Соната для фортепиано до мажор, D 840 (Шуберт)
Франца Шуберта , Соната для фортепиано до мажор D. 840 , получившая прозвище «Реликвия» после ее первой публикации в 1861 году, поскольку ошибочно полагали, что это было последнее произведение Шуберта. [ 1 ] была написана в апреле 1825 года , в то время как композитор одновременно работал над сонатой ля минор D. 845 . до мажор Шуберт отказался от сонаты , и полностью были закончены только первые две части , а также полностью написана трио-часть третьей части. Часть менуэта третьей части неполна и содержит необычные гармонические изменения, что позволяет предположить, что именно здесь Шуберт разочаровался и отказался от этой части, а затем и от сонаты. Последняя четвертая часть также неполная и резко заканчивается после 272 тактов .
Фрагменты сонаты сохранились в рукописях Шуберта, позднее произведение было собрано и опубликовано в неполном виде в 1861 году.
Движения
[ редактировать ]I. Умеренный
До мажор , размер 4/4, сонатная форма
Продолжительность примерно 15-18 минут.
II. Анданте
До минор , размер 6/8, пятичастная форма рондо.
Продолжительность примерно 10 минут
III Менуэтто: Аллегретто – Трио.
Ля-бемоль мажор , 3/4 размера, неполная троичная форма. Фрагмент (заканчивается на такте 80 после возвращения основной темы в части B менуэта)
Весьма необычно то, что вступительная тема сразу повторяется, слегка приукрашенная, в ля мажоре , и реприза также начинается в этой тональности. Вероятно, тогда менуэт вернулся бы в ля-бемоль мажор. Трио исполнено в параллельном миноре, энгармонически обозначенном как соль-диез минор . [ 2 ]
IV. Рондо: Аллегро
До мажор. Фрагмент (заканчивается через 32 такта после начала разработки )
Даже в таком усеченном виде исполнение сонаты занимает примерно 30–35 минут.
Структура
[ редактировать ]Эрнст Кренек изложил структуру каждой из четырех частей произведения в примечаниях, которые он внес в запись Рэя Лева в 1947 году. Кренек подробно описывает, как он составил завершение, включенное в запись, для незаконченных частей. По словам Кренека: [ 3 ]
- Первая часть представляет «энергетически пульсирующий ритм, проходящий почти через всю пьесу». Необычно то, что вторая тема изначально звучит в си миноре , а не в ожидаемой доминанте соль мажор , которая появляется только ближе к концу экспозиции . В развитии также подчеркивается си минор, пока не произойдет ложное перепросмотр в другой неожиданной тональности си мажор ; фактическое перепросмотр следует в фа мажоре , и до мажор, наконец, возвращается с сильным повторением первой темы . «Вторая тема теперь появляется в ля миноре, и кода превращается в ля-бемоль, тональность, которая была затронута в начале части, так что ключевая схема целого завершается замечательной логикой».
- Вторая часть представляет собой пятичастное рондо , «любопытно оживленное неустанным драйвом». Его первая тема, до минор вниз , включает в себя пропуски в септактах; его вторую, ля-бемоль мажор, характеризуют шестнадцатые ноты и драматические акценты. Бегущие шестнадцатые продолжаются по мере возвращения первой темы, после чего следует повторение второй темы до мажор и последнее, тихое изложение первой темы, завершающее часть.
- Фрагментарная третья часть быстро меняется от ля-бемоль к ля-мажор вскоре после начала, «очень необычный ход», после чего Шуберт прекратил сочинение. Кренек предполагает, что Шуберт, возможно, намеревался завершить часть «перепросмотром, симметрично возвращающимся от ля к ля-бемоль мажор незадолго до конца». В завершение Кренек «написал краткий развивающий раздел, вновь представил тему в ля-бемоль и вернулся к ля-бемоль, добавив несколько тактов перехода к ля-бемоль минор, который является энгармонически ключевой тональностью трио, исключительно очаровательного лирическое произведение».
- Для фрагментарной четвертой части Шуберт завершил первую и вторую темы экспозиции и ввел третью тему ля минор, производную от первой, чтобы открыть развитие, прежде чем прекратить работу над этой частью в форме рондо-сонаты. Кренек указывает, что его завершение разработало идею третьей темы и «дополнило ее быстрым модулирующим развитием первой темы и нормальным перепросмотром» немного меньшей длины, чем экспозиция. Его кода берет за основу третью тему и отсылает к первой теме первой части, «идее, на которую я чувствовал себя имеющим право, поскольку Шуберт намекнул на нее в конце финала Сонаты ля мажор».
Завершения
[ редактировать ]Учитывая большой объем и объем материала, который Шуберт оставил для незавершенных частей, эта соната вдохновила различных композиторов и исполнителей на доработку. Некоторые из их работ, особенно написанные исполнителями, появились на пластинках. Среди них следующие:
- Людвиг Старк опубликовал завершение в 1877 году. [ 4 ]
- Армин Кнаб написал завершение сонаты в 1920 году, которое было опубликовано издательством Edition Peters под редакцией Хайнца Вегенера в 1962 году. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 1920 году Кнаб опубликовал эссе под названием «Неоконченная фортепианная соната до мажор Шуберта и ее дополнение», которое появилось в Deutsche Musik-Zeitung . [ 7 ]
- Эрнст Кренек написал свое завершение, упомянутое выше, по просьбе своего друга, пианиста и композитора Эдуарда Эрдмана , пожелавшего включить сонату в свой репертуар. Сам Кренек датировал эту просьбу 1922 годом. [ 3 ] Другие источники датируют его завершение 1921 годом. [ 5 ] Завершение Кренека было опубликовано издательством Universal Edition в 1923 году. [ 4 ] [ 5 ] Это было записано как минимум трижды. Первая запись была в вышеупомянутом исполнении Рэя Лева на наборе дисков со скоростью вращения 78 об/мин , выпущенном лейблом American Concert Hall Society ; второй был исполнен Фридрихом Вюрером на монофонической пластинке, выпущенной American Vox Records (позже переизданной на компакт-диске Bearac). Более поздняя запись сделана Станиславом Христенко на Toccata Classics TOCC 0298 (компакт-диск отмечен как первый том фортепианных произведений Кренека).
