Альма Муди

Альма Мэри Темплтон Муди (12 сентября 1898 г.) [ 1 ] — 7 марта 1943) — австралийский скрипач , заслуживший прекрасную репутацию в Германии в 1920-х и 1930-х годах. [ 2 ] [ 3 ] В межвоенные годы ее считали выдающейся скрипачкой. [ 4 ] и она представила скрипичные концерты Курта Аттерберга , Ганса Пфицнера и Эрнста Кренека . Она и Макс Росталь считались величайшими сторонниками традиции Карла Флеша . [ 5 ] Она стала преподавателем в консерватории Хоха во Франкфурте. Однако Альма Муди не делала никаких записей. [ 6 ] [ 7 ] и она появляется в очень немногих справочных источниках. Несмотря на прежнюю известность, ее имя на долгие годы стало практически неизвестным. Она появлялась в более ранних выпусках словарей Гроува и Бейкера, но не появляется в более поздних изданиях. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Альма Мэри Темплтон Муди родилась 12 сентября 1898 года в регионе Квинсленд , Австралия, в семье Уильяма Темплтона Муди и его жены Сьюзен (урожденная Макклафферти). [ 8 ] [ 9 ] Некоторые источники говорят, что она родилась в Маунт-Морган . [ 6 ] [ 10 ] другие в Рокгемптоне . [ 1 ] [ 11 ]
Она была единственным ребенком. Ее отец, торговец скобяными изделиями из Эйршира , Шотландия , умер 9 июля 1899 года, когда ей было меньше года. [ 12 ] [ 13 ] Ее мать, учительница музыки, была дочерью ирландских иммигрантов. [ 14 ]
Она училась игре на скрипке в Маунт-Морган, сначала ее овдовевшая мать с самого раннего возраста преподавала ее, а с 5 лет - Луи Д'Хаге в Рокгемптоне. [ 14 ] [ 8 ] [ 15 ] Она появилась на публичных концертах в возрасте 6 лет – выступление в Рокгемптоне в октябре 1904 года было описано местным репортером The Morning Bulletin : «Ее исполнение «Berceuse» Ренара в сопровождении на фортепиано герра Хейджа показало возможность создания удивительных музыкальных произведений. таланты развивались в очень молодом возрасте. Исполнительские способности, проявленные в этом, и пьеса на бис - «Канцонетта» (Добе) - были, безусловно, замечательными». [ 16 ] В 1905 году она с отличием сдала экзамены по игре на скрипке и получила максимальный балл. [ 17 ]
В 1907 году, в возрасте 9 лет, она получила стипендию Брюссельской консерватории . [ 14 ] [ 18 ] где она училась у Оскара Бэка в течение трех лет под общим руководством Сезара Томсона (позже, когда она добилась известности, Бэк и Томсон оба утверждали, что были ее основным учителем). [ 6 ] Ее сопровождала мать, которая оставалась с ней до ее смерти, когда Альме было 20 лет. В 1913 году ее рекомендовали Максу Регеру , который, услышав ее пьесу, написал своему покровителю герцогу Георгу Саксен-Майнингенскому :
Сегодня за меня играла 13-летняя девочка (ей на самом деле тогда было 15) — англичанка; у нее самый большой скрипичный талант, с которым я когда-либо сталкивался. 13-летний мальчик играл мне сольные сонаты Баха, сонаты, которые труднее всего играть во всей литературе скрипичной музыки... Мне не стыдно признаться, что у меня на глазах были слезы, пока это нежное 13 -летний ребенок играл для меня. Наш Господь Бог наверняка сотворил одно из Своих чудес. [ 6 ]
В Майнингене Айзенах Альма Муди играли и Хильдбургхаузен концерты под управлением Регера. [ 6 ] и она появилась с ним на концерте. [ 19 ] Регер также рекомендовал ее другим организаторам концертов. [ 20 ] В 1914 году он посвятил ей свою Präludium und Fuge для скрипки соло, соч. 131а, № 4. [ 6 ] Детей у Регеров не было, и Макс и Альма на какое-то время стали как отец и дочь. Ее мать планировала вернуться в Австралию, оставив Альму на попечении Макса и Эльзы Регер , но начало Первой мировой войны означало, что она не могла покинуть Европу. [ 6 ] Муди оставались в Майнингене в течение первых нескольких месяцев войны, а затем переехали в Брюссель . Регер умер в 1916 году, так и не увидев Альму снова. [ 6 ] Для Альмы и ее матери в Брюсселе были очень тяжелые времена. Альма похудела и заболела и утверждала, что не прикасалась к скрипке четыре года. Ее мать умерла от чахотки или гриппа весной 1918 года. [ 6 ]
