Jump to content

Альма Муди

Альма Муди, ок. 1923 год

Альма Мэри Темплтон Муди (12 сентября 1898 г.) [ 1 ] — 7 марта 1943) — австралийский скрипач , заслуживший прекрасную репутацию в Германии в 1920-х и 1930-х годах. [ 2 ] [ 3 ] В межвоенные годы ее считали выдающейся скрипачкой. [ 4 ] и она представила скрипичные концерты Курта Аттерберга , Ганса Пфицнера и Эрнста Кренека . Она и Макс Росталь считались величайшими сторонниками традиции Карла Флеша . [ 5 ] Она стала преподавателем в консерватории Хоха во Франкфурте. Однако Альма Муди не делала никаких записей. [ 6 ] [ 7 ] и она появляется в очень немногих справочных источниках. Несмотря на прежнюю известность, ее имя на долгие годы стало практически неизвестным. Она появлялась в более ранних выпусках словарей Гроува и Бейкера, но не появляется в более поздних изданиях. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Альма Мэри Темплтон Муди родилась 12 сентября 1898 года в регионе Квинсленд , Австралия, в семье Уильяма Темплтона Муди и его жены Сьюзен (урожденная Макклафферти). [ 8 ] [ 9 ] Некоторые источники говорят, что она родилась в Маунт-Морган . [ 6 ] [ 10 ] другие в Рокгемптоне . [ 1 ] [ 11 ]

Она была единственным ребенком. Ее отец, торговец скобяными изделиями из Эйршира , Шотландия , умер 9 июля 1899 года, когда ей было меньше года. [ 12 ] [ 13 ] Ее мать, учительница музыки, была дочерью ирландских иммигрантов. [ 14 ]

Она училась игре на скрипке в Маунт-Морган, сначала ее овдовевшая мать с самого раннего возраста преподавала ее, а с 5 лет - Луи Д'Хаге в Рокгемптоне. [ 14 ] [ 8 ] [ 15 ] Она появилась на публичных концертах в возрасте 6 лет – выступление в Рокгемптоне в октябре 1904 года было описано местным репортером The Morning Bulletin : «Ее исполнение «Berceuse» Ренара в сопровождении на фортепиано герра Хейджа показало возможность создания удивительных музыкальных произведений. таланты развивались в очень молодом возрасте. Исполнительские способности, проявленные в этом, и пьеса на бис - «Канцонетта» (Добе) - были, безусловно, замечательными». [ 16 ] В 1905 году она с отличием сдала экзамены по игре на скрипке и получила максимальный балл. [ 17 ]

В 1907 году, в возрасте 9 лет, она получила стипендию Брюссельской консерватории . [ 14 ] [ 18 ] где она училась у Оскара Бэка в течение трех лет под общим руководством Сезара Томсона (позже, когда она добилась известности, Бэк и Томсон оба утверждали, что были ее основным учителем). [ 6 ] Ее сопровождала мать, которая оставалась с ней до ее смерти, когда Альме было 20 лет. В 1913 году ее рекомендовали Максу Регеру , который, услышав ее пьесу, написал своему покровителю герцогу Георгу Саксен-Майнингенскому :

Сегодня за меня играла 13-летняя девочка (ей на самом деле тогда было 15) — англичанка; у нее самый большой скрипичный талант, с которым я когда-либо сталкивался. 13-летний мальчик играл мне сольные сонаты Баха, сонаты, которые труднее всего играть во всей литературе скрипичной музыки... Мне не стыдно признаться, что у меня на глазах были слезы, пока это нежное 13 -летний ребенок играл для меня. Наш Господь Бог наверняка сотворил одно из Своих чудес. [ 6 ]

В Майнингене Айзенах Альма Муди играли и Хильдбургхаузен концерты под управлением Регера. [ 6 ] и она появилась с ним на концерте. [ 19 ] Регер также рекомендовал ее другим организаторам концертов. [ 20 ] В 1914 году он посвятил ей свою Präludium und Fuge для скрипки соло, соч. 131а, № 4. [ 6 ] Детей у Регеров не было, и Макс и Альма на какое-то время стали как отец и дочь. Ее мать планировала вернуться в Австралию, оставив Альму на попечении Макса и Эльзы Регер , но начало Первой мировой войны означало, что она не могла покинуть Европу. [ 6 ] Муди оставались в Майнингене в течение первых нескольких месяцев войны, а затем переехали в Брюссель . Регер умер в 1916 году, так и не увидев Альму снова. [ 6 ] Для Альмы и ее матери в Брюсселе были очень тяжелые времена. Альма похудела и заболела и утверждала, что не прикасалась к скрипке четыре года. Ее мать умерла от чахотки или гриппа весной 1918 года. [ 6 ]

