Пять пунктов архитектуры Ле Корбюзье
«Пять пунктов архитектуры Ле Корбюзье» — это архитектурный манифест, задуманный архитектором Ле Корбюзье . [ 1 ] В нем изложены пять ключевых принципов дизайна, которые он считал основой современной архитектурной дисциплины и которые будут выражены во многих его проектах. [ 2 ]
Впервые опубликовано в художественном журнале L'Esprit Nouveau (пер. «Новый дух» ); затем он появился в плодотворном сборнике эссе Ле Корбюзье «Vers une Architecture» (перевод « К архитектуре ») в 1923 году. [ 1 ]
Пять пунктов архитектуры
[ редактировать ]Разработанные в 1920-х годах «Пять пунктов современной архитектуры» Ле Корбюзье (по-французски: Cinq Points de l'architecture Moderne ) представляют собой набор архитектурных идеологий и классификаций, которые рационализируются на основе пяти основных компонентов: [ 3 ]
- Пилотис – сетка из тонких железобетонных пилонов, принимающих на себя конструктивный вес здания. Они являются основой эстетической гибкости, обеспечивая свободную циркуляцию воздуха на первом этаже и предотвращая сырость поверхности, а также позволяя саду простираться под домом. [ 4 ] [ 5 ]
- Свободный дизайн плана земли – обычно считается центром «Пяти пунктов», а его конструкция диктует новые архитектурные рамки. [ 4 ] Отсутствие несущих перегородок обеспечивает большую гибкость при проектировании и использовании жилых помещений; дом неограничен в своем внутреннем использовании [ 2 ]
- Свободный дизайн фасада – отдельный внешний вид здания свободен от традиционных структурных ограничений, что позволяет фасаду быть свободным, легким и открытым. [ 2 ]
- Горизонтальное окно – ленточные окна проходят по всей длине фасада, равномерно освещая помещения, одновременно увеличивая ощущение пространства и уединения. А также обеспечить внутренние помещения лучшим освещением и обзором окрестностей. [ 2 ] [ 6 ]
- Сад на крыше – плоские крыши с садовыми террасами служат как гармоничным, так и домашним функциям, обеспечивая естественные слои изоляции бетонной крыши и создавая пространство. [ 6 ] [ 3 ]
Первые четыре пункта происходят непосредственно от Виолле-ле-Дюка , учение которого оказало влияние на Чикагскую школу, которая добавила к конструктивным принципам пятый принцип, касающийся крыш.
Вилла Савойя
[ редактировать ]
Вилла Савойя, возможно, является самым значительным вкладом Ле Корбюзье в модернистскую архитектуру и воплощает в себе все принципы его «Пяти пунктов современной архитектуры». [ 7 ] Расположенный в Пуасси , он был построен в 1928-1931 годах по заказу Пьера и Эжени Савой, которые предоставили Ле Корбюзье и его соратнику Пьеру Жаннере неограниченную свободу в его дизайне. [ 7 ]
Пилоты поднимают конструкцию над землей, позволяя автомобилям проезжать под ней через широкое ограждение, спроектированное так, чтобы соответствовать радиусу поворота автомобиля, поскольку оно огибает дом, обеспечивая прямой вход. [ 8 ] Расположение колонн преимущественно практичное, структурно организованное, некоторые расположения используются для разделения помещений, что способствует свободному оформлению плана помещения. [ 9 ] Горизонтальные ленточные окна поддерживаются зубочистками, окружающими все стороны фасада, и их намеренное расположение направляет взгляд зрителя к горизонту, ограничивая видимость верхней и нижней части пейзажа; [ 9 ] одновременно отсылая к абстрактной форме, которая скрывает разнообразную функциональность и интерьер за фасадом. [ 10 ] Терраса на крыше плавно перетекает из спальни мадам Савой, образуя кульминацию свободной планировки и стирая границы внутреннего и внешнего пространства, обеспечивая при этом потрясающий вид на пасторальный облик. [ 7 ] Белый фасад открыт со всех сторон, без четкой задней или передней части. [ 11 ] максимальное расположение участка на вершине холма, чтобы удаленные виды были видны с любой стороны, поскольку Ле Корбюзье рассматривал резиденцию как убежище от забот городской жизни Парижа . [ 9 ]
