Неоклассицизм во Франции
Годы активности | в. 1760 –1830 гг. |
---|---|
Расположение | Франция |
Неоклассицизм — движение в архитектуре, дизайне и искусстве, возникшее во Франции в 1740-х годах и ставшее доминирующим во Франции примерно с 1760 по 1830 годы. Оно возникло как реакция на легкомысленность и чрезмерную орнаментальность стилей барокко и рококо . В архитектуре он отличался сдержанностью, прямыми линиями и формами, такими как фронтон и колоннада , основанными на древнегреческих и римских моделях. В живописи он изображал героизм и жертвенность времен древних римлян и греков. Он начался в конце правления Людовика XV , стал доминирующим при Людовике XVI и продолжался во время Французской революции , Французской Директории , правления Наполеона Бонапарта и Реставрации Бурбонов до 1830 года, когда он постепенно был заменен в качестве доминирующего стиля. романтизмом и эклектикой . [1]
Среди выдающихся архитекторов этого стиля были Анж-Жак Габриэль (1698–1782), Жак-Жермен Суффло (1713–1780), Клод-Николя Леду (1736–1806) и Жан-Франсуа Шальгрен (1739–1811); среди художников были Жак-Луи Давид (1748–1825) и его ученик Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867).
История
[ редактировать ]Неоклассицизм во Франции возник в начале-середине 18 века, частично вдохновленный отчетами об археологических раскопках в Геркулануме (1738 г.) и особенно в Помпеях (1748 г.), которые выявили классические образцы и картины. Весть об этих открытиях, сопровождаемая гравированными иллюстрациями, широко распространилась. Французский антиквар, коллекционер произведений искусства и археолог-любитель Анна Клод де Кайлюс путешествовала по Европе и Ближнему Востоку и описала увиденное в книге Recueil d'antiquités , опубликованной с иллюстрациями в 1755 году. [2]
В 1740-х годах стиль начал медленно меняться; украшение стало менее экстравагантным и более сдержанным. В 1754 году брат мадам де Помпадур , маркиз де Мариньи , сопровождал дизайнера Николя Кошена и делегацию художников и ученых в Италию, чтобы увидеть недавние открытия в Помпеях и Геркулануме, а также совершил грандиозную экскурсию по другим классическим памятникам. Они вернулись полные энтузиазма по поводу нового классического стиля, основанного на римских и греческих памятниках. В 1754 году они опубликовали манифест против стиля рокай , призывая вернуться к классицизму. Мариньи, после смерти Людовика XV , позже стал директором зданий Людовика XVI . [3]
Этот стиль получил философскую привлекательность со стороны философов , в том числе Дени Дидро и Жан-Жака Руссо , которые призывали к восстановлению моральных ценностей в обществе, а также аббата Марка-Антуана Ложье , написавшего «L'essai sur l'architecture » призыв к возвращению к чистым и незагроможденным формам архитектуры. Археологические памятники в Греции и Италии стали обязательными остановками для аристократов и учёных, посещающих Гранд-тур по Европе. Лучшие молодые художники Франции боролись за стипендии Французской академии в Риме . Там учился Энгр , а позже стал его директором. В 1757 году бельгийский архитектор Жан-Франсуа де Нефорж опубликовал Recueil élémentaire d'architecture , иллюстрированный учебник стиля. Первоначально новый вкус назывался le goût grec (греческий вкус). Он требовал геометрических форм и декора в «сдержанном и величественном стиле архитекторов древней Греции». [4]
В последние годы правления Людовика XV и на протяжении всего правления Людовика XVI новый стиль появился в королевских резиденциях, особенно в салонах и обстановке дофина , а затем королевы Марии-Антуанетты и парижской аристократии. Он сочетал в себе греческий, римский и так называемый этрусский стили с арабесками и гротесками, заимствованными у Рафаэля и эпохи Возрождения, а также с китайскими и турецкими темами. Между 1780 и 1792 годами этот стиль также появился в архитектуре, в классических зданиях, включая Пти-Трианон. в Версале и замке Багатель (1777 г.). Он также появлялся в других видах искусства, включая, в частности, картины Жака-Луи Давида , особенно « Клятву Горациев» (1784).
Архитектура
[ редактировать ]Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI.
