Jump to content

Кариатида

(Перенаправлено с Кариатиды )
Кариатидный крыльцо Эрехтейона в Афинах , Греция. Теперь это реплики. Оригиналы находятся в Музее Акрополя (один в Британском музее ).
Кариатида, взятая Элгином из Эрехтейона , стоящая в контрапосте , выставлена ​​в Британском музее.

Кариатида k ( / ˌ k ɛər i ˈ æ t ɪ d , ˌ ær - / KAIR -ee- AT -id, KARR - ; [ 1 ] Древнегреческий : Каритис , латинизированный : Каруатис ; пл.   Кариатиды , Каруатиды ) [ 2 ] — скульптурная женская фигура, служащая архитектурной опорой, заменяющая колонну или столб, поддерживающий антаблемент на ее голове. Греческий « термин кариатиды» буквально означает «девицы Карьяи », древнего города на Пелопоннесе . В Карьяи был храм, посвященный богине Артемиде в ее аспекте Артемиды Карьятис: «Как Карьятис она радовалась танцам ореховой деревни Карьяи, тех Кариатид, которые в своем экстатическом хороводе несли на своих головах корзины с живыми животными. камыши, словно танцующие растения». [ 3 ]

Атлас то или атлантид или теламон — это мужской вариант кариатиды, есть скульптурная мужская статуя, служащая архитектурной опорой.

Этимология

[ редактировать ]

Термин впервые записан в латинской форме кариатиды римским архитектором Витрувием . В своей работе «Об архитектуре» I века до нашей эры (I.1.5) он заявил, что некоторые женские фигуры представляют собой наказание женщин Карий , города недалеко от Спарты в Лаконии , которые были приговорены к рабству после предательства Афин, встав на сторону Персии в Греко. -Персидские войны . Однако объяснение Витрувия сомнительно; задолго до Персидских войн женские фигурки использовались в Греции в качестве декоративных опор. [ 4 ] и древний Ближний Восток. Объяснение Витрувия отвергается Камиллой Палья в «Сверкающих образах» как ошибка и даже не упоминается Мэри Лефковиц в «Возвращение к Черной Афине» . [ 5 ] [ 6 ] Они оба говорят, что этот термин относится к молодым женщинам, поклоняющимся Артемиде в Кариях посредством танца. Лефковиц говорит, что этот термин пришел из спартанского города Карии, где молодые женщины танцевали на кольцах вокруг статуи богини Артемиды под открытым небом, которую местные жители отождествляли с ореховым деревом. Бернар Сержан уточняет, что танцоры приехали в небольшой городок Карии из соседней Спарты. [ 7 ] Тем не менее ассоциация кариатид с рабством сохраняется и преобладает в искусстве эпохи Возрождения . [ 8 ]

Древние Карии предположительно были одной из шести соседних деревень, которые объединились, чтобы сформировать первоначальный поселок Спарта и родной город царицы Менелая , Елены Троянской . Девушки из Карий считались особенно красивыми, сильными и способными родить сильных детей. [ нужна ссылка ]

Кариатида, поддерживающая на голове корзину, называется канефорой («носительница корзины») и представляет собой одну из девушек, носивших священные предметы, используемые на пирах богинь Афины и Артемиды . Кариатиды Эректейона в святилище, посвященном архаическому царю Афин, могут, таким образом, представлять жриц Артемиды в Кариях, месте, названном в честь «сестричества орехового дерева» – очевидно, в микенские времена, как и другие топонимы женского рода во множественном числе , такие как Хирай. или сами Афины.

Более поздний мужской аналог кариатиды упоминается как теламон (множественное число telamones ) или атлас (множественное число atlantes ) — это имя отсылает к легенде об Атласе , который нес на своих плечах небесную сферу. Такие фигуры использовались в монументальных масштабах, особенно в Храме Зевса Олимпийского в Агридженто , Сицилия .

Древнее использование

[ редактировать ]
Замысловатая прическа кариатиды выставлена ​​в Музее Акрополя в Афинах.

Некоторые из самых ранних известных примеров были найдены в сокровищницах Дельф , в том числе в сокровищницах Сифноса , датируемых VI веком до нашей эры. Однако их использование в качестве подставок в виде женщин можно проследить еще раньше, до ритуальных чаш, ручек зеркал из слоновой кости из Финикии и драпированных фигурок из архаической Греции.

