Jump to content

Николай Евреинов

Portrait of Evreinov by Ilya Repin (1915)

Николай Николаевич Евреинов февраля 13 театральный ( 1879 — 7 сентября 1953) — российский режиссёр , драматург и деятель, связанный с русским символизмом .

Сын француженки и русского инженера, Евреинов с ранних лет проявил живой интерес к театру, написав свою первую пьесу в 7 лет. Шесть лет спустя он выступал в бродячем цирке в роли клоуна . Он посещал гимназию в Пскове , а затем перешел в Юридическую школу в Санкт-Петербурге . Именно там он поставил свою первую полноценную пьесу «Репетиция» , за которой последовала опера-буфф « Сила чар» (1899).

Поступив в училище в 1901 году, Евреинов обратил внимание на музыку и учился у Николая Римского-Корсакова в Московской консерватории пару лет . В 1907–08 и 1911–12 занимался реконструкцией мира средневековых пьес и пьес Золотого века Испании в Старинном театре («Старомодный театр») в Санкт-Петербурге.

Выдающаяся русская актриса Вера Комиссаржевская попросила его взять ее на главную роль в своей версии «Франчески да Римини» (1908). Позже в том же году постановка Евреинова « Оскара Уайльда » Саломеи была запрещена по приказу Николая II . Связь Евреинова с семьей Комиссаржевских продолжалась несколько лет. Вместе с Федором Комисаржевским он поставил ряд «арлекинад» и «монодрам» в рамках своего нового проекта «Веселый театр для детей возраста». Его концепция монодрамы была проиллюстрирована в «Театре души» , постановке 1915 года, действие которой происходит внутри человеческой груди как хранилища души.

В 1910 году Евреинов оставил работу в Министерстве путей сообщения и возглавил театр «Ложное зеркало» в Санкт-Петербурге в качестве продюсера, драматурга и композитора. Именно там он поставил более ста пьес, в том числе четырнадцать пьес, написанных им самим. Его постановка «Ревизора» стала важной вехой в истории русского театра: каждый акт был поставлен так, чтобы пародировать одну из следующих эстетик: провинциальные реалистические театры, МХАТ Константина Станиславского , приемы Эдварда Гордона Крейга и Макса. Рейнхардта и фарсовых комедийных фильмов.

В 1922 и 1923 годах Евреинов посетил Берлин и Париж , где его пьесы ставили Жак Копо и Шарль Дюллен . Остаток жизни он провел в Париже, работая с Русской оперой [ Opéra russe à Paris ] , Сорбонной и Сержем Лифарем . Он подготовил обширную монографию, прослеживающую историю русского театра на протяжении веков. Многие из его более поздних пьес так и не были поставлены. «Антисталинская драма « Шаги Немезиды » с такими персонажами, как Алексей Рыков , Николай Бухарин , Генрих Ягода и Николай Ежов показана в 2022 году ( Государственный театр Брауншвейга ). , была впервые [ 1 ]

Штурм Зимнего дворца.

[ редактировать ]
Сцена из спектакля 1920 года, которая позже была использована как якобы «аутентичная» фотография событий.

В 1920 году Евреинов поставил массовый спектакль «Штурм Зимнего дворца» , воссоздающий важнейшее событие Октябрьской революции в ее трехлетний юбилей. Форма массового спектакля взяла на вооружение дореволюционные символистские утопии «ритуального театра» (чья формулировка во многом была ответом на неудавшуюся революцию 1905 года ) и превратила свой «народ» в пролетариат . [ 2 ] Представленное 7 ноября перед ста тысячами зрителей, действие начинается с Февральской революции , следует за постепенной организацией рабочих (на красной сцене слева, Керенский и Временное правительство на белой сцене справа). , пока они не будут полностью освещены прожекторами, и с криком « Ленин , Ленин» бросаются через арку, соединяющую две сцены, чтобы сразиться с «белыми». Керенский прыгает в машину, чтобы сбежать, и по дороге между двумя большими группами зрителей его преследуют грузовики, полные красногвардейцев, размахивающих штыками, к дворцу. Силуэты борются в окнах дворца, пока Красная Армия, наконец, не добивается успеха, и не вспыхивают красные огни. Пушка, выпущенная с линкора «Аврора» , и салют возвещают победу Октябрьской революции. Также позже, возможно, вдохновленный фейерверками и пушечными залпами, оранжевый цвет каким-то образом стал одним из официальных цветов октября.

