Jump to content

Дворец Советов

Координаты : 55 ° 44'40 "N 37 ° 36'20" E  /  55,74444 ° N 37,60556 ° E  / 55,74444; 37.60556

Дворец Советов
Дворец Советов
Dvorec Sovetov
Классический дизайн почтовой марки 1937 года. Первоначальные спецификации проекта требовали, чтобы дворец служил гигантской триумфальной аркой для масс демонстрантов, марширующих по арене большого зала. К 1937 году это требование было отменено.
Общая информация
Статус Никогда не строился
Тип Административный и конференц-центр
Архитектурный стиль Арт-деко , Неоклассицизм , Сталинская архитектура
Расположение Москва , место Храма Христа Спасителя.
Координаты 55 ° 44'40 "N 37 ° 36'20" E  /  55,74444 ° N 37,60556 ° E  / 55,74444; 37.60556
Новаторский 1933 [1]
Строительство остановлено 1941 [2] [3]
Высота 416 м (1365 футов) (вариант 1937 г.) [4] [5]
Размеры
Диаметр 130 м (430 футов) (большой зал, внутренний)
160 м (520 футов) (центральное ядро, внешнее) [6] [7]
Масса 1,5 миллиона метрических тонн [8]
Технические детали
Лифты/лифты 187 [9]
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Boris Iofan , Vladimir Shchuko and Vladimir Helfreich

Дворец Советов ( русский : Дворец Советов , Дворец Советов ) представлял собой проект строительства политического конгресс-центра в Москве на месте снесенного Храма Христа Спасителя . Основная функция дворца заключалась в проведении заседаний Верховного Совета в большом зале шириной 130 метров (430 футов) и высотой 100 метров (330 футов), вмещающем более 20 000 человек. Если бы дворец высотой 416 метров (1365 футов) был построен, он стал бы самым высоким сооружением в мире, а внутренний объем превзошел бы совокупные объемы шести самых высоких американских небоскребов. Это было особенно важно для советского государства в пропагандистских целях . [10]

Победа Бориса Иофана в серии из четырех архитектурных конкурсов, проведенных между 1931 и 1933 годами, ознаменовала резкий поворот в советской архитектуре: от радикального модернизма к монументальному историзму , который стал характерной чертой сталинской архитектуры . Окончательный проект Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха был задуман в 1933–1934 годах и принял окончательную форму в 1937 году. Ступенчатая стопка ребристых цилиндров, увенчанная 100-метровой (330 футов) статуей Владимира Ленина, сочетает в себе ар-деко и неоклассику. влияние современной американской технологии небоскребов .

Работы на этом месте начались в 1933 году; фундамент был завершен в январе 1939 года. Немецкое вторжение в июне 1941 года положило конец проекту. Инженеры и рабочие были направлены на оборонные проекты или отправлены в армию; установленная металлоконструкция была разобрана в 1942 году для укреплений и мостов. После мировой войны Второй Иосиф Сталин потерял интерес к дворцу. Иофан разработал несколько переработанных и уменьшенных проектов, но не смог реанимировать проект. Альтернативный Дворец Советов на Воробьевых горах , предложенный после смерти Сталина, не вышел за рамки архитектурного конкурса.

Начало (1922–31).

[ редактировать ]

30 декабря 1922 года Первый Всесоюзный съезд Советов объявил о создании Советского Союза . В тот же день Сергей Киров предложил построить новый национальный конгресс-центр, что было одобрено съездом. [11] С этого, согласно официальной советской версии, и началась история Дворца Советов. [12] Перед съездом, в январе – мае 1919 г., в Петрограде был проведен архитектурный конкурс на строительство «Дворца Труда»; [13] В октябре 1922 года архитектурное общество объявило конкурс на Московское новый «Дворец труда», одобренный тем же Сергеем Кировым. [14] Оба проекта были достаточно большими, чтобы вместить любую мыслимую конвенцию. [а] и ни один из них не мог материализоваться в стране, опустошенной войнами и революциями . [15] [16]

В послереволюционном русском языке слово дворец ( русский : дворец ) обозначало многоцелевое общественное здание, которое разделяло развлекательные и административные функции; со временем преобладала административная сторона. [15] Это слово никогда не применялось к резиденциям политических лидеров: их личные дела оставались тщательно охраняемой тайной. [15] В 1920-е годы действительно строились скромные «дворцы труда» или «дворцы культуры». [17] Желанный национальный дворец должен был быть исключительно большим, впечатляющим и технологически продвинутым, чтобы возвышаться над толпой. [17] Идея поставить гигантскую статую Ленина на вершине национального административного центра (первоначально здания Коминтерна ) восходит к предложению 1924 года Виктора Балихина , тогдашнего аспиранта Вхутемаса : « Дуговые лампы зальют деревни, города, парки и скверы, призывая всех чтить Ленина даже ночью...». [18] Балихина Позднее это предложение было популяризировано рационалистическим движением «АСНОВА» , но не получило большого признания. [19]

Дома . Решение о съездов строительстве [20] было сделано в конце 1930 или начале 1931 года и объявлено в феврале 1931 года. [21] Причины, повлиявшие на это решение, не могут быть достоверно установлены. Дмитрий Хмельницкий [ де ] утверждает, что Сталин был единственным инициатором проекта; [21] Сергей Кузнецов возражает, что эту идею предложил Алексей Рыков . [22] «Дом съездов» был в хронологическом порядке первым из трех мегапроектов, стартовавших в Москве в 1931 году, за несколько месяцев до строительства канала имени Москвы и московского метрополитена . [23] Его первоначальный масштаб был скромным; архитекторы и политики полагали, что здание можно будет завершить в 1933 году. [24] [25] Однако неконтролируемые амбиции обеих групп вскоре привели к многократному увеличению размеров, масштабов и стоимости. [24] Летом 1931 года и без того раздутый проект переименовали во «Дворец Советов». [20]

Архитектор

[ редактировать ]
Борис Иофан со зданием кинотеатра " Ударник " . Советская почтовая обложка, 1990 г.

В феврале 1931 года правительство создало трехуровневую структуру управления проектом . Строительный совет был декоративным [26] political committee chaired by Kliment Voroshilov and later Vyacheslav Molotov ; [27] [22] [28] он служил посредником для объявления решений, принятых Сталиным и Политбюро . [26] Подчиненной Дирекции строительства (УСДС) являлась фактическая группа управления проектом в составе Михаила Крюкова [ ru ] (председатель), Бориса Иофана (главный архитектор), Германа Красина , [б] Arthur Loleyt  [ ru ] and Ivan Mashkov . [21] [22] УСДС назначал и руководил Техническим советом, в который входили десятки опытных архитекторов, художников и инженеров. [27]

Борис Иофан, второй человек в УСДС, сразу же принял на себя звание и роль главного архитектора. [29] [30] [31] [32] Недавний репатриант из Италии и давний ученик итальянского архитектора Армандо Бразини , Иофан был индивидуалистом в советском архитектурном сообществе и не имел никаких обязательств ни перед какой группой. [29] [33] Он также был доверенным лицом партийной элиты и имел особенно прочные связи с Алексеем Рыковым и Авелем Енукидзе . [29] Его карьера с советскими государственными заказчиками началась в 1922 году в Риме. [с] и продолжалась в течение 1920-х годов беспрецедентными и до сих пор необъяснимыми темпами. [35] К 1931 году у него был подтвержденный опыт реализации громких проектов, в том числе огромного [д] Дом на набережной с кинозалом [ ru ] — самый большой современный зрительный зал Москвы. [36] [22] [и] Сталин, безусловно, одобрил назначение Иофана, вероятно, по рекомендации Енукидзе. [22]

С Иофаном было трудно работать, и вскоре Крюков был вынужден уйти в отставку. [37] Осенью 1931 года председатель УСДС перешел к партийному аппаратчику Василию Михайлову , начальнику бывшему архитектора по проекту Дома на набережной. [37] Крюков, Михайлов, Рыков, Енукидзе и коллеги Иофана из Еврейского антифашистского комитета будут убиты в ходе сталинских чисток, но непотопляемый архитектор выживет невредимым и сохранит свой пост, несмотря на компрометирующие связи. [38] [ф]

Иофан готовил условия архитектурных конкурсов и контролировал всю документацию УСДС, что давало ему преимущество перед любым потенциальным конкурентом. [31] Этот очевидный конфликт интересов спровоцировал слухи о том, что соревнования были сфальсифицированы в пользу Иофана. [40] или что он был выбран архитектором с самого начала, а конкурсы были всего лишь уловкой. [41] [42] В 2010-е годы архивные исследования подтвердили эту гипотезу, которую впоследствии поддержали биографы Иофана Мария Костюк, Дмитрий Хмельницкий и Сергей Кузнецов. Еще 6 февраля 1931 года Иофан разработал трехэтапный девятимесячный график консультаций с заранее определенным результатом. [43] План вскоре был реализован в серии архитектурных конкурсов, где Иофан выступал в роли primus inter pares публично éminence grise (влиятельного лица, принимающего решения). (первого среди равных), а за кулисами - [43] [31] По словам Кузнецова, Иофан инициировал и провел конкурсы ради собственной выгоды, чтобы почерпнуть бесплатные идеи у ничего не подозревающих коллег. [41] Он никогда не соглашался быть временным заполнителем и не собирался никому уступать свое лидерство. [41]

Выбор сайта

[ редактировать ]
Предлагаемый участок на улице Охотный ряд (слева от церкви)
Снос храма Христа Спасителя, 5 декабря 1931 г.