[ редактировать ]Классицизм появился во французской архитектуре во времена правления Людовика XIV . В 1667 году король отверг барочную схему нового восточного фасада Лувра Джана Лоренцо Бернини , самого известного архитектора и скульптора эпохи барокко , в пользу более сдержанной композиции с фронтонами и приподнятой колоннадой из спаренных колоссальных коринфских колонн. , разработанный комитетом, состоящим из Луи Ле Вау , Шарля Ле Брюна и Клода Перро . [5] Результат, включающий элементы древнеримской, французской и итальянской архитектуры , «превращается в величайший дворцовый фасад в Европе». [6]
При Людовике XIV римский купол и фасад монументальных колонн стали доминирующими чертами важных новых церквей, начиная с часовни Валь-де-Грас (1645–1710) Жюля Ардуэна-Мансара , Жака Лемерсье и Пьера Ле Мюэ . за ним следует церковь Инвалидов (1680–1706). Хотя основные черты архитектуры этих церквей были классическими, интерьеры были богато украшены в стиле барокко. [7]
- Отель де ла Марин на площади Согласия (1761–1770 гг.)
- Маленький Трианон (1764)
- Интерьер церкви Сен-Филипп-дю-Руль , Париж (1765–1770 гг.)
Во второй половине правления Людовика XV неоклассический стиль стал доминирующим стилем как в гражданской, так и в религиозной архитектуре. Главным архитектором короля с 1734 по 1742 год был Жак Габриэль его более известный сын Анж-Жак Габриэль , а затем до конца правления . Его основные работы включали Военную школу , ансамбль зданий с видом на площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия (1761–1770)) и Малый Трианон в Версале (1764). В период правления Людовика XV, хотя интерьеры были богато украшены, фасады постепенно становились проще, менее орнаментированными и более классическими. Фасады, спроектированные Габриэлем, были тщательно рифмованы и уравновешены рядами окон и колонн, а в больших зданиях, таких как площадь Согласия, часто присутствовали большие аркады на уровне улицы и классические фронтоны или балюстрады на линии крыши. Орнаментальные элементы иногда включали изогнутые кованые балконы с волнистым орнаментом в стиле рокайль, похожим на рокайльный декор интерьеров. [8]
Религиозная архитектура того периода также была сдержанной и монументальной и в конце правления имела тенденцию к неоклассическому стилю; Основные примеры включают церковь Сент-Женевьева (ныне Пантеон ), построенную с 1758 по 1790 год по проекту Жака-Жермена Суффло , и церковь Сен-Филипп-дю-Руль (1765–1777) Жана Шальгрена , в которой представлены огромный неф с цилиндрическим сводом. [8]
- Замок Бенувиль работы Клода-Николя Леду (1770-1780).
- Большой театр Бордо Виктора Луи (1780 г.)
- Лестница Большого театра Бордо, Виктор Луи (1780 г.)
- Замок Багатель Франсуа -Жозефа Беланжера (1777 г.)
- ]] (1751-1810)
- Бельведер Малого Трианона в Версале работы Ришара Мика (1789 г.)
- Трансепт Нотр -Дам де Гебвиллер (1762–1785)
- Пантеон ( 1764-1790), Жак-Жермен Суффло.
- Интерьер Пантеона
Во время правления Людовика XVI неоклассика была доминирующим архитектурным стилем в Париже и в провинции. Известные примеры включают Отель де Монне в Париже (1771–76) Жака Дени Антуана , а также Дворец правосудия в Париже того же архитектора; и театр Безансона (1775 г.) и Замок Бенувиль в Кальвадосе , оба Клода-Николя Леду . École de Chirurgie , или Школа хирургии в Париже Жака Гондуана (1769 г.), адаптировала формы неоклассического таунхауса с двором чести, расположенным между павильоном с колоннадой на улице и главным зданием. Он также добавил перистиль и еще один этаж над колоннами, а вход во двор превратил в миниатюрную триумфальную арку. [9]
Новые театры в Париже и Бордо были яркими примерами нового стиля. Архитектор Виктор Луи (1731–1811) завершил строительство Большого театра Бордо (1780); его величественная лестница была предшественницей лестницы Парижской оперы Гарнье . [9] В 1791 году, в разгар Французской революции , он завершил Зал Ришелье . Театр Одеон в Париже (1779–1782) был построен Мари-Жозефом Пейром (1730–1785) и Шарлем де Вайи (1729–1798). Он отличался портиком в виде крытой галереи и колоннами перед фасадом. [10]
Одним из самых известных неоклассических зданий того периода является Замок Багатель (1777 г.), спроектированный и построенный Франсуа-Жозефом Беланжером для графа д'Артуа , брата Людовика XVI. Небольшой замок был спроектирован и построен всего за шестьдесят три дня, чтобы выиграть пари с Марией-Антуанеттой , что он сможет построить замок менее чем за три месяца. У Марии-Антуанетты был похожий небольшой неоклассический бельведер, созданный архитектором Ришаром Мике , который также спроектировал свою живописную деревенскую деревню в садах Версаля . Оно было завершено в 1789 году, в год Французской революции.
