Пять повестей
|
|
1956 | Фортепианный квартет Брамса № 3 до минор, соч. 60
|
|
1956 | Фортепианный квартет № 1 Брамса соль минор, соч. 25
|
|
1956 | Фортепианный квартет Брамса № 2 ля ля, соч. 26
|
|
1956 | Струнный квартет Шуберта № 14 ре минор, D 810, «Смерть и дева»
|
|
1957 | Струнный квартет Бетховена № 10 ми-бемоль, соч. 127
|
|
Струнный квартет Бетховена № 13 си-бемоль, соч. 130
|
| |
1957 | Струнный квартет Бетховена № 16 фа мажор, соч. 135
|
|
1957 | Бетховен Большая фуга си-бемоль, соч. 133 '
|
|
1957 | Струнный квартет Бетховена № 15 ля минор, соч. 132
PER 8394 Компакт-диск: Завещание 3082 (1996)
|
|
1957 | Струнный квартет Бетховена до-диез минор, соч. 131
|
|
1957 | Гайдн Моцарт-Неопубликованные концертные записи
|
|
1958 | Струнный квартет Кодали №1. 2, соч. 10
|
|
1958 | Струнный квартет Вилла-Лобос № 6 (1938)
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Поттер, Талли, Голливудский струнный квартет Чайковский, Бородин, Глазунов , Завет SBT 1061
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Маргарет (февраль 1996 г.), «Дань Элеоноре Аллер; голливудская звезда», The Strad : 145
- ^ Перейти обратно: а б с д и Граната, Чак (1999), Сеансы с Синатрой; Фрэнк Синатра и искусство записи , Chicago Review Press, стр. 117
- ^ Перейти обратно: а б «Феликс Слаткин умирает в 47 лет», Billboard , 23 февраля 1963 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл, Маргарет (ноябрь 1987 г.), «Allergrando Con Spirito», The Strad
- ^ Перейти обратно: а б Берлингейм, Джон (17 февраля 2011 г.), «Пол Шур, концертмейстер музыки к фильму, умирает в возрасте 89 лет», Variety
- ^ Перейти обратно: а б Поттер, Талли, Голливудский струнный квартет Равель, Дебюсси, Турина, Вилла-Лобос, Крестон , «Testament SBT 1053», с. 3
- ^ Франкенштейн, Альфред, Бетховен-Поздние квартеты , Капитолий PER 8394
- ^ «Концерт прибрежного ансамбля», New York Times , 7 марта 1958 г.
- ^ Перейти обратно: а б Поттер, Талли, Голливудский струнный квартет Гайдн, Моцарт; Неопубликованные концертные записи Лондона , Завет SBT 1085
- ^ Фрид, Ричард (9 мая 1982 г.), «Голливудский струнный квартет», The Washington Post , стр. М9
- ^ Перейти обратно: а б с д Солтер, Лайонел (сентябрь 1954 г.), «Крестон, Турина и Вольф», журнал Gramophone Magazine , стр. 46
- ^ Лейтон, Роберт (апрель 1994 г.), «Преображенная ночь Шенберга, соч. 41 Квинтет Шуберта Стинга до мажор», журнал Gramophone Magazine , стр. 124
- ^ Франкенштейн, Альфред (15 января 1952 г.), «Голливудский струнный квартет представляет эпический концерт», San Francisco Chronicle
- ^ Поттер, Талли, Голливудский струнный квартет Прокофьев, Хиндемит, Уолтон , Завет SBT 1052, с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Солтер, Лайонел (июнь 1951 г.), «Вилла-Лобос и Уолтон», журнал Gramophone Magazine , стр. 21
- ^ Перейти обратно: а б с д Липман, Сэмюэл (февраль 1983 г.), «Голливуд и другие квартеты», журнал Commentary Magazine , стр. 66
- ^ Солтер, Лайонел (апрель 1951 г.), «Ночь Варклаэрте. Голливудский струнный квартет», журнал Gramophone Magazine , стр. 18
