Николай Евреинов

Николай Николаевич Евреинов февраля 13 театральный ( 1879 — 7 сентября 1953) — российский режиссёр , драматург и деятель, связанный с русским символизмом .
Жизнь
[ редактировать ]Сын француженки и русского инженера, Евреинов с ранних лет проявил живой интерес к театру, написав свою первую пьесу в 7 лет. Шесть лет спустя он выступал в бродячем цирке в роли клоуна . Он посещал гимназию в Пскове , а затем перешел в Юридическую школу в Санкт-Петербурге . Именно там он поставил свою первую полноценную пьесу «Репетиция» , за которой последовала опера-буфф « Сила чар» (1899).
Поступив в училище в 1901 году, Евреинов обратил внимание на музыку и учился у Николая Римского-Корсакова в Московской консерватории пару лет . В 1907–08 и 1911–12 занимался реконструкцией мира средневековых пьес и пьес Золотого века Испании в Старинном театре («Старомодный театр») в Санкт-Петербурге.
Выдающаяся русская актриса Вера Комиссаржевская попросила его взять ее на главную роль в своей версии «Франчески да Римини» (1908). Позже в том же году постановка Евреинова « Оскара Уайльда » Саломеи была запрещена по приказу Николая II . Связь Евреинова с семьей Комиссаржевских продолжалась несколько лет. Вместе с Федором Комисаржевским он поставил ряд «арлекинад» и «монодрам» в рамках своего нового проекта «Веселый театр для детей возраста». Его концепция монодрамы была проиллюстрирована в «Театре души» , постановке 1915 года, действие которой происходит внутри человеческой груди как хранилища души.
В 1910 году Евреинов оставил работу в Министерстве путей сообщения и возглавил театр «Ложное зеркало» в Санкт-Петербурге в качестве продюсера, драматурга и композитора. Именно там он поставил более ста пьес, в том числе четырнадцать пьес, написанных им самим. Его постановка «Ревизора» стала важной вехой в истории русского театра: каждый акт был поставлен так, чтобы пародировать одну из следующих эстетик: провинциальные реалистические театры, МХАТ Константина Станиславского , приемы Эдварда Гордона Крейга и Макса. Рейнхардта и фарсовых комедийных фильмов.
В 1922 и 1923 годах Евреинов посетил Берлин и Париж , где его пьесы ставили Жак Копо и Шарль Дюллен . Остаток жизни он провел в Париже, работая с Русской оперой , Сорбонной и Сержем Лифарем . Он подготовил обширную монографию, прослеживающую историю русского театра на протяжении веков. Многие из его более поздних пьес так и не были поставлены. «Антисталинская драма « Шаги Немезиды » с такими персонажами, как Алексей Рыков , Николай Бухарин , Генрих Ягода и Николай Ежов показана в 2022 году ( Государственный театр Брауншвейга ). , была впервые [ 1 ]
Штурм Зимнего дворца.
[ редактировать ]
В 1920 году Евреинов поставил массовый спектакль «Штурм Зимнего дворца» , воссоздающий важнейшее событие Октябрьской революции в ее трехлетний юбилей. Форма массового спектакля взяла на вооружение дореволюционные символистские утопии «ритуального театра» (чья формулировка во многом была ответом на неудавшуюся революцию 1905 года ) и превратила свой «народ» в пролетариат . [ 2 ] Представленное 7 ноября перед ста тысячами зрителей, действие начинается с Февральской революции , следует за постепенной организацией рабочих (на красной сцене слева, Керенский и Временное правительство на белой сцене справа). , пока они не будут полностью освещены прожекторами, и с криком « Ленин , Ленин» бросаются через арку, соединяющую две сцены, чтобы сразиться с «белыми». Керенский прыгает в машину, чтобы сбежать, и по дороге между двумя большими группами зрителей его преследуют грузовики, полные красногвардейцев, размахивающих штыками, к дворцу. Силуэты борются в окнах дворца, пока Красная Армия, наконец, не добивается успеха, и не вспыхивают красные огни. Пушка, выпущенная с линкора «Аврора» , и салют возвещают победу Октябрьской революции. Также позже, возможно, вдохновленный фейерверками и пушечными залпами, оранжевый цвет каким-то образом стал одним из официальных цветов октября.