Еще одним ярким примером неоклассического стиля в Париже является Отель де Сальм (ныне Дворец Почетного Легиона ), построенный Пьером Руссо в 1751–1783 годах. Фасад отличается простотой и чистотой, гармонией и уравновешенностью. Колоннада коринфских колонн поддерживает антаблемент ротонды, увенчанный статуями. Фасад также оживлен бюстами римских императоров в нишах и рельефными скульптурами над окнами полукруглого центрального авангарда . [11]
- Дом директора Королевской солеварни в Арк-э-Сенане работы Клода-Николя Леду (1775–79).
- Ротонда де ла Виллет работы Клода-Николя Леду (1785–89)
- Проект памятника Исааку Ньютону Этьена -Луи Буле (1784 г.)
- Проект Королевской библиотеки Этьена-Луи Буле (1785 г.)
Некоторые архитекторы адаптировали неоклассический стиль для более функциональных целей. Клод-Николя Леду спроектировал Королевские соляные копи в Арк-э-Сенане с преувеличенными неоклассическими зданиями, расположенными по кругу вокруг центрального «храма», где располагались дом и офис директора. Он также спроектировал несколько ротонд для новых таможенных барьеров, установленных вокруг Парижа в 1785–1789 годах. Эти барьеры стали крайне непопулярными (из-за налогов, а не архитектуры), и большинство из них были разрушены во время революции, хотя барьеры в Парках де ла Виллет и Парк Монсо все еще стоят. [12]
Самым дальновидным французским архитектором-неоклассиком, безусловно, был Этьен-Луи Буле . Его проекты огромного сферического памятника Исааку Ньютону (1784 г.) и огромной новой королевской библиотеки в Париже в форме гигантского цилиндрического свода (1785 г.) никогда серьезно не рассматривались, но предвещали архитектуру 20-го века. [13]
Революция, Управление и Империя
[ редактировать ]Во время Французской революции строительство в Париже практически остановилось. Аристократы бежали, церкви были закрыты и разграблены. Одним из крупных проектов, осуществленных между 1795 и 1797 годами, было строительство большой новой палаты во Дворце Бурбонов , который в конечном итоге стал резиденцией Французского Национального Собрания . Школа изящных искусств была реорганизована и воссоздана с архитектурным факультетом под руководством Катремера де Кенси (1755–1849). Де Куинси был археологом-любителем, ученым-классиком, а также архитектором. Он был приговорен к смертной казни революционным судом в 1793 году, но был спасен падением Максимилиана Робеспьера . Ему было поручено превратить церковь Сент-Женевьев в современный Пантеон , и он заверил, что архитектурные исследования преподают классические традиции. [14]
- Триумфальная арка Каррусели работы Пьера-Франсуа-Леонара Фонтена (1806–08)
- Фасад церкви Мадлен работы Пьера-Александра Виньона (1807–1843 гг.)
- Триумфальная арка Жана Шальгрена (1808-1838)
- Фасад Дворца Бурбонов , добавленный Наполеоном в 1808 году.
