Jump to content

Мебель Людовика XVI.

Стойка регистрации Мартина Карлина ; дуб, шпонированный тюльпаном, амарантом, падубом и платаном; шесть тарелок из севрского фарфора мягкой пасты и две пластинки из расписной жести; позолоченные бронзовые оправы; мраморные полки; муаровый шелк (1776 г.) Метрополитен-музей.

Мебель Людовика XVI отличается элегантностью и неоклассицизмом , возвратом к древнегреческим и римским моделям. Большая часть его была спроектирована и изготовлена ​​для королевы Марии-Антуанетты для новых апартаментов, которые она создала в Версальском дворце , дворце Фонтенбло , дворце Тюильри и других королевских резиденциях. Лучшие мастера того времени, в том числе Жан-Анри Ризенер , Жорж Жакоб , Мартен Карлен и Жан-Франсуа Леле , были привлечены к проектированию и изготовлению ее мебели. [ 1 ]

После смерти Людовика XV 10 мая 1774 года его внук Людовик XVI стал королем Франции в возрасте двадцати лет. Новый король мало интересовался искусством, но его жена Мария-Антуанетта и ее зятья, граф Прованский (будущий Людовик XVIII ) и граф д'Артуа (будущий Карл X ), интересовались искусством. глубоко интересовался искусством, покровительствовал художникам и заказал большое количество мебели в неоклассическом стиле, вдохновленном греко-римским искусством. За ними последовали богатые дворяне, обустроившие свои замки и парижские особняки в новом стиле. [ 2 ]

Переход от стиля барокко и рокайля к неоклассическому стилю начался примерно в 1760 году, ближе к концу правления Людовика XV. Этому способствовали сообщения об открытиях на археологических памятниках Геркуланума и Помпеи . Мадам де Помпадур , фаворитка Людовика XV, отправила группу ученых в Италию, чтобы сообщить о результатах. В группу входили дизайнер Жан-Шарль Делафосс и фламандский архитектор, скульптор и гравер Жан-Франсуа де Нефорж. Их гравюры греческого и римского искусства вдохновили многих дизайнеров мебели, особенно эбенистов , которые создали прекрасный инкрустированный орнамент маркетри , украшавший сундуки и столы. [ 3 ]

Мария-Антуанетта была пропагандисткой нового стиля еще до того, как стала королевой. В 1770 году, после замужества с дофином Людовиком, она заняла апартаменты бывшей королевы Марии Лечинской , умершей в 1768 году. В 1779 году она поручила архитектору Ришару Мике полностью переделать кабинет королевы. Стены он покрыл белым атласом, расшитым цветами, арабесками и медальонами. В 1783 году она решила еще раз обновить декор, на этот раз с помощью деревянных панелей, вылепленных и выкрашенных в белый цвет, украшенных позолоченными неоклассическими рамами и узорами, включая сфинксов и треножников, придающими легкость букетам цветов. Камин, выполненный из темно-красного камня, был украшен позолоченными бронзовыми кариатидами . Мебель для комнаты была изготовлена ​​Жаном-Анри Ризенером и включала комод, угловой стол и секретер, инкрустированные кедром, амарантом и медальонами из позолоченной бронзы. Сюда также входил диван с позолоченной рамой, помещенный в нишу, окруженную зеркалами, лицом к окну. Этот номер, сочетающий в себе комфорт, уют и роскошь, является одним из самых классических образцов стиля Людовика XVI. Ему был восстановлен первоначальный вид, а часть оригинальной мебели сейчас находится в Коллекция Уоллеса в Лондоне. [ 4 ]

Еще одним заметным влиянием на стиль стала работа британского дизайнера Роберта Адама , особенно в дизайне стульев и использовании красного дерева, которое было быстро адаптировано во Франции. [ 3 ]

