Теодор Комисаревский
Теодор Комисаревский | |
---|---|
Фёдор Фёдорович Комиссаржевский | |
Рожденный | Комиссаржевский Федор Федорович. 23 мая 1882 г. |
Умер | 17 апреля 1954 г. Дариен, Коннектикут , США | (71 год)
Образование | Санкт-Петербургский университет , Императорский Архитектурный Институт |
Род занятий | театральный режиссер, дизайнер |
Известный | постановки пьес Чехова и Шекспира |
Супруги | |
Дети | 2 сына, 1 дочь |
Родители |
|
Федорович Комиссаржевский 23 русский . Фёдор мая 1882 — 17 апреля 1954) — ( , позднее британский театральный режиссёр и художник Он начал свою карьеру в Москве, но наибольшее влияние оказал в Лондоне. Он был известен новаторскими постановками пьес Чехова и Шекспира .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Комиссаржевский родился в Венеции , в семье Федора Комиссаржевского и его второй жены, литовской княгини Марии Курсевич. [1] Федор был главным тенором Императорской оперы в Санкт-Петербурге и учителем влиятельного театрального режиссера Константина Станиславского . Актриса Вера Комиссаржевская была старшей сводной сестрой Феодора. [2] Образование получил в Санкт-Петербургском университете и Императорском архитектурном институте . [3]
В 1907 году Комисаржевский поставил свою первую постановку для театра своей сводной сестры в Москве. (Она умерла в 1910 году в возрасте 45 лет.) В том же году он основал драматическую школу в Москве, а в 1914 году пристроил театр-студию в ее память. В оставшуюся часть имперской эпохи, а затем и при советском режиме Комисаржевский работал продюсером и режиссером в Москве до 1919 года, когда, опасаясь ареста охранкой, бежал в Париж. По совету своего соотечественника-эмигранта Сержа Дягилева он отправился оттуда в Лондон. [2] Сэр Томас Бичем поручил ему поставить оперу «Князь Игорь» в Ковент-Гардене , которую The Times назвала «выдающейся… великолепной постановкой». [3] Дальнейшая оперная работа последовала в Париже и Нью-Йорке. [2] Крайне не одобряя короткое время репетиций, отведенное некоторым его оперным произведениям, он стал известен своей настойчивостью в адекватной подготовке. [3]
Лондон и Чехов
[ редактировать ]В 1919 году Комисаржевский LAHDA, Русское общество музыкально-драматического искусства основал в Лондоне вместе с тенором Владимиром Розингом и танцором Лораном Новиковым . Целью организации было «сблизить дружбу и взаимопонимание» между Англией и Россией «посредством искусства и красоты его выражения». [4]
В июне 1921 года Розинг и Комисарковский представили сезон «Оперы Интайм» в Эоловом зале в Лондоне под управлением членов Британского симфонического оркестра под управлением Адриана Боулта . [5] [6] Были поставлены оперы «Пиковая дама» , «Севильский цирюльник» , «Бастьен и Бастьен» , «Паяцы» . [7] The Times отметила, что постановка вызывает «раздражающее ощущение дилетантства». [8] однако The Observer счел, что Комисаржевский был «очень изобретателен» в адаптации опер для малой сцены. [9]
В 1921 году Комсаржевский получил хорошую известность за постановку чеховского « Дяди Вани» для Сценического общества в Констанс Гарнетт переводе . Его хвалили за то, что он уловил аутентичную русскую атмосферу спектакля, чего не удалось сделать английским режиссерам. [10] В течение следующих пяти лет он с успехом ставил, а иногда и оформлял спектакли в Лондоне, а более широкую известность он приобрел в 1925 и 1926 годах, когда сотрудничал с Филипом Риджуэем, владельцем небольшого театра Барнса в западном пригороде Лондона, в последовательность русских пьес. Он собрал компанию, в которую вошли Джон Гилгуд , Чарльз Лотон , Джин Форбс-Робертсон , Жанна де Казалис и Мартита Хант . Его постановки по Чехову особенно изменили то, как британские актеры, зрители и критики понимали произведения драматурга. Критик Дж. Т. Грейн писал в 1926 году:
Ему, в некоторых случаях с большим успехом, удалось превратить английского мужчину или женщину в русского. Он расслабил мокроту; он научил их говорить важные вещи самым небрежным тоном; он наполнил их духом сокрытия искусства, будучи совершенно естественными. … Он ищет ровности лишь с периодическим повышением температуры – вызываемым то водкой, то давно сдерживаемым чувством разочарованного идеалиста. Результат… интересный, увлекательный, загадочный, несмотря на одинаковость движений. [11]
В 1932 году Комисаржевский стал гражданином Великобритании. В том же году он впервые работал в Мемориальном театре Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне . Критики сочли его постановку « Венецианского купца» впечатляющей, но отвлекающей от текста Шекспира. [12] Оксфордский национальный биографический словарь (ОДНБ) называет его шекспировские произведения «неортодоксальными и провокационными, иногда блестящими, иногда просто своенравными» и отмечает, что он не проявлял большого уважения к текстам или поэзии Шекспира. Тем не менее ОДНБ считает их ценными за то, что они представляют традиционные постановки как рутинные и однообразные. [2]