После прихода к власти Наполеона Бонапарта наиболее влиятельными архитекторами были Шарль Персье (1764–1838) и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен (1762–1853). Их грандиозные проекты для Наполеона включали улицу Риволи с ее однородными неоклассическими фасадами, созданными по образцу площадей, построенных Людовиком XIV и Людовиком XV. Они также спроектировали интерьер замка Мальмезон , резиденции императрицы Жозефины Богарне , по образцу неоклассического стиля. (1803) Фонтен спроектировал еще одну наполеоновскую достопримечательность — Триумфальную арку Карусель (1806–1808) во дворе Лувра . [14]
Другие наполеоновские неоклассические проекты включали большую лестницу Люксембургского дворца (1801 г.) Жана Шалгрина (1801 г.) и Триумфальную арку (начатую Шалгрином в 1808 г., но законченную только в 1836 г.). Пьеру-Александру Виньону (1763–1828), ученику Леду, было поручено переделать церковь Мадлен , начатую в 1761 году, но заброшенную во время революции, в «Храм Славы», посвященный армии Наполеона. Этот проект был заброшен в 1813 году после серии поражений; он снова стал церковью, но не был завершен до 1843 года. Наполеон также добавил неоклассический фасад с двенадцатью коринфскими колоннами к фасаду Дворца Бурбонов . Он был совершенно иного стиля, чем дворец позади него, и не соответствовал ему; Вместо этого он был совмещен с новым Храмом Славы, который он строил, лицом к нему, на дальней стороне площади Согласия .
Реставрация и приход романтизма
[ редактировать ]После окончательного поражения Наполеона в 1815 году неоклассический стиль продолжал использоваться во время Французской Реставрации , особенно в парижских церквях. Примеры включают Нотр-Дам-де-Лоретт (1823–1826 гг.) Луи-Ипполита Леба и Сен-Винсент-де-Поль Жака -Игнаса Хитторфа (1824–44 гг.). К 1830-м годам на смену архитектурному стилю пришли возрождение барокко и архитектура изящных искусств .
Изменение стиля начало проявляться в начале XIX века, особенно после публикации в 1802 году книги «Гений христианства» одного из ведущих деятелей французского романтизма Франсуа -Рене де Шатобриана (1768–1848). Он призывал вернуться к готическому стилю , который, как стиль великих соборов, он считал единственным по-настоящему великим французским стилем. Движение к романтизму и готике было ускорено публикацией чрезвычайно успешного романа Горбун из Нотр-Дама» « Виктора Гюго в 1821 году, а затем программой реставрации памятников французской готики, возглавляемой Проспером Мериме и проводимой Эженом Виолле-ле- Дюк (1814–1879). Это, наряду с Июльской революцией 1830 года, положило конец эпохе французского неоклассицизма. [15]
- Нотр-Дам-де-Лоретт (1823–26), Луи-Ипполит Леба
- Интерьер Нотр-Дам-де-Лоретт
- Сен-Винсент-де-Поль Жака -Игнаса Хитторфа (1824–44)
Рисование
[ редактировать ]Доминирующей фигурой во французской неоклассической живописи еще до революции был Жак Луи Давид (1748–1825). Он начинал как классический и религиозный художник, поклонник Жана-Батиста Греза , исторического и жанрового художника. его порекомендовал В Королевскую академию живописи и скульптуры друг семьи Франсуа Буше , мастер стиля рококо . Он выиграл престижную Римскую премию и отправился учиться туда в 1775 году. Он обнаружил сокровища, раскопанные в Помпеях и других древних местах, и полностью изменил свой стиль. Начиная с 1784 года он писал произведения, основанные на рассказах из классической литературы, в том числе «Клятва Горациев» (1781), прославление долга и жертвоприношения во времена Римской империи. Когда в 1789 году началась Французская революция , Давид стал активным участником самого радикального крыла — якобинцев . Он поддержал роспуск Королевской академии живописи и скульптуры и проектировал декорации для революционных зрелищ и церемоний. Его самая известная картина того периода. «Смерть Марата» (1793 г.) адаптировала выражение лица и вялую руку Христа в « Пьете » Микеланджело для изображения убитого вождя якобинцев Жана Поля Марата . Когда в 1794 году пали якобинцы, он дважды был заключен в тюрьму на несколько месяцев, но затем возобновил активную карьеру портретиста, а затем придворного художника Наполеона Бонапарта . Когда Наполеон пал и монархия была восстановлена, он отправился в изгнание в Бельгию. [16]
- Клятва Горациев Жака -Луи Давида (1781 г.)
- Смерть Марата Жака-Луи Давида (1793)
- Портрет мадам Рекамье работы Жака-Луи Давида (1800 г.)