Большинство высших эбенистов были немцами или немцами по происхождению, что давало им общий язык с Марией-Антуанеттой. Наиболее видными фигурами при Людовике XVI был Жан Анри Ризенер , получивший в 1774 году титул ébéniste ordinaire королевского двора. Его главным соперником был Жан-Франсуа Леле , один из немногих, кто не был немцем. Другие ébénistes , в том числе Мартин Карлин и Адам Вайсвайлер , работали в основном на торговцев мебелью, которые снабжали богатый парижский высший класс. Они разработали новый жанр, украшая мебель пластинками из севрского фарфора или панелями из лакированного дерева. Эбенист держал свою мастерскую в Германии, хотя многие из Давид Рентген его клиентов находились в Париже. Он прославился своими сложными столами, которые часто имели механические складные функции. [ 5 ]

Французская революция привела к разбросу королевской мебели; большинство владельцев отправились на гильотину или бежали в ссылку. Их мебель была конфискована и продана сменявшими друг друга правительствами огромными партиями, а доходы пошли на финансирование длительных войн того периода. Мебель Версальского дворца была продана с аукциона с воскресенья, 25 августа 1793 года, по 11 августа 1794 года и была широко разбросана. Многие из покупателей были британцами, а некоторые из лучших предметов достались британской королевской семье и коллекции Уоллеса . В 19 веке многие предметы мебели снова мигрировали и были проданы британскими аристократами богатым американцам. Обширные коллекции сегодня находятся в Музее декоративного искусства и Лувре в Париже; Коллекция Уоллеса и Музей Виктории и Альберта в Лондоне; Метрополитен -музей в Нью-Йорке; и Музей Гетти в Лос-Анджелесе.

Ремесленники, торговцы, дизайнеры

[ редактировать ]
Мастерская и инструменты менюзье , Андре Жакоб Рубо , 1769 год.

Прекрасная мебель того периода изготавливалась мастерами, входившими в гильдии или корпорации, которые строго регламентировали работу своих членов, а также доступ к профессии. Реформаторский премьер-министр Людовика XVI Тюрго предпринял попытку подавить власть корпораций в 1776 году, но, встретив ожесточенное сопротивление ремесленников, отказался от своих реформ, а затем, через несколько месяцев, был вынужден подать в отставку. . [ 6 ]

Работа по изготовлению мебели строго делилась на несколько ремесел:

  • Менюзье разрешалось работать только с деревянным каркасом.
  • Эбенист применил маркетри; очень тонкие пластинки из дерева разных цветов для создания рисунков.
  • Литейщики-граверы изготовили бронзовые украшения на мебели.
  • Фондёр-Доёр позолотил украшения.
  • Peintres-doreurs расписывал и позолотил деревянную мебель, кровати и деревянные панели.
  • Таписье изготовили обивку стульев и кроватей.

Помимо мастеров, были маршаны-мерсье , торговцы, которые встречались с клиентами, принимали заказы и заказывали работу, и орнаментисты , постепенно становившиеся известными как декораторы , которые проектировали мебель.

На готовой работе требовался эстампилль , или печать мастера. Менюзье . ставили свои имена или инициалы на подножках стульев, а эбенисты ставили свои имена под перекладинами бюро или под мраморными верхушками консолей Многие из знаков сегодня трудно прочитать, и поддельные знаки не были известны, поскольку они могли значительно повысить стоимость мебели. [ 6 ]

Материалы

[ редактировать ]

Корпус мебели, выполненный менюзье , обычно изготавливался из древесины, найденной во Франции. вишневое дерево и орех Часто использовалось , особенно в региональной мебели. Бук обычно использовался для изготовления стульев, поскольку он был прочным, легко обрабатывался, его можно было легко позолотить и покрасить. Дуб использовался редко, потому что его было трудно резать. Обычно он предназначался для рам и креплений. [ 7 ]

Декоративная древесина для маркетри называлась Индским лесом и обычно происходила из Южной Америки или Вест-Индии. Их часто называли по цвету, а не по ботаническому названию; Буа-де-Роз , Буа-де-Виолетт и Буа-д'Амарант . Поздний период Людовика XVI и страсть к английскому языку вызвали увлечение красным деревом . [ 7 ]

Стулья и диваны

[ редактировать ]

Стулья периода Людовика XV отличались элегантностью, легкостью и простотой формы. Самыми известными мастерами по изготовлению стульев были Жорж Жакоб , поставщик мебели Royal Garde-Meuble , или мебельного склада, с 1774 года, и Жан-Батист-Клод Сене, получивший титул официального фурнизера в 1785 году.