В марте 1931 года Строительный совет выбрал компактный участок на территории бывшего рынка на Охотном ряду , всего в нескольких сотнях метров к северо-западу от Кремля и Красной площади. [20] Не было больших или иных ценных зданий, которые можно было бы снести; снос существующих малоэтажных зданий и переселение их жителей требовали мало времени и усилий. [20] Левые архитектурные фракции немедленно оспорили этот экономически обоснованный выбор. В апреле-мае Технический совет рассмотрел различные варианты и утвердил выбор площадки «Охотный ряд». [44]

Молотов и Ворошилов думали иначе. [45] 25 мая Политбюро по совету Молотова и Ворошилова проголосовало за строительство храма Христа Спасителя . [45] Ханнес Мейер и АСНОВА поддержали этот вариант. Иофан заранее тайно изучил все варианты, и место для собора его вполне устраивало. [46] Он требовал масштабного сноса и представлял собой неизвестные до сих пор технические проблемы. [47] [19] но это был самый крупный объект, и он составлял плотный визуальный ансамбль с Домом Иофана на набережной. [46] Большая часть Технического совета не согласилась. 30 мая они рекомендовали участки в «Зарядье» или на Болотной площади как вторые лучшие альтернативы; место собора было признано наименее приемлемым. [48] [49] [19] Устав от неповиновения , Ворошилов пригласил упрямых профессионалов на встречу со Сталиным. [48] 2 июня 1931 года Сталин, Молотов, Каганович , Ворошилов, Мейер и восемь избранных архитекторов Технического совета собрались в Кремле, где Сталин представил свои аргументы в пользу строительства собора. [45] Каганович опасался, что разрушение православной святыни вызовет антисемитскую реакцию , и предложил построить это место на Воробьевых горах , но точка зрения Сталина возобладала. [5]

Историки расходятся во мнениях по поводу интерпретации этой встречи. По словам Кузнецова, решение еще не окончательно оформлено, и архитекторы еще могут предложить другие площадки. [45] По словам Соны Хойсингтон, решение было окончательным, но его главной целью было не дворец, а разрушение собора. [50] проект является чисто политическим заявлением, сделанным без предварительного технико-экономического обоснования и полностью игнорирующим экономику. [50] По словам Хмельницкого, решение было окончательным; это был первый шаг в развитии сталинской архитектуры . [48] 5 июня 1931 года итоги были закреплены Политбюро . [51] В декабре разобранный корпус собора был публично взорван . также был снесен для строительства СТО ( 1932–1935 здания Участок «Охотный ряд » ) и Аркадия Мордвинова жилого дома на Тверской улице (1937–1939). [19]

Идея уничтожения культурного наследия не была новинкой для советского режима, поскольку в период с 1927 по 1940 год число православных церквей в Советском Союзе упало с 29 584 до менее 500 (1,7%) в результате сносов или переоборудованы в светские здания. [52] [ нужна страница ]

Четыре конкурса (1931–1933)

[ редактировать ]

Предварительный раунд (февраль – июль 1931 г.)

[ редактировать ]

В апреле 1931 года выбранные архитекторы и архитектурные группы получили условия первого предварительного конкурса. В техническом задании, подготовленном Иофаном и подписанном Крюковым, вновь подчеркивалась монументальность и подчеркивалась уникальность будущего дворца: он должен радикально отличаться от любого существующего общественного здания. [53] Это дало четкий сигнал о том, что конкурсные работы будут оцениваться не профессионалами, а политиками, которые не присоединяются и не будут присоединяться к какой-либо существующей профессиональной фракции. [53]

К концу июня USDS собрал 15 записей, представляющих все активные движения, а также Иофана и его брата Дмитрия . [53] Большинство, в том числе Иофаны, склонялись к модернистской архитектуре. [54] Иофан рассматривал различные альтернативы и отказался от компактных центрических планов этажей в пользу обширной группы зданий, выстроенных вдоль оси север-юг территории собора. [55] Два зала располагались на концах оси, с просторными внутренними дворами и высокой худой башней между ними. [56] [19] Проект не впечатлил современных наблюдателей. [56] USDS не назвал явного победителя, но осторожно похвалил работу Генриха Людвига : [г] огромное пятиугольное увеличение Мавзолея Ленина, лишенное каких-либо стилистических намеков. [58]

Международный конкурс (июль 1931 г. - февраль 1932 г.)

[ редактировать ]
Оригинальные эскизы и современные рендеры из Музея архитектуры им. Щусева.
значок видео Ле Корбюзье, 1931 год.
значок видео Иофан, 1931 г.
значок видео Гамильтон, 1931 год.
значок видео Жолтовский, 1931 г.
значок видео Иофан, 1934–1937 гг.

18 июля 1931 года USDS объявил публичный открытый международный конкурс, заявки на участие в котором должны быть поданы до 20 октября (позже продлено до 1 декабря 1931 года). [59] В сентябре Министерство сельского хозяйства США внесло поправки в условия и пояснило, что проект дворца не будет передан отдельному архитектору, группе или фирме. [60] Военный корабль США заявил, что ни одна группа не сможет преодолеть беспрецедентные проблемы проекта; оно требует совместных усилий «всех живых творческих сил советского общества». [60] Послание предвещало скорую национализацию ранее независимого профессионального сообщества, но никто, даже партийные инсайдеры, такие как Иофан, Алабян или Щусев , не мог предсказать исход. [61] Еще одна скрытая цель конкурса — пресечение нежелательной архитектуры способом, аналогичным кампании « Дегенеративное искусство » в Германии — будет раскрыта Алексеем Толстым (еще одним партийным инсайдером) позже, непосредственно перед объявлением победителей. [62] Толстой ясно предупредил архитекторов, что готическая архитектура , « американский небоскребизм » и « корбусианство » стали явно нежелательными. [63]

В экспертное жюри под председательством Молотова поступило 112 кратких предложений и 160 собственных проектов, в том числе 24 [час] зарубежных архитекторов. [65] [66] Такие высокопоставленные лица, как Ле Корбюзье , Вальтер Гропиус или Эрих Мендельсон, были предварительно выбраны и приглашены Иофаном за фиксированную плату. [67] [я] Армандо Бразини согласился подать предложение бесплатно. [67] С профессиональной точки зрения лучшее предложение поступило от Ле Корбюзье. [62] [Дж] Еще в 1940 году советская пресса хвалила его новаторский, логичный и удобный план этажа, но жюри посчитало, что высотный экзоскелет, поддерживающий односкатную крышу, не подходит для центра Москвы. [70]

Большинство из шестнадцати проектов, отобранных жюри, были вдохновлены модернизмом. [20] но выбор тройки победителей удивил и смутил всех участников. [62] Политбюро приняло решение тайно, а Строительный совет объявил об этом публично пять дней спустя, 28 февраля 1931 года. [51] Три премии достались Борису Иофану, Ивану Жолтовскому и практически неизвестному британско-американскому самоучителю Гектору Гамильтону . [62] [71] Иофан представил пересмотренную версию своего предыдущего предложения, переориентированную вдоль Москвы-реки . Проект избавлен от прежней конструктивистской новизны . [72] Форма главного зала изменилась с параболического купола на стопку плоских цилиндров и, по словам Екатерины Зубович, приобрела «более итальянскую форму». [71] Ле Корбюзье презирал это как « детскую манию величия ». [73] Иван Жолтовский причудливо соединил итальянский Ренессанс с Фаросским маяком и Колизеем . [72] [71] [74] Проект Гамильтона в стиле ар-деко был скучным, но наиболее связным из трех. [72] Гамильтон, никогда не бывавший в Москве, сознательно избегал любых упоминаний как о модернистском, так и об историческом стилях. [71] Симметричный ряд шахматных прямоугольных форм и полуцилиндров, обращенный к реке, украшался лишь равномерными рядами белых вертикальных пилонов . [75] [62] «Ребристый стиль» проектов Гамильтона странным образом напоминает почти все советские общественные здания брежневской эпохи . [72] Это, конечно, не было уникальным для входа Гамильтона: подобные ребристые фасады, основной элемент американского ар-деко , также использовались Алексеем Душкиным , Иосифом Лангбардом , Дмитрием Чечулиным и самим Иофаном. [76]

Европейские левые архитекторы не могли смириться с этим фактом и обратились напрямую к Сталину. [77] Руководители Международного конгресса современной архитектуры (CIAM) прекрасно понимали, что конкуренция является вопросом политики, а не искусства, и что последнее слово остается за Сталиным. [78] Они были готовы сотрудничать с диктатором и почувствовали себя преданными, когда выяснилось, что у него есть свои планы. [79] Их послание представляло собой ультиматум с угрозой отказаться от всякой поддержки Советского Союза. [80] Неизвестно, читал ли Сталин когда-либо эти письма, но вывод нежелательных «союзников» его, безусловно, устраивал. [80]

Третий и четвертый раунды (март 1932 г. - февраль 1933 г.)