Во французской живописи в течение многих лет доминировали Давид и его ученики, в том числе Антуан-Жан Гро (1771–1835), а затем Жан-Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Поздние художники-неоклассики отложили политические послания и сосредоточились на идеализированных фигурах и идеях красоты; в их число входили Франсуа Жерар , который, как и Давид, написал знаменитый портрет Жюльетты Рекамье , к большому неудовольствию Давида; Жан-Батист Реньо (1754–1829); Пьер-Поль Прюдон (1758–1823); Элизабет Виже Лебрен (1755–1842) и Анн Луи Жироде-Триозон (1767–1824). [17]
- Эмма, Портрет Эммы, леди Гамильтон в образе вакханки работы Элизабет Виже Лебрен (1790)
- Свобода или смерть Жана -Батиста Реньо (1795)
- Мадемуазель Ланж в роли Даная работы Анны Луи Жироде-Триозон (1799)
- Портрет Кристины Бойе работы Антуана-Жана Гро (1800)
- Эдип и Сфинкс , Жан-Огюст-Доминик Энгр (1800)
- Портрет Жюльетты Рекамье работы Франсуа Жерара (1805 г.)
- Справедливость и божественная месть, преследующая преступление Пьера -Поля Прюдона (1808)
Скульптура
[ редактировать ]Самым выдающимся французским скульптором раннего неоклассического периода был Этьен Морис Фальконе (1716–1791). среди чьих работ был Медный всадник Петра Великого в Санкт-Петербурге , Россия (модель 1770 года, но отлита только в 1782 году). В 1766 году он был назначен профессором Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, а с 1757 года руководил моделированием небольших скульптур из фарфора на Севрской фарфоровой мануфактуре . Его работы оставались ближе к статуям в полном движении французского барокко, чем к новому, более спокойному стилю. В более поздние годы он создавал небольшие декоративные скульптуры из литой бронзы, такие как « Сидящая девушка» (1788), которая сейчас находится в Метрополитен-музее . [18]
Первой крупной фигурой явно неоклассического стиля был Жан-Антуан Гудон (1741–1828). Он учился во Французской академии в Риме , где подробно изучал анатомию выставленных там древнеримских и греческих статуй. Он прославился своими бюстами и портретными скульптурами, в первую очередь сидящей статуей Вольтера (1779–81), которая сейчас выставлена в Комеди-Франсез , а также бюстами Бенджамина Франклина и других политических деятелей того времени. Он также создал несколько аллегорических работ, иллюстрирующих зиму и лето в стиле, совершенно более выразительном, чем традиционный классицизм, например, его La Frileuse (женщина зимой) в Музее Фабра в Монпелье . [19]
Скульптор Клод Мишель (1738–1814), также известный как Клодион , также учился в Академии в Риме между 1762 и 1771 годами. Его работы широко варьировались от неоклассики до рококо; он задумал терракотовую модель для необычной монументальной скульптуры, покрытой скульптурами ангелов и амуров, в честь первого полета на воздушном шаре в Париже братьев Монгольфье (1784 г.).
Огюстен Пажу (1730–1809) также учился во Французской академии в Риме с 1752 по 1756 год. Он вернулся в Париж, чтобы преподавать в Королевской академии искусства и скульптуры, и стал ректором в 1792 году. Он создал серию весьма выразительных статуй. на мифологические сюжеты, в том числе Психею и Амур .
- Бюст Вольтера работы Жана-Антуана Гудона (1778 г.), Национальная галерея
- La frileuse (женщина зимой), Жан-Антуан Гудон (1783)
- Сидящая девушка , картина Этьена Мориса Фальконе , бронза (1788), Метрополитен-музей.
- Бюст мадам Виже Лебрен работы Огюстена Пажу (1785 г.), Лувр
Музыка
[ редактировать ]Влияние неоклассицизма в искусстве очень заметно в произведениях искусства и скульптурах, но когда дело касается музыки, его иногда упускают из виду. С появлением новых идеалов и переходом к независимости от короны французское общество начало видеть изменения в архитектуре и дизайне, а также в искусстве. Их сдвиг в музыке положил начало романтической эпохе в истории музыки. Восстания во Франции в то время создали атмосферу враждебности и беспокойства, вынудив многих оперных писателей обратиться к прошлому Франции, чтобы изобразить чувство единения французских простолюдинов. [20] Во многих смыслах эти оперы и музыкальные постановки сыграли политическую роль, позволив передать политические убеждения по темам, чтобы вызвать большее чувство единства у зрителей, полагая, что многие другие видят причины так же, как и они лично.