Основные типы стульев мало изменились по сравнению со стилем Людовика XV, но появилось более широкое разнообразие форм, особенно в спинке или спинке кресел. В их число входили en raquette , en chapeau , en lyre , en grebe , en anse de pannier и, самый популярный, en médaillon . Еще одним популярным вариантом досье была à chapeau du jandarme , или полицейская фуражка . Самым классическим элементом стульев были ножки; они обычно были вырезаны как римские или греческие колонны, сужающиеся к концу, в стиле, называемом effilés . Украшение обивки, следуя вкусу Марии-Антуанетты и под стать убранству стен, обычно было цветочным. [ 8 ]

Шезлонг . , изобретенный при Людовике XV, оставался популярным. Он имел подлокотник сверху и был спроектирован так, чтобы сидящий человек мог сидеть верхом, положив руки на спинку стула, для игры в карты Набор из четырех таких стульев был изготовлен Жаном-Батистом-Клодом Сене для мадам Елизаветы, сестры Марии-Антуанетты, и доставлен в 1789 году, в год начала Французской революции. [ 9 ]

Еще одним оригинальным типом, появившимся при Людовике XVI, был Fauteul de Bureau , или офисный стул. Набор был изготовлен Анри Жакобом, братом Жоржа Жакоба, примерно в 1785 году из резного ореха, тростника и леса. Сиденье устанавливалось на круглой платформе и могло поворачиваться, первое зафиксированное вращающееся кресло. В 1790 году Анри Жакоб создал серию рисунков причудливой « этрусской » мебели, вдохновленных британским движением и предвосхищающих волну неоклассицизма французской Директории . [ 10 ]

Консольный стол, впервые появившийся при Людовике XV, предназначался для установки напротив стены или прикрепления к ней, и часто изготавливался теми же менюазьерами , которые создавали деревянные стеновые панели. Он был украшен только спереди и по бокам. Вершина была сделана из мрамора или другого камня и имела форму прямоугольной или полумесяца. Обычно у него было четыре ножки, соединенные между собой X-образной или H-образной скобой для устойчивости. В центральной части кронштейна под консолью часто имелся постамент, на котором можно было выставлять кусочки прекрасного фарфора. У некоторых консолей меньшего размера была только одна ножка, украшенная резными гирляндами цветов. [ 11 ]

В отличие от богато украшенных консолей мебели Людовика XV с извилистыми скульптурами в стиле рокайль, консоли Людовика XVI, особенно в последние годы, отличались элегантной простотой. В их число входили небольшие разновидности, такие как Console-Deserte , в форме полумесяца, с белым мрамором и простой деревянной платформой внизу, поддерживающей ножки, сделанной из дуба и красного дерева, с тонкими, сужающимися прямыми ножками, с маленькими ящиками, сдержанными орнамент из позолоченной бронзы и изящное кольцо из позолоченной бронзы наверху. Другие небольшие консоли отличались сдержанной маркетри из черного дерева , палисандра, тонированного бука и ясеня. [ 12 ]

Также появилось множество небольших, более портативных столов, изготовленных менюзье из резного дерева или эбенистами с инкрустацией из экзотических пород дерева и материалов. Сюда входили столы для игральных карт, столы для письма и туалетные столики , или туалетные столики, обычно простой формы, покрытые тканью с вышитыми узорами или кружевами. [ 11 ]

Во время позднего правления Людовика XVI, между 1780 и 1790 годами, британский обычай постоянно располагать круглый обеденный стол в центре столовой постепенно прижился во Франции. Эти столы часто имели колесики на ножках, чтобы их было легче перемещать, и две дополнительные ножки в центре, поэтому можно было добавить дополнительные секции для увеличения стола. [ 12 ]

Другим типом стола, адаптированным на основе британской модели, был геридон , небольшой круглый стол на одной колонне, с основанием из трех ножек, часто с маленькими колесами или рулетками . немецкого происхождения Эбенист Давид Рентген примерно в 1780 году изготовил небольшой овальный столик с раскладывающимися ящиками. Он был изготовлен из дуба, палисандра, платана, самшита и черного дерева, украшен гульденной бронзой и чрезвычайно тонкой маркетри с нежными цветочными узорами из различных цветные леса. Были также столы для популярной салонной игры « Триктрак» , а также небольшие письменные столы, поверхности которых иногда украшались маркетри с изображениями конвертов, ручек и книг. [ 13 ]