[ редактировать ]
Борис Иофан, 1932–1933. Победившая работа четвертого тура конкурса. [81]
значок изображения Фотография модели того же дизайна. [к] [л]

Третий закрытый конкурс среди 12 приглашенных команд архитекторов состоялся в марте–июле 1932 года. [82] Помимо девяти лауреатов открытого конкурса, по просьбе Михайлова, УСДС пригласило также видных конструктивистов и рационалистов. [83] Два будущих соавтора дворца Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх были приглашены в качестве награды за работу над Библиотекой имени Ленина . [84] USDS потребовал от всех архитекторов отказаться от разросшегося приземистого дизайна в пользу единого высокого, компактного и монументального сооружения, избегая любого сходства с церковной архитектурой. [85] Главный зал, вмещавший 15 тысяч человек, должен был быть обращен лицом к Кремлю. [86]

Коллективы Гинзбурга Ладовского и . остались верны модернистским идеям [87] Каро Алабян и компания создали впечатляющий и новый модернистский проект — «государственный корабль» с тремя тонкими «воронками», обрамляющими реку. [87] [88] Остальные архитекторы последовали инструкциям и представили компактные, монументальные, но скучные предложения. [87] Иофан остановился на высокой стопке из четырех баллонов, обернутых рядами белых ребристых пилонов. [89] Жюри отказалось назвать победителя и объявило еще один тур конкурса. [89] Stalin, on the contrary, privately notified Kaganovich, Molotov and Voroshilov [м] что «план Иофана безусловно лучший...» и составил список необходимых изменений. [91] [92] Сталин категорически исключил альтернативные проекты Жолтовского («...попахивает Ноевым ковчегом») и особенно Щусева («тот же собор, но без креста. Возможно, Щусев надеется поставить крест позже») . [93]

Четвертое и последнее соревнование между пятью отобранными командами состоялось в августе 1932 – феврале 1933 года. [89] На этот раз все предложения были очень похожи по составу, хотя стилистически все же разные. [94] 10 мая 1933 г. Политбюро объявило окончательное решение в пользу Иофана. [95] [94] Проект-победитель во многом повторял более раннее предложение Иофана — компактный зиккурат из трех цилиндров, расположенный на массивном стилобате и окруженный колоннадами, пандусами и парадными лестницами. [96] Общая высота основной конструкции достигла 220 метров (720 футов). [97] но еще не было ни офисной башни, ни статуи Ленина. Предлагаемая статуя «освобожденного пролетария» имела высоту всего 18 метров (60 футов). Вопросы строительства не были решены вообще. [76] Политбюро не было полностью впечатлено результатом и поручило Иофану установить на вершине дворца гигантскую статую Ленина высотой от 50 до 75 метров (от 160 до 250 футов). [95] В официальной версии, опубликованной в 1940 году, это предложение представлялось как личная инициатива Сталина. [98] [94] Молотов колебался, утверждая, что лица Ленина не будет видно с главной площади, а придется поклониться Сталину и Ворошилову. [5]

По мнению Андрея Бархина, истинная цель четвертого этапа заключалась в том, чтобы сузить стилистический выбор до одной из двух альтернатив: либо следование существующей, исторической модели, либо создание чего-то совершенно нового. [74] Иофану удалось угодить обеим сторонам: хотя его предложение выглядело новаторским, на самом деле оно представляло собой смесь различных опознаваемых прототипов. [74] Сам Иофан сказал, что двумя основными источниками вдохновения для его дизайна были Пергамский алтарь и памятник Виктору Эммануилу II , который, в свою очередь, был вдохновлен Пергамским алтарем. [99] Выбор был для Иофана естественным, поскольку он часто видел Витториано, живя в Риме, и потому что учился у одного из его создателей, Манфредо Манфреди . [99] Другая узнаваемая и бесспорная дизайнерская черта — это «ребристый стиль» наружных стен в стиле ар-деко, который уже использовался другими советскими архитекторами. [74] Купол большого зала был вдохновлен Залом Столетия в Бреслау . [74] Менее очевидные, спекулятивные источники варьируются от Фрица Ланга . » « Метрополиса [74] к Афанасия Кирхера » «Туррис Бабель . [100]

Влияния и интерпретации

[ редактировать ]
Здание Минской оперы по проекту Иосифа Лангбарда было заложено в 1934 году и завершено в 1938 году и очень напоминает проект Иофана 1933 года. Сочетание сложенных цилиндров и «ребристого стиля» не было уникальным для Иофана: подобные конструкции Лангбард разработал еще в 1928 году. [76]

В период конкурса государство распустило ранее независимые архитектурные движения и де-факто национализировало всех архитекторов под эгидой государственных проектных компаний советских архитекторов Союза . и К концу 1932 года модернистская архитектура в целом и ее конструктивистские, рационалистические [ ru ] и формалистические движения в частности остановились, уступив место зарождающейся сталинистской архитектуре. Заложенные ранее модернистские проекты постепенно достраивались и часто «улучшались» в соответствии с новой политикой. Архитекторы продолжали создавать и публиковать модернистские проекты как минимум до 1935 года. [101] но такие предложения не имели шансов быть реализованными. [102] Рудольф Вольтерс , приехавший в Новосибирск летом 1932 года, сообщал, что к моменту его приезда провинциальные партийные руководители уже получили приказ из Москвы строить только «в классическом стиле». [103] На национальном уровне такие приказы официально не публиковались; это изменение казалось естественным развитием профессионального сообщества. [102]

Подавляющее большинство советских, российских и зарубежных авторов, за заметным исключением Антонии Канлифф, согласны с тем, что конкурсы представляют собой осознанный отказ от модернизма в пользу монументального историзма . [104] Эта связь всегда была публичной, но допускала разные интерпретации. Советские авторы 1930-х годов обычно апеллировали к «улучшению благосостояния масс». [105] Конструктивизм был представлен как временная, дешевая эрзац- архитектура. [105] Как только нация преодолела горькую нищету 1920-х годов, «народ» (то есть коммунистическое государство) отказался от временных решений и по праву принял «качественную» архитектуру. [105] После Второй мировой войны «благосостояние масс» упало до рекордно низкого уровня, и советские критики соответствующим образом скорректировались. [106] Они изображали модернизм как враждебное, подрывное влияние капиталистического Запада, которое было быстро выявлено и подавлено партией. [106] Реформа была осуществлена ​​посредством партийных декретов 1930-х годов, начиная с обзора международной конкуренции, проведенного Министерством сельского хозяйства США. [107]

В конце 1950-х и 1960-х годах модернизм стал официальным стилем советского государства, а недавняя история была снова переписана, чтобы оправдать партию. [108] Советские теоретики утверждали, что архитекторы 1930-х годов добровольно отказались от конструктивизма, а затем самостоятельно выработали новый монументальный стиль. [108] В «перегибах» сталинской архитектуры виноваты только архитекторы. [108] Партия, которая тщательно консультировала профессионалов, не несет ответственности за то, что было построено на самом деле. [108] Смягченная версия того же повествования сохранялась до 2000-х годов, особенно в работах - Хан Селима . Магомедова [109] Западные авторы также не давали правдоподобного объяснения до публикаций Харальда Боденшаца [ де ] и Кристианы Пост в 2000-х годах. [110]

В конце 1990-х годов Дмитрий Хмельницкий выдвинул другое объяснение. Соревнования были задуманы лично Сталиным как сложная политическая провокация. [111] На начальном этапе самообразования Сталин ознакомился со всеми действующими архитектурными школами и выбрал общее направление, которое вскоре стало официальным стилем. [111] Затем он искусно унизил социальный статус и самооценку архитектурной профессии, что было предпосылкой национализации. [111] Наконец, он разрушил связи, объединявшие архитекторов в фирмы, группы и движения. В конечном итоге прежнее разнородное и независимое профессиональное сообщество превратилось в однородную массу послушных личностей. [111] Анна Селиванова позже опубликовала аналогичную теорию. [112]

Оппоненты, такие как Сергей Кузнецов, утверждают, что существующие доказательства личного участия Сталина слишком скудны, чтобы делать далеко идущие выводы. [22] В советских СМИ воспроизведено очень мало стенограмм и цитат. Протоколы Политбюро и журналы кабинета Сталина в Кремле содержат очень мало записей, касающихся дворца. [22] Хмельницкий, напротив, оценивает те же доказательства Политбюро как существенные. [113] Кузнецов говорит, что повседневные проблемы, такие как доставка дров, имеют большее значение, чем архитектурные глупости. [22] За исключением нескольких публичных встреч, нет никаких свидетельств того, что Сталин когда-либо приглашал архитекторов в Кремль. [22] Единственным архитектором, который регулярно общался со Сталиным, был его личный подрядчик Мирон Мержанов , который оставался модернистом на протяжении 1930-х годов. [22]