В эпоху Французской революции, особенно во время правления Наполеона, знаменитый композитор Этьен Меюль был известен тем, что написал множество патриотических произведений для народа и нации Франции. Самым известным из них является «Le Chant du départ» , позже ставший официальным гимном Французской империи в 1794 году. Часто сравниваемый с нынешним национальным гимном Франции «Марсельезой» , «Le Chant du send» символизирует единство французского народа, поскольку а также разнообразие французского общества. Точки зрения тех, кто поет, варьируются от депутата до своих солдат, матери, жен, мужей и отцов, изображая роли, которые они должны принять и пережить в эту эпоху революции. [21] Сама грамматическая композиция произведения обобщает героев, позволяет им видеть друг друга равными в предпосылке победы и успеха. Запрещенная Наполеоном и Людовиком XVIII за свои революционные связи, «Марсельеза» преследует ту же цель — объединить народ Франции, пробуждая у него чувство патриотизма, и получила прозвище «Военная песнь для Рейнской армии» (Chant de guerre pour l'Armée du Rhin). Военная песня для Рейнской армии) . [22] Написанная Клодом Жозефом Руже де Лилем , она отражает основные аспекты неоклассической музыки этой эпохи, «Марсельеза» рассказывает историю силы народа и армии в этом сценарии их силы против австрийских и прусских войск. [23] Объединив их посредством обновления как барочной, так и классической музыки, [24] речь идет не о славной истории Франции, а о стойкости ее народа, который боролся и продолжает бороться за создание нации, которую они мечтали построить. В конце концов, будучи возвращенной в качестве песни народа, она была восстановлена в своем положении государственного гимна, которым она остается и по сей день.
Внутренняя отделка
[ редактировать ]Goût Grec или «греческий вкус» в дизайне был введен во Франции в 1757 году Жаном-Франсуа де Нефоржем в его книге Recueil élémentaire d'architecture , в которой восхвалялся «величественный и сдержанный стиль архитекторов древней Греции». Он предложил гравюры классических сводов, гирлянды из лавровых листьев, пальметто и гильоши (плетеные переплетенные ленты) и другие мотивы, которые вскоре появились в парижских салонах. [25]
Начиная с 1770-х годов стиль Помпеи в Париже вошел в моду или стиль Помпеи, основанный на репродукциях рисунков, найденных в Помпеях, дополненных арабесками , грифонами , сфинксами , рогами изобилия и вазами на треногах, переплетенными с виноградными лозами и медальонами. нарисованы на высоких прямоугольных панелях, на стенах выкрашены в белый цвет и окаймлены позолоченной лепниной. Новый стиль также черпал вдохновение из декоративных гротесков Рафаэля, Ватикана написанных в Апостольском дворце в 1510 году. Будуар Марии-Антуанетты во дворце Фонтенбло , спроектированный Руссо де ла Рутьером в 1790 году, сразу после начала революции, является примечательным произведением искусства. пример. [26]
Во время Французской революции аристократия бежала из Парижа, и большинство дворцов и городских домов были лишены мебели и украшений. Новая версия неоклассицизма ненадолго появилась во время Французской Директории (1795–99), которая смешала элементы помпейского стиля со стилем Адама из Англии. Когда Наполеон Бонапарт захватил власть у Директории, неоклассический стиль начал принимать новую форму, названную ампиром (1799–1815).
- Будуар Марии-Антуанетты , дворец Фонтенбло (1790 г.)
- Квартира императрицы Жозефины Богарне в замке Мальмезон (1800 г.)
- Библиотека замка Мальмезон, созданная Персье и Фонтеном для императрицы Жозефины (1800 г.)