Альма вернулась в Германию в октябре 1918 года, где жила в замке XII века в горах Гарца под опекой Фюрста Кристиана Эрнста цу Штольберга и Вернигероде. Неизвестно, как она с ним связалась. Однако именно здесь она встретила своего будущего мужа. Она хотела возобновить свою игру на скрипке, которая сильно ухудшилась во время войны, и в ноябре 1919 года связалась с Карлом Флешем , который согласился принять ее в ученицы. Она продолжала брать уроки у Флеша на протяжении всей своей туристической карьеры и после рождения сына. Флеш особенно любил Альму Муди (он писал: «Из всех учеников моего курса мне больше всего нравилась Альма Муди»). [ 6 ]
Она сделала Германию своим домом и больше не вернулась в Австралию. [ 6 ] [ 18 ] В Берлине 6 ноября 1919 года с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Макса фон Шиллингса она исполнила премьеру Скрипичного концерта ми минор, соч. 7 Курта Аттерберга . [ 6 ] В сезоне 1922–23 годов она дала девяносто концертов, семьдесят из них за семь месяцев, в рамках турне, в ходе которого она посетила Швейцарию, Италию, Париж, Берлин и «Восток». [ 6 ]
С 1922 года (или ранее) швейцарский бизнесмен Вернер Рейнхарт стал движущей силой ее карьеры, и она стала регулярной гостьей в его домах в Винтертуре и других местах, где она познакомилась с большинством выдающихся имен на современной музыкальной сцене. дня. Именно Рейнхарт подарил ей скрипку Гварнериуса , ранее принадлежавшую Фрицу Крейслеру . [ 6 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Через Рейнхарта в 1923 году она познакомилась с поэтом Райнером Марией Рильке , который был очень впечатлен ее игрой. Он писал в письме: «Какой звук, какое богатство, какая решительность. Это и « Сонеты к Орфею », это были две струны одного голоса. И играет она преимущественно Баха! Мюзо получила свое музыкальное крещение... ." [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] И именно благодаря Рейнхарту она присутствовала и выступала на многих фестивалях Международного общества современной музыки (ISCM). [ 6 ]
Она защищала музыку Ганса Пфицнера. [ 27 ] и он посвятил свой Скрипичный концерт си минор, соч. 34 (1923 г.) ей. Премьера состоялась в Нюрнберге 4 июня 1924 года под управлением композитора. [ 28 ] [ 29 ] Муди стал его ведущим исполнителем и исполнил его более 50 раз в Германии с такими дирижерами, как Пфицнер, Вильгельм Фуртвенглер , Ганс Кнаппертсбуш , Герман Шерхен , Карл Мук , Карл Шурихт и Фриц Буш . В то время концерт Пфицнера считался самым важным дополнением к скрипичному концертному репертуару со времен первого концерта , Макса Бруха хотя в наши дни он выпал из репертуара большинства скрипачей.
Между 1921 годом и своей смертью в 1943 году Альма Муди часто появлялась с латвийским пианистом и композитором Эдуардом Эрдманном , например, в «Скрипичной сонате» Пфицнера, посвященной Муди. [ 30 ] Собственная соната Эрдмана для скрипки соло, соч. Ей был посвящен № 12 (1921), премьера которого состоялась в Берлине в октябре 1921 года. [ 31 ] Австрало-английский критик Уолтер Дж. Тернер написал о сольном концерте, который он слышал в Лондоне в апреле 1934 года: «Это был лучший скрипичный фортепианный дуэт, который я когда-либо слышал». Их последний совместный концерт состоялся 4 марта 1943 года, за три дня до ее смерти, когда они были в середине цикла сонат Бетховена . [ 6 ]
Эрнст Кренек женился на Анне Малер (дочери Густава Малера ) в марте 1924 года, когда Кренек заканчивал свой Скрипичный концерт № 1, соч. 29. Альма Муди помогала Кренеку, но не с озвучкой партии скрипки, а с получением финансовой помощи от Вернера Рейнхарта в то время, когда в Германии была гиперинфляция. В благодарность Кренек посвятил концерт Муди, и она представила его премьеру 5 января 1925 года в Дессау . Тем временем брак Кренека с Анной Малер распался, и их развод стал окончательным через несколько дней после премьеры. [ 32 ] Кренек не присутствовал на премьере, но у него был роман с Муди. [ 33 ] который был описан как «недолговечный и сложный». [ 6 ] Ему так и не удалось услышать, как она играет на концерте, но он «увековечил некоторые аспекты ее личности в образе Аниты в своей опере «Джонни spielt auf ». [ 6 ] Кренек также посвятил свою Сонату для скрипки соло, соч. 33 — Альме Муди в 1924 году.