Самыми известными и наиболее копируемыми примерами являются шесть фигур кариатидного крыльца Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Одна из этих оригинальных шести фигур, удаленных лордом Элджином в начале 19 века в результате акта, который серьезно повредил храм и широко считается вандализмом и грабежом, в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне. Правительство Греции не признает претензии Британского музея на владение какой-либо частью храмов Акрополя, а возвращение украденной Кариатиды в Афины вместе с остальной частью так называемых « Элгинских мраморов» является предметом крупной международной кампании. Остальные пять фигур хранятся в Музее Акрополя , которые на месте заменяются точными копиями. Пять оригиналов, находящихся в Афинах, теперь выставлены в новом Музее Акрополя на специальном балконе, позволяющем посетителям рассмотреть их со всех сторон. Пьедестал кариатиды, перевезенной в Лондон, остается пустым в ожидании своего возвращения. С 2011 по 2015 год их чистила специально построенная лазерный луч мрамора , который удалил скопившуюся сажу и грязь, не повредив патину . Каждая кариатида была очищена на месте, а телевизионная цепь транслировала зрелище в прямом эфире для посетителей музея. [ 9 ]

Хотя шесть кариатид одинакового роста и телосложения, одинаково одеты и прически, они не одинаковы: их лица, поза, драпировка и волосы вырезаны отдельно; трое слева стоят на правой ноге, а трое справа стоят на левой ноге. Их объемные, замысловато уложенные прически служат важнейшей цели — обеспечить статическую поддержку шеи, которая в противном случае была бы самой тонкой и структурно слабой частью.

Римляне и скопировали кариатиды Эрехтейона, установив копии на Форуме Августа Пантеоне также в Риме , а также на вилле Адриана в Тиволи . Другой римский пример, найденный на Виа Аппиа , — Кариатида Таунли . [ 10 ]

Ренессанс и после

[ редактировать ]

В раннее Новое время практика интеграции кариатид в фасады зданий была возрождена, а в интерьерах они стали использоваться в каминах , что не было особенностью зданий в древности и не имело прецедентов. Ранними примерами интерьера являются фигуры Геракла и Иолы, вырезанные на косяках монументального камина в Зале делла Джоле Дворца дожей в Венеции около 1450 года. [ 11 ] В следующем столетии Якопо Сансовино , скульптор и архитектор, вырезал пару женских фигур, поддерживающих полку мраморного камина на вилле Гарцони, недалеко от Падуи. [ 12 ] Ни один архитектор не упоминал об этом устройстве до 1615 года, когда Палладио ученик Винченцо Скамоцци включил главу, посвященную дымоходам, в свою «Идею универсальной архитектуры» . Он считал, что те, что находятся в покоях принцев и важных персон, могут быть достаточно величественными для каминов с кариатидами, таких как тот, который он проиллюстрировал, и аналогичный, который он установил в Зале Антиколлегио , а также во Дворце дожей. [ 13 ]

позднего барокко Кариатиды и атлантид полуфигуры в Сан-Суси , Фридриха Великого летний дворец в Потсдаме.

В 16 веке, благодаря примерам, выгравированным для трактата Себастьяно Серлио об архитектуре, кариатиды стали неотъемлемой частью декоративного словаря северного маньеризма, выраженного школой Фонтенбло и граверами Антверпена . В начале 17 века в якобинских интерьерах Англии появляются образцы интерьера; в Шотландии каминная полка в большом зале замка Мучалс ранним примером остается . Кариатиды остались частью словаря немецкого барокко и были преобразованы в более сдержанные и «греческие» формы неоклассическими архитекторами и дизайнерами, например, четыре терракотовые кариатиды на крыльце Новой церкви Святого Панкраса в Лондоне (1822 г.).

Множество кариатид выстроились в ряд на фасаде Дворца искусств 1893 года, в котором размещается Музей науки и промышленности в Чикаго . В искусстве дизайна драпированная фигура, поддерживающая капитель корзины из аканта , имеющая форму подсвечника или подставки для стола, является знакомым клише неоклассического декоративного искусства. в На восточном фасаде Художественного музея Джона и Мейбл Ринглинг Сарасоте изображены кариатиды.

Святого Годена Кариатиды Художественной галереи Олбрайт-Нокс , Буффало , США

В 1905 году американский скульптор Огастес Сент-Годенс создал крыльцо-кариатид для Художественной галереи Олбрайт-Нокс в Буффало, штат Нью-Йорк , в котором четыре из восьми фигур (остальные четыре фигуры держат только венки) представляли другой вид искусства: архитектуру, живопись, скульптуру. и Музыка . [ 14 ]

Скульптура Огюста Родена 1881 года «Падшая кариатида, несущая свой камень» (часть его монументальной «Врата ада» ) работы [ 15 ] изображена упавшая кариатида. Роберт Хайнлайн описал это произведение в книге «Чужой в чужой стране» : «Теперь перед нами еще один эмоциональный символ… на протяжении почти трех тысяч лет или дольше архитекторы проектировали здания с колоннами в форме женских фигур… После всех этих столетий это заняло Родену понять, что эта работа слишком тяжела для девушки... Вот эта бедная маленькая кариатида, которая попыталась - и потерпела неудачу, упала под бременем... Она не сдалась, Бен, она все еще пытается поднять; этот камень после того, как он раздавил ее..." [ 16 ]

Во втором акте своей пьесы 1953 года «В ожидании Годо» автор Сэмюэл Беккет заставляет Эстрагона сказать: «Мы не кариатиды!» когда он и Владимир устают «возить» недавно ослепленного Поццо.