- Спальня Наполеона в Большом Трианоне . Версальского дворца
Стиль ампир обладал необычайной связностью и смелой простотой благодаря двум энергичным главным дизайнерам Наполеона, Шарлю Персье (1764–1838) и Пьеру-Франсуа-Леонару Фонтену (1762–1853). Мотивами обычно были символы империи, включая короны и лавровые венки, медали, лиры, рога изобилия и классические головы в профиль. Стены комнат иногда были задрапированы тканью, изображая палатки армии в походе. В интерьерах и мебели часто присутствовали классические резные деревянные колонны. Были популярны египетские мотивы и мифические звери древности, такие как сфинкс , грифон и химера . Также были распространены императорские гербы, в том числе орел, пчела и буква N с короной. [27]
Мебель
[ редактировать ]Первая мебель в греческом стиле во Франции, изготовленная в 1756 и 1757 годах по проектам Жана-Франсуа де Нефоржа (1714–1791) и Жана-Шарля Делафосса (1734–1791), была массивной, прямоугольной формы, богато украшенной, с позолоченными колоннами. , фризы и подвесные гирлянды. Однако вскоре после этого королевский краснодеревщик Жан-Франсуа Эбен создал гораздо более легкие и изящные произведения для Людовика XV и мадам де Помпадур . Это был гибрид изгибов рококо с прямыми углами неоклассицизма. Стулья имели изогнутые ножки в форме кабриолета и спинки в форме картуша в сочетании с неоклассическими гирляндами и фризами. Обен обставил Версаль и другие королевские дворцы новыми инновационными видами мебели; цилиндр или письменный стол с выдвижной крышкой; стол с механической поверхностью для письма, которую можно было поднять; и стойка регистрации. [28]
После смерти Обена его место заняли двое его учеников, Жан-Анри Ризенер (1734–1806) (женившийся на вдове Обена); и Жан-Франсуа Леле . Ризенер и Леле производили мебель с превосходной деревянной инкрустацией или маркетри, часто с цветочным орнаментом; и шкафы из красного дерева, украшенные скользящим бронзовым цветочным декором и ножками колонн. [28]
- Письменный стол для Людовика XV работы Жана-Анри Ризенера (1760–69), Версальский дворец.
- Механический письменный стол Жана-Франсуа Обена (1761–1763), Метрополитен-музей.
- Комод Жана-Анри Ризенера (1770–80), Чикагский институт искусств.
- Кресло Жоржа Жакоба (1781 г.), Версальский дворец
- Стойка регистрации Жана-Анри Ризенера (1783 г.), Метрополитен-музей.
- Кушетка Жана-Батиста-Клода Сене (1788), Метрополитен-музей.
В мебели Людовика XVI , особенно в 1780-х годах, стили мебели стали более легкими, более геометрическими и более просто украшенными, следуя вкусам Марии-Антуанетты . Ведущими французскими дизайнерами этого периода были Жан-Батист-Клод Сене (1748–1803) и Жорж Жакоб (1739–1814). В самом конце правления Людовика XVI Сене и Якоб создавали весьма оригинальные и творческие формы, в том числе стулья с резными деревянными спинками в форме лиры и «этрусский стул», тип, задуманный художником Юбером Робером для фантазии». сельская деревушка » Марии-Антуанетты в Версале. Орнамент на стуле, остававшийся популярным еще долгое время после окончания периода, был заимствован из древнегреческих ваз. [29]
- «Этрусский» стул для Малого Трианона работы Юбера Робера и Жоржа Жакоба (1787 г.), Версальский дворец.
- Секретарь Бернарда Молитора (ок. 1800 г.), Художественный музей Кливленда.
- Лебединое кресло для императрицы Жозефины работы Жоржа Жакоба (1804 г.), Замок Мальмезон
Мебельное ремесло было перевернуто Французской революцией; аристократические клиенты бежали, а мебель королевских дворцов продавалась на огромных аукционах; большая часть уехала за границу. Одним из положительных событий для производителей мебели стала отмена старых правил гильдий; после 1791 года производители мебельных каркасов могли сотрудничать с теми, кто делал инкрустацию маркетри. Этрусский вкус исчез, но неоклассический стиль процветал при Французской Директории (1793–99), Французском консульстве (1799–1804) и Империи Наполеона Бонапарта .
