Jump to content

Католикон Антониева монастыря.

Координаты : 58 ° 32'25,3 "с.ш. 31 ° 17'17,4" в.д.  /  58,540361 ° с.ш. 31,288167 ° в.д.  / 58,540361; 31.288167
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы с некрополем в октябре 2014 г.
Расположение Великий Новгород , Россия
Координаты 58 ° 32'25,3 "с.ш. 31 ° 17'17,4" в.д.  /  58,540361 ° с.ш. 31,288167 ° в.д.  / 58,540361; 31.288167
Построен 1117 - 1122
Архитектурный стиль (ы) Крест в квадрате
Официальное название Монастырь Святого Антония
Тип Культурный
Критерии ii, iv, vi
Назначен 1992
Справочный номер. 5310004000
Страна Россия

Церковь Рождества Богородицы кафоликон (главный храм), построенный в 1122 году в монастыре Святого Антония в Великом Новгороде . Посвященное Рождеству Богородицы , это одно из немногих сохранившихся на Руси зданий начала XII века.

Церковь Рождества Христова, южный фасад.

Церковь Рождества Богородицы была главной церковью монастыря Святого Антония. Это старейшее здание монастырского комплекса. Строительство началось в 1117 году, вскоре после основания монастыря в 1106 году. [ 1 ]

Церковь сильно отличается от типичных новгородских церквей того периода. Первоначально она была кирпичной, что контрастирует с другими новгородскими церквями XII века, которые первоначально были построены из дерева, а затем перестроены из кирпича. У него три купола, что является отличительной чертой княжеской церкви. Но строительство финансировалось частным лицом, не имеющим никакого отношения к королевской династии . Это делает его исключительным по сравнению с аналогичными крупными церквями того времени.

Строительство велось в два этапа. В 1117-1119 годах были построены неф квадратной формы с тремя апсидами и главный купол. Оригинальный интерьер был хорошо освещен благодаря большому количеству окон. Этот скромный размер был воспринят как удивительно целостный: боковые нефы были слиты с подкупольным пространством посредством колонн, стоящих вплотную к стенам. Западная пара колонн имела форму октаэдра, что контрастировало с восточной парой, имевшей квадратную форму. [ 2 ]

Сразу после завершения в 1119–1122 годах было организовано строительство притвора с хорами с западной стороны. Причина изменения первоначального плана неясна. На втором этапе бывшая западная стена была полностью разобрана, а ее угловые концы превращены в новую пару колонн; это изолировало боковые стороны хорового чердака от нефа стенами с окнами, сохранившимися от предыдущей конструкции. Притвор дополнен лестничной башней округлой формы с северо-западного угла: через нее можно попасть на хоры второго этажа. Башню венчает купол. В древности под куполом был устроен притвор в честь Онуфрия и святого Петра Афонского. Чтобы уравновесить конструкцию, здание дополнено третьим куполом на юго-восточном углу; он также служит для обеспечения дополнительного света. Флигель приближает по дизайну другие новгородские церкви того времени; ближайшим аналогом является собор Св. Георгия в монастырь Святого Георгия , так как имеет лестничную башню (но она квадратной формы), а также имеет три купола.

Со временем церковь была окружена другими хозяйственными постройками. В 16 веке у небольшого крыльца с западной стороны. В 1671 году был построен притвор в честь святого Антония , основателя монастыря; он был украшен в том же году. Притвор в честь апостола Иоанна был возведен с северной стороны в 1681 году. В 1699 году был построен новый, во всю стену, притвор. Все упомянутые хозяйственные постройки соединены с внутренним пространством широкими арками, прорубленными в стенах в тот же период. Необходимость объединения основного пространства с новыми хозяйственными постройками выявила новую проблему: старое массивное здание погружалось под землю под собственным весом, уровень полов в старом здании и хозяйственных постройках был разным. Решение было радикальным: уровень пола старого здания подняли на 1 метр.

Описанный внешний вид сохранился до наших дней. Первоначальный вид исказили за счет увеличения ширины окон, а также придания карнизам прямой формы вместо первоначальной дугообразной. [ 3 ]

Украшения

[ редактировать ]

В 1125 году церковь была украшена фресками. В 17 веке фрески были впервые отреставрированы. В 1837 году большая часть древних фресок была снята со стен по причине ветхости, а через год церковь была украшена новыми фресками. Новые украшения выполнены в стиле, типичном для русской культуры XIX века, и сильно отличаются от канонов православной иконописи.