Еще одна гипотеза, выдвинутая Соной Хойсингтон в 2003 году, рассматривает стилистическое изменение как прямое и непреднамеренное последствие разрушения Храма Христа Спасителя. [114] Снос самого большого здания в Москве оставил пустоту в городской ткани, которая потребовала, как минимум, столь же монументальной замены. [114] [49] Модернистские проекты, полученные в 1931 году, не смогли восполнить утрату. У них не было «центра тяжести, чувства иерархии» и какой-либо связи с существующим городом; ничего явно «советского» тоже не было. [115] Государство требовало «супермонументальности» и нашло это в предложении Иофана в стиле ар-деко, которое затем было воспроизведено в меньших проектах по всей стране. [114] [49]

Окончательный дизайн (1934–1939)

[ редактировать ]

Принудительное сотрудничество

[ редактировать ]

Указ от 10 мая 1933 года прямо предупреждал Иофана, что политики могут «помогать» ему, привлекая к процессу проектирования других архитекторов. [95] Угроза материализовалась 4 июня, когда Политбюро кооптировало Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха . [116] [117] Иофан остался главным архитектором, но теперь ему пришлось иметь дело с двумя опытными и влиятельными соавторами. [116] [н] Театральная, драматическая, дальновидная архитектура , возникшая в результате этого сотрудничества, была одобрена и с большой помпой обнародована в феврале 1934 года, несмотря на полное отсутствие технической и экономической оценки. [118]

Официальная версия представляла результат как совместные усилия трех коллег, но реальность была сложнее. [116] Во второй половине 1933 года команда Иофана в Москве и команда Щуко-Гельфрейха в Ленинграде действовали раздельно. [116] Иофан не хотел радикально менять свою конструкцию 1933 года или увеличивать и без того значительную высоту. [118] Вопреки инструкциям, полученным в мае, он предпочел разместить статую Ленина на отдельно стоящем постаменте или башне, чтобы сохранить баланс между статуей и зданием. [118] Щуко и Хелфрих думали иначе и без колебаний водрузили гигантскую статую на вершину здания, увеличив ее высоту на 100 метров (330 футов). [119] Первоначально их базовая конструкция представляла собой прямоугольный блок с плитами, а не стопку цилиндров Иофана. [119] Иофан возражал, но Щуко обратился напрямую в Строительный совет. [119] Политики вызвали Иофана и заставили его принять предложение Щуко-Гельфрейха или быть отстраненным от проекта. [119] Он подчинился, и дизайн развивался по среднему пути между двумя крайностями. [119]

Размещение гигантской статуи на вершине и без того огромной конструкции вызвало непропорциональное, нелинейное увеличение высоты здания. Чтобы статую можно было увидеть с земли, архитекторам пришлось установить ее на высокий, но узкий, сужающийся постамент — «небоскреб», стоящий на вершине большого зала. Из-за увеличенной высоты постамента статуя казалась меньше, и цикл повторился. Согласно официальной версии, эксперименты с масштабными моделями привели к выводу, что подходящая высота статуи составляет ровно 100 метров (330 футов). [120] Одна только голова Ленина должна была быть почти такой же большой, как Колонный зал Дома Союзов . [121] Местоположение статуи и дизайн Сергея Меркурова оставались спорными на протяжении 1930-х годов и подвергались публичной критике со стороны Бориса Королева , Николая Томского , Мартироса Сарьяна и других причастных художников. [122]

Американский опыт

[ редактировать ]

Важной функцией проекта дворца была передача современных технологий отсталой советской промышленности. [123] В конце 1934 года Иофан, Щуко, Хелфрейх и их соратники отправились в длительное турне по городам Европы и Америки. [124] Их основными целями были переоценка проекта 1934 года в сравнении с лучшими американскими практиками , а также исследование и приобретение современных строительных технологий. [125] Moran & Proctor , ведущая фирма по проектированию фундаментов , стала первой американской компанией, нанятой для этого проекта, и помогала USDS на протяжении 1930-х годов. [126] новые визиты и контракты, заключенные через сеть Амторга . В последующие годы последуют [127] [128] С чисто архитектурной точки зрения наиболее важный опыт был получен на месте частично достроенного Рокфеллеровского центра . Иофан использовал мотив ступенчатых плит дома 30 по Рокфеллер Плаза в более поздних проектах и ​​непосредственно вдохновил на тщательную перестройку шахматных слоев дворца. [129] [130] Эти и другие тонкие внешние изменения продолжались на протяжении оставшейся части десятилетия, наряду с выполнением вспомогательных задач по дизайну интерьера и городскому планированию, а также созданием фабрик и мастерских.

Окончательный внешний вид принял окончательную форму к 1937 году. [131] Количество сложенных друг на друга цилиндров было уменьшено с пяти до четырех с постепенно уменьшающимся, а не одинаковым расстоянием между пилонами. [131] Молдинги из нержавеющей стали, прикрепленные к пилонам, постепенно расширялись с высотой, обеспечивая плавный переход от гранитной башни к цельнометаллической статуе. [132] Изменились также поза и пропорции статуи. [133] Этот доработанный проект был представлен и обсужден на конференции Союза советских архитекторов в июле 1939 года. книга Николая Атарова [ ru ] с описанием проекта и процесса строительства доступным языком. Год спустя была опубликована [134]

Общая высота дворца, включая статую, составила 416 метров (1365 футов), что выше, чем недавно построенное Эмпайр-стейт-билдинг . [4] [5] [the] Будучи гораздо более широкой структурой, дворец, по оценкам, весил более 1,5 миллиона тонн. [8] и иметь общий объем более 7,5 миллионов кубических метров (9,8 миллионов кубических ярдов). [7] Его чистый внутренний объем превзошел бы совокупный объем шести крупнейших американских небоскребов того периода. [10] Для строительства дворца потребуется 350 000 тонн конструкционной стали , что в шесть раз больше, чем для Эмпайр-стейт-билдинг, и почти в два раза больше, чем для моста через залив Сан-Франциско-Окленд. [10] [135] ).

Большой зал, вмещающий 21 тысячу человек, должен был иметь внутренний диаметр 130 метров (430 футов), внешний диаметр 160 метров (520 футов), высоту 100 метров (330 футов) метров и внутренний объем 970 000 кубических метров ( 1,3 млн куб. ярдов). [6] [7] «Малый» зал имел 5000 мест и высоту 30 метров (98 футов). [136] [п] «Еще меньшие» Зал Конституции и Зал приемов в стилобате имели размеры 70 на 36 метров (230 на 118 футов) и 122 на 20 метров (400 на 66 футов). [137] Планировалось, что этажи в офисной башне будут иметь полезную высоту от 10 до 12 метров (от 33 до 39 футов) для еще большего количества сессионных залов различных ветвей власти. [138] Точное количество этажей не разглашается.

Каким бы огромным ни был большой зал дворца, он был намного меньше, чем Альберта Шпеера , Фолькхалле рассчитанный на 180 тысяч человек. [139] но русский дворец по общей высоте превосходил Фолькхалле. [140]

Структура

[ редактировать ]
Конструктивный каркас дворца. [141] В офисной башне для своей высоты очень мало этажей, потому что каждый этаж необычно высок - 10–12 метров (33–39 футов). [138]

Завершенный дворец должен был состоять из двух частей, опирающихся на два независимых фундамента: круглое ядро ​​с большим залом, офисную башню и статую Ленина; и прямоугольный стилобат, примыкающий к ядру. [142] Бетонный фундамент ядра покоился на известняковой скале на глубине 20 метров (66 футов) ниже уровня Москвы-реки . [142] Гораздо более легкий стилобат высотой 90 метров (300 футов) мог безопасно опираться на самый верхний известняковый подоконник , на глубине 3–5 метров (9,8–16,4 футов) под землей. [142]

В конструкции стилобата использовался традиционный стальной каркас; напротив, структура ядра была радикально нетрадиционной. [143] Вместо того, чтобы занимать всю вертикальную высоту здания, несущим колоннам дворца пришлось огибать большой зал. [143] Таким образом, кадр был разделен на три отдельных сегмента. [143] Нижний сегмент высотой 60 метров (200 футов) состоял из 32 пар вертикальных колонн, расположенных вокруг большого зала и соединенных с фундаментной плитой массивными клепаными «башмаками». [144] Эти «башмаки» опирались на массивные стальные пластины, вживленные в бетонную плиту. [145] Колонны второго сегмента были расположены под углом 22 °, образуя шатер над большим залом до отметки 140 метров (460 футов). [146] Над ним будет использоваться традиционная вертикальная рамка. [147] Палатку удерживали два массивных стальных кольца, похожих на обручи, которые скрепляют брусья бочки. [147] Эти кольца весом около 28 тысяч тонн были самыми большими, тяжелыми и дорогими элементами каркаса. [147] Статуя Ленина весом около 6000 тонн должна была быть построена на собственном стальном каркасе и покрыта листами монеля , срок службы которых оценивался в две тысячи лет. [148] [д]