Пространственные свойства свободного дизайна, в частности, движение пандусов и лестниц, проходящих через дом, были тщательно изучены как выражение идеи Ле Корбюзье об « архитектурном променаде ». [ 11 ] По сути, это заранее заданный путь движения, предлагающий разнообразие и сложность различных видов, причем некоторые аспекты намеренно направлены наружу, а другие отражают внутреннюю часть пространства. [ 9 ] Далее винтовая лестница и многоэтажные пандусы поднимаются одновременно в согласии и контрасте друг с другом. [ 7 ] поскольку наклонная плоскость пандуса соединяет различные уровни непрерывным путем, завершающимся снаружи изогнутым солярием, расположенным над террасой. [ 9 ] С другой стороны, лестница постепенно нарушает излюбленное направление движения Ле Корбюзье, вступая в противоречие с «прогулкой». [ 7 ]
Дом страдал от механических и структурных проблем, поскольку его непрактичность привела к невозможности проживания. Жалобы Savoye были хорошо задокументированы, но по большей части остались без внимания, сославшись на повсеместную утечку и наводнение по всему объекту. Однако Ле Корбюзье формально не признал многие из этих функциональных дефектов, и в помещении продолжали возникать проблемы: обширная утечка в конечном итоге привела к тому, что владельцы покинули жилье примерно в 1939 году. [ 12 ] Парадоксально, но, несмотря на знаменитое заявление архитектора: «Дом — это машина для проживания» (по-французски « une maison est une Machine-à-habite r»), вилла Савойя стала категорически непригодной для жизни постройкой. [ 13 ] За исключением кратковременной оккупации немецкими, а затем американскими войсками во время Второй мировой войны , он оставался в основном незанятым и в заброшенном состоянии, пока в конце 1950-х годов не была начата международная кампания по сохранению. [ 12 ] Узнав о возможном сносе сооружения, Ле Корбюзье использовал свою мировую известность, чтобы заручиться всемирной поддержкой влиятельных фигур и учреждений, включая Музей современного искусства и журнал Time , что в конечном итоге способствовало успешной кампании. [ 14 ] В 2016 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 15 ] усиливая его архитектурную известность и подтверждая, что, хотя это и была несовершенная резиденция, она действительно служит образцом творческой эстетики Ле Корбюзье, прежде всего как физическое воплощение его манифеста, а также является последним проектом, который олицетворял все пять принципов Пяти. Точки архитектуры. [ 14 ]
Вилла Кук
[ редактировать ]
Вилла Кука (Maison Cook) признана одним из первых проектов Ле Корбюзье, канонически продемонстрировавших его «Пять пунктов современной архитектуры». [ 16 ] Расположенный в Булони-сюр-Сен , он был построен в 1926 году Ле Корбюзье и Пьером Жаннере; по заказу американского журналиста Уильяма Кука и его французской жены Жанны. [ 17 ]
Ле Корбюзье считал этот дом «настоящим кубическим домом» (по-французски: la vraie maison cubique ), поскольку его строительный план возник из квадрата, что придает ему кубическую форму. [ 16 ] Круглые пилоты возвышают главное здание над землей, открывая подъездную дорогу, ведущую к закрытому гаражу; соответственно, главный вход также находится под общей конструкцией. [ 17 ] Свободный дизайн фасада позволяет рассматривать все перспективы здания одновременно и скрывает любые видимые несущие конструкции. Полосатые раздвижные окна окружают фасад по всей длине; а сад на крыше представляет собой естественное развитие предыдущих открытых планов этажей. [ 16 ] Дом разделен на четыре квадранта, определяемых сеткой колонн, разделяющих ключевые жилые помещения, расположенные на верхнем этаже и соединяющиеся с садом на крыше, наиболее легкодоступной внешней зоной; [ 4 ] в то время как спальни на нижнем этаже подрывают традиционную вертикальную организацию дома, а также ясно демонстрируют свободную планировку. [ 18 ] Такая вертикальная конфигурация была частично обусловлена ограничениями городской среды: при ограниченных внешних размерах было логично задумать штабелируемый куб, разделенный на четыре уровня и забронированный нижним входом и большим садом на крыше. [ 4 ] Центральным элементом резиденции является терраса на крыше, сферически увеличенная, с которой открывается вид на отдаленные парки Булонского леса , служащая убежищем от его перенаселенного окружения. [ 9 ]