Небольшие фрагменты оригинальных росписей, датированные 1125 годом, впервые были обнаружены в алтарной части в 1989 году. Систематический анализ был начат в 1919 году и продолжался на протяжении 1990-х годов. Сейчас почти все сохранившиеся фрагменты фресок очищены и отреставрированы. Это позволяет сделать выводы о стилистических особенностях, а также об оригинальности выбранной иконографической темы.

Здесь и далее рассматриваются древние украшения.

Сохранились фрагменты древних росписей всех апсид, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах алтаря. Фрески на восточных колоннах хорошо сохранились. поскольку они были спрятаны за высоким иконостасом.

Фрески в протезе (1125 г.)
Фрески в ризнице (1125 г.)
Библейские волхвы (1125)

Схема росписи следует образцам византийского искусства, но имеет при этом некоторые оригинальные черты. Не подлежит сомнению, что сюжеты для живописи были предложены основателем монастыря.

На двух нижних уровнях центральной апсиды изображены многочисленные святые – это новгородская традиция. Между святыми, внизу центральной арки жертвенника, изображены Моисей и Аарон : между этими фигурами лежит траектория человека, идущего к жертвеннику. Считается, что эти деятели принимают участие в церковной службе наравне с архиереями. Он также подчеркивает идею ветхозаветной скинии как прообраза церкви в Новом Завете. Этот образец украшения был довольно редок в Византии, но довольно широко распространен в Древней Руси. Еще одна особенность — многочисленные изображения преподобных в полный рост по бокам алтарных колонн: количество изображений на удивление велико. Необычным был и факт написания святых монахов в восточной части самой церкви (традиционно эти картины находятся дальше от алтарной части).

Фрески северной апсиды ( протеза ) были посвящены семени женщины , т. е. рассказу о рождении и детстве Богородицы. Лучше всего сохранилась композиция «Введение Богородицы во храм» и сцена купания Богоматери. Последнее выбрано для показа отдельно (то есть для выделения). Вынесение этой сцены в середину апсиды призвано обозначить приготовление Святых Таин к литургии. Сама Богородица рассматривается здесь как дар Отцу ее родителей.

На противоположной апсиде ( ризнице ) Иоанна Предтечи показана линия жизни . Повесть завершается сценами его мученичества и тремя обретениями его головы. Сохранилась некоторая часть сцены пиршества Ирода , а фигура сидящей Иродиады при этом представляла собой отрубленную голову Пророка. Ниже показана одна из 3-х находок головы – сохранилось изображение головы мальчика-копателя. На входной арке апсиды изображены святые диаконы.

Небольшие фрагменты на южной и северной стенах позволяют составить представление о том, как было оформлено основное помещение. Украшения, вероятно, продолжат традицию и будут отражать евангельские темы. Выделение сцены Рождества Христова на северной стене наряду со сценой Успения Божией Матери на северной стене – традиционный подход для древнерусских храмов. Таким образом, материальное рождение и воспитание здесь противопоставляются рождению после смерти. Даже небольшой сохранившийся фрагмент предполагает, что Успение было представлено в каком-то особом, расширенном варианте: на нем изображены апостолы , идущие из облаков к смертному одру Богородицы.

Лучше всего во всей церкви сохранились украшения западных сторон восточных колонн (т.е. фрески, обращенные к прихожанам в главном пространстве). Благовещение изображено в верхней части колонн. По традиции фигуры Гавриила и Богоматери нарисованы на отдельных колоннах: это должно создать впечатление сцены, происходящей в пространстве церкви. Фигуры святых бессребреников ( Флора и Лавра , Кира и Иоанна ) помещены под изображением Благовещения. Пока одна пара беснаёмников держит в руках сосуды, похожие на кибории , у другой в руках свитки. Это делается для того, чтобы провести параллель между исцелением тела и исцелением души согласно христианскому учению . Более того, фигуры расположены по бокам возле алтаря, что указывает на собрание, где, вероятно, можно найти это исцеление.

Габриэль (1125)
Благовещение (1125 г.)
Флор и Лавр Бессребреники (1125)

Под этими фресками был помещен темплон алтарного экрана. В иконостасе, скорее всего, первоначально было всего две иконы, изображающие Спасителя и Богоматерь. Алтарь был спрятан за занавесью, прикрепленной к темплону. [ 4 ] - намекнуть на это художник использовал специальный художественный прием, расписав края занавеса.