Игорь Стравинский аранжировал сюиту из отрывков из «Пульчинеллы» для скрипки и фортепиано, назвав ее «Сюита из тем, фрагментов и пьес Перголези». Альма Муди представила ее вместе с композитором во Франкфурте 25 ноября 1925 года, и они исполнили ее на ряде других публичных мероприятий. [ 6 ] Они также играли в доме Вернера Рейнхарта в Винтертуре. Стравинский охарактеризовал ее как «отличную». [ 34 ] Возможно, он также задумал пару аранжировок из «Жар-птицы» с мыслью о Муди. [ 35 ]
Артур Никиш писал о ней Карлу Флешу из Лейпцига в декабре 1925 года: «Для меня эта девушка - явление настолько восхитительное в художественном отношении, что я считаю своим естественным долгом продвигать интересы этого благословенного создания, насколько я могу». Леопольд Ауэр также услышал ее и очень уважал ее. [ 6 ]
Альма Муди считалась одной из важнейших интерпретаторов произведений Брамса для скрипки. [ 18 ] Герман Ройтер цитирует ее слова: «Чтобы понять величие и глубину выражения музыки Брамса, человеку должно быть не менее сорока». [ 36 ] Ройтер участвовал во многих концертах с Альмой Муди и посвятил свою Рапсодию для скрипки и фортепиано, соч. 51 (1939), ей. [ 37 ]
18 декабря 1927 года она вышла замуж за Александра Бальтазара Альфреда Шпенглера. [ 38 ] немецкий адвокат, став третьей из шести его жен, и у них родилось двое детей. Первоначально они жили в Кельне . Он был равнодушен к ее карьере, а она устала от постоянных разъездов, поэтому после этого выступала реже. [ 6 ] Она преподавала игру на скрипке в консерватории Хоха во Франкфурте , где продолжила педагогическую традицию Карла Флеша. [ 6 ] Среди ее учеников были Гюнтер Кер , Мария Томан (дочь Иштвана Томана ), Лия Любошюц , Мэй Харрисон , Ирма Зейде и Тельма Гивен . [ 39 ]
Шпенглер часто путешествовал за границу; когда он был дома, он был требователен и неверен. Альма начала пить и курить и обнаружила, что ей нужны снотворные; позже ее рука с луком начала бесконтрольно дрожать, что привело к тому, что она стала пить еще больше и принимать еще больше снотворных.
Альма Муди умерла 7 марта 1943 года в возрасте 44 лет во время воздушного налета на Франкфурт. [ 1 ] [ 6 ] [ 40 ] хотя бомбы не были причиной ее смерти. Врач сообщил, что она умерла случайно от тромбоза, вызванного смесью алкоголя и таблеток, которые она приняла, но ряд ее близких друзей считали ее смерть самоубийством. [ 6 ] [ 22 ] В ее некрологе, написанном критиком Карлом Холлом, делается вывод: «Ее игра на скрипке замолчала. Но она оставляет после себя звучание редкой чистоты. Ее имя всегда останется именем женской личности в истории музыки». [ 6 ]
Концертные выступления
[ редактировать ]Помимо упомянутых выше выступлений, Альма Муди выступала:
- Концерт Баха для двойной скрипки ре минор
- с Георгом Куленкампфом и Берлинским филармоническим оркестром (BPO) (15 декабря 1927 г.) [ 6 ]
- с Риле Келинг и BPO под руководством Вильгельма Фуртвенглера (Берлин, декабрь 1933 г.) [ 41 ]
- Концерт Баха ми мажор
- Концерт Брамса ре мажор :
- с Майнингер Хофкапелле под управлением Макса Регера ( Айзенах , 6 декабря 1913; Хильдбургхаузен , 7 декабря; Майнинген , 9 декабря; на этих концертах она также играла Сюиту Регера в Старом стиле , соч. 93, с композитором за фортепиано) [ 6 ]
- под командованием Фолькмара Андреа ( Цюрих , ноябрь 1921 г.)