Внешние стены выполнены по американскому образцу с заполнением из полого кирпича и внешней гранитной облицовкой. [149] Согласно официальной версии, Сталин поручил дизайнерам избегать ненужного визуального беспорядка и использовать простую двухцветную цветовую схему. [150] дизайнеры выбрали серовато-голубой украинский лабрадорит Для цоколя серый гранит из долины реки Даут . бледно - , а для остальной части конструкции — [151]

Инженерные системы

[ редактировать ]

Внутренняя транспортная инфраструктура дворца была рассчитана на ежедневную пропускную способность 50 000 человек. [152] Пути к большому залу и к офисной башне были физически разделены; первый полагался в основном на лестницы и эскалаторы , второй на лифты . [9] Всего должно было быть 130 пассажирских лифтов по 25 человек каждый, 27 служебных и 20 лифтов с противопожарным оборудованием. [9] Поскольку ни один лифт не мог преодолеть всю высоту здания, посетителям верхних этажей приходилось совершать два или три переезда, иногда по эскалаторам или лестницам. [9]

Потребление электроэнергии во дворце было указано на уровне 90 МВт в пике и 90 миллионов кВтч в год. [153] Для бесперебойного и резервного электроснабжения потребовалось строительство трех новых тепловых электростанций . [153]

Внутренние системы очистки и удаления мусора включали в себя двенадцать центральных вакуумных очистных станций по 750 кВт каждая и тридцать установок по вывозу промышленного мусора общей производительностью семь тонн/сутки. [154] Тяжелое оборудование для кондиционирования воздуха должно было располагаться ниже уровня земли. [155] кондиционированный воздух будет подаваться к каждому месту в большом зале через сеть воздуховодов, проходящих под каждым рядом сидений. [156] Размещение воздухозаборников потребовало дальнейших исследований по распределению загрязняющих веществ в воздухе; Проектировщики знали, что водозаборы должны были быть подняты как минимум на 40 метров (130 футов), но точная высота еще не была известна. [157] Очевидно, предотвращение образования пыли и ее очистка были первостепенными задачами. Дизайнеры даже предусмотрели виброщетки, установленные в полах вестибюлей, для чистки подошв обуви посетителей. [158]

Редевелопмент города

[ редактировать ]
1940 г. Состояние в нынешнем виде и утвержденный план реконструкции. [159] Размер площади
2 на 2 километра (1,2 × 1,2 мили). Легенда: А: Дворец Советов (фундамент ядра и северное крыло стилобата), Б: Пушкинский музей (подле переноса), В: Дом на набережной, Г: Мемориал авиаторам, Е: Светоотражающий бассейн. Обратите внимание на отсутствие на плане Мавзолея Ленина.

Московские проектировщики рассматривали дворец как центр Аллеи Ильича , новой оси с юго-запада на северо-восток, проходящей вдоль современного Комсомольского проспекта , улицы Волхонка , Манежной площади и проспекта Сахарова . Концепция, разработанная братьями Весниными и Иваном Леонидовым в 1920-е годы, заложена в план реконструкции города 1935 года . была в базовом виде [160] и впоследствии был пересмотрен в многочисленных проектах и ​​предложениях. [161] Реальная строительная практика зачастую противоречила планам: возведенные в центре Москвы новостройки зачастую перекрывали или сужали запланированный проспект. [162]

В 1940 году город утвердил пересмотренный план. Все здания между дворцом и Кремлем, включая Московский Манеж , пришлось снести. [160] Александровский сад будет превращен в ровный и прямой бульвар. Здание Пушкинского музея , частично закрывавшее ход Аллеи, перенесли бы на север, к Гоголевскому бульвару . [163] Большая часть его будет поглощена дворцовой площадью. [163] Площадь простиралась далеко на юго-запад по оси Аллеи и на северо-запад до современного района Арбата . Остров Замоскворечье к западу от Дома на набережной исчезнет, ​​уступив место широкому отражающему бассейну . [159] На оконечности острова будет установлен мемориал Челюскина и проектируемый Пантеон авиаторов. [159] [р]

После Второй мировой войны мастерская Ивана Жолтовского предложила еще более масштабный и, конечно, нереальный план перепланировки центральных площадей. [164] Из этих фантазий ничего не вышло, кроме строительства Нового Арбата в 1960-е годы. [164]

Строительство и снос (1933–1942)

[ редактировать ]
значок изображения Строительная площадка. Отсортированные камни, спасенные из взорванного собора
значок изображения Гектор Гамильтон на месте, 1932 год.
значок изображения Раскопки ниже уровня реки
значок изображения Панорамный вид котлована, опалубка для кольцевого фундамента ядра
значок изображения Фундамент завершен. Стальные «башмаки» для крепления колонн.
значок изображения Панорамный вид с «башмаками» и недостроенным каркасом стилобата, 1940 год.
значок изображения Конструкционная сталь стилобата, 1940 г.
значок изображения Заброшенное место после Второй мировой войны
На этой газетной фотографии с низким разрешением, опубликованной 26 июня 1941 года, показана максимальная высота, достигнутая каркасом конструкции. Планируемая высота этого крыла стилобата составляла 90 метров (300 футов), что вдвое превышало высоту Дома на набережной . [142]
Бассейн «Москва» в 1969 году, крайний справа Дом на набережной. Круглая поверхность бассейна примерно соответствовала площади ядра Дворца. Северное крыло, показанное на фотографии 1941 года, стояло слева от ядра.

Геологическое исследование этого места началось в 1933 году. [1] и продолжалось до 1934 г. [165] Бурение на глубину 110 метров (360 футов) подтвердило осуществимость строительства. [1] Самый верхний из известняка подоконник был слишком тонким, чтобы выдержать вес главного здания. [1] но второй, находящийся на 20 метров (66 футов) ниже уровня воды, был достаточно прочным. [165] Грунтовые воды в этом районе содержали очень мало сульфатов и хлоридов и почти всегда были неподвижными, поэтому разрушение бетона не представляло серьезной проблемы. [166]

Во второй половине 1934 года строители пробурили по периметру участка сотни скважин и закачали горячий битум . в землю [167] Это образовало водонепроницаемую вертикальную завесу, простирающуюся от поверхности до несущего подоконника, что позволило безопасно вести раскопки ниже уровня реки. [167] Взрывы и раскопки начались в январе 1935 года и продолжались более трех лет. [168] Чтобы расчистить яму до коренной породы, рабочие удалили 160 000 кубических метров (5 700 000 куб. Футов) камня и 620 000 кубических метров (22 000 000 куб. Футов) мягкой почвы. [168] Бетонный фундамент ядра, состоящий из двух концентрических колец внешним диаметром 160 метров (520 футов), был завершен в январе 1938 года. [169] Близкий, но независимый проект - близлежащая станция метро « Дворец Советов» («Дворец Советов»), расположенная сразу за водонепроницаемым периметром, была построена менее чем за год, в 1934–1935 годах. [170]

Специально для дворца были разработаны два типа конструкционной коррозионностойкой легированной стали : высокопрочная ДС (ДС), содержащая медь и хром , и обычная 3М. [171] Стальные балки прокатывали, резали и фрезеровали на Верхнесалдинском заводе и транспортировали по железной дороге на изготовленных на заказ платформах на перевалочную станцию ​​в Лужниках . [172] После осмотра и сборки наземные тракторы и баржи доставили сталь на строительную площадку. [145]

В 1939 году, когда каркас дворца поднялся над уровнем земли, пропагандистская кампания вокруг него достигла своего апогея. [173] Очертания дворца были настолько вездесущи в советских СМИ, что, по словам Шейлы Фицпатрик , он стал более знаком среднестатистическому гражданину, чем любое существующее здание. [174] Дворец появился на открытках, канцелярских товарах и обертках конфет. [175] Кинематографисты регулярно использовали спецэффекты , чтобы совместить модель дворца с уличными сценами, как если бы это сооружение существовало на самом деле. [173]

Летом 1940 года, когда были частично установлены нижние несущие колонны, срок завершения всего каркаса оценивался в 30 месяцев. [176] Газетная фотография от 26 июня 1941 года свидетельствует, что к тому времени каркас северного крыла был в основном готов. По мнению биографа Иофана Марии Костюк, дворец непременно был бы построен, если бы не немецкое вторжение . [177]

Сразу после начала войны строительство было приостановлено на неопределенный срок; [2] [3] многие из 3600 строителей были вынуждены пойти на военную службу. [178] Заводы и мастерские USDS были мобилизованы для военных действий; [3] Запас конструкционной стали использовался для противотанковой обороны Москвы. Ближайшие ученики Иофана пошли добровольцами в армию и погибли в боях. [179] В августе-сентябре 1941 года руководитель проекта Андрей Прокофьев [ ru ] и его инженерный состав вместе с 560 вагонами оборудования УСДС были эвакуированы на строительство Уральского алюминиевого завода [ ru ] . [179] [180] [с] Иофан и Меркуров покинули Москву в октябре по прямому приказу Молотова. [178]

В конце 1941 года оставшиеся рабочие должным образом огнезащитили и замаскировали стальной каркас и уехали из Москвы на Урал. [3] В 1942 году каркас разобрали, чтобы получить сталь для строительства железнодорожных мостов. [2] Поскольку не осталось рабочих для поддержания водонепроницаемой завесы, речная вода просачивалась сквозь нее и в конечном итоге затопила фундамент. [182] В 1958–1960 годах участок был осушён и преобразован в открытый бассейн . [183]

