Jump to content

Кронштадтский Морской собор

Координаты : 59 ° 59'30,1546 "N 29 ° 46'40,3359" E  /  59,991709611 ° N 29,777871083 ° E  / 59,991709611; 29.777871083

Морской Свято-Николаевский собор
Морской Никольский Собор
Morskoy Nikolskiy Sobor
Кронштадтский Морской собор в августе 2015 года.
Религия
Принадлежность русский православный
Расположение
Расположение Якорная площадь, 1, Кронштадт , Санкт-Петербург
Географические координаты 59 ° 59'30,1546 "N 29 ° 46'40,3359" E  /  59,991709611 ° N 29,777871083 ° E  / 59,991709611; 29.777871083
Архитектура
Архитектор(ы) Vasily Kosyakov
Стиль Поздний неовизантийский
Завершенный 10 июня 1913 г.
Технические характеристики
Емкость 5,000
Длина 77,3 м (внутри) [ 2 ]
83,2 м (внешняя лестница) [ 2 ]
Ширина 54,4 м (внутри) [ 3 ]
63,8 м (внешняя лестница) [ 3 ]
Внутреннее пространство 3000 м² (внутри) [ 1 ]
3400 м² (внешняя лестница)
Высота (макс.) 70,6 м (верхний крест) [ 2 ]
Диаметр купола. (внешний) 29,8 м [ 3 ]
Веб-сайт
Kronshtadtsobor.ru

Морской собор Никольский в Кронштадте ( русский : Морской ) Никольский собор православный построенный в 1903–1901 годах. русский собор , посвящается всем морякам павшим Собор был закрыт в 1929 г., переоборудован в кинотеатр, Дом офицеров (1939 г.) и музей Военно-морского флота (1980 г.).

Русская Православная Церковь восстановила крест на главном куполе в 2002 году и (впервые с 1929 года) совершила Божественную литургию в 2005 году. в соборе [ 4 ] В 2013 году Патриарх России в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева и его супруги провел церемонию торжественного повторного освящения ныне полностью отреставрированного собора.

Первая православная церковь в Кронштадте была построена в 1728–31. Деревянная церковь оставалась главным храмом крупнейшей военно-морской базы России до 1840 года, когда противовесы, уравновешивающие церковные колокола, проломили гниющий пол и серьезно повредили конструкцию колокольни. Император Николай I лично приказал закрыть аварийную церковь, и в 1841 году она была снесена. Следующие полвека богослужения происходили во временных местах — в больницах, казармах и даже арендованных частных домах; Временная деревянная церковь, построенная в 1861 году, изначально не могла вместить десять тысяч кронштадтских моряков. Многочисленные запросы ВМФ о финансировании строительства были отклонены или просто остались без ответа. [ 5 ] несмотря на то, что стоимость здания размером с современный собор (от 200 до 500 тысяч рублей) [ 6 ] [ 7 ] составлял менее 10% стоимости линкора до дредноута ( руб от 4 до 6 млн .).

Управление строительством, крайне централизованное до правления Александра II , в 1880–1890-е годы постепенно децентрализовалось. Право инициировать отдельные строительные проекты перешло от самого императора к имперским министрам и начальникам ведомств. [ 8 ] В 1896 году адмирал Павел Тыртов директор Российского императорского военно-морского министерства всерьез начал подготовку к строительству собора в Кронштадте. Тыртов настаивал на том, чтобы собор был построен на месте, указанном почти двумя столетиями ранее Петром I, и аргументировал это тем, что он не должен стоить дороже нового харьковского собора (200 000 рублей). [ 7 ] [ 9 ]

Конкурсы

[ редактировать ]

В 1897 году Военно-морской флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Типичный для России проект спонсировался государством, предназначался для государственного ВМФ, но первоначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и населения. [ 10 ] [ 11 ] С 1898 по 1913 год на финансирование строительства всем военнослужащим Балтийского флота отчислялось 1/400 жалованья; это составило 280 тысяч рублей, не считая истинно добровольных пожертвований. [ 12 ] Позже, по мере реализации проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно и большую часть расходов оплатила государственная казна. [ 13 ]

