Ilya Bondarenko
Ilya Yevgrafovich Bondarenko | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 18 июля 1870 г. |
Умер | 21 июля 1947 г. |
Национальность | Русский |
Занятие | Архитектор |
Упражняться | Собственная фирма |
Здания | церкви Северного Возрождения Старообрядческие , 1906-1911 гг. |
Илья Евграфович Бондаренко ( русский : Илья Евграфович Бондаренко ; 1867–1947) — российско - советский архитектор , историк и защитник природы , известный разработкой особого стиля старообрядческой архитектуры в 1905–1917 годах, сочетающего северорусское возрождение с модерном .
Образование и ранние работы
[ редактировать ]Бондаренко обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1887 по 1891 год (класс Александра Каминского ), завершив образование в Цюрихском Политехникуме в 1894 году и Федора Шехтеля фирме (1895–1896). Он путешествовал по России на протяжении 1890-х годов, изучая традиционную архитектуру Севера и Поволжья .
Он был связан с Саввой Мамонтовым группой художников, спонсируемой , и Абрамцевской колонией ; эти связи помогли ему реализовать свой первый крупный проект — павильоны «Русские ремесла» на Всемирной выставке (1900) в Париже в партнёрстве с Константином Коровиным . опирался на абрамцевскую керамику Позже Бондаренко в большинстве своих работ . Он хорошо разбирался в дизайне интерьеров в стиле модерн , принимая участие в выставке Ивана Фомина 1902 года в стиле модерн. Его стиль, созданный под влиянием Виктора Васнецова и современного творчества Сергея Соловьева , является прямым развитием абрамцевской школы, но с уникальным оттенком строгих старообрядческих традиций и глубоким знанием псковских и новгородских святынь из первых рук.
Старообрядческие церкви
[ редактировать ]

Во время русской революции 1905 года правительство сняло прежние запреты со старообрядцев . позволив им, наконец, построить свои собственные церкви (до апреля 1905 года богослужения ограничивались несколькими историческими местами, такими как Рогожское кладбище ). Конгрегации ответили многочисленными новыми строительными проектами. Бондаренко, хорошо известный влиятельным общественным деятелям, стал главным архитектором Белокриницкой Иерархии . В 1907—1908 годах построил первую новую старообрядческую церковь в Москве, в Токмаковом переулке (для Поморской староправославной церкви ). Далее последовали церкви в Ногинске , Риге , Кашине , Орехово-Зуево , еще три церкви в Москве. Он также работал на Государственную церковь , завершив в 1912 году Шуйский собор.
Усилия по сохранению
[ редактировать ]Бондаренко обожал московскую разновидность неоклассицизма , и занимался исследованиями этого стиля с 1904 года. В частности, он обнаружил и опубликовал оригинальные рисунки Доменико Джилиарди и Афанасия Григорьева (1913), написал первую биографию Матвея Казакова (1912). .
После русской революции 1917 года Бондаренко, несмотря на свою принадлежность к церкви, нашел место в советской системе – сначала в качестве заведующего музеем в Уфе (1919–1921), где основал первый театр и первый музей (ныне Музей Михаила Нестерова ; Нестеров и Бондаренко были близкими друзьями). В 1921 году Бондаренко вернулся в Москву и до своей смерти в 1947 году работал в различных советских учреждениях. В 1930-х годах он вернулся к архитектуре, работая с историческими зданиями, в частности, с расширением Театрального музея Бахрушина в 1938 году и расширением Московской консерватории в 1933 году . Он занимал должности главного архитектора Ваганьковского кладбища , главного архитектора Мосэнерго , занимался многочисленными консультациями по старинным постройкам, в том числе при обследовании храма Василия Блаженного в 1938–1940 годах . Его последним заданием стала реставрация Матвея Казакова Путевого дворца в Твери , пострадавшего во время Великой Отечественной войны .
Ссылки
[ редактировать ]- Русский: фрагмент мемуаров Бондаренко. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- Russian: Нащокина, М.B., "Архитекторы московского модерна", М, "Жираф", 2005, стр.87-96 ( Maria Naschokina )
- Russian: Леонидова, Т., "Архитектор, художник, педагог…", [1]
- Уильям Крафт Брумфилд , «Торговля в русской городской культуре 1861-1914», Издательство Центра Вудро Вильсона, ISBN 978-0-8018-6750-7