Работы и теории

[ редактировать ]
Титульный лист из оперы Евреинова «Pro Scena Sua» (1915) с изображением комедии «Арлекин».

Евреинов утверждал, что роль театра состоит в том, чтобы подражать природе. По его мнению, театр – это все, что нас окружает. Он указывал, что природа полна театральных условностей: цветы пустыни, имитирующие камни; мыши, симулирующие смерть, чтобы спастись от кошачьих когтей; сложные танцы птиц и т. д. Театр он рассматривал как универсальный символ существования.

«Апология театральности» — его самое известное эссе. Он был опубликован в 1908 году. Здесь Евреинов продвигал основную эстетику :

«Создать театр жизни — долг каждого артиста… сцена не должна столько заимствовать у жизни, сколько жизнь заимствует у сцены».

Режиссер стремился оживить театр (а через него и саму жизнь), заново открыв истоки театра в игре . На него повлияла философия Шопенгауэра , Ницше и Бергсона , а также, как и и комедии дель арте Мейерхольда, эстетика символизма ( особенно в использовании маски и спонтанности ). Евреинов развил свои театральные теории в «Введении в монодраму» (1909), «Театре как таковом» (1912), «Театре для себя» , «Pro Scena Sua» (1915). [ 3 ]

Среди его пьес — монодрамы «Представление любви» (1910), «В крыльях души» (1911), траги - фарс «Веселая смерть» (1908, по мотивам А. Блока » «Кукольного спектакля ), «Главное дело». (1921); последние два из которых были в большом долгу перед комедией . Основанный на пьесе Максима Горького « На дне» (1902), «Главное дело» обеспечило Евреинову единственный международный успех, было показано на сцене и экране во Франции как «Комеди дю Бонёр» и было поставлено на Бродвее в 1926 году Театральной гильдией с Гарольдом Клерманом и Эдвардом. Г. Робинсон. Его «Корабль праведников» имел большой успех в Польше. По словам Спенсера Голуба, пьеса «Главное» представляет собой «сборник еврейновской эстетики и приемов» и изображает Арлекина «как бросившего вызов смерти и преобразователя жизни». [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Шаги Немезиды» . Брауншвейгский государственный театр (постановки) . Проверено 3 июня 2022 г.
  2. ^ Клеберг (1980, 44-64).
  3. ^ Jump up to: а б Голуб (1998).
  • Голуб, Спенсер. 1998. «Евреинов, Николай (Николаевич)» в Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-43437-8 . стр. 354-355.
  • Клеберг, Ларс. 1980. Театр как действие: эстетика советского русского авангарда . Пер. Чарльз Ругл. Новые направления в театре. Лондон: Макмиллан, 1993. ISBN   0-333-56817-6 .
  • Рудницкий Константин. 1988. Русский и советский театр: традиции и авангард . Пер. Роксана Пермар. Эд. Лесли Милн. Лондон: Темза и Гудзон. Рпт. как Русский и Советский театр, 1905-1932 гг . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN   0-500-28195-5 .
  • фон Гельден, Джеймс. 1993. Большевистские фестивали, 1917-1920 гг . Исследования по истории общества и культуры 15. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press. ISBN   0-520-07690-7 .
  • Коллинз, Кристофер.1973. Пер. и Эд. Жизнь как театр: пять современных пьес Николая Евреинова. Анн-Арбор, Ардис. ISBN   0-88233-013-6 (ткань), ISBN   0-88233-049-7 .
  • Евреинов В.Н., «Моя жизнь – театр». Воспоминания о Николае Евреинове. СПб., 2018. 204 с.
[ редактировать ]

медиафайлы по теме : Евреинов Викискладе есть

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51e78971d23fb0547a53de046bcbc45c__1713910500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/5c/51e78971d23fb0547a53de046bcbc45c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nikolai Evreinov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)