Альма вернулась в Германию в октябре 1918 года, где жила в замке XII века в горах Гарца под опекой Фюрста Кристиана Эрнста цу Штольберга и Вернигероде. Неизвестно, как она с ним связалась. Однако именно здесь она встретила своего будущего мужа. Она хотела возобновить свою игру на скрипке, которая сильно ухудшилась во время войны, и в ноябре 1919 года связалась с Карлом Флешем , который согласился принять ее в ученицы. Она продолжала брать уроки у Флеша на протяжении всей своей туристической карьеры и после рождения сына. Флеш особенно любил Альму Муди (он писал: «Из всех учеников моего курса мне больше всего нравилась Альма Муди»). [ 6 ]

Она сделала Германию своим домом и больше не вернулась в Австралию. [ 6 ] [ 18 ] В Берлине 6 ноября 1919 года с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Макса фон Шиллингса она исполнила премьеру Скрипичного концерта ми минор, соч. 7 Курта Аттерберга . [ 6 ] В сезоне 1922–23 годов она дала девяносто концертов, семьдесят из них за семь месяцев, в рамках турне, в ходе которого она посетила Швейцарию, Италию, Париж, Берлин и «Восток». [ 6 ]

С 1922 года (или ранее) швейцарский бизнесмен Вернер Рейнхарт стал движущей силой ее карьеры, и она стала регулярной гостьей в его домах в Винтертуре и других местах, где она познакомилась с большинством выдающихся имен на современной музыкальной сцене. дня. Именно Рейнхарт подарил ей скрипку Гварнериуса , ранее принадлежавшую Фрицу Крейслеру . [ 6 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Через Рейнхарта в 1923 году она познакомилась с поэтом Райнером Марией Рильке , который был очень впечатлен ее игрой. Он писал в письме: «Какой звук, какое богатство, какая решительность. Это и « Сонеты к Орфею », это были две струны одного голоса. И играет она преимущественно Баха! Мюзо получила свое музыкальное крещение... ." [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] И именно благодаря Рейнхарту она присутствовала и выступала на многих фестивалях Международного общества современной музыки (ISCM). [ 6 ]

Она защищала музыку Ганса Пфицнера. [ 27 ] и он посвятил свой Скрипичный концерт си минор, соч. 34 (1923 г.) ей. Премьера состоялась в Нюрнберге 4 июня 1924 года под управлением композитора. [ 28 ] [ 29 ] Муди стал его ведущим исполнителем и исполнил его более 50 раз в Германии с такими дирижерами, как Пфицнер, Вильгельм Фуртвенглер , Ганс Кнаппертсбуш , Герман Шерхен , Карл Мук , Карл Шурихт и Фриц Буш . В то время концерт Пфицнера считался самым важным дополнением к скрипичному концертному репертуару со времен первого концерта , Макса Бруха хотя в наши дни он выпал из репертуара большинства скрипачей.

Между 1921 годом и своей смертью в 1943 году Альма Муди часто появлялась с латвийским пианистом и композитором Эдуардом Эрдманном , например, в «Скрипичной сонате» Пфицнера, посвященной Муди. [ 30 ] Собственная соната Эрдмана для скрипки соло, соч. Ей был посвящен № 12 (1921), премьера которого состоялась в Берлине в октябре 1921 года. [ 31 ] Австрало-английский критик Уолтер Дж. Тернер написал о сольном концерте, который он слышал в Лондоне в апреле 1934 года: «Это был лучший скрипичный фортепианный дуэт, который я когда-либо слышал». Их последний совместный концерт состоялся 4 марта 1943 года, за три дня до ее смерти, когда они были в середине цикла сонат Бетховена . [ 6 ]

Эрнст Кренек женился на Анне Малер (дочери Густава Малера ) в марте 1924 года, когда Кренек заканчивал свой Скрипичный концерт № 1, соч. 29. Альма Муди помогала Кренеку, но не с озвучкой партии скрипки, а с получением финансовой помощи от Вернера Рейнхарта в то время, когда в Германии была гиперинфляция. В благодарность Кренек посвятил концерт Муди, и она представила его премьеру 5 января 1925 года в Дессау . Тем временем брак Кренека с Анной Малер распался, и их развод стал окончательным через несколько дней после премьеры. [ 32 ] Кренек не присутствовал на премьере, но у него был роман с Муди. [ 33 ] который был описан как «недолговечный и сложный». [ 6 ] Ему так и не удалось услышать, как она играет на концерте, но он «увековечил некоторые аспекты ее личности в образе Аниты в своей опере «Джонни spielt auf ». [ 6 ] Кренек также посвятил свою Сонату для скрипки соло, соч. 33 — Альме Муди в 1924 году.