- с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Бруно Вальтера (Лондон)
- Концерт Бузони (Лондон, 1934 г.) [ 42 ] (Возможно, это тот же случай, что и ее выступление в Лондоне 12 апреля 1934 года с Лондонским филармоническим оркестром под управлением сэра Томаса Бичема. [ 43 ] )
- Концерт Дворжака ля минор ( Дуйсбург , октябрь 1921; Карл Флеш отклонился от своего гастрольного графика, чтобы послушать ее) [ 6 ]
- Концерт Глазунова ля минор с Фуртвенглером ( Вена , ноябрь 1921 г.) [ 41 ]
- Лало Испанская симфония , BPO (Берлин, 12 декабря 1919 г.) [ 6 ]
- Концерт Мендельсона ми минор с Фуртвенглером ( Лейпциг , 1923) [ 41 ]
- Моцарт «Концерт ре мажор» (это может относиться как к № 2, так и к № 4 ) под управлением Питера Хейгеля , BPO (Берлин, 12 декабря 1919 г.) [ 6 ]
- Концерт Паганини ре мажор под управлением Макса фон Шиллингса , BPO (Берлин, 6 ноября 1919 г.) [ 6 ]
- Концерт Пфицнера си минор (Берлин и Лейпциг, 1924; ее 50-е выступление состоялось во Фленсбурге , март 1929 года; Гевандхаус , Лейпциг , январь 1935 года) [ 6 ] [ 41 ]
- Макса фон Шиллингса Концерт для скрипки с оркестром , соч. 25 лет, композитор, дирижер BPO (Берлин, 12 декабря 1919 г.) [ 6 ]
Посмертное признание
[ редактировать ]В 1943 году Карл Хёллер написал свою Сонату для скрипки № 2 соль минор, соч. 33 в память об Альме Муди. [ 44 ]
Австралийский композитор Дэвид Осборн написал скрипичный концерт под названием «Картины Альмы» , премьера которого состоялась 30 мая 2010 года Рошель Брайсон и оркестром салона Raga Dolls в зале Iwaki Auditorium, ABC Southbank Centre, Мельбурн . [ 45 ]
Осборн объяснил в интервью перед выступлением на канале ABC Classic FM , что работа была призвана изобразить Альму Муди в музыке на разных этапах ее жизни. Он назвал его «Картинки Альмы», так как понял, что ее фотографий не сохранилось, но, как выяснилось, некоторые из них есть. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вена, Трио Альтенбергов. «Альтенберг Трио Вена - база данных ансамбля» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Домашняя страница Карла Ф. Флеша» . Архивировано из оригинала 20 марта 2013 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ↑ Джозеф Сигети в «Сигети на скрипке» называет ее «прекрасной австралийской скрипачкой Альмой Муди, малоизвестной за пределами Германии…»
- ^ Санчес-Пенсо, Хосе. «Карл Флеш Хосе Санчес-Пенсо» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Премия Коттмана» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Дрейфус, ФК (2003). Альма Муди и ландшафт одаренности . Австралазийские музыкальные исследования, 7 , 1–14.
- ^ Интернет (Великобритания), Музыка на. «Концерт Чампи и Астрюка [JW]: Обзоры классических компакт-дисков - апрель 2003 г. MusicWeb (Великобритания)» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Музыкальное чудо горы Морган» . Gympie Times и газета Mary River Mining Gazette . Том. XXXVI, нет. 4748. Гимпи , Квинсленд. 22 октября 1904 г. с. 6. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 16 января 2017 г. - через Национальную библиотеку Австралии .
