Кронштадтский Морской собор
Морской Свято-Николаевский собор Морской Никольский Собор Morskoy Nikolskiy Sobor | |
---|---|
![]() Кронштадтский Морской собор в августе 2015 года. | |
Религия | |
Принадлежность | русский православный |
Расположение | |
Расположение | Якорная площадь, 1, Кронштадт , Санкт-Петербург |
Географические координаты | 59 ° 59'30,1546 "N 29 ° 46'40,3359" E / 59,991709611 ° N 29,777871083 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Vasily Kosyakov |
Стиль | Поздний неовизантийский |
Завершенный | 10 июня 1913 г. |
Технические характеристики | |
Емкость | 5,000 |
Длина | 77,3 м (внутри) [ 2 ] 83,2 м (внешняя лестница) [ 2 ] |
Ширина | 54,4 м (внутри) [ 3 ] 63,8 м (внешняя лестница) [ 3 ] |
Внутреннее пространство | 3000 м² (внутри) [ 1 ] 3400 м² (внешняя лестница) |
Высота (макс.) | 70,6 м (верхний крест) [ 2 ] |
Диаметр купола. (внешний) | 29,8 м [ 3 ] |
Веб-сайт | |
Kronshtadtsobor.ru |
Морской собор Никольский в Кронштадте ( русский : Морской ) Никольский собор — православный построенный в 1903–1901 годах. русский собор , посвящается всем морякам павшим Собор был закрыт в 1929 г., переоборудован в кинотеатр, Дом офицеров (1939 г.) и музей Военно-морского флота (1980 г.).
Русская Православная Церковь восстановила крест на главном куполе в 2002 году и (впервые с 1929 года) совершила Божественную литургию в 2005 году. в соборе [ 4 ] В 2013 году Патриарх России в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева и его супруги провел церемонию торжественного повторного освящения ныне полностью отреставрированного собора.
Фон
[ редактировать ]Первая православная церковь в Кронштадте была построена в 1728–31. Деревянная церковь оставалась главным храмом крупнейшей военно-морской базы России до 1840 года, когда противовесы, уравновешивающие церковные колокола, проломили гниющий пол и серьезно повредили конструкцию колокольни. Император Николай I лично приказал закрыть аварийную церковь, и в 1841 году она была снесена. Следующие полвека богослужения происходили во временных местах — в больницах, казармах и даже арендованных частных домах; Временная деревянная церковь, построенная в 1861 году, изначально не могла вместить десять тысяч кронштадтских моряков. Многочисленные запросы ВМФ о финансировании строительства были отклонены или просто остались без ответа. [ 5 ] несмотря на то, что стоимость здания размером с современный собор (от 200 до 500 тысяч рублей) [ 6 ] [ 7 ] составлял менее 10% стоимости линкора до дредноута ( руб от 4 до 6 млн .).
Управление строительством, крайне централизованное до правления Александра II , в 1880–1890-е годы постепенно децентрализовалось. Право инициировать отдельные строительные проекты перешло от самого императора к имперским министрам и начальникам ведомств. [ 8 ] В 1896 году адмирал Павел Тыртов директор Российского императорского военно-морского министерства всерьез начал подготовку к строительству собора в Кронштадте. Тыртов настаивал на том, чтобы собор был построен на месте, указанном почти двумя столетиями ранее Петром I, и аргументировал это тем, что он не должен стоить дороже нового харьковского собора (200 000 рублей). [ 7 ] [ 9 ]
Конкурсы
[ редактировать ]В 1897 году Военно-морской флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Типичный для России проект спонсировался государством, предназначался для государственного ВМФ, но первоначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и населения. [ 10 ] [ 11 ] С 1898 по 1913 год на финансирование строительства всем военнослужащим Балтийского флота отчислялось 1/400 жалованья; это составило 280 тысяч рублей, не считая истинно добровольных пожертвований. [ 12 ] Позже, по мере реализации проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно и большую часть расходов оплатила государственная казна. [ 13 ]
На конкурсе определялся размер собора по числу молящихся — тысяча человек, по 16 на квадратную сажень . Это было намного меньше современных соборов, построенных в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2000 верующих, [ 14 ] Харьков — 4000 [ 15 ] ), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 верующих). [ 16 ] Клиент был хорошо знаком с новыми технологиями строительства и приветствовал их использование, если это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был отведен только для котлов и хранения топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (т.е. отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали определенный архитектурный стиль . Скорее, они настаивали на сокращении расходов и запрете использования таких «роскошных вещей», как мозаика или живопись, на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились принять участие, повторно используя уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены. [ 10 ]
Второй конкурс 1897 года также провалился; единственный проект, который считался достойным исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его было видно с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым приходящим кораблям». [ 10 ] Антоний Томишко , автор тюрьмы «Кресты» , выиграл этот конкурс, представив проект «Русского возрождения», следующий традиции Константина Тона русско-византийской .
Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. [ 17 ] Однако новоназначенный командующий Кронштадтской базой адмирал Степан Макаров счел проект Томишко слишком слабым в художественном отношении и малым для этой цели. Он просил императора пересмотреть свой выбор; после почти двух лет проволочек Николай согласился отказаться от проекта Томишко в июне 1900 года. [ 18 ]
Дизайн
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Западный (главный) фасад Vasily Kosyakov |
Структурный вырез Vasily Kosyakov |
Альфа и Омега Работы Georgy Kosyakov |
Ритуал со свечами Georgy Kosyakov |
Макаров взял проект под свой контроль и пригласил Василия Косякова (1862–1921), уже известного мастера неовизантийской архитектуры . Процесс этого выбора остается недокументированным, однако ранее Косяков работал на флоте архитектором церкви Богоматери Милосердной в Санкт-Петербурге. Косяков, которому было еще двадцать с небольшим, усовершенствовал оптимальные пропорции однокупольного четырехапсидного византийского проекта; его проекты церкви в Астрахани 1888–1891 годов (сам по мотивам Богоматери Милосердной ) повторно использовались по всей Империи. [ 19 ] Младший брат и партнер Василия Георгий Косяков (1872–1925) был талантливым художником-графиком; он работал над интерьерами и отделкой, а Василий занимался общим и структурным дизайном. Макаров лично поручил Косякову, что собор должен вместить 5000 молящихся и соответствовать историческому византийскому канону. [ 18 ]
В 1900–01 Василий Косяков путешествовал по Стамбулу и Греции, чтобы освежить свои представления о подлинном византийском искусстве. В апреле 1901 г. он представил Военно-морской комиссии два предварительных проекта; выбранный проект был одобрен Николаем II 21 мая 1901 года. Косяков отошел от предпочитаемых им пропорций высокого собора с относительно небольшим главным куполом; вместо этого он выбрал широкий (26 метров), но относительно низкий купол, соответствующий пропорциям собора Святой Софии . Причина этого изменения остается недокументированной. Одна из версий связывает это с вмешательством Макарова. Адмирал когда-то был атташе в Стамбуле и хорошо знал подлинные византийские традиции. Другая вероятная версия связывает перемену с прямым влиянием профессора Николая Султанова , преподавателя Косякова в Институте инженеров-строителей , лидера школы русского возрождения . В 1895–1904 годах Косяков руководил строительством собора святых Петра и Павла в Петергофе по проекту Султанова. [ 18 ]
К 1903 году братья Косяковы выпустили полный альбом, содержащий около тысячи графических листов с подробным описанием строения, внешнего и внутреннего устройства еще не построенного собора. Физически графику выполнил Георгий Косяков. План, структура, внешний очерк приписаны Василию Косякову; подробный рисунок внутренней отделки Георгию. На особенности интерьера явно повлиял модерн , умело интегрированный в византийскую оболочку и дополненный современными инженерными системами. В планировке Василия Косякова также прослеживается влияние романской архитектуры , в частности, в двух колокольнях по бокам главного портала — крайне необычная особенность в русской практике. [ 20 ]
Строительство
[ редактировать ]

27 октября 1901 года 14-тысячный гарнизон Кронштадта был вызван на закладку фундамента на Якорной площади. Земляные работы и работы на бетонном фундаменте и гранитном основании продолжались до 1902 года; стены были заложены на массовой церемонии 8 мая 1903 года в присутствии императора. [ 13 ] [ 20 ]
Несмотря на социальные волнения, кульминацией которых стала Русская революция 1905 года , структурно собор был завершен в 1907 году; отопление и вентиляция заработали в 1908 году, что позволило круглогодично проводить отделочные работы. В 1907 году братья Косяковы перешли к изготовлению подробных чертежей и инструкций для мастеров и поставщиков внутренней отделки. 19 августа 1908 года они подарили Романовым переработанный альбом этих рисунков. Николай и Александра ответили многочисленными поправками и изменениями, которые были внесены к весне 1909 года. [ 21 ]
Летом 1909 года была закончена внешняя отделка и сняты леса. Здание было облицовано черным гранитом (цоколь и колонны) и желтым кирпичом (стены) с терракотовыми вставками. Внутри иконостас был выполнен мрамора уральского из . Четыре портала были украшены мозаичными изображениями Богородицы , святителя Николая, Петра, Павла, Иоанна Рильского и Митрофана Воронежского работы Фомы Райляна . Большинство интерьерных росписей выполнено школой Михаила Васильева; иконы написал Аполлон Троицкий. Прилегающий парк спроектирован Е.Г. Гильбихом. [ 13 ]
Собор был оборудован независимым центральным отоплением и центральной системой вакуумной очистки , в которой использовалась сложная сеть коллекторов и клапанов под давлением. В электрическом освещении задействовано 5 тысяч лампочек. [ 13 ]
Собор был освящен на публичной церемонии с участием Николая II и его семьи 10 июня 1913 года. Общая стоимость достигла беспрецедентной суммы в 1 955 000 рублей, не считая пожертвований натурой и неоплачиваемого труда моряков и гражданского населения. [ 13 ]
Операция
[ редактировать ]
В таком виде собор просуществовал всего 16 лет. Он был закрыт 14 октября 1929 года коммунистическим режимом, а его ценности были переданы в государственную казну. Небольшая часть этих реликвий экспонировалась в Военно-морском музее и Русском музее .
