Соната для фортепиано ля минор, D 845 (Шуберт)
Соната для фортепиано ля минор D. 845 ( соч. 42) Франца Шуберта — соната для фортепиано соло. Написанная в мае 1825 года под названием Premiere Grande Sonata, это первая из трёх сонат, опубликованных при жизни композитора (остальные — D.850 и D.894) . Задуманные как набор, эти произведения были написаны в период, который, как сообщается, был для Шуберта относительно хорошим здоровьем и хорошим настроением, и их хвалят за качество и амбиции. В частности, эта первая соната знаменует собой значительный шаг на пути к зрелому стилю фортепианной сонаты композитора; формат и несколько характерных стилистических элементов продолжаются до последнего.
Движения
[ редактировать ]I. Умеренный
[ редактировать ]
Несовершеннолетний; Суммируя
Первая часть написана в нетипичной сонатной форме . [ 1 ] [ 2 ] Жалобная, несколько зловещая октавная фраза pianissimo unison, украшенная мордентом, открывает произведение контрастным аккордовым консеквентом . Ритмически сходные первый и второй сюжеты экспозиции структурно не разделены четко, и эта особенность продолжилась и позднее в неоднозначном переходе к репризе. Атмосферное и экспансивное развитие, необычное для своего времени, характеризуется ощущением замедления времени и блуждания и является ранним примером этой определяющей черты зрелых произведений Шуберта (см. развитие поздних сонат и струнного квинтета ). Относительный мажор до, а также субмедиант фа мажор играют важную структурную и драматическую роль в этой и более поздних частях. Движение в целом тихое и напряженное, акцентированное драматическими кульминациями и громкой кодой.
II. Анданте немного сдвинулся с места
[ редактировать ]
До мажор; Тема с вариациями - Andante poco mosso
Вторая часть состоит из пяти вариаций на простую двухчастную тему из 32 тактов с элементами контрапункта и хроматизма. Вариации обычно подвергаются прогрессивному ритмическому подразделению , с параллельной минорной вариацией, за которой следует ключевое изменение, которое подготавливает окончательный возврат к тонике для финальной вариации. Этот формат, избегающий тональной монотонности и создающий ощущение ухода и возвращения, идентичен формату Экспромта № 3 Шуберта в B ♭, D 935 (даже включая ключевые отношения) и типичен для поздних классических произведений в целом. Первый вариант вводит ускользающую хроматическую фигуру, которая сопровождает практически неизмененную тему. Вторая вариация представляет собой энергичное, обильно орнаментированное скерцандо с продолжающимися хроматическими и незначительными штрихами. Мрачная, драматическая третья вариация находится в параллельном миноре , с замечательным использованием диссонанса и акцентом на минорную секунду D♭. Эта нота подготавливает ключевое изменение субмедианта , A ♭ мажор , в четвертой вариации, виртуозную серию быстрых 32-х нот, в которой активно используются хроматизм и идиоматические фортепианные фигурации. Последняя вариация, снова до мажор, сравнительно проста, с повторяющимися аккордами в триолях восьмых нот и пасторальным характером. В нем сохраняется акцент на D ♭ из предыдущего варианта, а также на второстепенные ключевые части, связывающие воедино движение. Произведение заканчивается краткой кодой и плагальный ритм .
В большинстве печатных версий первая вариация не точна: после такта 43 отсутствуют 4 такта (соответствующие м. 20–23 темы). На это несоответствие впервые указал Пауль Бадура-Шкода . (Neue Zeitschrift für Musik 119, 1958, стр. 635–43). В издании Wiener Urtext содержится поправка с примечанием: «Отрывок, набранный мелким шрифтом — вставка, предложенная редактором — полностью отсутствует в [Первом издании], вероятно, из-за ошибки гравера при переходе на новую страницу. Немыслимо, чтобы Шуберт намеренно опустил здесь четыре меры, поскольку в остальных вариантах имеется полное соответствие». (Шуберт: Sämtliche Klaviersonaten Band 2 (Tirimo), стр. 241.) Первое издание является основным источником, поскольку сам автограф утерян.

III. Скерцо: Аллегро живое - Трио: Немного медленнее
[ редактировать ]Ля минор/мажор, Трио фа мажор; Аллегро виваче
В составной тройной форме темное, подвижное скерцо обыгрывает элементы первой части (в частности, последовательность аккордов VIVI из второй темы) и синтезирует, усиливает и суммирует гармонические и тематические отношения на протяжении всей сонаты - подход, который использовал Шуберт. в скерци в своих зрелых фортепианных сонатах. Необычная длина фраз, эффекты субито и неподготовленные отдаленные модуляции придают скерцо причудливый характер. Пасторальное трио фа мажор, плавная интерлюдия с мягкой динамикой, резко контрастирует.

IV. Рондо: Аллегро живое
[ редактировать ]Несовершеннолетний; Рондо – Аллегро оживленное
Эта часть выполнена в форме сонаты- рондо с укороченным перепросмотром. Тема рондо, подобная токкате, как и темы аллегро и скерцо, начинается с ля минора и вскоре переходит в до мажор. Последовательность аккордов VIVI, представленная в первой и третьей частях, снова появляется в промежуточных эпизодах. Движение экономично, особенно для финала Шуберта, и быстро заканчивается заключительной частью акселерандо .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таня Халбан (2 сентября 2013 г.). «Форма сонаты Шуберта: анализ Сонаты для фортепиано ля минор Шуберта D.845» . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Корен, Дэниел (1974). «Двусмысленность в перепросмотрах Шуберта». Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛХ (4): 568–582. дои : 10.1093/mq/LX.4.568 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано D.845 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Выступление Сеймура Липкина из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате