Мебель Людовика XVI.
Мебель Людовика XVI отличается элегантностью и неоклассицизмом , возвратом к древнегреческим и римским моделям. Большая часть его была спроектирована и изготовлена для королевы Марии-Антуанетты для новых апартаментов, которые она создала в Версальском дворце , дворце Фонтенбло , дворце Тюильри и других королевских резиденциях. Лучшие мастера того времени, в том числе Жан-Анри Ризенер , Жорж Жакоб , Мартен Карлен и Жан-Франсуа Леле , были привлечены к проектированию и изготовлению ее мебели. [ 1 ]
История
[ редактировать ]После смерти Людовика XV 10 мая 1774 года его внук Людовик XVI стал королем Франции в возрасте двадцати лет. Новый король мало интересовался искусством, но его жена Мария-Антуанетта и ее зятья, граф Прованский (будущий Людовик XVIII ) и граф д'Артуа (будущий Карл X ), интересовались искусством. глубоко интересовался искусством, покровительствовал художникам и заказал большое количество мебели в неоклассическом стиле, вдохновленном греко-римским искусством. За ними последовали богатые дворяне, обустроившие свои замки и парижские особняки в новом стиле. [ 2 ]
Переход от стиля барокко и рокайля к неоклассическому стилю начался примерно в 1760 году, ближе к концу правления Людовика XV. Этому способствовали сообщения об открытиях на археологических памятниках Геркуланума и Помпеи . Мадам де Помпадур , фаворитка Людовика XV, отправила группу ученых в Италию, чтобы сообщить о результатах. В группу входили дизайнер Жан-Шарль Делафосс и фламандский архитектор, скульптор и гравер Жан-Франсуа де Нефорж. Их гравюры греческого и римского искусства вдохновили многих дизайнеров мебели, особенно эбенистов , которые создали прекрасный инкрустированный орнамент маркетри , украшавший сундуки и столы. [ 3 ]
Мария-Антуанетта была пропагандисткой нового стиля еще до того, как стала королевой. В 1770 году, после замужества с дофином Людовиком, она заняла апартаменты бывшей королевы Марии Лечинской , умершей в 1768 году. В 1779 году она поручила архитектору Ришару Мике полностью переделать кабинет королевы. Стены он покрыл белым атласом, расшитым цветами, арабесками и медальонами. В 1783 году она решила еще раз обновить декор, на этот раз с помощью деревянных панелей, вылепленных и выкрашенных в белый цвет, украшенных позолоченными неоклассическими рамами и узорами, включая сфинксов и треножников, придающими легкость букетам цветов. Камин, выполненный из темно-красного камня, был украшен позолоченными бронзовыми кариатидами . Мебель для комнаты была изготовлена Жаном-Анри Ризенером и включала комод, угловой стол и секретер, инкрустированные кедром, амарантом и медальонами из позолоченной бронзы. Сюда также входил диван с позолоченной рамой, помещенный в нишу, окруженную зеркалами, лицом к окну. Этот номер, сочетающий в себе комфорт, уют и роскошь, является одним из самых классических образцов стиля Людовика XVI. Ему был восстановлен первоначальный вид, а часть оригинальной мебели сейчас находится в Коллекция Уоллеса в Лондоне. [ 4 ]
Еще одним заметным влиянием на стиль стала работа британского дизайнера Роберта Адама , особенно в дизайне стульев и использовании красного дерева, которое было быстро адаптировано во Франции. [ 3 ]
-
Книжный шкаф Роберта Адама (1776 г.); его работы помогли вдохновить французский неоклассический стиль.
-
Позолоченный кабинет Марии -Антуанетты , Версальский дворец (1783 г.)
-
Зал Людовика XVI в Лувре
-
Салон Малого Трианона , Версаль.
Большинство высших эбенистов были немцами или немцами по происхождению, что давало им общий язык с Марией-Антуанеттой. Наиболее видными фигурами при Людовике XVI был Жан Анри Ризенер , получивший в 1774 году титул ébéniste ordinaire королевского двора. Его главным соперником был Жан-Франсуа Леле , один из немногих, кто не был немцем. Другие ébénistes , в том числе Мартин Карлин и Адам Вайсвайлер , работали в основном на торговцев мебелью, которые снабжали богатый парижский высший класс. Они разработали новый жанр, украшая мебель пластинками из севрского фарфора или панелями из лакированного дерева. Эбенист держал свою мастерскую в Германии, хотя многие из Давид Рентген его клиентов находились в Париже. Он прославился своими сложными столами, которые часто имели механические складные функции. [ 5 ]
Французская революция привела к разбросу королевской мебели; большинство владельцев отправились на гильотину или бежали в ссылку. Их мебель была конфискована и продана сменявшими друг друга правительствами огромными партиями, а доходы пошли на финансирование длительных войн того периода. Мебель Версальского дворца была продана с аукциона с воскресенья, 25 августа 1793 года, по 11 августа 1794 года и была широко разбросана. Многие из покупателей были британцами, а некоторые из лучших предметов достались британской королевской семье и коллекции Уоллеса . В 19 веке многие предметы мебели снова мигрировали и были проданы британскими аристократами богатым американцам. Обширные коллекции сегодня находятся в Музее декоративного искусства и Лувре в Париже; Коллекция Уоллеса и Музей Виктории и Альберта в Лондоне; Метрополитен -музей в Нью-Йорке; и Музей Гетти в Лос-Анджелесе.
Ремесленники, торговцы, дизайнеры
[ редактировать ]Прекрасная мебель того периода изготавливалась мастерами, входившими в гильдии или корпорации, которые строго регламентировали работу своих членов, а также доступ к профессии. Реформаторский премьер-министр Людовика XVI Тюрго предпринял попытку подавить власть корпораций в 1776 году, но, встретив ожесточенное сопротивление ремесленников, отказался от своих реформ, а затем, через несколько месяцев, был вынужден подать в отставку. . [ 6 ]
Работа по изготовлению мебели строго делилась на несколько ремесел:
- Менюзье разрешалось работать только с деревянным каркасом.
- Эбенист применил маркетри; очень тонкие пластинки из дерева разных цветов для создания рисунков.
- Литейщики-граверы изготовили бронзовые украшения на мебели.
- Фондёр-Доёр позолотил украшения.
- Peintres-doreurs расписывал и позолотил деревянную мебель, кровати и деревянные панели.
- Таписье изготовили обивку стульев и кроватей.
Помимо мастеров, были маршаны-мерсье , торговцы, которые встречались с клиентами, принимали заказы и заказывали работу, и орнаментисты , постепенно становившиеся известными как декораторы , которые проектировали мебель.
На готовой работе требовался эстампилль , или печать мастера. Менюзье . ставили свои имена или инициалы на подножках стульев, а эбенисты ставили свои имена под перекладинами бюро или под мраморными верхушками консолей Многие из знаков сегодня трудно прочитать, и поддельные знаки не были известны, поскольку они могли значительно повысить стоимость мебели. [ 6 ]
Материалы
[ редактировать ]Корпус мебели, выполненный менюзье , обычно изготавливался из древесины, найденной во Франции. вишневое дерево и орех Часто использовалось , особенно в региональной мебели. Бук обычно использовался для изготовления стульев, поскольку он был прочным, легко обрабатывался, его можно было легко позолотить и покрасить. Дуб использовался редко, потому что его было трудно резать. Обычно он предназначался для рам и креплений. [ 7 ]
Декоративная древесина для маркетри называлась Индским лесом и обычно происходила из Южной Америки или Вест-Индии. Их часто называли по цвету, а не по ботаническому названию; Буа-де-Роз , Буа-де-Виолетт и Буа-д'Амарант . Поздний период Людовика XVI и страсть к английскому языку вызвали увлечение красным деревом . [ 7 ]
Стулья и диваны
[ редактировать ]Стулья периода Людовика XV отличались элегантностью, легкостью и простотой формы. Самыми известными мастерами по изготовлению стульев были Жорж Жакоб , поставщик мебели Royal Garde-Meuble , или мебельного склада, с 1774 года, и Жан-Батист-Клод Сене, получивший титул официального фурнизера в 1785 году.
Основные типы стульев мало изменились по сравнению со стилем Людовика XV, но появилось более широкое разнообразие форм, особенно в спинке или спинке кресел. В их число входили en raquette , en chapeau , en lyre , en grebe , en anse de pannier и, самый популярный, en médaillon . Еще одним популярным вариантом досье была à chapeau du jandarme , или полицейская фуражка . Самым классическим элементом стульев были ножки; они обычно были вырезаны как римские или греческие колонны, сужающиеся к концу, в стиле, называемом effilés . Украшение обивки, следуя вкусу Марии-Антуанетты и под стать убранству стен, обычно было цветочным. [ 8 ]
Шезлонг . , изобретенный при Людовике XV, оставался популярным. Он имел подлокотник сверху и был спроектирован так, чтобы сидящий человек мог сидеть верхом, положив руки на спинку стула, для игры в карты Набор из четырех таких стульев был изготовлен Жаном-Батистом-Клодом Сене для мадам Елизаветы, сестры Марии-Антуанетты, и доставлен в 1789 году, в год начала Французской революции. [ 9 ]
Еще одним оригинальным типом, появившимся при Людовике XVI, был Fauteul de Bureau , или офисный стул. Набор был изготовлен Анри Жакобом, братом Жоржа Жакоба, примерно в 1785 году из резного ореха, тростника и леса. Сиденье устанавливалось на круглой платформе и могло поворачиваться, первое зафиксированное вращающееся кресло. В 1790 году Анри Жакоб создал серию рисунков причудливой « этрусской » мебели, вдохновленных британским движением и предвосхищающих волну неоклассицизма французской Директории . [ 10 ]
-
Кресла и канапе с гобеленовой обивкой Обюссона , Отель де Бурвалле (ныне Министерство юстиции)
-
Кресло Жоржа Жакоба со спинкой Жандармской шапки , Версальский дворец
-
Кресло Жоржа Жакоба
-
Кресло в медальоне работы Луи Делануа (1787 г.)
-
Кресло в стиле Рейн работы Жоржа Жакоба для апартаментов Марии-Антуанетты в Версале (1781 г.)
-
Кресло Жана-Батиста-Клода Сене с обивкой из гобелена Бове (1780–85).
-
Складной табурет работы Жана-Батиста-Клода Сене (1786 г.), Метрополитен-музей.
-
Шезлонг для игры в карты Жана-Батиста-Клода Сене (1787), Музей изящных искусств, Бостон
-
«Этрусский» стул Жоржа Жакоба (1787 г.) в Малом Трианоне , Версаль.
-
«Этрусский» дизайн стульев Анри Жакоба, брата Жоржа Жакоба (1790 г.)
Таблицы
[ редактировать ]Консольный стол, впервые появившийся при Людовике XV, предназначался для установки напротив стены или прикрепления к ней, и часто изготавливался теми же менюазьерами , которые создавали деревянные стеновые панели. Он был украшен только спереди и по бокам. Вершина была сделана из мрамора или другого камня и имела форму прямоугольной или полумесяца. Обычно у него было четыре ножки, соединенные между собой X-образной или H-образной скобой для устойчивости. В центральной части кронштейна под консолью часто имелся постамент, на котором можно было выставлять кусочки прекрасного фарфора. У некоторых консолей меньшего размера была только одна ножка, украшенная резными гирляндами цветов. [ 11 ]
В отличие от богато украшенных консолей мебели Людовика XV с извилистыми скульптурами в стиле рокайль, консоли Людовика XVI, особенно в последние годы, отличались элегантной простотой. В их число входили небольшие разновидности, такие как Console-Deserte , в форме полумесяца, с белым мрамором и простой деревянной платформой внизу, поддерживающей ножки, сделанной из дуба и красного дерева, с тонкими, сужающимися прямыми ножками, с маленькими ящиками, сдержанными орнамент из позолоченной бронзы и изящное кольцо из позолоченной бронзы наверху. Другие небольшие консоли отличались сдержанной маркетри из черного дерева , палисандра, тонированного бука и ясеня. [ 12 ]
Также появилось множество небольших, более портативных столов, изготовленных менюзье из резного дерева или эбенистами с инкрустацией из экзотических пород дерева и материалов. Сюда входили столы для игральных карт, столы для письма и туалетные столики , или туалетные столики, обычно простой формы, покрытые тканью с вышитыми узорами или кружевами. [ 11 ]
Во время позднего правления Людовика XVI, между 1780 и 1790 годами, британский обычай постоянно располагать круглый обеденный стол в центре столовой постепенно прижился во Франции. Эти столы часто имели колесики на ножках, чтобы их было легче перемещать, и две дополнительные ножки в центре, поэтому можно было добавить дополнительные секции для увеличения стола. [ 12 ]
Другим типом стола, адаптированным на основе британской модели, был геридон , небольшой круглый стол на одной колонне, с основанием из трех ножек, часто с маленькими колесами или рулетками . немецкого происхождения Эбенист Давид Рентген примерно в 1780 году изготовил небольшой овальный столик с раскладывающимися ящиками. Он был изготовлен из дуба, палисандра, платана, самшита и черного дерева, украшен гульденной бронзой и чрезвычайно тонкой маркетри с нежными цветочными узорами из различных цветные леса. Были также столы для популярной салонной игры « Триктрак» , а также небольшие письменные столы, поверхности которых иногда украшались маркетри с изображениями конвертов, ручек и книг. [ 13 ]
Еще одним новым типом небольшого столика был Bonheur-du-jour , который обычно использовался в качестве туалетного столика. Он имел длинные ножки, полукруглую паркетную площадку, выдвижной ящик и несколько небольших отделений и ящиков сверху. Ножки поддерживала овальная полка. и овальный поднос, поддерживающий ножки. [ 14 ]
-
Консольный стол
-
Овальный стол Давида Рентгена (1774–1780) Метрополитен-музей.
-
Игровой стол Давида Рентгена (1780–83) Метрополитен-музей.
-
Круглый стол со столешницей из севрского фарфора (1774–91), Метрополитен-музей.
-
Стол Геридона (около 1785 г.) Метрополитен-музей
-
«Бонер-дю-Жур», приписываемый Жану-Анри Ризенеру , Версальский дворец
Комоды и шкафы
[ редактировать ]Комод был грандиозной демонстрацией навыков маркетри Эбенистов . Появилась новая форма комода, названная a la greque , кубической формы, с очень короткими позолоченными бронзовыми ножками и лицевой панелью, покрытой инкрустацией из геометрических узоров из палисандра, амаранта, самшита и черного дерева, иногда в виде узоров из палисандра, амаранта, самшита и черного дерева. кубики, или шахматная доска, или возня с дубинками , или сломанный узор из палочек. Неоклассические темы особенно проявились в отделке из позолоченной бронзы; обычно на нем присутствовали позолоченные бронзовые маски Аполлона или Меркурия, позолоченные бронзовые ручки ящиков в виде гирлянд из листьев или драпировок, а также фриз с геометрическим узором вокруг верха. Другой популярной формой в конце этого периода был сундук, украшенный бляшками из севрского фарфора , обычно с цветочными узорами. Это была специальность дизайнера Мартина Карлина . Более экзотический материал появился в шкафу для медалей, изготовленном для Людовика XVI в 1788 году. Ящики были украшены позолотой, а на поверхность нанесены настоящие перья и крылья насекомых. [ 15 ]
В украшении маркетри комодов обычно использовались трофеи или рисунки, изображающие любовь или музыку, цветы, а иногда, в связи с страстью к экзотическим темам, китайские или японские предметы. К ним стали прикреплять панели, которые были покрыты лаком, напоминающим японский лак. [ 16 ]
Meuble d'appui представлял собой тип комода с дверцами спереди, который, как и комоды, имел мраморную верхнюю часть и богато украшенную лицевую сторону и предназначался для демонстрации декоративных предметов, фарфора, подсвечников или часов. Некоторые варианты имели центральный шкаф с дверью и полки по обе стороны для демонстрации ваз или других предметов. Комоды в конце правления часто украшали фризы из стилизованных пальмовых листьев и других растительных орнаментов.
Позже во времена правления новым вариантом стал комод vantaux , в котором ящики или полки внутри шкафа были скрыты двумя дверцами. Эбенист пошел еще дальше и спроектировал комод без ножек, который Жан-Франсуа Леле просто ставился на деревянное основание, вариант, получивший распространение в 19 веке. Более поздние комоды часто имели форму полумесяца и имели меньше украшений и украшений; их красота объяснялась качеством красного дерева, использованного для облицовки. [ 16 ]
Некоторые другие специализированные шкафы появились при Людовике XVI благодаря усовершенствованной технологии изготовления стекол большего размера. К ним относятся библиотеки или книжные шкафы со стеклянными дверцами, а также витрины или шкафы со стеклянными дверцами, где можно было выставлять драгоценные предметы. В первые годы правления на дверях были очень богато украшенные узоры маркетри, но в более поздние годы они стали намного проще: из красного дерева и дуба, отделанных позолоченной бронзой. [ 17 ]
В самом конце правления Людовика XVI, даже после начала революции в 1789 году, японское влияние было популярно. Адам Вейсвайлер изготавливал комоды с китайским и японским декором из дуба и черного дерева, покрытых японским лаком и лаком, богато украшенных позолоченной бронзой. Эти предметы часто использовались для демонстрации импортных ваз и другого фарфора, помещенного сверху. [ 18 ]
-
Ранний комод Жана-Анри Ризенера для графини Прованса (1776 г.), поместье Уоддестон, Бакингемшир
-
Комод Давида Рентгена с китайской сценой в маркетри
-
Комод Жана-Анри Ризенера (1785 г.)
-
Комод Адама Вайсвайлера (1790 г.), Метрополитен-музей
Столы
[ редактировать ]Основные формы письменного стола, откидной письменный стол и цилиндрический письменный стол появились в мебели Людовика XV , но при Людовике XVI их внешний вид стал более классическим, геометрическим и сдержанным, а качественные инкрустации маркетри стали намного тоньше. Письменные столы различались по размеру, но имели кожаную столешницу, сужающиеся ножки и обычно три ящика. Углы часто украшались позолоченными латунными розетками или другими орнаментами. В качестве древесины обычно использовались дуб, палисандр и амарант, иногда с дополнительными вставками из красного дерева, самшита и черного дерева. Некоторые письменные столы имели дополнительные полки, которые можно было выдвигать для письменных поверхностей, а некоторые модели и поверхность, которая поднималась под углом. Бюро -цилиндр , или письменный стол с выдвижной крышкой, было изобретено Обеном для Людовика XV в 1760 году. Обновленные версии Жана-Анри Ризенера были изготовлены из дуба, покрытого красным деревом, и имели простые, но элегантные ручки ящиков из позолоченной бронзы, замочные скважины и замочные скважины. и кружевная декоративная ограда вокруг верха.
Секретарский шкаф представлял собой вертикальный предмет мебели, напоминающий шкаф. Письменная поверхность была опущена, а внутренние полки и ящики открылись. также В шкафу «Секретарь» была откидывающаяся поверхность для письма, полки по обеим сторонам и ящики внизу. На верхней полке можно разместить часы и другие предметы декора. [ 19 ]
Среди дизайнеров, наиболее прославившихся своими письменными столами, помимо Жана-Анри Ризенера, были Жан-Франсуа Леле ; Клод-Шарль Сонье и особенно Давид Рентген , который изготавливал письменные столы не только для Людовика XVI, но и для Екатерины Великой , короля Пруссии и императора Австрии. Его столы славились не своей элегантностью, а механическими механизмами и потайными отделениями. [ 20 ]
-
Письменный стол с выдвижной крышкой Жана-Анри Обена (1775 г.)
-
Стол с выдвижной крышкой работы Дэвида Рентгена (1785), Художественный музей Карнеги , Питтсбург, США.
-
Письменный стол, сделанный Жаном-Анри Ризенером для Марии-Антуанетты (1780–85), поместье Уоддесдон.
-
Стойка регистрации Жана-Франсуа Лелё Музей Ниссима де Камондо, Париж
-
Стойка регистрации Жана-Анри Ризенера Уоддесдон Мэнор, Англия
-
Стойка регистрации Адама Вайсвайлера (около 1790 г.), Метрополитен-музей.
Кровати
[ редактировать ]Во времена правления Людовика XVIII дворяне часто принимали гостей, лежа в постели. Официальное пробуждение короля было официальной церемонией, на которой мог присутствовать любой человек во дворце. а дворяне часто принимали посетителей, пока те лежали в постели. В спальнях короля и королевы кровать находилась за балюстрадой, а за балюстрадой ставился ряд табуретов для гостей.
Кровати знати и богатых обычно были квадратными или прямоугольными, с четырьмя высокими столбами, поддерживающими балдахин, называемый сиэль , или небо. Сиэль можно было прикрепить к спинке кровати или к стене. Занавески обычно висели на потолке и их можно было задернуть, чтобы закрыть кровать. В 18 веке появились разные варианты балдахина. В кровати а-ля герцогиня балдахин закрывал всю кровать, а в кровати a l'ange , или «как ангел», балдахин закрывал только изголовье кровати. Изголовье кровати с богато украшенным изголовьем обычно располагалось у стены. [ 21 ]
В 18 веке появилось несколько других вариантов, в том числе освещенный стул à prêcher с навесом, прикрепленным к стене наклонными шестами, который напоминал кафедру, прикрепленную к стене церкви. Более повседневный вариант, освещенная де-жур или кушетка, находился где-то посередине между кроватью и диваном, с мягким изголовьем или изголовьем на одном конце, прикрепленным к длинной подушке с шестью ножками. [ 21 ]
Lit à la polonaise ( польская кровать ) с потолком, подвешенным прямо над кроватью, впервые появилась при Людовике XV, но была упрощена и приобрела классический вид при Людовике XVI. Мария-Антуанетта заказала версию для ванны своих апартаментов в Версале.
-
Кровать дофина, Версальский дворец
-
Кровать Марии-Антуанетты в Малом Трианоне , Версаль, автор Жорж Жакоб
-
Кровать Марии-Антуанетты во дворце Фонтенбло работы Жана-Батиста-Клода Сене (1787 г.)
-
Кушетка или Lit de Repos работы Жана-Батиста-Клода Сене (1788), Метрополитен-музей
Известные дизайнеры и мастера
[ редактировать ]- Гийом Бенеман
- Мартин Карлин
- Чарльз Делафосс
- Пьер Гутьер
- Жорж Жакоб
- Жан-Франсуа Лелё
- Жан-Анри Ризенер
- Дэвид Рентген
- Жан-Батист-Клод Сене
- Пьер-Филипп Томир
- Адам Вайсвайлер
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Ловреглио 2006 , стр. 260–265.
- ^ Вигандт 1995 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Закон Релио 2006 , стр. 260.
- ^ Вигандт 1995 , с. 14.
- ^ Вигандт 1995 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Вигандт 1995 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Вигандт 1995 , с. 20.
- ^ Ловреглио 2006 , стр. 262–263.
- ^ Вигандт 1995 , с. 67.
- ^ Вигандт 1995 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Вигандт 1995 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Вигандт 1995 , с. 88.
- ^ Вигандт 1995 , стр. 90–91.
- ^ Вигандт 1995 , с. 45.
- ^ Ловреглио 2006 , стр. 264.
- ^ Перейти обратно: а б Вигандт 1995 , с. 78.
- ^ Вигандт 1995 , стр. 86–87.
- ^ Вигандт 1995 , с. 81.
- ^ Вигандт 1995 , с. 84.
- ^ Ловреглио 2006 , стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б Law reglio 2006 , стр. 242–43.
Библиография
[ редактировать ]- Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хакахетте.
- Дюшер, Робер (1988), Характеристика стилей (на французском языке), Париж: Фламмарион, ISBN 2-08-011539-1
- Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели (на французском языке), Париж: Жиссеро, ISBN 978-2-877-4746-58
- Вигандт, Клод-Поль (1995), Le Mobilier Français - Переходный период Людовика XVI (на французском языке), Париж: Массен, ISBN 2-7072-0281-9
- Ловреглио, Аурелия и Анна (2006), Словарь мебели и предметов искусства от средневековья до 21 века (на французском языке), Париж: Le Robert, ISBN 2-84902-079-6