Последний ведущий дизайнер мебели Людовика XVI, Жорж Жакоб, вместе со своими двумя братьями основал новую фирму и между 1796 и 1803 годами стал самым выдающимся дизайнером позднего неоклассического периода. Он попытался найти более аутентичные классические формы. тип греческого стула, называемый клисмос Особую популярность приобрел ; Джейкоб произвел множество неоклассических диванов и табуретов, а также Lit de Repos , или кушетку, которая появилась в Жака-Луи Давида «Портрете мадам Рекамье» . Другой популярной формой был складной табурет, созданный по образцу тех, которые использовались в лагерях римской армии. Наполеона После вторжения в Египет в 1798 году на мебели появились египетские узоры в стилизованной геометрической форме. Украшения из позолоченной бронзы высочайшего мастерства изготавливались в парижских мастерских и экспортировались в королевские дома Европы. Постоянные европейские войны и блокады затрудняли импорт экзотических пород древесины, и иногда использовались местные породы, такие как лимонные деревья; красное дерево оставалось выбором для престижной мебели. Среди мастеров мебели позднего ампира были Бернар Молитор , изготовивший мебель для замка Сен-Клу , иархитекторы Шарль Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен , которые изготовили мебель, максимально аутентичную по греческим и римским образцам, для резиденций Наполеона и для клиентов новой наполеоновской аристократии. [30]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Райли 2004 , с. 126.
- ^ Морант 1970 , стр. 389.
- ^ Вигандт 2005 , с. 54.
- ^ Райли 2004 , с. 128.
- ^ Саммерсон 1963 , фото 47; Айерс 2004 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Саммерсон, 1963 , фото 47.
- ^ Дючер 1988 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Дюшер 1988 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б Прина и Демартини 2006 , с. 249.
- ^ Renault & Lazé 2006 , с. 77.
- ^ Дючер 1988 , стр. 162–3.
- ^ Томан 2007 , стр. 77–85.
- ^ Томан 2007 , стр. 84–86.
- ^ Jump up to: а б Томан 2007 , с. 87.
- ^ Томан 2007 , с. 101.
- ^ Томан 2007 , стр. 367–79.
- ^ Томан 2007 , стр. 378–396.
- ^ Томан 2007 , с. 254.
- ^ Томан 2007 , стр. 256–57.
- ^ Дотсон, Саванна Дж. (весна 2014 г.). «Французская опера и Французская революция, Этьен Николя Меюль» . Архивировано из оригинала 23 марта 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Домин, Жан-Франсуа (1 сентября 2002 г.). «Прощальная песня Мари-Жозефа Шенье и Этьена Меюля» . Исторические анналы Французской революции (на французском языке) (329): 89–100. дои : 10.4000/ahrf.701 . ISSN 0003-4436 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Справочники по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Что значит «Марсельеза»?» . Новости Би-би-си . 17.11.2015. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Что такое неоклассицизм в музыке? Обзор» . Здравствуйте, MusicTheory . 2021-10-29. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Райли, Ноэль, Грамматика декоративного искусства (2004), стр. 126
- ^ Дючер 1988 , стр. 158–59.
- ^ Renault & Lazé 2006 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Райли 2004 , с. 130.
- ^ Райли 2004 , с. 134.
- ^ Райли 2004 , стр. 136–137.
Библиография
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт; Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698967 .
- Морант, Генри (1970). История декоративного искусства . Книжный магазин Хакахетте.
- Дроге, Энн (2004). Переходный период и стили Людовика XVI . Les Editions de l’Amateur. ISBN 2-85917-406-0 .
- Дюшер, Робер (1988), Характеристики стилей , Париж: Фламмарион, ISBN 2-08-011539-1
- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221--07862-4 .
- Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечная. ISBN 2-263-04096-Х .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN 978-2-10-070689-1 .
- Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели , Париж: Жиссеро, ISBN 978-2-877-4746-58
- Райли, Ноэль (2004), Грамматика декоративного искусства от эпохи Возрождения до постмодернизма , Фламмарион, ISBN 978-2-080-1132-76
- Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262690126 .
- Тексье, Симон (2012), Париж - Панорама архитектуры от античности до наших дней , Париж: Париграмма, ISBN 978-2-84096-667-8
- Томан, Рольф (2007). Неоклассицизм и романтизм: архитектура, скульптура, живопись, графика (на французском языке). Ульманн. ISBN 978-3-8331-3557-6 .
- Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN 978-2-253-13140-3 .
- Вила, Мари Кристина (2006). Парижская музыка – восемь веков истории . Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-419-3 .
- Вигандт, Клод-Поль (2005). Французская мебель – Регентство – Людовик XV . ISBN 2-7072-0254-1 .