Эдуард Эрдманн
Эдуард Эрдманн (5 марта 1896 — 21 июня 1958) — балтийско-немецкий пианист и композитор .
Эрдманн родился в Вендене (Цесис) губернии Ливонской . Он был внучатым племянником философа Иоганна Эдуарда Эрдмана . Его первые музыкальные занятия были в Риге , где его учителями были Брор Мёллерстен и Жан дю Частен (фортепиано) и Харальд Крейцбург (гармония и контрапункт). С 1914 года он учился игре на фортепиано в Берлине у Конрада Ансоржа и композиции у Хайнца Тиссена . В 1920-х — начале 1930-х годов его имя часто упоминалось среди ведущих композиторов Германии. Более того, Эрдманн имел международную репутацию выдающегося концертирующего пианиста, чей репертуар включал Бетховена и пропаганду современной музыки. В 1925 году он дал премьеру Сонаты для фортепиано Артура Шнабеля на Венецианском фестивале ISCM. [ 1 ]
С 1925 года он был профессором фортепиано в Кёльнской музыкальной академии, но в 1935 году нацисты вынудили его уйти в отставку и стал « внутренним изгнанником », почти ничего не сочиняя до окончания Второй мировой войны. Он вступил в нацистскую партию в 1937 году; хотя он и не симпатизировал национал-социализму, его решением было избежать преследований со стороны правительства, чтобы он мог продолжать работать, как и несколько других немецких музыкантов того времени. Этот поступок испортил его послевоенную репутацию, и она не восстановилась при его жизни. [ 2 ] Он возобновил преподавание в качестве профессора фортепиано в Высшей школе музыки в Гамбурге в 1950 году, но умер от сердечного приступа в 1958 году. Среди его учеников в Гамбурге были Алоис и Альфонс Контарски . Интерес к его собственной музыке возродился незначительно, и все его произведения после Второй мировой войны остаются в рукописях; учитывая его известность в межвоенный период, до сих пор ему уделяется удивительно мало внимания, но в 2006 году лейбл cpo начал выпускать серию компакт-дисков с его оркестровыми произведениями.
Эрдманн привлек внимание критиков как композитор благодаря сенсационному успеху своей Первой симфонии (посвященной Альбану Бергу ) в 1919 году. Он также был близким другом Ферруччо Бузони ученика Филиппа Ярнаха , а также Эрнста Кренека , Артура Шнабеля и Эмиля Нольде. . Подобно Тиссену и Шнабелю, он был глубоко впечатлен шенберговским и бергианским экспрессионизмом , но не принял метод двенадцати нот , предпочитая свободный и часто полностью хроматический словарь с небольшим чувством тональности или вообще без него. Его общий объем произведений весьма невелик и, что удивительно, содержит очень мало фортепианной музыки: но он включает четыре симфонии, № 3 и 4, датированные после Второй мировой войны и, следовательно, до сих пор не опубликованные (хотя Третья симфония была записана и выпущена на CPO). этикетка с опусом Каприччи 21). [ 3 ] Еще в 1920 году Эрдманн выдвинул кредо, в котором он заявил, что выступает против крайнего индивидуализма в музыке от Людвига ван Бетховена до Арнольда Шёнберга , и вместо этого посвятил себя созданию более объективной музыки, характеризующейся тем, что он называл «формами третьего лица». ' созданный композиторами от Генриха Шютца до Антона Брукнера .
В период с 1921 по 1943 год Эрдманн часто выступал с австралийской скрипачкой Альмой Муди , жившей в Германии. [ 4 ] Эрдманн посвятил свою Сонату для скрипки соло, соч. 12 (1921) ей, и премьера состоялась в Берлине в октябре 1921 года. [ 5 ] Австрало-английский критик Уолтер Дж. Тернер написал о сольном концерте, который он слышал в Лондоне в апреле 1934 года: «Это был лучший скрипичный фортепианный дуэт, который я когда-либо слышал». Их последний совместный концерт состоялся 4 марта 1943 года, за три дня до смерти Альмы Муди, когда они были в середине цикла сонат Бетховена.
Список работ
[ редактировать ]- An den Frühling для скрипки и фортепиано, соч. 1
- «Ам Гардазее» , тональная поэма, соч. 4 (уничтожено)
- 7 багателей для фортепиано, соч.
- 5 маленьких фортепианных пьес, соч. 6
- Фокстрот до мажор (посвящается Эрнсту Кренеку )
- Рондо для оркестра, соч. 9
- Симфония № 1, соч. 10
- Соната для скрипки соло, соч. 12 (посвящается Альме Муди )
- Симфония № 2, соч. 13
- Die entsprungene Insel , оперетта, соч. 14 (никогда не забивал)
- Фортепианный концерт, соч. [ 6 ]
- Стендхен для малого оркестра, соч. 16
- Струнный квартет, соч. 17
- Концертино (Рапсодия и Рондо) для фортепиано с оркестром, соч. 18
- Симфония № 3, соч. 19 (неопубликовано)
- Симфония № 4, соч. 20 (неопубликовано)
- Каприччи для оркестра, соч. 21 (неопубликовано)
- Монограммы - маленькая серенада для оркестра, соч. 22 (неопубликовано)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е изд., 1954, Эрик Блом . ред.
- ^ «Композитор. Эдуард Эрдманн» . classicarchives.com . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ См. номер CPO 777 068-2, записанный 2–10 января 2004 г.
- ^ Лаки, Питер (27 августа 1995 г.). «Барток и его мир» . Издательство Принстонского университета . Проверено 6 апреля 2024 г. - через Google Книги.
- ↑ Эдуард Эрдманн. Архивировано 20 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Описание фортепианного концерта» . Проверено 26 января 2010 г.
- 1896 рождений
- 1958 смертей
- Люди из Цесиса
- Люди из Крайса Вендена
- Люди балтийского немецкого происхождения
- Члены нацистской партии
- Немецкие композиторы XX века
- Классические пианисты 20 века
- немецкие классические пианисты
- Немецкие музыкальные преподаватели
- Мужские классические пианисты
- Преподаватели фортепиано
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Эмигранты из Российской империи в Германию