- ^ «Детали записи Альмы Мэри Темплтон Муди» . Рождения, смерти и браки . Правительство Квинсленда . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Музыкальное чудо» . Warwick Examiner и Times . Квинсленд, Австралия. 5 ноября 1904 г. с. 3. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 14 июня 2020 г. - через Trove.
- ^ «Хессишер билдунгссервер» . djaco.bildung.hessen.de . Архивировано из оригинала 26 июля 2015 года . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ «Детали записи Уильяма Темплтона Муди» . Рождения, смерти и браки . Правительство Квинсленда . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Семейные уведомления» . Брисбенский курьер . Квинсленд, Австралия. 11 июля 1899 г. с. 4. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 14 июня 2020 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б с «Рокгемптон, Квинсленд» . Католическая пресса . № 603. Новый Южный Уэльс, Австралия. 11 июля 1907 г. с. 22. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 16 января 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии. Примечание: включает фотографию Альмы Муди.
- ^ Макдональд, Лорна Л. «Д'Хаге, Людвиг (1863–1960)». Австралийский биографический словарь . Национальный центр биографии Австралийского национального университета. Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г. - из Австралийского биографического словаря.
- ^ «Концерт клуба «Орфей». Несомненный успех» . Утренний бюллетень . Том. LXVI, нет. 12123. Рокгемптон , Квинсленд. 14 октября 1904 г. с. 6. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 16 января 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ КОРОЛЕВСКОГО АССОЦИИРОВАННОГО СОВЕТА» . Утренний бюллетень . Квинсленд, Австралия. 22 июля 1905 г. с. 8. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 14 июня 2020 г. - через Trove.
- ^ Jump up to: а б с «Досуг и развлечения: аспекты популярной культуры на горе Морган» (PDF) . 24 августа 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 августа 2006 г. . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Кунстлер» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Регер, Макс. Десять подписанных писем с автографами (« . Архивировано из оригинала 22 сентября 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 года .
- ^ «Инструменты Джузеппе Гварнери дель Джезу, перечисленные Хиллом» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «cozio.com» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ «cozio.com» . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ «Рильке у Музота (1923)» . Архивировано из оригинала 28 марта 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Р.М. Рильке – Музыка как метафора» . Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Краткая биография Рильке» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Катер, Майкл Х. (23 декабря 1999 г.). Композиторы нацистской эпохи: восемь портретов . Издательство Оксфордского университета. п. 146 . ISBN 978-0-19-509924-9 . Проверено 6 февраля 2017 г. - из Интернет-архива.
Альма Муди 1900.
- ^ «ASO – Сложная дружба: Ганс Пфицнер и Бруно Вальтер» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Американский симфонический оркестр» . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года.
- ^ Лейк, Питер (1 января 1995 г.). Барток и его мир Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00633-4 . Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «Эдуард Эрдманн» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Ответы — самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Обзоры | Classical-Music.com» . Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Полный текст «Автобиографии Игоря Стравинского» » . WW Нортон и компания. 1962 год . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Примечания к программе театра Миллера» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ «Точка зрения композитора» .
- ^ «Schott Music – Shop – Герман Ройтер – Рапсодия» . 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г.
- ^ Гроув V называет его «Стенглер».
- ^ «Большие книги.com» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ Словари Гроува и Бейкера
- ^ Jump up to: а б с д и «Société Wilhem Furtwängler – L'homme, l'association et son actualité» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е изд.
- ^ "Поиск" . Проверено 6 февраля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Жан Лоран – этапы жизни музыканта и педагога» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ «Подробности о музыке ABC Classic FM: воскресенье, 30 мая 2010 г.» . Австралийская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дрейфус, Кей (2013). Невеста Синей Бороды: Альма Муди, скрипачка . Парквуд, Виктория: Lyrebird Press. ISBN 978-0-7340-3776-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1898 рождений
- 1943 смертей
- Люди из Рокгемптона
- Австралийские классические скрипачи
- Австралийские женщины-скрипачки
- Австралийские эмигранты в Германии
- Выпускники Королевской консерватории Брюсселя
- Академический состав консерватории Хоха
- Классические скрипачи ХХ века
- Австралийские музыканты 20-го века
- Женщины-классические скрипачки
- Женщины-музыканты 20-го века
- Смертность от наркотиков в Германии
- Смертность от тромбоза