Художественные особенности фресок долгое время не получали должного толкования учёными. Неполное раскрытие древних фресок было преградой для адекватного восприятия стиля учеными. Это дало жизнь точке зрения о том, что украшения разнородны всему древнерусскому искусству и связаны непосредственно с романским искусством . В настоящее время украшения вполне наглядно вписываются в контекст других новгородских памятников того периода, но имеют некоторые особенности. Художники, скорее всего, приехали из Киева , а не из Новгорода . Фрески отражают многие образцы церковного убранства, характерные для Новгорода начала XII века; есть много общего Между этими фресками и фресками Софийского собора и Никольского собора . Фигурки большие и кажутся тяжелыми; они кажутся статичными. Для фресок всех упомянутых церквей характерен рисунок моделирования объемных лиц, но раскрашивания одежды, кажущейся плоской. В то же время персонажи Рождественской церкви выглядят гораздо динамичнее и активнее за счет детальных и интенсивно прорисованных лиц. Фигуры производят впечатление эмоциональной открытости и некоторой возвышенности: это новые тенденции в византийском искусстве того периода, которые впоследствии найдут хорошее воплощение в новгородской культуре. Этот контраст между статичными фигурами и внутренним динамизмом их персонажей выражается и в цветах: темно-синие фоны сочетаются с ярко-желтыми нимбами, а темные одежды монахов дополняются розовыми, лазурными и салатовыми. [ 5 ]

Лестничная башня

[ редактировать ]

Лестничная башня, соединенная с церковью, в древности была многофункциональной. Он предусматривал подъем на хоры, а также имел притвор в честь Онуфрия и святого Петра Афонского, освященный в 1122 году. В стенах башни сохранились толстые крохотные кельи для молитв. Св. Антоний провел свои последние годы в башне, уподобляя себя, таким образом, столпникам . Последняя архитектурная реконструкция показала, что в башне есть три места для размещения колоколов. Гораздо больший интерес представляют картины, сохранившиеся на внутренних стенах, поскольку они выполнены самими монахами и не образуют целостной композиции. Они образованы простыми линиями красной охры и плохо сохранились. Их тема типично символическая, аллегорическая и дидактическая. Например, изображение льва с грустным человеческим лицом и хвостом, завязанным в узел, относится к двум главным добродетелям монаха: покаянию и смирению .

  1. ^ Dymsha, sostavitelʹ P.P. Soikin ; glavnyi redaktor M.B. Danilushkin ; otvi︠etstvennyi redaktor Stefan (1994). Pravoslavnyja Russkija obiteli : polnoe illjustrirovannoe opisanie vsěch' pravoslavnych' Russkich' monastyrej v' Rossijskoj imperii i na af'oně (Reprintnoe izd. S.-Peterburg' 1910. ed.). Sankt-Peterburg: Izd. Voskresenie. p. 122. ISBN  5-88335-001-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ iskusstvoznaniâ, V.D. Sarabʹânov ; Gosudarstvennyj institut (2002). Sobor Rozhdestva Bogorodicy Antonieva monastyrâ v Novgorode . Moskva: Severnyĭ palomnik. pp. 10–24. ISBN  5-94431-025-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Во, Дэниел К. (29 октября 2000 г.). «Новгородские церкви и их фрески» . факультет.washington.edu . Проверено 9 декабря 2014 г.
  4. ^ iskusstvoznaniâ, V.D. Sarabʹânov ; Gosudarstvennyj institut (2002). Sobor Rozhdestva Bogorodicy Antonieva monastyrâ v Novgorode . Moskva: Severnyĭ palomnik. pp. 26–29. ISBN  5-94431-025-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ iskusstvoznaniâ, V.D. Sarabʹânov ; Gosudarstvennyj institut (2002). Sobor Rozhdestva Bogorodicy Antonieva monastyrâ v Novgorode . Moskva: Severnyĭ palomnik. pp. 56–60. ISBN  5-94431-025-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fc99a9fddee02a053d57afb4c4d3e64__1678176120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/64/2fc99a9fddee02a053d57afb4c4d3e64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Katholikon of the Antoniev Monastery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)