Комисаржевский, хотя и был лысым, невысоким ростом и «не Адонисом», как его описывало одно из его многочисленных завоеваний, был настойчивым и успешным бабником. [13] Эдит Эванс , не поддавшаяся его чарам, окрестила его «Приди и соблазни меня». [14] Его первый брак с Эльфридой де Жарози закончился разводом. Его второй женой стала актриса Пегги Эшкрофт . Брак был недолгим (1934–1936), но впоследствии они продолжали работать вместе, и она многому научилась у него актерскому ремеслу. [15] По мнению Manchester Guardian , постановка «Чайки» в 1936 году с Эшкрофтом в роли Нины, Эвансом в роли Аркадиной и Гилгудом в роли Тригорина была выдающимся достижением режиссера. [16] Его последней постановкой в Великобритании была «Комедия ошибок в Стратфорде» в 1939 году. [17]
Спустя годы
[ редактировать ]Когда началась Вторая мировая война, Комисаржевский находился в США, которые оставались его домом до конца его жизни. Он больше посвящал свое время лекциям и преподаванию, чем производству. Одно театральное предприятие было в Канаде, где он поставил «Цимбелин» в 1950 году для Монреальского фестиваля музыки и драмы . [18] В последний год жизни Художественный театр в Лондоне пригласил его режиссировать туда, но здоровье не позволило. [16]
В 1946 году Комисаржевский дебютировал в Нью-Йоркской городской опере » Чайковского , поставив «Евгения Онегина . С этой труппой он поставил Андреа Шенье , «Дон Жуана» , «Аиду» (с Камиллой Уильямс , Сьюзи Моррис , Рамоном Винэ и Лоуренсом Уинтерсом , с Джорджем Баланчиным в качестве хореографа), «Любовь троих апельсинов » (в постановке, «придуманной» Комисаржевского; перед премьерой ему стало плохо), а в 1952 году — Воццека (с Марко Ротмюллером и Патрисией Ньюэй ).
Комисаржевский умер в своем доме в Дариене, штат Коннектикут , 17 апреля 1954 года, у него осталась третья жена, танцовщица Эрнестина Стодель (1905–2008). [19] Неизвестно, сколько детей у него осталось от разных дел, но ОДНБ фиксирует двух сыновей и одну дочь. [2]
Наследие
[ редактировать ]Комисаржевский написал несколько книг. На английском языке опубликованы такие книги, как «Я и театр» (1930), «Театральный костюм» (1931) и «Театр и меняющаяся цивилизация» (1935). Среди его книг на русском языке : «Театральные прелюдии» ; Костюм и искусство актера . [17]
Комисаржевский оставил в Лондоне неизгладимое наследие в виде спроектированных им интерьеров театров и кинотеатров, в том числе кинотеатров. театра «Феникс» на Чаринг-Кросс-роуд , « Тутинг-Гранада» , первого кинотеатра, получившего здания, внесенного в список памятников архитектуры статус I категории, « Вулидж-Гранада» и шести другой зал, изначально построенный для той же сети кинотеатров. [17]
- Тутинг Гранада
- Тутинг Гранада
- Вулидж Гранада
- Вулидж, лестница
Примечания
[ редактировать ]- ^ Боровский, с. 80
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маршалл, Норман, «Комисаржевский, Теодор (1882–1954)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 18 января 2015 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б с «Некролог – г-н Комисаржевский – Цивилизация и сцена», The Times , 19 апреля 1954 г., стр. 8
- ↑ Письмо и приложение Владимира Розинга Джеймсу Луи Гарвину, декабрь 1919 года. Коллекция Джеймса Луи Гарвина, Центр гуманитарных исследований Гарри Рэнсома, Техасский университет в Остине.
- ^ Боулт, с. 48
- ^ Калиш, Альфред (1 августа 1921 г.). «Опера Интайм». Музыкальные времена . 62 (942): 569–570. JSTOR 910014 .
- ↑ Новость без названия, The Observer , 26 июня 1921 г., стр. 8
- ^ «Пиковая дама», The Times , 27 июня 1921 г., стр. 8
- ^ «Музыка недели», The Observer , 3 июля 1921 г., стр. 10
- ^ «Дядя Ваня», The Times , 29 ноября 1921 г., стр. 8
- ^ Грейн, Дж. Т. «Мир театра», Illustrated London News , 20 февраля 1926 г., стр. 306
- ^ «Стратфорд-на-Эйвоне», The Times , 26 июля 1932 г., стр. 10
- ^ Боровский, с. 339
- ^ Боровский, с. 340
- ^ Биллингтон, Майкл. «Эшкрофт, дама Эдит Маргарет Эмили (Пегги) (1907–1991)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2010, получено 18 января 2015 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б «Комисаржевский – продюсер, художник и автор», Manchester Guardian , 19 апреля 1954 г., стр. 2
- ^ Перейти обратно: а б с «Комисаржевский, Теодор» , Who Was Who, Oxford University Press, 2014, получено 28 января 2015 г. (требуется подписка)
- ^ «Французский театр в Монреале», The Times , 30 мая 1950 г., стр. 3
- ^ Боровский, с. 457
Ссылки
[ редактировать ]- Боровский, Виктор (2001). Триптих из Русского театра — творческая биография Комиссаржевских . Лондон: Херст. ISBN 1850654123 .
- Боулт, сэр Адриан (1973). Моя собственная труба . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 0241024455 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) Комисаржевский в Британской энциклопедии
- (in Russian) Komisarjevsky in Krugosvet Encyclopedia
- (на русском языке) Комисаржевский в Санкт-Петербургской энциклопедии