На конкурсе определялся размер собора по числу молящихся — тысяча человек, по 16 на квадратную сажень . Это было намного меньше современных соборов, построенных в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2000 верующих, [ 14 ] Харьков — 4000 [ 15 ] ), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 верующих). [ 16 ] Клиент был хорошо знаком с новыми технологиями строительства и приветствовал их использование, если это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был отведен только для котлов и хранения топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (т.е. отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали определенный архитектурный стиль . Скорее, они настаивали на сокращении расходов и запрете использования таких «роскошных вещей», как мозаика или живопись, на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились принять участие, повторно используя уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены. [ 10 ]

Второй конкурс 1897 года также провалился; единственный проект, который считался достойным исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его было видно с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым приходящим кораблям». [ 10 ] Антоний Томишко , автор тюрьмы «Кресты» , выиграл этот конкурс, представив проект «Русского возрождения», следующий традиции Константина Тона русско-византийской .

Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. [ 17 ] Однако новоназначенный командующий Кронштадтской базой адмирал Степан Макаров счел проект Томишко слишком слабым в художественном отношении и малым для этой цели. Он просил императора пересмотреть свой выбор; после почти двух лет проволочек Николай согласился отказаться от проекта Томишко в июне 1900 года. [ 18 ]

Западный (главный) фасад
Vasily Kosyakov
Структурный вырез
Vasily Kosyakov
Альфа и Омега Работы
Georgy Kosyakov
Ритуал со свечами
Georgy Kosyakov

Макаров взял проект под свой контроль и пригласил Василия Косякова (1862–1921), уже известного мастера неовизантийской архитектуры . Процесс этого выбора остается недокументированным, однако ранее Косяков работал на флоте архитектором церкви Богоматери Милосердной в Санкт-Петербурге. Косяков, которому было еще двадцать с небольшим, усовершенствовал оптимальные пропорции однокупольного четырехапсидного византийского проекта; его проекты церкви в Астрахани 1888–1891 годов (сам по мотивам Богоматери Милосердной ) повторно использовались по всей Империи. [ 19 ] Младший брат и партнер Василия Георгий Косяков (1872–1925) был талантливым художником-графиком; он работал над интерьерами и отделкой, а Василий занимался общим и структурным дизайном. Макаров лично поручил Косякову, что собор должен вместить 5000 молящихся и соответствовать историческому византийскому канону. [ 18 ]

В 1900–01 Василий Косяков путешествовал по Стамбулу и Греции, чтобы освежить свои представления о подлинном византийском искусстве. В апреле 1901 г. он представил Военно-морской комиссии два предварительных проекта; выбранный проект был одобрен Николаем II 21 мая 1901 года. Косяков отошел от предпочитаемых им пропорций высокого собора с относительно небольшим главным куполом; вместо этого он выбрал широкий (26 метров), но относительно низкий купол, соответствующий пропорциям собора Святой Софии . Причина этого изменения остается недокументированной. Одна из версий связывает это с вмешательством Макарова. Адмирал когда-то был атташе в Стамбуле и хорошо знал подлинные византийские традиции. Другая вероятная версия связывает перемену с прямым влиянием профессора Николая Султанова , преподавателя Косякова в Институте инженеров-строителей , лидера школы русского возрождения . В 1895–1904 годах Косяков руководил строительством собора святых Петра и Павла в Петергофе по проекту Султанова. [ 18 ]

К 1903 году братья Косяковы выпустили полный альбом, содержащий около тысячи графических листов с подробным описанием строения, внешнего и внутреннего устройства еще не построенного собора. Физически графику выполнил Георгий Косяков. План, структура, внешний очерк приписаны Василию Косякову; подробный рисунок внутренней отделки Георгию. На особенности интерьера явно повлиял модерн , умело интегрированный в византийскую оболочку и дополненный современными инженерными системами. В планировке Василия Косякова также прослеживается влияние романской архитектуры , в частности, в двух колокольнях по бокам главного портала — крайне необычная особенность в русской практике. [ 20 ]