Игорь Стравинский аранжировал сюиту из отрывков из «Пульчинеллы» для скрипки и фортепиано, назвав ее «Сюита из тем, фрагментов и пьес Перголези». Альма Муди представила ее вместе с композитором во Франкфурте 25 ноября 1925 года, и они исполнили ее на ряде других публичных мероприятий. [ 6 ] Они также играли в доме Вернера Рейнхарта в Винтертуре. Стравинский охарактеризовал ее как «отличную». [ 34 ] Возможно, он также задумал пару аранжировок из «Жар-птицы» с мыслью о Муди. [ 35 ]

Артур Никиш писал о ней Карлу Флешу из Лейпцига в декабре 1925 года: «Для меня эта девушка - явление настолько восхитительное в художественном отношении, что я считаю своим естественным долгом продвигать интересы этого благословенного создания, насколько я могу». Леопольд Ауэр также услышал ее и очень уважал ее. [ 6 ]

Альма Муди считалась одной из важнейших интерпретаторов произведений Брамса для скрипки. [ 18 ] Герман Ройтер цитирует ее слова: «Чтобы понять величие и глубину выражения музыки Брамса, человеку должно быть не менее сорока». [ 36 ] Ройтер участвовал во многих концертах с Альмой Муди и посвятил свою Рапсодию для скрипки и фортепиано, соч. 51 (1939), ей. [ 37 ]

18 декабря 1927 года она вышла замуж за Александра Бальтазара Альфреда Шпенглера. [ 38 ] немецкий адвокат, став третьей из шести его жен, и у них родилось двое детей. Первоначально они жили в Кельне . Он был равнодушен к ее карьере, а она устала от постоянных разъездов, поэтому после этого выступала реже. [ 6 ] Она преподавала игру на скрипке в консерватории Хоха во Франкфурте , где продолжила педагогическую традицию Карла Флеша. [ 6 ] Среди ее учеников были Гюнтер Кер , Мария Томан (дочь Иштвана Томана ), Лия Любошюц , Мэй Харрисон , Ирма Зейде и Тельма Гивен . [ 39 ]

Шпенглер часто путешествовал за границу; когда он был дома, он был требователен и неверен. Альма начала пить и курить и обнаружила, что ей нужны снотворные; позже ее рука с луком начала бесконтрольно дрожать, что привело к тому, что она стала пить еще больше и принимать еще больше снотворных.

Альма Муди умерла 7 марта 1943 года в возрасте 44 лет во время воздушного налета на Франкфурт. [ 1 ] [ 6 ] [ 40 ] хотя бомбы не были причиной ее смерти. Врач сообщил, что она умерла случайно от тромбоза, вызванного смесью алкоголя и таблеток, которые она приняла, но ряд ее близких друзей считали ее смерть самоубийством. [ 6 ] [ 22 ] В ее некрологе, написанном критиком Карлом Холлом, делается вывод: «Ее игра на скрипке замолчала. Но она оставляет после себя звучание редкой чистоты. Ее имя всегда останется именем женской личности в истории музыки». [ 6 ]

Концертные выступления

[ редактировать ]

Помимо упомянутых выше выступлений, Альма Муди выступала:

Посмертное признание

[ редактировать ]

В 1943 году Карл Хёллер написал свою Сонату для скрипки № 2 соль минор, соч. 33 в память об Альме Муди. [ 44 ]

Австралийский композитор Дэвид Осборн написал скрипичный концерт под названием «Картины Альмы» , премьера которого состоялась 30 мая 2010 года Рошель Брайсон и оркестром салона Raga Dolls в зале Iwaki Auditorium, ABC Southbank Centre, Мельбурн . [ 45 ]

