Jump to content

Соната для фортепиано до мажор, D 840 (Шуберт)

Франца Шуберта , Соната для фортепиано до мажор D. 840 , получившая прозвище «Реликвия» после ее первой публикации в 1861 году, поскольку ошибочно полагали, что это было последнее произведение Шуберта. [ 1 ] была написана в апреле 1825 года , в то время как композитор одновременно работал над сонатой ля минор D. 845 . до мажор Шуберт отказался от сонаты , и полностью были закончены только первые две части , а также полностью написана трио-часть третьей части. Часть менуэта третьей части неполна и содержит необычные гармонические изменения, что позволяет предположить, что именно здесь Шуберт разочаровался и отказался от этой части, а затем и от сонаты. Последняя четвертая часть также неполная и резко заканчивается после 272 тактов .

Фрагменты сонаты сохранились в рукописях Шуберта, позднее произведение было собрано и опубликовано в неполном виде в 1861 году.

Движения

[ редактировать ]

I. Умеренный

До мажор , размер 4/4, сонатная форма

Продолжительность примерно 15-18 минут.

II. Анданте

До минор , размер 6/8, пятичастная форма рондо.

Продолжительность примерно 10 минут

III Менуэтто: Аллегретто – Трио.

Ля-бемоль мажор , 3/4 размера, неполная троичная форма. Фрагмент (заканчивается на такте 80 после возвращения основной темы в части B менуэта)

Весьма необычно то, что вступительная тема сразу повторяется, слегка приукрашенная, в ля мажоре , и реприза также начинается в этой тональности. Вероятно, тогда менуэт вернулся бы в ля-бемоль мажор. Трио исполнено в параллельном миноре, энгармонически обозначенном как соль-диез минор . [ 2 ]

IV. Рондо: Аллегро

До мажор. Фрагмент (заканчивается через 32 такта после начала разработки )

Даже в таком усеченном виде исполнение сонаты занимает примерно 30–35 минут.

Структура

[ редактировать ]

Эрнст Кренек изложил структуру каждой из четырех частей произведения в примечаниях, которые он внес в запись Рэя Лева в 1947 году. Кренек подробно описывает, как он составил завершение, включенное в запись, для незаконченных частей. По словам Кренека: [ 3 ]

  • Первая часть представляет «энергетически пульсирующий ритм, проходящий почти через всю пьесу». Необычно то, что вторая тема изначально звучит в си миноре , а не в ожидаемой доминанте соль мажор , которая появляется только ближе к концу экспозиции . В развитии также подчеркивается си минор, пока не произойдет ложное перепросмотр в другой неожиданной тональности си мажор ; фактическое перепросмотр следует в фа мажоре , и до мажор, наконец, возвращается с сильным повторением первой темы . «Вторая тема теперь появляется в ля миноре, и кода превращается в ля-бемоль, тональность, которая была затронута в начале части, так что ключевая схема целого завершается замечательной логикой».
  • Вторая часть представляет собой пятичастное рондо , «любопытно оживленное неустанным драйвом». Его первая тема, до минор вниз , включает в себя пропуски в септактах; его вторую, ля-бемоль мажор, характеризуют шестнадцатые ноты и драматические акценты. Бегущие шестнадцатые продолжаются по мере возвращения первой темы, после чего следует повторение второй темы до мажор и последнее, тихое изложение первой темы, завершающее часть.
  • Фрагментарная третья часть быстро меняется от ля-бемоль к ля-мажор вскоре после начала, «очень необычный ход», после чего Шуберт прекратил сочинение. Кренек предполагает, что Шуберт, возможно, намеревался завершить часть «перепросмотром, симметрично возвращающимся от ля к ля-бемоль мажор незадолго до конца». В завершение Кренек «написал краткий развивающий раздел, вновь представил тему в ля-бемоль и вернулся к ля-бемоль, добавив несколько тактов перехода к ля-бемоль минор, который является энгармонически ключевой тональностью трио, исключительно очаровательного лирическое произведение».
  • Для фрагментарной четвертой части Шуберт завершил первую и вторую темы экспозиции и ввел третью тему ля минор, производную от первой, чтобы открыть развитие, прежде чем прекратить работу над этой частью в форме рондо-сонаты. Кренек указывает, что его завершение разработало идею третьей темы и «дополнило ее быстрым модулирующим развитием первой темы и нормальным перепросмотром» немного меньшей длины, чем экспозиция. Его кода берет за основу третью тему и отсылает к первой теме первой части, «идее, на которую я чувствовал себя имеющим право, поскольку Шуберт намекнул на нее в конце финала Сонаты ля мажор».

Завершения

[ редактировать ]

Учитывая большой объем и объем материала, который Шуберт оставил для незавершенных частей, эта соната вдохновила различных композиторов и исполнителей на доработку. Некоторые из их работ, особенно написанные исполнителями, появились на пластинках. Среди них следующие:

  1. ^ Jump up to: а б с Приговор (2003)
  2. ^ Ньюбоулд, Брайан (1999). Шуберт: Музыка и человек . Издательство Калифорнийского университета. стр. 322–323. ISBN  9780520219571 .
  3. ^ Jump up to: а б Лев, Рэй (1947). Франц Шуберт – Соната для фортепиано No. 15 до мажор (неоконченные); Аллегретто до минор – Рэй Лев, пианист (78 об/мин). США: Общество концертных залов . Выпуск Б3.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Бенсон (2008) , с. 35
  5. ^ Jump up to: а б с д и Немецкий (1978) , с. 530
  6. ^ Издание Peters VN 12148 – 8376.
  7. ^ См . Вилли Каль : Список литературы о Франце Шуберте 1828–1928 (Регенсбург, Густав Боссе Верлаг: 1938), с. 123, запись 1482.
  8. ^ Jump up to: а б Берман (2002)
  9. ^ Benson (2008) , p. V
  10. ^ Jump up to: а б Бенсон (2008) , с. 24
  11. ^ Jump up to: а б Бенсон (2008) , с. 36
  12. ^ Высокие маки .
  13. ^ Хедли (2003) .
  14. ^ Ньюбоулд (2007) , стр. 3–6.
  15. ^ Стэнфорд (2008) .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Сонаты для фортепиано (в 2 руки) Франца Шуберта
Предшественник Система нумерации 21 сонаты
№ 15
Преемник
Система нумерации 23 сонат
№ 17
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f79e0a05ad52089c9d3c5b9900147bb3__1692400800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/b3/f79e0a05ad52089c9d3c5b9900147bb3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata in C major, D 840 (Schubert) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)