Строительство

[ редактировать ]
Оригинальный интерьер 1914 года. Алтарь поднят на платформу высотой 4 м (13 футов). Основание главного купола установлено на высоте 52 м (171 фут). [ 21 ]
Мраморный экран с иконками

27 октября 1901 года 14-тысячный гарнизон Кронштадта был вызван на закладку фундамента на Якорной площади. Земляные работы и работы на бетонном фундаменте и гранитном основании продолжались до 1902 года; стены были заложены на массовой церемонии 8 мая 1903 года в присутствии императора. [ 13 ] [ 20 ]

Несмотря на социальные волнения, кульминацией которых стала Русская революция 1905 года , структурно собор был завершен в 1907 году; отопление и вентиляция заработали в 1908 году, что позволило круглогодично проводить отделочные работы. В 1907 году братья Косяковы перешли к изготовлению подробных чертежей и инструкций для мастеров и поставщиков внутренней отделки. 19 августа 1908 года они подарили Романовым переработанный альбом этих рисунков. Николай и Александра ответили многочисленными поправками и изменениями, которые были внесены к весне 1909 года. [ 21 ]

Летом 1909 года была закончена внешняя отделка и сняты леса. Здание было облицовано черным гранитом (цоколь и колонны) и желтым кирпичом (стены) с терракотовыми вставками. Внутри иконостас был выполнен мрамора уральского из . Четыре портала были украшены мозаичными изображениями Богородицы , святителя Николая, Петра, Павла, Иоанна Рильского и Митрофана Воронежского работы Фомы Райляна . Большинство интерьерных росписей выполнено школой Михаила Васильева; иконы написал Аполлон Троицкий. Прилегающий парк спроектирован Е.Г. Гильбихом. [ 13 ]

Собор был оборудован независимым центральным отоплением и центральной системой вакуумной очистки , в которой использовалась сложная сеть коллекторов и клапанов под давлением. В электрическом освещении задействовано 5 тысяч лампочек. [ 13 ]

Собор был освящен на публичной церемонии с участием Николая II и его семьи 10 июня 1913 года. Общая стоимость достигла беспрецедентной суммы в 1 955 000 рублей, не считая пожертвований натурой и неоплачиваемого труда моряков и гражданского населения. [ 13 ]

Операция

[ редактировать ]
Дмитрий Медведев с супругой на торжестве в Военно-морском соборе.

В таком виде собор просуществовал всего 16 лет. Он был закрыт 14 октября 1929 года коммунистическим режимом, а его ценности были переданы в государственную казну. Небольшая часть этих реликвий экспонировалась в Военно-морском музее и Русском музее .

В 1930—1931 годах коммунистические власти приказали осквернить собор: его кресты и колокола повалили и отвезли в литейные цеха . Один колокол весом 4726 килограммов (второй по величине) остался на месте — то ли из-за технических трудностей, то ли намеренно, как сигнал экстренной тревоги. Внутренние мраморные предметы, в том числе иконостас и мемориальные доски с именами погибших моряков, были вырваны, сломаны или разрезаны и повторно использованы для обычных строительных нужд. Небольшое количество мемориальных досок оказалось в Военно-морском музее и было « списано » в 1970 году. [ 22 ]

Подвесной потолок 1956 года постройки (фото до ремонта)

В 1932 году неф собора был преобразован в кинотеатр, легкомысленно названный « Новая звезда» (по -английски , транслитерировано кириллицей ), но вскоре переименованный в более подходящее название «Максим Горький» ; В 1939 году кинотеатр был преобразован в Дом офицеров (типа общественного дома ) Кронштадтского гарнизона. Во время Второй мировой войны он закрылся; купол получил три прямых артиллерийских попадания. Послевоенная «реконструкция» 1953—54 годов окончательно превратила собор в действующий концертный зал. На этот раз строители добавили подвесной потолок, изолировавший неф от купола; он оставался на месте по состоянию на конец 2007 года. Сокращение военного персонала в 1960-е годы сделало концертный зал ненужным; в 1980 году собор вновь открылся как филиал Центрального музея Военно-морского флота. [ 22 ]