Еще одним новым типом небольшого столика был Bonheur-du-jour , который обычно использовался в качестве туалетного столика. Он имел длинные ножки, полукруглую паркетную площадку, выдвижной ящик и несколько небольших отделений и ящиков сверху. Ножки поддерживала овальная полка. и овальный поднос, поддерживающий ножки. [ 14 ]

Комоды и шкафы

[ редактировать ]

Комод был грандиозной демонстрацией навыков маркетри Эбенистов . Появилась новая форма комода, названная a la greque , кубической формы, с очень короткими позолоченными бронзовыми ножками и лицевой панелью, покрытой инкрустацией из геометрических узоров из палисандра, амаранта, самшита и черного дерева, иногда в виде узоров из палисандра, амаранта, самшита и черного дерева. кубики, или шахматная доска, или возня с дубинками , или сломанный узор из палочек. Неоклассические темы особенно проявились в отделке из позолоченной бронзы; обычно на нем присутствовали позолоченные бронзовые маски Аполлона или Меркурия, позолоченные бронзовые ручки ящиков в виде гирлянд из листьев или драпировок, а также фриз с геометрическим узором вокруг верха. Другой популярной формой в конце этого периода был сундук, украшенный бляшками из севрского фарфора , обычно с цветочными узорами. Это была специальность дизайнера Мартина Карлина . Более экзотический материал появился в шкафу для медалей, изготовленном для Людовика XVI в 1788 году. Ящики были украшены позолотой, а на поверхность нанесены настоящие перья и крылья насекомых. [ 15 ]

В украшении маркетри комодов обычно использовались трофеи или рисунки, изображающие любовь или музыку, цветы, а иногда, в связи с страстью к экзотическим темам, китайские или японские предметы. К ним стали прикреплять панели, которые были покрыты лаком, напоминающим японский лак. [ 16 ]

Meuble d'appui представлял собой тип комода с дверцами спереди, который, как и комоды, имел мраморную верхнюю часть и богато украшенную лицевую сторону и предназначался для демонстрации декоративных предметов, фарфора, подсвечников или часов. Некоторые варианты имели центральный шкаф с дверью и полки по обе стороны для демонстрации ваз или других предметов. Комоды в конце правления часто украшали фризы из стилизованных пальмовых листьев и других растительных орнаментов.

Позже во времена правления новым вариантом стал комод vantaux , в котором ящики или полки внутри шкафа были скрыты двумя дверцами. Эбенист пошел еще дальше и спроектировал комод без ножек, который Жан-Франсуа Леле просто ставился на деревянное основание, вариант, получивший распространение в 19 веке. Более поздние комоды часто имели форму полумесяца и имели меньше украшений и украшений; их красота объяснялась качеством красного дерева, использованного для облицовки. [ 16 ]

Некоторые другие специализированные шкафы появились при Людовике XVI благодаря усовершенствованной технологии изготовления стекол большего размера. К ним относятся библиотеки или книжные шкафы со стеклянными дверцами, а также витрины или шкафы со стеклянными дверцами, где можно было выставлять драгоценные предметы. В первые годы правления на дверях были очень богато украшенные узоры маркетри, но в более поздние годы они стали намного проще: из красного дерева и дуба, отделанных позолоченной бронзой. [ 17 ]

В самом конце правления Людовика XVI, даже после начала революции в 1789 году, японское влияние было популярно. Адам Вейсвайлер изготавливал комоды с китайским и японским декором из дуба и черного дерева, покрытых японским лаком и лаком, богато украшенных позолоченной бронзой. Эти предметы часто использовались для демонстрации импортных ваз и другого фарфора, помещенного сверху. [ 18 ]