Архитектурный променад виллы Кука имеет четкое начало, середину и драматический финал, состоящий из обширного сада на крыше. [ 9 ] Однако большая часть конструкции не стремится интегрировать внутреннее пространство и внешний ландшафт, а, скорее, более плотно скрывает свое пространственное расположение со всех сторон фасада, поскольку ленточные окна и плоская крыша скрывают двухсветную гостиную. [ 18 ] Кроме того, поскольку центральная колонна разделяет внутренние отсеки на четные числа, пути движения менее разнообразны, что приводит к более логичной иерархии движений, восходящей через узкую и прерывистую ось. [ 9 ]
Плотницкий центр
[ редактировать ]
Центр визуальных искусств Карпентера при Гарвардском университете был единственным проектом Ле Корбюзье в Соединенных Штатах . Завершенный в 1963 году, он олицетворял его ранние модернистские работы и был одним из последних физических воплощений «Пяти пунктов современной архитектуры». [ 6 ] Созданный в сотрудничестве с чилийским архитектором Гильермо Хулианом де ла Фуэнте , он был задуман как объединение искусств, место, где архитектура будет сочетаться с изобразительным искусством и кино. [ 19 ]
Пилоты здания приподнимают конструкцию и, несмотря на свою ширину и глубину, создают низкое, почти заглубленное пространство на переднем плане здания. Фронтальные фасады создают напряжение на стенах, поскольку организация строительства выглядит одновременно систематической и анархической. [ 6 ] Окна представляют собой уже не ленточные полосы, а большие тройные стеклопакеты, изображающие студии и галереи внутри. [ 20 ] и сады на крыше расположены на двух изогнутых студиях, расположенных по обе стороны от центрального главного пандуса. [ 6 ] Свободный дизайн плана поддерживается большими пилотными помещениями, обеспечивающими большую гибкость в использовании, открывая открытые творческие пространства, а также различные варианты размещения выставок или кинопоказов. [ 19 ]
Главный архитектурный променад представляет собой пандус, проходящий через середину здания и следующий в основном за внешним проходом, который окружает как переднюю, так и заднюю часть здания. [ 6 ] Внутренний променад демонстрируется другим путем, следующим по нисходящей траектории пилотиса, а затем вверх по лестнице. [ 6 ] Кроме того, очерченная линия движения облегчается центральным пандусом, обеспечивающим постепенный подъем, который плавно связывает внутренние пространства, предлагая прохожим заглянуть в студии и галереи. Это было намеренно задумано Ле Корбюзье, который предполагал, что Центр станет основным путем, соединяющим исторический Гарвардский двор с более современными зданиями на территории кампуса. [ 6 ] По сути, объединяя его ранние архитектурные практики с переработанными элементами «Пяти пунктов», Центр Карпентера воплощает синтез предыдущих концепций Ле Корбюзье и новых композиций, что приводит к сложной конфигурации разнообразных возможностей. [ 19 ]
Критика
[ редактировать ]Соглашения «Пяти пунктов архитектуры» не всегда практичны в применении. После завершения строительства виллы Савойя Ле Корбюзье начал отклоняться от принципов, сформулированных в его манифесте, отдавая предпочтение вместо этого структурам, более гармоничным с природой. [ 21 ] Этот идеологический отход был во многом основан на склонности к более народной архитектуре и использованию природных ресурсов, пропаганде важности природы во всех практиках и определении того, что все формы должны происходить из природы. [ 22 ] Очевидно, это был отход от более пуристического дизайна «Пяти пунктов», и Ле Корбюзье стремился согласовать свои пять классификаций с большей гибкостью, создавая сплав механистического порядка и естественного хаоса. [ 23 ]
Некоторые принципы «Пяти пунктов» оказались несовместимыми с реальным жильем, а проекты не учитывали целостно повседневную жизнь. Физический износ виллы Савойя во многом произошел из-за невнимания Ле Корбюзье к потребностям своих клиентов, который отдавал предпочтение эстетическим амбициям над внутренним потреблением. [ 11 ] Кроме того, большие стеклянные окна могут привести к перегреву в теплое время года и значительным потерям тепла в холодном климате. Поскольку они охватывают всю конструкцию, от их суровых воздействий нет никакой отсрочки. [ 24 ] Из-за обширной утечки воды и ненастных погодных условий вилла требовала частого ремонта и стала непригодной для проживания. Тем не менее, это все равно послужило демонстрацией дальновидного мастерства архитектора. [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]Влияние Ле Корбюзье неоспоримо, а его «Пять пунктов современной архитектуры» послужили руководством для многих архитектурных инфраструктур. Элементы «Пяти пунктов» были использованы во многих современных проектах, укрепляя непреходящее наследие его оригинального манифеста. [ 2 ] Основные идеи этой рационализации до сих пор служат источником вдохновения и основой для многих современных архитекторов, которые включают структуру Ле Корбюзье в свои проекты. [ 26 ]