В 1930—1931 годах коммунистические власти приказали осквернить собор: его кресты и колокола повалили и отвезли в литейные цеха . Один колокол весом 4726 килограммов (второй по величине) остался на месте — то ли из-за технических трудностей, то ли намеренно, как сигнал экстренной тревоги. Внутренние мраморные предметы, в том числе иконостас и мемориальные доски с именами погибших моряков, были вырваны, сломаны или разрезаны и повторно использованы для обычных строительных нужд. Небольшое количество мемориальных досок оказалось в Военно-морском музее и было « списано » в 1970 году. [ 22 ]

В 1932 году неф собора был преобразован в кинотеатр, легкомысленно названный « Новая звезда» (по -английски , транслитерировано кириллицей ), но вскоре переименованный в более подходящее название «Максим Горький» ; В 1939 году кинотеатр был преобразован в Дом офицеров (типа общественного дома ) Кронштадтского гарнизона. Во время Второй мировой войны он закрылся; купол получил три прямых артиллерийских попадания. Послевоенная «реконструкция» 1953—54 годов окончательно превратила собор в действующий концертный зал. На этот раз строители добавили подвесной потолок, изолировавший неф от купола; он оставался на месте по состоянию на конец 2007 года. Сокращение военного персонала в 1960-е годы сделало концертный зал ненужным; в 1980 году собор вновь открылся как филиал Центрального музея Военно-морского флота. [ 22 ]
Русская Православная Церковь попыталась вернуть себе собор в 1990-х годах. Первый крест, установленный на главном куполе, был изготовлен в 1996 году, но из-за финансовых проблем не был установлен. Вторая попытка, предпринятая в 2002 году, с использованием тяжелого вертолета едва не закончилась катастрофой: семиметровый крест упал с купола и был поврежден и не подлежал ремонту; человеческих жертв не было. Третий крест был успешно установлен 24 ноября 2002 года. Через три года, 2 ноября 2005 года, церковь совершила первую с 1929 года Божественную литургию в Морском соборе. В сентябре 2008 года собор вновь начал действовать, но службы проводились только в особых случаях. [ 22 ]
Затем собор подвергся капитальному ремонту, реставрации и усовершенствованию и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом , к столетнему юбилею собора. [ нужна ссылка ]
В 2023 году украинские спецслужбы заявили, что собор теперь функционирует как штаб-квартира частной военной компании , финансируемой Русской православной церковью и тесно связанной с ней. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- (in Russian) Savelyev, Yu. R. Vizantiysky stil v architecture Rossii (Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. - СПБ., 2005) Saint Petersburg, 2005. ISBN 5-87417-207-6
- (in Russian) Savelyev, Yu. R. Iskusstvo istorizma i gosudarstvernny zakaz (Савельев, Ю. Р. Искуство историзма и государственный заказ. - М., 2008) Moscow, 2008. ISBN 978-5-903060-60-3
Примечания
[ редактировать ]- ^ Интерьер = 3000 м².
Лестница ~ 400 м². - ^ Jump up to: а б с "Морской собор и Якорная площадь" .
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Отчет протопресвитера ВМФ от 5 августа 1896 г. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Savelyev, 2005, pp. 97–122.
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Переписка директора военно-морского флота в 1896 году. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Savelyev, 2008, p. 143.
- ↑ Тыртов недооценил затраты. Харьковский собор был освящен в 1897 году, но работы продолжались до 1901 года; окончательная стоимость составила более 400 000 руб. (Савельев, 2005. С. 111–2).
- ^ Jump up to: а б с Savelyev, 2005, p. 174.
- ^ То же самое относилось и к «военным» церквям на Кавказе, где государственный бюджет или частные трансферты Романовых составляли треть общих расходов или меньше. Остальное заплатили армейские офицеры.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Финансирование и развитие. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с д и (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Строительство собора. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Savelyev, 2005, p. 185.
- ^ Savelyev, 2005, p. 111.
- ^ Savelyev, 2005, p. 117.
- ^ (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Письмо святителя Иоанна Кронштадтского от 27 февраля 1898 г. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с Savelyev, 2005, p. 175.
- ↑ Почти идентичная копия Астраханского храма построена в Каменце-Подольском , уменьшенный вариант в Швенченисе и увеличенный вариант в Нижнем Новгороде (Савельев, 2005, с. 257–61).
- ^ Jump up to: а б Savelyev, 2005, p. 176.
- ^ Jump up to: а б Savelyev, 2005, p. 177.
- ^ Jump up to: а б с (на русском языке) Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии. Собор в советский период. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Русская Православная Церковь финансирует частную военную компанию» .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Кронштадтским Морским собором, на Викискладе?
- Церкви построены в 1913 году.
- Здания православной церкви XX века
- Русские православные соборы в России.
- Архитектура византийского возрождения в России.
- Русские православные церкви в Санкт-Петербурге
- Архитектура модерна в Санкт-Петербурге.
- Церковные здания в стиле модерн в России.
- Заведения 1913 года в Российской Империи
- Церковные здания с куполами
- Кронштадт
- Памятники культурного наследия федерального значения в Санкт-Петербурге