После сноса (1941–1956)

[ редактировать ]
Сравнение окончательной версии 1937 года (красный) с уменьшенными проектами 1948 (желтый) и 1956 (синий) и главного здания МГУ (зеленый), наложенного на контур Московского международного делового центра 2019 года (серый)

Иофан и остатки его команды большую часть войны провели в Свердловске, работая над оборонными проектами. [3] Позже он вспоминал, что в декабре 1941 года, в разгар битвы под Москвой , неназванные власти поручили ему возобновить работы над дворцом. [184] Однако есть множество свидетельств того, что у него не было для этого ресурсов. [185] В свободное от Иофана время работа над дворцом шла медленно. Следующая итерация конструкции, так называемый свердловский вариант , появилась лишь в конце 1943 года. [185] [184] Внешне он был похож на дизайн 1937 года, но выглядел более плоским, тяжелее и лишен динамики оригинала. [184] [186] Иофан удалил ребристые пилоны из верхних слоев и добавил множество огромных, роскошных скульптур. [184] « Свердловский вариант» был представлен в Кремле в 1944 и 1945 годах и стал новым каноном, пришедшим на смену довоенным образцам в средствах массовой информации. [187]

Однако к этому времени Сталин потерял интерес к дворцу. [188] [189] Вместо этого в январе 1947 года государство сконцентрировало ресурсы на восьми небоскребах поменьше в Москве. [190] Первые официальные заявления представляли новый проект как созвездие башен, сосредоточенных вокруг доминирующего Дворца Советов. [191] Очень скоро новые башни получили приоритет над любыми довоенными планами и фактически заменили Дворец в качестве нового пропагандистского символа. [191] [192] [т] Недостроенные объекты, начатые до войны, были потихоньку списаны или перепрофилированы под нужды новых арендаторов. [192] К 1953 году семь из восьми запланированных башен были фактически построены, а дворец превратился в фантом, бесплодное упражнение в «бумажной архитектуре» . [191] [192] [194]

Из трех титульных архитекторов дворца Владимир Щуко умер в 1939 году, и Владимир Гельфрейх перешел к другим проектам, в которых участвовала одна из «сестер» . Борис Иофан пытался добиться контракта на строительство главного корпуса МГУ , но попал в немилость. [195] Контракт с университетом вместе со всеми предварительными работами команды Иофана был передан Льву Рудневу . [195] Иофан остался руководить недостроенным дворцом, и ему было приказано уменьшить его размер и стоимость. [184] С 1947 по 1956 год он представил шесть новых предложений. [184] Вариант 1947–1948 годов уменьшился до 320 метров (1050 футов) в высоту и 5,3 миллиона кубических метров (7 миллионов кубических ярдов) в объеме. [184] Вариант 1949 года сохранил прежнюю высоту с дальнейшим уменьшением объема. [184] В 1952–1953 годах завершение строительства «семи сестер» высвободило ресурсы, и дворец расширился до 411 метров (1348 футов); в 1953 году она снова уменьшилась до 353 метров (1158 футов). [184] [в]

30 ноября 1954 года Никита Хрущев начал общественную кампанию за массовое строительство доступного жилья и против «излишеств» сталинской архитектуры. [197] Хрущев не отдавал предпочтение определенному стилю, но его спичрайтеры и консультанты тщательно направляли его в сторону модернистских взглядов. [197] Бывшие старейшины сталинской архитектуры не посмели возражать и приняли новую реальность. Год спустя «перегибы» были осуждены в совместном постановлении партии и Советов. [198] а в 1956 году правительство распустило последнее прибежище сталинского искусства — Академию архитектуры. [v] Почти забытый Дворец Советов не упоминался ни в каких дебатах и ​​постановлениях. [199] Иофан еще не хотел сдаваться. С помощью Хелфриха и его нового партнера он Минкуса Михаила снова уменьшил конструкцию до 246 метров (807 футов) в 1954 году и до 270 метров (890 футов) в 1956 году. [199] [200]

Другой Дворец Советов (1956–1962).

[ редактировать ]
Дворец съездов в Московском Кремле был построен в 1961 году. Он следовал образцу, разработанному на конкурсах 1958–1959 годов, и унаследовал предполагаемую роль упраздненного Дворца Советов, хотя и в гораздо меньших масштабах.

Осенью 1956 года работа Иофана окончательно остановилась после объявления нового конкурса на новый Дворец Советов. [201] Объем нового сооружения был ограничен 500 000 кубических метров (700 000 кубических ярдов), что в 15 раз меньше, чем проект Иофана. Главный зал должен был вместить 4600 человек (в пять раз меньше), два меньших зала — по 1500 человек каждый. [201]

Первоначальное предложение предусматривало строительство на старом месте (снесенного собора), которое к 1956 году было затоплено и требовало обширных спасательных работ. [182] В декабре 1956 года правительство предложило два альтернативных места для дворца: оба возле здания Рудневского университета . [201] [202] Близость к университетской башне исключала возможность строительства высотных зданий; новый дворец должен был представлять собой обширное горизонтальное плоское сооружение. [201] Однако та же близость наводила на мысль, что полный разрыв со сталинским искусством еще не завершен. [203] Самое важное правительственное здание в Москве должно было быть уникальным; его нельзя было построить дешево, и он мог терпеть хоть какие-то «эксцессы». [203] Неоклассики считали, что им дан шанс искупить сталинское искусство в глазах Хрущева. [203] Набирающие силу модернисты чувствовали молчаливую поддержку Хрущева и видели шанс навязать свою точку зрения всей советской промышленности. [204]