Основные формы письменного стола, откидной письменный стол и цилиндрический письменный стол появились в мебели Людовика XV , но при Людовике XVI их внешний вид стал более классическим, геометрическим и сдержанным, а качественные инкрустации маркетри стали намного тоньше. Письменные столы различались по размеру, но имели кожаную столешницу, сужающиеся ножки и обычно три ящика. Углы часто украшались позолоченными латунными розетками или другими орнаментами. В качестве древесины обычно использовались дуб, палисандр и амарант, иногда с дополнительными вставками из красного дерева, самшита и черного дерева. Некоторые письменные столы имели дополнительные полки, которые можно было выдвигать для письменных поверхностей, а некоторые модели и поверхность, которая поднималась под углом. Бюро -цилиндр , или письменный стол с выдвижной крышкой, было изобретено Обеном для Людовика XV в 1760 году. Обновленные версии Жана-Анри Ризенера были изготовлены из дуба, покрытого красным деревом, и имели простые, но элегантные ручки ящиков из позолоченной бронзы, замочные скважины и замочные скважины. и кружевная декоративная ограда вокруг верха.

Секретарский шкаф представлял собой вертикальный предмет мебели, напоминающий шкаф. Письменная поверхность была опущена, а внутренние полки и ящики открылись. также В шкафу «Секретарь» была откидывающаяся поверхность для письма, полки по обеим сторонам и ящики внизу. На верхней полке можно разместить часы и другие предметы декора. [ 19 ]

Среди дизайнеров, наиболее прославившихся своими письменными столами, помимо Жана-Анри Ризенера, были Жан-Франсуа Леле ; Клод-Шарль Сонье и особенно Давид Рентген , который изготавливал письменные столы не только для Людовика XVI, но и для Екатерины Великой , короля Пруссии и императора Австрии. Его столы славились не своей элегантностью, а механическими механизмами и потайными отделениями. [ 20 ]

Во времена правления Людовика XVIII дворяне часто принимали гостей, лежа в постели. Официальное пробуждение короля было официальной церемонией, на которой мог присутствовать любой человек во дворце. а дворяне часто принимали посетителей, пока те лежали в постели. В спальнях короля и королевы кровать находилась за балюстрадой, а за балюстрадой ставился ряд табуретов для гостей.

Кровати знати и богатых обычно были квадратными или прямоугольными, с четырьмя высокими столбами, поддерживающими балдахин, называемый сиэль , или небо. Сиэль можно было прикрепить к спинке кровати или к стене. Занавески обычно висели на потолке и их можно было задернуть, чтобы закрыть кровать. В 18 веке появились разные варианты балдахина. В кровати а-ля герцогиня балдахин закрывал всю кровать, а в кровати a l'ange , или «как ангел», балдахин закрывал только изголовье кровати. Изголовье кровати с богато украшенным изголовьем обычно располагалось у стены. [ 21 ]

В 18 веке появилось несколько других вариантов, в том числе освещенный стул à prêcher с навесом, прикрепленным к стене наклонными шестами, который напоминал кафедру, прикрепленную к стене церкви. Более повседневный вариант, освещенная де-жур или кушетка, находился где-то посередине между кроватью и диваном, с мягким изголовьем или изголовьем на одном конце, прикрепленным к длинной подушке с шестью ножками. [ 21 ]

Lit à la polonaise ( польская кровать ) с потолком, подвешенным прямо над кроватью, впервые появилась при Людовике XV, но была упрощена и приобрела классический вид при Людовике XVI. Мария-Антуанетта заказала версию для ванны своих апартаментов в Версале.

Известные дизайнеры и мастера

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хакахетте.
  • Дюшер, Робер (1988), Характеристика стилей (на французском языке), Париж: Фламмарион, ISBN  2-08-011539-1
  • Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели (на французском языке), Париж: Жиссеро, ISBN  978-2-877-4746-58
  • Вигандт, Клод-Поль (1995), Le Mobilier Français - Переходный период Людовика XVI (на французском языке), Париж: Массен, ISBN  2-7072-0281-9
  • Ловреглио, Аурелия и Анна (2006), Словарь мебели и предметов искусства от средневековья до 21 века (на французском языке), Париж: Le Robert, ISBN  2-84902-079-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4bc35efec6cf46966aa4730313da3a4__1710058260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/a4/e4bc35efec6cf46966aa4730313da3a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis XVI furniture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)