Русская Православная Церковь попыталась вернуть себе собор в 1990-х годах. Первый крест, установленный на главном куполе, был изготовлен в 1996 году, но из-за финансовых проблем не был установлен. Вторая попытка, предпринятая в 2002 году, с использованием тяжелого вертолета едва не закончилась катастрофой: семиметровый крест упал с купола и был поврежден и не подлежал ремонту; человеческих жертв не было. Третий крест был успешно установлен 24 ноября 2002 года. Через три года, 2 ноября 2005 года, церковь совершила первую с 1929 года Божественную литургию в Морском соборе. В сентябре 2008 года собор вновь начал действовать, но службы проводились только в особых случаях. [ 22 ]

Затем собор подвергся капитальному ремонту, реставрации и усовершенствованию и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом , к столетнему юбилею собора. [ нужна ссылка ]

В 2023 году украинские спецслужбы заявили, что собор теперь функционирует как штаб-квартира частной военной компании , финансируемой Русской православной церковью и тесно связанной с ней. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  • (in Russian) Savelyev, Yu. R. Vizantiysky stil v architecture Rossii (Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. - СПБ., 2005) Saint Petersburg, 2005. ISBN   5-87417-207-6
  • (in Russian) Savelyev, Yu. R. Iskusstvo istorizma i gosudarstvernny zakaz (Савельев, Ю. Р. Искуство историзма и государственный заказ. - М., 2008) Moscow, 2008. ISBN   978-5-903060-60-3

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Интерьер = 3000 м².
    Лестница ~ 400 м².
  2. ^ Jump up to: а б с "Морской собор и Якорная площадь" .
  3. ^ Jump up to: а б с "Меры и пропорции Морского собора в Кронштадте" . Archived from the original on 30 December 2017 . Retrieved 30 December 2017 .
  4. ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  5. ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Отчет протопресвитера ВМФ от 5 августа 1896 г. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Savelyev, 2005, pp. 97–122.
  7. ^ Jump up to: а б (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Переписка директора военно-морского флота в 1896 году. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Savelyev, 2008, p. 143.
  9. Тыртов недооценил затраты. Харьковский собор был освящен в 1897 году, но работы продолжались до 1901 года; окончательная стоимость составила более 400 000 руб. (Савельев, 2005. С. 111–2).
  10. ^ Jump up to: а б с Savelyev, 2005, p. 174.
  11. ^ То же самое относилось и к «военным» церквям на Кавказе, где государственный бюджет или частные трансферты Романовых составляли треть общих расходов или меньше. Остальное заплатили армейские офицеры.
  12. ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Финансирование и развитие. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Jump up to: а б с д и (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Строительство собора. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  14. ^ Savelyev, 2005, p. 185.
  15. ^ Savelyev, 2005, p. 111.
  16. ^ Savelyev, 2005, p. 117.
  17. ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Письмо святителя Иоанна Кронштадтского от 27 февраля 1898 г. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine .
  18. ^ Jump up to: а б с Savelyev, 2005, p. 175.
  19. Почти идентичная копия Астраханского храма построена в Каменце-Подольском , уменьшенный вариант в Швенченисе и увеличенный вариант в Нижнем Новгороде (Савельев, 2005, с. 257–61).
  20. ^ Jump up to: а б Savelyev, 2005, p. 176.
  21. ^ Jump up to: а б Savelyev, 2005, p. 177.
  22. ^ Jump up to: а б с (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Собор в советский период. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  23. ^ «Русская Православная Церковь финансирует частную военную компанию» .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Кронштадтским Морским собором, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99f650c3031751f4a711db424a67d846__1712097840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/46/99f650c3031751f4a711db424a67d846.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kronstadt Naval Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)