Первый тур конкурса был разделен на две параллельные лиги: открытый конкурс со 115 участниками, представляющими как сталинистов, так и модернистов, и конкурс по частному контракту с 21 участником. [201] Победившим и, пожалуй, самым художественно ценным предложением Александра Власова [ ru ] стал откровенно модернистский стеклянный ящик — огромный зимний сад с тремя овальными залами, плавающими в море зелени. [205] Вопреки ожиданиям, формальную премию Власов получил не сразу, а был награжден позднее. [205] [206] Похожий, но менее радикальный проект Леонида Павлова [ ru ] избавил от зимнего сада и добавил ряды узких белых пилонов. [207] Второй тур конкурса состоялся в 1959 году. [208] и присутствовал сам Хрущев. [202] На этот раз все записи следовали шаблону, установленному Власовым и Павловым, с поверхностными различиями. [208] Новый канон советской государственной архитектуры, который впервые принял осязаемую форму в советском павильоне на «Экспо-58» , теперь был завершен. [208] Власов стал руководителем нового строительного агентства Дворца Советов. [209] О его работе, прекратившейся после смерти Власова в 1962 году, известно очень мало. [В] [209] Идея Дворца Советов была похоронена. [209] Его предполагаемую роль взял на себя Дворец съездов в Московском Кремле, построенный в 1961 году. Здание заменило несколько исторических зданий, в том числе старое неоклассическое здание Государственной оружейной палаты и некоторые задние корпуса Большого Кремлевского дворца. . Это, а также то, что архитектура проектируемого здания контрастировала с исторической средой, вызвало настоящий резонанс, особенно после того, как другие исторические здания Кремля, такие как Чудов и Вознесенский монастыри, уже были снесены в сталинскую эпоху, и были приняты законы, которые Были введены в середине 1950-х годов запреты на снос исторических сооружений, что сделало строительство в некотором роде незаконным. [209] [206]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 8000 мест в главном зале Московского Дворца Труда, а также в различных меньших залах.
  2. Герман (Герман) Красин (1871–1947), младший брат большевистского политика Леонида Красина , был инженером-электриком, спроектировавшим и построившим первую электрораспределительную сеть вокруг Москвы. Будучи урбанистом, Красин разработал политику общественного транспорта Москвы, основанную на высокоцентрализованной модели «ступицы и спицы».
  3. Первый контракт заключался на проектирование советского консульства в Риме. Менее известен тот факт, что Иофан и его жена Ольга, оба члены Итальянской коммунистической партии , были вовлечены в подрывную подпольную деятельность «Русской ячейки» в Риме. [34]
  4. Иван Жолтовский и Алексей Щусев также имели множество госконтрактов. Но ни один из их проектов не был столь масштабным и заметным, как Дом на набережной , который располагался в «краеугольном месте» напротив Кремля . [19]
  5. К февралю 1931 года жилые корпуса «Дома на набережной» были почти готовы; первые арендаторы переехали в том же месяце. Кинотеатр был открыт в ноябре 1931 года.
  6. В список компрометирующих обвинений, составленный НКВД против Иофана, вошли также контакты с Николаем Бухариным и Карлом Радеком . Ни Иофан, ни его номинальный начальник Андрей Прокофьев никогда не предстанут перед уголовным преследованием. [39]
  7. Генрих (Генрих) Маврикиевич Людвиг (1893–1973) — инженер-строитель, побочно занимался философией, лингвистикой, оккультными «науками» и теориями авангардного искусства . Директор Московского архитектурного института с 1928 года, Людвиг был арестован в 1938 году. Он быстро продвигался по системе ГУЛАГа в качестве руководителя строительства, но был снова осужден, а затем получил еще одну руководящую должность. Он пережил два десятилетия заключения и в конце концов вернулся к преподаванию в Строгановском училище . [57]
  8. ^ 11 из США, пять из Германии, трое из Франции, двое из Голландии, по одному из Эстонии, Италии и Швейцарии. [64]
  9. ^ Особый статус нанятых иностранцев не был секретом. [68] Что не было очевидным, так это тот факт, что их контракты на проектирование исключали дальнейшее участие в проекте. [62]
  10. В 1933 году, уже после завершения конкурса, Алексей Щусев и Григорий Бархин [ ru ] независимо друг от друга опубликовали рецензии на работы. Оба автора (сами по себе успешные архитекторы-модернисты) восхищались предложением Корбюзье: [69] хотя к настоящему времени «корбузианство» было объявлено нежелательным. [63]
  11. ^ Изображение зеркально отражено слева направо. Статуя была обращена к Кремлю, поэтому река и набережная должны быть слева, а не справа.
  12. Источник неверно датирует его 1931 годом. Нет абсолютно никаких доказательств того, что эта конструкция, представленная во второй половине 1932 года и объявленная победителем в 1933 году, могла существовать в 1931 году.
  13. Сталин провел май – август 1931 года в Сочи, а Каганович, Молотов и Ворошилов занимались делами в Москве. Авель Енукидзе выполнял функции курьера по самым секретным делам, в том числе и во Дворце Советов. [90]
  14. Два других соавтора по правовым вопросам, Георгий Красин и Сергей Меркуров , отвечали за инженерное дело и скульптуру соответственно. Они не занимались архитектурным проектированием как таковым. [117]
  15. В книге 1961 года указана высота 420 метров (1380 футов), что, вероятно, относится к какому-то пересмотренному варианту. [7]
  16. ^ 6000 мест по книге 1961 года. [7]
  17. Многие источники сообщают, что для изготовления статуи были использованы листы нержавеющей стали . В отчете Меркурова, опубликованном в 1939 году, поясняется, что имеющаяся нержавеющая сталь не была достаточно податливой для скульптурных работ, поэтому скульпторы использовали гораздо более дорогой монель . [148]
  18. В 1990-е годы идея материализовалась в памятнике Петру I. 98-метровая (320 футов) статуя стоит на небольшом искусственном острове к югу от оконечности исторического острова Замоскворечье .
  19. Прокофьев сохранял ядро ​​УСДС на протяжении всей войны, надеясь однажды вернуться с ними во Дворец. Во время войны Иофан и Прокофьев работали в одном районе (Свердловск и Каменск-Уральский) и непременно встречались. В 1947 году Прокофьев сотрудничал с Иофаном в его безуспешных попытках возродить заброшенный проект или добиться контракта с университетом. [181]
  20. ^ Тем не менее, концепция Дворца как центра «созвездия» сохранилась. Главный архитектор Москвы Александр Власов [ ru ] продолжал продвигать эту идею вплоть до сентября 1952 года. [193]
  21. ^ Популярная литература часто отставала от изменений в дизайне. Например, в сентябре 1952 года «Техника молодежи» все же представила минимальную 320-метровую (1050 футов) версию, которая выглядит удивительно компактной по сравнению с уже построенными «сестрами». [196]
  22. ^ В 1956 году Академия архитектуры была реорганизована в Академию строительства и архитектуры с упором на технологии, а не на искусство. В 1963 году реформированная Академия была вообще расформирована. На его месте ничего не возникало до создания архитектуры строительства в 1989 году Академии и .
  23. Колтон писал в 1990-х, что «последнее слово о проекте прозвучало в середине 1960-х», [206] но последующие исследования показали, что проект продолжался черепашьими темпами до 1962 года. [209]
  1. ^ Jump up to: а б с д Атаров 1940 , с. 72.
  2. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 286.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Зубович 2020 , с. 55.
  4. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 17.
  5. ^ Jump up to: а б с д Колтон 1995 , с. 260.
  6. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 109 ,
  7. ^ Jump up to: а б с д и Академия строительства и архитектуры 1961 , с. 11.
  8. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 70.
  9. ^ Jump up to: а б с д Атаров 1940 , с. 138.
  10. ^ Jump up to: а б с Колтон 1995 , с. 332.
  11. ^ Атаров 1940 , с. 23-2
  12. ^ Атаров 1940 , с. 24.
  13. ^ Судзуки 2013 , с. 183.
  14. ^ Судзуки 2013 , с. 191.
  15. ^ Jump up to: а б с Судзуки 2013 , с. 201.
  16. Kostyuk 2019 , p. 35.
  17. ^ Jump up to: а б Kostyuk 2019 , p. 36.
  18. Русский: Отрывок из статьи Балихина, www.artchronica.ru, май 2002 г. Архивировано 20 января 2007 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Kostyuk 2019 , p. 62.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Хойсингтон 2003 , с. 45.
  21. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , с.78.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кузнецов 2019 , с. 53.
  23. ^ Колтон 1995 , стр. 255, 257, 259.
  24. ^ Jump up to: а б Кузнецов 2019 , с. 55.
  25. ^ Хмельницки 2021 , с. 47, со ссылкой на письмо Молотова Енукидзе от 5 сентября 1931 г..
  26. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 42.
  27. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , с. 78–79.
  28. Kostyuk 2019 , p. 37.
  29. ^ Jump up to: а б с Хойсингтон 2003 , с. 57.
  30. ^ Зубович 2020 , с. 35.
  31. ^ Jump up to: а б с Кузнецов 2019 , с. 53–54.
  32. Kostyuk 2019 , p. 60.
  33. Kostyuk 2019 , pp. 13, 19, 61.
  34. Kostyuk 2019 , p. 20.
  35. Kostyuk 2019 , pp. 19, 61-62.
  36. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 45–46, 57.
  37. ^ Jump up to: а б Зубович 2020 , с. 37.
  38. Kostyuk 2019 , p. 19.
  39. ^ Зубович 2020 , стр. 54–55.
  40. ^ Хойсингтон 2003 , с. 58.
  41. ^ Jump up to: а б с Кузнецов 2019 , с. 54.
  42. ^ Хмельницки 2021 , с. 48: «Издевательство... служило для сокрытия работы, которая велась по построению новой и единой архитектурной иерархии».
  43. ^ Jump up to: а б Kostyuk 2019 , pp. 60–61.
  44. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 79–80.
  45. ^ Jump up to: а б с д Кузнецов 2019 , с. 58.
  46. ^ Jump up to: а б Kostyuk 2019 , p. 63.
  47. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 45–46.
  48. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 80.
  49. ^ Jump up to: а б с Хойсингтон 2003 , с. 47.
  50. ^ Jump up to: а б Хойсингтон 2003 , с. 46.
  51. ^ Jump up to: а б Хмельницки 2021 , стр. 47.
  52. ^ Дмитрий В. Поспеловский. История советского атеизма в теории и практике и верующий, том 2: Советские антирелигиозные кампании и преследования, St Martin's Press, Нью-Йорк (1988)