Соответствующие архитектурные влияния можно найти в работах выдающихся архитекторов, таких как Мис ван дер Роэ , особенно в Доме Фарнсворта ; а также знаменитый Стеклянный дом Филипа Джонсона . Эти знаменитые шедевры глубоко сформировали модернистскую жилую архитектуру, прослеживая непреходящее влияние Ле Корбюзье на архитектурный ландшафт современной эпохи. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Охслин, Вернер (1987). «Пять пунктов новой архитектуры» . Сборка . нет. 4 (4): 83–93. дои : 10.2307/3171037 . JSTOR 3171037 – через JSTOR.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Морейра, Сюзанна (30 сентября 2020 г.). «5 пунктов современной архитектуры в современных проектах» . АрчДэйли . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Окслин. «Пять пунктов новой архитектуры». Сборка : 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хебли, Арьян (2008). Раумплан против плана Либре: Адольф Лоос, Ле Корбюзье . Роттердам: Издательство 010. п. 77. ИСБН 978-9064506659 .
- ^ Окслин. «Пять пунктов новой архитектуры». Сборка : 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ганс. Путеводитель Ле Корбюзье . п. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ганс. Путеводитель Ле Корбюзье . п. 67.
- ^ Пассанти, Франческо (1997). «Народный язык, модернизм и Ле Корбюзье» . Журнал Общества историков архитектуры . 56 (4): 442. дои : 10.2307/991313 . JSTOR 991313 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нэгеле, Дэниел. «Савой Спейс» . Гарвардский журнал дизайна (15).
- ^ Хебли. Пространственный план против Plan Libre: Адольф Лоос, Ле Корбюзье . п. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерфи, Кевин (2002). «Вилла Савойя и исторический памятник в стиле модерн» . Журнал Общества историков архитектуры . 61 (1): 69. дои : 10.2307/991812 . JSTOR 991812 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Мерфи. «Вилла Савойя и исторический памятник в стиле модерн». Журнал Общества историков архитектуры : 72.
- ^ Мерфи. «Вилла Савойя и исторический памятник в стиле модерн». Журнал Общества историков архитектуры : 76.
- ^ Перейти обратно: а б Мерфи. «Вилла Савойя и исторический памятник в стиле модерн». Журнал Общества историков архитектуры : 74.
- ^ «Архитектурная работа Ле Корбюзье: выдающийся вклад в современное движение» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии .
- ^ Перейти обратно: а б с Ганс. Путеводитель Ле Корбюзье . п. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Ганс. Путеводитель Ле Корбюзье . п. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Хебли. Пространственный план против Plan Libre: Адольф Лоос, Ле Корбюзье . п. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Кролл, Эндрю (13 марта 2011 г.). «AD Classics: Центр визуальных искусств Карпентера / Ле Корбюзье» . АрчДэйли .
- ^ Ганс. Путеводитель Ле Корбюзье . п. 136.
- ^ Бентон, Тим (2018). Быть современным: культурное влияние науки в начале двадцатого века . Лондон: UCL Press. стр. 373–385. ISBN 978-1787353947 .
- ^ Бентон. Быть современным: культурное влияние науки в начале двадцатого века . п. 374.
- ^ Бентон. Быть современным: культурное влияние науки в начале двадцатого века . стр. 381–382.
- ^ «Темная сторона виллы Савойя» . Несоответствующая архитектура . 2 сентября 2011 г.
- ^ Аллен, Эрик (5 сентября 2016 г.). «5 примеров культовой современной архитектуры, имеющей серьезные недостатки» . Архитектурный дайджест .
- ^ «Манифест Корбюзье: пять пунктов новой архитектуры» . СТУДИЯ2А . февраль 2020.
- ^ Кольстедт, Курт (19 февраля 2018 г.). «Машины для жизни: основные «Пять пунктов архитектуры» Ле Корбюзье » . 99% невидимость .