Аньес Варда сняла два короткометражных фильма, в которых задокументированы колонны кариатид вокруг Парижа. 1984 Саид Кариатиды 2005 Саид Кариатиды Бис.

Музыкальная группа Son Volt напоминает о кариатидах и их бремени в поэтической метафоре в песне «Caryatid Easy» из их альбома Straightaways 1997 года , где певец Джей Фаррар упрекает неопознанного любовника строчкой «ты играешь с кариатидой легко».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «кариатида» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер.
  2. ^ Καρυᾶτις в Байи, Анатоль (1935) Le Grand Bailly: греко-французский словарь, Париж: Hachette
  3. ^ (Керени 1980, стр. 149)
  4. ^ Херси, Джордж, Утраченное значение классической архитектуры , MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1998, стр. 69
  5. ^ Сверкающие изображения , с. 25
  6. ^ Возвращение к Черной Афине , с. 197
  7. ^ кариатида в «Нашем повседневном греческом» Бернарда Серджента
  8. ^ Раб в европейском искусстве : от трофеев эпохи Возрождения до эмблемы аболиционистов , редакторы Элизабет Макграт и Жан Мишель Массинг, Лондон (Институт Варбурга), 2012 г.
  9. ^ Олдерман, Лиз (7 июля 2014 г.). «Девушки Акрополя сияют заново» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 июля 2014 г.
  10. ^ А. Х. Смит, «Письма Гэвина Гамильтона Чарльзу Таунли», Журнал эллинских исследований, 21 (1901: 306–321), стр. 306 примечание 3. Описи Таунли, где он интерполируется между № 9 (Геката) и № 10 (Фортуна).
  11. Отмечено Джеймсом Паркером при описании прецедентов камина с кариатидой из белого мрамора из Честерфилд-хауса в Вестминстере , который сейчас находится в Метрополитен-музее (Паркер, «Спроектированный в самой элегантной манере и выполненный из лучшего мрамора»: Кариатидный дымоход из Честерфилд-хауса», Бюллетень Метрополитен-музея , новая серия, 21.6 [февраль 1963] стр. 202–213).
  12. Также отмечено Паркером 1963:206.
  13. ^ Оба отмечены Паркером 1963:206, и рис. 9.
  14. ^ «archsculptbooks.com» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
  15. ^ «Падшая кариатида, несущая свой камень» . Коллекция онлайн . Метрополитен-музей . Проверено 29 января 2015 г.
  16. ^ Хайнлайн, Роберт А. (1961). Чужой в чужой стране . Патнэм. ISBN  978-0-441-79034-0 .
  17. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 38. ISBN  978-1-52942-030-2 .
  18. ^ «Л'Инкантада» . Collections.louvre.fr . Апрель 01:50 . Проверено 5 января 2024 г.
  19. ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. ISBN  978-2-7572-0177-0 .
  20. ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. ISBN  978-2-7572-0177-0 .
  21. ^ «Парижский кабинет 17 века» . musees-strasbourg.skin-web.org . Проверено 13 сентября 2023 г.
  22. ^ «Ювелирная оранжерея Марии-Антуанетты» . 1774 . Проверено 21 сентября 2023 г.
  23. ^ «Ваза Медичи» . Collections.louvre.fr . 1774 . Проверено 13 сентября 2023 г.
  24. ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 486. ИСБН  978-1-52942-030-2 .
  25. ^ «Винкель ван Синкель» . openmonumentendag.nl . Проверено 13 сентября 2023 г.
  26. ^ «Maison en terre cuite de Virebent» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
  27. ^ Бертрам, Мэрион (2020). Египетский музей и коллекция папирусов; Музей предыстории и ранней истории . Престель. п. 118. ИСБН  978-3-7913-4262-7 .
  28. ^ «Бессмертный» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 19 января 2023 г.
  29. ^ «Бессмертный» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
  30. ^ «ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОМУ ГЕРОЮ НА АВАЛЕ ( Памятник Неизвестному герою на Авале . Памятники культуры Сербии (на сербском языке). Национальный центр цифровизации . Проверено 16 сентября 2013 г.
  31. ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. п. 149. ИСБН  978-973-0-23884-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52ca24f155f26db688d4cb53928fd596__1718212080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/96/52ca24f155f26db688d4cb53928fd596.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caryatid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)