Работы и теории
[ редактировать ]
Евреинов утверждал, что роль театра состоит в том, чтобы подражать природе. По его мнению, театр – это все, что нас окружает. Он указывал, что природа полна театральных условностей: цветы пустыни, имитирующие камни; мыши, симулирующие смерть, чтобы спастись от кошачьих когтей; сложные танцы птиц и т. д. Театр он рассматривал как универсальный символ существования.
«Апология театральности» — его самое известное эссе. Он был опубликован в 1908 году. Здесь Евреинов продвигал основную эстетику :
- «Создать театр жизни — долг каждого артиста… сцена не должна столько заимствовать у жизни, сколько жизнь заимствует у сцены».
Режиссер стремился оживить театр (а через него и саму жизнь), заново открыв истоки театра в игре . На него повлияла философия Шопенгауэра , Ницше и Бергсона , а также, как и и комедии дель арте Мейерхольда, эстетика символизма ( особенно в использовании маски и спонтанности ). Евреинов развил свои театральные теории в «Введении в монодраму» (1909), «Театре как таковом» (1912), «Театре для себя» , «Pro Scena Sua» (1915). [ 3 ]
Среди его пьес — монодрамы «Представление любви» (1910), «В крыльях души» (1911), траги - фарс «Веселая смерть» (1908, по мотивам А. Блока » «Кукольного спектакля ), «Главное дело». (1921); последние два из которых были в большом долгу перед комедией . Основанный на пьесе Максима Горького « На дне» (1902), «Главное дело» обеспечило Евреинову единственный международный успех, было показано на сцене и экране во Франции как «Комеди дю Бонёр» и было поставлено на Бродвее в 1926 году Театральной гильдией с Гарольдом Клерманом и Эдвардом. Г. Робинсон. Его «Корабль праведников» имел большой успех в Польше. По словам Спенсера Голуба, пьеса «Главное» представляет собой «сборник еврейновской эстетики и приемов» и изображает Арлекина «как бросившего вызов смерти и преобразователя жизни». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Шаги Немезиды» . Брауншвейгский государственный театр (постановки) . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Клеберг (1980, 44-64).
- ^ Jump up to: а б Голуб (1998).
Ссылки
[ редактировать ]- Голуб, Спенсер. 1998. «Евреинов, Николай (Николаевич)» в Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8 . стр. 354-355.
- Клеберг, Ларс. 1980. Театр как действие: эстетика советского русского авангарда . Пер. Чарльз Ругл. Новые направления в театре. Лондон: Макмиллан, 1993. ISBN 0-333-56817-6 .
- Рудницкий Константин. 1988. Русский и советский театр: традиции и авангард . Пер. Роксана Пермар. Эд. Лесли Милн. Лондон: Темза и Гудзон. Рпт. как Русский и Советский театр, 1905-1932 гг . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN 0-500-28195-5 .
- фон Гельден, Джеймс. 1993. Большевистские фестивали, 1917-1920 гг . Исследования по истории общества и культуры 15. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press. ISBN 0-520-07690-7 .
- Коллинз, Кристофер.1973. Пер. и Эд. Жизнь как театр: пять современных пьес Николая Евреинова. Анн-Арбор, Ардис. ISBN 0-88233-013-6 (ткань), ISBN 0-88233-049-7 .
- Евреинов В.Н., «Моя жизнь – театр». Воспоминания о Николае Евреинове. СПб., 2018. 204 с.
Внешние ссылки
[ редактировать ] медиафайлы по теме : Евреинов Викискладе есть
- 1879 рождений
- 1953 смерти
- Выпускники Императорской школы правоведения
- Модернистский театр
- советские театральные режиссёры
- Советские драматурги и драматурги
- Драматурги и драматурги-мужчины
- Советские писатели-мужчины
- Писатели-мужчины 20-го века
- Теоретики театра
- Театральные деятели
- Российские театральные режиссёры
- Выпускники Московской консерватории.