  53. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 81.
  54. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 82–83.
  55. Kostyuk 2019 , pp. 38–39.
  56. ^ Jump up to: а б Судзуки 2014 , с. 128.
  57. ^ "Людвиг Генрих Маврикиевич (1893–1973)" . Sakharov Center .
  58. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 83.
  59. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 84.
  60. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , стр. 85.
  61. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 86.
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж Хмельницкий 2007 , стр. 87.
  63. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , с.91.
  64. Kostyuk 2019 , p. 42.
  65. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 83, 86.
  66. Kostyuk 2019 , pp. 41-42.
  67. ^ Jump up to: а б Kostyuk 2019 , p. 64.
  68. ^ Союз советских архитекторов 1933 , стр. 42, 44, 48.
  69. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 89.
  70. ^ Атаров 1940 , с. 37.
  71. ^ Jump up to: а б с д Зубович 2020 , с. 33.
  72. ^ Jump up to: а б с д Хмельницкий 2007 , стр. 88.
  73. Kostyuk 2019 , p. 44.
  74. ^ Jump up to: а б с д и ж Бархин 2016 , с. 58.
  75. ^ Бархин 2016 , стр. 56, 60.
  76. ^ Jump up to: а б с Бархин 2016 , с. 57.
  77. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 99.
  78. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 101.
  79. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 102.
  80. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , стр. 103.
  81. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 56.
  82. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 113.
  83. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 52–53.
  84. ^ Хойсингтон 2003 , с. 53.
  85. ^ Хойсингтон 2003 , с. 51.
  86. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 51–52.
  87. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 114.
  88. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 54.
  89. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 115.
  90. ^ Хмельницки 2021 , стр. 50.
  91. ^ Хмельницки 2021 , стр. 51.
  92. ^ Кузнецов 2019 , с. 54, цитируется письмо Сталина Кагановичу от 7 июля 1932 года, опубликованное в 2001 году.
  93. ^ Хмельницки 2021 , с. 51, цитируется письмо Сталина Кагановичу от 7 июля 1932 г., опубликованное в 2001 г.
  94. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 116.
  95. ^ Jump up to: а б с "Протокол № 137 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 мая 1933 года (Protocol of the Politburo, 10 May 1933, paragraph 56/43" (in Russian). 10 May 1933. Archived from the original on 30 July 2021 . Retrieved 15 June 2021 .
  96. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 57–58.
  97. ^ Хойсингтон 2003 , с. 59.
  98. ^ Атаров 1940 , с. 43.
  99. ^ Jump up to: а б Хойсингтон 2003 , стр. 58–59.
  100. ^ Бархин 2016 , с. 59.
  101. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 133.
  102. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , стр. 11.
  103. ^ Chmelnizki 2007 , стр. 130, цитирует Уолтерса Р. (1933) Специалист по Сибири , стр. 83.
  104. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 41–42.
  105. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 13.
  106. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , с. 13–14.
  107. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 14.
  108. ^ Jump up to: а б с д Хмельницкий 2007 , стр. 16.
  109. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 20–21.
  110. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 25.
  111. ^ Jump up to: а б с д Хмельницкий 2007 , с. 122–125.
  112. ^ Кузнецов 2019 , с. 52.
  113. ^ Хмельницки 2021 , с. 42: «Начиная с декабря 1930 года тема Дворца неоднократно обсуждалась в Политбюро...».
  114. ^ Jump up to: а б с Кузнецов 2019 , стр. 55–56.
  115. ^ Хойсингтон 2003 , стр. 48–49.
  116. ^ Jump up to: а б с д Хойсингтон 2003 , с. 60.
  117. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 45.
  118. ^ Jump up to: а б с Хойсингтон 2003 , стр. 60–61.
  119. ^ Jump up to: а б с д и Хойсингтон 2003 , с. 61.
  120. ^ Атаров 1940 , с. 55.
  121. ^ Атаров 1940 , с. 56.
  122. ^ Академия архитектуры 1939 , стр. 40, 43, 70, 77, 78.
  123. ^ Зубович 2020 , с. 40.
  124. ^ Зубович 2020 , стр. 40–41, 44.
  125. ^ Зубович 2020 , с. 44.
  126. ^ Зубович 2020 , с. 41.
  127. ^ Зубович 2020 , стр. 42–43.
  128. ^ Судзуки 2014 , с. 134.
  129. ^ Бархин 2016 , с. 60.
  130. ^ Зубович 2020 , с. 53.
  131. ^ Jump up to: а б Судзуки 2014 , с. 132.
  132. ^ Атаров 1940 , с. 47.
  133. ^ Судзуки 2014 , стр. 132, 138.
  134. ^ Атаров 1940 , с. Основная информация: набор текста начался 2 июня 1940 г., разрешение на печать разрешено 17 августа 1940 г.
  135. ^ Атаров 1940 , с. 67.
  136. ^ Атаров 1940 , с. 121.
  137. ^ Атаров 1940 , с. 123.
  138. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 109.
  139. ^ Макклоски, Б. (2005). Художники Второй мировой войны . Гринвуд . п. 63. ИСБН  9780313321535 .
  140. ^ Хмельницкий 2007 , с. 82 цитирует мемуары Альберта Шпеера .
  141. ^ Атаров 1940 , с. 57, 85.
  142. ^ Jump up to: а б с д Атаров 1940 , с. 77.
  143. ^ Jump up to: а б с Атаров 1940 , с. 86–87.
  144. ^ Атаров 1940 , с. 89–90.
  145. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 90.
  146. ^ Атаров 1940 , с. 90–91.
  147. ^ Jump up to: а б с Атаров 1940 , с. 91.
  148. ^ Jump up to: а б Академия архитектуры 1939 , с. 35.
  149. ^ Атаров 1940 , с. 99.
  150. ^ Атаров 1940 , с. 104.
  151. ^ Атаров 1940 , с. 105.
  152. ^ Атаров 1940 , с. 137.
  153. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 139.
  154. ^ Атаров 1940 , с. 143.
  155. ^ Атаров 1940 , с. 133.
  156. ^ Атаров 1940 , с. 135.
  157. ^ Атаров 1940 , с. 134.
  158. ^ Атаров 1940 , с. 136.
  159. ^ Jump up to: а б с Tkachenko 2020 , p. 51.
  160. ^ Jump up to: а б Tkachenko 2020 , p. 50.
  161. ^ Tkachenko 2020 , p. 85.
  162. ^ Tkachenko 2020 , p. 89.
  163. ^ Jump up to: а б Tkachenko 2020 , pp. 50–51.
  164. ^ Jump up to: а б Tkachenko 2020 , pp. 51–53.
  165. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 73.
  166. ^ Атаров 1940 , с. 80.
  167. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 73–75.
  168. ^ Jump up to: а б Атаров 1940 , с. 76–77.
  169. ^ Атаров 1940 , с. 77–78.
  170. ^ Kavtaradze, Sergey (2005). "Московскому метро 70 лет" [70 years of Moscow Metro]. World Art Музей (in Russian). 14 . ISSN  1726-3050 .
  171. ^ Атаров 1940 , с. 69.
  172. ^ Атаров 1940 , с. 90, 93.
  173. ^ Jump up to: а б Хойсингтон 2003 , стр. 64–65.
  174. ^ Хойсингтон 2003 , с. 64 цитата из книги Фитцпатрика « Повседневный сталинизм» 1999 года ..
  175. ^ Зубович 2020 , с. 28.
  176. ^ Атаров 1940 , с. 95.
  177. ^ " "Дворец Советов не был утопией" " [The Palace of the Soviets was not a utopia] (in Russian). gazeta.ru. 19 December 2011.
  178. ^ Jump up to: а б Зубович 2020 , с. 64.
  179. ^ Jump up to: а б Kostyuk 2019 , p. 52.
  180. ^ Зубович 2020 , стр. 55, 64, 78.
  181. ^ Зубович 2020 , стр. 55, 78.
  182. ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , стр. 365–366.
  183. ^ Зубович 2020 , с. 107.
  184. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хмельницкий 2007 , стр. 287.
  185. ^ Jump up to: а б Зубович 2020 , с. 66.
  186. Kostyuk 2019 , p. 53.
  187. ^ Kruzhkov, N. (2014). Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи [ The high-rise of Stalin's Moscow. Heritage of an epoch ] (in Russian). Центрполиграф. ISBN  9785227045423 .
  188. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 260.
  189. ^ Хойсингтон 2003 , с. 65.
  190. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 291.
  191. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 293.
  192. ^ Jump up to: а б с Колтон 1995 , с. 329.
  193. ^ Власов А. В. (Vlasov A.) (1952). "Москва завтра" [Moscow tomorrow]. Техника — молодёжи (5): 5.
  194. ^ Tkachenko 2020 , p. 54.
  195. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , стр. 261.
  196. ^ Трофимов В. (Trofimov V.); Эривански А. (Erivansky A.) (1952). "Восемь вершин" [Eight summits]. Техника — молодёжи (5): 14–15.
  197. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , стр. 319.
  198. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 328–329.
  199. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , с. 287, 288.
  200. ^ Tkachenko 2020 , p. 52.
  201. ^ Jump up to: а б с д и Хмельницкий 2007 , стр. 335.
  202. ^ Jump up to: а б Колтон 1995 , с. 336.
  203. ^ Jump up to: а б с Хмельницкий 2007 , стр. 336.
  204. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 336–337.
  205. ^ Jump up to: а б Хмельницкий 2007 , стр. 340.
  206. ^ Jump up to: а б с Колтон 1995 , с. 366.
  207. ^ Хмельницкий 2007 , стр. 342.
  208. ^ Jump up to: а б с Хмельницки 2007 , с. 344-345.
  209. ^ Jump up to: а б с д и Хмельницкий 2007 , стр. 345.

Исторические источники

[ редактировать ]
  • Union of Soviet Architects (1933). Дворец Советов. Всесоюзный конкурс 1932 г. / Palast der Sowjets. Allunions-Preisbewerbund 1932 (in Russian and German). Всекохудожник.
  • Academy of Architecture (1939). Архитектура дворца Советов [ Architecture of the Palace of the Soviets ]. Издательство Академии Архитектуры СССР. ISBN  9785446072521 . (перепечатка 2013 г.)
  • Академия строительства и архитектуры (1961). Л.И. Кириллова; ГБ Минервин; Г. А. Шемякин (ред.). Дворец Советов. Материалы конкурса 1957-1959 [ Дворец Советов. Материалы конкурса 1957-1959 годов . Госстройиздат.
  • Атаров, Н ( 1940). Дворец Советов [ Дворец Советов ] (на русском языке). Московский рабочий. Окончательное официальное описание окончательной конфигурации, построенной в 1940 году, и планируемых механических систем.

Современные исследования

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbd73029e55588b546e4f9f5e973bca2__1716361440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/a2/bbd73029e55588b546e4f9f5e973bca2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palace of the Soviets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)