Осборн объяснил в интервью перед выступлением на канале ABC Classic FM , что работа была призвана изобразить Альму Муди в музыке на разных этапах ее жизни. Он назвал его «Картинки Альмы», так как понял, что ее фотографий не сохранилось, но, как выяснилось, некоторые из них есть. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Jump up to: а б с Вена, Трио Альтенбергов. «Альтенберг Трио Вена - база данных ансамбля» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Домашняя страница Карла Ф. Флеша» . Архивировано из оригинала 20 марта 2013 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  3. Джозеф Сигети в «Сигети на скрипке» называет ее «прекрасной австралийской скрипачкой Альмой Муди, малоизвестной за пределами Германии…»
  4. ^ Санчес-Пенсо, Хосе. «Карл Флеш Хосе Санчес-Пенсо» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  5. ^ «Премия Коттмана» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Дрейфус, ФК (2003). Альма Муди и ландшафт одаренности . Австралазийские музыкальные исследования, 7 , 1–14.
  7. ^ Интернет (Великобритания), Музыка на. «Концерт Чампи и Астрюка [JW]: Обзоры классических компакт-дисков - апрель 2003 г. MusicWeb (Великобритания)» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Музыкальное чудо горы Морган» . Gympie Times и газета Mary River Mining Gazette . Том. XXXVI, нет. 4748. Гимпи , Квинсленд. 22 октября 1904 г. с. 6. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 16 января 2017 г. - через Национальную библиотеку Австралии .
  9. ^ «Детали записи Альмы Мэри Темплтон Муди» . Рождения, смерти и браки . Правительство Квинсленда . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
  10. ^ «Музыкальное чудо» . Warwick Examiner и Times . Квинсленд, Австралия. 5 ноября 1904 г. с. 3. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 14 июня 2020 г. - через Trove.
  11. ^ «Хессишер билдунгссервер» . djaco.bildung.hessen.de . Архивировано из оригинала 26 июля 2015 года . Проверено 27 августа 2019 г.
  12. ^ «Детали записи Уильяма Темплтона Муди» . Рождения, смерти и браки . Правительство Квинсленда . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
  13. ^ «Семейные уведомления» . Брисбенский курьер . Квинсленд, Австралия. 11 июля 1899 г. с. 4. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 14 июня 2020 г. - через Trove.
  14. ^ Jump up to: а б с «Рокгемптон, Квинсленд» . Католическая пресса . № 603. Новый Южный Уэльс, Австралия. 11 июля 1907 г. с. 22. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 16 января 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии. Примечание: включает фотографию Альмы Муди.
  15. ^ Макдональд, Лорна Л. «Д'Хаге, Людвиг (1863–1960)». Австралийский биографический словарь . Национальный центр биографии Австралийского национального университета. Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г. - из Австралийского биографического словаря.
  16. ^ «Концерт клуба «Орфей». Несомненный успех» . Утренний бюллетень . Том. LXVI, нет. 12123. Рокгемптон , Квинсленд. 14 октября 1904 г. с. 6. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 16 января 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  17. ^ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ КОРОЛЕВСКОГО АССОЦИИРОВАННОГО СОВЕТА» . Утренний бюллетень . Квинсленд, Австралия. 22 июля 1905 г. с. 8. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 14 июня 2020 г. - через Trove.
  18. ^ Jump up to: а б с «Досуг и развлечения: аспекты популярной культуры на горе Морган» (PDF) . 24 августа 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 августа 2006 г. . Проверено 14 июня 2020 г.
  19. ^ «Кунстлер» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ «Регер, Макс. Десять подписанных писем с автографами (« . Архивировано из оригинала 22 сентября 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 года .
  21. ^ «Инструменты Джузеппе Гварнери дель Джезу, перечисленные Хиллом» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  22. ^ Jump up to: а б «cozio.com» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
  23. ^ «cozio.com» . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
  24. ^ «Рильке у Музота (1923)» . Архивировано из оригинала 28 марта 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  25. ^ «Р.М. Рильке – Музыка как метафора» . Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  26. ^ «Краткая биография Рильке» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  27. ^ Катер, Майкл Х. (23 декабря 1999 г.). Композиторы нацистской эпохи: восемь портретов . Издательство Оксфордского университета. п. 146 . ISBN  978-0-19-509924-9 . Проверено 6 февраля 2017 г. - из Интернет-архива. Альма Муди 1900.
  28. ^ «ASO – Сложная дружба: Ганс Пфицнер и Бруно Вальтер» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  29. ^ «Американский симфонический оркестр» . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года.
  30. ^ Лейк, Питер (1 января 1995 г.). Барток и его мир Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-00633-4 . Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
  31. ^ «Эдуард Эрдманн» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  32. ^ «Ответы — самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  33. ^ «Обзоры | Classical-Music.com» . Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 14 июня 2020 г.
  34. ^ «Полный текст «Автобиографии Игоря Стравинского» » . WW Нортон и компания. 1962 год . Проверено 6 февраля 2017 г.
  35. ^ «Примечания к программе театра Миллера» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
  36. ^ «Точка зрения композитора» .
  37. ^ «Schott Music – Shop – Герман Ройтер – Рапсодия» . 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г.
  38. ^ Гроув V называет его «Стенглер».
  39. ^ «Большие книги.com» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
  40. ^ Словари Гроува и Бейкера
  41. ^ Jump up to: а б с д и «Société Wilhem Furtwängler – L'homme, l'association et son actualité» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 года . Проверено 14 июня 2020 г.
  42. ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е изд.
  43. ^ "Поиск" . Проверено 6 февраля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  44. ^ «Жан Лоран – этапы жизни музыканта и педагога» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2017 г.
  45. ^ «Подробности о музыке ABC Classic FM: воскресенье, 30 мая 2010 г.» . Австралийская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 6 февраля 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3092d5243cec850f0bda836308a626bc__1695102720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/bc/3092d5243cec850f0bda836308a626bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alma Moodie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)