Jump to content

Соната для фортепиано ля минор, D 845 (Шуберт)

Соната для фортепиано ля минор D. 845 ( соч. 42) Франца Шуберта — соната для фортепиано соло. Написанная в мае 1825 года под названием Premiere Grande Sonata, это первая из трёх сонат, опубликованных при жизни композитора (остальные — D.850 и D.894) . Задуманные как набор, эти произведения были написаны в период, который, как сообщается, был для Шуберта относительно хорошим здоровьем и хорошим настроением, и их хвалят за качество и амбиции. В частности, эта первая соната знаменует собой значительный шаг на пути к зрелому стилю фортепианной сонаты композитора; формат и несколько характерных стилистических элементов продолжаются до последнего.

Движения

[ редактировать ]

I. Умеренный

[ редактировать ]
Часть I, первые такты

Несовершеннолетний; Суммируя

Первая часть написана в нетипичной сонатной форме . [ 1 ] [ 2 ] Жалобная, несколько зловещая октавная фраза pianissimo unison, украшенная мордентом, открывает произведение контрастным аккордовым консеквентом . Ритмически сходные первый и второй сюжеты экспозиции структурно не разделены четко, и эта особенность продолжилась и позднее в неоднозначном переходе к репризе. Атмосферное и экспансивное развитие, необычное для своего времени, характеризуется ощущением замедления времени и блуждания и является ранним примером этой определяющей черты зрелых произведений Шуберта (см. развитие поздних сонат и струнного квинтета ). Относительный мажор до, а также субмедиант фа мажор играют важную структурную и драматическую роль в этой и более поздних частях. Движение в целом тихое и напряженное, акцентированное драматическими кульминациями и громкой кодой.

II. Анданте немного сдвинулся с места

[ редактировать ]
Часть II, Тема

До мажор; Тема с вариациями - Andante poco mosso

Вторая часть состоит из пяти вариаций на простую двухчастную тему из 32 тактов с элементами контрапункта и хроматизма. Вариации обычно подвергаются прогрессивному ритмическому подразделению , с параллельной минорной вариацией, за которой следует ключевое изменение, которое подготавливает окончательный возврат к тонике для финальной вариации. Этот формат, избегающий тональной монотонности и создающий ощущение ухода и возвращения, идентичен формату Экспромта № 3 Шуберта в B ♭, D 935 (даже включая ключевые отношения) и типичен для поздних классических произведений в целом. Первый вариант вводит ускользающую хроматическую фигуру, которая сопровождает практически неизмененную тему. Вторая вариация представляет собой энергичное, обильно орнаментированное скерцандо с продолжающимися хроматическими и незначительными штрихами. Мрачная, драматическая третья вариация находится в параллельном миноре , с замечательным использованием диссонанса и акцентом на минорную секунду D♭. Эта нота подготавливает ключевое изменение субмедианта , A ♭ мажор , в четвертой вариации, виртуозную серию быстрых 32-х нот, в которой активно используются хроматизм и идиоматические фортепианные фигурации. Последняя вариация, снова до мажор, сравнительно проста, с повторяющимися аккордами в триолях восьмых нот и пасторальным характером. В нем сохраняется акцент на D ♭ из предыдущего варианта, а также на второстепенные ключевые части, связывающие воедино движение. Произведение заканчивается краткой кодой и плагальный ритм .

В большинстве печатных версий первая вариация не точна: после такта 43 отсутствуют 4 такта (соответствующие м. 20–23 темы). На это несоответствие впервые указал Пауль Бадура-Шкода . (Neue Zeitschrift für Musik 119, 1958, стр. 635–43). В издании Wiener Urtext содержится поправка с примечанием: «Отрывок, набранный мелким шрифтом — вставка, предложенная редактором — полностью отсутствует в [Первом издании], вероятно, из-за ошибки гравера при переходе на новую страницу. Немыслимо, чтобы Шуберт намеренно опустил здесь четыре меры, поскольку в остальных вариантах имеется полное соответствие». (Шуберт: Sämtliche Klaviersonaten Band 2 (Tirimo), стр. 241.) Первое издание является основным источником, поскольку сам автограф утерян.

Скерцо

III. Скерцо: Аллегро живое - Трио: Немного медленнее

[ редактировать ]

Ля минор/мажор, Трио фа мажор; Аллегро виваче

В составной тройной форме темное, подвижное скерцо обыгрывает элементы первой части (в частности, последовательность аккордов VIVI из второй темы) и синтезирует, усиливает и суммирует гармонические и тематические отношения на протяжении всей сонаты - подход, который использовал Шуберт. в скерци в своих зрелых фортепианных сонатах. Необычная длина фраз, эффекты субито и неподготовленные отдаленные модуляции придают скерцо причудливый характер. Пасторальное трио фа мажор, плавная интерлюдия с мягкой динамикой, резко контрастирует.

Финал

IV. Рондо: Аллегро живое

[ редактировать ]

Несовершеннолетний; Рондо – Аллегро оживленное

Эта часть выполнена в форме сонаты- рондо с укороченным перепросмотром. Тема рондо, подобная токкате, как и темы аллегро и скерцо, начинается с ля минора и вскоре переходит в до мажор. Последовательность аккордов VIVI, представленная в первой и третьей частях, снова появляется в промежуточных эпизодах. Движение экономично, особенно для финала Шуберта, и быстро заканчивается заключительной частью акселерандо .

  1. ^ Таня Халбан (2 сентября 2013 г.). «Форма сонаты Шуберта: анализ Сонаты для фортепиано ля минор Шуберта D.845» . Проверено 2 сентября 2013 г.
  2. ^ Корен, Дэниел (1974). «Двусмысленность в перепросмотрах Шуберта». Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛХ (4): 568–582. дои : 10.1093/mq/LX.4.568 .
[ редактировать ]
Сонаты для фортепиано (в 2 руки) Франца Шуберта
Предшественник АГА , Серия 10 (15 сонат)
№ 9
Преемник
Предшественник Система нумерации 21 сонаты
№ 16
Преемник
Система нумерации 23 сонат
№ 18
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ec904202d96ae77d32c450cf9bc80a9__1723170300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/a9/3ec904202d96ae77d32c450cf9bc80a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata in A minor, D 845 (Schubert) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)