- ^ Лейтон, Роберт (апрель 1994 г.), «Schoenberg Verkarte Nacht, Op. 41, Струнный квинтет Шуберта до мажор», Gramophone Magazine , стр. 124
- ^ Перейти обратно: а б Лейтон, Роберт (март 1995 г.), «Квартет», журнал Gramophone Magazine , стр. 106
- ^ Солтер, Лайонел (апрель 1952 г.), «Хиндемит. Прокофьев», журнал Gramophone Magazine , стр. 18
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд, Малькольм (май 1996 г.), «Дебюсси; Равель. Danse Sacree; Danse Profane; Introduction et Allegro», Gramophone Magazine , стр. 132
- ^ Робертсон, Алек (ноябрь 1952 г.), «Струнный квартет Брамса № 2 ля минор, соч. 51, № 2», Gramophone Magazine , стр. 26
- ^ Перейти обратно: а б с Лейтон, Роберт (май 1996 г.), «Фортепианный квинтет Шостаковича соль минор, соч. 57», журнал Gramophone Magazine , стр. 132
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд, Малькольм (август 1953 г.), «Струнный квартет Бородина № 2 ре мажор; Струнный квартет Чайковского № 1 ре мажор, соч. 11», журнал Gramophone Magazine , стр. 23
- ^ Фиске, Роджер (март 1956), «Струнный квартет Бородина № 2 ре мажор»; журнал Gramophone Magazine , стр. 28
- ^ Солтер, Лайонел (январь 1954 г.), «Фортепианный квинтет Франка фа минор», журнал Gramophone Magazine , стр. 41
- ^ Перейти обратно: а б Лейтон, Роберт (февраль 1982 г.), «Фортепианный квинтет Брамса фа минор, соч. 34», журнал Gramophone Magazine , стр. 67
- ^ Робертсон, Алек (август 1955 г.), «Квартет Донаньи № 3 ля минор, соч. 33 и Квартет Дворжака № 6 фа мажор, «Американский», соч. 96», Gramophone Magazine , стр. 34
- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джереми (июль 1957 г.), «Фортепианный квинтет Шумана ми-бемоль, соч. 44», журнал Gramophone Magazine , стр. 19
- ^ Перейти обратно: а б Колодин, Ирвинг (31 марта 1956 г.), «Сметана: Aus Meimen Leben; Голливудский струнный квартет «Новеллеты» Глазунова, Capitol P 8331», Saturday Review
- ^ Фиске, Роджер (июль 1958 г.), «Фортепианный квартет Брамса № 3 до минор, соч. 60», журнал Gramophone Magazine , стр. 51
- ^ Фиске, Роджер (декабрь 1957), «Фортепианный квартет Брамса № 1 соль минор, соч. 25», журнал Gramophone Magazine , стр. 28
- ^ Лейтон, Роберт (январь 1996 г.), «Фортепианные квартеты Брамса», журнал Gramophone Magazine , стр. 117
- ^ Солтер, Лайонел (март 1959 г.), «Струнные квартеты Шуберта», журнал Gramophone Magazine , стр. 56
- ^ Шенберг, Герберт (22 декабря 1957 г.), «Поздние квартеты Бетховена», The New York Times
- ^ Перейти обратно: а б Фрид, Ричард (май 1983), «Поздние квартеты Бетховена», Stereo Review
- ^ Перейти обратно: а б Лейтон, Роберт (январь 1997 г.), «Струнные квартеты Бетховена», журнал Gramophone Magazine , стр. 63
- ^ Купферберг, Герберт (27 октября 1957 г.), «Поздние квартеты Бетховена», New York Herald Tribune
- ^ Лейтон, Роберт (август 1996 г.), «Струнный квартет Гайдна ре минор, «Квинты», соч. 76 № 2», Gramophone Magazine , стр. 100
- ^ AF (сентябрь 1959 г.), «Вилла Лобос: Квартет для струнных, № 6», журнал High Fidelity Magazine