- Вальтер Реберг написал завершение в 1927 году, опубликованное изданием Steingräber в 1930 году. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- Nikolai Zhilyayev wrote a completion in 1932 (москва: государственное музыкалное издательство 4.IV.1932, VN 12596).
- Гарольд Траскотт опубликовал завершение Менуэта (3-я часть) в 1957 году. [ 4 ]
- Пол Бадура-Шкода опубликовал доработку в 1976 году. [ 5 ] Он обновил и записал свое завершение в 1997 году. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ]
- Барт Берман написал завершение в 1978 году; Голландский лейбл Erasmus выпустил его запись в 1997 году. [ 8 ]
- Ян Манро написал завершение в 1994 году и записал его для лейбла Australian Tall Poppies . [ 11 ] [ 12 ]
- Мартино Тиримо написал завершение и включил его в свой полный набор сонат на EMI . [ 13 ]
- Энтони Голдстоун написал и записал завершение в 2003 году. [ 1 ]
- Брайан Ньюбоулд написал завершение, записанное Тоддом Кроу, его посвященным, для выпуска на компакт-диске лейблом Toccata Classics . [ 14 ] [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Приговор (2003)
- ^ Ньюбоулд, Брайан (1999). Шуберт: Музыка и человек . Издательство Калифорнийского университета. стр. 322–323. ISBN 9780520219571 .
- ^ Jump up to: а б Лев, Рэй (1947). Франц Шуберт – Соната для фортепиано No. 15 до мажор (неоконченные); Аллегретто до минор – Рэй Лев, пианист (78 об/мин). США: Общество концертных залов . Выпуск Б3.
- ^ Jump up to: а б с д и Бенсон (2008) , с. 35
- ^ Jump up to: а б с д и Немецкий (1978) , с. 530
- ^ Издание Peters VN 12148 – 8376.
- ^ См . Вилли Каль : Список литературы о Франце Шуберте 1828–1928 (Регенсбург, Густав Боссе Верлаг: 1938), с. 123, запись 1482.
- ^ Jump up to: а б Берман (2002)
- ^ Benson (2008) , p. V
- ^ Jump up to: а б Бенсон (2008) , с. 24
- ^ Jump up to: а б Бенсон (2008) , с. 36
- ^ Высокие маки .
- ^ Хедли (2003) .
- ^ Ньюбоулд (2007) , стр. 3–6.
- ^ Стэнфорд (2008) .
Источники
[ редактировать ]- Бенсон, Майкл Луи (2008). Сравнительное исследование опубликованных завершений незаконченных частей сонаты до мажор Франца Шуберта, D. 840 («Реликвия») (PDF) (D.Mus.A). Остин: Техасский университет . Проверено 1 января 2013 г.
- Берман, Барт (2002). «Заметки о Франце Шуберте – Неоконченные сонаты для фортепиано» . Проверено 1 января 2013 г.
- Немец, Отто Эрих , с изменениями Вернера Адерхольда и других (1978). Франц Шуберт, тематический список его произведений в хронологическом порядке ( New Schubert Edition , Series VIII Supplement, Volume 4). Кассель: Беренрейтер . ИСМН 9790006305148, ISBN 9783761805718 (на немецком языке)
- Хедли, Уильям (май 2003 г.). «Обзор компакт-диска Naxos 8.554470 (Сонаты Шуберта для фортепиано №№ 15 (Реликвия) и 20) в исполнении Йенё Яндо» . Музыкальная сеть . Проверено 1 января 2013 г.
- Ньюбоулд, Брайан (2007). «Заметки на вкладыше, Шуберт и его круг, TOCC0065» (PDF) . Классика токкаты. Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2015 г. Проверено 1 января 2013 г.
- Сатц, Дон (ноябрь 2003 г.). «Обзор цикла сонаты Шуберта Энтони Голдстоуна, том 3 (Divine Art 2-1204)» . Музыкальная сеть . Проверено 1 января 2013 г.
- Стэндфорд, Патрик (январь 2008 г.). «Превосходное исполнение – музыка Шуберта и его окружения» . Ящик для записей . Проверено 1 января 2013 г.
- Высокие отчеты маков . «Ян Манро: Неоконченное том 1 Шуберта (TP079)» . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 г. Проверено 1 января 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дойч, Отто Эрих (1995). Тематический каталог Шуберта. Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 0486286851 , 9780486286853
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано D. 840 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Иерусалимский музыкальный центр – Живые сессии JMC – Алон Гольдштейн – Соната Шуберта до мажор, D.840» . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
- Хавьер Арребола (2012). Неоконченные сонаты для фортепиано Франца Шуберта (PDF) . Очандо Пресс. ISBN 978-952-5959-36-9 .
- «Шуберт в исполнении Эрнста Крженека (блог, обсуждающий завершение строительства Крженека)» . Блог шеллакофилов. 17 января 2011 года . Проверено 02 апреля 2020 г.